Методика Сесиль Лупан
Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. Сесиль Лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста — разные средства познания мира. Сесиль опробовала методику Глена Домана на своих детях, но у нее не все получилось.
Она отошла от жестких принципов Домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. Свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними Сесиль Лупан описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя»». Во Франции Сесиль Лупан основала общество с таким же названием. В настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.
Биография
Сесиль Лупан (в девичестве Браи) родилась в 1955 году в Монсе (Бельгия).
Со своим мужем – Виктором — Сесиль познакомилась в 1979 году, в 1982 году родилась их первая дочка – Галя, в 1983 – дочка Селина.
В настоящее время Сесиль Лупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле и радиопередачах, воспитывает детей
О методике Сесиль Лупан
В начале своего материнства Лупан заинтересовалась методикой Глена Домана и даже побывала на его семидневном семинаре в Америке. Воодушевившись идеями и энтузиазмом Глена, Сесиль начала заниматься со своей восьмимесячной дочкой Галей математическими карточками с точками. Но она столкнулась с некоторыми трудностями, и хотя и добилась неких результатов, все равно не смогла добиться заинтересованности своей дочери.
Вскоре Лупан отошла от методики Домана, сохранив, однако, основные его принципы, которые посчитала единственно верными:
• самые лучшие преподаватели для малыша — его родители;
• обучение — это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
• не надо проверять своего ребенка;
• любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, Лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.
Лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь». Нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у Домана), а развивать врождённые «склонности» малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у Монтессори). И опять же не загружать мозг детей информацией, как советует Доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. Т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д.
Основной принцип методики Сесиль Лупан — обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.
Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», — считает Лупан.
И конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. Нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. Дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.
«И не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», — пишет в своей книге Сесиль Лупан.
Рождение второй дочери показало Сесиль, насколько дети бывают непохожими друг на друга, и как важно в обучении быть чутким и гибким. Ведь то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого. Поэтому Лупан предупреждает родителей, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные ею.
В книге Сесиль Лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.
Игры и упражнения в первый год жизни (по книге Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»)
Первый год – очень важный этап в жизни человека. В течение этого времени процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:
1. Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения. Нужно проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать
2. Стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств. Стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире.
Зрение
Состояние высвобожденной двигательной активности. Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
Одноцветные предметы. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
Украшение кроватки. Прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок — независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. Как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
Зеркала. Поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
Мобиль. Прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. «Шахматная доска». Когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки — черные и белые. Это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
Иллюстрированные карточки. Подготовьте карточки размером 30?30 см. На одних карточках нарисуйте кружки, на других — черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). Разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.
Слух
Приучайте малыша к звуковым контрастам. Вы должны много петь ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
Высокие и низкие звуки. Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
Кассеты. Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.
Осязание и хватание
Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.
Лоскутное одеяло. Сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он «тренировал» свое осязание.
Яркие рукавички. Чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. Для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.
Вкус и обоняние
Запахи растений. Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
Предметы для жевания. Дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
Использование в качестве игрушек различных вещей. Для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода — чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. Но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.
3. Поощрять ребенка развивать свою двигательную активность.
Особое место в развитии ребенка уделяется двигательной активности.
При рождении
Кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения.
Положение на животе. В течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.
Наклонная плоскость. Это гладкая доска (150?100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. Посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. Упражнение делается под наблюдением взрослого.
Гимнастика:
— скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. Повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;
— сделайте то же самое упражнение, но для ног;
— затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;
— пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;
— положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его «поплавать» в воздухе;
— положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. Желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. Это предотвратит удар.
В период между первым и четвертым месяцами
Манеж препятствует развитию подвижности. Рекомендуется не использовать его совсем или применять очень ограниченно. Нужно организовать в комнате для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, резвиться в свое удовольствие.
Равновесие. Стенки некоторых детских кроваток имеют сбоку твердую планку. Поддерживая малыша, направляйте его, чтобы он сделал (пока инстинктивно) свои первые шаги вдоль этой планки.
Положение на четвереньках. Когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками.
Гимнастика. Упражнения носят тот же характер, что и на предыдущем этапе, но по мере того, как ребенок растет и крепнет, усложняются. Очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. Если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. Если же вы, напротив, сможете работать с ним, не спеша, то он, несомненно, захочет показать вам, что его такой темп не устраивает и что ему хочется заниматься еще и еще.
Период между четырьмя и двенадцатью месяцами.
Положение стоя. Поместите в пространство, отведенное для малыша, какие-либо предметы или мебель, это поможет ребенку стоять, опираясь на что-нибудь. Нужно, чтобы предметы были достаточно длинными и позволяли ребенку ходить вдоль них. Разместите такие предметы на небольшом расстоянии друг от друга, тогда ребенок сможет делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому.
Свободное перемещение. Малыш уже вырос и может сам ходить по дому. Подготовьте помещение так, чтобы ему это было удобно. Ценные и опасные предметы поставьте вне зоны его досягаемости.
Побуждение к ходьбе. Во время прогулки заставляйте малыша ходить, держа его за руки. Когда он стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и, пришел к вам в руки.
Лестница. Если у вас в доме есть лестница, поощряйте ребенка взбираться на нее, конечно, под вашим присмотром.
Большие полые кубы можно очень удачно использовать, чтобы стоять, прятаться, ползать и стучать по ним, отбивая ритм, а также убирать в них игрушки.
Равновесие — чрезвычайно важный фактор. Для выработки равновесия можно купить детское гимнастическое бревно или сделать его самим. Не дожидаясь, пока ваш ребенок станет ходить, научите его ставить ножку за ножкой и перемещаться по этой планке вперед.
Брахиация — это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. Малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. Упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. К этому упражнению можно переходить, когда младенец научится висеть на палочке. Ребенка нужно крепко держать, пока он хватается за каждую следующую ступеньку.
Гимнастика.
— положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. Меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку;
— вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его;
— то же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку;
— возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону;
— то же упражнение, но держа ребенка за ноги;
— то же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу;
— возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.
Большой пляжный мяч. Положите ребенка животом на мяч, который вы будете катить вперед, не держа малыша при этом. Схватите ребенка за ноги, прежде чем его голова коснется земли.
Кувырки. Научите ребенка втягивать голову и перекатываться вперед. Когда малыш к этому привыкнет, положите его на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.
Ходьба на руках. Переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках. Потом скажите, чтобы он прижал подбородок к груди, и закончите все кувырком.
4. Заложить основы языка.
Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс,
который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить.
Объясните ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т. п. Описанные ниже упражнения нужно начинать с самого рождения и не прекращать даже после года:
Части тела. Сеансы массажа и тактильной стимуляции — самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела.
Знакомые предметы – называйте их и рассказывайте о них.
Иллюстрированные карточки для визуального стимулирования – называйте изображенное и рассказывайте о нем.
Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов и т. п.
Детская речь — взрослая речь (точная и четкая). Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой — по вашему желанию. Малышу необходимы оба типа речи.
Повторяйте звуки, которые произносит ребенок, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т. п.), а потом побуждайте его повторять их. Таким образом, он интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог.
Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты. Все это нужно бесконечно напевать младенцу, причем не в три года, а с самого рождения: «Котя-котенька-коток», «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» и т.п.
В следующей статье будут приведены примеры игр и упражнений Сесиль Лупан для детей 1-6 лет.
Автор: Дарья Колдина
дисциплины с 1 года до 6 лет
Предыдущую статью мы посвятили дисциплинам, которые методика Сесиль Лупан предлагает использовать для детей до года. Эта статья — о другом важнейшем периоде в жизни ребенка – от 1 года до 6 лет.
Лупан подчеркивает:
отношение к ребенку должно соответствовать тому, что было на протяжении первого года жизни малыша.
Правила поведения родителей в период жизни ребенка с 1 года до 6 лет
Правила, которые предлагает методика раннего развития Сесиль Лупан для периода с 1 года до 6 лет, касаются, в первую очередь, родителей:
- Присутствие родителей в жизни малыша должно быть максимально большим.
- Звуки телевизора или радио не должны вытеснять живой человеческий голос.
- Расширяем пространство, в котором может гулять ребенок (внимательно следим, чтобы малыш не ушибся).
- Продолжаем поощрять интерес малыша, подстегивать его любопытство.
Физическая активность в период с 1 года до 2 лет
Малыш становится все активнее, и родителям необходимо всячески приветствовать его устремления. Без движения, без спорта эффективное развитие ребенка становится утопической задачей.
Итак, в этот период активно используем:
- Продолжительные прогулки. Ребенок в возрасте 2 лет достаточно силен, чтобы проходить около 5 км. в день. Чтобы крохе было интереснее, мама или папа должны держать его за ручку, беседовать с ним.
- Бег. Стараемся спровоцировать малыша на быстрый шаг, переходящий в бег. Когда ребенок впервые пробежится, он почувствует, насколько это здорово. На одной прогулке достаточно 1-2 пробежек. Можно поиграть с крохой в догонялки.
- Важнейший момент – прыжки. Малыш может прыгнуть в руки мамы с невысокой лавочки или со ступеньки. Также Сесиль Лупан рекомендует подпрыгивания на месте.
Дисциплины по Лупан для ребенка от 2 до 6 лет
В этот возрастной период методика Лупан подразумевает сочетание упражнений, направленных на развитие физических и интеллектуальных способностей малыша.
Спорт
- Бег, ходьба, прыжки, упражнения на равновесие.
- Танцы.
- Гимнастика под музыку.
- Хорошим стимулом для малыша станет наблюдение за физическими занятиями старших ребятишек.
- Ребенок готов к занятиям всеми доступными видами спорта: плаванием, бегом на лыжах, ездой на велосипеде и проч.
Речь
Ребенок в этот период может плохо выговаривать некоторые звуки и путать порядок слогов. Особая сложность возникает в произнесении сложных слов. Малыш может говорить «лалдилоп». Методика Сесиль Лупан советует в данном случае попросить ребенка произнести отдельно слог «гар», затем – «де», и, наконец, «роб». Когда кроха научится произносить слоги, он сможет медленно произнести все слово – «гардероб».
Развитие речевых навыков с помощью искусства
Поэзия – прекрасный помощник в развитии ребенка. Малышу нужно рассказывать стишки, сказочки, петь песенки и колыбельные. Разумеется, все это должно происходить в виде игры: вообще, методика Лупан игровая, легкая и ненавязчивая.
- На первом этапе малыш заканчивает поэтические фразы, которые начинает проговаривать мама. К возрасту 1,5-2 лет кроха уже неплохо умеет говорить. Мама день за днем повторяет стишки, малыш запоминает их.
- На втором этапе мама просит ребенка почитать стишок вместе. Постепенно кроха все бойчее и бойчее включается в процесс.
- После того, как малыш научится пересказывать маленькие стишки, можно перейти к большой поэзии. Объясняем ребенку непонятные слова и понятия: это расширит его представление о мире.
- Рассказываем малышу наизусть басню Крылова (ту, которую мама или папа сами хорошо знают). Поясняем, в чем смысл этого произведения.
Другие виды искусства также являются важнейшими элементами методики Лупан. Хорошо, если у родителей есть доля артистичности и любви к театральному искусству. Развитие ребенка будет более эффективным, если разыгрывать с малышом сценки.
Знакомим ребенка с книгой как можно раньше. Это должны быть книжки с иллюстрациями, все непонятные малышу моменты объясняем в игровой форме.
К трехлетнему возрасту малыш уже знает приличное количество слов и можно начать знакомить его с величайшими мифологическими сводами человечества: с библейской историей, древнегреческой мифологией.
Начиная с двух лет, водим малыша в кинотеатр на мультфильмы. Ребенка держим на коленях и рассказываем ему на ушко о происходящих на экране событиях.
Пополнение словарного запаса
Делаем карточки с наклеенными на них картинками животных. Поясняем ребенку, как называется каждое из существ. Воспроизводим звук, который издает животное. Скоро кроха выучит все картинки и сможет отвечать на вопросы мамы: «А кто это на картинке?», «А как кукарекает петушок?». Аналогичные карточки делаем для птиц, рыб, профессий и т.д.
Методика Сесиль Лупан направлена на быстрое развитие речи малыша, на повышение его языковых навыков.
Упражнения на грамматику
К возрасту в 2-3 года ребенок испытывает огромную радость овладения речью и готов разговаривать без передышки. Для мамы или папы — это знак, что настал момент углубления осознания малышом природы слов и особенностей построения фразы.
- Показываем малышу, что фразы состоят из слов. Знакомый малышу стишок записываем на доске, вычленяя каждое слово. Учим ребенка читать стихотворение, показывая на доске каждое отдельное слово. Эта дисциплина поможет подготовить кроху к чтению.
- Объясняем структуру родов – мужской, женский, средний. «Корова» — это женский род, а «бык» — мужской.
- Рассказываем малышу о существовании единственного и множественного числа. «На озере плавает одна уточка» или «На озере плавает две уточки».
- Во фразах есть подлежащее и сказуемое. «Коля гуляет». Коля – подлежащее, гуляет – сказуемое.
- Поясняем малышу о разнице между временами. Произносим фразы в настоящем, будущем, прошедшем времени, помогаем ребенку разобраться в этом вопросе.
Главные принципы обучения чтению по Сесиль Лупан
Любая методика развития ребенка уделяет огромное внимание чтению. Книга С. Лупан «Поверь в свое дитя» не исключение. Исследовательница выделила два главных правила обучения чтению:
- Процесс обучения игровой, с помощью специальных упражнений на запоминание алфавита, чтение слогов.
- Для ребенка чтение должно быть не тяжелым трудом по расшифровке непонятных ему вещей, а способом получить доступ к интересующей его информации – забавному стишку, рассказу и проч.
Песенка для изучения алфавита
Алфавит можно превратить в песенку: просто споем все буквы на мотив песни для ребятишек. Ежедневно повторяем эту песенку малышу, начиная с самого раннего возраста. К 2-м годам ребенок сможет спеть алфавит сам.
Дисциплины Лупан на изучение слов и букв
В отличие от воспитательного труда Г. Домана, методика Сесиль Лупан отбрасывает принцип с непосредственным показом карточек с нанесенными на них словами. По мнению Сесиль, к занятиям чтением нужно приступать после того, как малыш начал говорить. Пишем на карточках названия предметов и приклеиваем карточки к столу, двери, шкафу. Время от времени показываем малышу карточку и читаем надпись.
По Лупан, согласные буквы в словах нужно писать черным карандашом, главные – красным. Буквы должны быть достаточно большие – около 4 см. в высоту.
После того, как малыш овладел алфавитной песенкой, нужно показать, что это не «абракадабра», а песенка со смыслом. Пишем каждую букву на карточках, показываем ребенку, произносим песенку, выделяя буквы.
Чтение
Развитие ребенка по Лупан подразумевает превращение чтения в увлекательный процесс, в центре которого находится ребенок. Сделать чтение по-настоящему интересным можно с помощью двух методов:
- Даем крохе понять, что книга – необычный предмет. Книгу можно придумать и записать самому.
- Делаем малыша одним из персонажей книги.
Сочиняем рассказ о ребенке, находим фотографии и размещаем их на больших картонных листах. Под каждым снимком – комментарий с выделением согласных букв черным цветом, гласных – красным.
Читаем книгу вместе с малышом, просим его показывать пальцем на знакомые слова. Так кроха учится пониманию, что текст состоит из слов.
Когда малыш осознает структуру текста, даем ему написанную «книгу» с фотографиями: она станет первой, которую ребенок прочтет сам.
Играем в следопыта
Когда малыш овладеет первыми навыками чтения, методика Лупан советует использовать игру под названием «Следопыт». Мама дает ребенку бумажку с надписью: «В кармане», или «Под столом». В указанном месте прячем что-нибудь вкусненькое.
Важно помнить, что чтение – обоюдный процесс. Мама читает первое слово, подталкивая тем самым малыша к чтению второго.
Нужно постоянно читать малышу достаточно трудные и захватывающие тексты. Например, сказки. Ребенок научится понимать, что, если он овладеет навыком чтения, то и сам сможет читать эти удивительные истории.
Письменные навыки
- Овладение письмом, равно как и чтением, целиком основано на подражании малыша взрослому. Показываем крохе, как пишутся буквы. Если ребенок «оригинальничает», не спорим с ним. На ошибки начинаем указывать после первых 2-3 упражнений по письму.
- Первыми словами для написания должны быть имена мамы, папы, ребенка.
- Компьютер – хороший помощник в обучении письму. Открываем программу Word, устанавливаем крупный шрифт и учим ребенка писать «мама», «папа» и проч.
Обучение иностранным языкам по Сесиль Лупан
Методика Сесиль Лупан ориентирована, в том числе, на овладение ребенком иностранным языком.
- Человека, владеющего иностранным языком, нужно попросить все беседы с крохой производить на нем.
- Даем малышу понять, что существует такое явление, как двуязычие. Мама называет руку на одном языке, папа – на другом.
- Песенки, стишки, сказки на иностранном языке.
- Кассеты с записью иностранной речи помогут развить у ребенка ощущение языка.
- Мама дает малышу понять, что она говорит на двух языках, пересказывает ему любимую иллюстрированную книжку на другом языке.
Развитие логического мышления
Сесиль Лупан считает, что развитие ребенка напрямую связано с повышением его способностей к логическому мышлению.
- Рассказываем и показываем крохе, что такое «лево», «право», «низ», «верх» и проч. Надевая рукав кофточки на левую ручку ребенка, сжимаем ее и говорим: «лево».
- Занятия с геометрическими фигурами. Рассказываем малышу, что такое круг, квадрат, треугольник. Постепенно малыш запоминает соотношение слов и фигур. Просим ребенка бросить в коробку карточку с квадратом.
- Игра в антонимы. Мама называет понятие, например, «большой», ребенок отвечает «маленький».
- Объясняем крохе, что значит стоять, лежать, петь, есть, спать и т. д.
- Рассказываем о родственниках: бабушке, дедушке, тете, дяде. На примере книг показываем, как действуют родственные связи.
- Знакомство с календарем: для этого отлично подойдет сказка «Двенадцать месяцев».
- Делаем 11 карточек с цифрами от нуля до десяти, учим ребенка выстраивать карточки в нужном порядке. Для этого на доске пишем верную последовательность.
Логические упражнения на понятийные классы
Все понятия объединяются в соответствии с неким общим качеством. Чтобы объяснить это ребенку, применяем следующие дисциплины:
- Называем слова: кровать, диван, шкаф. Объясняем ребенку, что все это – мебель. Матрешка, неваляшка и машинка – это игрушки.
- Называем цепочку из слов: свинья, бык, конь, воробей, коза. Просим ребенка назвать лишнее слово (воробей).
Упражнения с палочками
На полу раскладываем палочки в несложную фигуру, просим ребенка повторить упражнение. Через некоторое время малыш научится складывать фигуру по памяти. Усложняем структуру.
Математические дисциплины
Основной упор в математике методика Лупан делает на понимании ребенком того, как устроен процесс счета.
- Начинаем с чисел от 1 до 10. Считаем, четко проговаривая каждое число. Прежде чем включить телевизор, даем «обратный отчет» и т.д. Упражнение нужно делать ежедневно. Через некоторое время малыш научится называть числа.
- Наилучшим временем для обучения счету является время приема пищи. Считаем ложки употребляемой каши, кусочки хлеба или мяса. Постепенно кроха научится повторять за мамой.
- К возрасту до 3 лет ребенок умеет считать предметы до 10, и можно начать его ознакомление с другим отрезком числе.
- Нужно объяснить малышу, что значит ноль. «Сколько у нас в комнате бегемотов?». Ответ: «Ноль».
- Играем с ребенком в счет. Мама говорит «один», ребенок – «два» и проч.
- Пересчет бобов. Следим, чтобы ребенок ничего не проглотил.
Сложение и вычитание
- «Четыре». Какая цифра следующая? Ребенок, чтобы ответить на вопрос, начинает счет. Через некоторое время попросите малыша отсчитывать цифры про себя, а не вслух.
- Мама говорит 3, а ребенку нужно перепрыгнуть через одно число и назвать следующее.
- При помощи фасолинок объясняем малышу, что такое сложение. В одной стороне – две фасолинки, в другой – 3, объединяем кучки, получаем большую горку из 5 фасолинок.
- Вычитание. От 5 фасолин забираем и прячем две. Сколько осталось?
- Показываем ребенку знаки плюс и минус, объясняем, что они значат.
Метрика
- На примере роста ребенка рассказываем ему, что такое метр. К стенке прикрепляем рулетку, измеряем малышка. Затем помогаем ему изменить рост своих плюшевых игрушек.
- Понятие веса объясняем, измеряя вес ребенка на весах.
- Жидкость тоже можно измерять. Возьмем стакан и наполним его водой, до нарисованной фломастером отметки. Перельем в другой стакан, где отметка расположена несколько выше.
- Обращаем внимание малыша на часы и движение стрелок, объясняем ему, что означает секунда, минута, час.
Обучение истории
Всестороннее развитие ребенка требует постоянного углубления знаний малыша о мире. История – важная часть этого процесса. Обучение истории проводим поэтапно:
- На первом этапе рассказываем о прошлом малыша. Это делается с помощью фотоальбома.
- На втором этапе знакомим ребенка с историей родителей. Малыш узнает, что когда-то его мама и папа тоже были маленькими.
- Третьим этапом идет история бабушки и дедушки. Оказывается, что они были молодыми.
- Четвертый этап самый удивительный – на Земле задолго до людей жили удивительные существа – динозавры. Иллюстрированная книга поможет объяснить ребенку, какие на нашей планете были древние ящеры.
- На пятом этапе объясняем ребенку такое понятие, как страна. Посещения музеев, картинки, книги – отличные инструменты получения исторических знаний.
Музыкальный вкус
Сесиль Лупан считает музыку важнейшим элементом воспитания ребенка. Родителям предлагается как можно чаще петь, показывая малышу, что музыка – это то, что делает живой человек. Просто выбираем хорошую песню и поем малышу, не только со словами, но и без: «на-на-на».
В комнате ребенка иногда включаем записи музыкальных произведений. Через некоторое время малыш научится подпевать знакомой песенке.
Спортивные занятия
Плавание – один из важных методов, которые предлагает использовать методика Лупан. Исследовательница считает, что плавание оздоровляет организм ребенка, делает его смелее, насыщает положительными эмоциями. Однако, при плавании малыша родители всегда должны находиться рядом.
Методика Сесиль Лупан доказала свою эффективность. Ее преимущество – ненавязчивость, игровая форма. Недостаток – индивидуальная ориентированность, так что не следует волноваться, если ребенок не воспринимает методику.
Следующая статья посвящена художественно-эстетическому воспитанию ребенка по методике Сесиль Лупан.
Техника Сесиля Лупана: обучение должно приносить радость
Метод Сесиля Лупана не является научным: он имеет дело с естественным и многосторонним развитием детей с учетом их особенностей и индивидуальности. Сесиль Лупан разработала методику не как психолог, а как мать двух дочерей, которая стремилась научить детей с раннего возраста познавать мир с помощью самых разных средств.
Как появилась техника Сесил Лупан
После рождения старшей дочери Сесиль увлеклась техникой Глена Домана. Зараженная энтузиазмом Глена и его идеями, она занималась с дочерью, используя математические карты с точками. Ей удалось добиться незначительных результатов, но полностью заинтересовать ребенка ей не удалось. Тогда Лупан отошел от метода Домана, но в то же время сохранил свои принципы, которые считал правильными:
1. Лучшие учителя для детей – это их родители.
2. Игровые тренировки следует прекращать до того, как ребенок устанет.
3. Не проверяйте своего ребенка.
4. Интерес нужно подкреплять свежими идеями и скоростью.
На основе этих четырех принципов разработана методика раннего развития Сесила Лупана. Кроме того, она использовала информацию, собранную в различных книгах, и свою театральную подготовку. К суровым принципам Домана Сесил добавил креативность, зрелищность и эмоциональность. Постепенно Лупан разработал систему упражнений и игр для детей, которые направлены на раскрытие их потенциала и формирование личностных качеств.
Техника Сесила Лупана: основные принципы
По методу Домана детей нужно тренировать, следуя строгому графику. Но Сесил убежден, что нужно проводить развивающие занятия, учитывая то, что ребенку интересно именно сейчас. Необходимо развивать его врожденные способности. Также она не поддерживает рекомендации Домана загружать детский мозг информацией. Мозг, конечно, кладезь знаний. Но, по мнению Сесиль, такой подход не приведет к положительным результатам: ребенка нужно учить обобщать и обрабатывать полученную информацию. Метод Сесиля Лупана основан на идее, что обучение должно быть интересным, приносить радость и малышу, и родителям.
Особенности методики Лупана
Основная идея методики, разработанной Сесилом, заключается в том, что дети не требуют покровительственного внимания, им необходимо внимание-интерес. Чрезмерная опека и навязчивая забота родителей воспринимается детьми как нарушение личного пространства. Ребенка нужно чаще отдавать самому себе, чтобы он мог заниматься интересными занятиями.
И, конечно же, стремясь развивать интеллект своего ребенка, не забывайте о его чувствах. Ребенку нужна любовь, объятия и поцелуи. Дети, уверенные в том, что родители их любят, быстрее развиваются, с интересом воспринимают окружающий мир. Они стремятся узнать больше и прекрасно приспосабливаются к любой социальной группе.
Сесилу Лупану удалось убедить родителей в том, что только они способны направить потенциальный талант ребенка в нужное русло. Без его методики не обходится ни один центр раннего развития (Москва — не исключение). Одним из преимуществ этого метода является то, что для обучения и развития детей нет необходимости покупать какие-то специальные средства – все необходимое есть у каждого под рукой.
Воспитание ребенка по методу Сесила Лупана
Методику, разработанную Сесилом Лупаном, трудно назвать научной, ведь здесь речь идет скорее о разностороннем и естественном развитии детей, в котором удается учитывать их индивидуальность, склонности и интересы. Сесил Лупан, прежде всего, увлеченная мать, которая любит своих дочерей и хочет, чтобы они с самого детства развивались как можно лучше. Она попробовала технику Домана, но нашла в ней некоторые недостатки.
Она отказалась от жестких принципов техники Домана и переработала ее, творчески адаптировав под свои нужды, добавив своей безрассудности и эмоциональности. Методы развития детей и результаты, которые она получила с их помощью, женщина описала в своей книге «Практическое руководство «Поверь в своего ребенка». Также во Франции она основала одноименное сообщество. вашей методикой пользуются люди во всем мире
О методике Сесила Лупана
В самом начале периода материнства Сесил услышала о методике ГленДоман и очень заинтересовалась ею, даже посетила его еженедельный семинар в Америке. Методика ее устраивала и, заразившись энтузиазмом Домана, Лупансталь занимается с дочерью, которой на тот момент было восемь месяцев, с помощью математических карточек с нарисованными на них точками. Однако на этом пути она столкнулась с определенными трудностями, и хотя ей удалось добиться определенных успехов, дочь не особо интересовалась этим. Через некоторое время Сесиль отошла от этой методики, но сохранила те принципы, которые работали:
Лучшими учителями для ребенка всегда являются его родители;
Обучение следует проводить в игровой форме и прекращать его до того, как оно надоест ребенку;
Не проверять ребенка;
Для поддержания любопытства следует использовать новизну и скорость.
Используя эти четыре принципа, а также приемы, которые Лупан вычитала из разных книг и подсказала своей театральной подготовкой, она в итоге сформировала систему игр и упражнений для детей с самого младшего возраста, в основе которых лежит формирование их личностные качества и раскрытие заложенного в них потенциала.
Женщина доверилась своей интуиции и пришла к выводу, что ребенок — это не сосуд, который учитель должен наполнить, а огонь, который учитель должен зажечь. Не нужно тренировать ребенка по строгому расписанию, как это делается в методе Домана, а стараться развивать врожденные таланты ребенка, чутко улавливая, чем именно в данный момент ребенок интересуется и, на вершине этого интерес, проводить занятия, которые будут посвящены этой теме (которая является базовой, скажем, в методе Монтессори). Вопреки тому, что говорит Доман, мозг ребенка не следует нагружать информацией, а необходимо научить его обрабатывать эту информацию и обобщать ее. То есть нужно не просто сказать малышу, что это морковь, а в форме счета обыграть рассказ о том, как выращивается этот овощ, что можно брать и так далее.
Основополагающий принцип метода Лупана заключается в том, что обучение должно доставлять удовольствие как ребенку, так и его родителям. Дети должны учиться с интересом и легкостью.
Основная мысль в том, что на самом деле ребенок требует невнимания в виде опеки, а внимания в виде интереса. Если вы слишком навязчивы к ребенку, это мешает ему творчески проявить себя, а слишком навязчивая помощь может быть воспринята как нарушение границ личного пространства.