Кризис 6 лет у детей: Кризис у детей 6-7 лет

Кризис у детей 6-7 лет

  1. Психологи Хабаровска
  2. Новости
  3. Кризис у детей 6-7 лет

Период дошкольного детства завершается кризисом 7 лет. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
Начиная с 6-7-летнего возраста постепенно ведущий вид деятельности – игра, начинает сменяться учением. Учение следует понимать в широком смысле, это развитие способностей, получение знаний, умений и навыков, то есть это переход к осмысленной работе. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.

Одним из признаков кризиса является кривлянье и манерность, которые объясняются желанием подражать взрослым. Появляется демонстративная наивность, которая порой раздражает родителей. Ребёнок хочет быть взрослым, начинает предъявлять претензии на внимание и регулировать свое поведение правилами. Но у него не всегда это получается, что приводит к неоправданным самоограничениям.

Еще один признак кризиса – это потеря непосредственности. Происходит это из-за появления в поступках ребёнка интеллектуальной составляющей, которая вклинивается между желанием и непосредственным поступком. У ребёнка появляются переживания по поводу поступка.

И третий признак кризиса – симптом «горькой конфеты». Ребёнку может быть плохо, но он не хочет этого показывать.

Кроме психологической трансформации происходят серьезные перестройки в организме: ребенок резко прибавляет в росте и весе, изменяется работа сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Поэтому перепады настроения, утомляемость, раздражительность – это не проявления зловредного характера, а сигналы о перенапряжении и бурном росте.

К концу кризиса у ребёнка должна сформироваться новая социальная позиция – «школьник». Это значит, что ребёнок осознает своё место в системе общественных отношений. В этот период активно развивается саморегуляция, воля, самостоятельность, способность к самоорганизации, самоконтроль, умение оценивать свои поступки, целеполагание.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них.

Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», – то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Специалисты нашего Центра готовы проконсультировать вас по вопросам взросления вашего ребенка

https://www.psylogia.ru

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки» //Психологическая газета

Детские психологи выделяют четыре основных возрастных кризиса: первого года жизни, трех, семи и 13-14 лет. Кризис 6-7 лет или «Кризис первоклашки», как его ещё называют, не обязательно начинается по школьному звонку. Часть детей испытывает его уже в пять лет, к другим он приходит к семи. Поэтому на возраст ориентироваться не стоит. Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка — младший школьный возраст.

Многие родители отмечают, что их ребенок в преддверии школы становится непослушным и упрямым, капризным и раздражительным. Сталкиваясь с возрастным кризисом своего ребенка, чаще всего родители испытывают растерянность. Перепробовав все привычные методы воспитания – от поощрений до наказаний, они с ужасом понимают своё бессилие и чувствуют отдаление ребенка. Что же происходит на самом деле? Как понять своего ребенка и как себя с ним вести в этот непростой период?

Всему виной скачкообразное становление нервной системы. Представьте, что вы только что прокатились на американских горках. Почва уходит из-под ног, в голове сумбур. Примерно так же себя чувствует шестилетка. К этому времени знаний ребенка об окружающем его мире становится достаточно, чтобы понять, что мир гораздо больше, чем до этого представлялось. Если раньше подражать окружающим, играть было достаточно, теперь оказывается, что существуют понятия, которые нельзя потрогать или обыграть. Попытки сделать это приводят к куче сломанных машин и стриженых кукол.

В конце концов все любимые вещи остаются заброшенными, а ролевые игры забытыми. Это не значит, что малыш откажется от похода в детский магазин, не попросит что-то купить. Но теперь игрушка важна ему как статусная вещь. Он хвастает ею перед сверстниками, радуется просто тому, что у него это есть. На первый план выходит другой вид деятельности: обучение. Ребёнок с жадностью впитывает в себя знания. Круг интересов – книги, познавательные передачи, исследования.

Ребенок внезапно осознаёт, как невелик его кругозор. У него возникает неосознанное подозрение, что взрослые не всё при нём рассказывают.
Отсюда и появляется «прилипчивость». Родители не отпускаются ни на минуту, все «взрослые» разговоры впитываются и анализируются. Попытки занять малыша чем-то другим, «чтобы не развешивал уши», заканчиваются обидами.

Поскольку мир оказался огромным, со множеством неизведанных вещей, появляются страхи. Шестилетний ребенок внезапно осознаёт, что существуют болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия. Впервые приходит мысль, что мамы или его самого может не быть. Постепенно он свыкнется с этой мыслью, но в шесть лет подобное открытие просто ошеломляет.

Как проявляется возрастной кризис 6-7 лет?

Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.

Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.

Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.

Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Как помочь ребенку преодолеть этот кризисный период?

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их прежние методы воспитания уже не работают. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса.

Вот несколько рекомендаций, как вести себя с ребенком старшего дошкольного возраста:

1. Постарайтесь найти баланс между предоставлением ребенку большей самостоятельности (действия ребенка в этом возрасте направляются желанием поступать «как взрослый») и сохранением семейного уклада.

2. Соблюдайте гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появление новых обязанностей (например, теперь ребенок может сам сходить в гости к другу, но также он может ходить за хлебом в магазин рядом с домом).

3. При негативизме спокойно и твердо настаивайте на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила.

4. Поощряйте расширение сферы интересов ребенка, поддерживайте интерес к миру людей и вещей, организуйте походы в музеи, на экскурсии.

5.Сохраняйте и оберегайте общее положительное отношение ребенка к самому себе. Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей.
 

5 ключей к преодолению шестилетнего кризиса

4 минуты

Кризисы, которые случаются на протяжении всей жизни, нормальны и необходимы. Узнайте больше о шестилетнем кризисе и о том, как помочь ребенку пройти этот этап.

Последнее обновление: 22 февраля 2021 г.

Жизнь наших детей полна приспособлений и дезадаптаций практически с рождения. Шестилетний кризис — один из кризисов, которые им предстоит преодолеть по мере своего развития.

Детство полно опасностей, дисбалансов, достижений, неудач и т. д. Но почему? Потому что дети должны расти, и на этом пути у них будут взлеты и падения. Кроме того, они откроют свои пределы и все свои возможности. Это этап исследования, и, как и в любом процессе, они учатся на ошибках.

В детстве дети начинают формировать свою личность. Они начинают этот процесс в возрасте шести лет и продолжают в подростковом возрасте. Эти кризисы необходимы вашему ребенку, чтобы понять, кто он такой. Хотите узнать, как помочь ребенку преодолеть шестилетний кризис? Продолжай читать.

Почему дети переживают шестилетний кризис?

С самого рождения мозг ребенка не перестает развиваться. По мере роста их мыслительные способности и способности к действиям увеличиваются, причем очень быстро.

На этом этапе, учитывая потребность в автономии и независимости, они будут отвергать правила и ограничения, которые вы установили в доме. В этот период у них будет гораздо более широкий словарный запас, и из-за этого они оставят позади приступы гнева и неконтролируемый плач. Вместо этого они начнут использовать бранные слова и оскорбления, чтобы выразить свой гнев и разочарование.

В этом возрасте детей очень чувствительны и больше проявляют свои чувства. Нормально видеть, как они прыгают от радости, а затем, через несколько минут, беспричинно злятся на весь мир. Поэтому мы должны быть осторожны с тем, насколько они чувствительны на данном этапе. Мы должны следить за тем, что мы говорим им, как лесть, так и наказание, потому что они могут очень легко обидеться.

Поведение детей во время шестилетнего кризиса

  • Они оправдываются.
  • Они в плохом настроении без причины.
  • Эмоционально нестабилен. Они посмеются, а потом разозлятся.
  • Они часто серьезны и задумчивы.
  • Они упрямы, мятежны и иногда властны.
  • Постоянно жалуются на несправедливость жизни и на то, что их никто не любит.
  • Они будут сопротивляться правилам и авторитету.
  • Их отношения станут очень трудными.
  • Они становятся более активными и динамичными.
  • Трудности с принятием решений.
  • Они не перестают думать о последствиях своих действий; они не очень вдумчивы.

Такое поведение абсолютно нормально на данном этапе. Мозг шестилетнего ребенка очень незрелый и все еще развивается.

Их эмоциональные и когнитивные способности постоянно растут.

Ключи к преодолению шестилетнего кризиса

Во время шестилетнего кризиса родители должны позволить ребенку быть более самостоятельным. Однако им также необходимо установить четкие ограничения и правила, которые помогут им сосуществовать.

Сохраняйте спокойствие

Когда ваш ребенок переживает эмоциональный всплеск, важно сохранять спокойствие. Вы должны понимать, что это часть их развития и что им нужно наблюдать за другими, чтобы научиться управлять своими эмоциями.

Адаптируйте правила и ограничения к возрасту вашего ребенка

Дети постоянно растут, и поэтому методы, которые мы использовали с ними ранее, не принесут им пользы. Они уже умеют делать что-то самостоятельно, и поэтому им нужны новые правила и ограничения, адаптированные к их возрасту.

Будьте последовательны в своих последствиях

Если ваш ребенок нарушает правила, вы должны быть последовательны в своих последствиях за его действия.

Работайте над их привычками и распорядком дня

Очень важно работать над их привычками, так как они начинают ходить в школу. В этом возрасте у них есть школьные обязанности, о которых они должны заботиться. Поначалу это может быть сложно, но установление этого распорядка заставит вас чувствовать себя лучше.

Расскажите ребенку об их эмоциях, слушайте их и сопереживайте им

Поговорите со своим ребенком и сообщите ему, насколько он важен для вас. Слушайте их, когда им есть что вам сказать. Уделите им все свое внимание. Кроме того, когда они расстроены, сядьте с ними, потому что именно тогда они нуждаются в вас больше всего. Помогите им понять свои эмоции, когда они их чувствуют, и поставьте себя на их место. Тогда оттуда все будет намного проще.

Шестилетний кризис, как и все кризисы, которые возникнут в жизни вашего ребенка, является ключевым для его развития. Они должны построить свою личность, и в этом процессе будут взлеты и падения.

Если вы хотите как можно лучше помочь своему ребенку, применяйте эти ключи на практике. Они действительно могут помочь в данный момент. Кроме того, обязательно сохраняйте спокойствие и создайте хорошую атмосферу дома.

 

Что делать, если у вашего ребенка кризис

Признать, что ваш ребенок переживает кризис психического здоровья, может быть непросто. Вы можете не знать, что представляет собой кризисная ситуация, а не «плохой день» или «фаза». Вы можете испугаться — возможно, вы не знаете, как защитить своего ребенка. Добавьте к этому сложную систему школьного образования и здравоохранения, а также нехватку ресурсов для людей, борющихся с кризисом психического здоровья, и легко впасть в уныние.

Не забывайте доверять своим инстинктам. Вы эксперт по своему ребенку. Даже в этой сложной ситуации можно быть уверенным, что вы любите их больше всего, знаете их лучше всех и сделаете все необходимое, чтобы обезопасить своего ребенка.

Что такое кризис?

Кризис психического здоровья возникает, когда ваш ребенок рискует причинить вред себе или другим, или если его эмоции и поведение кажутся чрезмерными и неконтролируемыми.

Предупредительные признаки кризиса психического здоровья могут включать:

  • Выражение суицидальных мыслей либо с помощью явных заявлений, таких как «Я хочу умереть», либо более расплывчатых заявлений, таких как «Я не хочу больше здесь находиться»
  • Угрозы причинить вред другим или себе
  • Самоповреждающее поведение, такое как порезы или поджоги
  • Выражение сильного возбуждения и агрессии, в том числе физической агрессии, порчи имущества, враждебности и т. п.
  • Галлюцинации или бред
  • Изоляция от друзей и семьи

Как действовать

Если вы подозреваете, что ваш ребенок находится в кризисной ситуации, вам нужно будет принять некоторые решения. Как вы поступите, зависит от того, находятся ли они в непосредственной опасности, и от ресурсов, доступных в вашем сообществе.

Непосредственная опасность

Если вы чувствуете, что жизнь вашего ребенка или чья-либо жизнь находится в опасности, это чрезвычайная ситуация — вы должны принять немедленные меры для обеспечения безопасности всех. Позвоните 911 (или на местную экстренную линию) или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи. Ни в коем случае нельзя оставлять их одних.

Советы по телефону 911

  • Сообщите операторам службы экстренной помощи, что у вашего ребенка кризис психического здоровья. Во многих сообществах есть специалисты по оказанию помощи, обученные оказывать поддержку молодежи, переживающей кризис психического здоровья, поэтому важно, чтобы у них была эта информация.
  • В частности, спросите, есть ли детская кризисная команда. Эти специалисты обучены вмешиваться в такие ситуации.
  • Предоставьте как можно больше подробностей о ситуации.

Нет непосредственной опасности

Если вы уверены, что ваш ребенок не подвергается непосредственной опасности и что вы можете справиться с ситуацией, рассмотрите следующие шаги. Имейте в виду, что даже если это не физическая «чрезвычайная ситуация», это все же срочная ситуация, которую следует решать как можно быстрее.

  • Создайте для них безопасное пространство, чтобы они могли говорить о своих чувствах и активно слушать. Задавать вопросы — это нормально, но самое главное — убедите их, что вы здесь, чтобы поддержать и помочь им.
  • Если ваш ребенок уже получает психиатрическое лечение, обратитесь к его психиатру или терапевту. Они могут подсказать, что делать дальше, включив свои знания о вашем ребенке и текущей ситуации.
  • Если ваш ребенок в настоящее время не получает лечения, ему потребуется оценка психического здоровья. Связь со службами охраны психического здоровья для детей может быть сложной задачей, но врачи первичной медико-санитарной помощи часто могут проводить обследования и направления.
  • Свяжитесь с горячей линией или текстовой линией, которая предоставляет услуги и ресурсы кризисного вмешательства, например, Crisis Text Line или National Suicide Prevention Lifeline.
  • Заранее разработайте план действий в кризисной ситуации, чтобы определить свой план действий, если психическое здоровье вашего ребенка когда-либо обострится до чрезвычайной ситуации. Частью создания этого антикризисного плана является определение того, как обеспечить безопасность других детей в вашем доме во время такого рода чрезвычайной ситуации.

Ресурсы

  • Национальная горячая линия предотвращения самоубийств
    Национальная горячая линия предотвращения самоубийств (The Lifeline) по телефону 1-800-273-TALK (8255) имеет кризисных специалистов, которые помогут вам и доступны круглосуточно и без выходных.
  • Кризисная текстовая линия
    Вы можете отправить текстовое сообщение кризисному консультанту, который доступен круглосуточно и без выходных
  • Горячая линия лечения SAMHSA 800-662-HELP  (24/7)
  • Онлайн-локатор лечения SAMHSA
  • Руководство по преодолению кризиса психического здоровья
    Предоставляет важную, потенциально спасительную информацию для людей, переживающих кризис психического здоровья, и их близких.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *