Картинки мнемотехника для дошкольников: Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова» Фото

Содержание

Мнемотехника для дошкольников: как использовать мнемотаблицы

Хорошая память — залог успешного обучения ребёнка. Чтобы тренировать память уже в дошкольном возрасте, можно пользоваться различными мнемотехниками. В этой статье мы подробно расскажем вам, какая мнемотехника подойдёт для развития памяти и речи у дошкольников и как её применять.

Содержание

  • Что такое мнемотехника и мнемотаблицы?
  • Использование мнемотехники в развитии ребёнка
  • Как организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники
  • Как создать мнемотаблицу самостоятельно
  • Мнемотаблицы для детей дошкольного возраста: примеры

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы?

Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию.

Существует несколько мнемотехник, все они основаны на ассоциациях. Одна из техник предполагает использование наглядных материалов, которые помогают человеку быстрее и эффективнее запоминать что-либо. Так, существует несколько вариантов мнемотехнических материалов, которые подходят для развития памяти детей дошкольного возраста: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Мнемоквадраты — схематичное изображение, в котором закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Закодированы могут быть как предметы, так и действия. Например, «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной.

Мнемодорожки — это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т.п.

Мнемотаблицы — это совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках.

Использование мнемотехники в развитии ребёнка

Мнемотехника активно используется для развития памяти детей дошкольного возраста, так как у них преобладает зрительно-образная память. А когда ребёнок слышит текст, который вы озвучиваете и видит последовательность картинок, которые его иллюстрируют, работают сразу 2 типа восприятия — визуальное и слуховое.

Это позволяет ребёнку запомнить и воспроизвести по памяти даже большой объём текста, глядя на картинки-подсказки.

Польза применения мнемотехники:

  • Помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность ребёнка.
  • Вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам.
  • Способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника.
  • Расширяет объём знаний об окружающем мире.

Познакомить ребёнка с мнемотехникой можно с помощью мнемоквадратов. Затем следует перейти к мнемодорожкам из 4-5 картинок, в которых будет закодирован рассказ в 2-3 предложения. Мнемотаблица — это более сложная структура, которую следует предлагать после того, как ребёнок уже хорошо справляется с запоминанием и воспроизведением информации по мнемоквадратам и мнемодорожкам.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше создавать мнемотаблицы из цветных изображений, потому что в памяти остаются отдельные образы: волк — серый, ёлочка — зелёная.

А для детей старшего дошкольного возраста, наоборот, подойдут мнемотаблицы с изображениями одного цвета (например, чёрно-белые), чтобы яркостью рисунка не отвлекать их внимание от смысла.

Как организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники

  1. Подготовьте текст и соответствующий ему материал: мнемоквадраты, мнемодорожку или мнемотаблицу.
  2. Прочитайте ребёнку весь текст, выразительно и не спеша. Делайте паузы, чтобы помочь ему воспринять информацию.
  3. Прочитайте текст повторно, но в этот раз останавливайтесь для изучения изображений из дорожки или таблицы.
  4. Рассмотрите рисунки, обсудите и уточните их значение. Если у ребёнка возникают трудности с пониманием значения изображения — замените его на более подходящее.
  5. Прочитайте текст ещё раз, разделив на отрывки по смыслу.
  6. Предложите ребёнку пересказать текст, опираясь на подсказку — мнемодорожку или мнемотаблицу. Когда это необходимо — помогайте ребёнку продолжать рассказ.

Можно предлагать ребёнку как готовые мнемотаблицы, так и таблицы с пробелами. Во втором случае ребёнок старшего дошкольного возраста сможет сам нарисовать недостающие изображения, заключив в них часть повествования или стихотворения.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно

Вы можете создать мнемотаблицу на основе подходящего текста самостоятельно. Для составления таблицы вам потребуется бумага, линейка, карандаши/фломастеры/краски с кистью.

  1. Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
  2. Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
  3. Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
  4. В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
  5. Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.

Для детей в возрасте 3-5 лет подбирайте и создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.

В основе вашей мнемотаблицы могут быть как стихотворения, так и небольшие рассказы на интересные темы. Например, можно запоминать особенности, которыми обладают времена года: лето, весна, зима и осень. Либо учить стихи, загадки и скороговорки.

Мнемотаблицы для детей дошкольного возраста: примеры

Компот

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

Весна
Настала тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась залёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.

С. Михалков «Заяц – портной»
Серый заяц под сосной
Объявил, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
— Будет ваш заказ готов

До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошел. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.

Теперь у вас в руках есть отличный инструмент для развития памяти и речи вашего малыша. Ориентируйтесь на интересы ребёнка при выборе стихотворений и рассказов, помогайте запоминать увлекательные факты об окружающем мире для развития кругозора и используйте мнемотехнику, когда необходимо запомнить что-то конкретное.

Источник примеров: Картотека «Мнемотаблицы стихотворений по лексическим темам»| Образовательная социальная сеть nsportal.ru

Добавить в избранное Распечатать

Как научить ребенка легко запоминать стихи и тексты

А вы знали, что есть очень эффективная техника для развития памяти и речи у детей, которая поможет вашему ребенку быстро и легко запоминать любые стихи и пересказывать тексты? Называется она мнемотехника. Кто-то из вас, может, уже и пробовал ее, но мы рассмотрим конкретные примеры мнемотаблиц, чтобы вы сразу могли их применять.

Что такое мнемонемотехника и в чем ее преимущества?

Вспомните любой фильм, который вы смотрели. Смогли бы сейчас пересказать о чем он? Думаем, без проблем.

А теперь вспомните содержание школьного учебника по химии или последовательность точных чисел. Ничего не приходит на ум? Скорее всего, нет. И это неудивительно! Ведь наш мозг неохотно запоминает точную информацию, поэтому нам приходится ее заучивать.

А вот при просмотре художественного фильма или при чтении интересной книги в нашем мозгу возникает большое количество образов и ассоциаций, благодаря которым мы быстро и легко запоминаем сюжет.

Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко будут откладываться в памяти ребенка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга.

Мнемотехника для обучения детей используется для:

  • заучивания стихотворений и пересказа текстов;
  • решения математических задач;
  • решения головоломок и загадок;
  • развития слуховой и зрительной памяти;
  • формирования правильной речи, расширения словарного запаса и развития воображения.

Благодаря использованию мнемотехники у ребенка развивается естественный интерес к получению новой информации, в том числе и к чтению.

Как правильно знакомить ребенка с мнемотехникой?

В рамках этой статьи мы будем рассматривать мнемотаблицы для детей.

Мнемотаблицы состоят из отдельных элементов – мнемоквадратов. Это отдельные карточки с изображениями, на которых нарисован предмет, действие и явление.

Из мнемоквадратов строится мнемодорожка, по которой можно составить словосочетание, фразу или предложение. А уже из мнемодорожек строится мнемотаблица, представляющая собой конструкцию, по которой, можно рассказать целый текст.

Чтобы ребенок осваивал эту технику постепенно, сначала начинайте знакомить его с отдельными мнемоквадратами, потом переходите к мнемодорожкам, а затем используйте таблицы.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет.

Учим с ребенком стихи по мнемотаблицам

Мнемотаблицы помогут вам сэкономить время и силы и быстро выучить с ребенком любой стих. Вам нужно только визуализировать его при помощи мнемотаблицы, как в примерах ниже.

Итак, выбираем любое стихотворение, например:

И составляем по нему мнемотаблицу.

Такая визуализация поможет ребенку запоминать материал в два раза быстрее.

Разберем еще один стих:

Также составляем мнемотаблицу по нему.

Видите, как легко! Если у вас возникает вопрос, как делать мнемотаблицы к стихотворениям, которые вы собираетесь учить, то мы рекомендуем вам рисовать их самостоятельно. Просто возьмите чистый лист и как можете, изобразите на нем соответствующие картинки. Главное, чтобы ребенку было понятно. Либо картинки можно скачать в интернете, они не обязательно должны быть красивыми. Главное правило при составлении мнемотаблиц, чтобы они отображали суть. На первый взгляд кажется, что поиск картинок займет очень долгое время, но по факту у вас на это уйдет около 5-7 минут.

Учимся пересказывать небольшие тексты по мнемотаблицам!

А теперь рассмотрим, как научить ребенка пересказывать тексты. Возьмем, к примеру, такой текст:

Теперь переводим текст в мнемотаблицу.

Все просто и понятно! А также при помощи мнемотаблиц вы можете разбирать с ребенком природные явления, действия, эмоции и все то, что наглядно воспринимается легче, чем на словах.

Развиваем воображение ребенка при помощи мнемотехники

Это веселое и интересное упражнение понравится даже вам. Суть такова, что нужно придумать смешную историю с изображениями, которые вы видите на рисунке ниже.

Например: «Птичка захотела полететь в теплые края. Но объелась пирожных и не смогла взлететь. Тогда она решила поплыть на корабле. На палубе она встретила толстого кота, который прилип к меду, разлитому на диване. Мимо проходила собака, которая шла к повару, чтобы ловить мух, которые все время попадают в суп. Но вдруг собака услышала музыку, под которую танцевал веселый жираф, и стала танцевать вместе с ним. Потом к ним присоединилась птичка и кое-как отлепившийся от дивана кот. Так образовалась компания веселых друзей, которые вместе отправились в теплые края».

Не бойтесь дать волю воображению, и хорошее настроение вам с ребенком обеспечено. По такому же принципу можно играть с игрушками и домашними предметами.

Как правильно пользоваться мнемотаблицами?

Ну а теперь несколько советов о том, как правильно пользоваться мнемотаблицами, чтобы получать желаемый результат.

Правило №1 – картинки должны быть яркими и несложными, чтобы ребенку было легко и интересно заниматься по ним.

Правило №2 – никакого принуждения. Это не учеба, а веселая игра.

Правило №3 – не перегружайте ребенка и не показывайте ему больше двух мнемотаблиц в день.

Инструкция: как учить стих по мнемотаблице:

  1. Сначала прочитайте вслух стихотворение или текст. Если ребенок умеет, пусть сам прочтет.
  2. Прочтите второй раз. Делайте паузы и показывайте ребенку картинки.
  3. Спросите, все ли понятно ребенку.
  4. Далее прочтите каждую строчку отдельно с привязкой к картинке. Можно повторить несколько раз, чтобы ребенок запомнил.
  5. Спросите ребенка, все ли он запомнил и пусть пробует отвечать по таблице.

Скачивайте бесплатно стишки вместе с готовыми мнемотаблицами и попробуйте эту волшебную технику с ребёнком прямо сейчас!

Готовая подборка стишков! Чтобы получить бесплатно — жми по стрелке

Желаем успехов в освоении мнемотехники и приглашаем к нам на бесплатный пробный урок. Научим вашего ребенка читать в игровой форме. Ему понравится учиться, и он удовольствием будет заниматься сам.

Переходите по ссылке и записывайтесь на бесплатное занятие здесь.

Читайте также:

9 лайфхаков: как быстро запоминать информацию ребенку

Как развить логическое мышление у ребенка? Игры-пятиминутки

Как развить креативное мышление у ребенка в домашних условиях? Методы ТРИЗ для детей от 5 лет

» Бюджетные мнемоники со встроенной картинкой

32 ответа

Учителя начальной школы по всей Австралии на этой неделе начинают готовить свои классы к новому учебному году. Многие собираются установить фризы с алфавитом и стены со словами.

Я надеюсь, что моя новая дешевая и веселая встроенная мнемоника с картинками (10 долларов плюс налог на товары и услуги) будет поощрять и помогать им вместо этого устанавливать звуковые фризы или звуковые стены.

В начале прошлого года я поручил талантливому, терпимому и терпеливому мельбурнскому иллюстратору Кэт Макиннес превратить мои смутные идеи в 46 милых цветных картинок, которые вы можете распечатать, чтобы помочь детям выучить отношения звука и буквы. Это ее авторские права, поэтому у меня их ограниченное количество (поспешите!).

Связывание звука с написанием – встроенная мнемоника с изображением

Детские алфавитные фризы обычно ассоциируют каждую букву с изображением, «а» с яблоком, «б» с автобусом и т. д., обычно приобретая грушевидную форму, когда они появляются к X (ксилофон? рентген? лиса?).

Исследования показывают, что

интегрирует форм букв в соответствующие изображения более эффективно, чем просто связывает букв с соответствующей картинкой. Вы можете посмотреть, как американский эксперт д-р Дэвид Килпатрик (докладчик LDA Tour в этом году, подробности будут здесь) говорит об этом в 18:40 по видеочасам здесь, а также читаете об этом на стр. 272 ​​его книги или читаете соответствующие исследования здесь, здесь, здесь и здесь.

Таким образом, мнемоника, встроенная в изображение справа внизу, с большей вероятностью поможет учащимся запомнить букву C, чем изображение слева.

Доступные наборы мнемоник встроенных изображений часто разрабатываются с ориентацией «отпечаток к звуку» и, таким образом, представляют только 23 звука, поскольку буквы c, k и q представляют один и тот же звук, а x представляет /k/ плюс / с/.

Иногда эти наборы включают орграфы, но часто не отображают слова, содержащие соответствующие звуки, например. орграф «ш» как «s для змеи» плюс «h для лошади», хотя ни слово «змея», ни «лошадь» не содержат звука /ш/.

Чтобы работать логично, чтобы звук выводился на печать, полезно иметь визуализацию для каждого звука. Это ясно показывает детям, что у нас гораздо больше звуков, чем букв, и мы часто комбинируем буквы, чтобы представить один звук. Как только все звуки будут известны, можно выучить дополнительные варианты написания для каждого из них, а также способы совместного написания звуков (например, вне/суп/двоюродный брат/кашель).

Стены из звуков имеют для маленьких детей больше смысла, чем стены из слов. Американский эксперт доктор Мэри Дальгрен объясняет, почему. Она предлагает размещать фотографии детских ртов, произносящих соответствующие звуки, на звуковых стенах, а подходящие фотографии и другие ресурсы для стен слов доступны здесь.

Большие таблицы, показывающие все звуки и их основные варианты написания, могут ошеломить новичков и борцов.

Встроенные мнемоники в виде изображений можно использовать для разработки собственных диаграмм с участием детей в управляемых шагах. Примеры слов можно обновлять, чтобы они оставались интересными и актуальными. Найдите бесплатные списки слов, чтобы выбрать слова здесь.

Настройка мнемоники

Заламинируйте и сохраните/покажите мнемонику на стене, доске объявлений, окне или перегородке.

Если вы работаете с абсолютными новичками, просто начните с нескольких и со временем добавляйте больше по мере обучения. Если у вас недостаточно места для версии формата A4, распечатайте их по два на странице (A5).

Пары звонких и глухих согласных следует оставлять вместе. Это:

.
«p» в слове «пингвин» и «b» в слове «жук» «th как в пути» и «th как в погоде»
«t как у тигра» и «d как у собаки»  ‘f как в цветке’ и ‘v как в вазе’
‘c как у кошки’ и ‘g как у девушки’ ‘s как в змее’ и ‘z как в zip’
‘sh как в ракушках’ и ‘si как в Азии’
‘ch как в сыре’ и ‘j как в медузе’

Знание того, что это пары, помогает детям понять, почему они иногда используют написание друг друга, например. /v/ в «из» и «Стивен», /z/ в «есть», «как», «пожалуйста» и «ножницы».

Организуйте согласные в соответствии с тем, где они образуются во рту, напр.
• Звуки губ в верхней части дисплея,
• Звуки языка за зубами в середине,
• Звуки задней части рта внизу.

Вот как я настроил свои согласные, готовые к написанию на них слов:

При отображении гласных я предлагаю помещать «короткие» гласные звуки (за которыми должен следовать согласный) на верхний ряд, «долгие» гласные рядом, а гласные, контролируемые «r», и две другие ударные гласные внизу. Когда вы начнете учить дополнительные и общие варианты написания, вы можете указать, что обычные варианты написания звуков в верхнем ряду можно использовать и во втором ряду (например, муравей/фартук, хит/привет, не/нет, флеш/грипп). ).

Как использовать мнемотехнику

Слова, включающие изучаемый звук, должны быть написаны на месте вокруг соответствующей мнемоники маркером для белой доски. Дети могут сначала выучить четыре звука, а затем добавить еще пару, чтобы быстро составить много слов:

По мере добавления новых звуков, чтобы можно было писать новые слова, слова, которые дети закрепили и могут написать самостоятельно, можно стереть, чтобы освободить место для новых слов.

После того, как учащиеся выучили написание каждого звука, они могут начать систематически учить другие его варианты написания. Например, изучая звук /f/, дети могут провести мозговой штурм со словами «веселье», «фильм», «защита», «отключение», «пушистый», «утес», «Софи», «слон», «кашель». ‘ и ‘смех’, и их можно сгруппировать под заголовками ‘f’, ‘ff’, ‘ph’ и ‘gh’.

Если слов слишком много, чтобы написать их маркером для белой доски, можно прикрепить списки, напечатанные мелким шрифтом. Отображение списков слов, а не одного примера слова, дает понять, что многие варианты написания имеют типичное расположение и соседи (например, «ау» в окончаниях слов, «хай» обычно перед «т»).

Надеюсь, вам понравятся эти встроенные мнемоники с картинками, и вы найдете их полезными для обучения детей звукам английской речи и сложному способу их представления с помощью букв.

 

* За исключением безударной гласной, на которую делается ударение при медленном прочтении слов, слог за слогом, так что она произносится по-разному в зависимости от того, как она пишется.

КОМИЧЕСКАЯ МНЕМОНИКА

  Что это такое?
Комические мнемоники улучшают память

 устройства  , специально разработанные для системы Научите ребенка читать

за одну неделю . Они преподают абстрактную, трудную для усвоения,

буквенно-звуковую информацию конкретным способом, который

 маленьких детей может легко связать и понять.

 На основе данных нейробиологии и

исследований обучения и памяти, эти устройства разработаны с

 до несмываемого отпечатка или «исправления», формы букв и звука букв

информация в долговременной памяти ребенка.

Эти устройства имеют десять встроенных элементов, которые работают непосредственно

 для улучшения памяти и припоминания.

TEN Элементы, улучшающие память  

1) Картинки  


Многие исследования показывают, что картинки запоминаются лучше, чем слова. Изображения могут действовать как конкретные стимулы для улучшения памяти на слова или текст. это известно

как «эффект превосходства изображения».


2) Причудливые изображения

   

Исследования показывают, что причудливые или юмористические изображения

запоминаются даже лучше, чем обычные изображения. Считается, что одна из причин этого заключается в том, что такие изображения вызывают

большее количество фиксаций глаз при их просмотре.

  Научите ребенка читать за одну неделю Комическая мнемоника 

картинки необычные: буквы изображены намеренно

 как маленькие люди со своими проблемами,

 переживания, эмоции и неудачи.

   3) Связь формы и звука  


Неспособность адекватно связать форму буквы

с ее звуком, вероятно, является самым серьезным недостатком, обнаруженным в инструкциях 904 00003. Факты показывают, что когда дело доходит до обучения ребенка звукам букв

, эффективен только один тип изображения (1).

 

Изображение должно адекватно связывать форму буквы

информацию с ее звуком: фактически должна быть b e причина конкретная форма буквы связана с определенным звуком.
Так, например, Комическая мнемоника для

буква а выглядит как яблоко, падающее с

яблони. Боится падать,

 так и кричит — ‘/а а а/’!


4) Эмоциональное содержание  


Передача человеческих характеристик и эмоций 

неодушевленным предметам (в данном случае письмам) помогает пробудить эмоциональные центры в мозгу. Поскольку между эмоциональными центрами и областями памяти в мозгу существует определенное совпадение, антропоморфные аспекты изображений Comic Mnemonic помогают улучшить память и еще больше вспомнить.


5) Затраченное время


Короткие рассказы сопровождают изображения Comic Mnemonic и подробно объясняют, почему буквы определенной формы издают именно тот звук, который они издают. Помимо улучшения памяти и понимания, мини-рассказ помогает увеличить количество времени, которое ребенок тратит на рассматривание картинки и изучение деталей формы буквы.


6) Песня и рифма улучшают память на слова  


Комико-мнемонические мини-рассказы пишутся в рифму, а на первых этапах поются на знакомые мелодии, рассказы. Поощрение детей к изучению коротких рифмовок дает им возможность повторить звук буквы. А позже они лучше запомнят, почему конкретная форма буквы «издает» определенный звук и что это за звук.


7) Юмор и веселье ускоряют обучение  


Забавные картинки и развлекательные игры, в которых дети могут мгновенно наполнить мозг ребенка положительными гормонами, идеальное состояние для развития концентрации и ускорения обучения.


8) Буквенно-звуковой перевод  


В Научим ребенка читать за одну неделю , ребенку предлагается взаимодействовать с мнемонической картинкой и сопроводительным текстом. Игры, в которых ребенок находит форму буквы на картинке или в тексте и должен заставить ее «говорить» (отвечать на нее, произнося ее звук), очень эффективны. Эта деятельность дает особый импульс росту и развитию нейронных путей в мозге между зрительными и речевыми звуковыми областями, т. е. нейронных сетей, используемых в процессе чтения.


9) Не теряйте времени зря


  Комическая мнемоника ускоряет темп обучения.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *