Картинки городецкой росписи для дошкольников картинки: Городецкая роспись картинки как рисовать в детском саду

Содержание

Элементы городецкой росписи поэтапно для дошкольников с фото

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.

Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами.

Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.

Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.

Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.

Видео по теме статьи

Городецкая роспись легкие рисунки. Городецкая роспись

Эмма Жавновская

Городецкая роспись -один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие ,сочные,жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства,невиданные птицы-символ счастья,а цветы -здоровье и успех в делах. Попробуем нарисовать самый простейший узор-цветы и бутоны . Вот такой.

Для этого нам понадобятся :кисти разных размеров,гуашь или акриловые краски.

Широкой кистью тонируем круг под»дерево».


Смешиваем белую гуашь с красной и синей,получаем оттенки розового и голубого. Держим кисточку вертикально. Рисуем круги,так называемые «подмалевки»


Синей и красной гуашью рисуем»подмалевки»меньшего размера,немного заходя на основной круг.


Украшаем наш розан лепестками,на бутонах прорисовываем дуги .



Теперь приступаем к изображению листьев и веточек. Примакивая кисточкой,делаем симметричные отпечатки листьев.


Ну и наконец,самое главное. Наш узор надо оживить. Берем самую тонкую кисть и легким касанием наносим «оживки» белой краской в виде точек,дуг,капелек,штрихов. Не переусердствуйте. Здесь главное-соблюсти

чувство меры.




Как видите,ничего сложного. Удачи всем!


Птички-свистульки.



Декоративные тарелочки.

Городец – это небольшой город в нижегородской области. Именно там почти 2 века назад зародилось традиционное искусство, которое сейчас принято назвать «городецкой росписью». Первые образцы изображений подобного типа встречаются на старинных прялках, а позднее стала встречаться и на элементах мебели, дверях, ставнях. Эти яркие картинки чем-то напоминают известную хохломскую роспись, но в то же время имеют свою специфику и немного проще по исполнению, т.

к. рисунок наносится сразу на деревянную основу. Давайте изучим элементы для создания красивой городецкой росписи.

Рисунок выполняется яркими, насыщенными красками с использованием черной и белой обводки. Традиционными изображениями в стиле городецкой росписи являются цветочные мотивы, жанровые сценки и даже изображения различных животных (коней, барсов, петухов). Обычно типы изображений подразделяют на три группы, рассмотрим каждую из них более подробно.

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.

«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке. Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка).

Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видеоматериалы, на которых поэтапно демонстрируется выполнение городецкой росписи.

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.


Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.


Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем.
Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»

Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Панно. «Мой любимый Городец». Колесникова

Панно»Улица купеческая»Колесникова

Панно»Гуляй слобода» Колесникова

Панно»Городец хлебосольный» Колесникова

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.
В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом.
Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово «донце» означает «дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень». Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.

Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий «Городецкая роспись» в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Марина Белова..Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Марина Белова.Поставецы.Бочата.Дерево, городецкая роспись.

Поднос М.М. Белова. Дерево, городецкая роспись.2005г.

Комплект карточек. Наглядные пособия для начальной школы.

Мастер-класс по рисованию городецкой росписи с применением шаблона. Картина «Кони».

Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №94» города Дзержинска Нижегородской области.
Описание: работу могут выполнить младшие школьники либо дошкольники с помощью взрослых. Мастер-класс заинтересует творческих людей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: послужит образцом рисунка на занятиях по изодеятельности, украшением интерьера.
Цель: создание картины «Кони».
Задачи: — учить рисовать городецких коней симметрично с использованием шаблона;
— закреплять навыки росписи цветочного городецкого орнамента;
— развивать творческие способности:
— воспитывать патриотические чувства, желание чаще соприкасаться с народными традициями.

Изображение коня, в городецкой росписи символизирует солнце и пожелание счастья.
Характер изображения животных всегда величав, торжествен. Если изображен конь, то это конь, горделиво поднявший голову на круто изогнутой лебединой шее, бьющий оземь копытом. У него тонкие ноги скакуна, богатая упряжь, грива струящаяся водопадом.
Городецкий конь бежит – вся земля под ним дрожит…
Как и в цветочной росписи, картинки городецкой росписи с изображением коня могут быть симметричными. Они могут располагаться как по сторонам от цветущего дерева, так и внутри цветочной гирлянды. Вот таких коней с растительным орнаментом, мы и будем рисовать с вами!

Материалы: лист бумаги А3; гуашь алая, рубиновая, охра, зелёная, белая, чёрная; акварельные краски; баночка для воды; простой карандаш; кусочек губки; кисти №1,№2,№5.

Покрываем, с помощью губки, лист гуашью цвета охра.

Теперь нам нужно нарисовать двух симметричных коней расположенных по бокам картины. Поставив такую задачу я столкнулась с проблемой, что у меня один конь получается (находящийся справа), а другой (находящийся слева) не получается зеркально симметричным… Тогда я вырезала свой карандашный эскиз и положила коня другой поверхностью на противоположную сторону рисунка.

Имея незначительные художественные способности трудно нарисовать красивого, пропорционального коня. Поэтому предлагаю, всем желающим, воспользоваться данным шаблоном, по моему эскизу.

Закрашиваем коней чёрной гуашью.

Для более ровного выполнения цветочного орнамента, а именно, рисования розы, купавок и ромашек, воспользуемся круглыми формами баночки для воды и баночки с гуашью.

Закрашиваем нарисованные круги.

В нижней части нашего цветочного орнамента распишем розан и две ромашки. В центре нарисуем купавку.

Дополним цветочный орнамент листиками.

Чтобы картина заиграла новыми красками, дополним её, новыми для нас цветами — колокольчиками.

Теперь приступим к рисованию сбруи коней.

Затем белой «оживкой» делаем наших коней грациозными и придаём им объём.

На листиках рисуем прожилки соответствующих цветов

Расписываем голубые колокольчики, бутоны и купавки синей и белой акварелью.

Теперь наносим чёрную «оживку» на листики.

Наша картина картина почти готова, осталось нарисовать уздечки.

Оформляем картину рамочкой и вешаем на стену.

Аналогичную картину можно нарисовать и с петухами. Она принесёт в Ваш дом тепло и уют, неповторимую самобытность. Спасибо за внимание!

основные нюансы рисования картинки поэтапно

Городец – это небольшой город в нижегородской области. Именно там почти 2 века назад зародилось традиционное искусство, которое сейчас принято назвать «городецкой росписью». Первые образцы изображений подобного типа встречаются на старинных прялках, а позднее стала встречаться и на элементах мебели, дверях, ставнях. Эти яркие картинки чем-то напоминают известную хохломскую роспись, но в то же время имеют свою специфику и немного проще по исполнению, т.к. рисунок наносится сразу на деревянную основу. Давайте изучим элементы для создания красивой городецкой росписи.

Рисунок выполняется яркими, насыщенными  красками с использованием черной и белой обводки. Традиционными изображениями в стиле городецкой росписи являются цветочные мотивы, жанровые сценки и даже изображения различных животных (коней, барсов, петухов). Обычно типы изображений подразделяют на три группы, рассмотрим каждую из них более подробно.

Изучаем основные элементы городецкой росписи для рукодельниц

Цветочная роспись.

Этот тип изображений используется наиболее часто, т.к. он самый простой в исполнении. Самым простым вариантом будем изображение только одного крупного цветка, выписанного крупными мазками. Круглые предметы, например, элементы посуды, часто украшают следующим образом: по бокам изделия изображают цветочный орнамент, а  на крышечке – узор из бутонов. Для украшения прямоугольных предметов (например, хлебниц), цветочный орнамент может быть вписан в форму ромба.

Рассмотрим основные элементы цветочного типа росписи.

«Букет».

Данный тип орнамента представляет собой симметричное изображение бутонов. Обычно используется для украшения круглых предметов, например, крышек какой-либо посуды или деревянных досок.

«Гирлянда».

Вытянутый «подвид» букета. В центре изображается один крупный цветок, а от него в разные стороны расходятся более мелкие бутончики и листья. Может использоваться при росписи деревянных досок, мебели для детей, шкатулок.

«Ромб».

По своей сути представляет собой «букет», только не круглой, а ромбовидной формы. Этот элемент городецкой росписи часто можно встретить на ставнях, дверцах шкафов или иных прямоугольных предметах. На фото представлена кухонная доска с подобным узором.

«Цветочная полоса».

Один из старейших типов узоров в стиле городецкой росписи, именно так расписывали прялки в XIX веке.   Как и следует из названия, представляет собой плотную полосу из цветков разного размера, которые симметрично чередуются, и небольших листочков. Сейчас этот тип росписи используется при росписи круглых объемных изделий, например, шкатулок. Кажется, что городецкая роспись пестрит невероятным количеством цветов. Однако если присмотреться, можно выделить несколько повторяющихся элементов. Среди наиболее популярных – розан.

«Венок».

Как и следует из названия, представляет собой «цветочную полосу», замкнутую в кольцо.

Помимо цветочных рисунков в городецкой росписи также часто встречаются изображения животных.

Цветочная роспись с мотивами «конь» и «птица».

Элементы такого типа для городецкой росписи часто можно встретить на кухонных досках, однако они могут встречаться и на мебели, и даже на более мелких предметах, например, деревянных ложках. Часто рисунки являются парными и изображаются симметрично по две стороны от условной центральной линии изделия. При этом обе стороны не обязательно могут быть совершенного одинаковыми, распространенным вариантом также являются дополняющие рисунки (черный и белых конь, петушок и курочка). Иногда встречаются комплекты из трех элементов, где два крайних являются симметричными, а центральный не имеет пары.

Лошади и птицы изображаются посреди деревьев или в окружении пышных орнаментов. Считается, что подобные мотивы имеют определенное значение. Например, петух или конь считается символом солнца, удачи, процветания. Парное изображение петуха и курочки является залогом семейного благополучия, пожеланием счастья и множества детей.

Сюжетная городецкая роспись.

Наиболее сложна для рисования. Эти картинки изображают сценки из деревенской жизни – уборку урожая, свидания, танцы. Также часто встречаются иллюстрации к различным сказкам.

Конечно же, изображение каждой фигуры имеет свой скрытый смысл. Молодой мужчина на коне – это жених. Девушка-красавица, стоящая около березки – это невеста. Очень популярным является изображение застолий, причем заставленный кушаньями стол выписывается не менее тщательно, чем персонажи. Это является пожеланием богатства и процветания.

Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для дошкольников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с ребятами постарше можно уже попробовать более сложные изображения.

Видео по теме статьи

Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видеоматериалы, на которых поэтапно демонстрируется выполнение городецкой росписи.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=71Xv1bdMnPg]

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр

Городецкая роспись — один из самых известных видов народного декоративно-прикладного искусства России, яркое явление так называемого наивного искусства. Яркая и лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки лошадей, петухов, цветочные узоры), выполненная свободными мазками кисти, с черно-белой графической обводкой, украшенная прялками, мебелью, дверями и ставнями. Хотя городецкие мастера не следовали законам перспективы и их рисунки были плоскими, живопись всегда получалась потрясающе легкой и прозрачной. Он пропитан сочными красками русского лета с его разнотравьем и освещен ярким полуденным солнечным светом, переливающимся роскошными гирляндами цветов и причудливых птиц.

Городецкая роспись возникла из резных городецких прялок, которые изготовлялись в деревнях близ Городца Нижегородской области. Первоначально городецкие мастера украшали прялки техникой инкрустации: вырезали фигурки из разных пород дерева и вставляли их в углубление соответствующей формы.

Всадники, солдаты, дамы и господа, собаки – таковы были образы неповторимого стиля и техники резных городецких прялок. Вставленные фигуры из мореного дуба были окружены дополнительными резными мотивами стволов и ветвей деревьев, а также сидящих на них птиц. Композиции с этими традиционными мотивами до сих пор присутствуют в городецкой росписи, но самым важным является Конь, олицетворяющий понятие силы и красоты.

В середине 19 века произошел переход от инкрустации прялок к росписи. Этот процесс начался с обесцвечивания резных прялок.

Живопись, будучи менее сдержанной техникой, давала возможность мастерам создавать новые сюжеты и учила красоте свободного живописного мазка. За 50 лет сложилась городецкая роспись, отличающаяся своеобразным стилем и узорами из крупных и лаконичных цветовых пятен. Кроме прялок городецкие художники расписывали детские коляски и стульчики, лубяные ящики для хранения мотков пряжи.

В настоящее время городецкие мастера перешли на масло и расширили палитру, больше не расписывают прялки, но сохраняют традиционную технологию и используют в своих работах сходные образы и мотивы. Это декоративные панно, шкатулки, ящики, различные наборы кухонной утвари, такие как оргалиты, хлебницы, солонки и т.д., а также детская мебель и игрушки, в том числе самая популярная расписная лошадка-качалка.

Основное впечатление в картине производят жанровые сцены. Среди самых популярных тем – игрища, чаепития, знаменитая городецкая лошадь с всадником, народные гуляния. Все эти картины носят символический характер, совершенно свободную и декоративную по форме, иногда граничащую с карикатурностью.

Наряду с жанровыми реалистическими мотивами городецкая живопись населена идеализированными декоративными изображениями птиц и зверей. Это могут быть и экзотические львы и леопарды, и особо любимые: могучая лошадь или петух в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, обращенные друг к другу в геральдическом порядке. Городецкие художники любят цветы; последние разбросаны веселыми гирляндами и букетами. Декоративность мотивов подчеркивается декоративными красками и приемами. Наиболее излюбленные фоны — ярко-зеленый или интенсивно-красный, глубокий темно-синий, а иногда и черный, на фоне которого особенно насыщенно смотрится многоцветная городецкая палитра. Отбеленные краски дают насыщенные оттенки цветовых градаций. Роспись выполняется свободными мазками кисти, без предварительной разметки. Техника письма варьируется от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного мазка.

Несмотря на периоды упадка русского декоративно-прикладного искусства в начале ХХ века (Первая мировая война) и переходный период конца ХХ века, искусство городецкой росписи сохранилось. Фабрика «Городецкая роспись», существующая с 1965 года, имеет экспериментальную лабораторию, где разрабатываются новые жанровые композиции. Темы меняются, появляются необычные мотивы, в том числе архитектурные. Наряду с сохранением художественной традиции и стилистики, восходящей к XIX веку, продолжает развиваться и современная городецкая роспись.

В 1995 году при фабрике была создана иконописная мастерская, возродившая иконописную технику 14-15 веков с соблюдением всех церковных канонов.

Городецкие мастера также продолжают традицию цельной городецкой резьбы, которая в наши дни нашла применение геральдическим произведениям, резным иконам и уникальным авторским произведениям искусства.

Купить русские сувениры

Исследуйте Россию — бронируйте туры здесь

Заказывайте уникальные экскурсии от местных жителей

Источники :
Paint.ucoz.ru
chtivo.ru
Tourismnn.ru
showbell.ru
volshebniki.org
вики

как научиться. Цветы городецкой росписи

Городецкая роспись — один из древнейших русских художественных промыслов. Эти цветочные трафареты раскраски позволяют создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисунку можно создать цветы, павлина, лошадку, птичку, розу, петушка и многое другое.

Городецкая роспись — один из древнейших русских художественных промыслов.

Начало городецкой росписи берёт отрезные прялки. Из дерева вырезали различные фигурки и вставляли в углубления по соответствующей форме. Позднее мастера стали раскрашивать деревянные фигурки, постепенно добавляя новые краски.

В 19 веке мастера изготавливали красивые деревянные фигурки зеленого, красного, синего и других цветов. Они украшали дома и дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Нарисованный петух получился очень красивым.

Что могли украсить городецкие прялки?

  • Сани.
  • Сундуки.
  • Шкатулки.
  • Мебель.
  • Предметы домашнего обихода и т. д.

Обычно картина носила символический характер. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображали купца и его коня или петушка. Элементы такой росписи сохранились до наших дней.

Цветочным мотивам в этой поделке отдавалось особое предпочтение. Также были нарисованы животные, такие как львы или быки.

Излюбленными фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синие, зеленые, словом, яркие и многоцветные. Черный фон использовался редко.

Как делается покраска? И тогда, и сейчас работа постепенно раскрашивается кистью. Поэтапная поделка не предполагает рисования с готового макета. Удар кисти о доску должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотливая, но в то же время и быстрая. По характеру приема работа несложная.

Для детей садовой подготовительной группы и дошкольников есть много способов начать с простых схем городецкой росписи, которые можно распечатать в интернете, например, изобразить на асфальте.

Галерея: картинка Gorodets (25 фотографий)















СТАТА ГОРДЕСТВА.

0042 Для такой росписи нужны специальные краски. Они называются «темпера». Темперные краски производятся из сухих порошков или из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавлен клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то ему следует знать, что при росписи в Городце, прежде чем размазывать второй слой рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белесый оттенок.

Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.

Специфика городецкой росписи — рисование без макета, то есть художник плавно проводит кистью по поверхности. Какие могут быть художественные приемы для живописи? Их много, например:

  • Широкие мазки.
  • Тонкие линии кистью на конной тяге.
  • Виртуозные мазки средней кистью.

Для такой росписи нужны специальные краски.

На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берется дерево. При желании на нем можно создать цветной фон, покрасив поверхность в красный, желтый или другой цвет.

Схема работы следующая:

  1. Для начала мастер отмечает на поверхности примерные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. Однако макет он не рисует! Это необходимо для того, чтобы наметить будущий размер всех рисунков росписи.
  2. Многие мастера советуют наводить контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно эта технология считается правильной.
  3. Узлы рисунка выполнены тонкой кистью и светлой краской. Это делает работу более аккуратной.
  4. Более темные располагаются поверх светлых пятен. В этом особенность этого ремесла.
  5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как удобно прорисовывать различные детали по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если их провести тонкой кистью.
  6. Основными элементами городецкой росписи являются так называемые «анимации». К ним относятся точки, окружности, спирали, штрихи и дуги.

Пошаговый декоративный рисунок по городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка — эскиз схемы в натуральную величину на дереве. Следует наметить размер будущей работы и ее основные элементы.
  2. Для упрощения задачи можно нарисовать размер композиции на бумаге, а уже потом перенести изображение на деревянную поверхность.
  3. При нанесении размера орнамента на деревянную поверхность необходимо выделить композиции основного центра. После этого можно подумать о цветовой гамме.
  4. Когда вопрос с композицией и цветовым решением композиции решен, можно переходить к детальной прорисовке орнамента.
  5. Для детей рекомендуется выбирать простые рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре нарисован красный круг, а рядом с ним лучи. Стежки пучка должны быть одинакового размера.
  6. По окончании работы деревянная поверхность покрывается лаком. Разделочная доска идеально подходит для этой работы.

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Схемы городецкой росписи для старшей группы

В средней и старшей группе в детском саду не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, т.к. ребенок не справится с этим, то ему будет скучно. Для начала можно познакомиться с этой техникой рисования, написать конспект. Презентация не займет много времени, но все основы ребенок будет знать. Вы можете выбрать простой орнамент и нарисовать красивый цветок. Благодаря такому панно городец можно создать закладку для книги. Это увлекательное занятие, приложение всегда быстро интересовало детей.

Способ нанесения:

  1. В работе будут использованы белая, красная, коричневая и зеленая краски. Дети должны рисовать либо на деревянных досках, либо на деревянных неглубоких дощечках.
  2. Карандашом следует наметить центр композиции и ее размер.
  3. Затем можно приступать к рисованию цветка. В центре нарисован маленький красный кружок. Затем красную краску смешивают с белой, чтобы получился розовый. Другой круг нарисован розовым цветом, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, цветок имеет разноцветную серединку.
  4. Лепестки выполнены в зелено-коричневом цвете. Их лучше чередовать, так работа будет красивее.
  5. Вы можете комбинировать зеленую краску с белой, чтобы получить более светлый зеленоватый цвет. Им можно нарисовать лепестки изнутри. Этот рисунок выполнен тонкой кистью.

В средней и старшей группе в детском саду не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи

Завершает работу лаковое покрытие поверхности.

Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

Мастер-класс:

  1. Для начала выбирается поверхность и материал, с которым будут выполняться работы. Чем он красочнее, тем лучше.
  2. Цветовые центры отмечены на поверхности карандашом. Нарисован светлый круг. Затем в каждом круге рисуются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
  3. У каждого цветка должен быть лепесток. Светло-зеленые лепестки можно нарисовать тонкой кистью с изнанки. Также можно нарисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не черной.
  4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.

цветок может быть как сложным, так и легким — выбирайте мастера

Городецкая роспись: как нарисовать лошадь?

  1. Для этого используйте черную или коричневую краску. Но чтобы лошадь выделялась, фон работы должен быть светлым.
  2. Тело лошади нарисовано средней кистью. Сначала можно нарисовать для него контур, а потом раскрасить. Конечности, хвост и шея прорисовываются более тонкой кистью. Копыта животного рисуются отдельно.
  3. Гриву лошади можно нарисовать красным.
  4. Красивый орнамент украсит и дополнит композицию. Из них можно сделать фоторамку. Также можно нарисовать лошадь, бегущую навстречу солнцу.

Городецкая роспись: как нарисовать цветок купавка (видео)

Городецкая роспись сможет подарить своему создателю массу положительных эмоций. Главное рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий мастер сможет создать настоящий шедевр.

Мастер-класс. Роспись разделочной доски в традиционной «городецкой» технике.

Автор работы: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Золотухинская СОШ» д. Золотухино Курской области.

Тема: «Расписная доска в технике традиционный «Городец»

Описание работы: мастер-класс предназначен для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов и педагоги дополнительное образование
Назначение: украшение интерьера, подарок, работа на выставку, конкурс.
Цель: предмета росписи в городецкой технике.
Задания:
Методические пособия: познакомить с городецкой росписью, обучить основным приемам росписи, научить раскрашивать предметы в этой технике, активизировать и заинтересовать детей, стремиться включить всех в работу, формировать приемы росписи кистью по цветочным элементам рисование по образцу.
Проявление: развивать познавательный интерес, творческую активность и умение применять полученные знания на практике.
Воспитатели: воспитывать умение видеть красоту в окружающем мире, чувствовать красоту слова, пробуждать у детей интерес к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства, воспитывать трудолюбие.
Тип урока: комбинированный.
Тип занятия: теоретическая и практическая работа.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: разделочные доски, гуашь, кисти, баночки для воды, клеенки на стол, салфетки, акриловый лак.
Наглядные пособия: таблицы с продуктами, продуктами.

«Творчество открывает в душе ребенка те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств» В.А. Сухомлинский.

Прогресс.

I. Актуализация знаний. Психологический настрой.
Учитель (читает наизусть)
Чем дальше в будущее мы смотрим
Тем больше мы ценим прошлое.
И в старом находим красоту,
Хоть к новому принадлежим.
Россия — мать! Слава вам!
Ты многое повидал за века.
Всякий раз, когда вы могли бы говорить
Это бы многое сказало.

Сегодня, ребята, приглашаю вас заглянуть в прошлое нашей необъятной России и узнать Живы ли сегодня традиции наших предков? и что сохранилось для сегодняшних поколений из культурного наследия!
Нас окружают самые разные предметы, мы встречаемся с ними как дома, так и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украшены художником, они по-своему изящны и уникальны.

Посетите выставку предметов, искусно украшенных руками ремесленников, кистями и красками. Эти арт-объекты относятся к декоративно-прикладному искусству. Схемы для росписи мастера подсмотрели в окружающем нас мире, а также придумали их сами. Каждый узор имел свое значение. Приглашаю вас прикоснуться к разным видам народных промыслов нашей Родины.
Отгадай загадку:
Рост разных подружек
Но они похожи
Они все сидят рядом
Это одна игрушка?
(матрешки)
(Выходят девочки — матрешки в русских сарафанах)
1 матрешка:
Велика наша Россия,
И народ наш талантлив.
О русских народных умельцах
Весь мир говорит.
2 матрешки:
Наша русская матрешка
Не стареет сто лет.
В красоте, в русском таланте
Все тайна.
1 Матрешка — настоящая русская красавица с секретом внутри! Там, внутри, возле деревянной, ярко раскрашенной матрешки, понемногу прячутся веселые сестрички. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Куклу назвали Матрешкой в ​​честь русского женского имени Матрена, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.

2 Матрешка — один из самых популярных русских сувениров. Он стал символом нашей страны, ведь олицетворяет собой дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Матрешка появилась в 90-х годах XIX века в Сергиевом Посаде (Московская область).

(Выходят мальчики-шуты)

1 мальчик: Полюбуйтесь на эти замечательные ложки, чашки и бочонки, сахарницы и стаканы, вазы и подносы, широкие блюда и уточки. Всю эту домашнюю утварь изготавливали мастера из крупного торгового села Хохлома, что находится недалеко от Нижнего Новгорода.
Вырезанная из дерева посуда покрыта льняным маслом, натерта алюминиевой пудрой, покрашена и обожжена, после чего ее бока заиграют золотым светом. И подсмотрели узоры мастера на лугах и в лесах — это травы и листья, цветы и ягоды. Просто! И восхищению, и восторгу — нет конца!
2 мальчик:
Золотая Хохлома,
Ей все восхищаются.

И в Париже, и везде
Хохлома красуется.

(Выходят еще две девушки в гжельских костюмах)
1 девушка: (Гжель)
В Гжели готовят посуду —
Какая радость для глаз!
Ремесленники вырастают
Может быть, среди нас.

2 девушка:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красоты.
В Гжели гордятся обитатели небесной синевы,
Такой красоты не встретишь на свете.
1 девушка: Гжельская роспись – древнее, исконно русское искусство, истоки которого берут начало в русской глубинке более 670 лет назад. «Ласковое голубое чудо — сказочная Гжель» — так ласково называли люди на Руси — всеми любимая, удивительно украшенная керамика из белоснежной глины.
2 девушка: Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых и расписных, и на одежде, на постельном белье. Центр народного керамического искусства Гжель находится в Подмосковье.
1 девушка:
Трудно поверить, неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот как художники из Гжели
Небеса наносятся на снег!

(Два мальчика выбегают со свистками)
1 мальчик:
Я куплю себе свисток
Я буду петь
Мастера из Славной мглы
Мы никогда не забудем.

2 мальчик:
Чем Дымково знаменито?
С моей игрушкой.
В нем нет дымчатого света,
А есть любовь людей.
В ней есть что-то от радуги,
От капли росы.
Есть в ней что-то радостное,
Гремит, как бас
1 мальчик: Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятки. В старину жители устраивали гуляния и ярмарки. Глиняные игрушки всегда были украшением этих праздников. Свистят свистульки-уточки на все голоса, переливаются соловьиными трелями. Лошади, странные животные, разные птицы. Свистят все — и взрослые, и дети. Этот праздник назывался Танец со свистком.

(Две девушки выходят)

1 девушка:
Гости любовались чудом
Громко восхищались —
Городецкая красавица
Убитые остались.

2 девушка:
Есть старинный город на Волге,
По названию — Городец.
Известен на всю Россию
Создатель своей картины.
Букеты раскрываются
Яркие краски печали,
Там порхают чудо-птицы,
Словно в сказке зовёт нас.
Если вы посмотрите на доски
Вы увидите чудеса!
Городецкие узоры
Коварно ушла рука!

2 девушка: Этот мастер Городец! Секрет этого мастера в волшебной кисти, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называются розанами и купавками. Они имеют форму круга и украшены дугами и каплями весеннего дождя.
Учитель: Много-много лет назад в городе, что стоит на Волге, народные умельцы стали делать игрушки, посуду, прялки из дерева и очень красиво их раскрашивали: украшали эти изделия яркие цветы, жар-птицы, чудо-кони. Сейчас, в наши дни, чай пьют из разной посуды, дети играют в разные игрушки, а прялки не крутят. Но красота городецких мастериц не исчезла. И вот это радует: на лакированных деревянных изделиях нарисованы невиданные птицы, кони, сказочные цветы. Расписные тарелки, солонки, ковши, качалки, шкатулки — вот неполный перечень городецких художников. Все эти изделия могут быть как украшением дома, так и повседневной частью кухни или комнаты. Традиционные цвета в городецкой росписи: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый.
В городецкой росписи три вида композиции:
— цветочная роспись;
— цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
— сюжетная роспись.
Самой простой росписью считается цветочная.
Сегодня мы выступим в роли городецких мастеров и попробуем изобразить цветочную роспись.
II. Практическая часть: порядок выполнения городецкой росписи:
Задание: украсить разделочную доску элементами городецкой росписи.
1. Предлагаю вам сделать вот такую ​​разделочную доску.

Деревянная поверхность должна быть чистой и сухой.
Техника безопасности: Сейчас я открою вам маленький секрет настоящих мастеров: при работе с красками нужно быть осторожным, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисть — это острый предмет. Щетка не должна раскачиваться во время работы, ее нельзя поворачивать друг к другу. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стакан и берем краску, немного на кончик убираем излишек на край баночки краски. Волшебная кисть готова.
2. Роспись выполняется непосредственно на деревянной основе, которая загрунтована желтым, красным, черным цветами. Загрунтованная поверхность должна высохнуть в течение часа, поэтому вчера вы загрунтовали поверхности ваших досок желтой гуашевой краской.

3. Теперь на разделочной доске тонкими линиями карандашом намечаем композицию будущего узора: главное наметить расположение и размер основных, самых ярких пятен — цветков, средние детали нерасдуты почки. Они соединят между собой крупные детали, а мелкие – веточки, листочки – дополнят нашу композицию. Широкой кистью нанесем крупные детали – это пятна правильной круглой формы – основание цветка.

4. Теперь между крупными элементами изобразим листья

5. Поверх светлых пятен тонкими штрихами наносим второй, более темный колер того же оттенка, для например, синий на синем — штрих. Контур штриха – лепестки цветка. .

Вся картина состоит из элементов: кружков-подмалевков, скобок, капель, точек, дуг, спиралей, штрихов.

6. Заключительный этап покраски — наносим штрихи и точки черно-белой краской. Этот прием называется «анимация» и придает работе законченный вид. Выполняем «оживление» самой тонкой кистью.

7. Делаем контур рамки. Покрываем поверхность акриловым лаком. Дайте высохнуть в течение 2 часов.
III. Подведение итогов. Отражение.
Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы научились раскрашивать предметы в традиционной городецкой технике. Давайте посмотрим, какую замечательную работу вы проделали.

Ковальчук Надежда

Здравствуйте, дорогие друзья и гости любимого сайта!

Городецкая роспись — это один из традиционных декоративно-прикладных промыслов и относится к высшим достижениям русского народного творчества.

О Россия, ты Россия

Славы не убавилось

Ты город, ты город

Она прославилась на весь мир.

Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер класс «Образцы пошагового выполнения росписи цветов по городецким схемам»

Описание: мастер-класс будет интересен старшим дошкольникам, воспитателям и родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше — самостоятельно.

Назначение: мастер пошагового рисования городецких цветов для составления композиции из городецкой росписи для украшения блюд или составления букета.

Адрес: обучение детей, педагогов и родителей поэтапному выполнению росписи городецких цветов.

Задания:

Закрепить три основных этапа в рисовании 5 видов городецких цветов: бутон, купавка, розан, ромашка и роза;

Развивать чувство композиции и цвета;

Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству городецких мастеров.

Материалы: кисти тонкая и толстая, краски гуашь — красная и розовая, синяя и голубая, оранжевая, черная и белая, целые листы и половинки бумаги формата А3.

Цветы — неотъемлемая часть любой городецкой работы.

Городецкая роспись символична. Цветы в нем – символ здоровья и процветания в делах.

Flowers of Gorodets painting:

Bud

Chamomile

Rosan

Kupavka

Rose

Gorodets craftsmen love color and shade, и поэтому для анимации используют красную (вишневую) и розовую краски, синюю и голубую, а также коричневую, черную и белую.

Выполнение цветов в технике городецкой росписи делится на три этапа.

I этап росписи — Подмалевок — Это цветной круг, который послужит основой любого городецкого цветка.

II этап росписи — Теневка — Лепестки заостренные. Когда мы нарисовали нужные нам круги разного цвета (подмалевок), даем время гуаши высохнуть. Затем начинаем рисовать лепестки, в зависимости от цветов, которые хотим изобразить. На розовом подмалевке лепестки можно рисовать красным цветом, на синем — синим. Вообще наведение лепестков всегда выполняется более темной контрастной краской.

III этап росписи — Анимация — Оформление цветов точками и штрихами белого цвета. Шаблон анимирован. Выполняется самой тонкой кистью. Для этого нам понадобятся художественные кисти №2 или №3, а также белая гуашь.

Розан. Пошаговый рисунок.

1. Нарисуйте на листе бумаги круги простым карандашом.

2. Используя толстую кисть, нарисуйте и закрасьте оранжевый круг.



3. Нарисуйте маленький красный круг в центре оранжевого круга.


4. Над и под большим кругом нарисуйте лепесток.


5. Продолжаем рисовать закругленные лепестки по краю круга.


6. Создание анимации. Аккуратно обмакните кончик кисти в белую гуашь и разукрасьте розу точками. В первую очередь ставим белую точку в центр круга, а затем в круг.


Городецкая роза. Пошаговый рисунок.

1. Нарисуйте простым карандашом серединку (бутон) и лепестки.


2. Закрасьте серединку и лепестки розы красным цветом.


3. Черной краской добавляем круг, сверху дугу, обводим черной краской тонкой кистью лепестки розы. Начинаем направлять дугу сначала лишь слегка касаясь бумаги кончиком кисти, затем делаем сильный нажим на кисть (кисть оставляет широкий ровный след) и снова завершаем дугу тонкой линией.


4-5. Роза оживает: точки, лепестки.



Купавка. Пошаговый рисунок.

3. Вверху большого розового круга маленький красный кружок, далее рисуем дугу, а внизу, в центре, красный лепесток.

4. К верху с убавлениями рисуем красные округлые лепестки.

5. Анимация чашки: точка в центре маленького круга, дуга и лепестки, точки в красных лепестках.

Ромашка. Пошаговый рисунок.

1. Нарисуйте круги простым карандашом.

2. Нарисуйте и закрасьте круг розовой краской.

3. В центре розового круга находится маленький красный кружок.

4. Рисуем симметрично по одному лепестку вверху и внизу (способ наклеивания.

5. Добавляем лепестки.

6. Анимация белой краской: точка в центре ромашки, точки по кругу, белый лепестки между красными

Бутон.Образец пошагового рисования

1. Нарисуйте небольшой кружок синей краской

2. Добавьте вверху маленький синий кружок

3. Тонкой кистью нарисуйте нарисуйте синюю дугу в виде месяца.

4. Нарисуйте белые дуги — снизу и сверху.

5. Нарисуйте синюю дугу посередине бутона.

6. Варианты бутона с сеткой.

Спасибо за внимание!

Связанные публикации:

Новый год уже не за горами и все мы задумываемся о том, что подарить родным наши дошкольники. Я хочу твоего внимания.

Мастер-класс для родителей старших дошкольников «Калейдоскоп веселых игр с изображениями животных» Мастер-класс для родителей старших дошкольников Тема: «Калейдоскоп веселые игры с изображениями животных» Цель: познакомить родителей.

Мастер-класс: «Обогащение активного словарного запаса старших дошкольников с помощью словесных игр».

Сейчас разнообразия в творчестве становится все больше. Поэтому я решила попробовать раскрасить камни вместе с детьми. Камни натуральные.

Резьба по дереву в Городце

Городец – центр ремесел

Текст и фото Ларисы Франчек

G ородец — старинный город на берегу Волги. Он был основан Юрием Долгоруким в 12 веке. Город славится резьбой по дереву, росписью, золотым шитьем и пряниками.

Город расположен посреди леса, где когда-то жили кузнецы, ткачи, красильщики и другие ремесленники. Поскольку вокруг города было много леса, стать резчиком по дереву или плотником всегда считалось лучшим занятием. Города и слободы по берегам Волги были очень выгодны с точки зрения торговли, так как поблизости проходила одна из крупнейших русских ярмарок — Макарьевская. Лес и близость Макарьевской ярмарки были двумя главными причинами бурного развития ремесел в городе.

Резьба по дереву – один из древнейших видов русского декоративно-прикладного искусства. Городецкий народный стиль — своеобразное явление в архитектуре сельского жилища. Первоначально резьбой украшалась только передняя часть лодок и барж. Это называлось «корабельная резьба». Постепенно этот стиль стал применяться в крестьянских домах, где вырезались оконные наличники, наличники и ворота.

Городецкая резьба по дереву бывает двух видов: «ажурная» и «домовая» или «невнятная». Ажурная резьба очень легкая и похожа на кружево. Методы выполнения этого очень просты и менее трудоемки, чем во втором типе, который называется рельефной резьбой. В этом виде резьбы обычно используются цветочные узоры и изображения русалок, сказочных птиц, львов и мифологических существ. Даже сейчас в Городце можно найти дома с дивной резьбой от крыши до подвала. Вы видите гибкие ветки с листьями, бусами, ромбами, лентами, кружевом, виноградом, лучиками и многими другими узорами. Стоишь неподвижно возле такого дома, настолько он выглядит богато, празднично и весело.

Помимо домиков городецкие мастера вырезали кукол и дощечки для выпечки пряников. Доски были неотъемлемым инструментом для формовки лицевой стороны пряников. Таким образом, название по-русски « » — формовые пряники. Только в Городце резьба по таким доскам превратилась в настоящее искусство. Они вырезались из зрелой древесины березы, груши или липы и были разного размера и сложности. Рисунки на них были чрезвычайно разнообразны: дворцы, всадники с саблями, павлины, рыбы, а позже корабли и паровозы. В 19ХХ века городецкие пряники, продаваемые на Макарьевской ярмарке, доставлялись в самые отдаленные уголки России и потому были известны на всю страну. В Городце испекли до 10 000 пудов (пуд равен 16 кг) и 30 видов пряников разного размера и вкуса. По случаю коронации царя Николая II городецкие купцы преподнесли ему и государыне особенный 16-килограммовый пряник.

Среди обилия деревянных изделий, производимых в Городце, наибольшей известностью пользовались прялки. Крестьяне выращивали лен, женщины широко занимались ткачеством. Прялка сопровождала их всю жизнь. Часто это был подарок. Жених дарил любимой девушке, муж жене, отец дочери. Это был символ работы с особым бытовым значением. Люди бережно относились к своей прялке, хорошо хранили ее и использовали как семейную реликвию.

Обычно прялки вырезали из цельного куска дерева. Городецкие были другими. Они состояли из двух частей: гребня (верхней части) и съемной нижней части, которая на самом деле представляла собой не что иное, как широкую дощечку, суженную с одного конца, где имелось отверстие, в которое вставлялся гребень. Нижняя часть была раскрашена, а когда женщина не использовала прялку, она разделяла две ее части и вешала нижнюю часть на стену, как картину.

До 18 века мастера использовали технику инкрустации для украшения нижних частей. Они вырезали фигурки и вставляли их в подготовленные ниши. Это был сложный и трудоемкий процесс. Фигурки обычно делались из темного мореного дуба, а поверхность прялки была светлой. Таким образом, используя всего две породы дерева и используя простые инструменты, мастерам удавалось превратить дно в картину или даже декоративное панно.

Инкрустация со временем превратилась в покраску, потому что последняя была проще и занимала меньше времени. За короткий период переход от резьбы к росписи породил новый тип народной росписи, которая стала своеобразным явлением в русской национальной культуре. Вскоре городецкая роспись стала одним из ярчайших образцов так называемого наивного искусства, одной из самых известных русских ремесленных традиций.

Корни такой росписи уходят в середину 18 века, когда вокруг Городца вырастали монастыри и скиты. Вместе с монахами в этих местах работали иконописцы и переписчики книг. Их деятельность повлияла на крестьянские промыслы. При инкрустации нижней части прялки мастер часто ссылался на икону.

В то время в этом районе проживало много старообрядцев. Старообрядцы были известны долгим интеллектуальным и духовным просвещением и образованием. Их верования широко распространились среди местных жителей и смешались с суевериями и языческими верованиями. Все это послужило толчком к развитию символизма в народном творчестве.

Древние символические мотивы, такие как Древо Жизни и всадники, поскольку они относятся к специфическим квазифилософским/религиозным представлениям, получили художественное осмысление в городецкой росписи.

Для резчиков по дереву всадник олицетворял любимый образ святого Георгия и означал свет, тепло и солнце. Его конь мчался по небу, сокрушая зло мечом-лучом света. Изображение Древа жизни наверху и всадника внизу было представлением резчика по дереву об устройстве мира.

Практически на каждом предмете городецкой росписи можно заметить обилие цветов. В то время как всадник был связан с сельским хозяйством, цветок означал цветение земли. Иногда цветы объединяют в пышную гирлянду.

Расцвет городецкой живописи пришелся на 1880-е годы. Это было время, когда в старообрядческих деревнях, с их консервативным укладом жизни и увлеченными поисками истины, шла суетливая, пестрая жизнь вдоль Волги.

Продавая свои изделия в его городах, мастера удивлялись необычной, веселой и богатой жизни местных жителей. Там им попадались татары, калмыки, греки, армяне — разные лица, костюмы и товары. Мастера были впечатлены, ошеломлены и поражены своим разгулом. Все эти наблюдения превратились в образы мира счастья и мечты.

Спрос требовал производить все больше и больше изделий. Картины стали настоящими, живыми, быстрыми и более живописными. Содержимое тоже изменилось. Появились сюжеты, жанры, портреты и новые мотивы. Вместо прежних идеализированных образов художники стали рисовать придворных кавалеров и дам в пышных одеждах, группы женщин, горожанок и сцены чаепития. Их богатые интерьеры были полны деталей, изображенных очень точно: колонны и часы, высокие окна и красивые портьеры, роскошные лестницы и котенок, играющий на полу.

Техника росписи, применявшаяся в Городце, не была сложной. Сначала они сделали фон, который также служил грунтовкой. Нескольких грубых мазков кистью было достаточно, чтобы нанести на дерево цветные пятна. Затем они вделали в них цветы и фигурки.

Когда и орнамент, и центральная сцена были готовы, их тонировали белой краской и все покрывали олифой. Готовую композицию обычно оформляли в раму. Раньше мастера использовали темперу, затем писали маслом.

В начале 20-го века весь мир разваливался, политически и социально. Первая мировая война и все три русские революции еще не состоялись. Художественный мир, являясь зеркальным отражением реального мира, отражал его нестабильность. Начала разваливаться и городецкая система художественной росписи.

Краски резчиков стали терять живость и глубину, живопись стала суше, преобладали живописные образы. Городецкая роспись как явление коллективного народного творчества вскоре прекратила свое существование.

Возрождение началось в 1937 году, когда на базе коллективной мастерской был создан кооператив «Стахановец». В 1960 году реорганизована в фабрику «Городецкая Роспись».

В настоящее время это частное предприятие, на котором работает 300 человек. Художники – высококвалифицированные специалисты, многие из них являются членами Союза художников России, чьи работы экспонируются как на российских, так и на зарубежных выставках, приобретаются музеями, частными галереями и коллекционерами.

Фабрика выпускает широкий выбор изделий с традиционным орнаментом, росписью и резьбой. Среди них хлебницы, разделочные доски, кухонные и чайные сервизы, шкатулки, сундуки, стеновые панели и детская мебель. В короткие сроки была организована иконописная мастерская. Ремесло не только сохранило свои традиции, но и развило их, сделав знаменитые узоры более красочными и современными.

Прекрасные образцы городецкой росписи и резьбы хранятся в Государственном историческом музее, Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), музеях Нижнего Новгорода.

Находясь в сувенирной лавке Художественного музея в Городце, я была так счастлива найти колокольчик для своей коллекции, расписанный в этой технике. Мне не нужна была разделочная доска для хлеба, но как только я ее увидела, то не смогла устоять перед ней. Я подходил к ней и отходил, туда-сюда и, наконец, сдался. Решение купить ее было правильным, так как доска была прекрасной работой, на которую я сейчас смотрю, наслаждаясь и вспоминая этот удивительный городок на Волге.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *