Виды памяти человека | Как устроена память человека
Содержание
- Какая память отвечает за сохранение информации?
- Как мы воспринимаем и запоминаем?
Человеческая память связана с системами организма, с функциональностью и видами деятельности.
Когда вы пишете, поднимаетесь по лестнице, учите стихотворение — включаются разные отделы мозга.
Память делится по длительности сохранения информации и по тому, как запоминается материал. Образно память напоминает завод, где действия машин и людей создают цепочку.
Чтобы процесс доставлял удовольствие и человек делал успехи в работе и учебе, нужно знать свои сильные стороны в том или ином виде памяти. Самый быстрый способ этого добиться – пройти курс, который гарантирует развитие памяти и внимания.
Какая память отвечает за сохранение информации?
- Мгновенная;
- кратковременная;
- оперативная;
- долговременная.
1. Мгновенная память длится 0,1–0,5 секунды: вы едете в автобусе и увидели новую вывеску или прохожего. Восприятие увиденного или услышанного органами чувств: мозг фиксирует сам факт без признаков. Если информация ненужная, то мозг просто стирает ее.
2. Кратковременная память удерживает образ в течение 20 секунд. В этой памяти у образа появляются признаки. Через 5 секунд человек способен сказать, какого цвета вывеска, какого возраста прохожий.
Как тренировать кратковременную память? Обращать внимание на детали. Например, запоминать, во что одеты люди в автобусе, их голоса и черты лиц. И через некоторое время пытаться восстановить эти детали. Это легкое упражнение, оно не требует много времени. Также в этом поможет тренировка памяти онлайн.
Люди с хорошей кратковременной памятью становятся интересными собеседниками и ораторами, т. к. способны быстро находить ответ на вопрос и импровизировать в разговоре, не делать длинных пауз.
3. Оперативная память хранит информацию, пока человек выполняет задачу. Например, в школе ребенок решал задачи по алгебре, после выпуска пошел в гуманитарный университет и теперь не помнит способов решения математических задач. Оперативная память хранила эту информацию, пока она была нужна.
4. Долговременная память. Вы запомнили стихотворение в школе и свободно рассказываете его как через год, так и через 30 лет, — за это отвечает долговременная память. Если человек регулярно воспроизводит выученный материал, то он сохраняется в долговременной памяти. Что важно: информация, которая попала в долговременную память, восстанавливается даже после травм.
Как мы воспринимаем и запоминаем?
По способу запоминания память делится на:
- образную: слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную, тактильную, осязательную;
- моторная;
- эмоциональную;
- логическую.
1. Образная память. Практически нет людей, которые одинаково хорошо запоминали бы на слух, по вкусу, визуально и по запаху. Тренировать образную память легче, чем кажется. Если человек плохо запоминает на слух, то ему всего лишь нужно регулярно слушать аудиокниги, учить стихотворения в аудио или запоминать последовательность разных звуков. Развить зрительную память можно с помощью рисунков: запоминать последовательность картинок, смотреть несколько секунд на карточку и через минуту вспоминать, что вы увидели.
2. Моторная память. Почему ребенок после первого шага не забывает, как ходить? За это отвечает моторная память, с помощью которой все тело человека помнит, как нужно ходить, как печатать на клавиатуре и т. д.
После тяжелой травмы человек с потерей памяти забывает родственников, даже свое имя, но если дать ему ручку — вспомнит подпись. С помощью моторной памяти люди учатся ходить заново, ездить на велосипеде спустя 20 лет и т. д.
Развивать моторную память помогут все те же регулярные тренировки. Даже фитнес — и тот нуждается в повторении. Когда человек раз за разом выполняет двигательные упражнения, то со временем они получаются на автомате. Именно поэтому, осваивая новый вид спорта, первое время мы постоянно следим за техникой, а потом уже расслабляемся, т. к. тело воспроизводит движения на автомате.
3. Эмоциональная память. Этот вид памяти тесно связан с психологией. Все комплексы и привычки в поведении могут сопровождать человека всю жизнь из-за эмоций, которые он испытал в первый раз.
4. Логическая память. Человек запоминает информацию блоками. Например: не просто продовольственный рынок, а где находится, что там продается, какие цены, у какого продавца лучше купить мясо и т. д.
Этот вид памяти с возрастом слабеет больше других. То есть человек после первого похода может не запомнить точный маршрут, сколько стоит мясо и пр.
P.S. Для преподавателей, врачей, продавцов и представителей др. профессий, где запоминать нужно много, со слабой логической памятью никак. С ее помощью новая информация связывается со старой и быстрее усваивается. Студентам и школьникам, у которых страдает логическая память, тяжелее учиться, т. к. новый материал ложится мертвым грузом.
Кроме возраста на логическую память влияет и питание, и ритм жизни, и вид работы, и даже болезни и стресс. Поэтому после 30 лет врачи рекомендуют тренировать память.
Подробнее о том, что влияет на запомианние и как тренировать память, узнайте в следующей статье..
11 видов человеческой памяти — Рамблер/новости
10 мая 2017
ИД «Собеседник»иещё 1
Об одиннадцати различных видах человеческой памяти и том, как их эффективно использовать, читайте на Sobesednik.ru.
Фото: ИД «Собеседник»ИД «Собеседник»
Мозг человека – большая загадка, и о том, как устроена наша память, наука тоже знает пока не всё. Но кое-что все-таки известно, и знание, как что работает, поможет максимально успешно управлять своей памятью.
Видео дня
Мы не осознаем, но описанный далее процесс происходит с каждым из нас непрерывно в течение всей жизни. Вот как выглядят процесс запоминания любой информации, с которой мы сталкиваемся, и виды памяти, которые при этом работают.
Забывать – хорошо. Человек не может помнить буквально все, потому что в нормальной ситуации важен процесс вытеснения одной информации другой. Чем быстрее забывается ненужное, тем лучше запоминается важное и актуальное.
1. Мгновенная. Это самый простой и быстрый вид памяти, которым мы пользуемся в каждую секунду своей жизни: увидели – запомнили. Правда, ненадолго – всего на доли секунд. По большому счету памятью это назвать сложно, потому что мы мгновенно запоминаем лишь образ, а не детали.
Срок хранения: мгновения.
2. Кратковременная. Cамый первый, элементарный уровень, на который мы можем поместить конкретную информацию, называется кратковременной памятью. Когда мы что-то услышали, сразу после мы можем воспроизвести это – точно или в общих чертах. Чтобы задействовать следующий вид памяти, нужно применить такой прием, как повторение. На примере это выглядит так: вам продиктовали номер телефона. В следующую секунду, задействовав кратковременную память, вы повторили его. Еще через несколько секунд – забыли. Или отправили информацию дальше на хранение, повторив еще раз (и тем самым закрепив) или записав.
Срок хранения: максимум 20 секунд.
3. Оперативная. В этом виде памяти, которую еще называют рабочей, хранится та информация, которая актуальна для человека прямо сейчас. Об этом процессе мы обычно говорим, что держим что-то в уме. Вечно или хотя бы долгое время «в уме» держать информацию не получится – срок хранения в этом случае ограничен необходимостью: то, с чем мы работаем, будет храниться в памяти до тех пор, пока для этого есть необходимость. Потом оно либо вытесняется более актуальным, либо отправляется на следующий уровень.
Срок хранения: от 40 минут до нескольких суток.
4. Долговременная. Этот вид памяти не ограничен ни объемом, как кратковременная, ни сроком хранения, как все предыдущие, ни качеством запоминания. Тут любая информация может храниться практически вечно. Правда, при соблюдении некоторых условий. Долговременная память – как библиотека, и ее надо поддерживать в порядке, чтобы находить нужную информацию быстро и успешно. Кроме того, за ней нужно ухаживать – периодически обновлять, систематизировать и повторять. Библиотека лишь тогда удобна, когда внутри все разложено по полочкам. Это касается и нашей долговременной памяти.
Срок хранения: не ограничен.
Услышать + записать = напомнить
Есть еще одна классификация памяти, основанная на том, по каким каналам человек получает информацию. Мы, конечно, используем все возможности, однако у разных людей есть свои особенности, связанные с определенными видами памяти.
5. Слуховая: звуки музыки
Казалось бы, слух – основной канал получения информации для большинства людей, однако это не значит, что самый удобный. Многие признаются, что, обладая нормальным слухом, все же плохо воспринимают информацию, которую всего лишь прослушали. А другие – запоминают влет. Таких людей еще называют аудиалами: у них хорошо развита слуховая память. Незаменимое качество для музыкантов, преподавателей, переводчиков-синхронистов и пр.
6. Тактильная: память тела
Если у человека хорошо развита тактильная (она же – осязательная) память, по одному прикосновению, например, к вещи он может вспомнить, как много лет назад касался такой же – и воспроизвести события той минуты в мельчайших деталях. Такие люди часто «пускают в ход» руки, оценивая предметы не только зрительно, но и на ощупь – и чувствуют себя беспомощными, если задействовать память тела не удается.
7. Обонятельная: запахи детства
Иногда запах может пробудить в памяти целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так бывает с людьми, у которых хорошо развита обонятельная память.
8. Зрительная: лучше один раз увидеть
Этот вид памяти – самый востребованный, он хорошо развит у большинства людей. У 60 процентов людей зрение – главный способ получить и запомнить информацию, они лучше всего воспринимают ее «на глаз», например рассматривая или читая. Увидеть один раз им реально лучше, чем сто раз услышать.
9. Вкусовая: секреты специй
В кулинарных телешоу часто проводят так называемый слепой тест: участникам предлагают попробовать блюдо и разобрать его на составляющие, ориентируясь только на свой вкус. Лишь единицы справляются максимально успешно, умудряясь опознать, например, в супе из пары десятков ингредиентов практически все вплоть до специй. У этих людей хорошо развита вкусовая память. Для повара – неоценимый плюс.
10. Механическая: от руки
Некоторым людям (их не так много, как кажется) нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию – например записать ее, если это цифры. Механическая память развита у музыкантов, которые запоминают музыку не только на слух, но и как набор определенных движений.
11. Эмоциональная.
Так называют память на события, имеющие яркую эмоциональную окраску. Они могут закрепляться в памяти без каких-то усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводиться буквально за мгновение – как яркие фотовспышки. При этом хозяин такого воспоминания может вспомнить все в мельчайших деталях, чему сам будет удивлен. В принципе все люди лучше запоминают то, что затронуло эмоции, но эмоциональная память развита у всех по-разному. Считается, чем она лучше, тем чувствительнее хозяин такой памяти – тем сильнее у него развита способность сопереживать и чувствовать других людей – то, что называется эмпатией.
ИД «Собеседник»,
Типы памяти и техники эффективного запоминания
Одни люди запоминают текст сразу после прочтения, а другие неделю учат стихотворение и в итоге смогут воспроизвести лишь несколько строк. Однако это не означает, что у первых память «хорошая», а у других — «плохая». Процесс запоминания во многом зависит от особенностей восприятия, вида памяти и используемых техник, а благодаря такому свойству мозга, как нейропластичность, память можно и нужно укреплять. Т&Р рассказывают, какие типы памяти бывают и как ее развивать.
Классификация памяти
По сенсорной модальности
Зрительная (визуальная) память
Моторная (кинестетическая) память
Звуковая (аудиальная) память
Вкусовая память
Обонятельная память
Эйдетическая память — феноменальный тип запоминания. Человек способен мысленно сфотографировать любой объект и затем воспроизвести его, учитывая все подробности.
В зависимости от того, какой канал восприятия является доминирующим, можно выбирать соответствующие методики для наиболее эффективного запоминания. Но это не означает, что другие способы запоминания не подходят.
Аудиалам лучше использовать аудиокниги и лекции, а также обсуждать новую информацию в группе. Необходимо вслух проговаривать услышанное и пересказывать для более эффективного запоминания.
Для визуалов будет эффективным конспектирование. Делать это можно различными способами: составлять mind maps, концептуальные карты, рисовать объекты, выделять цветами важные фрагменты в таблицах, графиках.
Кинестетикам следует развивать моторику и писать как можно больше от руки. Также можно связывать запоминание с физическими упражнениями — сжимать маленький предмет в руке, тем самым усиливая концентрацию.
По длительности хранения
Согласно модели Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, существует три структуры памяти:
сенсорное хранилище, или сенсорная память, содержит информацию, поступающую из сенсорной системы, хранится в течение небольшого периода
кратковременное хранилище сохраняет ограниченный объем информации на более длительное время, в нем происходят процессы, которые регулируют обмен информацией с долговременной памятью
долговременная память способна сохранить наибольший объем информации в течение продолжительного периода
В хранилище долговременной памяти чаще поступает информация, которая закрепляется человеком несколько раз различными способами.
По наличию цели запоминания
Порой мы запоминаем то, что, казалось бы, совсем не нужно, и не можем уложить в голове важное. Незначимые для нас вещи проникают в сознание благодаря работе непроизвольной памяти. Она не регулируется определенной программой и, как правило, не имеет цели. Объект не прикладывает никаких усилий для запоминания. Забывание этих данных также является произвольным выборочным процессом. Его механика до сих пор неясна.
Произвольная память подразумевает контролируемый процесс, который осуществляется благодаря постановке конкретной цели и использованию специальных техник для запоминания.
По осознанности
Эксплицитная (декларативная) память подразумевает осознанное воспоминание. Ее также называют декларативной. Она включает в себя запоминание событий, слов, лиц. В отличие от имплицитной памяти, это осознанный процесс. Актуализация конкретного урока вождения — пример эксплицитной памяти, а повышение водительского мастерства в результате урока является примером имплицитной памяти.
При использовании имплицитной памяти происходит повторение без какого-либо волевого усилия. Люди, страдающие амнезией, утрачивают именно эксплицитную память, при этом имплицитная память продолжает функционировать.
Как развивать память
Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на чем-либо, тем больше он способен запомнить.
Эффективность запоминания зависит от:
мотивации, стремления запомнить эту информацию
значимости, которая напрямую связана с практичностью
эмоциональным восприятием
глубины погружения в материал
количества повторений
психофизического состояния
комбинирования различных техник запоминания
Упражнения для развития памяти
Таблицы Шульте
Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные объекты. Упражнения позволяют улучшить не только зрительную память, но и периферическое зрение, которое важно для скорочтения. Таблицы могут иметь разные размеры — начать можно с 2×2. В течение 5 минут смотрите на таблицу и далее постарайтесь воспроизвести содержимое ячеек.
Тренироваться можно на специальном сайте или же скачать мобильное приложение.
Метод Айвазовского
Этот метод художник использовал для того, чтобы быть более внимательным к окружающему миру и воспроизводить значимые детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж, интерьер, посмотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите на бумаге. Постепенно уменьшайте временной промежуток.
Обратная перемотка
Ежедневно прокручивайте перед сном ваш день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите ощущения, которые были у вас в тот или иной момент. Постарайтесь с точностью вспомнить диалоги или же проговорить новую информацию.
Еще один способ перемотки — считать наоборот, при этом выбирать только четные или нечетные числа. Или же называть числа, которые делятся на три.
Выстраивание ассоциаций
Напишите рандомно любые слова и разделите их на три столбца. Ваша задача — запомнить их в течение минуты и далее выписать их на чистый лист. Задача заключается не в зазубривании, а в выстраивании ассоциаций и взаимосвязей между словами, которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой.
Запоминание в режиме многозадачности
На самом деле, человек не может выполнять одновременно несколько задач, но он способен быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Выберите стихотворение, которое будете учить, и попросите друзей в течение двух минут задавать вам самые разные вопросы и задачи. Например, описать любимую детскую сладость или же решить пример. Эта тренировка благодаря постоянному сопротивлению позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый раз может не получиться, однако со временем вы будете запоминать все больше и больше.
Смена привычного пути
Измените привычный маршрут и попробуйте пойти новой дорогой. Далее вспомните все, что встретилось вам на пути, в том числе лица людей, лавочки, фонари и так далее.
Любовь Карась
Теги
#информация
#запоминание
#техники запоминания
#мозг
#память
8 типов памяти… чтобы помнить!
Перейти к содержимому- Посмотреть увеличенное изображение
Память — это важнейшая функция мозга, которая позволяет нам развивать самоощущение, хранить воспоминания, рассуждать, понимать и, конечно же, учиться. Мы говорим о нем в единственном числе, но правильнее было бы вызывать во множественном числе. Теперь мы понимаем, что он состоит из различных систем, которые, хотя и находятся в постоянных взаимосвязях, отличаются друг от друга и автономны из-за характера информации, которую они хранят, и сетей мозга, которые они используют. Вот обзор 8 аспектов нашей увлекательной памяти!
Общеизвестные воспоминания
Всем нам известны понятия краткосрочной и долговременной памяти, которые когнитивная психология давно представила нам как два великих типа временной памяти. Со временем наши знания о них уточнялись, и теперь мы немного больше понимаем их функционирование, в частности, с помощью неврологии (см. «Образование через призму неврологии» и «Увлекательный мозг: 5 удивительных фактов»). Вернемся к этим двум основным моделям.
Кратковременная память
Кратковременная память, которую иногда называют «рабочей памятью» (см. пункт 4), используется для временного хранения и извлечения — менее чем за минуту — обрабатываемой информации. Это позволяет нам запомнить, например, имя, число или список элементов.
Долговременная память
Долговременная память может хранить неограниченное количество информации в течение периода от нескольких часов до всей жизни. Оно включает в себя память о недавних событиях, все еще находящихся в стадии обработки, а также память о консолидированных воспоминаниях, которые, следует отметить, также могут быть забыты. Долговременная память основана на трех основных хронологических процессах:
- Кодирование: это обработка информации, поступающей от наших органов чувств, для ее подготовки к сохранению в памяти.
- Хранение (консолидация): Это соответствует сохранению информации, полученной после достаточного повторения мозгом.
- Recall: Это процесс, который извлекает информацию из памяти в соответствующее время; припоминание может быть сознательным или нет, спонтанным (свободным) или облегченным (или «индексированным», облегченным подсказками).
Его также можно описать как явное (декларативное), когда оно относится к воспоминаниям, которые можно назвать, или имплицитное (недекларативное), когда эти воспоминания не вербализуются и когда их воспроизведение происходит автоматически – умейте ездить на велосипед, например. Наконец, долговременная память подразделяется на несколько подтипов воспоминаний (см. пункты 5–8).
Вот 4 фактора, которые могут влиять на работу памяти:
- Степень внимания, бдительности, осознания и концентрации.
- Интерес, мотивация, потребность или необходимость.
- Эмоциональное состояние и эмоциональная ценность, приписываемая запоминаемому контенту.
- Среда, в которой происходит запоминание (место, освещение, шумы, запахи и т. д.), которая одновременно записывает данные, подлежащие запоминанию.
Первые типы памяти
Сенсорная (или перцептивная) память: та, что фильтрует
Сенсорная память — это своего рода первый шаг в обработке информации, готовой к запоминанию: это фильтр, через который проходят все эти раздражители извне через наши органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и т. д.). вкус).
Чтобы не перегружаться этой памятью, которая не требует нашего внимания! — должен сделать свой выбор и очень быстро опустошить себя. Чтобы дать вам представление, только благодаря зрению наш мозг каждую секунду получает эквивалент 1 Мб информации, что соответствует прочтению целой энциклопедии за минуту. Время удержания информации в сенсорной памяти колеблется от нескольких сотен миллисекунд до одной-двух секунд. Не вдаваясь в подробности, отметим, что процесс, который здесь начинается, называется «сенсорной трансдукцией»: сенсорные рецепторы преобразуют энергию раздражителя — химическую или физическую, в зависимости от типа рецептора, соответствующего каждому чувству, — в электрические сигналы (нервные импульсы). ). На данном этапе мы еще не говорим о памяти чувств, описанной Марселем Прустом (см. рамку «Маленькие Мадлен или память чувств»), которая требует более высокого уровня интеграции информации.
Информация в виде электрических сигналов проходит по разным путям, чтобы активировать определенные области мозга для соответствующей интерпретации. Информация, считающаяся релевантной, затем кодируется — обрабатывается для сохранения — затем передается в кратковременную память, более стабильную память, откуда в конечном итоге она переходит в долговременную память. Поскольку каждое чувство имеет свою собственную систему, свою цепь, каждое из которых связано с определенной областью коры головного мозга, мы можем говорить о зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильной памяти.
Сенсорная память не ограничивается одной областью мозга, а взаимосвязана с другими, участвуя в ее правильном функционировании. Записывая также эмоции и ощущения, связанные с воспринимаемой сенсорной информацией, эта память не только распознает окружающую среду, но и помогает нам понять будущие события.
Рабочая память: та, что жонглирует непосредственной
Рабочая память — это обновленная концепция кратковременной памяти. Теперь, благодаря неврологии, мы понимаем, что «кратковременная» память не только временно сохраняет новую информацию до того, как она попадет в долговременную память, но также отвечает за обработку и манипулирование ею в таких процессах, как рассуждение, понимание, и обучение.
Эта так называемая «непосредственная» память включает в себя несколько независимых систем, позволяющих одновременно выполнять различные задачи, и включает в себя диалог между тремя областями мозга: префронтальной корой, лобными глазными полями и латеральной внутритеменной зоной . Мы можем сознательно запоминать только 4 или 5 вещей одновременно. Недавно исследователи обнаружили, что при перегрузке рабочей памяти обмены между тремя задействованными областями мозга игнорируются.
Типы долговременной памяти
Процедурная (или моторная) память: та, у которой хорошие рефлексы
Процедурная память — это имплицитная (недекларативная) память, которая позволяет нам выполнять обычные задачи, не задумываясь о них, например, есть, шнуровать обувь, кататься на велосипеде и т. д. Это память о двигательных навыках и ноу-хау. Так как она состоит из очень хорошо усвоенных сенсомоторных автоматизмов, эта память называется «бессознательной».
Эпизодическая память: тот, кто жил
Эпизодическая память позволяет вспомнить воспоминания, пережитые лично в данном контексте – в таком-то месте, в такое-то время, с таким-то человеком и т. д. – с их перцептивно-сенсорными деталями (эмоциями, восприятиями, запахами и т. д.). Его особенно отличает от других типов воспоминаний тот факт, что индивидуум видит себя действующим лицом, пережившим события. Эта способность памяти, которая была бы самой сложной из всех, которыми мы обладаем, также включает в себя способность устанавливать связи во времени и пространстве между различными пережитыми событиями.
На качество кодирования воспоминаний эпизодической памятью большое влияние оказывает также интенсивность переживаемых во время события эмоций. Этот тип памяти больше всего страдает от амнестических расстройств.
Семантическая память: та, что у нас на кончике языка
Память ссылок, она хранит и классифицирует общие знания о себе — мы говорим тогда о «смысловой личной памяти» — и об окружающем нас мире: от значения слов до фактов энциклопедического типа, посредством правила и понятия, которые позволяют нам представлять мир «в голове». В отличие от эпизодической памяти, она не зависит от пространственно-временного контекста, в котором приобретаются воспоминания.
Автобиографическая память: та, которая формирует нашу идентичность
Автобиографическую память долгое время путали с эпизодической памятью. Хотя между ними существует связь и их взаимосвязь нуждается в дальнейшем прояснении, понятие автобиографической памяти гораздо шире, чем понятие эпизодической памяти. По сути, это «гибридная» модель, включающая как смысловую, так и эпизодическую составляющую.
Эта память, таким образом, записывает общую информацию о себе, без привязки к данному контексту — наше семейное положение, имена наших родственников и т. д. — и уникальные воспоминания, характерные для себя — пережитые события, расположенные во времени и пространстве, сопровождаемые их перцептивно-чувственные детали. С течением времени построение нашего чувства идентичности и преемственности в первую очередь является результатом этой автобиографической памяти.
Маленькие мадлен или сенсорная память
«(Моя мать) послала за одним из тех коротких, пухлых пирожных, называемых «маленькими мадленами», которые выглядят так, как будто они вылеплены из желобчатого гребешка раковины паломника. И вскоре, машинально, утомленный унылым днем и перспективой унылого завтра, я поднес к губам ложку чая, в который вымачивал кусочек пирога. Как только теплая жидкость и крошки с нею коснулись моего неба, дрожь пробежала по всему моему телу, и я остановился, сосредоточившись на происходивших необыкновенных переменах. Изысканное удовольствие охватило мои чувства […]».
«И вдруг память возвращается. Вкус был похож на крошку мадлен, которую воскресным утром в Комбре [. ..] давала мне моя тетя Леони, макая ее сначала в свою чашку с настоящим или липовым чаем».
«Но когда из далекого прошлого ничего не существует, после смерти людей, после того, как вещи разбиты и разбросаны, еще, одинокий, более хрупкий, но более жизненный, более невещественный, более стойкий, более верный, запах и вкус вещей остается надолго готовым, как души, готовые напомнить нам, ожидающие и надеющиеся на свой момент среди руин всего остального; и непоколебимо несут в крошечной и почти неосязаемой капле своей сущности обширную структуру воспоминаний».
Выдержка из: Марсель Пруст, Воспоминания о прошлом, том 1: Путь Свана и в цветущей роще, 1913 г.
В поисках утраченного времени
От интуиции Пруста, вызванной его «Маленькими Мадлен», до последних нейрофизиологических открытий, достижений в области психологии — у нас есть множество фрагментов, которые помогают нам воссоздать головоломку нашей памяти… по крайней мере, частично. Может быть, потому, что он все еще осторожен, чтобы не раскрыть все свои тайны. Более того, если нам когда-нибудь удастся расшифровать все коды, можно с уверенностью сказать, что эта сказочная машина, которая позволяет нам не что иное, как быть, быть и становиться, никогда не перестанет нас очаровывать.
Увлекательные открытия
Для лучшего запоминания: дышите носом!
То, как мы дышим, и фаза дыхания (вдох или выдох) влияют на нашу память. Таковы поразительные результаты американского исследования, опубликованного в 2016 году.
Уже было известно обонятельное колебание — явление, которое вызывает активацию нейронов обонятельной системы, когда воздух поступает в нос через рецепторы на кончиках волосков в носу. Также было известно, что существует четыре типа обонятельных колебаний, некоторые из которых связаны с обучением и памятью.
Исследование 2016 года выявило тот факт, что информация лучше сохраняется, если в тот момент, когда человек берет информацию для запоминания, вдохнуть носом. Выдох через нос, а также дыхание ртом (вдох и выдох) не имеют такого же эффекта, поскольку именно поступление воздуха через ноздри обеспечивает обонятельные колебания.
Воспоминания, передаваемые генами
Ваша ДНК вполне может содержать память о ваших предках, и это не фигура речи! На это указывают эксперименты, проведенные на мышах в Университете Эмори, результаты которых были опубликованы в 2013 году в журнале Nature Neuroscience. В рамках этой работы мышей обучали бояться запаха, похожего на запах цветков вишни; тренинг, в ходе которого исследователи заметили изменения в сперматозоидах грызунов — участок ДНК, играющий роль в чувствительности запаха к цветкам вишни, стал более активным.
Затем мышам давали возможность спариваться. Их потомки, первое и второе поколения, проявляли заметную чувствительность к этому запаху, побуждая их избегать его, даже если они никогда не подвергались никакому травмирующему опыту, связанному с ним. Исследователи, которые также наблюдали изменения в структуре мозга мелких животных, пришли к выводу, что «опыт родителя, даже до зачатия, сильно влияет на структуру и функции последующих поколений». На научном жаргоне мы говорим о «трансгенерационном эпигенетическом наследовании».
Гиппокамп: основная структура памяти и обучения
Нельзя говорить о памяти, не упомянув о важности гиппокампа, области коры головного мозга, которая из-за своей формы носит название маленького морского конька. Это место конвергенции всей информации, расшифрованной в сенсорных областях. Эта структура облегчает ассоциацию информации из разных областей коры, например, путем установления связи между запахом и жизненным опытом.
Из гиппокампа информация следует по контуру, называемому «контуром Папеза», который заставляет их проходить в другие структуры лимбической системы, которую иногда называют «эмоциональным мозгом», чтобы вернуться «реконструированным» в гиппокамп. . Таким образом, эта информация в конечном итоге станет долговременной памятью (см. пункт 2), перестанет повторять схему Папеса и окончательно оставит гиппокамп для кодирования в областях коры, специфичных для каждой сенсорной системы — тех самых областях, из которых извлекается сенсорная информация. в основе воспоминаний (см. пункт 3).
Моя память «вернее» твоей!
Почему у нас не такая же память о ситуации, как у других, переживших те же события? Или почему наше восприятие памяти с годами может ощущаться по-разному? Дело в том, что память — это прежде всего рассказанная история. Это не достоверная запись, а реконструкция личного опыта, составленная из различных элементов — сенсорных, пространственно-временных, эмоциональных и т. д. — которые хотя и записаны в одно и то же время, но хранятся в разных местах.
Используя метафору книги, когда кто-то вспоминает воспоминание, мозг не имеет доступа к «книге» этой памяти; вместо этого он должен попытаться найти как можно больше «страниц», «напечатанных» за одно и то же время. Это рассеяние означает, что память не обязательно будет точной или немедленной. К этому следует добавить, что условия, в которых мы оказываемся при воспоминании, — природа и контекст припоминания, а также наше эмоциональное состояние — придают ему особый оттенок.
Более того, эта память работает по ассоциациям, в том смысле, что одно напоминает нам другое, потом другое и так далее! Таким образом, каждый следует своим собственным путем, чтобы вернуться по следам своих воспоминаний.
Автор творческого контента @KnowledgeOne. Вопроситель вопросов. Гипергибкий упрямый. Созерцательный йог.
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуУзнайте больше о различных типах памяти здесь
Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многое не понимают в человеческой памяти и в том, как она работает.
В этой статье рассматриваются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить свою память.
Существует множество теорий о типах памяти человеческого мозга. Большинство ученых считают, что существует как минимум четыре основных типа памяти:
- рабочая память
- сенсорная память
- кратковременная память
- долговременная память
Некоторые исследователи предполагают, что это не отдельные типы памяти, а скорее стадии памяти.
С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти в долговременную память.
Память, которую человек использует только в течение короткого времени, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и никогда не может перемещаться в другую часть памяти.
Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.
Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких промежутков времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.
Если человек обращает внимание на сенсорный ввод, то информация может перемещаться в кратковременную, а затем в долговременную память.
Некоторые примеры сенсорной памяти включают:
- регистрацию звуков, с которыми человек сталкивается во время прогулки
- краткое признание чего-либо в поле зрения человека
Сенсорная память помогает человеку собрать воедино ощущение мира на основе недавних образов, звуков и других сенсорных ощущений.
Когда конкретный сенсорный опыт становится актуальным, например запах чего-то на кухне, он может перемещаться в другие типы памяти.
В противном случае сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек быстро их забывает.
Например, человек не вспомнит все конкретные звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если только у него нет причин их помнить.
Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченную последовательность информации в течение короткого периода времени.
Эти воспоминания исчезают быстро, примерно через 30 секунд.
Кратковременная память — это не просто память, которая длится недолго. Вместо этого это тип недолговечного хранилища, в котором может храниться только несколько фрагментов информации.
Некоторые примеры кратковременной памяти включают:
- запоминание строки из 5–7 слов и ее повторение
- запоминание телефонного номера во время записи ручкой
Рабочая память похожа на кратковременную память. Однако, в отличие от последней, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.
Это помогает им вспомнить детали их текущей задачи. Некоторые виды поведения, использующие рабочую память, включают:
- решение сложной математической задачи, когда человек должен запомнить несколько чисел должны помнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона
Хотя исследователи обычно разделяют рабочую и кратковременную память на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.
Долговременная память хранит множество воспоминаний и переживаний.
Большинство воспоминаний, которые помнят люди, особенно те, что старше примерно 30 секунд, являются частью долговременной памяти.
Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.
Явная долговременная память
Эксплицитные воспоминания — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнаёт.
Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.
Эпизодическая память
Это воспоминания о событиях или автобиографических фактах. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например о том, что кто-то женат.
Семантическая память
Семантическая память – это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которые он не испытал, потому что узнал или изучил его.
Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти. Однако это будет эпизодическое воспоминание, если человек вспомнит, как в школе вскрывал свиное сердце.
Имплицитная долговременная память
Имплицитная память — это воспоминания, влияющие на поведение человека. Однако люди сознательно о них не думают.
Некоторые типы этой памяти включают следующие.
Процедурная память
Процедурная память помогает человеку выполнять привычные действия, такие как ходьба или вождение автомобиля.
Сначала им, возможно, придется учиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.
Прайминг
Прайминг происходит, когда опыт влияет на поведение человека.
Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.
Классическое и оперантное приучение как первичных людей, так и животных к определенным действиям в ответ на определенные переживания.
Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньший объем. Это потому, что эти типы воспоминаний длятся только в течение короткого периода времени.
При кратковременной памяти обычно существует определенный предел объема информации, которую человек может удерживать — обычно около семи элементов.
Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с практикой.
Мозг не компьютер, и память не занимает физического пространства. Теоретически не существует определенного ограничения емкости долговременной памяти.
Однако качество воспоминаний и их детали могут меняться со временем.
Воспоминания могут быть ненадежными
Мозг не записывает воспоминания идеально, поэтому воспоминания могут изменяться или исчезать со временем.
Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек помнит что-то очень четко.
В ходе одного исследования 2015 года исследователи смогли всего за несколько часов убедить невинных людей в том, что они совершали серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.
Может у кого-то есть фотографическая память?
У некоторых людей необыкновенно хорошая память. Люди с гипертимезией, чрезвычайно редким заболеванием, могут помнить все или большинство автобиографических воспоминаний.
Другие могут тренировать навыки памяти, чтобы лучше запоминать информацию или вспоминать строки слов или чисел.
Нет никаких научных доказательств так называемой фотографической памяти. Мозг не камера и не может идеально записывать информацию.
Некоторые стратегии улучшения памяти включают:
- Разработка мнемонических приемов для запоминания новой информации. Например, чтобы запомнить все имена в комнате, можно составить рифму или ассоциацию для каждого имени.
- Решайте головоломки и сложные головоломки.
- Развитие прочных ассоциаций памяти, помогающих запоминать вещи. Разговор о недавних воспоминаниях или ведение дневника могут помочь развить эти ассоциации.
- Выполнение сердечно-сосудистых упражнений для укрепления здоровья мозга.
Память — это сложная система, а не отдельный орган или процесс.
Человек может улучшить свою память, ведя здоровый образ жизни и практикуя стратегии, специально разработанные для улучшения памяти.
Людям, беспокоящимся о своей памяти, следует обратиться к врачу, так как любые необъяснимые изменения могут сигнализировать о ряде заболеваний.
Узнайте больше о различных типах памяти здесь
Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многое не понимают в человеческой памяти и в том, как она работает.
В этой статье рассматриваются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить память.
Существует множество теорий о типах памяти человеческого мозга. Большинство ученых считают, что существует по крайней мере четыре основных типа памяти:
- рабочая память
- сенсорная память
- кратковременная память
- долговременная память
Некоторые исследователи предполагают, что это не отдельные типы памяти, а скорее этапы памяти.
С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти в долговременную память.
Память, которую человек использует только в течение короткого времени, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и никогда не может перемещаться в другую часть памяти.
Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.
Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких промежутков времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.
Если человек обращает внимание на сенсорную информацию, то информация может перемещаться в кратковременную, а затем в долговременную память.
Некоторые примеры сенсорной памяти включают:
- регистрацию звуков, которые человек слышит во время прогулки
- краткое осознание чего-либо в поле зрения человека образы, звуки и другие сенсорные ощущения.
Когда конкретный сенсорный опыт становится актуальным, например запах чего-то на кухне, он может перемещаться в другие типы памяти.
В противном случае сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек быстро их забывает.
Например, человек не вспомнит все конкретные звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если только у него нет причин их помнить.
Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченную последовательность информации в течение короткого периода времени.
Эти воспоминания исчезают быстро, примерно через 30 секунд.
Кратковременная память — это не просто память, которая длится недолго. Вместо этого это тип недолговечного хранилища, в котором может храниться только несколько фрагментов информации.
Некоторые примеры кратковременной памяти включают:
- запоминание строки из 5–7 слов и ее повторение
- запоминание телефонного номера во время записи его ручкой
Рабочая память аналогична кратковременной памяти. терминальная память. Однако, в отличие от последней, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.
Это помогает им вспомнить детали их текущей задачи. Некоторые виды поведения, использующие рабочую память, включают:
- решение сложной математической задачи, когда человек должен запомнить несколько чисел
- выпечка чего-либо, что требует от человека вспомнить ингредиенты, которые он уже добавил
- участие в дебатах, во время которых человек должен вспомнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона
В то время как исследователи обычно разделяют рабочие и краткосрочные памяти на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.
Долговременная память хранит множество воспоминаний и переживаний.
Большинство воспоминаний, которые помнят люди, особенно те, что старше примерно 30 секунд, являются частью долговременной памяти.
Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.
Эксплицитная долговременная память
Эксплицитная память — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнает.
Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.
Эпизодическая память
Это воспоминания о событиях или автобиографических фактах. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например о том, что кто-то женат.
Семантическая память
Семантическая память – это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которые он не испытал, потому что узнал или изучил его.
Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти. Однако это будет эпизодическое воспоминание, если человек вспомнит, как в школе вскрывал свиное сердце.
Имплицитная долговременная память
Имплицитная память — это воспоминания, влияющие на поведение человека. Однако люди сознательно о них не думают.
Некоторые типы этой памяти включают следующие.
Процедурная память
Процедурная память помогает человеку выполнять привычные действия, такие как ходьба или вождение автомобиля.
Сначала им, возможно, придется учиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.
Прайминг
Прайминг происходит, когда опыт влияет на поведение человека.
Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.
Классическое и оперантное приучение людей или животных к определенным действиям в ответ на определенные переживания.
Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньший объем. Это потому, что эти типы воспоминаний длятся только в течение короткого периода времени.
При кратковременной памяти обычно существует определенный предел объема информации, которую человек может удерживать — обычно около семи элементов.
Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с практикой.
Мозг не компьютер, и память не занимает физического пространства. Теоретически не существует определенного ограничения емкости долговременной памяти.
Однако качество воспоминаний и их детали могут меняться со временем.
Воспоминания могут быть ненадежными
Мозг не записывает воспоминания идеально, поэтому воспоминания могут изменяться или исчезать со временем.
Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек помнит что-то очень четко.
В ходе одного исследования 2015 года исследователи смогли всего за несколько часов убедить невинных людей в том, что они совершали серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.