Какой б звук: Обучение грамоте «Звуки [б], [б`] и буква Б»

Тема: «Согласный звук Б — Бь. Буква Б».

Занятие по грамоте (подгот.гр.)

Тема: «Согласный звук Б — Бь. Буква Б».

Цель: Познакомить детей с согласными звуками: Б — Бь, буквой Б.

Задачи:

Образовательная: 1. Познакомить детей с согласными звуками: Б — Бь и с

буквой Б.

2. Закрепить навыки правильного произношения звуков:

Б — Бь изолировано, в слогах, в словах.

3. Учить различать согласные звуки: Б – Бь.

4. Закрепить умение подбирать слова на звук: Б — Бь.

5. Развитие способности определять место звука в

словах. (Начало, середина и конец слова).

Коррекционно-развивающая:

1. Развитие слухового и речевого восприятия и памяти.

2. Развитие концентрации внимания.

Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.

задания

Педагог:

Дети.

1.

2.

3.

Присоединение.

И/упр.: «Какие звуки мы слышим за

окном?».

— развитие слухового восприятия и

внимания.

К/упр.: «Отгадайте загадку».

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Демонстрация картинки: БАБОЧКА.

— Какой первый звук мы слышим в слове:Б А Б О Ч К А

— Правильно.

— На столах у вас конвертики, откройте их.

Сложите разрезную картинку.

— Кто это?

— Произнесите слово Б Е Л К А.

— Какой первый звук мы слышим в слове: Б Е Л К А

— Правильно.

Ответы детей.

БАБОЧКА.

Звук Б.

Открывают.

Белка.

Произносят.

4.

Анализ согласного звука Б.

— Сегодня мы познакомимся с согласным звуком Б.

Этот звук произносится кратко, губы раскрываются быстро – как маленький взрыв: Б – Б – Б – Б. Звук Б- согласный звонкий (горлышко при произнесении звука Б – «поёт».

Согласный звук Б, может произносится твёрдо: Б – Б – Б – Б.

Согласный звук Б, может произносится мягко: Бь – Бь – Бь – Бь.

5.

К/упр.: «Подберём условное обозначение

звуку».

— внимательно слушайте слова. Если в слове услышите твёрдый звук Б – каждый из вас поднимает синюю фишку.

— Если в слове услышите мягкий звук Бь –

каждый из вас поднимает зелёную фишку.

Внимательно слушают слова и определяют, как звучит звук Б.

Предлагаются слова: Буратино, белка, бревно, бинокль, банка, ботинки, бусы, бегемот, буря, белуга, булка.

6.

7.

Физкультурная минутка.

К/упр.: «Определи место звука в слове».

— развитие фонематического восприятия и

внимания. Способности к звуковому анализу.

Слова: Булка, собака, дуб.

Белка, кабина, голубь.

Используя схемы слов и условные обозначения звуков, указывают место нахождение звуков Б – Бь в данных словах.

Для лучшего усвоения данной задачи рекомендуется использовать наглядность.

8.

Анализ буквы Б.

Согласный звук Б-Бь на письме обозначаются буквой: Б. Звук произносим коротко: Б-Б;

Бь-Бь, а букву полно: БЭ.

— Посмотрите, какая это буква.

Буква Б – с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

— На что похожа буква Б?

Произносят звук коротко. Звук полно.

Рассматривают печатную букву Б на доске.

Ответы.

9.

Детям предлагается в воздухе указательным пальцем прописать

букву Б.

Русский язык «Буква и звук Б, парная П»

Занятие № 20 Буква и звук Б, парная П.

Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Повторение пройденного материала. Составление предложения и его схемы.

На доске разбросаны слоги: В ма ле на. су ли

Посмотрите на доску. Ребята, я вам приготовила предложение для чтения, а Ошибуська опять хочет нам помешать учиться и разбросала предложение на слоги. Давайте его соберем. Но сначала вспомним, что такое предложение. Это законченная мысль. Из чего состоит предложение. Из слов. С какой буквы начинается предложение. С большой. Что ставиться в конце предложения. Точка. Дети собирают предложение. В лесу малина. Составим схему этого предложения.

— Молодцы, мы справились с этим заданием и можем отправляться в страну Знаний знакомиться с новым звуком и буквой.

Знакомство со звуком [б].

— А куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете. Но буквы решили поиграть с нами в прятки. Вам надо догадаться, какие буквы здесь спрятались. Игра “Полубуковка”.

Учитель показывает слово зоопарк. Буквы наполовину закрыты заборчиком. (Заборчик вырезать из картона) Ученики называют буквы и читают слово.

Сколько букв в этом слове?
Сколько гласных?
Сколько согласных?
Какие согласные мягкие или твердые? (Дружба с какой буквой делает согласную букву мягкой? И Эта буква есть в этом слове? Нет. Значит, мягких букв здесь нет, все согласные твердые.)

— Мы узнали, что отправимся в зоопарк.

В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала всем загадки

Дружно надо отгадать.

Чтобы новый звук узнать.

Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)

Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка)

Водяные мастера строят дом без топора. (Бобры)

Произнесите еще раз слова — отгадки, выделяя голосом только первый звук. Какой звук мы выделили? Звук [б].

Какой он: гласный или согласный? Согласный.

Почему согласный? Как вы думаете? Он не поется.

Почему он не поется? Что нам мешает петь звук [б]? Губы.

Какой звук звонкий ли глухой? Звонкий.

— Молодцы, правильно.

Определение мягкости звука. Дети рассматривают предметные картинки с изображением банта и бинта. Выделяют первые звуки в словах бант и бинт.

Делается вывод, что в слове бант звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый, т.к. за звуком [б] следует звук [а], который обозначает твёрдость согласного звука.

В слове бинт звук [б’] – согласный, звонкий, мягкий, т.к. за звуком [б’] следует звук [и], который обозначает мягкость согласного звука.

Игра «противоположности» Замените слово противоположным по смыслу так, чтобы оно начиналось со звука [б].

Маленький – большой, черный – белый, здоровый — больной, бедный — богатый, далеко – близко.

— Ребята, кто любит слушать сказки? Молодцы, значит, вам будет не трудно отгадать сказочных героев, имена которых начинаются на звук [б].

Игра «Угадай героя книги»

  1. Деревянный человечек. Буратино.

  2. Пантера, друг Маугли. Багира.

  3. Хозяйка избушки на курьих ножках. Баба Яга.

  4. Кто жил у семи гномов? Белоснежка.

  5. Злой разбойник, живущий в Африке. Бармалей.

Физкультминутка.

А сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых рукам дать,
Надо ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Пошагаем мы немного.
Повернёмся вправо, влево,
Наконец, присядем смело.
Улыбнёмся, день хороший
И похлопаем в ладоши.

Знакомство с буквой Б. Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

— Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу.

В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала надо букву
Всем нам новую узнать.

— Звуки [б], [б’] обозначаются на письме буквой Б. Учащиеся рассматривают карточку с этой буквой.

На что похожа буква Б? (Ответы детей.)

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Работа с буквой. Чтение.

В зоопарк спешат ребята,
Чтоб животных увидать,
Но сначала с этой буквой
Надо слоги прочитать.

Чтение слогов. На доске слоги.

Бо, бу, бы, ба – наши мамы красота.
Би, би, би – наши папы силачи.

Чтение слов на доске.

Букву новую узнали,
Слоги мы с ней прочитали,
Значит, может весь наш класс
В зоопарк попасть сейчас!

На доске записаны слова: бык, краб, собака, зебра, баран, барсук, зубр, кобра, кабан.

— Наш зоопарк необычный. В нём живут только те животные, в названиях которых есть буква б. Учащиеся читают слова, и выбирают изображения данного животного.

— Наш зоопарк совсем небольшой. Поселим туда ещё несколько животных. Условие остаётся прежним, в названиях должны быть звуки [б] и [б’]. Так каких животных можно было поселить в наш зоопарк? На доске картинки с изображением разных животных. Если в названиях есть данные звуки, ребята выбирают картинку (Бегемот, кит, лебедь, медведь, бабочка, жираф, верблюд, слон, белка, волк ).

Знакомство с парными Б – П. игра «Паровозик»

— Ребята, а вы знаете среди смешариков тоже есть владелец звука [б]. Его имя начинается с этого звука. Давайте по картинкам составим его имя. (Белка, арбуз, рак, автобус, шар). Кто это? Бараш. Правильно, молодцы! Это баран Бараш. Он и повезет нашу букву Б в Буквоград.

-Ребята, смотрите, кто приехал за Барашем. Это Пин.

-А как вы думаете, почему за Барашем приехал Пин, а не Совунья или Копатыч? (называть имена с выделением первого звука. ) с какого звука начинается Бараш (со звука [б]), с какого звука начинается Пин (с мягкого[ п]). А твердый будет [п]. Давайте произнесем эти два звука и определим, где глухой звук, где звонкий.

Кто догадался почему Пин приехал за Барашем? Б и П парные согласные звуки и буквы. И куда мы с вами будем селить букву Б. Рядом с буквой П.

Тема: «Звук Б, Бь. Буква Б.»

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по теме: «Звук Б, Бь. Буква Б.»

по дополнительной общеобразовательной программе «Витаминка»

Возраст детей 6 лет

Составила:

Кожуховская Светлана Васильевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Бийск

2020

Тема занятия: «Звук [Б, Бь]. Буква Б.»

Тип занятия: изучение нового материала.

Кол-во детей: 12 человек

Продолжительность занятия – 25 мин.

Цель: создание условий для закрепления представления о звуках [Б, Бь] и букве Б.

Задачи:

образовательные:

1) совершенствовать умение производить звуковой анализ слов;

2) учить выделять звуки [Б,Бь] в начале слова, в середине и в конце.

3) совершенствовать навык чтения.

развивающие:

1) способствовать развитию артикуляционного аппарата, фонематического

слуха (умение узнавать звуки [Б, Бь], дифференцировать его).

2) способствовать развитию мелкой моторики;

3) способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения.

воспитательные:

1) воспитывать доброе отношение к окружающим; интерес к предмету

2) воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.

3) воспитывать умение слушать других.

Форма проведения: групповое учебное занятие.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оснащение занятия: проектор, компьютер, картинки клоунов Бима, Бома, карточки схемы слова, маленькие картинки на магнитах, картинка буквы Б, фишки(синего, зеленого и красного цвета) карточки со слогами, презентация, печатные листочки с прописью буквы Б, смайлики, маркер, карточки с изображением бус для звукового анализа слова, зелёный и синий карандаш.

Раздаточный материал:

Каждому ребенку: «карточка схема слова бусы», 1 набор фишек, набор карточек со слогами, печатные листочки с прописью буквы Б., синий и зелёный карандаш, смайлики, маркер, карточка с картинкой

Структура занятия:

1. Организационный этап

2. Основная часть

3. Итоговый этап.

I этап «Организационный» (3 мин)

Цель: мотивировать детей на включение в деятельность

Задачи: создать психологический настрой и активировать внимание детей на занятии.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Здороваются.

Обучающиеся берут смайлики.

Обучающиеся рисуют улыбочку.

Обучающиеся убирают в сторону смайлики.

— Клоун

— Да!

— [Б, Бь]

–Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.

-У вас на столах лежат в тарелочках смайлики.

-Возьмите смайлик и нарисуйте карандашом, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее, то улыбку вверх, если плохое – вниз.

-Теперь положите смайлики в тарелочку.

— Я рада видеть вас, таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

— Садимся ровненько, спинки держим прямо.

— Послушайте и отгадайте загадку.

У них веселая профессия-смешить людей, дарить улыбки.

Они всегда выходят к нам все яркие, как на картинке:

Не догадался ты еще, что в цирке те работают, кого

Так часто все зовем мы неуклюжим *****

-Правильно, к нам сегодня на занятие пришли в гости два клоуна Бим и Бом.

— Догадались, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

-О каких?

-Сегодня мы поговорим о звуках[ Б и Бь] и букве Бэ.

На столах у детей смайлики

Смайлик

Загадка.

Вывешиваю на доску картинки клоунов.

Вешаю звуковик.

II этап «Основной» (19 мин)

Цель: знакомство со звуками [Б, Бь], буквой «бэ» закрепить умение различать на слух местоположение звуков в слове..

.Задачи:

— способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата; учить выделять звуки [Б, Бь] в начале слова, в середине и в конце; совершенствовать умение производить звуковой анализ слов.

— способствовать развитию произвольного внимания, памяти.

— способствовать развитию мелкой моторики; совершенствовать навык чтения.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Звук слышим и произносим, а букву видим и пишем.

Дети произносят звук [Б ]

-Согласный.

-Он не поётся, есть преграда во рту, мешают губы.

— Твёрдым и мягким.

— твёрдый звук.

-Синем.

— Мягким.

-Зелёным.

Обучающиеся кладут руку на горло и произносят звуки [Б, Бь.]

-Да.

-Звонкий.

Дети берут в руки карандаш синего и зелёного цвета.

Дети поднимают карандаши.

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно

— Красным

— Синим

— Зелёным

— [Б]

— Он обозначается синей фишкой.

— Потому что согласный, твёрдый.

— Гласный красный звук [о]

Синей фишкой, потому что твёрдый согласный звук [м]

-[Бь]

— Зелёной.

— Согласный, мягкий.

-Красной, гласный.

Синей фишкой, потому что твёрдый согласный звук [м]

Обучающиеся выполняют звуковой анализ слова «бусы».

Обучающийся выкладывает схему слова на доске

Прикрепляют картинки к клоунам.

Обучающиеся повторяют за педагогом

—Бублик.

-Вертикальная палочка, полукруг и горизонтальная линия вверху.

Обучающиеся пишут буквы Б в тетрадях.

Дети читают слоги и слова.

-Банан. Во всех словах нет звука (Б), а в слове банан есть.

— Бегемот. Медведь, лиса, волк нет звука (бь), а бегемот есть.

-БА-НАН, БУ–СЫ, БАН-КА.

— Скажите, чем звук отличается от буквы.

— Молодцы, правильно.

-Давайте произнесём звуки [Б, Бь].

-Когда мы произносим звуки, губы смыкаются и размыкаются.

-Произнесите: Б! [Бь]! Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Б].

-Как вы думаете, какие звуки [Б, Бь.] гласные или согласные?

-Почему вы так решили?

-Конечно, он согласные. А если мы произнесём имена клоунов Бим и Бом, что вы ещё можете сказать, каким может быть звук?

-В имени Бом мы слышим какой звук?

-Каким цветом мы его обозначаем?

— Поэтому у звуковика синий ботиночек.

-а в имени Бим?

-Значит, обозначаем каким цветом?

-Второй ботинок зеленый у звуковика.

— А теперь давайте положим нашу руку на горлышко и произнесём звуки [Б, Бь.].

«Звенит» горлышко?

Значит, какой это звук?

-Правильно, звонкий, наденем ему колокольчик.

— Звук [Б] согласный, звонкий, может быть твердым[Б] и тогда мы обозначаем фишкой синего цвета и мягким[Бь] и обозначаем зеленым цветом.

-А сейчас мы поиграем с вами в игру. Для этого приготовьте два карандаша, которые лежат у вас на столе, синего и зелёного цвета. Я буду называть слоги, затем слова, а вы внимательно слушаете и если вы услышите, твёрды звук [Б], то поднимаете вверх синий карандаш, а если мягкий звук [Бь], то зелёный. Ну, а если нет этих звуков, тогда не поднимаете.

-И так приготовились, слушаем внимательно: РА, БА, БИ, БО, БЕ.

-Молодцы, а теперь сложнее в словах: БУСЫ, БОЧКА, ШУБА, БЕЛКА, БИНТ, СОК.

— Молодцы, хорошо справились с заданием!

— А сейчас мы покажем нашим клоунам, как мы умеем определять место звуков в слове.

Педагог вывешивает карточку.

— На доске и у вас на столе карточки, разделённые на три части, обозначающие начало слова, середину, конец. Я буду называть слова, а вы определите, в какой части слова находятся звуки [Б, и Бь]: в начале слова, в середине или в конце — и поставьте фишку нужного цвета в нужную клетку. Приготовьте синию и зеленую фишки.

— Слова: БАНАН, СОБАКА, ГРИБ, БЕЛКА

Педагог проверяет задание, выставляя на доске фишку в нужном секторе.

-Молодцы, а сейчас давайте покажем клоунам, как мы умеем проводить звуковой анализ слов.

-Давайте вспомним: гласные, каким цветом обозначаем?

— Согласный твердый?

— Согласный мягкий?

-Первое слово – БОМ.

Выкладываем на столах фишками обозначения звуков.

— Проверяем.

-Какой первый звук?

-Какой фишкой его обозначаем?

-Почему?

-Следующий звук фишкой, какого цвета обозначили?

— Звук [М] какой фишкой обозначили?

— Посмотрите, какая схема у нас получилась? У всех так?

Педагог выкладывает фишки на доске

-Хорошо, следующее слово -БИМ

-Выкладываем на столах фишками обозначения звуков.

— Проверяем.

-Какой первый звук?

-Какой фишкой его обозначаем?

-Почему?

-Следующий звук фишкой какого цвета обозначили?

— Звук [М] какой фишкой обозначили?

— Посмотрите, какая схема у нас получилась? У всех так?

Педагог выкладывает фишки на доске

-Молодцы!

-Следующее слово – БУСЫ.

Педагог вешает картинку с изображением бус.

-Выполняем самостоятельно.

— Давайте проверим.

— Посмотрите, какая схема у нас получилась? У всех так?

-Молодцы!

— А сейчас поиграем в игру «Подарим картинки Бому и Биму».

-Возьмите картинку у себя на столе и подумайте какой звук вы там слышите твёрдый [Б] или мягкий [бь] и подарите соответственно если мягкий то Биму, а если твёрдый, то Бому.

— Давайте проверим правильно ли все подарили.

-А теперь немного отдохнём.

— Игра «Назовем зверей»

Педагог читает стихи и показывает движения.

Педагог повторяет два раза

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы в зверей играть.

  Ежик

Зайка.                        

Серый волк,          

Серый волк – зубами щёлк

Лось с ветвистыми рогами,   

Лось со стройными ногами    

 И медведь зубастый бурый,

И медведь с лохматой шкурой.     

Раз, два, три,

По порядку назови:

Ежик, зайка, волк, лось, медведь.

Любит он в кустах реветь.

-Хорошо, садимся.

-Наши звуки [Б, Бь] обозначается буквой Бэ.

Посмотрите, на что она похожа?

Педагог показывает букву

— Из каких элементов буква Б состоит?

— Б с большим брюшком и в кепке с козырьком.

-Теперь откроем тетради на стр .18 и я предлагаю вам написать первую строчку буквы Б зелёным карандашом, а вторую синим.

Закройте тетради.

— А сейчас давайте почитаем слоги и слова.

-БА,БО, БУ,БЫ,БЭ,БИ

-АБ,ОБ,УБ,ЫБ,ЭБ,ИБ

— БУ-СЫ,БАК,БЫК,БАН-КА,

БУЛ-КА.

— Сейчас поиграем в игру « Четвертый лишний»

— Посмотрите на экран, какая картинка здесь лишняя и почему?

-Правильно, молодцы!

— Следующий.

— А сейчас какая картинка лишняя? Почему?

-Молодцы, все верно!

-А сейчас поиграем в игру «Составь слова из слогов».

— У вас в тарелочке лежат слоги, вам нужно составить 3 слова из этих слогов и прочитать эти слова.

-А теперь давайте прочитаем, что за слова у вас получились.

С какого звука начинаются эти слова?

-Молодцы!

Прикрепляю звуковику синий и зелёный ботинок.

Прикрепляю колокольчик к звуковику.

Называю слова

Вывешиваю карточку

Обращаю внимание детей на экран.

Проверяю задание, выставляя на доске фишку в нужном секторе

Проверяю задание, выставляя на доске фишки.

Проверяю задание, выставляя на доске фишку

Вешаю картинку с изображением бус.

Выкладываю схему на карточке

Проверяю правильность выполнения задания

Физкультминутка

Вешаю на доску картинку буквы Б.

Раздаю тетради, обращает внимание детей на осанку.

.Проверяю правильность написания буквы Б

Включаю проектор

Обращаю внимание на проектор

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

(перец, банан, огурец, помидор)

Слайд № 5

Слайд № 6

(медведь, лиса, бегемот, волк)

Слайд №7

Слайд № 8

Выключаю проектор.

Педагог помогает затрудняющимся детям.

III этап «Итоговый» (3 мин)

Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Задачи:

— способствовать развитию логического мышления;

— зафиксировать знания, полученные на занятии.

Методы: словесный, наглядный, практический

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

— О звуках [б,бь].

— Звук согласный, может быть мягким, а может быть твердым, звонкий. Обозначается буквой Бэ.

— Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Обучающиеся берут смайлики и рисуют улыбочку карандашом.

Ответы обучающихся.

Обучающиеся прощаются и уходят.

— О каких звуках сегодня шла речь?

— Что вы узнали о звуках [б,бь]?

— Какой буквой они обозначаются?

— Чем звуки [б,бь] отличается от буквы Б?

— Какое задание вам показалось самым интересным?

— А было ли для вас какое-то задание сложным?

— А теперь снова возьмите ваши смайлики переверните их и нарисуйте, какое сейчас у вас настроение.

-Изменилось у вас настроение или нет?

— На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями и с нашими клоунами.

— До свидания! Смайлики можете взять с собой.

Приложение

БА НАН

БУ СЫ

БАН КА

звук | Свойства, типы и факты

графические изображения звуковой волны

Герман фон Гельмгольц Эрик Цеплер
Похожие темы:
прием звука музыкальный звук ультразвук инфразвук громкость

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

звук , механическое нарушение состояния равновесия, которое распространяется через упругую материальную среду. Возможно и чисто субъективное определение звука, как воспринимаемого ухом, но такое определение не особенно просветляет и излишне ограничивает, ибо полезно говорить о звуках, не слышимых человеческим ухом, таких как как те, которые производятся собачьими свистками или гидролокационным оборудованием.

Изучение звука следует начинать со свойств звуковых волн. Есть два основных типа волн, поперечные и продольные, различающиеся по способу распространения волны. В поперечной волне, такой как волна, генерируемая натянутой веревкой, когда один конец качается вперед и назад, движение, составляющее волну, перпендикулярно или поперечно направлению (вдоль веревки), в котором движется волна. Важное семейство поперечных волн генерируется электромагнитными источниками, такими как свет или радио, в которых электрические и магнитные поля, составляющие волну, колеблются перпендикулярно направлению распространения.

Посмотрите на подвешенную вибрирующую пружину, чтобы узнать о распространении звуковых волн.

Посмотрите все видео к этой статье. волна. Продольную волну можно создать в спиральной пружине, сжав несколько витков вместе, чтобы сформировать сжатие, а затем расслабив их, позволяя сжатию пройти по всей длине пружины. Воздух можно рассматривать как состоящий из слоев, аналогичных таким катушкам, со звуковой волной, распространяющейся по мере того, как слои воздуха «толкают» и «тянут» друг друга, подобно сжатию, движущемуся вниз по пружине.

Таким образом, звуковая волна состоит из чередующихся сжатий и разрежений или областей высокого и низкого давления, движущихся с определенной скоростью. Иными словами, оно состоит из периодического (то есть колебательного или вибрационного) изменения давления, происходящего вокруг равновесного давления, преобладающего в определенное время и в определенном месте. Равновесное давление и синусоидальные изменения, вызванные прохождением чистой звуковой волны (то есть волны одной частоты), представлены на рис. 1А и 1В соответственно.

Тест «Британника»

Физика и законы природы

Какая сила замедляет движение? Каждому действию есть равное и противоположное что? В этом викторине по физике нет ничего, что E = mc было бы квадратным.

Обсуждение звуковых волн и их распространения можно начать с рассмотрения плоской волны одной частоты, проходящей через воздух. Плоская волна — это волна, которая распространяется в пространстве как плоскость, а не как сфера с увеличивающимся радиусом. Таким образом, он не совсем точно отражает звук (см. Ниже Круговые и сферические волны). Волна одной частоты будет слышна как чистый звук, подобный звуку, создаваемому легким ударом камертона. Как теоретическая модель, она помогает объяснить многие свойства звуковой волны.

Рисунок 1C – другое представление звуковой волны, показанной на рисунке 1B. Как показано синусоидальной кривой, изменение давления в звуковой волне повторяется в пространстве на определенном расстоянии. Это расстояние известно как длина волны звука, обычно измеряемая в метрах и обозначаемая λ. Когда волна распространяется по воздуху, одной полной длине волны требуется определенный период времени, чтобы пройти определенную точку в пространстве; этот период, представленный

T , обычно измеряется в долях секунды. Кроме того, в течение каждого интервала времени в одну секунду через точку в пространстве проходит определенное количество длин волн. Известное как частота звуковой волны, количество длин волн, проходящих в секунду, традиционно измеряется в герцах или килогерцах и обозначается 9.0045 ф .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Знать о волнах и математической зависимости между частотой и периодом в волнах

Посмотреть все видео к этой статье

Существует обратная зависимость между частотой волны и ее периодом, такая, что

Распознать разницу между частотой и амплитудой по изучение звуковых волн

Посмотреть все видео к этой статье

Это означает, что звуковые волны с высокими частотами имеют короткие периоды, а низкочастотные — с длинными. Например, звуковая волна с частотой 20 герц будет иметь период 0,05 секунды (

, то есть 20 длин волн в секунду × 0,05 секунды/длина волны = 1), в то время как звуковая волна в 20 кГц будет иметь период 0,00005 секунды (20 000 длин волн в секунду × 0,00005 секунды/длина волны = 1). Между 20 герцами и 20 килогерцами находится частотный диапазон слуха человека. Физическое свойство частоты физиологически воспринимается как высота тона, так что чем выше частота, тем выше воспринимаемая высота тона. Существует также связь между длиной волны звуковой волны, ее частотой или периодом и скоростью волны ( S ), так что

Математические значения

Равновесное значение давления, представленное равномерно расположенными линиями на рис. 1А и осью графика на рис. 1С, равно атмосферному давлению, которое преобладало бы в отсутствие звуковой волны. При прохождении сжатий и разрежений, составляющих звуковую волну, возникнут колебания выше и ниже атмосферного давления. Величина этого отклонения от равновесия известна как амплитуда звуковой волны; измеряется в паскалях или ньютонах на квадратный метр, обозначается буквой 9.0045 А . Смещение или возмущение плоской звуковой волны можно математически описать общим уравнением движения волны, которое в упрощенном виде записывается так:

Это уравнение описывает синусоидальную волну, которая повторяется после перемещения вправо на расстояние λ x ) со скоростью, определяемой уравнением (2).

Амплитуда звуковой волны определяет ее интенсивность, которая в свою очередь воспринимается ухом как громкость. Акустическая интенсивность определяется как средняя скорость передачи энергии на единицу площади, перпендикулярную направлению распространения волны. Его связь с амплитудой можно записать как где ρ — равновесная плотность воздуха (измеряется в килограммах на кубический метр), а S — скорость звука (в метрах в секунду). Интенсивность ( I ) измеряется в ваттах на квадратный метр, причем ватт является стандартной единицей мощности в электрическом или механическом использовании.

Значение атмосферного давления при «стандартных атмосферных условиях» обычно составляет примерно 10 5 паскалей или 10 5 ньютонов на квадратный метр. Минимальная амплитуда изменения давления, воспринимаемая человеческим ухом, составляет около 10 -5 паскалей, а амплитуда давления на пороге боли составляет около 10 паскалей, поэтому изменение давления в звуковых волнах очень мало по сравнению с давлением атмосферы. В этих условиях звуковая волна распространяется линейно, то есть продолжает распространяться в воздухе с очень небольшими потерями, рассеиванием или изменением формы. Однако, когда амплитуда волны достигает примерно 100 паскалей (примерно одна тысячная атмосферного давления), в распространении волны возникают значительные нелинейности.

Нелинейность возникает из-за особого воздействия на давление воздуха, вызванного синусоидальным смещением молекул воздуха. Когда колебательное движение, образующее волну, мало, увеличение и уменьшение давления также малы и почти равны. Но когда движение волны велико, каждое сжатие создает избыточное давление большей амплитуды, чем уменьшение давления, вызванное каждым разрежением. Это можно предсказать с помощью закона идеального газа, который гласит, что увеличение объема газа наполовину снижает его давление только на одну треть, а уменьшение его объема наполовину увеличивает давление в два раза. Результатом является чистый избыток давления — явление, значимое только для волн с амплитудой выше примерно 100 паскалей.

Звук — Мир науки

Цели

  • Опишите, как воспроизводится звук.

  • Узнайте, как наше внутреннее ухо способствует слуху.

  • Перечислите некоторые свойства звука.

  • Опишите, что такое высота звука и как она изменяется.

Материалы

Фон

Звук — это вид энергии, создаваемый вибрациями . Когда объект вибрирует, это вызывает движение окружающих молекул воздуха. Эти молекулы сталкиваются с молекулами, находящимися рядом с ними, заставляя их также вибрировать. Это заставляет их сталкиваться с более близкими молекулами воздуха. Это движение «цепной реакции», называемое звуковых волн , продолжается до тех пор, пока у молекул не закончится энергия. В результате происходит серия столкновений молекул, когда звуковая волна проходит через воздух, но сами молекулы воздуха не движутся вместе с волной. По мере возмущения каждая молекула просто удаляется от точки покоя, но затем в конце концов возвращается в нее.

Высота и частота
Если ваше ухо находится в пределах досягаемости таких вибраций, вы слышите звук. Однако вибрации должны быть с определенной скоростью, чтобы мы могли их услышать. Например, мы не смогли бы услышать медленные вибрации, производимые взмахами рук в воздухе. Самая медленная вибрация, которую может услышать человеческое ухо, составляет 20 колебаний в секунду. Это будет очень низкий звук. Самая быстрая вибрация, которую мы можем услышать, составляет 20 000 полуколебаний в секунду, что является очень высоким звуком. Кошки слышат звуки даже выше, чем собаки, а морские свиньи слышат самые быстрые вибрации (до 150 000 раз в секунду!). Число вибраций в секунду называется частота , измеренная в герцах (Гц).

Шаг связаны с частотой, но они не совсем одинаковы. Частота — научная мера высоты тона. То есть, в то время как частота объективна, высота звука полностью субъективна. Сами по себе звуковые волны не имеют высоты звука; их вибрации можно измерить, чтобы получить частоту, но человеческий мозг должен сопоставить их с этим внутренним качеством высоты тона.

Высота звука во многом определяется массой (весом) вибрирующего объекта. Как правило, чем больше масса, тем медленнее она вибрирует и тем ниже тон. Однако высоту звука можно изменить, изменив натяжение или жесткость объекта. Например, тяжелую струну ми на инструменте можно заставить звучать выше, чем тонкую струну ми, затянув колки настройки так, чтобы струна была сильнее натянута.

Почти все предметы, если их ударить, ударить, щипать, наиграть или как-то потревожить, будут вибрировать. Когда эти объекты вибрируют, они имеют тенденцию вибрировать на определенной частоте или наборе частот. Это известно как собственная частота объекта. Например, если вы «нажмете» на стакан пальцем, стакан будет издавать звук с высотой тона, которая соответствует его собственной частоте. Он будет издавать один и тот же звук каждый раз. Однако этот звук можно изменить, изменив вибрирующую массу стекла. Например, добавление воды приводит к тому, что стекло становится тяжелее (увеличение массы), и, следовательно, его становится труднее двигать, поэтому оно имеет тенденцию вибрировать медленнее и с более низким тоном.

Что такое звук?
Когда мы что-то слышим, мы ощущаем вибрации в воздухе. Эти вибрации проникают во внешнее ухо и заставляют наши барабанные перепонки вибрировать (или колебаться ). К барабанной перепонке прикреплены три крошечные косточки, которые также вибрируют: молоточек , наковальня и стремечко . Эти кости производят более сильные вибрации во внутреннем ухе, существенно усиливая входящие вибрации, прежде чем они улавливаются слуховым нервом

9.0046 .

Свойства звуковой волны изменяются, когда она проходит через различные среды: газ (например, воздух), жидкость (например, воду) или твердое тело (например, кость). Когда волна проходит через более плотную среду, она движется быстрее, чем через менее плотную среду. Это означает, что звук распространяется быстрее в воде, чем в воздухе, и быстрее в костях, чем в воде.

Когда молекулы среды колеблются, они могут двигаться вперед и назад или вверх и вниз. Звуковая энергия заставляет молекулы двигаться вперед и назад в том же направлении, что и звук. Это известно как продольная волна . ( Поперечные волны возникают, когда молекулы колеблются вверх и вниз, перпендикулярно направлению распространения волны).

Речь (как и слух) связана с вибрациями. Чтобы говорить, мы пропускаем воздух через голосовые связки, что заставляет их вибрировать. Мы изменяем звуки, которые издаем, растягивая голосовые связки. Когда голосовые связки натянуты, мы издаем высокие звуки, а когда они ослаблены, мы издаем низкие звуки. Это известно как высота звука.

Звуки, которые мы слышим каждый день, на самом деле являются набором более простых звуков. Музыкальный звук называется тоном . Если мы ударим по камертону, он издаст чистый тон, который является звуком одной частоты. Но если бы мы спели или сыграли ноту на трубе или скрипке, результатом была бы комбинация одной основной частоты с другими тонами. Это придает каждому музыкальному инструменту характерное звучание.

Интересные факты!

  • Скорость звука составляет около 1230 километров в час (или 767 миль в час).
  • Громкий звук, который вы издаете, щелкая хлыстом, возникает из-за того, что кончик хлыста движется так быстро, что превышает скорость звука!

Словарь

усиление : Процесс увеличения или усиления.
сжатие : Процесс сжатия или сближения.
частота : Мера количества вибраций в секунду.
Герц : Метрическая единица измерения частоты (1 Герц (Гц) = 1 колебание в секунду).
продольная волна : Волна с частицами, колеблющимися в том же направлении, что и волна.
среда : Материал (твердый, жидкий или газообразный), который используется или через который проходят.
молекула : Частица, состоящая из определенных атомов.
колебания : Вибрация.
Ударный инструмент : Любой музыкальный предмет, который издает звук при ударе каким-либо предметом, встряхивании, трении или царапании, или при любом другом действии, которое заставляет предмет ритмично вибрировать.
высота тона : Качество фактической ноты за звуком, например соль-диез; субъективное определение звуков как высоких или низких по тону.
давление : Приложенная сила.
разрежение : Процесс расширения или декомпрессии.
резонанс : Тенденция объекта вибрировать с максимальным размером волны (амплитудой) на определенной частоте.
натяжение : Сила натяжения, связанная с растяжением объекта.
тон : Качество звука (например, глухой, слабый, сильный).
поперечная волна : волна с частицами, колеблющимися перпендикулярно направлению распространения волны; этот тип или волна не возникает в воздухе, как продольные звуковые волны.
вибрация : Повторяющееся движение объекта вокруг его точки покоя; костяк звука.

Другие ресурсы

Мир науки | Ютуб | Звук

Мир науки | YouTube| Звуковое шоу

Канадский музей науки и техники | Стрин-о-лин

Онлайн-камертоны

Художники в помощь детям: Искусство и ремесла | Детские поделки с музыкальными инструментами

Наука для детей дома | Что такое звук?

Для покупки Boomwhackers :
Музыкальные инструменты Long & McQuade
Boreal Science

Примеры звуковой энергии и способы ее получения

Что такое звуковая энергия? Звуковая энергия определяется как движение вибраций через материю. Звуковая энергия возникает, когда объект вибрирует, что приводит к шуму. Звуковые колебания вызывают волны давления, которые проходят через среду, такую ​​как воздух, вода, дерево или металл. Откройте для себя некоторые из многих примеров звуковой энергии, большинство из которых вы, вероятно, испытали.

примеры звуковой энергии

Реклама

Повседневные примеры звуковой энергии

Звуковая энергия представляет собой форму кинетической механической энергии. Люди сталкиваются со многими примерами звуковой энергии в повседневной жизни.

  • вентилятор кондиционера
  • взлетающий самолет
  • балерина, танцующая в туфлях на каблуках
  • лопающий воздушный шарик
  • звонок, звенящий в микроволновке
  • ревущий магнитофон
  • a broom swishing
  • a buzzing bee
  • champagne glasses clicking in a toast
  • a copier machine
  • doorbell chiming
  • dripping faucet
  • an open fire crackling
  • fireworks popping or exploding
  • a развевающийся флаг на сильном ветру
  • колокольчики
  • жаркое мясо на гриле
  • смятие бумаги
  • разрывание бумаги
  • заливка молока в хлопья Rice Krispies™
  • Радиаторные трубы Clanking
  • A Radio
  • A Slinky в движении
  • Tea Kettle Whistling
  • A Waterfall
  • Waves Crakes в Rocky Shore
  • Waves Waves. Транспорт и промышленность Звуковая энергия

    Тяжелое оборудование, такое как транспортные средства и промышленное оборудование, создает шум, поэтому эти предметы являются примерами звуковой энергии. В следующий раз, когда вы окажетесь в районе, где много транспортных средств или предприятий, обратите внимание на присутствующие там образцы звуковой энергии.

    • Автомобильные тормоза визг
    • Автомобиль или другой автомобиль сбоят
    • . Закрытие двери автомобиля
    • Автомобильный или грузовой двигатель
    • Двигатель мотоцикла
    • автомобиль или автомобиль. скорая помощь
    • визг шин во время гонки
    • звуковой удар
    • поезд, движущийся по рельсам
    • сигнал железнодорожного переезда
    • сирена на пожарной машине
    • корабельный туман
    • шлифование дерева наждачной бумагой
    • отбойный молоток
    • бензопила

    Примеры инструментов и энергии звука

    Музыкальные инструменты издают приятные звуки, если ими управляет кто-то, кто умеет на них играть. То, что для ваших ушей звучит как музыка, также является примером звуковой энергии. Если вы находитесь рядом с инструментом во время игры, вы иногда можете почувствовать вибрации.

    • кастаньеты щелкающие
    • поющая каллиопа
    • грохот тарелок
    • барабанная палочка ударяет по пластине барабана
    • скулящая электрогитара
    • молоток ударяет по стальной струне фортепиано
    • арфаистка перебирает струны пальцами
      музыкант дует на рог раковины
    • гудящий казу
    • металлический боек, ударяющий по металлическому треугольнику
    • молоток, ударяющий в гонг
    • маракасы, трясущиеся
    • горец, дующий в альфор
    • Игрок, дующий через отверстие на флейте
    • A Tuba Blising
    • Акулалеле, наброшенная
    • Активная лук, двигаясь вдоль скрипутной струны
    • A Sound Tinkling

    Реклама 9003

    .

    Человеческое тело издает много звуков. Некоторая звуковая энергия, производимая человеческим телом, является непроизвольной, а некоторая представляет собой звуки, которые люди издают намеренно. Обратите внимание на различные звуки, которые ваше тело издает в течение дня. Вы просто можете быть удивлены, обнаружив, сколько звуковой энергии исходит непосредственно от вас.

    • baby crying
    • belching
    • blowing your nose
    • clearing your throat
    • clicking your tongue
    • coughing
    • cracking knuckles
    • grinding your teeth
    • gulping water
    • hiccupping
    • passing gas
    • причмокивание
    • урчание в животе
    • вздохи
    • фырканье
    • чихание
    • Храп
    • Yelping
    • Хит
    • Смеясь
    • Крики или крик
    • Крика
    • Говоря
    • . СОЗДАНИЯ
    • WHISTLING
    • . Трудно передвигаться или использовать какой-либо объект, не производя звуковой энергии. Почти все, что вы делаете, производит звуковую энергию.

      • топот маленьких ножек
      • shushing someone
      • someone shuffling cards
      • stomping your feet
      • smooching
      • walking in autumn leaves
      • snapping your fingers
      • operating a vacuum cleaner
      • raking leaves
      • singing a song
      • slapping ваши бедра
      • чечетка
      • чечетка
      • ныряльщик плещется в водоеме
      • хлопает в ладоши
      • Нажмите на компьютерную мышь
      • , управляя воротом
      • Гарглинг с полосками полоскания
      • Типинг на клавиатуре
      • Сумка
      • Принимая душ
      • 0
      • . Несмотря на то, что я чистит 9013

        4. люди, которые производят звуковую энергию практически каждым действием. Животные тоже. Звуки, которые издают животные, также являются примерами звуковой энергии. Некоторые из них, такие как звуки, издаваемые детенышем животных, приятны, в то время как другие, такие как рев и вой, могут быть пугающими.

        • baby chickens peeping
        • bird tweeting
        • cat purring
        • cat yowling
        • cricket chirping
        • dog barking
        • dog panting
        • dolphins clicking
        • doves cooing
        • frogs croaking
        • goose honking
        • кудахтанье курицы
        • копыта лошади ударяются о тротуар
        • смех гиены
        • рев льва
        • уханье совы
        • хрюканье свиньи
        • Руфт гремучая змея
        • Bleating овец
        • Шипел змеи
        • Турция поглощает
        • Whale Singing
        • .

          . большинство из которых приводит к производству звуковой энергии. В следующий раз, когда в вашем районе произойдет погодное явление, обратите внимание на звуки Матери-природы.

          • hailstones pounding on the roof
          • flood water gushing down a valley
          • rain striking the metal roof on a building
          • raindrops falling on leaves
          • sleet hitting the window
          • claps of thunder
          • tornadoes roaring
          • волны, разбивающиеся о берег
          • завывание сильного ветра
          • слабый ветер шелест листьев деревьев

          Узнайте больше о звуковой энергии

          Теперь, когда вы просмотрели этот обширный список примеров звуковой энергии, вы должны лучше понять что такое звуковая энергия, и понять, что ее можно наблюдать практически где угодно. Пробудило ли это ваше желание узнать больше об энергии? Откройте для себя множество различных типов энергии и просмотрите примеры каждого из них.

          Штатный писатель

          • средняя школа
          • старшая школа
          • колледж

          Похожие статьи

          • Примеры кинетической энергии

            Вообще говоря, вся энергия во Вселенной может быть классифицирована как потенциальная энергия или энергия.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *