Какими буквами могут быть обозначены гласные звуки а о у ы э и: Какими буквами могут быть обозначены гласные звуки (а) (у) (о) (ы) (э) ( и)?

Содержание

Гласные звуки | Развивайка

Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Отличия гласного звука от согласного:

  • гласный звук состоит только из голоса;

  • при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;

  • гласный звук образует слог: у

    |тя|та.

Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовóй».

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.

Обратите внимание! Слова тигр и тигры, берёза и берёзы — это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята, берёза и берёзовый — это однокоренные слова.

Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

[а]         [а]     [а]      [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.

Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка.

Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрелá, письмó.
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кóврик, стрéлы, стрéлка, пи́сьма.


Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

а) или заменить форму слова (моря́ — мóре, у мóря);
б) или подобрать однокоренное слово (травá — трáвка, зелёный — зéлень) — так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы — слезá, пчёлка — пчелá, сёстры — сестрá.

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя: лопата, картина, пальто, одежда. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.

Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой мы будем называть букву, написание которой надо проверить или запомнить.

Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, — это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать.

Обратите внимание! Если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма: вода, трава, грибник, река.

Если орфограмму надо запомнить, это непроверяемая орфограмма: ноябрь, ветер, заяц.

Все правила русского языка. 2 класс
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

«Гласные звуки и буквы» | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 г. Йошкар-Олы»

«Гласные звуки и буквы»

(урок русского языка в 1 классе)

                                                     Подготовила: Никулина Татьяна Дмитриевна,

                                                     учитель начальных классов,

                                                      высшей квалификационной категории.

март,  2020 год

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: закрепить умение определять гласные звуки и буквы.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся выделять в слове гласные звуки по их признакам;
  • научатся различать гласные буквы, обозначающие гласные звуки.

Метапредметные:

Регулятивные: будут использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: развитие умения анализировать, сопоставлять, извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выделять существенные признаки, обобщать, классифицировать, делать выводы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Личностные:

  • развитие мотивации к учебной деятельности, личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний.

Основные понятия “Гласные звуки”, “Гласные буквы”

Межпредметные связи – чтение, окружающий мир

Ресурсы:

  • основные: учебник, рабочая тетрадь.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах.

Тип урока: формирование новых знаний.

                                     

                                                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Ребята, поприветствуйте наших гостей, подарите улыбку, пусть у всех будет прекрасное настроение.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

 Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

— Какое сейчас время года? (весна)

— Какое время года было до весны? (зима)

— Какое время года наступит после весны? (лето)

 — Назовите весенние месяцы.

— Какой сегодня день? (4 марта)

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

  1. Минутка чистописания.

 

— Сегодня мы повторим написание заглавной буквы Б:

Б // Б    Будь здоров, Борис Бобров!

— О чём нужно помнить, чтобы быть здоровым? (Мыть чаще руки, одеваться по погоде, правильно питаться, заниматься спортом и т. п.)

— Весна, весна на улице! Весенние деньки!

— Все радуются весне и люди, и животные, и птицы.

   

 III.     Словарная работа.

— Отгадайте загадку, о какой птице идёт речь?

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.   ( воробей)

— Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Воробьи – это мелкие певчие птицы. На Земле насчитывается около 30 видов воробьёв. Домовой воробей всегда держится около жилья человека.

— В народе говорят:  стрелянный воробей (опытный человек)

                                  с  воробьиный нос (маленький, крохотный)

— Как вы понимаете пословицу: Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

( Прежде чем говорить, нужно подумать, ведь словом можно обидеть, а можно и порадовать человека)

— Запишите пословицу. Подчеркните в словах буквы, обозначающие гласные звуки.

IV. Самоопределение к деятельности.

Слайд 1

 — Исключи «лишнее».

    у  я  м  а  ы  о  ь  э  ю  ё  э

  — ь ( не имеет звука)

  — м ( согласный звук)

— Что можно сказать об остальных буквах? ( Это буквы, обозначающие гласные звуки)

— Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

Слайд 2.

Слайд 3.

— Сегодня на уроке мы будем учиться определять гласные звуки и буквы, закрепим знание основных признаков гласных звуков.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка,

На  четыре – руки шире,

Пять – руками поахать,

Шесть – за парту сесть опять,

Семь, восемь – лень отбросим.

V. Работа по теме.

Слайд 4.

  1. Повторение.

— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? Напишите их в алфавитном порядке.

— Сколько гласных звуков в русском языке? Напишите их в алфавитном порядке.

— Какие бывают гласные звуки в слове в зависимости от ударения?

— Назовите признаки гласных звуков. (Состоят только из голоса, их можно петь, могут быть ударными и безударными, образуют слог)

Слайд 5.

  1. Определи звук ( учебник с.59 упр.3)

Перед тем, как спеть песню, участники хора обычно распеваются. Догадайся, какой гласный звук выбрал для распевки каждый хорист.

 Слайд 6.

      3. Работа в парах.

— Определите гласные звуки.

мак  сыр  ель  день  мир  ёж  дом  лён  як  дуб  мэр  юг  люк  мяч

а       ы      э       э         и      о      о      о     а     у      э      у      у       а

Слайд 7.

  1. Работа с текстом.

Как февраль ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!

— Прочитайте, спишите песню ласточки. Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены гласные звуки.

Слайд 8.

VI. Итог урока.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *