Гласные звуки | Развивайка
Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Отличия гласного звука от согласного:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог: у
|тя|та.
Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовóй».
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.
Обратите внимание! Слова тигр и тигры, берёза и берёзы — это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята, берёза и берёзовый — это однокоренные слова.
Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.

[а] [а] [а] [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег — снега — снеговик — снегурочка.
Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрелá, письмó.
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кóврик, стрéлы, стрéлка, пи́сьма.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или заменить форму слова (моря́ — мóре, у мóря);
б) или подобрать однокоренное слово (травá — трáвка, зелёный — зéлень) — так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы — слезá, пчёлка — пчелá, сёстры — сестрá.
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Вспомните! В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя: лопата, картина, пальто, одежда. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.
Обратите внимание! Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой мы будем называть букву, написание которой надо проверить или запомнить.
Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, — это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать.
Обратите внимание! Если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма: вода, трава, грибник, река.
Если орфограмму надо запомнить, это непроверяемая орфограмма: ноябрь, ветер, заяц.
Все правила русского языка. 2 класс
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
«Гласные звуки и буквы» | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 г. Йошкар-Олы»
«Гласные звуки и буквы»
(урок русского языка в 1 классе)
Подготовила: Никулина Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории.
март, 2020 год
Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель: закрепить умение определять гласные звуки и буквы.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся выделять в слове гласные звуки по их признакам;
- научатся различать гласные буквы, обозначающие гласные звуки.
Метапредметные:
Регулятивные: будут использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: развитие умения анализировать, сопоставлять, извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выделять существенные признаки, обобщать, классифицировать, делать выводы.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
Личностные:
- развитие мотивации к учебной деятельности, личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний.
Основные понятия “Гласные звуки”, “Гласные буквы”
Межпредметные связи – чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные: учебник, рабочая тетрадь.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент.
— Ребята, поприветствуйте наших гостей, подарите улыбку, пусть у всех будет прекрасное настроение.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
— Какое сейчас время года? (весна)
— Какое время года было до весны? (зима)
— Какое время года наступит после весны? (лето)
— Назовите весенние месяцы.
— Какой сегодня день? (4 марта)
— Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания.
— Сегодня мы повторим написание заглавной буквы Б:
Б // Б Будь здоров, Борис Бобров!
— О чём нужно помнить, чтобы быть здоровым? (Мыть чаще руки, одеваться по погоде, правильно питаться, заниматься спортом и т. п.)
— Весна, весна на улице! Весенние деньки!
— Все радуются весне и люди, и животные, и птицы.
III. Словарная работа.
— Отгадайте загадку, о какой птице идёт речь?
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. ( воробей)
— Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Воробьи – это мелкие певчие птицы. На Земле насчитывается около 30 видов воробьёв. Домовой воробей всегда держится около жилья человека.
— В народе говорят: стрелянный воробей (опытный человек)
с воробьиный нос (маленький, крохотный)
— Как вы понимаете пословицу: Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
( Прежде чем говорить, нужно подумать, ведь словом можно обидеть, а можно и порадовать человека)
— Запишите пословицу. Подчеркните в словах буквы, обозначающие гласные звуки.
IV. Самоопределение к деятельности.
Слайд 1
— Исключи «лишнее».
у я м а ы о ь э ю ё э
— ь ( не имеет звука)
— м ( согласный звук)
— Что можно сказать об остальных буквах? ( Это буквы, обозначающие гласные звуки)
— Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).
Слайд 2.
Слайд 3.
— Сегодня на уроке мы будем учиться определять гласные звуки и буквы, закрепим знание основных признаков гласных звуков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками поахать,
Шесть – за парту сесть опять,
Семь, восемь – лень отбросим.
V. Работа по теме.
Слайд 4.
- Повторение.
— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? Напишите их в алфавитном порядке.
— Сколько гласных звуков в русском языке? Напишите их в алфавитном порядке.
— Какие бывают гласные звуки в слове в зависимости от ударения?
— Назовите признаки гласных звуков. (Состоят только из голоса, их можно петь, могут быть ударными и безударными, образуют слог)
Слайд 5.
- Определи звук ( учебник с.59 упр.3)
Перед тем, как спеть песню, участники хора обычно распеваются. Догадайся, какой гласный звук выбрал для распевки каждый хорист.
Слайд 6.
3. Работа в парах.
— Определите гласные звуки.
мак сыр ель день мир ёж дом лён як дуб мэр юг люк мяч
а ы э э и о о о а у э у у а
Слайд 7.
- Работа с текстом.
Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Всё весною пахнет!
— Прочитайте, спишите песню ласточки. Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены гласные звуки.
Слайд 8.
VI. Итог урока.