Гласные звуки — SСHOOLSTARS
Рассказываем, как связаны гласные звуки, слоги и ударение, безударные гласные и согласные. Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?
Гласные звуки
Гласные звуки и слоги
Как гласные звуки связаны со слогами?
Гласные звуки образуют слоги — звуковые отрезки слов, которые мы произносим одним выдохом. Одним слогом может быть как гласный с одним или несколькими согласными, так и гласный в одиночку. Существует правило, по которому можно считать слоги: сколько в слове гласных — столько и слогов.
Например, в слове путешествие 5 гласных звуков: [у], [и], [э], [и] и [э]. Это значит, что в нем 5 слогов: пу-те-ше-стви-е.
Гласные звуки и ударение
Теперь разберемся, на какие группы делятся гласные звуки. Иногда их произношение зависит от того, падает ли на них ударение, т. е. выделяем ли мы их голосом. Так гласные звуки разделяют на ударные и безударные. Вот несколько примеров:
Звук | Ударное положение | Безударное положение |
[а] | ша́хматы | ело́вая |
[и] | вели́кая | призово́й |
[у] | лягу́шка | пусто́й |
[ы] | мышь | мышата |
[о] | торт |
|
[э] | эхо |
Ударение в русском языке может падать на любой из существующих гласных звуков. Однако безударными могут быть только 4 из них — это [а], [и], [у] и [ы]. В таком положении мы произносим звуки слабее, чем под ударением, из-за чего они могут менять качества и звучать иначе.
Гласные звуки [о] и [э] могут быть только ударными. Из этого правила есть всего пара исключений: например, в словах какао и каноэ звуки [о] и [э] в безударном положении.
Как безударные гласные связаны с согласными?
То, каким будет безударный гласный звук, зависит от согласного, который стоит перед ним. Вернее, от его твердости или мягкости. Если это твердый согласный, после него могут стоять безударные гласные [у], [а] и [ы]. Когда мы говорим о мягком согласном, после него идут безударные гласные [у] и [и].
После твердого согласного | После мягкого согласного |
[жы]вой | п[р’и]каз |
[ва]да | [с’у]да |
[ву]лкан | [в’и]трина |
Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?
Необходимо помнить, что звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают:
- два звука [йа], [йэ], [йо], [йу]:
- в абсолютном начале слова,
- после гласной,
- после твердого и мягкого знака;
- один звук [э] [о] [у] [а] после согласной.
В начале слова | После гласной | После Ъ и Ь | После согласного |
[йа], [йэ], [йо], [йу] | [йа], [йэ], [йо], [йу] | [йа], [йэ], [йо], [йу] | [э] [о] [у] [а] |
Урок русского языка по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме» (2 класс)
Урок русского языка по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»
Задачи:
Образовательные:
закрепление знаний о безударных гласных звуках;
закрепление умения распознавать ударные и безударные гласные звуки;
формировать умение находить в словах безударные гласные звуки;
формировать умение обозначать безударные гласные звуки на письме;
формировать навык нахождения проверочных слов путем подбора родственных слов или изменения формы слова;
закрепить навык правильного написания словарных слов;
закрепить каллиграфический навык на этапе чистописания.
Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
развитие словесно-образного мышления по средствам отгадывания загадок;
развитие слухового внимания и памяти.
Воспитательные:
формирование положительного настроя на занятии;
формирование бережного отношения к животным.
Ход урока
Организационный момент
Минутка чистописания
Назовите слоги, в которых нижнее соединение (ответы детей)
А теперь плавное среднее соединение (ответы детей)
Молодцы, ребята!
Словарная работа
Педагог по очереди вывешивает изображения на доску, по мере угадывания детьми названия изображения и записывания словарного слова в тетради
Дети, посмотрите на картинку на доске (корова), кто это изображен? Правильно, это корова. Мы с вами уже изучали данное слово, давайте запишем его в тетради. Следующее изображение-лисица. Ребята, кто тут изображен? Молодцы, это лисица. Записываем слово «лисица». Что у нас на следующее картинке? (заяц) Правильно! Записываем это слово.
А теперь давайте проверим, правильно ли мы записали наши словарные слова?
Алёна, как ты записала первое слово? (Ответ ребенка) Молодец! Ребята, все так же записали? Катя, а как ты записала слово «лисица»? (Ответ ребенка) Ребята, Катя правильно записала словарное слово? Вы согласны? Молодцы! Глеб, а как ты записал последнее слово? (Ответ ребенка). Ребята, все правильно записали это словарное слово?
Дети, а что объединяет наши словарные слова? Корова, лисица и заяц — они кто? (Ответы детей) Ребята, а кто из перечисленных нами животных, является домашним, а кто диким? (Ответы детей) Ребята, а как нужно относиться к животным? (Ответы детей) Правильно, ребята, к животным нужно относиться бережно и с заботой!
Объявление темы
– Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).
– Звуки бывают … и … (гласные и согласные).
– Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).
– Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).
– Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).
– Ребята, Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в слове”.)
Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова.
Изучение нового материала
Какие гласные буквы нужно проверять? Почему? (Ответы детей)
Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? В этом мы сейчас разберемся!
Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая…(сова)
На доске появляется изображение-сова.
Ребята, к нам прилетела мудрая сова. И она поможет нам разобраться в нашей теме урока.
На доске написано «с…ва». Дети, какую букву мы вставим в это слово? Слышится звук [а], но перед тем как его записать, нам стоит проверить, действительно ли мы верно решили. На доске появляется изображение – совы, а так же надпись «сОвы». Ребята, прочитайте слово, все вместе, вполголоса. Какая гласная буква в первом слоге? (Буква О). Ребята, посмотрите внимательно на эти два слова «с…ва» и «совы» это родственные слова. А теперь снова вернемся к нашему слову «с…ва». Какую буквы мы впишем, если в родственном слове «совы», в корне стоит буква о? (Ответы детей)
Молодцы, ребята. Правильно вписали букву. А теперь, запишем наши слова в тетрадку. С новой строки. «Сова-совы». Выделим орфограммы, выделим корень и поставим ударение. Катя выйдет к доске и сделает то же самое, но чтобы все видели. А остальные делают в тетради.
Физ.минутка
Совушка-сова Дети встают из парт, прикладывают кисти к плечам
Совушка-сова, и шевелят локтями, имитируя взмахи крыльями
Большая голова, Обхватывают свою голову руками
Не пеньке сидит, Приседают на корточки
Головой вертит, Встают, вертят головой
Во все стороны глядит, влево — вправо
Да ка-а-ак Поднимают руки вверх
Полетит! Подпрыгивают
Закрепление материала
Ребята, откройте учебник на странице 98. И найдите упражнение 182. Оля, прочитай, пожалуйста, задание. «Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять?»
Обратите внимание, что слова, которые у нас представлены, являются родственными!
Проверочные слова Слова, которые проверяем
скАлы скалА
сОсны соснА
стрЕлы стрелА
Костя, давай разберем с тобой первую пару слов «скалы-скала». Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять? (Ответ ребенка)
Все ребята записывают эти слова в тетради. Не забываем выделять орфограммы, корень и поставить ударение.
Саша, теперь ты нам поможешь разобрать вторую пару слов «сосны-сосна». Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять? (Ответ ребенка)
Ребята, вы согласны с объяснением Саши? Все ребята записывают эти слова в тетради. Не забываем выделять орфограммы, корень и поставить ударение.
Кирилл, с тобой мы разберем третью пару «стрелы-стрела». Сравни гласный звук и гласную букву в ударных и в безударных слогах. Какой звук произносится? Какой буквой он обозначается? В каких слогах буквы надо проверять? (Ответ ребенка)
Ребята, вы согласны с объяснением Кирилла? Все ребята записывают эти слова в тетради. Не забываем выделять орфограммы, корень и поставить ударение.
Итак, ребята, давайте попробуем с вами сформулировать правило, как же нам стоит проверять слова?
Миша, попробуй ты. (Ответ ребенка). Правильно! Ева, а теперь ты попробуй сформулировать правило, как ты его поняла?
А теперь давайте прочтем правило, на странице 98. Лена, прочитай нам его, пожалуйста, а все остальные следят глазками. Спасибо, Лена.
А сейчас весь класс прочитает это правило, вполголоса.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Выполним с вами упражнение 183. С новой строки, посередине пишем упражнение 183. Вика, прочитай задание. А теперь прочитай образец рассуждения. «В слове дОски в ударном слоге пишется о, значит и в слове доскА в безударном слоге нужно писать букву о»
Все записывают в свою тетрадь слова «доски-доска». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение. Саша, какую букву ты написал в слове «доска»? (Ответ ребенка). Вера, прочитай следующую пару слов «стадо-ст..да». Какую букву ты вставишь? (Ответ ребенка) В слове стАдо в ударном слоге пишется а, значит и в слове стада в безударном слоге нужно писать букву а. Все записывают в свою тетрадь слова «стадо-стада». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение. Лиза, прочитай следующую пару слов «грозы-гр…за». Какую букву ты вставишь? (Ответ ребенка) В слове грОзы в ударном слоге пишется о, значит и в слове грозА в безударном слоге нужно писать букву о. Все записывают в свою тетрадь слова «грозы-гроза». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение. Аня, прочитай следующую пару слов «грач-гр…чи». Какую букву ты вставишь? (Ответ ребенка) В слове грАч в ударном слоге пишется а, значит и в слове грачИ в безударном слоге нужно писать букву а. Все записывают в свою тетрадь слова «грач-грачи». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение.
Ребята, у меня для вас есть очень интересная игра!
Я буду вам зачитывать загадки, а вы должны угадать отгадку. И к этой отгадке придумать родственное слово, по которому мы могли бы проверить, как можно записать безударную гласную в проверяемом слове. Слушайте внимательно.
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять. (Часы)
А как вы догадались, какой ответ у загадки? Какую букву мы вставим в первый слог? Давайте подберем родственное слово-час. В слове час в ударном слоге пишется а, значит и в слове часы в безударном слоге нужно писать букву а. Все записывают в свою тетрадь слова «час-часы». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение.
Следующая загадка:
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Ксюша, как ты угадала ответ у загадки? Какую букву мы вставим в первый слог? Давайте подберем родственное слово — зимы. В слове зимы в ударном слоге пишется и, значит и в слове зима в безударном слоге нужно писать букву и. Все записывают в свою тетрадь слова «зимы — зима». Не забываем выделить корень, орфограммы и поставить ударение.
Итог занятия
Ребята, какое правило, мы сегодня с вами изучали? (Ответы детей)
Молодцы, буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы, гора-горы, река-реки.
Оценивание учащихся
Домашнее задание
Ребята, открываем свои дневники и записываем домашнее задание, упражнение 184.
А теперь посмотрите на это упражнение, прочитайте задание.
Нужно списать слова, вставляя пропущенные буквы. Поставить над словами знак ударения. Подчеркнуть выделенные гласные буквы. Выделить корень.
Две пары слов, мы уже с вами разобрали в загадках, я думаю, что это вас не затруднит.
Давайте все вместе разберем слова «вол-волы». Ребята, кто такой вол? (Ответы детей)
На доске появляется изображение животного. Правильно ребята, вол-это бык. Его часто используют для перевозки небольших грузов. Волы помогают людям работать на земле, обрабатывать землю для посева. Какую же букву мы запишем слово «волы»? (Ответы детей). В слове вол в ударном слоге пишется о, значит и в слове волы в безударном слоге нужно писать букву о.
Спасибо за урок! Урок окончен!
The Schwa Sound [Тренировка английского произношения]
5 Использование Schwa в безударных слогах
Использование № 1: в словах, оканчивающихся на «A»
В многосложных словах, оканчивающихся на букву «a», окончание ‘ a’ часто сокращается до звука шва.
Например, следующие слова произносятся со звуком шва:
- Кола – /koʊ lə/
- Диван – /soʊ fə/
- Панда — /pæn də/
Практика: Как бы вы сказали следующее?
- Бариста – /bəˈrɪs tə/
- Фрезия — / fri ʒi ə /
- Персона – /pərˈsoʊ nə/
- Игуана — / ɪgwɑ nə /
Использование № 2: В словах, начинающихся с «А»
Точно так же многосложные слова, начинающиеся с буквы «а», также могут принимать звук шва, когда он образует слабый слог.
Например, вместо произношения с /eɪ/ (например, день, май) мы используем звук шва в следующем:
- Назад – /əgoʊ/
- Искупление — / ətoʊn /
- В гостях — / əweɪ /
Практика: Как бы вы сказали следующее?
- Аляска — / əlæskə /
Использование №3: В середине слов
Звук шва встречается в середине слов, состоящих более чем из двух слогов. Однако, как упоминалось ранее, только тогда, когда слог слабый.
Например, в следующих словах больше двух слогов и шва в середине:
- Слон – /ɛləfənt/
- Динозавр — / daɪnəsɔr /
- Осадок — /sɛd əmənt/
Задание: Как бы вы сказали следующие слова? Сколько звуков шва в каждом слове?
- Алгебра
- Академический
- Трансатлантический
Ответы
- /ældʒəbrə/ – 2
- / ækədɛm ɪk / — 1
- / trænsətlæntɪk / — 1
Использование #4 в словах с -ain, – on, ИЛИ -an
Звук шва обычно встречается в словах, оканчивающихся на -ain , -on
Например, в слове «человек» первый слог несет основное ударение, а второй слог безударный.
Вместо того, чтобы произносить второй слог как «мужчина», «а» принимает звук шва, /ух/. Итак, мы говорим /hyumən/.
Практика: Как бы вы сказали следующие слова?
- Сделка
- Капитан
- Причина
- Лицо
Ответы:
- /bɑrgən/
- /kæptən/
- /ризэн/
- /pɜrsən/
Использование #5: Schwa Суффиксы существительных
Слова, оканчивающиеся безударными и слабыми суффиксами существительных, также произносятся со звуком schwa.
- -ция
- как в Станция
- /steɪʃən/
- -ити
- как в Способность
- /əbɪləti/
- -изм
- как в Феминизм
- / fɛmənɪzəm /
- -эль
- как у Параллельный
- /pærələl/
- -аль
- как у Цельный
- / ɪnˈtɛg rəl /
- -ment
- как в Размещении
- /улыбается/
- -аки
- как в Демократия
- / dɪmɒkrəsi /
- -несс
- как в Счастье
- /hæpinəs/
- -или
- как в Искренность
- /kændər/
- -дом
- как в Фэндом
- /fændəm/
- -ance
- как в Руководство
- /gaɪdəns/
Их гораздо больше, но эти суффиксы существительных почти всегда уменьшают гласный до звука шва.
Теперь давайте перейдем ко второму правилу использования schwa в английском языке.
Три варианта использования schwa с функциональными словами.
Использование #6: Schwa в односложных служебных словах
Односложные служебные слова особенно принимают звук schwa.
Функциональные слова, например, от до , вместо , как , , , , , , и , имеют гласные, которые сокращаются до звука шва. По сути, уменьшенный звук создает иллюзию того, что человек говорит быстро.
Гласные звуки в словах изолированы или намеренно подчеркнуты. Однако когда они встречаются в предложении или в сочетании с другими словами, они часто бывают безударными.
- Например: Как произносится /æz/, когда оно само по себе. Однако в таком предложении, как « Я не такой высокий, как ты », он приобретает звук шва и звучит как /əz/.
Точно так же мы слышим звук шва, когда «ваш» или «вы» сокращаются в предложении.
Вместо того, чтобы четко произносить «ваш», носители языка будут говорить /jər/.
- «Хотелось бы услышать /jər/ мнение».
Практика: Как бы вы сказали служебные слова в следующих предложениях?
- Карточка на меня.
- Мне нужно чашка кофе .
- Не могли бы вы передать мне ручку ?
Ответы:
- Для → /fər/
- А → /ə/; Из → /əv/
- А → / ə /
Использование № 7: Schwa в сокращениях с ‘To’
В моих уроках английского произношения для быстро говорящих по-английски я поделился уроком по общим сокращениям.
Вернемся к этой теме.
Некоторые слова в сочетании с «to» образуют сокращение, например нужно , нужно , а нужно . Когда встречаются редуцированные формы, они также ослабевают при ударении и принимают звук шва.
Для сокращений, оканчивающихся на «а», мы можем применить Стратегию №1 и помнить, что «а» сокращается до «шва».
Практика: Как следует сокращать и произносить следующие слова?
- Переход к
- Придется
- Получил
Ответы:
- /gɑnə/
- /wɑnə/
- /hæftə/
Использование № 8: Schwa в сокращениях с «Of»
Как и «to», когда «of» сочетается с другим словом для получения сокращенной формы, оно также принимает звук шва.
При объединении также сокращается до [ə].
- Пример. Мне пришлось отпустить из / ə / веревку.
Шва, слоги и слова в разных обличьях – Часть 1
Я до сих пор помню, как в первые дни учебы в школе узнал, что в английском языке пять гласных: и , и , и , или и и
В разных словарях используются разные наборы символов, но в британских изданиях для изучающих английский язык, включая словарь Macmillan, наиболее распространенным является подмножество символов из Международного фонетического алфавита. Люди иногда находят некоторые из этих символов пугающими, но научиться распознавать их и звуки, которые они представляют, действительно стоит усилий, потому что тогда вы сможете проверить произношение любого слова, в котором вы не уверены, либо в общий словарь для учащихся или – в случае менее часто встречающихся слов, географических названий, личных имен и т. д. – в специализированном словаре произношения.
Для некоторых слов — очень частых грамматических слов — словари дают «сильное» и «слабое» произношение. Таких слов вообще около сорока с лишним, включая, например:
прочный | слабый | |
банка | / кэн / | / кэн / |
он | /приветː/ | /привет/, /я/ |
их | /ðem/ | /рм/ |
Сильные формы появляются, когда слово находится под ударением (например, «Да, мы можем!»), в то время как слабые формы, которые встречаются гораздо чаще, появляются, когда слово безударное (например, «Если вы можете просто подождать минутку …’).
Очень часто, как в случае can и их , гласный в слабых формах является так называемым schwa : /ə/, который появляется только в безударных слогах и на самом деле является наиболее частым гласным звуком в английском языке, на которые приходится около 10% всех гласных звуков и встречается в различных вариантах написания, в том числе по , шторка , открытая , сегодня , любопытная .
Помимо слабых форм, шва встречается и в безударных слогах словарных транскрипций многих других слов. Глядя на слово банан , можно было ожидать, например, что в нем будет три одинаковых гласных звука, но оказывается, что в ударном втором слоге есть гласная /ɑ:/, а в безударных первом и третьем слогах есть / ə/.
С течением времени в английском языке особенно резко различаются ударные и безударные слоги; ударные слоги играют непропорционально большую роль в том, чтобы слова были идентифицируемыми, а поскольку безударные слоги не в центре внимания и не вносят большого вклада в точную идентичность слов, на самом деле не имеет значения, как именно они звучат. Например, некоторые люди произносят первый слог слова , веря как /bɪ/, другие как /bə/, и на самом деле часто бывает трудно точно сказать, какой именно гласный звук используется. Даже если вы используете другое слово, например, /bʊ/ или /be/, идентичность слова будет ясна; важно произносить ударный второй слог с четкой гласной /iː/.