Какие у нас материки есть: Материки — Мехрибан Алиева — Первая леди Азербайджана

Материки и океаны

— Чевочка с хвостиком. Привет! Собирайся скорее, нам пора! Нас ждёт знакомство с Землёй.

— Тогда нужно захватить лопатку и ведёрко. Чтобы копать было удобнее.

— Чевостик, я говорю не о той земле, которую лопатой копают, а о нашей планете. Как ты думаешь, что я держу в руках?

— Шар на палочке. На нём нарисованы всякие цветные пятна.

— Этот шар называется глобус. Он изображает нашу Землю — планету, на которой мы живём. Коричневым, жёлтым, зелёным цветами изображена суша. Синим — вода, белым — лёд.

— Не понимаю, дядя Кузя, зачем столько цветов? Сделали бы сушу чёрной, а воду белой. Так ведь понятнее!

— Чевостик, наша планета Земля не гладкий шарик. Есть места высокие, есть низкие. Глубокие места окрашены на глобусе тёмно-синим цветом, места, где глубина небольшая — голубым. На суше низкие места обозначены зелёным, жёлтым цветами, горы — коричневым. Чем темнее коричневый цвет, тем гора выше.

— А какая гора самая высокая на свете?

— Эверест. Она находится в горной системе Гималаи. Высота её почти 9 километров!

— Ого! А где эти Гималаи?    

— На востоке материка Евразия.

— А что такое материк?

— Сейчас объясню. Обрати внимание, Чевостик, на глобусе изображено много участков суши. Маленькие кусочки суши, со всех сторон окружённые водой — это острова, большие — это материки. Материков на Земле всего шесть. Первый — Евразия. Это самый крупный материк, на нём находится и наша страна, Россия. Ниже, под Евразией — жаркая Африка. Справа внизу, самый маленький материк — Австралия. С другой стороны глобуса — Северная и Южная Америки. Наконец, в самом низу глобуса, материк Антарктида, который покрыт снегом и льдом. Запомнил?

— Кажется, запомнил. Между прочим, дядя Кузя, ты про ещё один материк забыл!

— Это какой же?

— А вот здесь, наверху глобуса такая же белая шапочка, как внизу.

— Ах, вот ты о чём! Это Арктика, Чевостик. Она — не материк. Здесь, как и в Антарктиде, много льда, только суши под ним нет.

— А что же есть?

— Вода. Северный Ледовитый океан.

— Теперь объясни, что такое океан?

— Огромные участки водной оболочки Земли, разделённые материками, называются океанами. Тебе нелишним будет запомнить их названия. Самый большой обманчиво зовётся Тихий. Моряки прекрасно знают, какой он на самом деле суровый и капризный. Второй по величине океан — Атлантический. Третий — Индийский, он расположен в тёплых тропических широтах. Четвёртый ты уже знаешь — Северный Ледовитый, покрытый ледяной шапкой. И, наконец, последний океан — Южный. Правда, учёные до сих пор спорят, признавать ли его отдельным или считать частью Атлантического. — Попробую перечислить. Значит так: всего океанов пять. Самый большой — Тихий. Северный Ледовитый покрыт снегом и льдом, а Индийский — тёплый. Остался Атлантический. И Южный, про которые учёные спорят. Ничего не забыл?

— Всё запомнил, настоящий географ!

— Кто-кто?

— Географ. Учёный, который изучает Землю. География — наука о нашей планете — Земле.

— Дядя Кузя, а мне кажется, что на глобусе воды больше, чем суши.

— Ты прав, Чевостик. Вода занимает более двух третей поверхности Земного шара. На нашей планете кроме океанов есть ещё моря, множество озёр и рек.

— А чем моря отличаются от океанов?

— Прежде всего размерами — моря гораздо меньше океанов. Некоторые моря со всех сторон окружены сушей. Другие граничат с сушей только одной своей стороной, другой плавно переходят в океан. А есть одно, особенное море, у которого нет берегов.

— Как это?

— Саргассово море находится прямо в Атлантическом океане. Мы с тобой там сегодня побываем, и я расскажу об этом удивительном море подробнее.

— И как же мы в это море попадём, если оно без берегов? Туда же ни проехать, ни пройти…

— Для этого у нас есть лётоплавонырь «Бултых»— моё изобретение, которое и летать, и плавать, и нырять может. Ты готов к путешествию, Чевостик?

— К путешествиям я всегда готов!

— Тогда поднимаемся на борт лётоплавоныря и отправляемся бороздить океанские просторы!

— Дядя Кузя, мы спускаем его на воду?

— Нет, поднимаем в воздух! Нас ждёт ещё один океан!

Планета Земля / Елена Качур; ил. Анастасии Балатёнышевой и Анастасии Холодиловой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. Опубликовано с разрешения издательства.

Миллиард лет изменений материков Земли показали в 40-секундном видео

Срочная новость

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Открывается прием заявок на конкурс «Снимай науку!»

Антарктида когда-то была прекрасным курортом на экваторе.

Геологи из Сиднейского университета (Австралия) создали наиболее полную модель эволюции тектонических плит Земли и превратили ее в увлекательный видеоролик.

Исследование опубликовано в журнале Earth-Science Reviews, коротко о нем рассказывает Science Alert.

Тектонические плиты движутся примерно с такой же скоростью, с какой растут человеческие ногти. Однако за миллиард лет они способны совершить путешествие по всей планете.

По мере своего движения тектоника плит влияет на климат, характер приливов, расселение животных и их эволюцию, вулканическую активность, образование металлов и многое другое: это система жизнеобеспечения, которая влияет на все, что живет на поверхности.

Ученые признают, что в их работе не хватает некоторых мелких деталей — они растянуты на всю планету и на миллиард лет, — но они надеются, что это исследование может стать полезным ресурсом и основой для будущего изучения тектоники плит и их воздействия на жизнь на Земле.

 

«Как мы видим из анимации, континенты заметно сдвигались с течением времени. Ледяная и негостеприимная Антарктида когда-то была прекрасным курортом на экваторе», — отметили исследователи.

На видео массивы суши удаляются от соседей, сближаются с теми, которые находились совсем далеко. Удивительно, насколько недавно страны и континенты разместились в тех позициях, которые мы знаем сегодня.

Понимание этих движений и закономерностей имеет решающее значение в прогнозировании того, насколько пригодной для жизни будет наша планета в будущем и где искать источники экологически чистой энергии.

Обнаружено, что Тихий океан уменьшается, а Атлантика растет

Через сотни миллионов лет на Земле сформируется громадный суперконтинент

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации

Расскажите друзьям

  • Midjourney

    Конец науки и образования? Все, что нужно знать о ChatGPT

  • Большой адронный коллайдер

    D-VISIONS / Shutterstock.com

    Скандальное измерение массы W-бозона, грозившее перевернуть физику, было ошибочным

  • Наука / Midjourney

    Что будет, если искусственный интеллект станет соперником человеку

  • ESA/Webb, NASA & CSA, A. Martel

    Модель развития Вселенной пора пересмотреть?

  • Ондатра

    Shutterstock

    Ученые опубликовали топ-100 самых опасных чужеродных организмов России

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку

Ваш e-mail

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Тектоника плит: формирование континентов

Тектоника плит: формирование континентов | Изучение землетрясений

Похоже, JavaScript либо отключен, либо не поддерживается вашим браузером. Для просмотра этого сайта включите JavaScript, изменив параметры браузера, и повторите попытку.

Перейти к основному содержанию

Сегодняшняя конфигурация континентов кардинально отличается от той, что была в прошлом. В течение миллиардов лет тектоника плит создавала и фрагментировала суперконтиненты — массивы суши, состоящие из нескольких континентов, слившихся воедино.

Цикл тектонических плит начинается с суперконтинента, уравновешенного суперокеаном. Движение плит медленно разрушает суперконтинент. Это отправляет куски через океан, чтобы столкнуться и сформировать новый суперконтинент, который также в конечном итоге расколется. Сейчас мы находимся в середине одного из этих циклов.

Около 150 миллионов лет назад внутри суперконтинента под названием Пангея образовался разлом. Новая кора образовалась вдоль подводного Срединно-Атлантического хребта. Это изменение привело к распаду Пангеи и образовало Атлантический океан. Континенты, которые мы знаем сегодня как Европа и Северная Америка, разделились первыми, а затем Южная Америка и Африка. Эти континенты продолжают раздвигаться со скоростью несколько сантиметров в год.

Используя компьютерное моделирование, мы можем ускорить геологическое время и «засвидетельствовать» начало Атлантического океана.

А теперь посмотрите «Назад во времени: от наших дней до 200 миллионов лет назад».

Этот пост является частью «Исследования землетрясений», богатой коллекции ресурсов, совместно представленной Калифорнийской академией наук и KQED. Этот материал также доступен в виде бесплатного учебника iBooks и курса iTunes U.

Еще для изучения

стандарт изображения

От ядра к земной коре: определение слоев Земли

Внутренняя часть нашей планеты состоит в основном из железа, никеля и темных плотных пород.

стандарт изображения

Анатомия землетрясения

Узнайте обо всех отдельных элементах и ​​силах, составляющих землетрясение.

Свидетельства тектоники плит

Свидетельства окаменелостей, ледников и дополнительных береговых линий помогают понять, как плиты когда-то соединялись друг с другом.

Поделись этим

Изучение землетрясений

Получите новый взгляд на землетрясения с помощью этой богатой коллекции мультимедийных ресурсов. Вы узнаете, почему случаются землетрясения, как они повлияли на район залива и что вы можете сделать, чтобы подготовиться к следующему.

Землетрясение Советы

Узнайте, что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы защитить себя в случае землетрясения. Вы будете счастливы, что сделали.

Руководство для учителей: Землетрясения

Идеи для использования видео, статей и инфографики о землетрясениях в классе.

конкурирующих концепций континентов. Почти каждый день мы сталкиваемся с новостями… | Р.

Филип Бушар | The Philipendium

Почти каждый день мы сталкиваемся с новостями и разговорами, в которых прямо или косвенно упоминаются континенты. Такие термины, как «афроамериканцы», «европейская история» и «азиатская кухня», основаны на ментальной модели, в которой поверхность земли делится на отдельные континенты. Это разделение планеты на небольшое количество больших зон является неотъемлемой частью того, как мы организуем наши знания о мире. Но является ли эта таксономия твердым фактом или произвольным изобретением человеческого разума? Насколько эта модель реальна и бесспорна, а насколько дискуссионна?

В США традиционный список континентов включает ровно семь: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. Это то, чему меня учили в детстве в школе, и информация преподносилась мне и моим однокурсникам как факт. Когда я стал старше, меня в конце концов научили, что Европа и Азия технически являются частью единого континента под названием Евразия, в результате чего континентов всего шесть. Однако я понятия не имел, что существуют еще другие модели. Поэтому, став взрослым, я с удивлением встречал людей, обычно получивших образование в других частях света, которых обучали несколько иным моделям. Я встречал людей, которых учили, что Северная Америка и Южная Америка образуют единый континент под названием Америка. Я встречал людей, которых учили, что Австралия является частью континента под названием Океания, в который входят Новая Зеландия и другие острова Тихого океана.

Все мы знаем, что знаменитый, всем знакомый логотип Олимпийских игр включает в себя пять соединенных между собой колец. Предполагается, что эти кольца представляют «пять обитаемых континентов», исключая, таким образом, Антарктиду. Но какие пять включены? На основе модели континентов, популярной во Франции и многих других странах, Америка считается единым континентом, а Европа и Азия — двумя отдельными континентами. (Два других кольца представляют Африку и Австралию.)

Итак, какая модель «правильная»? В школе нас учили, что список континентов основан на реалиях физической географии. Итак, существует ли четкое физическое определение, которое мы можем применить для решения этого вопроса?

Распространенное определение — и то, которому меня учили — состоит в том, что континент — это «большой непрерывный массив суши, окруженный водой». Я всегда считал это определение безумно расплывчатым и неточным. Насколько велика граница для «большого»? Почему Австралия и Антарктида считаются «большими», а Гренландия — нет? Хуже того, концепция «окруженных водой» кажется вопиющей неправдой. Северная Америка и Южная Америка имеют наземное сообщение. Евразия и Африка имеют сухопутное сообщение. Если строго применять критерий «окружен водой», то в мире оказывается ровно два «суперконтинента» (Евразия-Африка и Америка) и два «мини-континента» (Австралия и Антарктида) — всего четыре континенты. Однако, если вы скажете, что «95% окружены водой» достаточно для удовлетворения критерия, тогда вы можете разделить два американских континента, и вы можете отделить Африку от Евразии — в результате получится модель с шестью континентами.

Википедия в своей статье под названием «Континент» кратко излагает вопрос:

«Континент — это один из нескольких очень больших массивов суши на Земле. Обычно идентифицируемые по соглашению, а не по каким-либо строгим критериям, до семи регионов обычно считаются континентами».

Другими словами, в то время как концепция «континентов» основана на реальности — что поверхность Земли включает в себя несколько очень больших массивов земли — список континентов — это человеческое творение, которое довольно податливо.

В качестве примечания: типичным определением «острова» является «участок земли, окруженный водой». Это почти идентично определению «континент», которое предполагает, что Америку следует считать островом, а суперконтинент Евразия-Африка следует считать самым большим островом в мире. С другой стороны, разумной альтернативой является разделение всех массивов суши на две отдельные группы — континенты или острова — в зависимости от размера. Сказать, что Австралия является и самым маленьким континентом в мире, и самым большим островом в мире, просто глупо. Если Австралию можно считать островом, то и Антарктиду тоже следует считать островом, а Антарктида больше из двух.

Еще одно примечание: некоторые определения «континента» учитывают не только сушу над уровнем моря, но и континентальные шельфы, представляющие собой области мелководья, окружающие континенты. Это имеет смысл по нескольким причинам. Но если довести эту концепцию до логического завершения, то Северная Америка и Евразия образуют единый континент! Только небольшой участок мелководья отделяет Аляску от Сибири, поэтому они были связаны во время ледникового периода, когда уровень океана был ниже, чем сегодня. (Популярный термин «сухопутный мост» вводит в заблуждение, потому что этот «мост» был шириной в сотни миль — полное соединение двух континентов. И это соединение все еще существует на континентальном шельфе.)

Несмотря на то, что наши модели разделения мира на континенты несколько произвольны (и поэтому спорны), чрезвычайно полезно иметь какую-то ментальную модель, которая делит мир на относительно четко определенные зоны. Такая ментальная структура позволяет нам классифицировать информацию, с которой мы сталкиваемся, прикрепляя ее к постоянным ментальным структурам. По мере того, как мы сталкиваемся с каждым битом информации, мы помещаем его в соответствующее ведро, формируя наш набор знаний и впечатлений о «Европе», «Азии», «Африке» и так далее. Если бы у нас не было ментальных категорий — не было бы ведер, ожидающих сбора информации, — мы бы помнили гораздо меньше информации. Поэтому наша мысленная структура континентов значительно облегчает нашу способность учиться. С другой стороны, группировка также порождает стереотипы, потому что мы хотим привязать каждое впечатление и каждый бит знаний ко всей корзине, в которую мы помещаем информацию.

Несмотря на то, что наша модель «континентов» основана на концепции «больших массивов суши», мы использовали эту модель для различных целей. Размер, форма и расположение каждого массива суши просто служат отправной точкой. В эти же ведра мы выбрасываем информацию и впечатления о климате, местности, странах, городах, музыке, еде, искусстве, языке, национальности, сельском хозяйстве, бизнесе, здоровье, богатстве и так далее. Все аспекты физической и культурной географии включены в наше умственное упражнение по обобщению атрибутов каждого континента. В результате вы можете соединить название любого обитаемого континента с любым из перечисленных выше понятий, и это вызовет какое-то впечатление в умах большинства людей. Рассмотрим такие фразы, как «африканская музыка», «азиатская еда», «европейское искусство», «австралийское сельское хозяйство», «североамериканское богатство» и «южноамериканские языки». Смешивайте и подбирайте слова как душе угодно, потому что каждая комбинация, скорее всего, вызовет какое-то впечатление из глубин вашего разума.

Мы также применили модель континента — модель, основанную на массивах суши — к людям всего мира. Сравните свои мысленные впечатления от «африканцев», «азиатов» и «европейцев». По крайней мере, вы представляете себе людей с разной внешностью и можете привязать к ним и другие ассоциации. Вам, вероятно, хорошо известно, что эти мысленные образы не всегда верны, но вы можете почувствовать, что каждый из ваших мысленных образов достаточно точен и применим к подавляющему большинству людей на соответствующих континентах. Однако эти ментальные стереотипы редко бывают так точны, как мы предполагаем.

В США мы разработали современную традицию определения нескольких основных этнических групп с точки зрения континента происхождения, в частности, афроамериканцев, американцев азиатского происхождения и иногда американцев европейского происхождения. Мы разработали ментальные стереотипы для каждой группы, особенно в отношении внешности. Однако известны многочисленные случаи, когда эта система дает сбои, что приводит к противоречиям. Например, нам не нравится называть иммигрантов из северного яруса африканских стран — Египта, Туниса, Ливии, Алжира и Марокко — «афроамериканцами», потому что они выглядят совершенно иначе, чем наш ментальный образ афроамериканцев. Точно так же мало кто когда-либо называл иммигрантов из Израиля или Ливана «американцами азиатского происхождения». Некоторые люди даже говорили мне, что иммигранты из Индии — это не американцы азиатского происхождения. С этой точки зрения, единственными настоящими американцами азиатского происхождения являются люди, чьи предки пришли из Восточной Азии. Остальные 2/3 Азии не подходят. Точно так же единственными настоящими «афроамериканцами» являются люди, чьи предки пришли из Африки к югу от Сахары.

Источник этой путаницы легко определить. Люди из разных частей мира могут иметь довольно различный внешний вид, но эти различия плохо совпадают с границами того, что мы называем континентами. С другой стороны, эти различные физические атрибуты в некоторой степени коррелируют с различными культурными факторами, такими как язык, религия, музыка, искусство, сельское хозяйство и так далее. Если бы мы разделили мир на отдельные культурные регионы, то это было бы лучше, чем «континенты», для обозначения происхождения людей мира. Правда, границы таких регионов были бы нечеткими, а оптимальное количество регионов для нашей таксономии было бы спорным. Но такая ментальная модель действительно может оказаться весьма полезной. Итак, какие регионы должна содержать эта модель?

Из приведенного выше обсуждения очевидны два основных культурных региона мира: Африка к югу от Сахары и Восточная Азия. Европа — еще один крупный культурный регион. (Европа никогда не была настоящим континентом с точки зрения физической географии.) Ближний Восток, простирающийся от Марокко до некоторых частей Афганистана, является еще одним культурным регионом. Южная Азия, состоящая из Индии, Пакистана, Бангладеш и некоторых прилегающих территорий, также является хорошим кандидатом на выделение в качестве отдельного региона. Короче говоря, взаимосвязанные континенты Евразии и Африки можно разделить на пять довольно различных культурных регионов. Каждый регион на самом деле содержит много культур, но доминирующие культуры в одном регионе, как правило, имеют много общего.

Америка представляет собой еще один интересный случай. Опять же, наши существующие ментальные модели приводят к некоторым противоречиям. В США любят говорить, что в Америке есть два континента — Северная и Южная Америка. Но когда вы спрашиваете людей, где провести границу между двумя континентами, многие люди кажутся сбитыми с толку. Некоторые хотят провести черту на границе США и Мексики, поместив Мексику в Южную Америку. Вряд ли кто-то удосуживается включить страны Центральной Америки в свою ментальную модель Северной Америки. Например, большинство людей предпочли бы сгруппировать Панаму и Коста-Рику с Южной Америкой, а не с Северной Америкой. И все же по нашему стандартному географическому определению вся Центральная Америка действительно является частью Северной Америки.

Основная проблема здесь в том, что мы снова объединяем континенты с культурными регионами. Все, что простирается от Мексики на юг, явно является частью культурного региона, который мы называем «Латинская Америка». Поэтому с культурной точки зрения имеет смысл разделить Америку на два основных региона — Латинскую Америку и «Англо-Америку», причем последняя состоит из США и Канады.

В результате два суперконтинента можно логически разделить на семь различных культурных регионов, что является более разумным подходом, чем использование физических континентов для классификации людей мира. Напомним, эти семь регионов:

  1. Европа
  2. Ближний Восток
  3. Африка к югу от Сахары
  4. Южная Азия
  5. Восточная Азия
  6. Англо-Америка
  7. Латинская Америка
  8. 9000 . На самом деле детали этой модели еще более спорны, чем модели для континентов мира. Тем не менее, это очень разумная схема и потенциально весьма полезная. Обратите внимание, что эта модель основана как минимум на трех предполагаемых критериях:

    1) Каждый определенный регион должен занимать непрерывный участок земли.

    2) В каждом регионе должны проживать сотни миллионов человек и более.

    3) Плоская (неиерархическая) модель, подобная этой, работает лучше всего, когда целое разделено примерно на семь частей плюс-минус две.

    Частично из-за этих критериев Австралия и островные государства мира не включены в эту модель. Альтернативные модели могут ослабить или исключить некоторые из этих критериев. Например, если вы уберете требование о наличии прилегающей территории, то вы можете решить смешать Англо-Америку с Европой и Австралией.

    Подводя итог, можно сказать, что понятие «континенты» основано на подлинном физическом факте — что в мире есть несколько больших массивов суши, — но фактический список континентов создан человеком и подлежит обсуждению. Тем не менее, любая из популярных моделей может работать в качестве ментальной основы для изучения и организации информации о физической географии. С другой стороны, ни одна из этих моделей не идеальна для изучения и систематизации информации о культурной географии. Вместо этого более подходящей является модель, основанная на основных культурных регионах мира, например модель с семью регионами, представленная выше. (Возможны и многие другие действительные модели.) Такая модель будет способствовать лучшему пониманию мира, а также способности быстрее усваивать больше деталей. Тем не менее, любая модель также приведет к определенному количеству стереотипов из-за человеческой склонности предполагать, что каждый факт и впечатление относятся ко всей корзине, к которой мы его относим.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *