Глухой звук что. Глухие согласные звуки
Упражнение 17, с. 10
17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.
Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф
Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в
- Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами
ч — [ч’] м — [м], [м’], й — [й’] т — [т], [т’]
Упражнение 18, с. 10
18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.
Такой на улице мороз
—
Я, как сосулька, весь п
ромёрз
.
Л. Яковлев
- Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.
Упражнение 19, с. 11
19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.
1. Глухой
согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий
согласный звук состоит из шума и голоса
.
Упражнение 20, с. 11
20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
- Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.
Упражнение 21, с. 11
21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.
Алфавит , вдруг , город , завод , карандаш , класс , молоток , мороз , народ , обед , платок , рисунок , ученик , язык .
Упражнение 22, с. 12
22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?
Парные согласные
— самые опасные!
В корне
ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!
Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным.
Это «ошибкоопасные» места, или орфограмма.Упражнение 23, с. 12
23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Будет хлеб , будет и обед . 2. Был бы пирог , найдётся и едок . 3. Кто ленив , тот и сонлив . 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медвед ь неуклюж , да дюж.
- Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медвед ь (медведи), неуклюж (неуклюжий).
Упражнение 24, с. 12
24. Прочитайте.
Скрипит мороз
. Сердит мороз
.
И снег
сухой и колкий.
И вяз
озяб
, и дуб
замёрз
.
Г. Волжина
- Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.
Мороз , снег , вяз , озяб , дуб , замёрз , насквоз ь.
Упражнение 25, с. 13
25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.
Пирог
печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог
по кличк
е Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог
старушка Фогг
И ча
ю с молоком,
А пёс бульдог
по кличк
е Дог
—
В ней рядом за столом.
- Как вы думаете, что в этих строках правда?
Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.
- Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.
Упражнение 26, с. 13
26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.
чá[ш]ка — чáш
ка укá[с]ка — укáз
ка
лó[ш]ка — лóж
ка кá[с]ка — кáс
ка
лá[ф]ка — лáв
ка лó[к]ти — лóк
ти
кó[ф]та — кóф
та кó[к]ти — кóг
ти
шá[п]ка — шáп
ка лó[т]ка — лóд
ка
шý[п]ка — шýб
ка щё[т]ка — щёт
ка
- Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.
Чаш ка (чашечка), лож ка (ложечка), лав ка (лавочка), коф та — словарное слово, надо запомнить, шап ка (шапочка), шуб ка (шубы), указ ка (указочка), кас ка (касочка), лок ти (локотки), ког ти (коготки), лод ка (лодочка), щёт ка (щёточка).
Упражнение 27, с. 14
27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.
Нóг ти, загáд ка, скóльз кий, моркóвный, моркóв ка, рóб кий, сторóж ка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.
- Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.
(Рóб ок) рóб кий, (сторож и́ть) сторóж ка, (загáд ывать) загáд ка, (нóг оть) нóг ти, (скольз и́ть) скóльз кий, (моркóв ный) моркóв ка.
Упражнение 28, с. 14
28 . Прочитайте. Назовите сказки.
1. З
олушк
а , убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Б
елос
нежк
а очень подружилась с семью гномами.
- Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.
Упражнение 29, с. 15
29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.
Дуб
ки́ — дубы́, я́год
ка — я́годы.
Лóв
кий — лóвок, бли́з
кий — бли́зок.
Лóж
ка — лóжечка, булáв
ка — булáвочка.
Прóс
ьба — проси́ть, сторóж
ка — сторожи́ть.
Вéжлив
— вéжливый, хорóш
— хорóший.
- Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.
Упражнение 30, с. 15
30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.
Я круглый, я глад
кий
И на вкус
приятно слад
кий.
Знает каждый карапуз
,
Что зовут меня .
Упражнение 31, с. 15
31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. Сли́в ки, голуб цы́, пирож ки́, водолáз .
2. Вдруг , блýз ка, сапóж ки, рубáш ка.
Лишние слова — водолаз , вдруг , так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.
- Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
Упражнение 32, с. 16
32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.
Б? П?
Дуб
, шуруп
, ошиб
ка, кноп
ка, гиб
кий.
Г? К?
Айсберг
, цирк
, лёг
кий, юг
, мяг
кий.
В? Ф?
Остров
, жираф
, коф
та, лов
кий, клюв
.
Д? Т?
Йод
, взгляд
, клет
ка, загад
ка, крот
.
Ж? Ш?
Чиж
, вареж
ка, ёрш
, лягуш
ка, книж
ка.
З? С?
Груз
, соус
, салаз
ки, мас
ка, сказ
ка.
Упражнение 33, с. 16
33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
1. У каждого дерева свой плод . По реке плывёт плот .
2. В руках у мальчика прут . В деревне глубокий пруд .
3. Красив летом цветущий луг . На грядке вырос зелёный лук .
4. На клумбе рос куст алых роз .
- Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.
В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Упражнение 34, с. 17
34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.
- Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.
Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.
Упражнение 35, с. 17
35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.
1. Сам худ
, го
ло
ва с пуд
, как ударит — крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег
, не лёд
, а сере
бром де
ревья убе
рёт. (И н е й)
- Подчеркните в словах орфограммы.
Упражнение 36, с. 18
36. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Январь
Я люблю тебя, Я нварь!
Для меня ты меся ц лучший —
Мо ло дой, бо льшой, скри пучий,
Зо ло тистый, как янтáрь !
Солнце, снег , о гонь, мо роз —
Пламя белое бе рёз !
С. Козлов
- Согласны ли вы с мнением автора? Что означает слово янтарь?
Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.
- Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.
Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
Упражнение 37, с. 18
37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Лёг кий мо роз , бо льшой сугроб , сере бристый ине й, Сне гурочка, сне гопад, Дед Мо роз , пуши стые сне жи нки, мяг кий снег , ко ньки, глад кий лёд , сне говик.
- Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?
Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.
- Составьте устно текст на эту тему.
На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Звонкие и глухие согласные звуки
1.2 (24.27%) от 211 голосующих
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы — голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума — глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором — звонкие. Жители первого домика:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости — глухости.
Они очень похожи друг на друга — настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости — твёрдости. Добавим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
[б] | [б’] | Б | (бэ) |
[п] | [п’] | П | (пэ) |
[д] | [д’] | Д | (дэ) |
[т] | [т’] | Т | (тэ) |
[з] | [з’] | З | (зэ) |
[с] | [с’] | С | (эс) |
[г] | [г’] | Г | (гэ) |
[к] | [к’] | К | (ка) |
[в] | [в’] | В | (вэ) |
[ф] | [ф’] | Ф | (эф) |
[ж] | Ж | (жэ) | |
[ш] | Ш | (ша) |
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик — непарныезвонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
[л] | [л’] | Л | (эль) |
[м] | [м’] | М | (эм) |
[н] | [н’] | Н | (эн) |
[р] | [р’] | Р | (эр) |
[й’] | Й | (и краткая) |
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] — всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
[х] | [х’] | Х | (ха) |
[ц] | Ц | (цэ) | |
[ч’] | Ч | (че) | |
[щ’] | Щ | (ща) |
Звуки [ч’], [щ’] — шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв — 21, а звуков — 36.
Давайте закрепим.
Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )
2. С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3. С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
Шесть мышат в камышах шуршат.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
В Русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.
Звонкими являются следующие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.
Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь шец?» — «Фи!» содержатся все глухие согласные.
Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.
Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.
Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)
1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];
2) перед глухими: будка [б́утка].
Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’б́а].
Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие и на глухие и звонкие. Чем же отличаются звонкие согласные звуки? На этот вопрос отвечает наша статья.
Как образуются звонкие звуки
В процессе образования согласного звука участвует не только голос, но и различные шумы. Они возникают из-за того, что во рту образуются различные преграды, преодолеваемые затем потоком воздуха. Например, при произнесении звука [б] мы смыкаем губы, а выдыхаемый воздух с силой разрывает эту преграду.
Ребята, изучающие в третьем классе русский язык, различают звуки по глухости-звонкости только указанным способом. Но иногда школьники в 5 – 6 классах выделяют еще сонорные (очень звучные) и шипящие. В последних вообще нет голоса – только шум (за исключением Ж).
Например, звонкий согласный звук в начале слова «рысь» сонорный, а глухой в начале слова «щука» — шипящий.
Сонорные согласные «л» и «р» могут даже брать на себя некоторые функции гласного и образовывать слог. Это происходит, например, в слове «смысл» (поэтому его иногда ошибочно пишут «смысол»).
Как отличить звонкий звук
Существует несколько признаков, по которым можно отличить звонкий согласный.
Можно вслух произнести звук, положив руку на горло в районе голосовых связок; если ощущается вибрация, звук звонкий.
Можно просто заучить глухие и звонкие согласные звуки. Или запомнить, опираясь на пары по глухости-звонкости.
Есть мнемотехнические формулы, позволяющие запомнить глухие и звонкие. Это фраза или слово, где все звуки либо глухие, либо звонкие. Приведем примеры таких формул.
- Глухие : Степка, хочешь щец? – Фи. (В этой фразе все звуки глухие)
- Звонкие : Нормальный (только сонорные)
Парные и непарные звонкие согласные
Большинство звонких согласных образуют пары по глухости-звонкости. В помещенной ниже таблице в верхнем ряду приведены все звонкие звуки, а в нижнем — парные им глухие. Если в том или другом ряду стоит прочерк, значит звук непарный.
Озвончение и оглушение
В потоке речи звуки зависят от своих «соседей», поэтому они могут менять свое качество под воздействием окружения.
В русском языке возможно несколько явлений:
- Оглушение
- Ассимиляция (уподобление) по глухости-звонкости.
Оглушение происходит на конце слова. Звонкий согласный в абсолютном конце слова произносится как своя глухая пара. Например , [гр’ип] (гриб).
Ассимиляция происходит в середине слова. В русском языке на звук влияет сосед справа. Чаще всего звонкий звук становится глухим из-за того, что соседствует с другим глухим звуком. Примеры ассимиляции: кадка, загадка. Реже согласный становится «за компанию» звонким. Например, просьба [проз’ба].
Подобные процессы происходят в разных языках, но по-разному. Например, в чувашском языке глухой согласный, оказавшись между двумя гласными, становится звонким.
Как проверить сомнительную согласную
Из-за этих языковых процессов согласные звуки в некоторых позициях делаются на себя непохожи. Поэтому их требуется проверить.
Для определения, какой звук, глухой или звонкий, надо писать в данном слове следует изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы после согласной была гласная. Например , столб-столбы, косьба-косить, указка-указать.
Абсолютный конец слова не является сильной позицией, позволяющей различить согласные по глухости-звонкости.
Есть слова, которые невозможно проверить. Например , футбол, рюкзак и т. д. Их надо запомнить или посмотреть в словаре.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали, что согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими. Для образования звонкого согласного нужно больше голоса, чем шума. Мы узнали, какие звуки составляют пару по глухости-звонкости, а какие – нет. Узнали, что такое сонорные и шипящие звуки.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 478.
1. Рассмотри картинки. Произнеси слова-названия предметов. Прислушайся к звучанию согласных звуков в этих словах.
- При произнесении каких согласных слышится только шум? А при произнесении каких согласных слышится и голос, и шум?
- Напиши слова. Подчеркни в них буквы, которыми обозначены согласные звуки.
2. Назови буквы.
- Произнеси согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда. Что ты слышишь, произнося эти звуки: шум? голос и шум? Конечно, шум! Это глухие согласные звуки.
- Произнеси согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами верхнего ряда. Что ты слышишь: шум? голос? голос и шум? Конечно, голос и шум! Это звонкие согласные звуки.
Обрати внимание! При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.
3. Рассмотри картинки.
- Назови предметы. Прислушайся к произношению согласных звуков в этих словах. В каких словах ты слышишь только звонкие согласные, в каких — только глухие, а в каких словах есть и звонкие, и глухие согласные звуки?
- Произнеси по порядку согласные звуки в любом слове и определи, какие они: глухие или звонкие, твёрдые или мягкие.
4. Прочитай.
- Какими звуками различаются слова каждой пары? Произнеси эти звуки.
Страничка для любознательных
Глухие и звонкие согласные
Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Почему?
Проведи опыт: произноси звук [ж] всё громче и громче. Какой он: звонкий или глухой? Верно, звук [ж] — звонкий согласный звук.
А теперь произноси звук [ж] всё тише и тише, почти шёпотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум? И ты уже произносишь глухой согласный звук [ш].
Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.
5. Произнеси сначала твёрдые парные по глухости-звонкости согласные звуки, потом мягкие парные согласные звуки.
- Объясни, почему в первом столбике шесть пар звуков, а во втором всего пять.
- Подбери слова, в которых есть эти звуки.
Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости .
Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л»], [м], [м»], [н]. [н»], [р], [р»], [й»].
Непарные глухие согласные звуки: [х], [х»], [ц], [ч»], [щ»].
6. Прочитай.
7. Рассмотрите форзацы учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».
- Найдите там сказочные домики, где «живут» парные и непарные согласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.
- Пусть один из вас произнесёт глухой или звонкий согласный звук, а другой назовёт слово, которое начинается с этого звука.
Тема 1. Звонкие и глухие согласные . Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии
§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Звуки делятся на гласные и согласные по наличию в них шума и голоса. Гласные звуки состоят только их голоса, а согласные состоят из шума и голоса. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Глухие согласные состоят только из шума, а звонкие – из шума и голоса.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Парные согласные одинаковы по артикуляции (способу и месту образования) и различаются только наличием или отсутствием голоса. В русском языке 6 пар звонких-глухих согласных: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. Остальные согласные звуки являются непарными: только звонкие Л, М, Н, Р и звук Й и только глухие Ч, Щ, Х, Ц.
Непарные звонкие звуки называются сонорными (они состоят в основном из голоса, как и гласные, с небольшим добавлением шума). Сонорные согласные ведут себя особенным образом и противопоставляются остальным согласным, которые составляют группу шумных согласных.
2. Причиной орфограммы является фонетическое чередование парных звонких-глухих согласных звуков, которое происходит в двух слабых позициях, а именно:
Во-первых, расположение парных согласных перед шумными согласными, когда они произносятся одинаково с последующим звуком (глухо или звонко), например:
дорожка, сказка – оглушение звонких согласных Ж и З перед глухим К;
сделать – озвончение глухого согласного С перед звонким Д.
Во-вторых, расположение парных согласных на конце слова, когда происходит оглушение парного звонкого согласного: мороз, рожь – оглушение звонких З и Ж на конце слова.
3. В положении перед гласными и сонорными фонетического чередования не происходит – это сильная позиция звука. В этом случае выбор буквы для обозначения согласных делается по слуху, например: народы, гроза, сторожить – согласные Д, З, Ж перед гласными, народный, грозный, осторожно – согласные Д, З, Ж перед сонорным Н.
Фонетического чередования не происходит также перед В — поэтому, например, различаются по произношению слова зверь и сверь.
4. При решении орфограммы применяются следующие способы:
а) проверка; б) контроль по словарю; в) правила для некоторых частных случаев.
§2. ПРОВЕРКА ПАРНЫХ ЗВОНКИХ-ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ
Парные звонкие-глухие согласные в слабых позициях не обозначаются буквами по слуху, а требуют предварительной проверки. Проверка делается путём изменения позиции согласного, то есть подбирается такая форма слова или родственное слово, где после контролируемого звука следует гласный или сонорный звук.
Проверку можно сделать для звука, стоящего в конце корня: в этом случае можно подобрать проверочное слово с суффиксом или окончанием на гласную:
берёзка (ск) – берёзонька, березняк, дорожка (шк) – дороженька, дорожный
нож (ш) – ножи, шалаш (ш) – шалаши, дуб (п) – дубы, сноп (п) – снопы.
В некоторых случаях согласный в середине корня можно проверить с помощью беглой гласной: варежка – варежек, кошка – кошек, овца – овечка, лодка – лодок.
§3. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ЗВОНКИЕ-ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Если контролируемый звук находится в середине корня, то проверку сделать нельзя и выбор буквы делается по словарю. В большинстве случаев это корни заимствованных слов, реже – исконно русские слова, в которых произошло слияние исторического корня с суффиксом, например: вокзал, футбол, космонавт, абсолютный, асбест, пиджак, лоджия.
1. Когда непроверяемый согласный не считается орфограммой
Обратим внимание на то, что встреча парных звонких-глухих согласных в корнях односложных исконно русских слов происходит довольно часто (стол, дождь), и тогда по определению первый звук находится в слабой позиции и является орфограммой, которую нельзя проверить.
Тем не менее, в большинстве случаев этот звук не считается орфограммой и даже не воспринимается как орфограмма. Дело в том, что в указанных сочетаниях пишутся буквы, обозначающие одинаковые согласные звуки – только глухие или только звонкие, например:
ездить, изба, узбек, дожди — непроверяемые сочетания звонких согласных,
стена, стол, спина, скрипеть — непроверяемые сочетание глухих согласных.
Такую ситуацию можно объяснить следующим образом. Если согласный звук постоянно находится в слабой позиции, то есть перед шумным согласным, то его возможности являются ограниченными; в этом случае смыслоразличительной является пара звуков – глухая или звонкая: например, в слове стол – глухие согласные С и Т, а в слове изба – звонкие согласные З и Б.
2. Какие слова обычно считаются словарными
Если встречаются одинаковые по звонкости/глухости согласные, то ошибки при выборе нужной буквы делаются редко, например: судьба, пиджак, кофта, кафтан, зигзаг, штат, бдительный.
Слова с разными по звонкости-глухости согласные рекомендуется запомнить, так как произношение не соответствует написанию: сдоба, сбруя, космонавт, вокзал, футбол.
§4. ОСОБЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ
1. Выбор согласных З/С в начале слова
Парные звонкие/глухие согласные в начале слова перед шумными согласными встречаются не часто (бдительный, вторник, кто, где) и особых хлопот не доставляют. В то же время особое внимание следует уделить орфограмме, связанной с выбором парных согласных З/С, что связано с частым употреблением приставки С в начале слова.
Запомним правило (эмпирическое):
Сочетание ЗД, ЗГ в начале слова пишется в корнях только 4-х слов (а также производных от них): здоровье, здесь, здание, ни зги;
В остальных случаях в сочетаниях СД, СГ (а также СБ, СЖ) пишется буква С, которая является приставкой (сделать, сбросить, сгрузить, сжать) или входит в состав корня (сдоба, сбруя).
— А как же злой, змея, знать, зрение?
– Здесь сильная позиция звука перед сонорными согласными, и З/С пишутся по слуху: злой, змея, но: слива, смех, снег.
2. Выбор Ж/Ш в середине суффиксов (как смежный материал)
Правило определяет написания суффиксов ЁЖК/ЕЖК, УШК/ЮШК, ЯШК, ИШК, в которых перед глухой согласным К может происходить оглушение предыдущего согласного. При выборе парных согласных Ж/Ш внутри суффиксов действует грамматическое правило:
Ж пишется только в суффиксе ЁЖК/ЕЖК, который используется при образовании существительного от глагола: кормить – кормёжка, сладко есть — сладкоежка.
Также при чередовании Г/Ж возможно сочетание Ж в корне + суффикс К: фляга — фляжка, бедняга — бедняжка, дворняга – дворняжка, строгать — стружка, семга — сёмужка.
В остальных суффиксах (УШК/ЮШК, ЯШК, ИШК) пишется Ш:
девочка — девчушка, парень — парнишка, дерево — деревяшка, медь — медяшка, болтать — болтушка, копчёный — копчушка.
§5. ПАРНЫЕ И СЛОВАРНЫЕ ВАРИАНТЫ
1. К словарным вариантам относятся слова, в которых фонетическое чередование в виде исключения отражается на письме, например:
сватать, но: свадьба — свадебный
лезть — лезу, но: лестница;
отверстие, но: отверзать:
транскрибировать, но: транскрипция; абстрагировать но: абстракция.
2. К парным вариантам относятся однокоренные слова с различными согласными:
А) Вперемешку и вперемежку
Вперемешку — мешать, буква Ш (в смешанном виде, в беспорядке): На город падал снег вперемешку с осенними листьями.
Вперемежку — межа, буква Ж (чередование в определенном порядке): Весь апрель сыпал холодный, вперемежку со снегом дождь.
Б) Изморось и изморозь
Изморось — моросить, буква С (мелкий дождь): Дождь переходил то в ливень, то в изморось.
Изморозь — морозить, буква З (род инея): Изморозь, только изморозь в сердце и на душе.
Другие парные слова с чередованием парных согласных:
лес (леса) — лез (лезу), лук (луковица) — луг (луга), рот (изо рта) — род (рода), грипп (болезнь) — гриб (грибы), везти (везу) — вести (веду).
– Это одна из первых орфограмм, изучаемых уже в начальной школе, но в полном объёме она уже не кажется такой простой.
– Действительно, основные правила несложны как в формулировке, так и в применении. Но вот их объяснение в формальной орографии практически отсутствует, и применяются они чисто механически. В то же время можно задать немало вопросов, которые будут способны поставить вас в тупик, если вы не можете объяснить процессы, связанные с фонетическим чередованием согласных в данной теме.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Звонкие и глухие согласные
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое глухие и звонкие согласные?
· Что такое сонорные согласные?
· Как соотносятся согласные по звонкости-глухости?
Итак, мы помним, что звуки речи бывают гласные – они образуются только при помощи голоса. И согласные – в них присутствует шум, иногда с голосом, а иногда без.
При произнесении гласных звуков воздух не встречает препятствий на своём пути. Поэтому он свободно выходит изо рта, и к голосу ничего не примешивается.
А при произнесении согласных звуков воздух встречает препятствия. Образуется шум. Как вы думаете: а сколько шума может быть в согласном звуке?
В том-то и дело, что может быть много, а может быть и поменьше.
Количество голоса и шума в разных звуках может быть разным. И классификация согласных строится именно на этом.
Вообразим себе гласные: у них есть только голос. Много голоса. Как думаете, есть ли согласные, которые хотят быть похожими на гласные? Конечно, есть. В них тоже довольно много голоса.
Такие звуки называются сонорными.
В сонорных звуках голос преобладает над шумом.
Сонорными являются, например, звуки [м], [н], [л], [р] и [й].
В других звуках есть уже и голос, и шум.
Это – звонкие звуки.
Считается, что в звонких звуках голос сочетается с шумом.
Звонкими являются такие звуки, как [б], [в], [г], [д], [ж]. И другие.
И, конечно, есть звуки, в которых совсем нет голоса, а есть только шум.
Это – глухие звуки.
Глухие звуки образованы только при помощи шума. Глухими являются звуки [п], [ф], [к], [с], [ш] и другие.
Почему мы перечислили виды согласных именно так? Дело в том, что звонкие и глухие согласные образуют пары. Поэтому их называют вместе.
[б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]. Как вы думаете, мы перечислили все пары звонких и глухих звуков?
Нет. Ведь нельзя забывать, что согласные бывают твёрдые и мягкие. И у мягких согласных тоже есть пары по звонкости-глухости.
Если мы поставим знаки мягкости в наши пары, то у нас получится…
[б’] – [п’], [в’] – [ф’], [г’] – [к’], [д’] – [т’], [з’] – [с’].
Есть также глухие звуки, которые не имеют пары.
Это [х] и мягкий [хˈ]; [ц], [чˈ] и [щˈ].
К ним нельзя подобрать пару по звонкости.
Сонорные звуки тоже не имеют пар по глухости.
Перечислим все сонорные звуки:
[м] – [м’], [н] – [н’], [л] – [л’], [р] – [р’] и [й].
А теперь, когда мы уже знаем, какими бывают согласные звуки, давайте попробуем представить их в каком-нибудь интересном виде.
Обозначим голос жидкостью красного цвета. А шум будет синего цвета.
Гласный звук будет выглядеть вот так. Он содержит только голос.
Во второй ёмкости к голосу подмешаем немного шума.
Это сонорный звук.
В третьей банке есть и голос, и шум. Это, конечно, звонкий звук.
А в последней ёмкости – только шум. Это глухие звуки.
ещё раз подробно рассмотрим все виды звуков.
В сонорных звуках голос преобладает над шумом.
Почему их так называют? Слово «сонорный» произошло от латинского «сонорэ», то есть, «звонкий».
Такое слово можно услышать, например, в книгах о Гарри Поттере: одно из заклинаний звучит очень похоже.
Бэгмен выхватил волшебную палочку, направил себе прямо на горло и приказал:
— Сонорус!
И с этого мгновения его голос превратился в громовой рёв, заполнивший до предела забитый стадион…
Что мы можем сказать о звонких звуках? В звонких звуках голос сочетается с шумом.
Иногда к звонким звукам относятся и сонорные: их тогда называют непарными звонкими.
Запомнить все эти звуки помогает такая фраза:
Мы, звери, убежали. Догоняй!
В этой фразе содержатся все звонкие и сонорные звуки русского языка.
Ну, а что же можно сказать о глухих звуках? Глухие звуки содержат только шум.
Эти глухие звуки составляют пары со звонкими звуками. Выходит так: если в звонком звуке немного убавить звучание голоса, то получится глухой звук.
Но есть и непарные глухие звуки.
Это [х] – [хˈ], [ц], [чˈ] и [щˈ].
Все глухие звуки легко запомнить при помощи фразы:
– Стёпка, хочешь щец?
– Фи!
Итак, что же нам требуется запомнить?
Согласные звуки в русском языке бывают звонкие, глухие и сонорные.
Звонкие и глухие согласные обычно образуют пары.
Однако есть непарные глухие согласные.
Сонорные согласные пар не образуют.
Звонкие и глухие звуки английского языка
В английском алфавите 26 букв, но 39 звуков (15 гласных и 24 согласных). В этом уроке мы собираемся определить, какие из них озвучены, а какие нет.
Что такое звонкий и глухой звук?
Если голосовые связки вибрируют в горле, произнося звук, мы имеем звонкий звук, а если голосовые связки не вибрируют, то звук глухой. Все гласные в английском языке звонкие, а согласные либо звонкие, либо глухие .
Зачем нам знать звонкие/глухие звуки?
Научиться отличать звонкие звуки от глухих полезно, потому что
1. Это помогает нам обозначать согласный звук как звонкий или глухой.
2. Это также помогает определить, производит ли «s» в конце слова звук /s/ или звук /z/.
Как определить звонкие/глухие звуки?
Если вы кладете руку на гортань при произнесении звука, вы замечаете, что ваши голосовые связки вибрируют при звонких звуках и не вибрируют при глухих звуках .
1. Звонкие гласные
Гласные в английском языке — это A, E, I, O, U. Все они имеют звонкие звуки, потому что для их произношения требуется движение воздуха в гортани.
2. Звонкие согласные
Эти согласные производят звонкие звуки: B, D, G, J, L, M, N, R, V, W, Y и Z.
3. Глухие согласные
Эти согласные образуют глухие звуки: Р, Т, К, СН и Ф.
Вот таблица звонких/глухих согласных звуков:
Звонкий | Без голоса |
---|---|
/б/ | /п/ |
/ д / | /т/ |
/грамм/ | /к/ |
/ к / | /ч/ |
/в/ | / ф / |
/ г / | /s/ (звонкий и глухой звук) |
/м/ | — |
/ п / | — |
/р/ | — |
/л/ | — |
4.
Глухие и звонкие согласные Есть только один согласный звук, который может быть как звонким, так и глухим, и это окончание «s».
В зависимости от того, какой согласный ему предшествует, он может быть звонким или глухим.
а. Если за следует звонкий согласный/гласный, он становится звонким и звучит /z/ :
ошибки / bʌɡz /
заборы /fensɪz/
пары /peərz/
б. Если окончание ‘s’ следует за глухим согласным, оно становится глухим и звучит /s/ :
шляпы /hæts/
затяжки /pʌfs/
Диграфы
Диграфы — это звуки, состоящие из комбинации двух букв, одна из которых всегда звонких, а другая — глухая. Но орграф «th» состоит из двух глухих звуков: «t» и «h».
Интересно, что ‘th’ может производить как звонкий, так и глухой звук. Если он производит звук /ð/, он звонкий, а если он производит звук /θ/, он глухой.
затем /en/
ванна / bɑːθ /
BBC Learning English — Произношение / Звуки английского языка: Глухие согласные
Произношение
уровень
Звуки английского языка: Глухие согласные вам нужно 90 для воспроизведения этого видео
Это четвертая программа для изучения глухих согласных в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, в которых исследуются звуки английского языка.
Семинар по произношению Тима: Краткое изложение
Эпизод 75 / 04 сентября 2017 г.Тим делает обзор серии Pronunciation Workshop… и дает последний совет
Tim’s Pronunciation Workshop: ассимиляция /t/ с последующим /j/
Эпизод 74 / 29 авг. 2017Что происходит, когда слово заканчивается на /t/, а следующее слово начинается со звука /j/?
Tim’s Pronunciation Workshop: ассимиляция /t/ с последующим /k/
Эпизод 73 / 21 Aug 2017Как мы произносим слова, начинающиеся с /h/ в естественном разговорном английском?
Семинар по произношению Тима: Исключение /h/
Эпизод 72 / 14 августа 2017 г.Как мы произносим слова, начинающиеся с /h/ в естественном разговорном английском?
Семинар по произношению Тима: контракт «иметь»
Эпизод 71 / 07 Авг 2017Как произносится «иметь», если это вспомогательный глагол?
Мастерская произношения Тима: ассимиляция /d/ и /b/
Эпизод 70 / 31 июля 2017 г.Что произойдет, если одно слово оканчивается на звук /д/, а следующее начинается на /б/?
Семинар по произношению Тима: Не могли бы вы.
..? Эпизод 69 / 24 июл 2017Как фраза «вы бы…?» произносится на естественном английском
Семинар по произношению Тима: удвоение /t/
Эпизод 68 / 17 июля 2017 г.Что происходит, когда слово заканчивается на звук /т/, а следующее слово начинается с /т/?
Семинар по произношению Тима: Из
Эпизод 67 / 10 июля 2017 г.Как произносится «from» в естественном английском языке?
Tim’s Pronunciation Workshop: ассимиляция /s/
Эпизод 66 / 03 июля 2017 г.Что произойдет, если одно слово оканчивается на /s/, а следующее начинается на /j/ или /ʃ/?
Семинар по произношению Тима: Been
Эпизод 65 / 26 июня 2017Как свободно говорящие по-английски произносят слово been в естественной речи? Тим объясняет…
Семинар по произношению Тима: связывание /j/
Эпизод 64 / 19 июня 2017Тим смотрит, что такое ссылка /j/ и когда она появляется
Семинар по произношению Тима: The
Эпизод 63 / 12 июня 2017 г.Тим демонстрирует два разных способа произношения слова «the»
Семинар по произношению Тима: взрывные устройства
Эпизод 62 / 05 июня 2017 г.Что такое взрывные звуки и как их произносят свободно говорящие по-английски? Тим объясняет…
Семинар по произношению Тима: Can
Эпизод 61 / 29 мая 2017 г.Как свободно говорящие по-английски произносят слово «can» в естественной речи? Тим объясняет…
Семинар по произношению Тима: Ассимиляция от /d/ до /g/
Эпизод 60 / 22 мая 2017 г.Что происходит, когда за словом, оканчивающимся на звук /д/, следует слово, начинающееся с /г/ или /к/? Тим объясняет…
Семинар по произношению Тима: связь согласных и гласных
Эпизод 59 / 15 мая 2017 г.Что происходит в произношении, когда одно слово оканчивается на согласную, а следующее слово начинается на гласную? Тим объясняет. ..
Семинар по произношению Тима: «был» и «был»
Эпизод 58 / 09 мая 2017 г.Как бегло говорящие произносят «was» в естественной речи? Тим объясняет…
Семинар по произношению Тима: И
Эпизод 57 / 02 мая 2017 г.Как свободно говорящие по-английски произносят слово «и» в естественной речи? Тим объясняет…
Мастерская Тима по произношению: Have to
Эпизод 56 / 24 апр 2017Как бегло говорящие произносят глагол have to, если это модальный глагол обязательства? Тим объясняет…
Семинар по произношению Тима: ассимиляция /nd/
Эпизод 55 / 18 апр 2017Что происходит, когда за словом или слогом, оканчивающимся на звук /nd/, следует слово или слог, начинающийся с согласного звука? Тим объясняет…
Семинар по произношению Тима: Исключение /d/
Эпизод 54 / 10 апреля 2017 г.Тим рассматривает аспект связанной речи, называемый «исключением /d/».
Семинар по произношению Тима: ассимиляция /n/ с последующим /p/
Эпизод 53 / 03 Apr 2017Тим рассматривает такой аспект связной речи, как ассимиляция /n/, за которым следует /p/.
Семинар по произношению Тима: связывание /w/
Эпизод 52 / 27 марта 2017 г.Тим показывает нам, как соединять слова в разговорном английском с помощью связи /w/
Семинар по произношению Тима: Schwa
Эпизод 51 / 20 марта 2017 г.Тим рассматривает аспект разговорного английского под названием «schwa»
Семинар Тима по произношению: навязчивый /r/
Эпизод 50 / 13 марта 2017Тим говорит о звуках, которые можно услышать, даже если их нет или не должно быть!
Семинар по произношению Тима: исключение /t/
Эпизод 49 / 06 мар 2017Что происходит в повседневной речи, когда между двумя согласными звуками стоит звук /т/?
Семинар по произношению Тима: «Twinning» или Gemination
Эпизод 48 / 27 фев. 2017Что происходит, когда одно слово заканчивается на звук /с/, а следующее слово начинается со звука /с/?
Семинар по произношению Тима: связывание /r/
Эпизод 47 / 24 фев. 2017Тим изучает аспект связанной речи, называемый связыванием /r/.
Семинар по произношению Тима: ассимиляция /t/ и /p/
Эпизод 46 / 13 февраля 2017 г.Тим говорит о произношении: слова, оканчивающиеся на звук /т/
Звуки английского языка: долгие гласные — 5
Эпизод 45 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: долгие гласные — 4
Эпизод 44 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: долгие гласные — 3
Эпизод 43 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Долгие гласные — 2
Эпизод 42 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Долгие гласные — 1
Эпизод 41 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: короткие гласные — 7
Эпизод 40 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: короткие гласные — 6
Эпизод 39 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: короткие гласные — 5
Эпизод 38 / 04 ноября 2014Звуки английского языка: короткие гласные — 4
Эпизод 37 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: короткие гласные — 3
Эпизод 36 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: короткие гласные — 2
Эпизод 35 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: короткие гласные — 1
Эпизод 34 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: другие согласные — 8
Эпизод 33 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Другие согласные — 7
Эпизод 32 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Другие согласные — 6
Эпизод 31 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Другие согласные — 5
Эпизод 30 / 04 ноября 2014Звуки английского языка: Другие согласные — 4
Эпизод 29 / 04 ноября 2014Звуки английского языка: Другие согласные — 3
Эпизод 28 / 04 ноября 2014Звуки английского языка: Другие согласные — 2
Эпизод 27 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: другие согласные — 1
Эпизод 26 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Звонкие согласные — 8
Эпизод 25 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Звонкие согласные — 7
Эпизод 24 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Звонкие согласные — 6
Эпизод 23 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: звонкие согласные — 5
Эпизод 22 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Звонкие согласные — 4
Эпизод 21 / 04 ноября 2014Звуки английского языка: Звонкие согласные — 3
Эпизод 20 / 04 ноября 2014Звуки английского языка: Звонкие согласные 2
Эпизод 19 / 04 ноя 2014Звуки английского языка: Звонкие согласные — 1
Эпизод 18 / 04 ноября 2014Звуки английского языка: Глухие согласные — 8
Эпизод 17 / 20 октября 2014Звуки английского языка: Глухие согласные — 7
Эпизод 16 / 20 окт 2014Звуки английского языка: Глухие согласные — 6
Эпизод 15 / 20 октября 2014Звуки английского языка: Глухие согласные — 5
Эпизод 14 / 20 октября 2014Звуки английского языка: Глухие согласные — 4
Эпизод 13 / 20 октября 2014Звуки английского языка: глухие согласные — 3
Эпизод 12 / 20 октября 2014Звуки английского языка: Глухие согласные — 2
Эпизод 11 / 20 октября 2014Звуки английского языка: Глухие согласные — 1
Эпизод 10 / 20 октября 2014Звуки английского языка: дифтонги — 8
Эпизод 9 / 23 сент. 2014Это восьмая программа дифтонга в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, которые исследуют звуки английского языка.
Звуки английского языка: дифтонги — 7
Эпизод 8 / 23 сентября 2014 г.Это седьмая программа по дифтонгу в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, в которых исследуются звуки английского языка.
Звуки английского языка: дифтонги — 6
Эпизод 7 / 23 сент. 2014Это шестая программа дифтонга в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, которые исследуют звуки английского языка.
Звуки английского языка: дифтонги — 5
Эпизод 6 / 23 сентября 2014 г.Это пятая программа по дифтонгу в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, которые исследуют звуки английского языка.
Звуки английского языка: дифтонги — 4
Эпизод 5 / 23 сент. 2014Это четвертая программа дифтонга в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, которые исследуют звуки английского языка.
Звуки английского языка: дифтонги — 3
Эпизод 4 / 23 сентября 2014 г.Это третья программа по дифтонгу в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, которые исследуют звуки английского языка.
Звуки английского языка: дифтонги — 2
Эпизод 3 / 23 сент. 2014Это вторая программа дифтонга в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, которые исследуют звуки английского языка.
Звуки английского языка: дифтонги — 1
Эпизод 2 / 23 сентября 2014 г.Это первая программа дифтонга в нашей серии из 45 видеороликов по произношению, которые исследуют звуки английского языка.
Введение в звуки английского языка
Эпизод 1 / 23 сент. 2014Это вступительное видео к нашей серии «Звуки английского языка»
Просмотреть все Произношение
Без наддува и без голоса Размер укуса Тайваньский
Размер укуса Тайваньский | Произнесите как профи
Ep02: Без наддува и без голоса
/
Якорь Подкасты Apple Подкасты Google Спотифай
RSS Feed
Скачать файл | Играть в новом окне | Продолжительность: 00:20:10 | Записано 11. 10.2019
Подписаться: Anchor | Подкасты Apple | Подкасты Google | RSS | Spotify
В этом выпуске мы узнали 11 тайваньских согласных и важные особенности этих звуков: звонкие , глухие , с придыханием и без придыхания .
(В этих заметках к сериалу используются таблицы и расширенное форматирование. Пожалуйста, посетите веб-страницу эпизода для оптимального просмотра.)
Для тех из вас, кто знаком с Международным фонетическим алфавитом (IPA), приведенная ниже таблица представляет собой краткий обзор:
Место и манера артикуляции | Безмолвный | Безмолвный | Звонкий |
Аспиратор | Без наддува | — | |
Двугубные | тел. — /pʰ/ | р — /р/ | б — /б/ |
Альвеолярный | й — /tʰ/ | т- /т/ | — |
Альвеолярная аффриката (палатализация) | tsh — / tsʰ / ( tshi / tɕʰi /) | ts- /ts/ ( tsi- /tɕi/) | j — /dz/ ( ji — /dʑi/) |
Велар | х — /кʰ/ | к — /к/ | г — /г/ |
1. Согласные с придыханием: ф-, ч-, тш-, кх-
При произнесении согласного с придыханием вы можете почувствовать дуновение воздуха изо рта. Попробуйте поднести руку ко рту и сказать «пасс», «ручка» или «розовый».
Тайваньские ph-, th- и kh- точно такие же, как обычные английские «p», «t» и «k». Звук тш- подобен звуку «з» в слове «пицца» при сильном воздушном потоке.
2. Согласные без наддува: п-, т-, ц-, к-
При произнесении тайваньского нет сильного взрыва воздуха р- , т- , ц- или к-. В английском языке это происходит только тогда, когда «p», «t» или «k» следует за другим согласным, например, «p» в словах «spend», «spit» или «spill».
Тайваньские p-, t- и k- могут быть трудными для носителей английского языка, потому что они могут звучать очень похоже на английские «b», «d» и «g».
3. Звонкие согласные: b-, j-, g-
Ваши голосовые связки напрягаются, когда вы произносите звонкие согласные. Положите руку на горло и медленно произнесите: «летучая мышь», «колокольчик» и «клюв». Если вы преувеличиваете звук «б», например «бб-летучая мышь», «бб-белл» и «бб-клюв», вы почувствуете, как ваши голосовые связки начинают вибрировать еще до того, как вы освободите препятствие, созданное вашими губами. Эта ранняя вибрация ваших голосовых связок — это то, что вам нужно, когда вы произносите тайваньское 9.0160 b- , j- или g-.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ 1. ПРИДУХНЫЕ ГЛАВНЫЕ И БЕЗПРЕДХОДНЫЕ ГЛАВНЫЕ
Вот небольшой эксперимент, который поможет вам увидеть разницу между согласными без придыхания и без придыхания. Попробуйте держать лист бумаги всего в нескольких сантиметрах от рта, а затем произнесите следующие пары слов:
боль — Испания | парк-искра | пик — говорить | горшок — точечный | штифт — вращение | порт-спорт |
Вы должны увидеть, когда вы произносите без наддува , поток воздуха изо рта сдвинет бумагу, а без наддува не сдвинет бумагу.
Поскольку носители английского языка не привыкли начинать слово с согласной без придыхания, вот упражнение, которое поможет вам выделить этот звук.
- Медленно вытяните звук «с»: ссс-пенд, ссс-пит, ссс-парк
- Разделите «s» и «p», чтобы была небольшая пауза прямо перед тем, как вы произносите «p».
- Постепенно делайте звук «с» все тише и тише, пока в конце концов не откажетесь от части «с». Но все же продолжайте представлять, что вы произносите звук «с» прямо перед «п», и вы должны быть в состоянии сделать слог с «п» без придыхания.
Вы также можете попрактиковаться с «stand» или «sky» для без наддува «t» или «k».
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2. БЕЗ ПРИДЫХАНИЯ И ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ
- Попробуйте медленно произнести слова «ббб-летучая мышь», «ббб-белл», «ббб-клюв» и почувствуйте вибрацию голосовых связок. Вы также можете сделать это с помощью «ggg-go», «ggg-get» и т. д.
- Вспомните ощущение этой «ранней вибрации» голосовых связок, которая нужна для произнесения звонких согласных тайваньского языка b- , j- и g- . Без такой вибрации они бы звучали как тайваньские р-, ц- и к-.
ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ 3. МИНИМАЛЬНЫЕ ПАРЫ
Практика с минимальными парами, такими как « b ió» (секунда) и « p ió» (часы), поможет вам освоить эти звуки в тайваньском языке. В нашем подкасте мы предоставили их список. Попробуйте прослушать звук еще несколько раз.
б ио 秒 (второй) | p ió 錶 (часы) | — |
b í 米 (рис) | p í 比 (для сравнения) | — |
b ōng 墓 (могила, гробница) | p ōng 磅 (весить; фунт) | — |
ph a̍k 曝 (греться/высыхать на солнце) | p a̍k 縛 (связывать; перевязывать) | b a̍k 目 (глаз) |
ph ah 拍 (ударить) | р ах 百 (сотня) | b ah 肉 (мясо; плоть) |
СЛОВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УПРАЖНЕНИЯХ ПО ОБЗОРУ:
E01
k in 巾 (шарф, полотенце) | х в 輕 (светлый) |
тш iò 笑 (смеяться) | ts iò 照 (светить, освещать) |
й a̍k 讀 (читать) | t a̍k 逐 (каждый, каждый) |
тел óo 譜 (ноты) | p óo 補 (починить, поставить) |
ts ian 煎 (для жарки) | тш иан 千 (тысяча) |
E02
ts IM 枕 (подушка) | j ím 忍 (терпеть, мириться) |
к âu 猴 (обезьяна) | г âu 賢* (для квалификации) |
b 萬 (десять тысяч) | p ān 辦 (иметь дело, делать) |
j û 如 (как, если, как) | ts û 慈 (любовь, привязанность) |
г uán 阮 (мы, нас) | k uán 管 (управлять, отвечать) |
*Используется альтернативный символ из-за проблем с кодировкой.