Какая гласная всегда ударная: Какой гласный всегда бывает ударным?запиши 10 слов с этой буквой

Какая гласная всегда ударная примеры. Почему Ё всегда ударная

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они больно ударили букву по лбу, да так, что у нее на голове вскочили две шишки. И от этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.

2. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых есть буква Ё.

Убежал от друзей Нашёл под берёзкой

Без оглядки. Кудряшки — серёжки.

Сказал: Решил подарить их

Поищите! Мальчишке Серёжке

Ёж укрылся Поищите.

В одёжке. Где ёж?

Затем покатился Догадались?

Клубочком Да он в алфавите!

По стёжке АБВГДЕЁЖЗИ…

3.Запись слов из сти хотворения по памяти.

Логопед: Припомните и назовите слова с буквой Ё из стихотворения. Запишите их (запись на доске). Укажите согласные, которые смягчаются гласной Ё. В каких словах,
буква Ё обозначает два звука?

4.Обогащение словаря действий. Подбор родственных слов-действий (задание 2. с. 14).

Логопед: Измените слова так, чтобы в получившихся словах-действиях появилась буква Ё. Укажите место и роль буквы Ё. Образец: жизнь — живёт, печка — печёт.
ПЕСНЯ — … ЖИЗНЬ — … СВЁРТОК

ТЁРКА-… ПЕЧЬ-… ПОЛИВ-…

5. Физминутка.

Логопед: Ёжик так устал! Он хочет выполнить свою любимую зарядку. Попробуем выполнить ее вместе с ним.

Дети декламируют стихотворение и выполняют движения (импровизация).

Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
— Ты мне спинку не потрёшь?

6. Развитие логического мышления. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.


Логопед: Возьмите с иголок ёжика яблоки, груши и грибы и прочитайте загадки, записанные на них.
Не заботясь о погоде, Я прихожу с подарками

В сарафане белом ходит, Блещу огнями яркими,

А в один из майских дней Нарядная, забавная,

Май серёжки дарит ей

(Берёза)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

И зовусь я… (василёк)

Мастер шубу себе сшил На скамейке у ворот

Иглы вынуть позабыл. (Ёж) Лена горько слезы… (льёт)

Логопед: На какие группы можно разделить слова-отгадки? (Слова-предметы и слова-действия.) Составьте из отгаданных слов словосочетания, укажите в них наличие буквы Ё и, где это возможно, согласного перед ней.

7.Развитие навыков слогового анализа и синтеза (задание 3. с. 14).

Логопед: Отгадайте кроссворд. Запишите в клеточки слова-ответы со слогом -СЁ-.

Радостный

Сельское поселение

Узкая лента

Маленькая сосна

Логопед: Помогите ёжику. Прочитайте слоги, выпавшие из слов. Верните их на место — вставьте пропущенные слоги так, чтобы получились слова (задание 4, с. 14).

РЁ, ЛЁ, СВЁК, ВЁТ

ЛА ПО…Т ЖИ…

ПЛЫ… СЕ…ЖА САМО…Т

8.Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 5. с. 14-15).

Логопед: Вставьте пропущенные буквы в слова и прочитайте предложения. Восстановите порядок предложений и запишите текст. Укажите в словах место и роль буквы Ё.

Его прин_с ветер. Мальчик выкопал ножом ямку. Между стволами сосен раст_т топол_к. Митя решил пересадить топол_к. Теперь топол_к будет расти. Потом Митя полил деревце водой. Туда он перен _с топол_к.

Между стволами сосен вырос тополёк. Его принёс туда ветер. Митя решил пересадить тополёк. Мальчик выкопал ножом ямку. Туда он перенёс тополёк. Потом Митя полил деревце водой. Теперь тополёк будет расти.

В зависимости от возможностей детей может использоваться также следующий текст.

Раннее апрельское солнце разбудило лес. Ветерок несёт по лесу весенние запахи. Он разбудил _жика. Под его лучами растаял снег и л_д. На ней зел_ная молодая трава. Вот по лесу пробежал весенний ветерок. Колючий _жик выбрался на лесную полянку. Под ветками была т_плая влажная земля. Он стряхнул сухие листья и посмотрел вокруг. Рядом на берёзке запел скворец.

Раннее апрельское солнце разбудило лес. Под его лучами растаял лёд и снег. Вот по лесу пробежал весёлый ручеёк. Он разбудил ёжика. Колючий ёжик выбрался на лесную полянку. Он стряхнул сухие листья и посмотрел вокруг. Под лапками была тёплая влажная земля. На ней зелёная молодая травка. Рядом на берёзке запел скворец. Ветерок несёт по лесу весенние запахи.

Задачи:

  • познакомить детей с новой буквой Ё;
  • научить читать её в словах и слогах;
  • совершенствовать технику чтения детей;
  • привить любовь к родному языку, его многообразию,
  • секретам и особенностям;
  • привить интерес к книгам;
  • развитие устной речи;
  • развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

  • изображение ёжика;
  • образ буквы Ё;
  • таблицы и приложения для скорочтения;
  • книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон», 2003.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.

Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею

II. Физкультминутка.

– Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза ). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.

III.

Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много-много
А ниток – ни одной.

– Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)

– Давайте подберем к слову ёж родственные слова. (ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

– А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

– На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.

– А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей) . Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

IV. Знакомство с новой буквой Ё.

– Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж?

(Ё).

– Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный? (гласный)

– Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О]) .

– Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё) . Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

– Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е”). А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о])

–Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).

– А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

– Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

V. Разминка (Работа над артикуляцией).

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ НОС – НЁС
ГРЁ
ВЁВОЗ – ВЁЗЗЛЁ
НЁРОВ – РЁВСВЁ
СЁМОД – МЁДПЛЁ
РЁВОЛ – ВЁЛГНЁ
ЛЁМОЛ – МЁЛЗВЁ

VI. Скорочтение.

А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки приложение , найдите второй столбик. Приготовились, начали. (

Через минуту )Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его в карточку. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом в перемену.

VII. Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнем. Возьмите двумя пальчиками свои уши и, слегка надавливая на них, двигайтесь сначала вверх, а затем вниз. (Проделываем это 3-4 раза ).

VIII. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?

– Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).

– А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

– Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).

– Вот почему люди так говорят.

– Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)

– Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)

– Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т. е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры?

(Рассказы детей ).

Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки (текст напечатан на доске. Читаем хором)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую — букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

– Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

– А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)

  • ЁЛКА
  • ТВОЁ
  • ЁЖИК
  • ПЕНЁК
  • ЗВЕРЁК
  • КОТЁНОК
  • ВЕСЁЛЫЙ

IX. Итог.

– Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё»)

– Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

– Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)

– Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

– А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

– Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию «Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!

– Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)

Ударение представляет собой выделение интонацией отдельного слова в слове. При этом в русском языке ударение может падать на любой слог. А существуют ли гласные, которые обязательно являются ударными?

Ударение — это особый способ выделения слога в слове, осуществляемый при помощи интонации. Фактически ударение служит дополнительным средством смысловой идентификации слова: ведь некоторые слова в русском языке совершенно идентичны при написании, и только ударение отличает их друг от друга. Например, если в слове «мука» поставить ударение на первый слог, оно будет означать продукт, используемый для выпечки, а если на второй — страдания, которые испытывает живое существо.

Варианты постановки ударения

В некоторых языках мира вопрос постановки ударения решается достаточно просто: существует определенный стандарт, под который подпадают все или большинство слов в этом языке. Такая ситуация наблюдается, например, во французском языке, где во всех словах ударение ставится на последний слог. В русском языке подобное стандартное правило отсутствует: ударение может падать на любой слог в слове, при этом в зависимости от формы конкретного слова место постановки ударения может меняться. Так, например, ударение в слове «взять» при его спряжении будет зависеть от рода: в мужском роде форма «взял» будет иметь ударение на букву «я», а в женском форма «взяла» требует постановки ударения на букву «а». Поэтому в русском языке прежде, чем прочитать незнакомое слово, следует уточнить в авторитетных источниках, например, специальных словарях, на какой слог в этом слове ставится ударение.

Ударные гласные

Несмотря на все разнообразие правил постановки ударений в русских словах, существует гласная буква, которая всегда находится под ударением. Речь идет о букве «ё». Поэтому если вы видите незнакомое слово, в котором присутствует эта буква, можете смело читать его, ставя ударение на «ё» — скорее всего, вы не ошибетесь. Кроме того, это факт является причиной того, что знак ударения над буквой «ё» чаще всего не ставится. Тем не менее, это правило, как и большинство грамматических правил в русском языке, имеет несколько важных исключений. Первое из них связано с использованием иностранных слов, которые в свое время были заимствованы и внедрены в русский язык. Примером такого слова может быть «амёбиаз» — здесь ударной является вторая буква «а», как и в большинстве подобных конструкций в русском языке, обозначающих заболевания. Второе исключение из этого правила составляют сложные слова, имеющие два и более корней, например, «трёхъярусный»: в этом слове ударной будет буква «я».


Задачи:

Познакомить детей с новой буквой Ё;
— научить читать её в словах и слогах;
— совершенствовать технику чтения детей;
— привить любовь к родному языку, его многообразию,
секретам и особенностям;
— привить интерес к книгам;
-развитие устной речи;
— развитие логики и сообразительности.

Оборудование:

Изображение ёжика;
— образ буквы Ё;
— таблицы и приложения для скорочтения;
— книга И.И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я». Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой… А с какой – узнаем позже.
Давайте настроимся на рабочий лад, вам предстоит сегодня много говорить, поэтому нам надо размять шею

2. Физкультминутка.

Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно.

3. Работа по развитию речи.

Чтобы познать секреты нового буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много
А ниток — ни одной.

Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)
— Давайте подберем к слову ёж родственные слова. (ёжик, ежиха, ежёнок,
ежишка, ежовый…)
— А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА.
Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)
— На самом деле, дети, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.
— А вам нравится этот ёжик? Давайте опишем его, создадим словесный портрет. Только уговор: будем стараться составлять целые предложения, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).
А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

4. Знакомство с новой буквой Ё.

Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового буквёнка. Какой же это буквёнок (он), если помощник – ёж? (Ё).
— Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный?
(гласный)
— Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О]).
— Вот, посмотрите на него! (Показываю буквёнка Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!
— Теперь нам надо поселить нашего буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е”).
А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о])
-Хорошо! А теперь давайте для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).
— А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё.
Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

Ну что же, я думаю буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь давайте потренируемся читать слоги и слова с этим буквёнком.

5. Разминка (Работа над артикуляцией).

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику

ТЁ НОС — НЁС ГРЁ
ВЁ ВОЗ — ВЁЗ ЗЛЁ
НЁ РОВ — РЁВ СВЁ
СЁ МОД — МЁД ПЛЁ
РЁ ВОЛ — ВЁЛ ГНЁ
ЛЁ МОЛ — МЁЛ ЗВЁ

6. Скорочтение.

А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки приложение №1 ,найдите второй столбик. Приготовились, начали. (Через минуту) Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его в карточку. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом в перемену.

7. Физкультминутка.

Давайте немножко отдохнем. Возьмите двумя пальчиками свои уши и, слегка надавливая на них, двигайтесь сначала вверх, а затем вниз. (Проделываем это 3-4 раза).

8. Работа по развитию речи.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?
И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?
— Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).
— А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).
— Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
— Вот почему люди так говорят.
— Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)
— Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)
— Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры?
(Рассказы детей).
Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.
(текст напечатан на доске. Читаем хором)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую — букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).
— А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны на доске)

ЁЛКА
ТВОЁ
ЁЖИК
ПЕНЁК
ЗВЕРЁК
КОТЁНОК
ВЕСЁЛЫЙ

Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё»)
— Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])
— Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
— Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
— А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!
— Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию « Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!
— Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)
Полный текст материала Конспект урока обучения грамоте по теме ”Гласная буква Ёё”, 1 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Как правильно ставить ударения в словах — правила и примеры

​ ​

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

Русский язык сложен, и правила постановки ударений в словах лишний раз это доказывают. Если во французском языке его почти всегда ставят на последний слог, то у нас оно подвижное и может падать на любой из них. В итоге ударными могут оказаться гласные в любых морфемах: приставке, корне, суффиксе, постфиксе и окончании. О том, как правильно ставить ударение в словах, поговорим в этой статье.

Что такое ударение

Сначала — определение.

Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове.

На письме ударный слог обозначается с помощью специального символа. Например, так:

моря́к, вы́дохлась, приближе́ние.

Демоурок по русскому языку

Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.

Как ставить ударения в разных частях речи

Поговорим о правилах, на которые мы можем опираться при проверке ударения. В русском языке их много, как и исключений. В этом разделе мы разберём основные правила для разных частей речи.

Ударения в именах существительных

  1. В некоторых случаях ударение всегда падает или не падает на конкретный слог. Чтобы было удобнее, мы собрали все такие правила постановки ударения в существительных в одной таблице. Части слов в ней мы распределили на две группы: ударные и безударные. Но будьте внимательны: во многих случаях есть исключения. Запомните их, чтобы не ошибиться.

    Куда падает ударение в именах существительных

    Ударные части Безударные части

    1. —метр в конце слова:

    миллиме́тр, киломе́тр, сантиме́тр, вольтме́тр, амперме́тр и т.  д.

    Исключения: некоторые названия приборов — термо́метр, баро́метр, спидо́метр, анемо́метр.

    2. —лог в конце слова:

    катало́г, моноло́г, диало́г и т. д.

    Исключения: ана́лог и названия профессий — аллерго́лог, океано́лог, био́лог, дието́лог и т. д.

    3. -вод в конце слова:

    водопрово́д, оленево́д, нефтепрово́д и т. д.

    Исключение: электропро́вод, электропри́вод.

    1. —бал— в балова́ть и других однокоренных:

    балова́ть, избало́ванный и т.  д.

    Исключение: ба́ловень

    2. -ия в словах, которые оканчиваются на -графия, -кратия:

    автокра́тия, стеногра́фия, демокра́тия, геогра́фия и т. д.

  2. В некоторых словах ударение остается неподвижным, если изменять их по числам и падежам:

    то́рт — то́рты — то́ртов — то́ртами,
    ба́нт — ба́нты — ба́нтов — ба́нтами
    и т. д.

  3. В отглагольных существительных ударение обычно падает на тот же слог, что в глаголах, от которых они образованы:

    обеспе́чить — обеспе́чение,
    испове́дать — вероиспове́дание
    и т. д.

Проверьте себя

Прочитайте имена существительные и определите, куда в них падает ударение. Объясните, почему.

Стереометрия, зонты, барометр, животновод, амперметр, этнография.

Ударения в именах прилагательных

Давайте перейдём к прилагательным. Всего есть 4 правила, по которым можно понять, где именно поставить ударение в слове. Рассмотрим их все.

  1. В отымённых прилагательных ударение чаще всего падает на тот же слог, что и у существительных, от которых они образованы:

    све́т — све́тлый,
    буго́р — буго́рчатый,
    боло́то — боло́тистый
    и т. д.

  2. Часто ударный слог полной формы прилагательного остаётся ударным и в краткой:

    кра́ткий — кра́ток,
    привлека́тельная — привлека́тельна,
    убы́точный — убы́точен
    и т. д.

  3. В некоторых прилагательных ударение падает на корень в единственном и множественном числе, если это полная форма:

    ве́рный — ве́рные,
    ста́рый — ста́рые,
    по́лный — по́лные
    и т. д.

    А также ударение падает на корень в среднем и мужском роде, если это краткая форма. В случае же с женским родом ударение часто переходит на окончание:

    ве́рен — ве́рно — верна́,
    пра́в — пра́во — права́
    и т. д.

    Но не забывайте обращаться и к орфоэпическому словарю, когда сталкиваетесь со сложными случаями. Иногда для прилагательных справедлива и двоякая постановка ударения. Например:

    полны́ — по́лны,
    длинны́ — дли́нны
    и т. д.

  4. Если в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на его окончание, то в сравнительной форме слова его нужно ставить на суффикс или -ее:

    стройна́ — стройне́е,
    умна́ — умне́е,
    грустна́ — грустне́е
    и т. д.

    А если ударение в краткой форме падает на слог из основы, оно останется на прежнем месте и в сравнительной форме:

    краси́ва — краси́вее,
    прекра́сна — прекра́снее,
    реши́тельна — реши́тельнее
    и т. д.

Проверьте себя

Прочитайте имена прилагательные и определите, куда в них падает ударение. Объясните, почему.

Улыбчивее, избирательна, узорчатый, весел, удручена, полно.

Ударения в глаголах

Теперь — к глаголам. Обсудим все нюансы, которые помогут правильно поставить ударение в таких словах.

  1. В форме прошедшего времени ударение часто падает на на тот же слог, что и в неопределённой форме этого глагола:

    пла́вать — пла́вала, пла́вали, пла́вало, пла́вал;
    меня́ть — меня́ла, меня́ли, меня́ло, меня́л;
    иска́ть — иска́ла, иска́ли, иска́ло, иска́л
    и т. д.

    Однако есть и другая группа глаголов. В ней ударение в форме женского рода и прошедшего времени переходит на окончание:

    бра́л — бра́ли — бра́ло — брала́,
    вра́л — вра́ли — вра́ло — врала́,
    на́чал — на́чали — на́чало — начала́
    и т. д.

  2. В глаголах класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в прошедшем времени и женском роде не переходит на окончание, кроме случаев, когда они употребляются с приставкой вы-. Эта морфема всегда ударная:

    кла́сть — кла́ла — вы́клала,
    кра́сть — кра́ла — вы́крала
    и т. д.

  3. Если отыменный глагол оканчивается на -ить, то ударение чаще всего падает именно на этот слог:

    о́стрый — обостри́ть,
    све́тлый — осветли́ть,
    глухо́й — приглуши́ть
    и т. д.

  4. Если инфинитив оканчивается на -ить, то ударение в других формах слова будет падать на окончание: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят:

    звони́ть — звони́шь, звони́т, звони́те, звоня́т;
    включи́ть — включи́шь, включи́т, включи́те, включа́т;
    обле́гчить — обле́гчишь, обле́гчит, обле́гчим, обле́гчите, обле́гчат
    и т. д.

    Исключения: осве́домиться, опо́шлить.

  5. Если возвратный глагол употребляется в прошедшем времени, часто ударение падает на его окончание, а в форме мужского рода — на суффикс:

    обня́ться — обня́лся, обняла́сь, обняло́сь, обняли́сь и т. д.

Проверьте себя

Прочитайте глаголы и определите, куда в них падает ударение. Объясните, почему.

Начался, кровоточить, выручите, выручат, нарвала, приняли, послала, пригнала.

Ударения в причастиях

Перейдём к близким родственникам прилагательных и глаголов — причастиям. Давайте разберёмся, как именно ставить в них ударения.

  1. Если в действительном причастии прошедшего времени есть суффикс —в— или —вш-, то чаще всего ударение будет падать на гласную, которая стоит перед ним:

    прибежа́вший, уплы́вшая, прибы́вшие и т. д.

  2. Если страдательное причастие образовано от глаголов «лить», «пить», находится в краткой форме и в нём есть суффикс —т-, в нём также может быть двоякая постановка ударения:

    до́пит — допи́т; допи́та — допита́; до́питы — допи́ты; до́пито — допи́то.

    Исключение — только пролита́. В этой форме ударение будет падать на окончание —а.

  3. Страдательные причастия, которые образованы от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть, ударение падает на приставку:

    изо́гнутая,
    за́гнутая,
    со́гнутая.

  4. Если в полной форме страдательного причастия с суффиксом —ённ— ударение падает на него, то в краткой оно остаётся на том же месте только в мужском роде. Во всех остальных — смещается на окончание:

    пробуждённый — пробуждён, пробуждена́, пробуждено́, пробуждены́;
    увлечённый — увлечён, увлечена́, увлечено́, увлечены́;
    обожжённый — обожжён, обожжена́, обожжены́
    и т. д.

  5. Если в полной форме причастия есть суффикс —т— и оно образовано от инфинитива с суффиксами —о-, —ну-, то ударение в нём смещается на один слог вперёд:

    моло́ть — мо́лотый,
    сверну́ть — свёрнутый,
    притяну́ть — притя́нутый
    и т. д.

Проверьте себя

Прочитайте причастия и определите, куда в них падает ударение. Объясните, почему.

Открыта, налетевший, убеждена, снята, приглашённый, колотый.

Ударения в деепричастиях

Настала очередь деепричастий и правил русского языка, которые помогут правильно ставить в них ударения. По сравнению с остальными частями речи, их здесь немного — всего 2.

  1. Часто ударение в деепричастиях падает на тот же слог, что в инфинитиве, от которого оно образовано:

    услы́шать — услы́шав,
    поплы́ть — поплы́в,
    игра́ть — игра́я,
    прие́хать — прие́хав
    и т. д.

  2. Если в деепричастии есть суффикс —в— или —вши-, то ударение будет падать на гласную, которая находится перед ним:

    призна́в, улёгшись, прида́в, прижа́вшись и т. д.

Проверьте себя

Прочитайте деепричастия и определите, куда в них падает ударение. Объясните, почему.

Мечтая, открывшись, прибежав, унимая, разбежавшись, приказав.

Ударения в наречиях

Теперь поговорим про правила русского языка об ударении в наречиях. Как и в случае с деепричастиями, они не отличаются большим количеством ограничений на эту тему.

  1. В некоторых наречиях с приставкой до— ударение падает на неё:

    до́суха, до́низу, до́верху.

    Исключения: добела́, доне́льзя.

  2. Обычно в наречиях с приставкой за- ударение падает на неё:

    за́светло, за́темно, за́годя.

    Исключение: зави́дно.

  3. В других случаях ударение в наречиях падает на ту же часть, что и в слове, от которого образовано это наречие:

    ме́дленный — ме́дленно,
    откры́тый — откры́то,
    ту́склый — ту́скло
    и т. д.

Проверьте себя

Прочитайте наречия и определите, куда в них падает ударение. Объясните, почему.

Ярко, донельзя, досуха, быстро, осторожно, затемно.

Ударения в заимствованных словах

Речь идёт об англицизмах и прочих словах, которые пришли к нам из других языков. В таких случаях они сохраняют своё «родное» ударение. Например, в словах с французскими корнями оно всегда падает на последний слог:

диспансе́р, жалюзи́, парфе́, жюлье́н, бульва́р и т. д.

А вот несколько примеров слов иноязычного происхождения, которые мы переняли из английского:

джи́нсы, рие́лтор, ме́неджер, ма́ркетинг и т. д.

Но есть и несколько исключений. Например, англицизмы со слогом -ал в конце — в этих случаях ударение будет падать именно на него без оглядки на ударение оригинала:

порта́л — pórtal,
фина́л — final,
кварта́л — quártal
и т. д.

Не стоит недооценивать ударения в русском языке. Может показаться, что определить их легко, но на ЕГЭ встречаются действительно сложные случаи, которые не раз отбирали баллы у школьников. Чтобы не допустить такой ошибки, советуем пользоваться словарем ударений. А ещё — хорошо проработать все правила и выучить исключения.

Например, на курсах русского языка в Skysmart мы учим запоминать их мнемоническими методами, а не зубрёжкой. Так выучить их и отработать правильное произношение гораздо легче. Начните подготовку к экзаменам с вводного урока — это бесплатно!

Шпаргалки по русскому для родителей

Все правила по русскому языку под рукой

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Имя существительное как часть речи

К следующей статье

Простое осложнённое предложение

Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Введение в словесное ударение и ослабление

После того, как мы рассмотрели репертуар английских фонем, нам нужно сделать еще один шаг и обратиться к одной из самых сложных областей для говорящих на испанском языке. Я назвал этот раздел Словесное ударение и ослабление , потому что он касается нескольких элементов, которые тесно связаны между собой и в целом делают английский язык совершенно отличным от испанского. Умение правильно произносить английские звуки имеет решающее значение, но если вы не овладеете английским ритмом (который в значительной степени зависит от явления, называемого ослабление или сокращение и выделение словесного ударения ), ваша речь всегда будет звучать неестественно, роботизированно и… по-испански.

Но сначала давайте поговорим о стрессе. Ударный слог — это тот, который несет ритмическую долю в слове (это то, что мы называем el acento de una palabra по-испански). Этот слог имеет тенденцию быть более громким, а иногда он также имеет разную высоту звука (он может произноситься с более высокой или более низкой нотой). Когда мы говорим о словесное ударение мы имеем в виду образец ударения только одного слова.

Например, в слове интересный /ˈɪntrəstɪŋ/ есть один ударный слог, за которым следуют два безударных (ритмически мы бы сказали ПА-па-па). В словарях на это указывает знак ударения, похожий на апостроф, который ставится высоко перед ударным слогом /ˈɪntrəstɪŋ/. Поэтому всегда помните, что ударный слог — это тот, который следует за апострофом (некоторые люди путаются с этим).

С другой стороны, термин ударение в предложении имеет дело с образцом ударения всего предложения или предложения (интонационная единица в фонологических терминах) и фокусируется на наиболее важном ударении в этой единице. Это очень важная тема, которую я подробно объясняю в другом разделе этого сайта (это была моя последняя диссертация в университете).

Более одного стресса. английских слов могут иметь только одно ударение , например интересно , или два ударения , например ожидание /ˌekspekˈteɪʃən/. В этом случае есть первичное ударение , отмеченное высоким апострофом, и вторичное ударение , отмеченное низким апострофом. Следует помнить интересное правило: если первичное ударение расположено на третьем или более позднем слоге слова, в первых двух слогах также должно быть вторичное ударение (взято из Словаря произношения Уэллса ).

Например, в словах несоответствие   /ˌɪnkənˈsɪstənsi/ и  произношение      /prəˌnʌnsiˈeɪʃən/, у нас есть первичные (или главные) ударения, /ɪ/ и /eɪ/, на третьем и четвертом слогах/ соответственно, и второстепенные ударения и, /ɪ / ʌ /, на первый и второй слоги. Конечно, вторичный стресс далеко не так заметен, как первичный стресс, который действительно важен.

Лексические слова и служебные слова. Необходимо различать два типа слов.

  1. Лексические или содержательные слова: существительные, прилагательные, наречия и основные глаголы. Это слова, которые имеют сильное содержание и обычно имеют ударение в предложении или предложении (хотя в некоторых ситуациях они могут быть без ударения).
  2. Функциональные или грамматические слова: местоимения, артикли, предлоги, союзы, модальные глаголы, вспомогательные глаголы ( имеют и делают ) и глагол-связка быть . Они имеют очень мало содержания и лучше всего описываются с точки зрения их синтаксической функции. Подавляющее большинство из них односложны и не имеют словесного ударения. Как правило, они не подвергаются ударению ни в предложении, ни в предложении.

Очень полезный совет. Я всегда говорю своим студентам, что первое, что вы должны знать о слове, это то, где ставится ударение или ударения. Это потому, что ударение оказывает большое влияние на то, как звучит гласный. Ударные слоги всегда имеют сильный гласный, тогда как безударные слоги, как правило, ослаблены. Слабые гласные абсолютно необходимы, если вы хотите хорошо говорить по-английски, поэтому я продолжу рассмотрение их в своей следующей статье.

Именно такой работой я занимаюсь со своими учениками на индивидуальных занятиях. Я заставляю их практиковать эти процессы с упражнениями до тех пор, пока они не улучшат свое понимание носителей языка и не смогут сами так говорить. Если вас интересуют мои занятия, вы можете связаться со мной здесь.

 

Предыдущий Следующий

Всегда ли долгие гласные обозначают ударные слоги?

Майкл Цвингли
Civis Illustris
  • Сивис Иллюстрис

на -e-, даже несмотря на то, что — o- является долгой гласной слова (с макроном над ним). Если я ошибаюсь в этом, пожалуйста, разубедите меня в моей глупости…

Сперо,
Майк

 

Pacifica
grammaticissima
  • Сивис Иллюстрис

  • Патрона

Местонахождение:

Бельгия