учебная мотивация первоклассника к учёбе
Многие первоклашки охотно идут в школу, начинают учиться с энтузиазмом, но со временем этот запал может подугаснуть, и ребёнок начинает воспринимать учёбу с неохотой, не слушает учителя, ленится, откладывает выполнение заданий. Разбираемся, как подтянуть первоклассника в учёбе, почему у ребёнка может пропасть мотивация и как это изменить.
Мотивация первоклассника в учёбе
Первоклашки от природы любознательны, поэтому если у ребёнка пропала мотивация к учёбе, нужно выявить причину, а также учесть объективные факторы, которые воздействуют на ребёнка в этот период.
Что влияет на отсутствие мотивации у первоклассника?
- Перегруженность информацией. Ещё на этапе подготовки к школе родители обсуждают, что ребёнку необходимо для школьной жизни, какая будет школа и уроки, какой иностранный язык и кружки выбрать и так далее. От избытка этой информации ребёнок может начать бояться школы и всего, что с ней связано.
- Ребёнку скучно. Сегодня многие дети приходят в школу хорошо подготовленными, некоторые уже даже знают программу первого класса. Родителям кажется, что усиленная подготовка облегчит ребёнку обучение, но у этого есть и оборотная сторона — малышу становится неинтересно учиться, пропадает мотивация.
- Физиологические причины. Изменение режима дня, умственные нагрузки, необходимость быть усидчивым и внимательным, снижение физической активности.
- Новая роль, к которой нужно адаптироваться. Если раньше ребёнок мог в любой момент побегать и поиграть, то теперь ему предстоит внимательно слушать учителя, выполнять его просьбы, адаптироваться к коллективу.
- Эмоциональный дискомфорт. Ребёнок переживает из-за своих неудач, особенно если учится в школе, где введена система оценок, боится подвести родителей и почувствовать себя хуже других.
Родителям, которые задумываются, как мотивировать первоклассника на учёбу, необходимо помнить, что ребёнок проходит через важный период и может испытывать сложности возрастного кризиса. Он переживает период серьёзной трансформации, у ребёнка появляется понимание ответственности, исполнения обязанностей, необходимость учитывать требования школы. Нужно помочь ему адаптироваться к этим изменениям и найти мотивацию к учёбе.
<<Форма демодоступа>>
Как заинтересовать первоклассника учёбой
Самое важное, что необходимо сделать родителям, — создать условия для того, чтобы ребёнок сам проявил интерес к учёбе. Быть терпеливыми, не ругать ребёнка, направлять его и показывать ценность образования.
Следите за режимом дня первоклассника
Источник: unsplash.com / @chuttersnap
Важно, чтобы у ребёнка оставалось достаточно времени для отдыха и полноценного сна (ложиться спать лучше не позже 21 часа). После занятий нужен отдых 1,5-2 часа. При таком режиме нервная система первоклассника будет лучше адаптироваться к учебным нагрузкам.
Время для заданий — пик активности ребёнка
Источник: unsplash.com / @hudsoncrafted
Старайтесь организовать время ребёнка так, чтобы к выполнению заданий он приступал во время своей наивысшей активности (это особенно удобно, когда ваш ребёнок находится на дистанционном обучении). Если занятия проводить в период спада активности у ребёнка, не получится заинтересовать первоклассника учёбой.
Смысл учёбы — в знаниях
Источник: unsplash.com / @jeshoots
Подчёркивайте ценность знаний и результатов, которые ребёнок достигнет благодаря учёбе. Чаще хвалите его, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми, чтобы не разрушить его мотивацию к учёбе.
Поощряйте самостоятельность
Источник: unsplash.com / @coinvie
Поощряйте ребёнка в учёбе, но не делайте за него большую часть заданий, первоклассник сам в состоянии справиться с ними и почувствовать интерес к учёбе. Не переусердствуйте с помощью, у ребёнка не появится мотивация, если учиться за него будут родители.
Не завышайте значение оценок
Источник: unsplash.com / @dslr_newb
Расскажите ребёнку о том, что оценки, конечно, важны, но цель учёбы не в том, чтобы получить высокую оценку, а в том, чтобы стать интеллектуально развитым, получить новые знания. Это гораздо лучше поможет заинтересовать первоклассника учёбой, чем культ пятёрки в дневнике.
<<Форма курс 1-4>>
Сделайте внеучебную жизнь насыщенной
Источник: unsplash.com / @itfeelslikefilm
Постарайтесь, чтобы жизнь ребёнка не замыкалась только на учёбе, и у него была отдушина в виде увлечений — спортивных секций, рисования, музыки, рукоделия, различных кружков, а также возможность проводить время с друзьями.
<<Блок перелинковки>>
Выбирайте интересные материалы для обучения
Источник: unsplash.com / @kellybritostudio
В начальной школе «Фоксфорда» ребёнок не просто получает знания, он начинает проявлять познавательную активность благодаря интересным урокам и увлекательной подаче материала.
Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание не просто получать хорошие оценки, а искренне тянуться к знаниям.
Изображение на обложке: Leslie Soto Valenzuela / Dribbble
Как заинтересовать ребенка учебой, если он не хочет учиться?
<<Лид>>
Почему важно увлечь ребёнка занятиями
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.
Типы учебной мотивации
Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.
Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.
Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет.
Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет.
Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?
Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
<<Лидген для статьи>>
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировалпособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться.
Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться
Сравнивать с «сыном подруги»
Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.
Переходить на личность
Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.
Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Перегружать учёбой
В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.
Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.
Продолжать ходить в обычную школу
Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.
По данным школьного психолога: 1 класс
Иногда первоклассник может звучать как заезженная пластинка, застрявшая на двух частушках: «Можно коробку сока?» и «Я хочу макароны с сыром!» Звучит знакомо? «В среднем первоклассник использует около 2500 слов, а их предложения обычно содержат около семи», — утверждает доктор Лори Зелингер, доктор философии, известный школьный психолог. Учитывая, что количество слов, которые ребенок в этом возрасте имеет в своем распоряжении, вероятно, увеличится в четыре раза (по крайней мере) к тому времени, когда он достигнет подросткового возраста, легко понять, насколько разочарованием может быть попытка первоклассника выразить свои мысли. и чувства.
Объедините отсутствие у первоклассника четкого, тонкого словарного запаса с его неразвитым чувством самоконтроля и неспособностью терпеть собственные неудачи, и картина начнет вырисовываться. Неудивительно, что этот год может быть таким трудным как для детей, так и для родителей.
«В то время как «лучшие друзья» разных полов составляют 36% дружбы в возрасте четырех лет, это число снизилось до 23% к тому времени, когда дети достигают шестилетнего возраста», — отмечает доктор Зелингер. Важно помнить, что влюбленность или влечение к представителям противоположного пола, которые могут развиться у детей в возрасте шести или семи лет, кажутся ребенку, переживающему их, очень реальными. Не умаляйте чувства вашего ребенка и не дразните его, так как это может привести к тому, что ваш ребенок смутится и скроет свои чувства.
Когда он станет старше, вы захотите, чтобы он почувствовал, что может обратиться к вам с проблемами, касающимися представителей противоположного пола. Никогда не рано наладить открытый доверительный диалог.Первоклассники могут наилучшим образом помочь своим детям пережить трудный (но захватывающий) год, сосредоточившись на том, чтобы у ребенка был твердый, привычный распорядок, который позволит ему высыпаться, играть на свежем воздухе, купаться и следить за убирать свою комнату и практиковать любые навыки или хобби, которыми он интересовался. Помогите ребенку развеять чувство разочарования из-за того, что он не может сделать что-то правильно с первого раза, напомнив ему обо всех вещах, которые он может сделать в этом году и которые он не мог сделать в прошлом году (покататься на велосипеде, помочь с посудой). , читал все сам и т.д.).
По словам лицензированного семейного и семейного терапевта и тренера по воспитанию Лори Ландау, необходимость полноценного ночного отдыха в этом возрасте невозможно переоценить. Детям этого возраста необходимо около десяти часов сна. Ландау говорит: «Мое любимое высказывание состоит в том, что каждый хороший день начинается с хорошей ночи сна». Хороший совет не только для первоклассников, но и для их часто утомленных родителей.
Скачать статью
Следующая статья: Четыре стадии когнитивного развития Пиаже
Как помочь вашему ребенку обрести мотивацию в школе
Если ваш ребенок испытывает трудности в школе и, кажется, не мотивирован прилагать усилия, первое, что вам нужно сделать, это выяснить, есть ли какие-либо препятствия для его достижения. на его пути. Проблемы с обучением, социальные проблемы, проблемы с вниманием или эмоциональные проблемы — все это может привести к тому, что дети потеряют интерес к учебе.
Но не все дети, которые плохо учатся в школе — явно не реализуют свой потенциал — имеют поддающуюся диагностике проблему. И есть ряд вещей, которые родители могут сделать, чтобы мотивировать детей стараться больше.
Примите участиеКак родитель, ваше присутствие в академической жизни вашего ребенка имеет решающее значение для его приверженности работе. Делайте с ней домашнюю работу и дайте ей знать, что вы готовы ответить на вопросы. Заведите привычку спрашивать ее о том, чему она научилась в школе, и вообще занимайте ее в учебе. Демонстрируя свой интерес к школьной жизни вашего ребенка, вы показываете ему, что школа может быть захватывающей и интересной. Это особенно эффективно с маленькими детьми, которые, как правило, в восторге от того, что волнует вас. Подростки могут рассердиться, если посчитают, что вы задаете слишком много вопросов, поэтому не забудьте поделиться подробностями своего дня. Разговор всегда лучше допроса.
Точно так же важно оставаться вовлеченным, но давать детям постарше немного больше места. Если вы все время будете приставать к дочери по поводу домашних заданий, у нее может развиться сопротивление и ее мотивация к работе уменьшится, не говоря уже о том, что это создаст напряжение в ваших отношениях.
Многие родители нервничают по поводу поощрения детей за хорошую работу, и это правда, что материальное вознаграждение может обернуться скользкой дорожкой. Но есть способы использовать внешнюю мотивацию, которая в конечном итоге будет усвоена вашим ребенком. «Дети очень хорошо реагируют на социальные подкрепления, такие как похвалы, объятия, «дай пять» и тому подобное», — говорит Лаура Филлипс, психолог, нейропсихолог из Института детского разума. «Затем они начинают добиваться успеха, потому что им это нравится».
Кен Шустер, психотерапевт, нейропсихолог из Института детского разума, призывает родителей использовать вознаграждающие действия, которые, вероятно, имели бы место в любом случае, но помещая их после в определенное время на выполнение домашнего задания. Он предлагает лакомства, которые легко давать, но которые нравятся вашему ребенку, например, пойти за мороженым или поделиться шоколадным батончиком. Он также рекомендует разбивать работу на части и использовать небольшие перерывы в качестве вознаграждения за выполнение каждой части.
Вознаграждайте усилия, а не результатСообщение, которое вы хотите отправить, состоит в том, что вы уважаете тяжелую работу. Похвала детей за то, что они справляются с трудностями, за то, что они прилагают постоянные усилия, за то, что они пытаются делать то, в чем они не уверены, смогут ли они добиться успеха, — все это может помочь научить их получать удовольствие от того, что нужно подталкивать себя. Похвала за хорошие оценки, которые достаются легко, может заставить детей почувствовать, что им не нужно напрягаться.
Помогите им увидеть общую картинуДетям старшего возраста, которые научились понимать отсроченное удовлетворение, иногда помогают простые напоминания об их долгосрочных целях. Многим старшеклассникам, которые расслабляются после поступления в колледж, может помочь напоминание им, что они могут быть лишены приема, если их оценки упадут слишком сильно, или они могут быть не готовы к курсам колледжа. «Связывание школы с их долгосрочными целями может сделать работу более личной, — объясняет доктор Филлипс.
Пусть делают ошибкиНикто не может получить пятерки за каждый тест или отличные оценки за каждое задание. Хотя дети нуждаются в поощрении, и полезно подталкивать их к тому, чтобы они старались изо всех сил, знайте, что неудачи естественны. Иногда единственный способ научиться правильно готовиться к школе — узнать, что происходит, когда они не готовы.
Получить помощь со стороныОдин из способов снять напряжение в ваших отношениях с ребенком — это найти старшего ученика (либо в их школе, либо в ближайшем колледже), чтобы помочь ему с работой. Большинство из них будут взимать довольно низкие ставки, и тот факт, что они ближе к возрасту вашего ребенка, может повысить вероятность того, что он будет слушать то, что они говорят.
«Домашнее задание было для нас источником конфликта, — говорит Элизабет, у сына которой Алекса СДВГ. Элизабет наняла нескольких студентов Барнарда, чтобы они помогали Алексу делать домашнюю работу в определенные вечера, вспоминает она. «Он вел себя с ними намного лучше, и эти деньги были потрачены с пользой для меня, потому что я не дрался и не нервничал».
Сделайте учителя своим союзникомЕще одна важная вещь, которую вы можете сделать для своего ребенка, — это работать с его учителем. У учителя может быть дополнительная информация о том, как мотивировать вашего ребенка или с чем он может бороться. Точно так же вы можете поделиться любыми стратегиями или информацией, которая у вас есть.
Когда ее сын учился в младших классах и у него был только один учитель, перед первым днем Элизабет звонила его учителю, представлялась и предупреждала учителя, что у ее сына СДВГ и ему трудно сосредоточиться. Она давала учителю небольшие советы, которые, по ее мнению, были полезны для Алекса: писать на доске многошаговые инструкции, хлопать его по плечу, когда он проходил мимо, чтобы убедиться, что он внимательно слушает, и другие небольшие хитрости, которые были бы полезны для любому маленькому ребенку, но особенно важны для ребенка с СДВГ.
«Убедитесь, что школа и дом находятся в едином согласии», — подчеркивает Кристин Карозерс, доктор философии, клинический психолог. Доктор Карозерс часто устанавливает систему, которую она называет ежедневным табелем успеваемости. С помощью этой системы ребенок получает баллы от своего учителя за такие вещи, как завершение работы и выполнение указаний в первый раз, когда он их получает. Затем он приносит эти баллы домой, где его родители дают ему небольшие вознаграждения, такие как дополнительное время на iPad или совместная игра.
Получите поддержку для себяНаблюдать за тем, как ваш ребенок уходит из школы, может быть так же неприятно, как и самому ребенку может быть трудно сосредоточиться. Элизабет говорит, что ее часто осуждают как родителя за то, что у нее есть сын, которому так трудно учиться в школе.
В некоторых школах есть группы поддержки для родителей менее целеустремленных детей, и если в школе вашего ребенка их нет, Элизабет рекомендует создать такую группу.