Как воспитывали детей в ссср: 10 советских правил воспитания детей

Содержание

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Хотите ли вы узнать, как воспитывали детей с Советском Союзе. Почему многие из тех, кто учился в советской школе, отдают предпочтение принципам воспитания из СССР. Попробуем разобраться, какие правила лежали в основе советской педагогики, и дать им объективную оценку.

Содержание

Основы педагогики в СССР были сформированы в 30-х годам ХХ века, у истоков ее стоял А.С. Макаренко, обобщивший в своих работах опыт педагогической деятельности в трудовой колонии для несовершеннолетних. Много внимания уделял он вопросам коллективного воспитания, приучения к труду, укрепления здоровья детей. Говоря об ответственности за воспитание подрастающего поколения, он писал: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира».

Назовем некоторые из правил воспитания советского ребенка.

1. Необходимо соблюдать строгий режим

Еще с младенчества детей приучали есть по часам, спать по часам, гулять по часам. Между кормлениями не поощрялось давать лакомства: конфетами и пирожными угощали лишь в исключительных случаях. Медицинские работники контролировали молодых матерей, соблюдается ли режим дня ребенка, соответствует ли его прибавка в весе установленным нормам.

Режим питания строго соблюдался в детских дошкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях. Вспомните фильм Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где медсестра каждую неделю проверяла вес пионеров, отдыхавших в лагере, а потом на счетной машинке выводила общий результат. Считалось, что чем больше поправляется ребенок, тем здоровее будет. Для школьников выпускались специальные бланки, где по часам и минутам предлагалось расписать свой режим дня.

2. Важно закаливать детей, чтобы они не болели

Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе были в приоритете для укрепления здоровья. Бесстрашные мамы и в самый сильный мороз выходили гулять с коляской на улицу. В детских садах обязательными были прогулки на площадке дважды в день. Ребята приходили с прогулки румяные и веселые, ели с большим аппетитом. В некоторых садиках дневной сон малышей проходил на открытых верандах. Практиковалось закаливание с помощью обливания холодной водой. «В здоровом теле – здоровый дух» – этому правилу советские педагоги следовали неукоснительно.

3. Нужно привлекать детей любого возраста к занятиям физкультурой и спортом

Все школьники привлекались к занятиям спортом. Зимой на уроках физкультуры дети катались на лыжах, осенью и весной – занимались легкой атлетикой. В плохую погоду уроки проходили в спортивном зале: гимнастика, баскетбол, волейбол. В школах работали секции, наиболее талантливые в области спорта отбирались в специализированные классы, у этих учеников тренировки проходили дважды в день.

4. Очень важна ранняя социализация детей

Поскольку оплачиваемый декретный отпуск продолжался всего два месяца и матери вынуждены были выходить на работу, детей с грудного возраста отдавали в ясли. Дошкольники получали первые навыки социализации, учились вместе проводить время, готовились к школе.

5. С ранних лет нужно формировать чувство ответственности

Уже в детском садике формировалась ответственность за порученное дело. Так, при подготовке к утренникам нужно было выразительно прочитать стихотворение, вместе спеть песню или станцевать. В школах существовала такая практика: если какой-то ученик мешал учителю, не реагировал на замечания, ответственность за него несло его пионерское звено: ребята объясняли озорнику, что он не должен так себя вести на уроках. Отстающих по предметам их одноклассники брали «на буксир», помогали им выполнять домашние задания. Учитель поручал ответственным школьникам проверить чтение стихотворений наизусть у своего ряда или правильность решения задачи.

Американец академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х подробно изучал, как воспитывают детей в Советском Союзе и выпустил книгу «Два мира детства: Дети в США и СССР». В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе.

«Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».

Коллективная ответственность – отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах.

6. Приучение к труду – неотъемлемая часть воспитания

Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла. Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков – основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК (учебно-производственные комбинаты), где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр. Ученики дежурили по классу: мыли доску, проводили влажную уборку на большой перемене, после уроков мыли пол. Один раз в четверть устраивались генеральные уборки с мытьем парт, стен, дверей. Летом школьники проходили практику: работали на пришкольных участках, участвовали в ремонте помещений. В школе воспитывалось уважение к людям труда.

7. Свободное время должно быть занято делом

Советские дети после уроков ходили в кружки, тренировались в спортивных секциях, занимались внеклассной работой. Их трудно было застать слоняющимися по двору или валяющимися на диване у телевизора. И в городе, и в деревне работали клубы, библиотеки, дома детского творчества, музыкальные, художественные школы, где дети могли бесплатно развивать свои способности и реализовать таланты.

8. В отношениях с детьми нужно соблюдать строгость, не баловать их

Родителям рекомендовалось относиться к детям, как к взрослым, не потакать их капризам и желаниям. В советских семьях количество игрушек сводилось к минимуму, зато было много интересных книг с картинками (они стоили дешево). Считалось неправильным дарить детям дорогие подарки, покупать красивую одежду (она была в дефиците), как-то выделять их среди сверстников.

9. Необходимо воспитывать интерес и любовь к природе

Частью советского воспитания было формирование гуманного отношения ко всему живому, любовь к природе. В книгах советского педагога В.А. Сухомлинского этой стороне воспитания отводилось много внимания. Дошкольники под руководством воспитателя наблюдали, как распускаются первые листочки, как цветут растения, как живут насекомые. В садиках были живые уголки, где дети ухаживали за их обитателями: черепахой, рыбками, морской свинкой. Школьники посещали кружки юных натуралистов, ходили в походы, вели дневники наблюдений за природой.

10. Важно формировать нравственные качества

В основу нравственного воспитания был положен «Моральный кодекс строителя коммунизма», согласно которому в детях воспитывались патриотизм, интернационализм, честность, уважение к старшим и другие нравственные качества. Считалось, что стремление к обогащению, эгоизм, индивидуализм – постыдные качества.

Школьников учили жить не для себя, а для своей страны. Не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки.

Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества.

Вот такое было воспитание в Советском Союзе. Хорошее или плохое – судить вам.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Правда ли, что в СССР воспитывать детей было легче
  • Уход за малышами вчера и сегодня
  • Счастливое советское детство: где мифы, а где реальность

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.

Мы в Дзен — присоединяйтесь!

Наш Блог в — Пульс Mail.

ru

суровые методы, которым место в прошлом

Метки
Взаимоотношения Воспитание Дети Психология Родители СССР

Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Безусловно, можно вспомнить много позитивных моментов, но в целом родители и учителя были намного строже. Порой настолько, что люди, воспитанные теми методами, всю жизнь пытаются избавиться от комплексов и психотравм.

© Depositphotos

Моя сестра работает психологом. Она мало что рассказывает о своей практике — этого нельзя делать. Но иногда может поделиться своими наблюдениями в целом. Так вот, люди, воспитанные в СССР и немного позже, в 80-90 годах, приходят с очень похожими запросами и психотравмами. Начиная от нулевой самооценки и заканчивая неспособностью выстраивать взаимоотношения с людьми. Многие аспекты нашей личности формируются в детстве, так что воспитание играет ключевую роль.

© Depositphotos

Также нужно понимать, что во времена СССР воспитывали не только мама с папой, но и государство. По словам сестры, следующие моменты были наиболее травмирующими для детей того времени.

Воспитание стыдом

К сожалению, одним из главных инструментов воспитания был стыд. Этим методом пользовались как родители, так и учителя. Ладно еще, если стыдили за серьезные проступки. Но нет — такой способ практиковали при каждом удобном случае.

Помню, когда я была в классе втором или третьем, моя первая учительница пользовалась этим методом. Она выстраивала в шеренгу учеников, у которых было плохо с техникой чтения. Затем водила бедолаг по остальным классам, приговаривая: «Вот, посмотрите, они читать не умеют». Мне повезло, что я не попала в число тех учеников. А вот моя подруга детства до сих пор вспоминает этот ужасный опыт.

© Depositphotos

Только представь, каким беззащитным и униженным чувствует себя ребенок, которого привселюдно стыдят. Но почему-то раньше считалось, что это нормально и даже полезно. На самом же деле, под влиянием эмоций познавательные и мыслительные процессы у ребенка отключаются, так что он не извлекает из этого никакого урока. А травму получает. Из-за таких приемов дети вырастают с чувством того, что они хуже остальных и им нет места в обществе.

© Depositphotos

От родителей я часто слышала подобные фразы: «А что люди скажут?» или «Люди же с тебя смеяться будут». До сих пор пытаюсь побороть комплексы, научиться не зависеть от чужого мнения и не бояться осуждения.

Воспитание рукоприкладством и психологическое давление

Шлепание ребенка ремнем считалось не менее эффективной мерой воспитания. В ход шли не только ремни, а всё, что под руку попадалось. Помню, как меня один раз за плохое поведение отлупили выбивалкой для ковров. Это был чуть ли не единичный случай, но он запомнился мне на всю жизнь.

Если физическое наказание в полной мере вкусили не все дети СССР, то психологический прессинг был вездесущ. В головы детей вдалбливали принцип «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Есть долг перед родителями, долг перед родиной, и так далее. А потом эти дети выросли и стали жить не для себя, а для кого-то. И делать то, чего на самом деле не хотят. Но надо ведь, надо.

© Depositphotos

А фраза «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь» чего стоит! Я ее очень хорошо запомнила. От запаха некоторых блюд, которые подавали в детском саду, меня сразу же начинает тошнить. И это спустя несколько десятков лет. Не потому, что они невкусные. А потому, что меня заставляли их есть, не обращая внимания даже на мой рвотный рефлекс. Оставалось только поливать тарелку с кашей слезами. И никого не волновали желания ребенка — он должен, у него ведь распорядок.

Сравнивание ребенка с другими

«Посмотри, как Таня красиво пишет. А у тебя что за каракули?» — еще одно воспоминание из детства. Помню, как меня сравнивали с другими детьми буквально во всём, на каждом шагу. И я старалась делать так, как делают они. Потому что мама ведь сказала, что так правильней, так лучше. Только вот во взрослом возрасте это сравнивание себя с другими на рефлекторном уровне не дает нормально жить. Так и продолжаешь копаться в себе, и всё время кажется, что другие люди умнее, красивее, успешнее. Спасибо, советское воспитание.

© Depositphotos

Отсутствие эмоциональной связи с ребенком

Многие дети испытали на себе скорее функциональное отношение, чем здоровую связь с родителями. Если принес пятерку и примерно себя вел в школе — молодец, заслужил похвалу. Но если вдруг тройка или двойка, да еще и подрался с кем-то — становись в угол. Не было места сантиментам и разговорам по душам.

Родители были слишком заняты выживанием. Да и у них самих было суровое воспитание. Не было ресурса, который помог бы выстроить здоровые отношения с ребенком. Они не знали и не понимали, как лучше. Они и подумать не могли, что травмируют нас. Если бы знали, то, скорее всего, вели бы себя иначе.

© Depositphotos

Запрет на выражение эмоций

Если уж говорить об эмоциях, то их свободное выражение совсем не поощрялось. Нужно было вести себя как удобный ребенок, который не кричит, не бегает и не смеется без причины. А за проявления гнева здорово влетало. Ремнем по одному месту, например. О том, что мальчикам не положено плакать, было хорошо известно всем без исключения.

А ведь испытывать и выражать все эти эмоции — абсолютно нормально. И не просто нормально, это жизненно важно, это правильно, это залог здоровой психики и правильного развития ребенка

.

© Depositphotos

Конечно, найдутся те, кто будет кричать «Чушь! Вранье!» и доказывать, что советское воспитание было правильным, что в те времена все были добрыми, никто никого не бил и не стыдил. Но почему-то абсолютное большинство знакомых и друзей, воспитанных в СССР, подтверждают вышеописанное и по 5 лет подряд ходят к психологу, разгребая травмы детства. Совпадение? Вряд ли.

Эта статья — не попытка доказать, что в Советском Союзе всё было плохо. Это лишь напоминание об ошибках, которые не следует повторять. В любой эпохе есть что-то хорошее и что-то плохое, чему место в прошлом. А беречь и нести вперед нужно только лучшее. При этом понимая, что у каждого поколения свои проблемы, свои травмы.

Поделиться

10 правил воспитания советских детей » BigPicture.ru

Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов. Но, несмотря на это, есть в старых методах и немало хорошего, что вполне можно взять на вооружение современным родителям и педагогам.

Эти десять правил, на которых было основано воспитание детей в Советском Союзе, точно не принесут вреда современным детям.

Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. В то время в СССР было огромное количество беспризорных детей, которые пополняли собой ряды преступных элементов.

Представители власти забирали с улиц бездомных детей и помещали их в детские дома, где их «перековывали» в сознательную советскую молодежь. Антон Макаренко был одним из наиболее передовых педагогов своего времени и его методы прочно вошли в советские учебники, использовавшиеся не одним поколением работников образования. Вот несколько важных правил советской педагогики, которые можно назвать актуальными  в наши дни.

1. Соблюдение режима

При воспитании советских детей с самых малых лет большое внимание уделялось режиму дня. Считалось, что все процессы в детской жизни должны были проходить строго по часам — кормление, сон, учеба и досуг. В СССР медработники ходили по домам и проверяли, как набирают вес грудные дети. В стране, где все строго подчинялось стандартам, регламент был даже в этой сфере жизни граждан.

Режим поддерживался в яслях, детских садах и школах, а кроме этого дома родителям настоятельно рекомендовали организовывать жизнь ребенка в соответствии с одобренным светилами медицины и педагогики распорядком. В частности, давать детям лакомства в перерывах между приемами пищи, считалось грубым нарушением.

2. Закалка и сон на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе в СССР небезосновательно считалось одним из непременных условий крепкого иммунитета и здоровья ребенка. Поэтому многие мамы даже в трескучие морозы изыскивали способы хоть недолго, но гулять с коляской по улице. Старались организовать на свежем воздухе и дневной сон, причем в любое время года.

В детских садах кровати выставляли на улицы и в них укладывали тепло одетых малышей. Кроме этого, организовывались закаливающие процедуры, такие как обливания и обтирания холодной водой на улице. Это считалось полезным для сердечно-сосудистой системы. Советский лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» был одним из основных в воспитании подрастающего поколения.

3. Физкультура и спорт

Физкультура и спорт была неотъемлемой частью воспитательного процесса. В детских садах и школах занятия физкультурой проводили в зависимости от погоды и сезона — в залах или на улице. Для уроков физического развития возле учебных заведений устраивали стадионы и спортивные площадки, на которых летом дети выполняли упражнения и играли в спортивные игры, а зимой катались на лыжах и санках.

4. Социализация

В Союзе родителей убеждали, что в детский сад малышей нужно отдавать в самом раннем, грудном возрасте. Мамы должны были как можно быстрее выйти на работу из декретного отпуска и продолжить приносить пользу советскому народу.

Немаловажным считалась и социализация детей, которая происходила при их воспитании в коллективе. Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом.

5. Коллективная ответственность

Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами.

В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. В изданной им книге «Два мира детства: Дети в США и СССР» есть рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе.

Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.

6. Приучение к труду и самостоятельности

С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.

Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.

7. Минимум свободного времени

Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.

Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.

8. Не баловать детей

Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.

Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.

9. Любовь к природе

Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.

Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.

10. Моральные ценности

Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.

Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам. Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.

Смотрите также:
Екатеринбургская школа «Орленок», где учат как в СССР,
Учиться никогда не поздно, и вот 30 душевных фото-доказательств,
Как воспитывали детей в казачьих семьях,
Проданные в рабство и погибшие в Альпах: чем закончился детский крестовый поход, самая ужасная авантюра Средневековья

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Советский культ детства

«…Нам нужно то поколение молодых людей, которое начало достигать политической зрелости в условиях дисциплинированной и отчаянной борьбы с буржуазией. В этой борьбе это поколение воспитывает настоящих коммунистов; она должна подчинить этой борьбе и связать с нею каждый шаг в своем обучении, воспитании и обучении».

-В.И. Ленина, Задачи союзов молодежи (буржуазная и коммунистическая мораль)

 

Да здравствуют пионеры — достойная замена ленинско-сталинскому комсомолу (Источник: Новая галерея. 2000 г.)

Введение:

Дети в Советском Союзе занимали особое место в сердцах граждан и партии. Они олицетворяли не только невинность молодежи, но и обещание социалистического будущего; чтобы международная марксистская революция увенчалась успехом, с молодежью нужно было хорошо обращаться и давать ей политическое образование. Коммунистические власти шли многими путями для достижения этой цели. В первую очередь Коммунистическая партия воспитывала культ детства, во многом подобный сталинскому культу личности, который идеализировал советское детство. Коммунистическая партия формализовала этот культ через молодежные организации, такие как комсомол, пионеры и маленькие октябристы.

Как и Ленин в своей речи перед комсомолом в 1920 году, этот культ опирался на сопоставление «настоящих» коммунистических детей со всеми остальными. Институционализировав это почтение к детству, Коммунистическая партия изолировала тех детей, которые не присоединялись к таким группам и фактически были способны создать радикального другого или классового врага еще до того, как граждане даже вошли в состав рабочей силы. Сила этой институционализации наиболее ярко проявилась в годы становления Советского Союза и была усовершенствована при Сталине. Влияние этих групп неоспоримо; коммунисты создали вторичные сообщества, к которым дети могли присоединиться. Вместо того чтобы привязываться к своим семьям, советских детей учили ставить коммунизм превыше всего, и эти молодежные организации обеспечили самые первые встречи с социализмом. Это привело к уменьшению роли семейной структуры, и эти группы стали основным средством самовыражения советских детей. Иметь удостоверение комсомола означало объявить себя верным коммунистом.

Членский билет ВЛКСМ (Wikimedia Commons)

Эта управляемая история попытается определить различные аспекты, которые способствовали развитию советского культа детства, от организации молодежных групп до воспитания детей, а также роль пропаганды и ностальгии. Он будет подходить к этим темам как с политической, так и с социальной точек зрения и показывать, как коммунистическая идеология манипулировала опытом детства в политических целях.

 

Книги

Справочная информация:

Киршенбаум, Лиза. Маленькие товарищи: революция в детстве в Советской России, 1917–1932 (Нью-Йорк и Лондон: Рутледж Фалмер, 2001).

В этой книге Киршенбаум прослеживает институт детского сада в Советском Союзе и использует дошкольное образование как линзу для понимания большевистской идеологической революции. Она анализирует, как коммунистическая партия пыталась примирить экономические ограничения с острой необходимостью воспитания детей на принципах социализма. Она подробно описывает, как идеология ориентировалась и проецировалась на маленьких детей, и объясняет, что детские сады фактически стали второстепенными воспитателями , поскольку все больше женщин перешли на работу. Текст является основополагающим в описании только одного способа, которым дети проникались коммунистическим духом и формировались им.

Келли, Катриона. Детский мир: взросление в России 1890–1991 (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2007).

Келли, по-видимому, является одним из выдающихся ученых в области изучения советского детства, поскольку она является автором многочисленных книг и статей по этой теме. Этот текст особенно полезен, поскольку он предоставляет читателю более широкий круг вопросов, начиная с царской России и заканчивая распадом Советского Союза, предоставляя полезную сравнительную основу. Что наиболее важно, Келли пытается проникнуть в мир ребенка в это время и по-настоящему воссоздать его для читателя. Она проникается всеми аспектами детской культуры, от героических историй в детской литературе до ритуалов приучения к туалету. Келли умело воздерживается от редакционных статей и морализаторства, а вместо этого рисует сложности детской жизни, которые, хотя и являются в данном случае исключительно российскими, похоже, также приближаются к некоторым универсальным темам.

Келли, Катриона. Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя (Лондон: Granta, 2005).

В этой работе Келли сужает свое внимание к ныне печально известной истории Павла Морозова, мальчика, чья история стала культовой в Советском Союзе. Тринадцатилетний Павлик на момент своей смерти в 1932 году олицетворял верность коммунистическому режиму, на которую партия, возможно, надеялась от всех детей. Легенда гласит, что, обнаружив, что его отец сопротивляется коллективизации, Павлик сдал отца в местные органы власти. Этот поступок привел к жестокому убийству его (и его младшего брата) родственниками. В Центральном архиве Келли получила доступ к досье КГБ о последующем судебном процессе по делу об убийстве Павлика и посвятила большую часть книги расследованию этого дела. Однако полезнее для этой темы то, как этот случай отражает жизнь ребенка при Сталине, увиденное в том, как Павлик впоследствии был прославлен как культовый пионерский герой и использовался в качестве инструмента пропаганды.

Памятник Морозову в Свердловске (разрушен). Пионер приносит присягу.

Бронфенбреннер, Урие. Два мира детства: США и СССР (Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа, 1970).

В этой работе 1970 года, скорее информативной, чем аналитической, Бронфенбреннер использует свое образование социального психолога для изучения жизни советских детей. Хотя иногда он ошибается в своих суждениях об американском воспитании детей, он, тем не менее, подробно описывает важные события в советском обществе, особенно в отношении организации коллектива и того, как это влияет на детство. Хотя метод Бронфенбреннера гораздо больше психологический, чем исторический, он, тем не менее, использует свой собственный опыт посещения Советского Союза, чтобы объяснить, как коллективный характер советского общества с его молодежными и школьными группами, а также роль и влияние не имеющих родителей взрослых фигур, таких как в качестве учителей способствовать формированию нового советского человека.

«Другое» Дети:

Болл, Алан М. И теперь моя душа ожесточилась: Брошенные дети в Советской России, 1918-1930 гг. (Беркли: Калифорнийский университет Press, 1994).

В этой работе Болл представляет другую, более темную сторону советского детства: беспризорников 1920-х годов. Болл утверждает, что, хотя проблема беспризорников ( беспризорников ) существовала в дореволюционной России, их количество в десятилетие после большевистской революции было ошеломляющим и самым большим в истории России. Он указывает на голод 1920-1, в частности, как имеющий наибольший эффект в выталкивании детей на улицу. Затем Болл прослеживает попытки правительства бороться с этой проблемой, в первую очередь путем помещения этой молодежи в детские дома, и комментирует причины, по которым такие усилия не увенчались успехом, в первую очередь финансовые и социальные. Это важная работа, которую можно использовать для сопоставления противоположных сторон советской социальной политики, и она подчеркивает огромную разницу в образе жизни привилегированных детей и брошенных детей.

 

Спящие бездомные дети (19)22) Источник: Российский государственный кинофотоархив в Красногорске. 2000.

 

Фрирсон, Кэти А. и Виленский, Семен С. Дети ГУЛАГа. (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2010 г.).

Другая работа, посвященная советским детям, брошенным партией, — документальная история Фрирсона и Виленского, посвященная изучению самых юных жертв сталинских репрессий. Эта тема не часто затрагивается в исследованиях ГУЛАГа, но оба автора исследуют судьбы тех детей, чьи взрослые были объявлены классовыми врагами или врагами народа. Арест родителей не только травмировал детей и омрачил их в социальном плане, но авторы утверждают, что перед ними стояли вполне реальные и практические проблемы, такие как ограниченный доступ к еде и отвратительные условия в детских домах. Через устные рассказы, собранные авторами, они представляют историю, сильно дискредитирующую представление о счастливом советском детстве.

Покинутые всеми, мы погибли (1920-е годы) На этой вызывающей воспоминания картине изображены беспризорные дети, которых игнорируют бессердечные прохожие. Источник: База данных политических плакатов Гувера. 2007.

Детские дневники:

Луговская Нина. Дневник советской школьницы: 1932-1937 гг. (Москва: Глас новой русской письменности, 2003).

Нина начинает писать свой дневник в 1932 году, в возрасте тринадцати лет, когда ее отец возвращается домой в Москву из сибирской ссылки. Несмотря на подробное описание ее повседневной жизни, дневник более впечатляет яростными разоблачениями Сталина и Коммунистической партии, которых она научилась презирать за три года пребывания отца в ссылке. Однако вскоре этот дневник станет для нее самым большим источником страданий, так как он был найден в 1937-й рейд НКВД на квартиру ее семьи. Последняя ее запись — 3 января 1937 года, за день до рейда. После этого события Нина, ее мать и две сестры были приговорены к пяти годам лагерей на Колыме. Все четыре женщины выжили и были освобождены в 1942 году, но дневник Нины был конфискован НКВД, и только позже исследователи обнаружили его в советских архивах.

Розенберг Лена Едваб. Девушка с двумя пейзажами: военный дневник Лены Едваб, 1941-1945 гг. (Нью-Йорк: Холмс и Мейер, 2002).

Этот дневник был написан Леной Едваб, польской девушкой, которая уехала из своего дома в Белостоке в летний пионерский лагерь в июне 1941 года в возрасте шестнадцати лет. Однако после вторжения Германии в Советский Союз лагерь был эвакуирован, и она была разлучена со своей семьей. Два года она провела в детском доме, а потом переехала в Москву учиться в университете. За это время остальные члены ее семьи были убиты в Треблинке, о чем она узнала только после окончания войны. Живя в колхозе в деревне, она приспосабливается к крестьянской жизни и пытается примирить социалистические убеждения с антисемитизмом, который она испытывает. Сама Лена пытается найти счастливое детство, о котором говорила советская пропаганда, но безуспешно.

 

Журнальные статьи

Горсуч, Энн. «Советская молодежь и политика массовой культуры в годы нэпа». Социальная история, Vol. 17, № 2 (май 1992 г.): 189-201.

В этой статье Горсуч анализирует, как большевики пытались преобразовать российское общество, используя молодежь. Она анализирует то, как создавалась культура с помощью проектов, ориентированных на советскую молодежь, и то, как молодое поколение рассматривалось как самый большой потенциал для большевиков. В частности, она изучает фильмы и одежду советской городской молодежи как самое большое культурное препятствие для большевиков. Изучая эти аспекты социальной и культурной жизни, Горсуч утверждает, что большевики должны были их преодолеть, чтобы установить культурную гегемонию. Она объясняет, что, хотя большевики легко установили политическую гегемонию и проявили комсомол среди молодежи, большевики будут бороться в течение многих лет, чтобы установить свое господство в культуре советской молодежи.

Найт, Ребекка. «Репрезентации советского детства в постсоветских текстах Людмилы Улицкой и Нины Габриелян» Modern Language Review, июль 2009 г. , том 104 (3): 790-808.

Здесь Найт анализирует роль коллективной памяти и мифологизированной ностальгии по детству в постсоветской литературе. Используя, в частности, произведения двух русских писательниц, Людмилы Улицкой и Нины Габриелян, Найт показывает, как последние постсоветские авторы начали бороться с образом счастливого советского детства. Найт утверждает, что два аспекта советской системы создали уникальный опыт советского детства. Во-первых, жизнь детей в Советском Союзе определялась государственными институтами в большей степени, чем в других западных обществах, а именно регулированием образования и досуга. Эти положения были основополагающими в формировании идеальных советских граждан. Во-вторых, Найт утверждает, что пропаганда счастливого советского детства была эффективной в идеализации детского опыта, а также в создании прямой связи между счастливым ребенком и успешным государством. В остальной части статьи Найт прослеживает эти два аргумента в работах Улицкой и Габриеляна.

Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство (1936 г.) Источник: Диана П. Кенкер: Советский Союз с 1917 г. 2002 г.

 

Риордан, Джим. «Советская молодежь: пионеры перемен». Советские исследования, Vol. 40, № 4 (октябрь 1988 г.): 556-572.

В этой статье Риордан акцентирует внимание на советской «молодежи», которую он определяет как возраст от 15 до 30 лет. Также, в отличие от других упомянутых здесь работ, Риордан изучает роль этих молодых Советов в годы после хрущевской оттепели. Тем не менее, это проницательная статья, в которой подробно рассказывается о том, как объекты исследования стали предвестниками перемен и восстаний в советских государствах того времени. Он объясняет, что молодежная культура отошла от сверхорганизованного сталинизма и вместо этого стала больше напоминать западные независимые контркультуры. Он утверждает, что к 1985, советская молодежь перестала быть синонимом комсомола, а вместо этого стала принимать более творческие формы. Его понимание роли комсомола и того, как оно изменилось к 1985 году, важно и способствует лучшему пониманию восстаний советской молодежи.

 

Киноресурсы

Два недавно выпущенных документальных фильма посвящены проблеме детства в Советском Союзе и Российской Федерации. Первый, Моя перестройка (2010), рассказывает о четырех россиянах, выросших во времена перестройки. Они подробно рассказывают о своем детстве и описывают перемены, свидетелями которых они стали в своей стране. Хотя он и не имеет прямого отношения к культу детства, он все же исследует важные темы ностальгии по опыту советского детства.

Второй документальный фильм «Поцелуй Путина» (2012) рассказывает историю Маши Дроковой, лидера российской молодежной организации «Наши ». Он следует за ней, когда она смиряется с непристойной стороной этой организации и как она пытается справиться и примирить свои собственные ценности. «Наши » можно рассматривать как идеологическую преемницу таких групп, как комсомол, и как таковая имеет важное значение для понимания молодежной культуры в бывшем Советском Союзе.

 

Интернет-ресурсы

Анналы коммунизма: сталинизм как образ жизни: повествование в документах:

Интернет-компаньон одноименной текстовой коллекции Льюис Сигельбаум и Андрей Соколов представляют более 150 документов, собранных из советских архивов, связанных со сталинской жизнью. Документы касаются исправительных колоний, коллективизации и деятельности Политбюро, но также включают соответствующие тексты о пионерах и комсомоле.

Flickr: Мое счастливое советское детство:

Группа flickr, в которую входят фотографии, связанные со сценами повседневной жизни, а также те, которые касаются конкретно советских детей, например, игры и игрушки, школьные сцены, а также государственная пропаганда.

Английский Россия: жизнь советского ребенка:

На этом сайте воспроизведена американская книга из серии «Дети мира» 1987 года, в которой подробно рассказывается о повседневной жизни москвички Кати. Беззаботная и предназначенная для детей книга по-прежнему предлагает взглянуть на детство позднесоветского периода, а также демонстрирует, как это воспринималось на Западе.

Дети сталинской эпохи «Взгляд на восток»

 

Следующий пост в студенческой витрине 2012 года посвящен тому, как террор и репрессии сталинской эпохи оказали влияние, выходящее далеко за пределы тех, на которые режим непосредственно нацеливался. Сталинская пропаганда утверждала, что СССР был лучшим местом в мире для воспитания ребенка, представляя детство как невинное, счастливое и полноценное время. Однако это не касалось миллионов детей, чьи родители были захвачены сталинским террором. Некоторые из этих детей воспитывались в лагерях ГУЛАГа, некоторые — в государственных детских домах. Некоторых отправили в ссылку со своими семьями, а других оставили на произвол судьбы на городских улицах. Все оказались обездоленными, перемещенными, маргинализованными и отвергнутыми. В этой статье Виктория Берд рассказывает об опыте этих детей, сталинских «мельчайших врагов».

 

«Меньшие враги»: дети сталинской эпохи

Виктория Берд.

Сталинская эпоха характеризовалась обширным террором и репрессиями, когда большое количество советского населения жило в страхе перед «стуком в дверь», который мог означать арест, ссылку, заключение или казнь. Эта атмосфера страха распространялась даже на маленьких детей, многие из которых боялись того дня, когда их родители «исчезнут». Дети, потерявшие родителей в результате сталинского террора, пострадали по-разному. Некоторых вместе с родителями отправили в лагеря ГУЛАГа; некоторые были депортированы в ссылку в отдаленные регионы со своими семьями, а некоторые были отправлены в советские детские дома. Те, кто остался, подвергались стигматизации и остракизму, часто даже со стороны других членов семьи, которые боялись наказания, если было замечено, что они помогают ребенку «врага народа», поэтому их оставляли на произвол судьбы на городских улицах. Какой бы ни была их окончательная судьба, все эти дети оказались маргинализированными, преследуемыми, отвергнутыми и забытыми основным обществом. Вместо этого в их жизни преобладала ежедневная битва за выживание, битва, в которой, к сожалению, многие не побеждали.

 

«Спасибо, дорогой товарищ Сталин, за счастливое детство!»

 

Сталинская пропаганда очень старалась представить детство как счастливую и позитивную пору. Детей представляли верными социалистами будущего, а Сталина изображали «маленьким отцом», воспитывающим следующее поколение новых советских мужчин и женщин. Повсюду были расклеены плакаты с изображением детей, восхваляющих Сталина, часто с подписью «Спасибо, дорогой товарищ Сталин, за счастливое детство» 9 . 0215 , в то время как коммунистические молодежные группы, такие как пионеры (для детей в возрасте 9-14 лет) и комсомол (в возрасте 14-18 лет), были созданы для предоставления детям ряда внеклассных мероприятий, включая парады, театральные представления, спортивные мероприятия. и летние лагеря, к которым многие иначе не имели бы доступа.

 

«Спасибо, товарищ Сталин, за наше счастливое детство!» (1936 г.) доступно в Интернете по адресу: http://www.soviethistory.org/index.php?page=subject&show=images&SubjectID=19.36children&Year=1936&navi=byYear

«Да здравствуют пионеры!» (1939) доступно в Интернете по адресу: http://www.soviethistory.org/index.php?page=subject&show=images&SubjectID=1936children&Year=1936&navi=byYear

 

Катриона Келли утверждает, что государство пыталось подтвердить утверждения «сказочная реальность», которая якобы характеризовала жизнь в Советском Союзе, с сентиментальными видениями детства, пронизывающими всю пропаганду и заявления о том, что Советский Союз был лучшим местом в мире для детей, чтобы расти. Но эта сказка скрывала мрачную реальность жизни многих детей в сталинскую эпоху, что иллюстрирует изображение ниже. Эта знаменитая фотография под названием «Друг маленьких детей» была опубликована на первой полосе журнала 9.0215 Известия в 1936 году, на котором Сталин с любовью держит на руках счастливую, улыбающуюся девушку. Однако улыбки молодой девушки скрывают ее темный фон. Ее зовут Геля Маркизова, и ее мать была загадочно убита после того, как ее отец Ардан был расстрелян якобы за заговор против Сталина в годы террора. Ее реальная история, конечно же, была скрыта государственной пропагандистской машиной, чтобы увековечить представление о счастливом детстве, которое советская пропаганда отчаянно пыталась изобразить.

 

«Друг маленьких детей» (1936)

 

Рассказ Гели иллюстрирует гораздо более широкую проблему: хотя некоторые дети и сегодня вспоминают свое сталинское детство с приятными воспоминаниями, их опыт был далеко не универсальным. Многие другие дети подвергались маргинализации, отвержению и преследованиям. У них было далеко не счастливое детство, на которое они якобы имели право, вместо этого они столкнулись с большими трудностями и борьбой за выживание.

 

Дети ГУЛАГа

 

В результате сталинского террора и массовых репрессий сотни тысяч родителей были арестованы и помещены в печально известные лагеря ГУЛАГа. Постановление № 2213 гласило, что дети до двухлетнего возраста должны содержаться в заключении вместе с матерями, поэтому многие маленькие дети были отправлены в ГУЛАГ и помещены в лагерные ясли[2]. Другие дети на самом деле родились в ГУЛАГе, потому что некоторые заключенные были беременны по прибытии, а другие забеременели в лагерях (подробнее о беременности и родах в ГУЛАГе см. предыдущую запись в блоге ЗДЕСЬ). Жизнь детей, оказавшихся в лагерных яслях, была ужасной. Их часто заставляли жить в крайне антисанитарных условиях, в самых холодных, старых бараках, с нехваткой одеял, а в скудном пайке отсутствовали необходимые питательные вещества и витамины. Качество оказываемой помощи было ужасным; детям пренебрегали и уделяли минимальное внимание из-за сообщений о том, что медсестры кормили детей обжигающе горячей пищей и часто оставляли их часами сидеть на горшках, в результате чего многие страдали от выпадения прямой кишки. В результате уровень младенческой смертности в ГУЛАГе был чрезвычайно высок, а выжившие дети получили серьезные физические и психологические травмы. В своих мемуарах Евгения Гинзбург прокомментировала, как она была потрясена, обнаружив, что многие дети старшего возраста в одном лагерном питомнике даже не разговаривали, а вместо этого общались невнятным воем.

 

Кормление детей в яслях лагеря ГУЛАГа – изображение Кэти Фриерсон и Семена Виленского, Дети ГУЛАГа (Yale University Press, 2010), 311

 

В 1935 году была введена статья 12 Уголовного кодекса также разрешалось приговаривать детей с двенадцати лет как взрослых и интернировать в ГУЛАГ. Этот закон использовался для задержания детей тех, кто ранее был арестован за политические преступления на основании убеждения, что «яблоко от яблони никогда не падает далеко». [5] Многие беспризорники, беспризорники, также известные как Безпризорные, также совершали преступления (чаще всего кражи), и многих в качестве наказания отправляли в лагеря, где они жили в голых, грязных камерах в жестоком мире, где они общались со старшими. , более опасные преступники. Олег Хлевнюк описал, как многие пожилые уголовники жестоко обращались с молодыми людьми, часто используя их для сексуальных услуг или принуждая заниматься проституцией.[6]

Идентификационные фотографии арестованных детей-изображение, снятое из Катриона Келли, Детский мир: взросление в России 1890-1991 (издательство Йельского университета, 2007), 235

Отказ: Детское детство в изгнании

.

Многим детям также пришлось столкнуться с ужасающей перспективой изгнания. Обычно мишенями были набожные религиозные последователи, этнические меньшинства и «кулаки» (крестьяне, сопротивлявшиеся коллективизации). Многочисленные семьи были схвачены и насильственно переселены в отдаленные и необитаемые районы Крайнего Севера России, такие как Урал, Северная Сибирь или открытые степи Казахстана. Многим семьям дали немногим более часа, чтобы собрать достаточно еды и припасов для «новой жизни». Антонина Головина вспоминает, как мать быстро завернула ее в теплую шерстяную шаль, когда пришла команда уходить, но ее убрали и ей не разрешили взять, хотя они направлялись в арктические условия[7]. Путешествие в изгнание было трудным и изнурительным: семьи были упакованы в переполненные, плохо отапливаемые и грязные вагоны для перевозки скота в течение нескольких дней или недель подряд. В одном письме председателю ВЦИК рассказывалось, как тысячи детей умерли от голода или болезней во время пути в ссылку, чтобы быть захороненными в братских безымянных могилах[8].

 

Безымянные могилы погибших «спецпоселенцев» — некоторые из них имеют длину всего 4 фута. Изображение взято из Кэти Фриерсон и Семёна Виленского, Children of the Gulag (Yale University Press, 2010), 103

 

По прибытии выжившим поселенцам пришлось довольствоваться проживанием в примитивных землянках , вырытых грязевых ямах. из земли и покрытый ветвями и грязью, чтобы сохранить как можно больше тепла. Откапывая эти холодные, сырые убежища, ссыльные также должны были изо всех сил находить пищу для своих семей: они прибыли с небольшим количеством инструментов или другой провизии, чтобы помочь им, и многие поселения были полностью отрезаны от снега. Это означало, что еще тысячи детей умерли от голода. Ссыльные дети также столкнулись с рядом других опасных для жизни заболеваний. Недостаток витаминов вызывал цингу и недоедание, многие заболевали тифом, малярией, туберкулезом и пневмонией, не имея возможности получить медицинскую помощь. Как объясняет Верт, ситуация в изгнании была критической для детей, которые становились главными жертвами болезней и смерти. Например, в одном поселке, состоящем из 350 семей, в первые месяцы от эпидемии скарлатины умерло 180 детей. В другом островном поселении из 14 000 депортированных, погибших там в период с июня по август 1931, 76% из них были моложе 12 лет, и в одном отчете за январь 1932 г. признавалось, что в Нарымской области смертность детей в возрасте до трех лет достигала 12% в месяц, а Сибирь стала местом действия огромного количества детская смертность.[10]

 

Сталинские сироты

 

Беспризорники вместе с «детьми врагов народа» все чаще попадали в государственные детские дома, где их судьба была далеко не счастливой. Алан Болл утверждает, что условия в некоторых советских детских домах были такими же плохими, если не хуже, чем жизнь на улице, а Дебора Хоффман согласна с тем, что в сталинскую эпоху высокий приток детей в государственные детские дома (по 5000-10000 детей каждый год в течение 1930 с; в то время как только в Москве к 1 июня 2939 г. 1 г. 1938 г. в детские дома было отправлено 15 347 детей репрессированных родителей), условия становились все более тяжелыми, что приводило к переполненности и острому дефициту[11].

 

Голод и недоедание были обычным явлением в детских домах, многие дети были вынуждены совершать набеги на близлежащие мусорные баки в поисках пропитания, и были сообщения о том, что дети лакали жидкий суп прямо из сложенных чашечкой рук из-за нехватки мисок. [12] Нехватка одежды и обуви приводила к тому, что детям часто приходилось ходить босиком по снегу, и в одном из детских домов инспектор зафиксировал 46 детей с обморожением ног[13]. Трем-четырем детям часто приходилось делить грязный матрац без одеял, в то время как другие спали в печах или ютились на голом полу, прикрываясь всем, что попадалось под руку, например, старыми занавесками. Один детский дом в Вятке даже выдал детям мешки для сна[14].

 

В самих учреждениях были обветшалые стены, не было отопления и полного отсутствия умывальников, из-за чего детские дома все чаще называли «выгребными ямами». Детей купали только с интервалом в несколько недель; одна группа детей даже писала, что баню им разрешали посещать только раз в два месяца, а чистое белье выдавали еще реже. Во многих детских домах не было туалета, поэтому дети справляли нужду во дворах, коридорах и даже в собственных кроватях.[15] Сироты обычно страдали от таких болезней, как сыпной тиф, малярия, дизентерия, цинга, рахит, стригущий лишай и вши из-за их ужасных условий и плохой гигиены. Бывшие заключенные описывали, как тела умерших складывали в кучи, где их держали до тех пор, пока их не набралось достаточно, чтобы их увезли и кремировали, а в отчете одного инспектора описывалось, как он был свидетелем того, как дети вынуждены были жить и спать в течение нескольких дней в той же кровати, что и трупы других детей. Смертность среди детей в некоторых украинских детских домах фактически достигала ста процентов[16].

 

Те, кому удалось пережить болезнь и смерть в детских домах, также столкнулись с угрозой избиения, жестокого обращения и издевательств со стороны пожилых жителей, а также есть бесчисленные истории о жестоком нападении надзирателей на детей или даже изнасиловании. маленькие сироты на их попечении. Многие дети подвергались жестоким избиениям со стороны своих директоров, а другие помнят, как их бросали в «карцеры» за малейшую провинность. Один ребенок рассказал, как директор часто вытаскивал детей из кроватей за волосы, бил их головами о стену, а затем угрожал им своим револьвером. [17]

 

Безпризорный : Жизнь на улицах

 

Некоторые дети избежали жизни в приюте, убегая. Эти банды бездомных детей или Безпризорных стали обычным явлением в советских городах в сталинскую эпоху. Большинство зарабатывали на жизнь собирательством мусора, попрошайничеством, карманными кражами, мелкими кражами и проституцией. Многие быстро пристрастились к сигаретам, алкоголю и даже кокаину, пытаясь убежать от ужаса и тягот своей повседневной жизни. Они жили в ужасных условиях, особенно в морозные зимние месяцы, одетые в «заросшие вшами, грязные одежды» и «обмотанные газетами босые ноги». Чтобы согреться ночью, Безпризорный спал в грязных котлах, мусорных баках, общественных туалетах, а некоторые даже зарывались в землю в неглубоких землянках[18]. 118 некоторые попытки «реабилитировать» Безпризорных путем создания специальных детских домов, коммун и колоний, целью которых было перевоспитание и реинтеграция бездомных детей в респектабельное общество[19]. ] Однако большинство Безпризорников упорно отказывались поступать в эти учреждения, а те, кого насильно сгоняли, тысячами бежали, возвращаясь к жизни на улицах. С 1935 года специальным советским декретом на несовершеннолетних преступников распространялись полные меры наказания для совершеннолетних, а это означало, что любой задержанный мог быть просто заключен в тюрьму.

 

Заключение

 

Хотя сталинская пропаганда могла представить идеализированный «сказочный» образ советского детства, характеризующегося счастливой невинностью, для некоторых реальность была совсем другой. Многие дети были оторваны от своих семей, отправлены в ГУЛАГ, отправлены в ссылку, отправлены в детские дома или оставлены на произвол судьбы на улице. Большинство этих детей пережили тяжелые физические и психологические травмы, а те, кто выжил, часто несли это клеймо с собой во взрослую жизнь.

 

Для получения дополнительной информации см. : Фильм: Дети ГУЛАГа (Java Films)

Об авторе:

Виктория Берд только что получила степень бакалавра истории в Университете Суонси, Великобритания. На последнем курсе Виктория специализировалась на истории коммунистической Восточной Европы, а также провела исследование и написала свою историческую диссертацию на тему «Безпризорни: результат массовых арестов и системы трудовых лагерей».

 


[1] Катриона Келли, Детский мир: взросление в России, 1890–1991 (издательство Йельского университета, 2007)

[2] Энн Эпплбаум, ГУЛАГ: история (Penguin Books, 2004), 292; Кэти А. Фрирсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа (издательство Йельского университета, 2010), 310–313

[3] Евгения Гинзбург, В вихре (Коллинз Харвилл, 1989) 4; Катрина Келли, Детский мир , 241

[4] Евгения Гинзберг, 9 лет0215 В вихре, 4

[5] Катриона Келли, Детский мир , 237

[6] Олег Хлевнюк, История ГУЛАГа: от коллективизации до Большого террора (Yale University Press, 2004) 124

[7] Орландо Файджес, Шепчущиеся , 95

[8] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа , 100 – 103

[9] Маленькая Дебора Хоффман, Враги 90 Дети в тени ГУЛАГа , (Slavica Publishers, 2008), 41

[10] Николас Верт, Остров каннибалов: смерть в сибирском ГУЛАГе (Princeton University Press, 2007), 44-56

[11] Алан Болл, и сейчас Моя душа ожесточилась : Брошенные дети в Советской России 1918-1930 (Калифорнийский университет Press, 1994) 98; Дебора Хоффман, Самые маленькие враги, 81; Шейла Фитцпатрик, Повседневный сталинизм: обычная жизнь в необычные времена; Советская Россия в 1930’s (Oxford: Oxford University Press, 1999) 150

[12] Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась , 115

[13] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа, 254

[14] Дженн Гейт и Кэтрин Джоллак, Голоса ГУЛАГа, Устные истории советского заключения и изгнания (Palgrave Macmillan, 2011) , 125; Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась , 115

[15] Алан Болл, 9 лет0215 И теперь моя душа ожесточилась , 116; Дебора Хоффман, Самые маленькие враги, 98

[16] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа, 58, 117; Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась , 115; Катриона Келли, Детский мир , 201

[17] Кэти Фриерсон и Семен Виленский, Дети ГУЛАГа, 56

[18] Алан Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 30–32, 72

[19] Люси Уилсон, Новые школы Новой России, ( Vanguard Press, 1928), 100

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

21 июня 2012 г. — Автор: kellyhignett | Без категории | Безпризорный, Детство, Дети, Ссылка, ГУЛАГ, Детские дома, Сироты, Пропаганда, Репрессии, Сталин, Беспризорники, Террор

Нежеланные дети Советского Союза. Воодушевленные гласностью, реформаторы отстаивают свое дело

Москва

Детский дом №5 затерялся среди новостроек Кировской области. Группа из 156 детей в возрасте от трех до семи лет проживает здесь, в малоэтажном здании, спроектированном под детский сад. Они спят по 17 человек в комнате на четырех рядах крошечных кроватей, выстроенных с ног до головы. Стены чистые и светлые, много игрушек, деревянные шкафы, подаренные 19 веком.Олимпийская деревня 84 добавляет солидности.

Этих детей среди нескольких сотен тысяч в Советском Союзе ждет детство в детских учреждениях: до 7 лет в детском доме, затем в интернате или интернате для детей-сирот. Усыновят лишь немногих счастливчиков: не тех, у кого в семье были случаи алкоголизма, что отпугивает будущих родителей.

В 17 лет им придется переехать в общежитие и надеяться, что они смогут получить вид на жительство в Москве, который позволит им поступить на курсы профессионального обучения.

Свежее дыхание критики, которую привнесла гласность в советскую жизнь, доходит до системы социального обеспечения. В недавних телевизионных программах рассказывалось о некоторых из тех, кого система игнорировала: стариках и, особенно, нежеланных детях.

В многочисленных журналах и газетах поднималась проблема детей в государственных домах. Из 150 домов, проверенных в 1986 г., правительственными инспекторами было обнаружено около 60 «серьезных нарушений» норм ухода за детьми. Эксперты жалуются, что сотрудники этих домов не проходят специальной подготовки и что до недавнего времени работа в них была кратчайшим путем к получению московской прописки.

Альберт Лиханов, редактор молодежного журнала «Смена», во многом ответственен за привлечение внимания общественности к детям из неблагополучных семей. Уже более 10 лет, по его собственным подсчетам, он призывает к более широкой социальной ответственности за судьбу этих детей. Часть его послания, не особенно приветствовавшаяся в те дни, когда социальные беды были заметены под ковер, состоит в том, что у большинства из них есть живые родители.

Многие дети одиноких матерей, которые отказались от них при рождении. В девяти детских домах Московской области 20 процентов относятся к этой категории. Еще 10 процентов просто брошены на станциях метро или на улицах, по словам сотрудников Московского управления народного просвещения.

Г-н Лиханов видит в этом отражение растущего индивидуализма. «Сейчас люди не умирают от голода, но растет эгоизм», — говорит он. «Раньше мать заботилась о своих детях, несмотря ни на что. Но молодым женщинам сейчас не нужны их дети — дети греха, несчастной любви. Некоторые женщины отказываются от детей прямо в роддоме».

Мать из Рязанской области утверждает, что из 32 недоношенных детей, находившихся в роддоме, когда она рожала, 17 уже были брошены матерями. «Каждый из нас выкормил своего собственного ребенка, а другого отвергли», — написала она в журнал Work Woman.

Еще одна большая группа детей, находящихся на попечении государства, была отобрана у родителей, лишенных родительских прав, как правило, из-за алкоголизма или уголовных наказаний. В Москве это 35 процентов от общего числа. У 15% родители слишком больны, чтобы заботиться о них, а около 20% являются настоящими сиротами.

Антиалкогольная кампания советского лидера Михаила Горбачева вызвала резкое осуждение родителей-алкоголиков, особенно тех, кто продолжает получать детские пособия, такие как дополнительная жилая площадь, после того, как у них отняли детей. Социальные обозреватели предложили, чтобы эти родители помогали оплачивать содержание своих детей.

В то же время авторы писем в газеты выступают за ужесточение законов о лишении родительских прав. Авторы письма утверждают, что многие дети, у которых есть шанс быть усыновленными, томятся дома, пока выясняется их правовой статус.

Лиханов считает, что законы и указы мало что сделают для улучшения ситуации, пока «не станет стыдно отдавать ребенка». Нужно встряхнуть родителей, говорит он. «Наша политическая перестройка должна иметь духовный аспект» 9.0004

Тем временем он работает над созданием детского фонда для поощрения индивидуальных пожертвований. В прошлом создание такого фонда торпедировалось «классической формой старого мышления», пишет Лиханов. По его словам, официальные лица опасались плохой огласки на Западе. «Но имеют ли право эти власти снять с общества его ответственность…?» Несмотря на свое недоверие к указам, Лиханов настаивал на принятии закона о детских домах. На последнем заседании Верховного Совета, номинального парламента, был принят указ, который он помогал разработать.

Указ разрешает создание детского фонда и предусматривает выделение дополнительных 400 миллионов рублей (600 миллионов долларов США) в год для всех категорий детских домов, увеличение бюджета на две трети.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *