Как воспитать мальчика без отца советы психологов: советы и рекомендации — karpachoff.com

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной: советы по правильному воспитанию сыновей, роль отца и матери

Когда в семье рождается мальчик, родители хотят, чтобы он вырос сильным, смелым, решительным – одним словом, настоящим мужчиной. Но что для этого нужно делать и как правильно воспитывать сыновей, знают далеко не все. В помощь родителям, которые задумались, как воспитать мальчика настоящим мужчиной – наша статья.

Не гиперопекайте сына, чтобы он вырос настоящим мужчиной! Но при этом всегда знайте, где он, что делает, и всё ли с ним хорошо с помощью приложения «Где мои дети».

Содержание:

  • Особенности воспитания мальчишек: что важно знать
    • Типичные ошибки родителей
    • 10 главных качеств настоящего мужчины
  • Роль отца и матери в воспитании сына
  • Если в семье нет папы
  • Как воспитать сына настоящим мужчиной
    • Рекомендации практикующего психолога
    • Советы родителям

Особенности воспитания мальчишек: что важно знать

Prostock-studio/Shutterstock. com

В 2017 году один популярный женский портал провёл опрос на тему «Каким, по Вашему мнению, должен быть настоящий мужчина?» Самыми ценными качествами идеального представителя мужского пола были названы надёжность, мужественность, трудолюбие и ответственность. Настоящий мужчина, по мнению большинства женщин, знает, чего хочет от жизни, благороден, честен и отважен. Также читательницы указали, что такому мужчине важно иметь хорошую физическую форму, широкий кругозор и развитые коммуникативные навыки, чтобы поддержать беседу на любую тему.

Важно понимать, что эти качества сами по себе не сформируются. Основы мужественности сына должны заложить родители, начиная с раннего детства. Именно они создают условия, в которых мальчик становится мужчиной.

Это в теории. А как происходит воспитание мальчиков на практике каждый из нас может наблюдать на детской площадке, на улице, в магазине:

***

Летнее утро. Мама с четырёхлетним Мишей выходят на детскую площадку. Мама садится на скамейку, Миша идёт к песочнице.

Там уже играет соседский мальчик Вова. Миша садится рядом с ним и набирает в ведёрко песок. Лопатка маленькая, и часть песка просыпается на самого Мишу и на рядом сидящего Вову. Мама кричит:

– «Миша, прекрати пачкать Вову песком!» 

Вова, желая помочь Мише, отдаёт ему свою лопатку. Ведро наполнено, но Мише настолько понравилась лопатка, что он ни в какую не хочет отдавать её хозяину. Мама, видя эту картину, снова кричит:

– «Миша, ну-ка быстро отдал лопатку! Не умеешь нормально играть – уходи из песочницы!» 

Миша неохотно оставляет игру, но тут его взгляд падает на горку, с которой он так давно хотел скатиться. Миша поднимается по ступенькам и тут же слышит недовольный голос мамы:

– «Это ты куда полез?! Ну-ка слазь немедленно! Хочешь себе шею свернуть? Вот вырастешь и будешь кататься». 

Prostock-studio/Shutterstock.com

Со вздохом Миша слезает с горки, и тут около него приземляется голубь. Мише очень хочется его потрогать, он бежит к голубю, но тот успевает взлететь. На площадке снова раздаётся голос Мишиной мамы:

– «Миша, ты что, глупый, за птицами бегать? Иди сюда быстро, у тебя шнурки развязались». 

Миша наклоняется и видит, что у него действительно развязался шнурок на правом ботинке. Шнурки он ещё не умеет завязывать, но очень хочет научиться. Миша наклоняется над ботинком, пытается завязывать шнурок, но только ещё больше запутывает его. Мама кричит ему:

– «Ты что, не слышишь? Иди сюда быстрее, я тебе всё сама завяжу!» 

Миша бежит к маме, наступает на развязанный шнурок и падает. Разгневанный голос мамы раздается на всю площадку:

– «Да это не ребёнок, а сплошное наказание! Всё, больше мы с тобой гулять не пойдём, раз ты не умеешь себя нормально вести!» 

И мама уводит плачущего Мишу домой…

***

О каком развитии самостоятельности, расширении кругозора и приобретении навыков общения может идти речь, если все действия ребёнка тут же пресекаются «заботливой» мамой?

При воспитании мальчика важно научиться доверять и просить о помощи. Мама может попросить своего кавалера, помочь ей донести сумку, хотя кавалеру ещё только четыре года. Само слово ВосьПитание, говорит само за себя: необходимо напитать Ось, основу. А основа будущего мужчины – это ответственность, смелость, щедрость и покровительство над своими подопечными (жена, дети, родители).

Действительно, многие родители совершают типичные ошибки в воспитании сыновей, порой даже не задумываясь об их последствиях. Поэтому далее разговор пойдет именно о них.

Типичные ошибки родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Гиперопека

Первая и самая главная ошибка всех мам и пап при воспитании мальчиков – это гиперопека. Причём, как правило, она идёт из благих побуждений: «Я же забочусь о своём мальчике», «Я же хочу, чтобы ему было хорошо». Но то, что хорошо для мамы и что хорошо для сына – это совершенно разные вещи. Мама будет счастлива, если её мальчик будет покладистым, спокойным и желательно всегда находящимся рядом с ней. Не залезет в крапиву, не поедет с друзьями кататься на велосипедах, не прыгнет с парашютом.

Ребёнку же нужно полноценное физическое и психическое развитие, которое возможно только при непосредственном контакте с окружающим миром. Побегать за голубями и воронами и познакомиться с миром птиц и их особенностями. Устроить в песочнице «кашу-малашу», заодно постигая химические свойства песка. Залезть на высокую горку, тренируя при этом сноровку и развивая смелость и отвагу. Всё большое начинается с малого.

Перестаньте гиперопекать ребёнка и дайте ему больше личного пространства, не нарушая личных границ. При этом всегда знайте, где он, что делает, и всё ли с ним хорошо. Скачайте приложение «Где мои дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Чрезмерная строгость и запреты

Prostock-studio/Shutterstock.com

Вторая крайность – это воспитание мальчика в излишней строгости. Любые проявления самостоятельности, как и в случае с гиперопекой, сразу пресекаются. Ребёнок растёт в атмосфере запретов и ограничений, за малейшую провинность следует наказание. В результате мальчик вырастает либо жестоким и озлобленным на весь мир, либо затравленным и неуверенным в себе, с огромным количеством комплексов.

Самая большая ошибка родителей в воспитании мальчика – запрет на выражение эмоций. «Мужчина не плачет», «Нельзя злиться», «Нельзя капризничать» и так далее. В более старшем возрасте это приводит к неумению выражать свои эмоции и чувства, к скованности в отношениях с окружающими, к деструктивной агрессии – именно потому, что ребёнка не научили правильно проживать свои эмоции.

Например, злость. Ребёнок учится выражать злость у своих родителей. Если мама бьёт посуду в порыве гнева, ребёнок будет разбрасывать игрушки; родители кричат друг на друга, ребёнок будет кричать в ответ на них и на сверстников.

Как правильно научить ребёнка выражать злость? Потопать ногами, порычать, порвать бумагу, слепить свою злость или нарисовать её, побить/попинать подушку. А самое главное, научить его выражать это чувство словами: «меня разозлило то-то…», «я злюсь, потому что у меня не получилось» и так далее. Как это сделать?

  1. Своим примером: «Я сегодня разозлилась, когда …»
  2. Проговаривать и обсуждать злость ребёнка с ним: «Я вижу, что ты очень злишься, расскажи мне о том, что тебя беспокоит». Именно такой подход позволит строить доверительные отношения с сыном и в будущем поможет стать ему полноценной и психически здоровой личностью.
«Девичье» воспитание

Prostock-studio/Shutterstock.com

Ещё одной родительской ошибкой или недочётом можно назвать воспитание мальчика как девочки. Безусловно, аккуратность, скромность и воспитанность не помешают и мальчишкам, но опять же в разумных пределах. Развивая эти качества, родители забывают, что их сын – всё-таки мальчик, а значит, будущий защитник и добытчик. Чрезмерные ласки, «затискивание» и потакание всем капризам только навредят ему.

Всегда было и должно оставаться важное правило: то, что необходимо девочке, может погубить мальчика. Девочка может развиваться только в атмосфере любви, ей необходима Любовь-Забота. Мальчик может развиваться только в атмосфере задач, трудностей и преодоления препятствий, ему необходима Любовь-Доверие. Конечно, до пяти лет и мальчикам и девочкам нужна Любовь-Забота, но после пяти лет, Забота остаётся только с девочкой.

10 главных качеств настоящего мужчины

Prostock-studio/Shutterstock.com

Так какие же качества нужно развивать у мальчишек, чтобы из них выросли достойные представители мужского пола?

Решительность

Мальчик должен уметь сам принимать решения, иначе он всю жизнь так и будет жить чужим умом: сначала маминым, затем – жены.

Целеустремлённость

Для будущего мужчины важно не только умение ставить цели, но и достигать их. Поэтому научите вашего мальчика всегда доводить начатое до конца и не бояться трудностей. Не забывайте похвалить сына!

Смелость

Первый шаг к развитию этого качества – помощь ребёнку в преодолении страхов. Расскажите ему о том, что страх – это нормальное чувство, его испытывают все люди. Нужно не стыдиться, а бороться с ним. Поощряйте знакомства ребёнка с другими людьми, активные игры со сверстниками, занятия спортом, и тогда ваш сын вырастет смелым и отважным мужчиной.

Ответственность

Prostock-studio/Shutterstock.com

Именно это качество лежит в основе превращения мальчика в мужчину. Знаете, на что жалуются многие жены? Что мужья не хотят нести ответственность ни за одно важное дело и предпочитают, чтобы всё само как-нибудь разрешилось без их участия. Откуда «ноги растут»? Опять же из детства. Где «сиди, я сама сделаю», «ты ещё маленький», «мама лучше знает» и тому подобное.

Поэтому, дорогие мамочки, как можно раньше приучайте своих сыновей нести ответственность как за себя, так и за тех, кто младше и слабее, кто нуждается в помощи и защите. 11-летний мальчик вполне может погулять с новорождённой сестричкой во дворе, пока мама отдыхает или готовит обед. Регулярные обязанности по дому также научат сына ответственности и трудолюбию.

Не знаете, как мотивировать ребёнка помогать по дому, делать домашнее задание или убирать за собой? «Задания для ребёнка» решат эту проблему!

Сила воли и терпение

Prostock-studio/Shutterstock.com

Важно сохранять баланс между желанием обнять и утешить сына, если он упал и поранился, и воспитанием у него физической и психической стойкости. Лучше подойти к нему и спокойно сказать: «Я вижу, ты упал и немного содрал коленку, тебе неприятно. Ничего страшного. Сейчас мы промоем твою рану, обработаем и заклеим пластырем. И ты снова сможешь пойти играть».

Активность

Мужчины по своей натуре – исследователи, путешественники, первооткрыватели. Не ограничивайте свободу сына. Пусть полазит, посмотрит, потрогает, попробует. Ваша задача – только следить за его безопасностью.

Чтобы оставаться спокойными за ребёнка в любой момент времени и предоставлять ему необходимую свободу, скачайте приложение «Где мои дети» из GooglePlay и AppStore. Всегда знайте, где находится ваш ребёнок, и что происходит вокруг него.

Уверенность

Prostock-studio/Shutterstock.com

Прежде всего, помните, что уверенность ребёнка в собственных силах начинается с чувства безопасности. Если мальчик знает, что родители любят его и смогут помочь в любой ситуации, значит, в любом деле его ждёт успех. А если он столкнётся с неудачами, то сможет их спокойно преодолеть.

Честность

Лучший пример в воспитании этого качества у сыновей – честное и искреннее поведение родителей. Когда в семье никто не боится признать своих ошибок и сказать правду. Ваш мальчик должен запомнить одну простую истину: всё тайное когда-то становится явным, поэтому лучше признаться в содеянном сейчас, чем жить с тяжёлым чувством вины.

Сочувствие, милосердие, великодушие

Научите мальчика защищать тех, кто слабее, и делиться с теми, кто нуждается. Расскажите ему, что значит быть рыцарем. Покажите собственным примером, как важно иметь доброе сердце: накормите бездомную кошку, помогите соседке донести тяжёлые сумки до квартиры, уступите место в автобусе беременной девушке.

Умение дарить и получать любовь

Да, и это качество тоже должно быть у настоящего мужчины. У того, кто не боится демонстрировать свои чувства к жене и детям. У того, кто знает, чем их порадовать и развеселить.

Поэтому важно познакомить сына с миром чувств. Он должен научиться понимать свои и чужие эмоции, не бояться выражать их и уметь управлять ими. Только овладев этими навыками, будущий мужчина сможет жить эмоционально насыщенной и полноценной жизнью.

Узнайте, сколько качеств настоящего мужчины развито в вашем сыне. Пройдите короткий тест!

Роль отца и матери в воспитании сына

Prostock-studio/Shutterstock.com

В первые годы жизни ребёнок проводит большую часть времени с мамой. Она обеспечивает новорождённому питание и безопасность. Именно глубокая эмоциональная связь с матерью создаёт предпосылки для гармоничного развития малыша. Но учёные давно доказали, что эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие ребёнка напрямую связано с присутствием в его жизни отца. Поэтому папам ни в коем случае нельзя отстраняться от процесса воспитания, пока сын находится в младенческом возрасте. Молодые отцы могут играть со своими малышами, укладывать их спать, читать на ночь сказки, подменять маму, когда ей нужно отлучиться.

Ребёнок растёт, а вместе с ним растёт и его любознательность и жажда познания мира. И лучшим помощником ему в этом будет именно отец. Пока мама занята хозяйственно-бытовыми делами и вопросами учёбы, папа может научить сына кататься на велосипеде, ловить рыбу, забивать гвозди.

Именно отец является для мальчика примером для подражания, именно с ним взрослеющий мальчик хочет проводить больше времени, чем с матерью. 

Воспитанием мальчика преимущественно занимается отец, мать не может ни ругать, ни наказывать сына. Когда отец наказывает мальчика, мать не вмешивается. Если сын сделал что-то не должное, мать рассказывает отцу и тот сам решает, как поступить в этой ситуации.

К подростковому возрасту мальчик всё сильнее начинает ощущать себя мужчиной. Подростки копируют поведение знакомых взрослых, примеряют на себя образцы мужественности. Именно в этом возрасте должен состояться психологический разрыв сына с матерью и переход во взрослую жизнь.

Многие мамы, ощущая, что обожаемый сыночек вот-вот вырвется из гнезда, сознательно тормозят этот процесс. В результате подросток либо отстаивает свою независимость с помощью протеста и бунта (так же, как и в кризисе трёх лет), либо так и «застревает» на всю жизнь в этом возрасте, оставаясь вечным «маминым сыном».

Такой мужчина никогда не создаст собственную полноценную семью, «не разведясь» при этом с мамой. Поэтому очень важно на этом этапе отпустить сына и дать ему возможность стать настоящим мужчиной с собственными взглядами на жизнь.

В чем состоит главная миссия папы в переходном возрасте сына? В том, что подростку важно получить одобрение со стороны отца всем его действиям. Он ищет мужского внимания, ему важно чувствовать себя «своим» среди представителей мужского пола. Сын наблюдает за тем, как его отец принимает решение, как он относится к матери, как общается с другими мужчинами. Именно это поможет мальчику в дальнейшем выбрать правильную стратегию своего собственного мужского поведения.

Если в семье нет папы

Prostock-studio/Shutterstock.com

За последние годы количество неполных семей в России выросло до 30% от общего числа. Хотя отцы-одиночки – далеко не редкость, но чаще детей в таких семьях воспитывают женщины.

Что важно знать одинокой маме:

  1. Не пытайтесь быть ребёнку одновременно и матерью, и отцом, рассчитывайте свои эмоциональные силы. Хорошо, если папа поддерживает отношения с сыном и участвует в его жизни. В иных случаях ребёнку обязательно нужен мужской пример для подражания. Это может быть дедушка, дядя, учитель или тренер. Тот, кто станет для мальчика образцом мужественности и надёжности.
  2. Не высказывайтесь плохо об отце ребёнка и не делайте сравнений в негативном ключе («Ты такой же, как твой папаша!»).
  3. Не делайте из сына «подружку», которой можно рассказать о своих личных проблемах и переживаниях.
  4. Поручайте сыну часть хозяйственных дел, но не крадите при этом его детство, заваливая непосильной работой.
  5. Обращайте внимание на физическое развитие ребёнка. Запишите его в секцию, сами чаще гуляйте и играйте с ним в подвижные игры.
  6. Как бы ни было трудно, вовремя отпустите от себя сына и примите все изменения, которые происходят в его и вашей жизни.

Как воспитать сына настоящим мужчиной

Рекомендации практикующего психолога

Марина Фомина – консультант, практический психолог. На своём собственном опыте и опыте многих своих клиентов, она обозначила несколько главных проблем в воспитании сыновей и дала практические советы родителям:

Позволяйте делать ошибки

В стремлении к идеальности и желании подстелить соломку везде, где только можно, они не дают своему сыну возможности принимать самостоятельных решений и сводят практически к нулю возможность совершить ошибку. Это губительно для формирования здоровой личности, поскольку ошибки – неотъемлемая часть опыта. В результате у мальчиков могут сформироваться несколько убеждений, которые им впоследствии будут мешать: «Я не имею права на ошибку», «Я никогда не ошибаюсь» или, ещё того хуже «За меня всё решат».

Часто вижу подростков, за которых всё решают родители и им даже нечего хотеть. Когда ребёнок познает мир, так или иначе он будет ошибаться. Подумайте, прежде чем ругать его за испачканные штаны или разбитую машинку. Давайте ему возможность проявлять инициативу и наработать свой опыт.

Предоставьте свободу

Откажитесь от «ручного управления» и мелочного контроля. Не стремитесь проникать во все сферы жизни сына и контролировать каждый его шаг. Оставляйте ему возможность самому организовать хотя бы малую часть своей жизни. Определитесь, за что в своей жизни он несёт ответственность сам. Что есть в его жизни и на его территории, что относится только к нему, и не влияет на вас. Делегируйте это, не вмешивайтесь. Даже у самого маленького человека можно найти такое пространство, в котором от сам способен наладить процессы.

Оценивайте поступки, а не личность ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Большинство родителей путают оценку поступков и оценку личности. Это очень осложняет воспитание ребёнка любого пола, но для мальчиков особенно. Важно понимать, что оценка личности – враг действия. Такими оценками как «Шалопай», «Лентяй», «Двоечник». «Отличник», «Гений», «Чемпион» родители могут загубить внутренний моторчик созидательной деятельности. У ребёнка формируется убеждение, что он такой и это навсегда. «Я шалопай, ладно, получите следующую порцию» или «Я гений и всё, что я делаю – гениально».

Оставьте за своим ребёнком право быть хорошим парнем, даже если его поступок отвратителен: «Ты классный парень, сын, и то, что ты вчера учудил не самое лучшее решение в данной ситуации». Если сын добился чего-то, говорите, как вы рады за него, как у него здорово получилось, как он смог, несмотря на сложности, достичь результата. Поощряйте действия и результативность.

Отмечая результаты, избегайте зависимости дозы вашей любви от количества достижений или ошибок. Любите его всегда, не лишайте его душевной близости только потому, что он курил за школьным забором. Это как раз тот случай, когда котлеты и мухи – отдельно.

Не требуйте многого

Prostock-studio/Shutterstock.com

Не вешайте на сына лишнего. Часто матери (особенно одинокие), стремясь воспитать в сыне мужчину, психологически делают его своим мужчиной. Они незаметно начинают перекладывать на него ответственность за своё настроение, свою жизнь. Это очень скользкая дорога, которая часто приводит к катастрофе.

Будьте честны

Не скрывайте от сына свои ошибки. Тогда он с детства усвоит, что ошибки – это часть взросления. Они учат ответственности за последствия своих действий. Всегда можно оставаться хорошим человеком, даже если ошибся. Всё можно исправить.

Когда-то я на собственном опыте поняла, что моя задача, как матери, – любить, кормить и доверять. Это оказалось достаточно сложно сделать, потому что сначала надо было многому себя саму научить. Такие простые вещи я заменяла страхом и контролем. Исправлять пришлось очень долго.

Самое главное и самое сложное – понять, что вы влияете на сына не только воспитательными речами, но и своими поступками. Если взрослые люди сами не научились нести ответственность за последствия своих поступков, прощать себе ошибки и извлекать из них уроки, любить и воспитывать себя, то такие вещи очень сложно будет воспитать в сыне.

Советы родителям

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Мальчик вырастет настоящим мужчиной, если научится преодолевать трудности. Сам. Без мамы, заботливо подстилающей соломки на каждом шагу. Поэтому, милые мамочки, давайте уже превращаться из наседок в женщин, которые гордятся своими сыновьями и позволяют им быть самостоятельными и независимыми.
  2. Не отвергайте увлечения сына только потому, что они вам кажутся опасными и глупыми. Да, определённая доля риска есть и в хоккее, и в мотогонках, и в прыжках с парашютами. Но это хобби и страсть вашего мальчика, то, что закаляет его волю, делает его сильнее, смелее и решительнее.
  3. Мир мальчишек – это азарт, битвы, драки и приключения. Поэтому хватит дрожать над каждой царапиной вашего сына и пытаться разобраться со всеми его обидчиками. Для него важно сделать это самому.
  4. Чаще спрашивайте мнение сына касаемо всех происходящих вещей в мире («Что ты думаешь по этому поводу?») и внимательно слушайте, что он вам отвечает.
  5. Отношения мамы и сына всегда будут непростыми, поскольку они – представители разных полов. Поэтому в конфликтных ситуациях нужно иногда отойти в сторону и позволить сыну обсудить назревшую проблему с отцом. Этим вы убьёте сразу нескольких «зайцев». Во-первых, сын почувствует значимость отцовского мнения в семье. Во-вторых, вы укрепите взаимоотношения отца и сына. И, в-третьих, ваш мальчик не будет ощущать, что вы давите на него и стремитесь подчинить своей воле.
  6. У мальчиков по своей природе энергии куда больше, чем у девочек. Поэтому им так важно бегать, лазить, прыгать когда и где угодно. Не сдерживайте естественный выплеск мальчишеских эмоций.
  7. Не критикуйте и не унижайте мужчин в присутствии сына, иначе у него сформируется мнение, что все представители мужского пола (в том числе, и он) – никчемные люди, мнение которых абсолютно не имеет значения.
  8. Чем больше ваш мальчик делает что-то своими руками, тем увереннее он становится.

Воспитывать сына – непросто, особенно, когда это первый ребёнок и родителям не хватает знаний и опыта. Но главными постулатами и сто лет назад, и сейчас остаются любовь к ребёнку, уважение его личности и воспитание собственным примером. Тогда ваш сын вырастет из мальчика в настоящего мужчину, которым вы сможете по праву гордиться!

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 4.7 / 5. Подсчет голосов: 9

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

/>

Как правильно воспитывать сына без отца: 13 советов

Анастасия Рыкунова

Автор журнала Сolady. Психолог. Мама 2-летнего малыша. Считаю, что каждый человек должен быть счастливым.

X

Проверено экспертами

Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

      Подписаться

Время на чтение: 4 минуты

Мы очень хотим, чтобы наши сыновья выросли настоящими мужчинами. Хорошо, когда у ребёнка есть достойный пример перед глазами, но что делать, если этого примера нет? Как развить в сыне мужские качества? Как не допустить ошибки при воспитании?

Одна моя знакомая воспитывает сына одна. Ей 27. Отец ребёнка ушёл от неё, когда она была беременна. Сейчас её чудесному малышу 6 лет, и он растёт настоящим мужчиной: открывает двери для мамы, несёт пакет из магазина и часто так мило говорит «мама, ты у меня, как принцесса, поэтому я всё сделаю сам». И она признаётся, что воспитание сына ей даётся намного легче, так как её родной брат очень много времени проводит с мальчиком. Но при этом она боится, что из-за того, что рядом нет отца, сын будет замыкаться в себе.

К сожалению, немало мам вынуждены воспитывать сына самостоятельно. Например, Маша Малиновская воспитывает сына одна, по её словам, одним из важнейших качеств потенциального супруга видит умение найти общий язык с её сыном. Миранда Керр также воспитывает сына сама и при этом чувствует себя вполне счастливой.

И как же быть, если для сына нет достойного примера?

Существует несколько ситуаций, когда ребёнок растёт без отца:

  1. Отец ушёл, когда ребёнок был совсем маленький (или во время беременности) и не принимает участия в жизни ребёнка вообще.
  2. Отец ушёл, когда ребёнок был совсем маленький (или во время беременности) но учавствует в жизни своего ребёнка.
  3. Отец ребёнка ушёл в сознательном возрасте сына и перестал общаться с ним.
  4. Отец ребёнка ушёл в сознательном возрасте сына, но продолжает участвовать в жизни сына.

Если отец после ухода из семьи всё равно поддерживает связь с сыном – это наилучший вариант. В этом случае старайтесь не подрывать авторитет отца в глазах ребёнка. Пусть отец останется примером для ребёнка.

Но что же делать, если отец почти не появляется в жизни сына? Или даже вовсе забыл о его существовании?

13 советов психолога, как воспитать сына без отца

  1.  Расскажите ребёнку об отце. Не имеет значения, как вы к нему относитесь. Расскажите об отце какую-то общую информацию: возраст, увлечения, профессия и т.д. Не говорите о нём в негативной форме, не обвиняйте и не критикуйте. И если родной отец проявит желание общаться со своим сыном, не стоит этому сопротивляться.
  2. Не говорите плохо о мужчинах. Ваш ребёнок не должен слышать, как вы обвиняйте всех мужчин на земле в своих бедах и в том, что сейчас одни.
  3. Привлекайте мужчин из своей семьи для общения с ребёнком. Пусть ваш отец, брат или дядя проведут, по возможности, время вместе с мальчиком. Вместе что-то починят, построят или просто погуляют.
  4. Запишите ребёнка в секции и кружки. Постарайтесь отводить сына на занятия, где у него перед глазами будет пример мужского поведения в виде тренера или наставника. Главное, чтобы ребёнку было интересно.
  5. Обязательно обнимайте и целуйте сына. Иногда мы боимся, что из-за этого сын не вырастет мужчиной. Это не так. Мальчику также необходимо получать нежность.
  6. Не воспитывайте «как в армии». Чрезмерная строгость и жёсткость негативно скажется на ребёнке, и он может просто замкнуться в себе.
  7. Учитесь вместе с сыном. Мальчику интересно будет изучать автомобили, спорт и многое другое. Если эти темы для вас непонятны, то изучая это вместе, вы отлично проведёте время.
  8. Прививайте мальчику ответственность, смелость и самостоятельность. Хвалите сына за проявленные эти качества.
  9. Показывается фильмы, мультики или читайте книги, где образ мужчины положительный. Например, про рыцарей или супергероев.
  10. Не взваливайте на него слишком рано мужские обязанности. Дайте сыну побыть ребёнком.
  11. Будьте для малыша не просто мамой, но и хорошим другом. Вам будет намного легче находить общий язык с сыном, если у вас будет обоюдное доверие.
  12. Научите ребёнка не стесняться того, что у него неполная семья. Объясните ему, что так бывает, но это не делает его хуже других.
  13. Не стоит строить новые отношения с мужчиной только для того, чтобы найти ребёнку папу. И будьте готовы к тому, что ваш избранник и ваш сын могут не сразу найти общий язык.

Независимо от того, полная у вас семья или нет, самое важное, что вы можете подарить своему ребёнку – это понимание, поддержку, любовь и заботу!

Мальчики без отцов: 3 мифа, 3 чуда

Источник: Daphne McWilliams

Сделайте быстрый поиск «мальчики, выросшие без отцов», и вы быстро обнаружите, что погребены под лавиной ужасающей статистики. Больше шансов бросить школу, больше шансов заболеть наркотиками или алкоголем, больше шансов попасть в тюрьму; плохие новости продолжаются и продолжаются. Одно исследование зашло так далеко, что утверждало, что безотцовщина навсегда изменяет структуру мозга, вызывая у детей более высокий уровень агрессии и гнева.

Именно поэтому новый документальный фильм В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ… такой важный и своевременный фильм. Режиссер Дафна МакУильямс смело исследует здоровье и выносливость мужчин, воспитанных матерями-одиночками.

Мисс Маквильямс начинает фильм со своей беременности и бесстрашно записывает свои родительские трудности с его сыном с младенчества до подросткового возраста. Мы видим беременную мисс МакВильямс и танцующую с отцом своего ребенка. К тому времени, когда ее сын становится малышом, улыбка его отца тускнеет, и вскоре он полностью исчезает. Мисс Маквильямс неожиданно оказывается втянутой в мир одиноких матерей.

В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ… также следует за жизнью восьми мужчин из разных социально-экономических слоев и культур, которые были воспитаны матерями-одиночками, и показывает, как они одержали победу над отказом своего отца и сами стали выдающимися отцами. Мы видим многих из них в действии: будят детей по утрам, готовят еду, отвозят сыновей и дочерей в школу. Они выполняют родительские обязанности со страстью и приверженностью, редко встречающейся у мужчин.

Самым замечательным и вдохновляющим аспектом фильма является надежда, которую он передает. Мужчины в фильме говорят о глубокой любви и уважении, которые они испытывают к своим матерям. В необработанных и незаписанных интервью каждый мужчина открывает свое сердце, проливает слезы о борьбе своей матери и говорит о том, что его мать остается постоянным источником вдохновения. Мужчины также проявляют чувствительность и сострадание к своим отсутствующим отцам.

Недавно мы с мисс МакВильямс показывали фильм для подростков в средней школе Вильямсбург Чартер в Бруклине. Я был поражен тем, как комната, полная шумных подростков, замолчала, когда они смотрели фильм, в котором отразились многие из их собственных переживаний. Во время дискуссионной группы после показа подростки поделились своим разочарованием и гневом по отношению к своим отцам. Тем не менее, они быстро определили мужчин в своей жизни, которые выступили в роли отца.

Одна девушка указала на сидевшего рядом с ней декана школы, высокого импозантного мужчину с крепким рукопожатием и решительным взглядом, и объявила:

«Мистер Сэнфорд — мой настоящий отец. Он лучший отец, чем когда-либо был мой отец».

Когда я спросил почему, она ответила прямо по делу:

«Он всегда рядом со мной и заботится». Устаревшие и вводящие в заблуждение исследования

Статистика коварна. Холодные твердые факты могут оставить нас безнадежными или сделать других козлами отпущения. Когда жизнь сводится к цифрам на странице, мы рискуем потерять связь с нашей человечностью. Хуже того, упрощенная статистика может подпитывают необоснованные предубеждения и страхи.Они редко принимают во внимание таких людей, как мистер Сэнфорд, которые каждый день приходят и меняют жизнь детей9.0003

Прежде чем я перейду к мифам и чудесам, я смог поговорить с Дафной МакВильямс о ее опыте родителя и режиссера фильма «В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ…». Вот что она сказала:

Как вы думаете, есть ли положительные стороны в том, что мальчики растут без отцов?

Я бы не назвал это словом «положительный», как в положительных аспектах того, что мальчики растут без отцов. При этом я знаю, что мальчика можно воспитывать в семье без отца, и это не должно быть негативным результатом. Лично я считаю, что в интересах ребенка (мальчика или девочки) иметь отношения со своим отцом. Естественно, это будет от случая к случаю, но я считаю, что дети должны «знать» обоих своих родителей. Одно важное сообщение, которое я хотел бы донести до всех родителей-одиночек, читающих эту статью: чрезвычайно важно, чтобы вы нашли для себя заботу! Я все еще воспитываю сына, но он видит мою приверженность нескольким видам деятельности, которые помогают мне сохранять спокойствие и уравновешенность.

Учитывая всю бесконечную негативную статистику о семьях без отца, вы когда-нибудь чувствовали разочарование по поводу будущего вашего сына?

Абсолютно НЕТ! Лично я никогда не позволял статистике определять мою жизнь и будущее моего сына. Статистика имеет свое место в нашем обществе, но в то же время она носит общий характер и не основана на отдельном случае.

Что вас вдохновило в интервью с мужчинами, выросшими без отцов?

Меня вдохновила искренность каждого из мужчин. Возможно, они говорили прямо со мной, но мне кажется, они знали, что их голоса будут услышаны за пределами объектива и монтажной. Каждая из их историй была именно тем, что подтолкнуло меня к завершению этого фильма (что я и сделал на собственные сбережения и кредитные карты). Было поистине благословением находиться в комнате с каждым из них, они говорили, а я слушал.

3 Мифы о детях, воспитанных матерями-одиночками

1. Мальчики без отца неизбежно страдают склонностью к правонарушениям.

Самая большая проблема с ярлыком безотцовщины заключается в том, что он слишком упрощен. Это не раскрывает, почему некоторые дети в исследованиях остаются без отца.

Было ли это вызвано разводом?

Мать вдова?

Ребенка воспитывала женская пара?

Эти детали полностью меняют результаты обучения. Например, мальчики, воспитанные матерью и отчимом (полная семья), имеют самые высокие негативные результаты, намного больше, чем мальчики, воспитанные матерью-одиночкой. На самом деле преступность среди несовершеннолетних и токсикомания наиболее высоки среди детей, воспитанных родителями во враждебных браках (в семьях с двумя родителями).

Высокий уровень конфликтов дома по своей природе наносит наибольший ущерб благополучию детей. Следовательно, крайне негативные родительские отношения могут нанести гораздо больший ущерб, чем отсутствие родителя.

2. Мальчики, оставшиеся без отца, страдают гневом или депрессией.

Опять же, качество взаимоотношений в жизни ребенка определяет его психическое благополучие. Мальчики без отцов не выбирают своего биологического отца, но они могут выбрать фигуру отца, образец для подражания или наставника.

Все мужчины в фильме, включая сына режиссера, усыновили любящих и поддерживающих мужчин на роль своего отца. Братья г-жи Маквильямс, у которых брали интервью на футбольном матче ее сына, с радостью взяли на себя роль отца для своего племянника.

3. Лишенные отца мужчины не умеют быть хорошими отцами.

Как показывают отцы в «В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ…», роль родителей давала им возможность стать отцами, которой у них никогда не было. Это побудило их сблизиться со своими сыновьями и дочерьми и исцелить собственное болезненное детство.

Многие мужчины, воспитанные матерями-одиночками, с которыми я работала на терапии, продемонстрировали такое же впечатляющее упорство и мужество, как и мужчины в фильме. Так глубоко любя своих детей, они также перестают позволять своему прошлому определять их.

3 Чудеса детей, воспитанных матерями-одиночками

1. Мужчины, воспитанные без отцов, одинаково успешны в жизни.

История Соединенных Штатов полна историй о матерях-одиночках, воспитывающих успешных мужчин. На самом деле, он восходит к нашему первому президенту Джорджу Вашингтону и к президенту Обаме. Вы также можете найти в Интернете бесконечные списки изобретателей и новаторов, олимпийских спортсменов и музыкантов, воспитанных матерями-одиночками.

2. Мужчины, выросшие без отцов, могут быть выдающимися родителями.

Мужчины, изображенные в «Идеальном мире»… тихо выросли и приняли свою роль папы. Фактически, именно их история подпитывает их решимость чтить и любить своих собственных сыновей и дочерей еще больше.

3. Мужчины, воспитанные женщинами, часто более чувствительны и эмоционально настроены.

За 22 года работы ведущими терапевтическими группами я обнаружил, что мужчины и мальчики-подростки, воспитанные матерями-одиночками, часто более чувствительны к чувствам и потребностям других и более внимательны в отношениях с женщинами.

Воспитание превыше биологии

Взросление в идеальных условиях не гарантирует счастья. «В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ…» показывает, что «кого не хватает» не так важно, как «кто там». В конце концов, все сталкиваются в жизни с препятствиями; осложнения со здоровьем, внезапные трагедии, развод. В ИДЕАЛЬНОМ МИРЕ… сбрасывает ярлыки и доказывает, что при правильной поддержке, образцах для подражания и любви любой ребенок может добиться успеха.

Отсутствие отцов и сексуальные стратегии

По мере приближения Дня отца многие из нас могут задуматься о наших отношениях с отцами. Для некоторых из нас это могут быть воспоминания о рыбалке и бейсбольных играх. Для других это может вызвать чувства разочарования и гнева по поводу тех времен, когда наши отцы отсутствовали в нашей жизни. Независимо от того, были ли ваши отношения с отцом чем-то, чем вы дорожили, или чем-то, о чем вы так же быстро забыли, отцы играют уникальную и важную роль в развитии своих детей, особенно дочерей.

Время, потраченное с пользой
По сравнению с самцами других видов, человеческие самцы (или «мужчины», как их чаще называют) тратят исключительное количество времени, энергии и ресурсов на заботу о своем потомстве (Geary, 2000, 2005). Большое количество исследований показывает, что это время потрачено с пользой. Например, многочисленные исследования выявили связь между присутствием отца и снижением риска заболеваний и младенческой смертности по сравнению с детьми из семей с одним родителем (Фигередо и др. , 2006; Гири, 2000, 2005). По мере того, как дети начинают исследовать окружающий мир, участие отца связано с повышением уверенности в себе для исследования окружающей среды и принятия риска (Paquette & Bigras, 2010). Поскольку отцы чаще, чем матери, поощряют детей раздвигать границы (Brussoni & Olsen, 2011), участие отца также связано с меньшим страхом перед неудачей (Teevan et al., 19).86) и более высокой самооценкой (Harper & Ryder, 1986) по сравнению с детьми, которые растут без биологического отца. Вложение мужскими родителями времени и денег также связано с рядом желательных социальных результатов, включая более высокие академические успехи в детстве, более высокий социально-экономический статус (СЭС) во взрослой жизни и повышение социальной мобильности (Amato, 1998; DeBell, 2008; Geary, 2005; Kaplan et al., 1998; Mulkey et al., 1992).

Неудивительно, что в то время как присутствие отца оказывает положительное влияние на результаты развития, отсутствие отца надежно связано с различными сомнительными психологическими предрасположенностями и социальными последствиями. Например, исследования показали, что дети из семей, где нет отца, в меньшей степени способны откладывать удовольствие, чем дети из семей, где живут двое родителей (Mischel et al., 19).89). У них также больше межличностных проблем, более слабая психологическая адаптация и больше депрессии и тревоги, чем у мальчиков и девочек из полных семей (Jane Costello et al., 2006). В молодости они потребляют больше алкоголя (Kenny & Schreiner, 2009), чаще попадают в тюрьму (Anderson et al., 2002) и демонстрируют более враждебное поведение по отношению к молодежи, выросшей со своим биологическим отцом. Наконец, многие из этих рисков, по-видимому, повышены для детей и подростков, у которых, помимо отсутствия отца, отсутствуют позитивные отношения с матерью (Mason et al., 19).94), имеют низкий социально-экономический статус (Abdalla, 1992) или живут с психически больными матерями (Jensen
et al., 1989).

Теория отцовских инвестиций
Хотя отсутствие отца имеет важные последствия для благополучия мужчин и женщин, большая часть литературы сосредоточена на влиянии отсутствия отца на результаты развития и репродуктивной функции девочек по мере их приближения и вступления во взрослую жизнь. Большая часть этой работы основана на теории отцовских инвестиций (PIT), которая представляет собой эволюционную структуру, предсказывающую, что отцы играют важную роль в регулировании полового развития дочери (Trivers, 19).72; Дрейпер и Харпендинг, 1982; Эллис, 2004 г.; Эллис и др., 2003; Эллис и др. 2012).

PIT утверждает, что естественный отбор создал мозг девочек для обнаружения и кодирования информации о социальном поведении и инвестициях их отцов в качестве основы для калибровки их собственных репродуктивных стратегий. Согласно этой точке зрения, если девочка растет в доме с отцом, вкладывающим большие средства, это посылает ей сигнал о том, что (а) она живет в среде, которая благоприятствует большим родительским вложениям со стороны матерей и отцов, и (б) что выгоды от родительских инвестиций (с точки зрения долгосрочного репродуктивного успеха) высоки. В таких средах женщинам выгодно вкладывать значительные средства в собственное развитие до достижения половой зрелости и начала размножения, потому что это улучшит их способность создавать высококонкурентное потомство. С другой стороны, если девочка растет в доме, где отсутствуют отцовские инвестиции, считается, что это посылает противоположный сигнал: в этой среде нельзя полагаться на мужские инвестиции, а выгоды от инвестиций в отдельного потомка недостаточны, чтобы перевесить издержки отказа от дополнительных репродуктивных возможностей. В этих типах систем спаривания для женщин эволюционно выгодно изменить свое сексуальное развитие и принятие решений таким образом, чтобы продвигать стратегию спаривания «количество важнее качества» (Draper & Harpending, 19).82, 1988), которая характеризуется преждевременным половым развитием и более ранним возрастом первого размножения.

Многие данные свидетельствуют о том, что отсутствие отца приводит дочерей к ускоренному развитию, сексуальности и размножению. Например, исследователи неоднократно демонстрировали, что ранние отцовские инвестиции являются важной детерминантой сроков полового созревания, поскольку у дочерей менее вовлеченных отцов менархе наступает раньше, чем у девочек, выросших с более вовлеченными отцами (Ellis et al. , 2003; Ellis et al., 1999; Куинлан, 2003). Кроме того, девочки без отца демонстрируют множество последствий, которые часто наблюдаются у девочек в раннем возрасте, включая повышенную беспорядочность половых связей, более высокий уровень подростковой беременности, более ранние первые половые сношения и размножение, а также трудности в установлении стабильных долгосрочных отношений с наиболее выраженными последствиями. наблюдается у девочек, чьи отцы отсутствовали с раннего возраста (Belsky et al., 1991; Chisholm et al., 2005; Draper & Harpending, 1982; Quinlan, 2003). Например, Эллис и его коллеги (2003) исследовали связь между отсутствием отца и сексуальным поведением девочек в демографически разнообразной выборке девочек за 13-летний период. Результаты показали, что девочки-подростки, пережившие отсутствие отца в раннем возрасте, в два раза чаще вступали в половую связь и в семь раз чаще забеременели к 17 годам по сравнению с девочками, чьи отцы присутствовали во время их раннего развития. Более того, эти эффекты, по-видимому, специфичны для девочек, чьи отцы отсутствуют добровольно, а дочери вдов избавлены от этих последствий (Draper & Harpending, 19).82; Хетерингтон, 1972).

Хотя во многих исследованиях была обнаружена связь между присутствием/отсутствием отца и принятием дочерьми сексуальных решений, мы как ученые должны проявлять осторожность, делая вывод о причинно-следственной связи между двумя переменными без проведения эксперимента. Действительно, вопрос о том, оказывают ли отцы причинное влияние на сексуальную психологию дочерей, до сих пор широко обсуждается из-за отсутствия рандомизированных экспериментальных исследований. Принимая во внимание, что поручив женщинам испытать присутствие или отсутствие отца перед измерением их социосексуального поведения, мы столкнулись бы с некоторыми очевидными этическими дилеммами (не говоря уже о многочисленных практических проблемах), мы недавно решили попробовать следующий лучший способ: попросить женщин написать о времени, когда их отец был отсутствуют (или присутствуют) в связи с важным жизненным событием, а затем измеряют различные особенности принятия ими сексуальных решений. Помня об этой цели, мы провели пять экспериментов, проверяющих влияние напоминания об отсутствии отца на принятие женщинами сексуальных решений (DelPriore & Hill, 2013).

Наши результаты обеспечили последовательное экспериментальное подтверждение причинно-следственной связи между инвестициями отцов и принятием дочерьми сексуальных решений. Женщины студенческого возраста, которые описали время, когда их биологический отец отсутствовал, демонстрировали большую активацию сексуальных концепций и более снисходительное сексуальное отношение. Например, женщины, которые описывали отсутствие своего отца, с большей вероятностью завершали серию двусмысленных основ слов сексуальными словами (например, завершали _AK_D как «ГОЛЫЙ», а не как «ЗАПЕЧЕННЫЙ»), чем женщины, которые описывали время, когда их Отец был рядом и поддерживал в трудную минуту.

В дополнение к активизации сексуальных концепций прайминг отсутствия отца повлиял на явное отношение женщин к случайному сексу. В частности, женщины выражали большее согласие и большую готовность вступать в случайные сексуальные отношения после описания отсутствия отца. Они также сообщали о желании заниматься сексом с большим количеством знакомых мужчин и рассчитывали на секс с большим количеством мужчин в будущем, что не могло быть объяснено негативными эмоциями, которые могли быть вызваны воспоминанием об отсутствии их отца.

Кроме того, эти женщины больше негативно относились к использованию презервативов, чего не наблюдалось среди мужчин студенческого возраста, которые описывали присутствие своего отца. Хотя они сообщали о большей готовности идти на сексуальный риск, женщины, которые описывали отсутствие своего отца, больше не были готовы рисковать — или предаваться немедленному удовлетворению — в других областях (например, они не чаще сообщали о трудностях, экономящих деньги или сдерживающих себя). строгая диета). В соответствии с многочисленными предыдущими исследованиями, результаты наших экспериментов также касались описания отсутствия отца. Другими словами, женщины, которые описывали отсутствие своей матери или близкого друга, не демонстрировали подобных сдвигов в своих предполагаемых сексуальных решениях.

Следующие шаги и ограничения
Хотя этот массив исследований предполагает, что участие отца может быть ключевым фактором социально-сексуального развития дочерей, существует ряд ограничений того, что известно об этом влиянии. Например, хотя PIT утверждает, что участие отца предоставляет женщинам уникальную информацию о местных системах спаривания (например, о качестве и наличии партнеров-мужчин), которую женщины используют для принятия решений и поведения в сексуальной сфере, это предположение никогда не проверялось в явном виде. Важным следующим шагом в этой исследовательской программе является изучение того, действительно ли сигналы ухода отца влияют на ожидания женщин в отношении уровня инвестиций, которые они могут получить от будущих партнеров, и/или необходимости мужских инвестиций. Хотя наличие таких сознательных сдвигов не имеет решающего значения для теории отцовских инвестиций, если их наблюдать, эти результаты обеспечат мощную поддержку этой теоретической точки зрения. Изучение влияния отсутствия/разлуки с отцом на восприятие женщинами мужчин, системы спаривания, а также вероятности и необходимости получения мужских инвестиций представляет собой важный следующий шаг в исследованиях PIT.

Кроме того, возможно, что связь между отцовскими инвестициями и принятием дочерьми сексуальных решений может быть следствием общесемейного окружения. Это причинные факторы, которые различаются между семьями, но являются общими внутри семей (например, социально-экономический статус, религия). Смешение окружающей среды в масштабах всей семьи может, с одной стороны, привести к низким отцовским инвестициям, а с другой — привести к более быстрым репродуктивным стратегиям у дочерей. Например, бедность связана не только с повышенным уровнем распада семьи/отсутствия отца, но и с повышенным уровнем рискованного сексуального поведения (РСП). Если бедность (или какой-либо другой общесемейный средовой фактор) является основной причиной отношений между низкокачественными отцовскими инвестициями и более быстрыми репродуктивными стратегиями у дочерей, то «эффекты» отцовских инвестиций на самом деле ложны (т. третья переменная окружающей среды).

Точно так же возможно, что влияние отцовских инвестиций на репродуктивные стратегии дочерей может происходить из-за семейной генетической путаницы. Генетики поведения называют этот тип ассоциации корреляцией ген-среда. Родители, которые придерживаются более быстрой репродуктивной стратегии, могут передать своим детям гены более быстрой репродуктивной стратегии (Lummaa & Clutton-Brock, 2002). В соответствии со стратегией быстрой репродукции (например, низкая стабильность парных связей, низкие родительские инвестиции), такие родители также подвергаются повышенному риску физического отсутствия или отстранения. Таким образом, дочери, которые испытывают некачественные отцовские инвестиции, могут развивать более быструю репродуктивную стратегию из-за более высокой генетической нагрузки для признаков, связанных с быстрой стратегией. Действительно, любой фактор — будь то экологический или генетический — общий для родителей и потомства, влияющий на репродуктивные стратегии и коррелирующий с некачественными отцовскими инвестициями, может объяснить взаимосвязь между этими переменными.

Также необходимы исследования для изучения влияния отцовской вовлеченности на калибровку стилей привязанности дочерей (Bowlby, 1969). Бельский (1997) постулирует, что стиль привязанности, вырабатываемый потомством в первые пять-семь лет жизни на основе взаимодействия родителей и детей, включая реакцию на физические и эмоциональные потребности ребенка и общую родительскую теплоту, может быть неотъемлемым компонентом окружающей среды в разработка быстрых и медленных репродуктивных стратегий. Например, мужчины и женщины, состоящие в паре с надежной привязанностью, обычно используют более медленную стратегию спаривания, в которой они вкладывают значительные средства в меньшее количество потомства, в то время как те, у кого стиль привязанности ненадежно-сопротивляющийся и ненадежно-избегающий, имеют низкие родительские инвестиции, демонстрируют более оппортунистический подход к спариванию, больше детей и гораздо меньше инвестировать в их развитие. Таким образом, дочери родителей, особенно отцов, обладающих ненадежным стилем привязанности, имеют предсказуемо меньший возраст при первом половом дебюте и первом размножении. Передача стилей привязанности от поколения к поколению хорошо задокументирована психологами, занимающимися вопросами развития, и, безусловно, может представлять собой смешение окружающей среды в масштабах всей семьи, которое, как было показано, влияет на репродуктивные стратегии (Belsky, 19).97).

Обречены без папы?
Хотя исследования показывают, что участие отца связано со многими желаемыми результатами, это не означает, что ваши дети обречены на неоптимальную траекторию развития, если вы мать-одиночка. Паттерны, возникающие при изучении данных, — это просто шаблоны. Они не учитывают огромные различия, наблюдаемые между людьми в одних и тех же обстоятельствах. Если вам нужны доказательства этого, учтите, что дети, выросшие без отцов, выросли и стали писателями, лауреатами Пулитцеровской премии, Нобелевскими лауреатами и даже президентами Соединенных Штатов. Отец имеет значение, но наличие отца не гарантирует успеха, а взросление без отца не является рецептом неудачи.

Кроме того, важно отметить, что некоторые исследования показывают, что влияние ухода отца на результаты развития детей частично опосредовано материнской депрессией и финансовыми проблемами, которые могут быть неотъемлемой частью ухода отца (Culpin et al. , 2014).

Реакция матери на эти факторы может сыграть важную роль в смягчении (или усугублении) влияния отсутствия отца на развитие ребенка. Также могут быть предприняты шаги, которые могут предпринять матери, например, познакомить своих детей с другими образцами для подражания мужчин, поддерживающими их, такими как учителя и родственники, чтобы уменьшить влияние отсутствия отца на развитие. Исследования по этой теме необходимы, чтобы предоставить родителям-одиночкам рекомендации о том, как лучше всего настроить своих детей на успех, если они происходят из нетрадиционных семейных структур.

Значение отцовства постоянно пересматривается по мере изменения общества. Это важный момент, так как им часто пренебрегают в обсуждениях семьи, которые, как правило, сосредотачиваются на меняющихся ролях женщин. Поскольку мы вносим эти изменения, важно, чтобы наши новые определения отцовства отражали важную роль, которую отцы могут играть в развитии своих детей. Это особенно верно, когда речь идет о дочерях и их социально-сексуальном развитии. Хотя результаты этого массива исследований не дают конкретных ответов на многие из этих вопросов, они предполагают, что отцы могут оказывать важное влияние на сексуальность своих дочерей во взрослом возрасте. Поскольку мы продолжаем обновлять наши определения семьи и отцовства, важно изучить, как эти изменения влияют на развитие.

Познакомьтесь с автором s
«Когда мы гуляли по коридорам наших старших классов, наша исследовательская группа заинтриговалась различными путями развития, выбранными одноклассницами, даже в раннем возрасте. В то время как некоторые девушки предпочитали посвящать свое время друзьям или внеклассным занятиям, другие девушки пошли «более быстрым путем», гуляя со старшими парнями (и иногда беременели до окончания школы). Эти ранние наблюдения вызвали у нас взаимный интерес к пониманию широких различий в результатах развития и поведении при спаривании. Используя наши знания в области эволюционной теории, мы начали систематически исследовать многочисленные способы, которыми окружающая среда в раннем детстве формирует дальнейшие жизненные траектории. Хотя кажется очевидным, что детский опыт человека повлияет на то, кем он станет во взрослом возрасте, менее очевидным является то, что многие социально нежелательные результаты, связанные с неблагоприятными обстоятельствами в раннем возрасте, такие как подростковая беременность и рискованное сексуальное поведение, имеют хороший эволюционный смысл. в том контексте, в котором они развиваются. Разработка успешных вмешательств для предотвращения многих проблем со здоровьем, которые чрезмерно распространены в бедных семьях и семьях без отца, требует знакомства с последними исследованиями о важной роли, которую раннее окружение играет в формировании принятия решений и поведения во взрослой жизни».

Д-р Сара Э. Хилл,
, доцент психологии, Техасский христианский университет, Форт-Уэрт, Техас [электронная почта защищена]

Д-р Даниэль Дж. ДельПриор
— научный сотрудник Университета Аризоны, Тусон, Аризона
[электронная почта защищена]

Ссылки

Абдалла, Дж. (1992). Враждебность как функция отсутствия отца. Дерасат Нафсея, 2(2), 351–369.
Амато, PR (1998). Больше, чем деньги? Вклад мужчин в жизнь своих детей. Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Андерсон, Э.А., Колер, Дж.К. и Летик, Б.Л. (2002). Отцы с низким доходом и программы «Ответственное отцовство»: качественное исследование опыта участников. Семейные отношения, 51 (2), 148–155.
Бельский, Дж. (1997) Привязанность, спаривание и воспитание детей: эволюционная интерпретация. Человеческая природа, 8(4), 361–381.
Бельский, Дж., Стейнберг, Л. и Дрейпер, П. (1991). Детский опыт, межличностное развитие и репродуктивная стратегия: эволюционная теория социализации. Развитие ребенка, 62 (4), 647–670.
Боулби, Дж. (1969). Привязанность и потеря: Том. 1. Приложение. Нью-Йорк: Основные книги.
Бруссони, М. и Олсен, Л. (2011). Нахождение баланса между риском и защитой: отношение и практика отцов к предотвращению детского травматизма. Журнал развития и поведенческой педиатрии, 32, 491–498.
Чисхолм, Дж. С., Куинливан, Дж. А., Петерсен, Р. В. и Коалл, Д. А. (2005). Ранний стресс предсказывает возраст наступления менархе и первых родов, привязанность взрослых и ожидаемую продолжительность жизни. Человеческая природа, 16 (3), 233–265.
Калпин И., Херон Дж., Арая Р. и др. (2014). Отсутствие отца и время наступления менархе у девочек-подростков из британской когорты: опосредующая роль материнской депрессии и серьезных финансовых проблем. Журнал подросткового возраста, 37 (3), 291–301.
ДеБелл, М. (2008). Дети, живущие без отцов: оценки населения и показатели образовательного благополучия. Исследование социальных показателей, 87(3), 427–443.
Дель Приор, Д.Дж. и Хилл, С.Э. (2013). Влияние ухода отца на принятие женщинами сексуальных решений: экспериментальный подход. Журнал личности и социальной психологии, 105 (2), 234–246.
Дрейпер, П. и Харпендинг, Х. (1982). Отсутствие отца и репродуктивная стратегия: эволюционная перспектива. Журнал антропологических исследований, 38, 255–273.
Дрейпер, П. и Харпендинг, Х. (1988). Социобиологический взгляд на развитие репродуктивных стратегий человека. В К.Б. Макдональд (ред.) Социобиологические взгляды на развитие человека (стр. 340–372). Нью-Йорк: Спрингер.
Эллис, Би Джей (2004). Сроки полового созревания у девочек: комплексный подход к истории жизни. Psychological Bulletin, 130(6), 920.
Эллис, Б.Дж., Бейтс, Дж.Е., Додж, К.А. и другие. (2003). Не подвергает ли дочерей отсутствие отца особому риску ранней половой жизни и подростковой беременности? Развитие ребенка, 74 (3), 801–821.
Эллис, Б.Дж., Макфадьен-Кетчум, С., Додж, К.А. и другие. (1999). Качество ранних семейных отношений и индивидуальные различия в сроках полового созревания у девочек: лонгитюдный тест эволюционной модели. Журнал личности и социальной психологии, 77 (2), 387.
Эллис, Б.Дж., Шломер, Г.Л., Тилли, Э.Х. и Батлер, Э.А. (2012). Влияние отцов на рискованное сексуальное поведение дочерей: исследование братьев и сестер, контролируемое генетически и окружающей средой. Развитие и психопатология, 24(1), 317–332.
Гири, округ Колумбия (2000). Эволюция и непосредственное выражение человеческого отцовского вклада. Психологический бюллетень, 126 (1), 55.
Гири, округ Колумбия (2005). Эволюция отцовских инвестиций. В Д. Бассе (ред.) Справочник по эволюционной психологии (стр. 483–505). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Фигередо, А.Х., Васкес, Г., Брумбах, Б.Х. и др. (2006). Теория совести и истории жизни: от генов к мозгу и к репродуктивной стратегии. Обзор развития, 26 (2), 243–275.
Харпер, Дж. Ф. и Райдер, Дж. М. (1986). Родительская привязанность, самооценка и принятие сверстников у подростков мужского пола в отсутствие отца. Австралийский журнал о сексе, браке и семье, 7, 17–26.
Хетерингтон, Э. М. (1972). Влияние отсутствия отца на развитие личности дочерей-подростков. Психология развития, 7 (3), 313–326.
Джейн Костелло, Э., Эрканли, А. и Ангольд, А. (2006). Существует ли эпидемия детской или подростковой депрессии? Журнал детской психологии и психиатрии, 47 (12), 1263–1271.
Дженсен П.С., Гроган Д., Ксенакис С.Н. и Бейн, М. В. (1989). Отсутствие отца: влияние на детскую и материнскую психопатологию. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии, 28 (2), 171–175.
Каплан Х.С., Ланкастер Дж.Б. и Андерсон К.Г. (1998). Человеческие родительские инвестиции и фертильность: истории жизни мужчин в Альбукерке. В книге A. Booth & AC Crouter (Eds.) Мужчины в семьях (стр. 55–109).). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Кенни, Д. Т. и Шрайнер, И. (2009). Предикторы высокого риска употребления алкоголя молодыми правонарушителями по общественному заказу. Психология, государственная политика и право, 15(1), 54.
Луммаа, В.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *