Эффект Моцарта – музыка, повышающая интеллект
О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже давно. Беременным даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты. А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.
Активизация
коры головного мозга
Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца их “заставляли” по 12 часов в сутки слушать одно и то же – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее и делали значительно меньшее ошибок (на 37%), чем обычные крысы.
Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но ТОЛЬКО прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.
Научные теории
Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.
Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.
Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются ЧАЩЕ, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.
С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 — 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.
Музыка,
повышающая интеллект
Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:
1 – сидели в полной тишине;
2 – слушали аудиокнигу;
3 – слушали сонату Моцарта.
Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги
1 – на 14%;
2 – на 11%;
3 – на 62%.
Впечатляющие результаты, не правда ли?!
Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.
Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.
У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод — надо постоянно поддерживать молодость.
Невиданный пример
Не могла пройти мимо такого поразительного примера торжества воздействия музыки Моцарта. Прежде всего, высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. И наш пример об этом.
Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем.
Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет:
До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления.
Заключение
Надеюсь, что эта статья вызвала у вас желание слушать Моцарта. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). У нас же на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта.
Еще по теме:
Личная музыкотерапия –
секреты и правила
Музыка Моцарта снизила эпилептическую активность мозга — Наука
© EPA-EFE/Alejandro Garcia
ТАСС, 19 июня. Прослушивание музыки Моцарта примерно на треть уменьшило ведущую к эпилептическим припадкам активность мозга пациента. Музыка Гайдна же, напротив, увеличила почти на 50%, пишут ученые в European Journal of Neurology
На эту тему
«Активность мозга пациентов, которые слушали «Сонату для двух фортепиано» Моцарта и 94-ю симфонию Гайдна, оказалась совершенно разной. В первом случае эпилептиформная активность мозга уменьшилась на 32%, а во втором – увеличилась на 45%», – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Масарика (Чехия) Иван Ректор.
Музыка может влиять на работу нервной системы человека, но ученые не до конца представляют, как именно это происходит. К примеру, известно, что совместное пение «синхронизирует» пульс участников хора, а после прослушивания любимой музыки между центрами слуха и удовольствия формируются особые цепочки.
В новом исследовании нейрофизиологи под руководством Ивана Ректора обнаружили еще один необычный пример того, как некоторые типы музыки могут благотворно влиять на работу мозга человека. Они решили проверить, действительно прослушивание музыки Моцарта, но не других композиторов, улучшает работу мозга эпилептиков.
В целях эксперимента врачи имплантировали в нервную ткань пациентов с тяжелыми формами эпилепсии (с их согласия) набор электродов, чтобы локализовать эпилептический очаг и ликвидировать его.
На эту тему
После этого пациентам включали музыку Моцарта и Гайдна. В ходе эксперимента ученые наблюдали, как менялась активность всей нервной системы, пытаясь понять, как именно музыка воздействовала на нее.
С одной стороны, результаты наблюдений подтвердили, что музыка Моцарта действительно улучшает работу мозга эпилептиков и примерно на треть снижает частоту появления потенциально опасных всплесков активности. С другой стороны, они указали, что положительное влияние его произведений было связано не с удовольствием от ее прослушивания, а с тем, как она влияла на так называемые мозговые волны.
Так ученые называют коллективные колебания активности нейронов, чрезмерная синхронизация которых приводит к развитию эпилептических припадков, тремора и других нарушений в работе сознания и памяти. Как обнаружили Ректор и его коллеги, музыка Моцарта значительно снижала активность мозговых волн, связанных с появлением эпилептиформных разрядов.
«Мы обнаружили, что эпилептиформная активность сильнее всего снизилась в боковой височной доле коры мозга, где расположены центры слуха, а не в лимбической зоне коры, отвечающей за эмоциональное восприятие музыки. Кроме того, наши добровольцы не были любителями классической музыки и не высказывали определенных предпочтений в отношении произведений Моцарта и Гайдна», – пояснил Ректор.
Ученые предполагают, что подобные результаты позволяют надеяться, что врачи в будущем смогут подбирать для каждого носителя эпилепсии уже существующие музыкальные композиции или вырабатывать наборы звуков, которые будут предотвращать появление припадков или снижать их остроту.
Теги
НейронаукиМоцарт, Вольфганг Амадей
«Эффект Моцарта»: действительно ли классическая музыка сделает вашего ребенка умнее?
6 ноября 2018, 09:59 | Обновлено: 6 ноября 2018, 10:00
Исследования показывают, что прослушивание классической музыки может улучшить ваш слух, навыки пространственного мышления и даже общий интеллект. Но есть ли правда в «эффекте Моцарта»?
Что такое эффект Моцарта?
Об «эффекте Моцарта» впервые сообщили в 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне, которые попросили людей послушать сонату Моцарта для двух фортепиано (K448) в течение 10 минут, в то время как другие слушали либо тишину, либо музыку для релаксации. для снижения артериального давления.
Слушайте лучшие классические альбомы для малышей >
Исследование показало, что у испытуемых, которые слушали Моцарта, значительно улучшились навыки пространственного мышления в течение как минимум 10–15 минут.
Открытие с тех пор побудило детские сады в Соединенных Штатах начать играть классическую музыку для детей. Южный штат Джорджия даже начал бесплатно раздавать новорожденным компакт-диск с классической музыкой вскоре после публикации исследования.
Послушайте сонату Моцарта здесь:
youtube.com/embed/tT9gT5bqi6Y?enablejsapi=1″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>В том же исследовании изучалось долговременное воздействие музыки на мозг. Группа детей в возрасте от трех до четырех лет обучалась игре на клавиатуре в течение шести месяцев. В конце обучения их результаты в тесте пространственно-временного мышления были на 30% лучше, чем у детей того же возраста, которые занимались компьютером в течение шести месяцев или не проходили специальной подготовки.
Увеличение пространственно-временных способностей маленьких детей длилось 24 часа, в отличие от первоначального эксперимента на основе Моцарта, результаты которого длились всего 15 минут. Согласно исследованию, этот результат был обусловлен большей пластичностью молодого мозга и длительностью воздействия музыки.
Узнать больше: Лучшие музыкальные произведения для учебы
Позже был проведен отдельный тест на группе крыс в утробе матери , которые были подвергнуты воздействию сонаты Моцарта для двух фортепиано и минималистской музыки Филипа Гласса, прежде чем их проверили на их способность находить дорогу в лабиринте.
Группа Моцарта снова прошла тест лабиринта значительно быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем группа Филипа Гласса, что позволяет предположить, что музыкальная сложность композиций Моцарта может положительно влиять на пространственное мышление людей.
Действительно ли музыка делает вас умнее?
Результаты исследования оказались противоречивыми. Большинство критиков результатов утверждают, что «эффект Моцарта» возникает из-за «возбуждения от удовольствия»; Другими словами, улучшенное пространственное мышление испытуемых зависело от их удовольствия и оценки музыки, а не от какого-либо таинственного воздействия музыки Моцарта на мозг.
«Те, кто слушал музыку, Моцарта или что-то еще — Баха, Pearl Jam — показали лучшие результаты, чем молчаливая группа. Но мы уже знали, что люди работают лучше, если у них есть стимул», — сказал The Telegraph Якоб Питшниг, руководитель исследования.
«Я всем рекомендую слушать Моцарта, но это не улучшит когнитивные способности, как надеются некоторые», — добавил он.
Сами ученые предположили, что основная деятельность по прослушиванию музыки активирует области мозга, связанные с пространственным мышлением, и в этом случае результат можно было бы точнее назвать общим «музыкальным эффектом».
Этот малыш, например, любит немного Паганини…
Эффект Моцарта (Объяснение музыкальной теории)
Каждый год продаются тысячи товаров, чтобы сделать вашего ребенка лучше. Будь то образовательные видеокассеты, книги или игрушки — все они утверждают, что повышают интеллект молодежи. Вы когда-нибудь думали, что исполнение классической песни может привести к таким же результатам?
Эффект Моцарта относится к популярной научной теории о том, что прослушивание произведений Моцарта (и другой классической музыки) улучшает пространственное мышление. Большинство исследований сосредоточено на детях и их реакциях при прослушивании.
В этом посте мы обсудим:
- Что такое эффект Моцарта?
- Какая наука стоит за эффектом Моцарта?
- Это правда или вымысел?
Что такое Эффект Моцарта?
В 1993 году психолог Фрэнсис Раушер провел эксперимент, чтобы проверить релевантность прослушивания музыки и прохождения тестов. Он усадил 36 студентов колледжа в комнату и сыграл им 10 минут фортепианной сонаты Моцарта. После этого им было предложено пройти тест на пространственное мышление (мысленное манипулирование объектами и представление их в разных местах и положениях).
Затем Раушер взял группу студентов и сыграл 10 минут тишины и 10 минут монотонным голосом. После обеих записей каждой из групп был проведен тест на пространственное мышление.
Результаты показали, что учащиеся набрали значительно более высокие баллы на тестах после прослушивания Сонаты Моцарта, что открыло возможности для сотен новых экспериментов.
После того, как стало известно об эксперименте Раушера, СМИ быстро исказили теорию.
«Обобщение этих результатов для детей — одна из первых вещей, которые пошли не так. Так или иначе начал разрушаться миф о том, что дети, которые слушают классическую музыку с раннего возраста, лучше справляются с SAT, они получают более высокие баллы по тесты интеллекта в целом и так далее». — Фрэнсис Раушер
Распространенное заблуждение состоит в том, что первоначальный эксперимент доказывает влияние классической музыки на общий интеллект, а Раушер тестировал только пространственное 9.0051
Хотя Раушер не собиралась применять свои результаты к теориям развития детей раннего возраста, это не помешало другим исследованиям соединить точки.
Эффект Моцарта и дети
По данным New York Times, игра Моцарта не приводит к большому разрыву в пространственных тестах детей, в отличие от вовлечения в музыку.
Доктор Хетланд, когнитивный психолог, провел 15 исследований с участием 700 детей дошкольного и младшего возраста, которые подтвердили это. Дети еженедельно получали 15-минутные периоды активного музыкального обучения. Контрольная группа детей либо обучалась арифметике, либо не обучалась.
Анализ показал большой разрыв в показателях пространственного мышления между контрольной группой и теми, кто обучался музыке, больший, чем в результатах эффекта Моцарта.
Обменяйте эти компакт-диски на урок игры на фортепиано, и ваш ребенок обязательно улучшит свое пространственное мышление.
Эффект Моцарта и беременность
Эта теория почти всегда упоминается во время беременности. Хотя Моцарт не может быть точной причиной интеллекта вашего ребенка, музыка делает его мозг более активным.
В 2013 году появилось исследование, показывающее, что воздействие музыки на нерожденных детей оказывает долгосрочное воздействие на их мозг. Эти новорожденные младенцы действительно могли помнить версии песен, которые играли им в утробе матери!
Наука об эффекте Моцарта
При обсуждении эффекта Моцарта мы также обсуждали его влияние на пространственное мышление. Пространственное мышление важно, потому что оно отвечает за то, как мы решаем проблемы и думаем абстрактно или «нестандартно», что высоко ценится на рабочем месте.
Ученые считают, что прослушивание музыки и пространственное мышление связаны, потому что они одинаково обрабатываются в мозгу. Музыка активирует различные области нашего мозга, но в первую очередь фокусируется на височной, префронтальной и теменной коре.
Области мозга, связанные с пространственным мышлением, включают префронтальную и височную области, которые перекрываются с обработкой музыки. Следовательно, прослушивание музыки вызывает непосредственную активацию тех же областей, которые связаны с решением проблем.
Тест на пространственное мышление обычно выглядит примерно так. Изображение предоставлено практическими тестами на пригодность. В первоначальных экспериментах Моцарта тесты пришли к выводу, что влияние на пространственное мышление было кратковременным. Однако когда мы применяем эти эксперименты к детям и сочетаем их с интерактивным музыкальным обучением, эффект оказывается долгосрочным. Чем дольше они занимаются музыкой, тем дольше у них превосходное пространственное мышление.
Увлечение музыкой также связано с более высокими оценками по математике.
Правда или вымысел?
Многие исследователи выявили определенные преимущества прослушивания Моцарта, но достаточно ли доказательств?
Теория Недостатки
Несмотря на то, что некоторые ученые, кажется, находят в своих экспериментах с Моцартом, множество свидетельств подтверждает, что Моцарт не имеет никакого отношения к эффектам, и все это просто совпадение.
Повышение пространственного интеллекта (эффект Моцарта) может быть вызвано исключительно тем, как мы относимся к песне. Если определенный тип музыки заставляет нас чувствовать себя счастливее, то мы увидим улучшение настроения, и наоборот для произведений, которые вызывают у нас грусть или одиночество.
Когда мы счастливы, мы полны энергии и, в конечном счете, более вовлечены, что приводит к лучшим результатам в пространственном тестировании.
Исследование более 8000 детей школьного возраста в Соединенном Королевстве подтверждает такие утверждения. Они играли Моцарта против популярной рок-группы (на 1996 год) Blur. Дети, слушавшие Blur, выступали лучше, чем те, кто слушал Моцарта, потому что им это нравилось больше.
Было проведено несколько других исследований поп-музыки, которые дали аналогичные результаты.
Теория поддержки
Несмотря на возможные разоблачения, эффект Моцарта по-прежнему имеет множество сторонников.
Доказано, что у больных эпилепсией музыка Моцарта уменьшает тяжесть припадков.
Прослушивание Моцарта также неизменно повышает пространственный IQ у пациентов с болезнью Альцгеймера и сильно влияет на интеллект лабораторных крыс. Все эти находки невозможно было воспроизвести с помощью какого-либо другого композитора или исполнителя.
Итак, что мы можем извлечь из этого? Прослушивание любой музыки полезно для нашего мозга, а заниматься музыкой еще лучше! Хотя Моцарт не может быть причиной того, что ваш ребенок, кажется, решает головоломки лучше, чем его друзья, это, безусловно, не помешает применить теорию на практике.