Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов
Обычная строчка в домашнем задании — «Пересказать текст». К сожалению, сейчас дети часто с этим не справляются в силу того, как работают с читательской грамотностью в школе. Но все можно исправить. Наш блогер, создатель онлайн-школы русского языка Екатерина Бунеева, предлагает очень простой алгоритм.
Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, просмотренных фильмов и передач, прочитанных текстов.
В школьной практике пересказ — это и специальное упражнение, которое учит понимать текст, развивает память и речь, и форма контроля: пересказ показывает, насколько понят текст, как ребёнок владеет устной речью. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным.
Расскажу о том, как можно помочь ребёнку овладеть этим важным умением. Только заниматься нужно регулярно: пересказывать небольшие тексты, которые ребёнок читает сам или вместе с родителями. При этом лучше, чтобы пересказ был мотивирован: например, подготовившись с мамой, ребёнок потом рассказывает содержание прочитанного текста кому-то из домашних. Вот алгоритм подготовки подробного пересказа.
Шаг 1. Ребёнок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задаёт взрослый. Вы должны убедиться, что ребёнок понял текст, иначе он не сможет его пересказать. Конечно, для этого взрослому тоже придётся прочитать и понять его, чтобы сформулировать вопросы.
Шаг 2. Если текст поделён на абзацы, устанавливаем, сколько в нём абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся всё равно разделить его на смысловые части.
Шаг 3. Определяем вместе с ребёнком, о чём говорится в первой части текста, и озаглавливаем её. Находим и подчёркиваем (выделяем) в этой части текста ключевые слова, то есть слова, которые передают основную информацию, с их помощью легче воспроизвести содержание.
Шаг 4. Так же действуем дальше, читая 2-ю часть, и т. д. В результате у нас получается план текста (его надо обязательно записать) и группы ключевых слов каждой части (их тоже лучше записать). Это зрительная опора для пересказа.
Шаг 5. Ребёнок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребёнок перечитает первую часть и проверит себя.
Шаг 6. Так же поочерёдно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.
Шаг 7. Ещё раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребёнок или взрослый).
Шаг 8. Ребёнок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова.
Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из учебника по литературному чтению или по литературе за прошедший год. Для учеников 3 — 5 классов подойдут короткие тексты про ёжика Васю из электронного учебного пособия «Учимся писать без ошибок», 5 класс. Ссылка на него будет в первом комментарии.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Tatyana Vyc
Как помочь ребенку научиться пересказывать текст
Как помочь ребенку научиться пересказывать текст
Юлия Кузнецова 12 августа 2021 8469 Read in English
Прежде всего, необходимо задаться вопросом: почему ребенку трудно пересказывать? Ответ в большинстве случаев очень простой: ему не интересно. Текст не цепляет. А поскольку не цепляет, то ребенок просто «не видит» то, о чем ему надо рассказать. Перед глазами у него не образы, а отдельные слова. Какой ему смысл рассказывать вам о том, что ему совершенно неинтересно? Никакого. Где мотивация? На нуле.
Да, взрослые в таких случаях обычно говорят: «Есть такое слово: надо» или «Он должен научиться делать то, что требуют в школе». Я думаю, что прежде чем ребенку имеет смысл приступить к тому, что он должен, необходимо дать ему возможность потренироваться на том материале, который он
1. Начинаем с мультфильмов. Ребенок смотрит любой мультфильм на выбор. А потом вы просите его пересказать ‒ не потому, что надо потренироваться, а потому что вам интересно то, о чем этот мультфильм. В самом деле, дети всегда готовы пересказать события из «Гравити Фолз» или «Сказочного патруля». Попробуйте попросить их об этом!
2. На мультфильмах учим детей структуре рассказа: у любой истории есть начало, середина и конец. Акцентируем на этом внимание ребенка с помощью вопросов:
– Так с чего все началось?
– А зачем он туда пошел?
– А после этого что случилось?
– И чем все закончилось?
Старайтесь дать ребенку возможность подобрать слова и не поправляйте его каждую секунду. Пусть он тянет «э-э-э», произносит «мусорные» слова, вроде «короче», «как бы» и т.
д. Если очень хочется сделать замечание, представьте, что вам нужно пересказать «Тихий Дон». Вы точно обойдетесь без «э-э-э»?3. Переходим к книжкам. Любимым книжкам! У нас на занятиях с пересказами одна проблема: дети рвутся подробно рассказать, о чем прочитанная книга, но всегда всем не хватает времени. Потому что они готовы пересказывать бесконечно. Секрет очень прост: они говорят о том, что любят. Попросите пересказать САМУЮ простую книгу, прочитанную ребенком. Просто из интереса: «А о чем это? Я не читал!» Можно так поставить вопрос: «Как думаешь, мне стоит это прочитать? А о чем это?»
Иногда детям бывает сложно пересказать даже очень простую историю. В голове видят картинку, а описать не могут. Что делаем? Рисуем! Рисуем пересказ. Это очень действенный метод. Как только на бумаге появляется герой, например, котенок, рассказывать о нем становится гораздо проще.
4. Способ «рисуем пересказ» очень хорошо применять, когда нужно пересказать неинтересный школьный текст. Вместе с ребенком вы пробуете пересказать, о чем вся история, а на каждый новый поворот или опорное слово рисуете картинку-подсказку. Второй этап: ребенок пересказывает текст, глядя на ваши картинки, используя их как план. Образность прекрасно влияет на запоминание, на следующий день ребенок может пересказать историю без картинок. Картинки постарайтесь сделать смешными. Чем ярче образ, тем лучше он врежется в память.
И последний, но очень важный момент. Как часто вы сами пересказываете ребенку истории? С увлечением рассказываете, о чем книга, которую вы читаете, или просмотренный фильм? Да хотя бы просто ‒ как прошел ваш день? Дети учатся у нас всему, в том числе и пересказу. Вы ведь читали сказку «Теремок»? А сможете пересказать? Кто пришел первым – мышка или лягушка? Или вот есть сказка «Гуси лебеди». Легко ли ее пересказать взрослому человеку, вспомнить, что сказала героине яблоня, а что печка?
Прежде чем браться за ребенка, нам самим стоит ввести в привычку пересказывать ребенку ту или иную историю. Не обязательно прочитанную. Можно рассказать о смешном случае по дороге домой. Дети обожают слушать! Поверьте (и проверьте): именно история в вашем исполнении вдохновит их на хороший пересказ.
Юлия Кузнецова
Все главное на Папмамбуке
Подпишитесь на материалы «Папмамбука» – и каждую неделю вы будете узнавать интересное о книгах, их создателях и читающих детях.
Стратегия повышения грамотности: как обучать пересказу
Пересказ – это короткий, последовательный метод, который учащиеся могут использовать для припоминания, упорядочивания и обобщения текста. С помощью этой процедуры пересказа учащиеся отрабатывают важные навыки понимания, в том числе:
- Определение ключевых деталей
- Понимание структуры текста
- Делание выводов
- Синтез основной идеи
художественные тексты. Вы также можете использовать эту процедуру пересказа для контроля понимания.
Смотреть: см. пересказ в действии
Посмотрите это видео от EL Education, чтобы увидеть, как учитель первого класса использует пересказ с документальным текстом.
Загрузить: Печатный графический органайзер для пересказа
Графический органайзер для пересказа PDF
Прочтите: Как научить пересказу
их понимание.
Уровни обучения (со стандартами):
- K (Общая базовая грамотность RL.K.2: с подсказками и поддержкой перескажите знакомые истории, включая ключевые детали; Общая базовая грамотность RI.K.2: с подсказками и поддержку, определить основную тему и пересказать ключевые детали текста)
- 1 (Общая базовая грамотность РП.1.2: Пересказывать истории, включая ключевые детали, и демонстрировать понимание их основного сообщения или урока; Общая базовая грамотность РП.1.2: Определите основную тему и перескажите ключевые детали текста)
Лучше всего используется для инструкции с:
- ВСЕГО КЛАССА
- Маленькие группы
- отдельные лица
Как подготовить:
Выберите фантастику или лиц. мало вариантов). Текст должен читаться вслух не более трех-пяти минут. Обязательно выберите уровень чтения, на котором учащиеся могут расшифровывать слова и бегло читать текст. Вы также можете предоставить аудиоверсию текста. Для изучающих английский язык (ELL) полезно предоставить текст на родном языке учащегося, если он доступен.
Предварительно прочитайте текст и определите ключевые детали. Перед уроком уделите несколько минут чтению текста, чтобы помочь вам выбрать, какие действия по пересказу использовать для данного конкретного текста. Предварительное чтение также может помочь вам выяснить, какие базовые знания нужны учащимся. Во время предварительного чтения сосредоточьтесь на следующем:
- Художественная литература: определите ключевых персонажей, обстановку, конфликт, развязку и другие ключевые события.
- Документальная литература: определите тему, цель автора, основную идею и от двух до четырех вспомогательных деталей.
Учитывайте потребности ваших учеников. Используйте последние данные формативных и итоговых оценок, таких как оценка развития чтения (DRA), для оценки текущих навыков пересказа каждого учащегося. Эта информация может помочь вам решить, как наилучшим образом поддержать всех ваших учащихся. В таблице ниже приведены варианты предоставления различных уровней поддержки.
Как научить:
1. Явно смоделируйте процедуру пересказа. Вы можете смоделировать процедуру, используя очень короткий текст или первую часть текста.
2. Объясните, чего вы ожидаете от учащихся. Вы можете сказать: «Сегодня мы прочитаем сказку два раза. После того, как мы закончим первый раз, ты расскажешь мне об этом. Затем мы снова прочитаем рассказ. Когда я закончу во второй раз, ты займешься другим заданием, чтобы пересказать историю». Сделайте паузу, чтобы убедиться, что учащиеся понимают задание. Спросите: «Что мы будем делать сегодня?» Вы можете отобразить список на диаграммной бумаге в качестве визуального напоминания о шагах процедуры.
3. Предварительный просмотр текста. Начните с просмотра названия и любых субтитров или изображений с учениками. Поговорите о том, является ли текст художественным или научно-популярным. Затем активируйте имеющиеся знания, попросив учащихся повернуться и поговорить с партнером, чтобы ответить на такие вопросы, как «Что вы знаете об этой теме?» или «О чем вы думаете по картинкам?»
4. Прочитайте или прослушайте текст. В некоторых случаях вы можете захотеть, чтобы учащиеся читали. В других случаях вы можете прочитать текст вслух или дать учащимся возможность прослушать аудиоверсию. Например, если учащиеся борются с оперативной памятью или вниманием, вы можете дать им аудиоверсию, чтобы они могли делать паузы и перематывать по мере необходимости.
5. Попросите учащихся сделать начальный пересказ. Учащиеся могут продемонстрировать свое понимание, пересказывая устно, письменно или рисуя. Не используйте никаких опор на этом этапе. Вы хотите оценить их первоначальное понимание текста и найти «пробелы» (если они есть) в их понимании.
Для ELL: Предложите ELL сначала пересказать текст на своем родном языке. Если у вас есть более одного ученика, говорящего на одном родном языке, объедините их в группу, чтобы обсудить текст, а затем поделиться кратким изложением на английском языке.
6. Перечитайте текст. Студенты могут прочитать его, вы можете прочитать его или использовать аудиоверсию.
7. Попросите учащихся выполнить одно из следующих заданий по пересказу с поддержкой:
- Пересказ пятью пальцами: Попросите учащихся поднять одну руку. Объясните, что каждый палец представляет собой часть пересказа: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (обстановка) и почему (развязка/мотивы). Попросите учащихся устно пересказать пять W текста, указывая на каждый палец по мере продвижения. Для визуальной поддержки создайте якорную диаграмму, на которой показана рука с маркировкой каждого пальца. Покажите таблицу, чтобы учащиеся могли обращаться к ней при пересказе.
- Пересказ изображения/реквизита: Соберите некоторые материалы, например распечатанные изображения из текста, куклы или другой связанный реквизит. Разложите материалы перед учащимися и попросите их пересказать текст, используя материалы. (Этот тип пересказа лучше всего подходит для отдельных лиц или небольших групп, чтобы все учащиеся могли активно участвовать.)
- Пересказ последовательности: Дайте учащимся графический органайзер для пересказа. Пусть они укажут на слово последовательности в каждом прямоугольнике ( первые , , затем , , затем и , последнее ), когда они устно пересказывают историю. Или учащиеся могут рисовать картинки или писать в полях для своего пересказа. Если учащиеся пишут, предложите им использовать 10 слов или меньше для каждой рамки.
8. Обеспечить дифференцированный уровень поддержки. Используйте эту таблицу для выбора вариантов поддержки учащихся во время пересказа:
Уровень пересказа учащихся | Поддержка |
---|---|
Все учащиеся (использование независимо от текущего уровня навыков) |
|
Простой (Включает ключевые детали, описывает основные события, пересказывает текст по порядку) |
|
Более сложный (Обладает всеми вышеперечисленными навыками, а также использует ключевую лексику и детали, прямо не указанные в тексте) |
|
Наиболее полный (Все вышеперечисленные навыки, а также установление связи с предыдущим обучением, уточнение важных деталей и оценка текста) |
Понять: почему эта стратегия работает
Пересказ — сложный навык. Требуется знание структуры текста, понимание словарного запаса, а также способность вспоминать и обобщать. Это тоже ценный навык. Исследования показали, что пересказ способствует пониманию и развитию словарного запаса.
Учащимся, у которых проблемы с памятью, вниманием или обработкой речи, предсказуемый распорядок пересказа — с поддержкой — помогает им усвоить этот навык. Поскольку учащиеся знают, чего ожидать, они с большей вероятностью будут проверять свое понимание во время чтения или прослушивания.
Когда учащиеся следуют программе пересказа, они повторяют текст более одного раза. Это особенно полезно для студентов, которые борются с оперативной памятью или обработкой речи. Когда они читают текст в первый раз, они могут читать для общего понимания. Их первый пересказ может помочь вам найти любые пробелы в их понимании и быть готовым задать конкретные вопросы. Когда учащиеся читают текст во второй раз с поддержкой, они могут больше сосредоточиться на деталях, что повышает их шансы на успех.
Для всех учащихся — и особенно для ELL — предварительный просмотр текста и многократное чтение дает им много возможностей для взаимодействия с новым словарным запасом и текстовыми структурами. Картинки (в том числе изображения из текста), реквизит или банки слов — все это дает учащимся словарный запас в разных форматах. Также при пересказе учащиеся должны использовать слова, прочитанные или услышанные в тексте. Это означает больше шансов для развития устной и письменной речи, а также для тренировки навыков понимания.
В готовящемся электронном письме или информационном бюллетене для семей расскажите им, как они могут попрактиковаться в пересказе дома. Или вы можете смоделировать действие на семейном мероприятии, чтобы они могли увидеть его в действии. Вы можете использовать такой язык:
На уроке мы тренируемся, как пересказывать прочитанное. Это означает, что мы читаем короткий текст (художественный или научно-популярный). Затем учащиеся своими словами говорят о прочитанном. Умение пересказывать — важный навык чтения.
Вы можете практиковаться в пересказе дома любой книги (или даже нескольких страниц книги), которую вы прочитали вместе с ребенком. Вы можете сделать это всего за 15 минут за один присест. Вот пять простых шагов:
- Предварительный просмотр книги. Обсудите с ребенком название и картинки.
- Прочтите книгу. Вы можете читать книгу, ваш ребенок может читать книгу или вы можете читать ее вместе.
- Попросите ребенка пересказать прочитанное. Не давайте слишком много советов и не задавайте слишком много вопросов. Пересказ даст вам хорошее представление о том, что понял ваш ребенок.
- Перечитайте книгу.
- Попросите ребенка пересказать еще раз. На этот раз попросите ребенка поднять одну руку, чтобы пересказать пять пальцев. В этом упражнении ваш ребенок будет использовать разные пальцы, чтобы представить пять разных частей пересказа книги: кто (персонажи/ключевые фигуры), что (конфликт/ключевые события), где (обстановка), когда (также обстановка) и почему. (разрешение/мотивы). Ваш ребенок будет указывать на каждый палец во время пересказа. Если у вашего ребенка возникли проблемы, вернитесь к книге в поисках подсказок.
Если у вас будет возможность потренироваться на этой неделе, напишите мне в ответ, как все прошло. Если у вашего ребенка проблемы с пересказом, я могу дать вам несколько других идей для практики. Вместе мы можем помочь вашему ребенку стать лучшим читателем.
Исследования, лежащие в основе этой стратегии
«Детский пересказ историй как стратегия повышения грамотности и развития языка», от Центра раннего обучения грамоте
«Сила пересказа историй», от Репетитор
«Влияние рассказывания и чтения историй на сложность устной речи и понимание историй маленькими детьми», из Журнал дошкольного образования
«Сравнение эффективности и действенности устных и письменных пересказов и отрывков». как стратегии для понимания текста», из Психология в школах
Похожие темы
Стратегии и советы
Школа поддерживает
Чтение и письмо
Пересказ — стратегии для учащихся
Что такое пересказ?Пересказ — это стратегия, используемая для определения того, насколько хорошо учащийся усвоил определенный рассказ. Пересказ можно использовать как эффективный инструмент для улучшения понимания, а также для его оценки (Дженнингс, Колдуэлл и Лернер, 2014, стр. 268). Во время пересказа учителя получают представление о том, как учащиеся объединяют информацию, предлагаемую в тексте. Когда учащиеся наблюдают и анализируют текст во время пересказа, учителя выясняют, какую информацию учащиеся помнят и считают важной. Согласно Дженнингсу, Колдуэллу и Лернеру (2014), чтобы начать пересказ, сообщите учащемуся, что он или она будет пересказывать историю после того, как она будет прочитана (стр. 268). Затем попросите ученика прочитать текст. После прочтения попросите студента рассказать историю так, как если бы он или она рассказывали ее кому-то, кто никогда ее не читал. После того, как учащийся закончит пересказывать информацию, которую он или она помнит из рассказа, вы можете попросить его уточнить некоторые части. Дженнингс, Колдуэлл и Лернер (2014) заявляют, что «эта подсказка важна для неуспевающих читателей, потому что они часто знают об истории больше, чем могут рассказать в свободном воспоминании» (стр. 268).
Лесли и Колдуэлл (2001) и Колдуэлл и Лесли (2008) описывают рекомендации по оценке пересказа. Пересказы должны включать:
- Присутствие главных героев
- Определение характеристик персонажей
- Проблема, представленная в рассказе
- Решение этой проблемы (или конец)
- События, представленные в последовательном порядке
- Способности включать только те события, которые важны для истории, и исключать второстепенные события
Признаки того, что пересказ может быть незрелым:
- Обращение ко всем персонажам как «он», «она» или «они»
- Подробное описание только первой страницы или части рассказа
Согласно Jennings, Caldwell, & Lerner (2014), «данные свидетельствуют о том, что учащиеся, которые пересказывают истории, улучшают свое понимание» (стр. 269). Понимание прочитанного учащимися улучшается, когда учителя дают отзывы о пересказах.
На видео выше учитель описывает пример устного пересказа | На изображении выше приведен пример опорной диаграммы, которую можно отображать в классе, когда учащиеся учатся пересказывать истории. В нем описывается, что учащиеся должны сказать, когда их просят пересказать историю. Это включает в себя описание обстановки, персонажей, проблемы, событий (событий) и решения. | На видео выше показан ученик, демонстрирующий устный пересказ книги 9.0175 Если Дашь Свинье Блин. Этот учащийся использует графический органайзер для поддержки этого пересказа. В диаграмме используются те же визуальные эффекты, что и в якорной диаграмме слева, чтобы облегчить понимание учащимися во время пересказа. Когда этот ученик пересказывает ключевые детали, он лучше понимает историю, описывая обстановку, персонажей, проблему, события (начало, середину, конец) и решение. |
Чтение- Стратегия пересказа часто используется при чтении. Студенты участвуют в устных или письменных пересказах после прочтения текста, чтобы лучше понять элементы рассказа. Чтобы пересказывать при чтении, учащиеся могут пройтись по рассказу по картинкам, чтобы помочь в пересказе.
Математика- В математике пересказ может использоваться учащимися как средство объяснения и описания того, как они смогли решить данную задачу. Это может вовлечь учащихся в разработку каждого шага, который они предприняли для решения проблемы, и объяснить свои рассуждения о том, почему они выполнили эти шаги, в том числе, имеет ли смысл каждый шаг с учетом стоящей перед ним проблемы. Пересказ студентами математических процедур также должен включать в себя, когда использовать процедуру и определение этой концепции или процедуры.
Пересказ также можно использовать в математике таким образом, чтобы учащиеся пересказывали то, что сказал другой ученик или учитель, когда дело доходит до решения задачи.Наука- Пересказ можно использовать в науке, привлекая учащихся к описанию наблюдаемого эксперимента или эксперимента, который они провели сами. Учащиеся могут пересказать этапы, которые были задействованы при выполнении эксперимента, и рассказать о гипотезах. Эта процедура должна быть описана в последовательном порядке, который следует за процессом. Учащиеся могут описать, каким был ожидаемый результат в эксперименте, и сообщить о результате или решении, в том числе о том, был ли этот результат тем, что ожидалось изначально. Студенты также должны рассказать о переменных эксперимента в пересказе.
Социальные науки — Стратегию пересказа можно легко использовать в социальных исследованиях, когда учащиеся узнают об основных событиях и исторических личностях. Учащиеся могут пересказать, в чем заключалась проблема или конфликт в основном событии, а также описать решение или результат этого события.