Как разобрать слово увлекательный по составу: «Увлекательный» корень слова и разбор по составу

Фонд оценочных работ по русскому языку | Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему:

         

          Фонд оценочных работ по русскому языку

           9класс

                                                                       

         

                                                                           

                                                                               Выполнил:

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                                              Мовсисян Р.А.

                                                                             

                                                                               Согласовано:

                                                                       зам.директора по УВР

                                                                                Н. В. Шлыкова

                          Санкт-Петербург — 2014

1-ая четверть

  1. Контрольный диктант  по разделу «Закрепление изученного в 5 – 8 классах.

                     

                                        Гроза.

    Гроза надвигалась. Всё чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощённые влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, где бы им поудобнее лечь на ещё горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, предвещающая близость дождя.

     Подсолнухи, сочная лебеда, росшая возле дороги, и лопухи, татарники, поднявшие свои красные головки,- всё насторожилось, почуяв запах дождя: умолкли птицы. Только один единственный жаворонок ещё сверлил небо, напевая что-то своё, весёлое, как бы споря с громом. Но раскаты грома, разразившиеся так близко, оглушили и этого гордого певца – он упал на землю и забился под лист лопуха. Оцепенев от страха, птичка слушала громовые раскаты.

     Дождь был совсем близко, и властное дыхание его Сергей почувствовал на своём затылке. Пока Сергей раздумывал, не укрыться ли под навесами, невдалеке темневшими, разразился ливень. Весь мокрый, Сергей вскочил в сенцы первого попавшегося небольшого домика. (140 слов)

                                                   (По С. Бабаевскому)

Грамматическое задание.

1)Произвести синтаксический разбор предложения  (со схемой):

    Дождь был совсем близко, и влажное дыхание его Сергей чувствовал на своём затылке.

2)Разобрать слова по составу: надвигалась, властное, близость, неторопливо, поднявшие, оцепенев.

3)Сделать морфологический разбор слова подсолнух.

2. Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение»

               

              «Слово о полку Игореве» — древнейшая рукопись.

 

       «Слово о полку Игореве « уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нём, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

       Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего своё войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавших набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

      Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова…», на высоту мудрых исторических обобщений, Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов)

                                                                                            (По Б.Рыбакову)

    2-ая четверть

      3. Контрольный диктант по закреплению темы « Сложноподчинённое предложение  с придаточными определительными и изъяснительными»

                                           Андрей Рублёв.

        В продолжение долгих часов Андрей остаётся наедине со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывает юному художнику тайны живописи.

        Даниил, по-видимому, был  живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одарённость Рублёва, но и воспитал в нём самостоятельную творческую мысль и манеру. Не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путём. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его , а всячески поощрять к продолжению этого спора.

        Рублёву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронёс признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

        От того далёкого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублёв запечатлён с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублёве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

        Грамматическое задание:

1)Озаглавить текст.

2)Найти сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными, составить схемы.

3)Сделать фонетический разбор слова далёкого.

  1. Итоговая контрольная работа по разделу «Сложноподчинённое предложение».

                                      Диктант

               Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

       Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, — говорил он. – Пора и нам иметь такой же».

         Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

        Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех  желающих.  (141 слово )

                                                                                (По В. Порудоминскому)

Грамматическое задание.

  1)Найти СПП, указать виды придаточных предложений.

  2)Составить схему одного из сложноподчинённых предложений

   3)Сделать синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения  второго абзаца.

      3-я четверть.

  1. Контрольный диктант по разделу «Бессоюзное сложное предложение».

                                              Кусака

     Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

     Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго ещё печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

      И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму, и, замирая, понёсся над обнажёнными полями.

     И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов)

                                                                               (По Л.Андрееву)

    Грамматическое задание:

   1)Озаглавить текст.

    2)Произвести синтаксический разбор второго предложения (со схемой).

     3)Сделать пунктуационный разбор второго предложения третьего абзаца.

    4)Морфемный разбор слов: бесшумно, приподнявшись, надвигаться, отовсюду, монотонный, озарял.

  1. Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с различными видами связи».

   

                        Старый музыкант.

   Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

      Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

(162 слова)

                                                                              ( А. Платонову)

    Грамматическое задание:

 1)Разобрать первое предложение по частям речи.

  2)Сделать морфологический разбор слова  поднявшись.

  3) Произвести синтаксический разбор 1-го предложения второго    абзаца. Построить схему.

4-ая четверть    

  1.  Контрольный словарный диктант по разделу: «Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах».

   Ветрено, пустынно, по весеннему березняку, одеваться по-весеннему, обвешанные серёжками, осенённые, по вытоптанной тропинке, наглухо застёгнутый, поравнявшись, в синем плащике; авторский замысел, острый конфликт, неизгладимое впечатление, интеллект, искусство слова, искусный мастер, искусственный, неповторимый, снова, классический.

   

              Дополнительные задания.

1)Разберите по составу слова неповторимый, искусственный, снова.

2)Подберите синонимы к словам увлекательный, неповторимый, искусный, снова, чуть.

3)Образуйте наречия от слов художественный, искусный, интеллигентный, увлекательный, непредсказуемый, незабываемый.

4)Подберите антонимы к словам вражда, доброта, незримый, накапливать, создавать, вооружение, закат, любить, соединение, легко.

5) Используя слова  или словосочетания из словарного диктанта, составьте 1простое, 1 сложносочинённое и 1 сложноподчинённое предложение.

   

  1. Содержательно-композиционный анализ текста.

    Погода уже три дня стояла тихая и тёплая. На улицах (не) было видно н.. клочка снег а и грязное место зам..нилось бл..стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в п..лисаднике на деревьях надувались поч(?ки. На дворе была сухая дорожка и около крыльца между камнями з..ленела мшистая трава. Был тот особе(н,нн)ый  период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..ахучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.

      Все предметы были освещ..(н,нн)ы ярко и комната пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб. .вались (ярко)зелёные иглы травы Бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце всё мне говорило про красоту счастье и добр..детель.

                                                                   ( По Л.Толстому)

  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
  2. Определите стиль речи.
  3. Составьте схему последних предложений первого и второго абзаца. Объясните постановку знаков препинания.
  4. Разберите по составу глаголы третьего предложения и приведите аналогичные примеры.
  5. В предложениях первого абзаца выделите грамматические основы и укажите способы выражения сказуемого.
  1. Итоговая контрольная работа.

         

                            Диктант

                       Утро в тайге

       Тайга дышала, просыпалась, росла.

       Сердце моё трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

        И каждая роняла крошечную блёстку света, но, слившись вместе, эти блёстки заливали сиянием торжествующей жизни всё вокруг.

        Ещё ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белёсая глубь небес всё таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно-льдистую голубизну, в которой всё ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

      Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защёлкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костёр наш, едва тлевший, воспрянул, щёлкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнём.

       Солнце во всём сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов)

                                                                                 (По В.Астафьеву)

 

Грамматическое задание

1)Подберите к тексту заголовок.

2)Найдите бессоюзное сложное предложение, замените его на союзное сложное предложение.

3)Произведите синтаксический разбор  3-го предложения. Начертите схему.

4)Сделайте пунктуационный разбор последнего предложения.

       

                 

                                                                   

 

   

 

   

                                                                 

ИОНИКОВА Н. Г. Урок «Морфемный разбор. Трудные случаи морфемного разбора (повышенный уровень)» РЯиЛ 20218-11

Н. Г. Ионикова, учитель русского языка и литературы ГУО «Краснолукская детский сад—средняя школа Чашникского района» Витебской области

Морфемный разбор. Трудные случаи морфемного разбора

  1. класс (повышенный уровень)

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по повторению, систематизации и углублению знаний по теме урока и использованию знаний в практической деятельности.

Задачи личностного развития: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию у учащихся умений анализировать и сопоставлять, структурировать информацию, делать выводы; содействовать развитию коммуникативных умений; создать условия для самореализации личности школьников в учебной деятельности, формирования нравственных качеств личности.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

  1. Организационный этап.

— Добрый день! Я рада приветствовать сегодня на уроке русского языка не только десятиклассников, но и наших уважаемых гостей. И хочу всем вам пожелать активной познавательной деятельности в течение ближайших 45 минут.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  • В «Настаунiцкай газете» в приложении «Абитуриент» ежегодно публикуется анализ результатов централизованного тестирования по учебным предметам, в том числе и по русскому языку. Он свидетельствует о том, что задания из раздела «Состав слова. Словообразование» вызывают у выпускников большие затруднения. Так, в 2017 году с заданием по словообразованию (А23) справились 16,4 % выпускников, а с заданием на определение состава слова (В8) только 6 % участников тестирования.

Так что же это за задания, которые вызвали затруднения у абитуриентов? Давайте попробуем их выполнить, чтобы проверить вышесказанное.

  1. Входной контроль.

  1. Укажите, какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение:

а) удививший;

б) удивив;

в) удивлю;

г) удивлён;

д) удивил.

  1. Укажите слова (формы слов), в которых два суффикса:

а) серебристый;

б) ворчливость;

в) вредительский;

г) соломинка;

д) раздробленный.

  1. Строение каких слов соответствует схеме приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание:

а) ограблен;

б) удлинитель;

в) изломанный;

г) удивление;

д) всплакнувший.

Самопроверка по ключу: 1а, д; 26, г; 36, в, д.

2. Целеполагание.

Учащиеся формулируют задачи урока по предложенному началу:

  • повторим (роль морфем, порядок морфемного разбора)’,

  • узнаем (о трудных случаях морфемного анализа слов, о связи морфемного состава слова с другими разделами языка)’,

  • научимся (правильно членить слова на морфемы, выполнять морфемный анализ слов ).

— Давайте проведём урок в атмосфере добра, спокойствия, взаимопонимания и взаимовыручки. Помните народную мудрость о том, что терпение и труд всё перетрут. Как говорил Омар Хайям: «Самый хороший учитель в жизни — опыт. Берёт, правда дорого, но объясняет доходчиво».

Учащиеся знакомятся с листами самооценки ( приложение 1).

  1. Операционно-познавательный этап.

Задание 1. «Лови ошибку».

  1. Морфема — наименьшая (значимая) часть слова.

  2. Основа слова — главная морфема слова (главная морфемакорень), в которой заключено его лексическое значение.

  3. Основа — часть слова без формообразовательных суффиксов (морфем ).

  4. Корень — часть слова, в которой заключено грамматическое (лексическое) значение слова.

  5. Окончание — словообразовательная (формообразовательная) морфема.

  6. Все слова имеют окончания. (Не все. Например: красивее, тепло.)

  7. В слове может быть только одно окончание. (Не всегда. Например: восемьсот.)

  8. Приставка — словообразовательная морфема, которая находится в начале слова. (Не всегда. Например: свежезамороженный.)

  9. Все приставки относятся к словообразовательным морфемам. (Не все. Приставка наи- формообразовательная.)

  10. Суффикс — Формообразовательная морфема, которая стоит после корня. (Суффикс также и словообразовательная морфема.)

  11. В слове может быть только одна приставка. (Не всегда. Например: понавыдёргивать.)

  12. Постфикс — словообразовательная морфема, которая стоит после суффикса. (…которая стоит после окончания и формообразовательного суффикса.)

  13. Нулевым может быть только окончание. (Нулевым может быть также суффикс и корень.)

  14. Соединительная морфема — словообразовательная морфема, которая находится между окончанием и суффиксом. (…находится между частями сложных слов.)

  15. Соединительными бывают только морфемы о и е. (Существуют соединительные морфемы, -ух-, -ех- и др.)

Самостоятельная работа со схемой.

— Ошибки в тестовых работах по теме «Состав слова» часто возникают по причине неточного определения формообразовательных морфем. Определите, каким словоформам принадлежат следующие формообразовательные морфемы.

-ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -ом-, -енн-, -н-, -нн-

  • Какие формообразовательные морфемы не представлены на схеме? (Окончания.)

  • Рассмотрим памятку «О выделении основы в слове» (приложение 2).

Задание 2. Выделите в словах основу и формообразовательные морфемы.

  1. Растоплен, растопил, растоплю, растопив, растопивший.

  2. Заявлю, заявив, заявил, заявлен, заявивший.

Самооценка (за каждое правильное слово1 балл).

Задание 3. Работа в сервисе Learning Apps.

Распределите слова на три группы: без окончаний, с материально выраженными окончаниями и с нулевыми окончаниями.

Задание 4. Прочитайте предложения (слайд).

Произносите слова правильно.

Произносите слова правильно.

  • Как вы думаете, почему на слайде дважды записано одно и то же предложение? (В зависимости от ударения слово «произносите» можно разобрать двумя разными способами.)

Лингвофизкультминутка

  • Я буду произносить слова. Если в слове есть приставка, опускаем голову вниз, если нет — выполняем круговое вращение головой.

Правильно, правнук, правление, праведник, праздник, прадед, непригодный, пригладить, прилежный.

Теоретический материал

  • В домашнем задании обнаружилась общая ошибка при разборе слова мусор по составу. Итак, корень слова -сор-, соответственно, что такое му-? (Приставка.) В лингвистике есть такое понятие, как уникальные морфемы, так вот приставка му- является единственной в своём роде. Ещё пример уникальной приставки в слове бахвал — ба-.

Я подготовила интересную информацию об уникальных морфемах и отправила вам по электронной почте (приложение 3). Вместе с информацией содержится проблемный вопрос: Почему не все учёные признают уникальные морфемы? Ответ на него я жду на следующем уроке.

  • Пришло время разобраться с суффиксами, которые, на первый взгляд, не должны вызывать затруднений. Но и здесь есть подводные рифы.

  1. Увлекательность ← увлекательный ← увлекать ← увлечь.

  2. Победительница ← победитель ← победить.

  3. Воспитательный ← воспитатель ← воспитать.

  4. Старинный ← старина ← старый.

  5. Магазинный ← магазин.

  6. Рамочка рамка ← рама.

  7. Тарелочка ← тарелка.

  • Значит, для того чтобы определить количество суффиксов, необходимо составить словообразовательную цепочку.

Задание 5. Определите количество суффиксов в следующих словах, составив их словообразовательные цепочки.

Подбород-оч-ек, извест-к-ов-ый, утеш-и-телъ-ниц-а, утомл-ени-е, вступ-и-л, оцен-оч-к-а, хлеб-ниц-а (тарелка для хлеба).

Самостоятельно укажите слова (формы слов), в которых два суффикса.

Посветлев, впятером, карьеристка, отказал, встревоженный.

  • Проанализируйте ошибки, допущенные вами во 2-м задании входного теста.

Проверка домашнего задания.

  • Дома вы должны были внимательно прочитать текст упражнения 123 «Трудные случаи морфемного разбора». К какому стилю относится данный текст? Назовите тип и жанр речи, вид связи Предложений в тексте. Какова основная мысль данного текста? (Ответы учащихся.)

  • Проверим задание 2 упражнения 123 (обозначить основу в словах).

Приморь\й-э]. измерени\й-э). по\й-ом). синяя, семей, людей, лили\й-а], старь\й-о], пахучая, санатори\йа\, соловей, конференци\й-а\. заячь\й-а], ине[й-а], чъ\й-о\нибидъ. сво[й-а].

Задание 6. Определите, в состав какой морфемы входят буквосочетания ей, ий.

Друзей (суффикс), гвоздей (окончание), (много) затей (корень), муравей (корень), страшней (суффикс), дуралей (в состав суффикса), сыновей (в состав суффикса).

Теоретический материал

  • Не надо путать соединительную морфему, которая служит для образования сложных слов, и окончание в сложных числительных, суффикс в сложных словах, способ образования которых — слияние.

Водопровод, шестьсот, малознакомый, т. е. мало знакомый.

  • Необходимо помнить, что правильно выделить приставки в словах так же, как и в случае выделения суффиксов, поможет составление словообразовательной цепочки.

Обез-дол-ить ← доля.

О-беспокоить ← бес-покоить ← покой.

Орфографическая минутка

  • Оказавшись «внутри» слова, можно узнать не только из чего оно состоит, но и как его правильно написать. Возьмём известное вам правило «Правописание гласных о-е-ё после шипящих и if». Что надо вспомнить, если затрудняетесь, как правильно написать то или иное слово? (Ответы учащихся.) Правильно, в какой части слова находится орфограмма, к какой части речи относится слово и куда падает ударение.

Задание 7. Работа в сервисе «Learning Apps».

Вставьте в слова пропущенные буквы.

Порядок морфемного разбора слов.

  • Цель морфемного анализа слов — определить, из каких морфем состоит слово. Рассмотрим порядок морфемного разбора, проанализировав таблицу.

1. Определите часть речи

Неизменяемая

Изменяемая

Нет окончания (весело, играя. ..).

Есть окончание (окно, пришла, смеётся)

2. Найдите окончание

Просклоняйте или проспрягайте

Изменяемая часть и есть окончание

3. Выделите основу

В основу не входят формообразовательные морфемы!

Шё-л-

Пада-ющ-ий

4. Выделите корень (подберите однокоренные слова)

Помните о чередованиях. Помните о связанных корнях

Люб-ить — любл-ю

Иск-ать — ищ-у Об-у-ть, вы-ку-ть

5. Для выделения словообразовательных морфем постройте словообразовательную цепочку

Последовательно, одну за другой, «снимайте» морфемы, определяя их значение.

Не выделяйте механически!

Мечтатель-н-ый — мечтатель — мечт-а-ть — мечта.

Писатель-ниц-a — писатель — пис-а-ть (не — тельн, так как нет слова писательный)

Задание 8 (комментированная работа). Выполните морфемный анализ выделенных слов.

Лучше делать и ошибаться, чем, боясь ошибки, ничего не делать (Дж. Рокфеллер).

Задание 9. Укажите соответствие.

А. Строитель

Б. Заварочный

В. Застеклив

Г. Удешевление

1 .Корень + суффикс + окончание

2. Корень + суффикс + суффикс+ окончание

3. Приставка + корень + суффикс + суффикс

  1. Приставка + корень + суффикс + окончание

5. Приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание

Ключ: А1, Б5, ВЗ, Г4.

— Самостоятельно проанализируйте 3-е задание входного контроля.

  1. Контрольно-оценочный этап.

  1. Контрольный тест.

  1. Укажите, какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение:

а) переплавлен; б) переплавлю; в) переплавил; г) переплавивший; д) переплавив.

  1. В каких словах (формах слова) два суффикса:

а) пианистка; б) протолкнув; в) навязчивость; г) доказательность; д) накормленный?

  1. Определите морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы.

А. Перегораживавший

Б. По-честному

В. Отголосок

Г. Сладостный

1. Корень + суффикс + окончание

2. Корень + суффикс + суффикс + окончание

3. Приставка + корень + суффикс + суффикс

4. Приставка + корень + суффикс + окончание

5. Приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание

Ключ: 1) в, г; 2) а, б, в; 3) А5, Б3, В4, Г2.

Самооценка (с использованием листов самооценки ).

  1. Анализ достижения поставленных задач.

— Напишите SMS-отчёт другу об уроке по данному началу:

  1. Домашнее задание.

Выполнить тестовые задания на карточке, повторить способы образования слов (обязательный компонент), дополнительное задание (приложение 3).

Приложение 1

Лист самооценки

ФИ учащегося

Задание

Лови ошибку

Схема

Основа слова

Суффиксы

Орфогра

фическая

минутка

Итоговый

тест

ИТОГО

Критерии

оценки

За каждый правильный ответ —

1 балл

За каждый правильный ответ — 0,5 балла

За каждый правильный ответ —

1 балл

За каждый правильный ответ —

1 балл

За каждый правильный ответ —

1 балл

За каждый правильный ответ —

1 балл

Максимально

возможное

количество

баллов

5 баллов

4 балла

5 баллов

5 баллов

10 баллов

9 баллов

38

баллов

Набранное

количество

баллов

Отметка

Количество баллов

Отметка

37—38

10

35—36

9

32—34

8

29—31

7

24—28

6

19—23

5


Памятка

Приложение 2

При выделении основы и окончания необходимо учитывать следующие моменты.

  1. Разница между окончаниями и формообразовательными суффиксами состоит в том, что окончания образуют синтаксические формы слов, т. е. служат для связи слов в предложении, а формообразующие суффиксы оформляют несинтаксические формы, т. е. не являются связующими элементами в предложении.

Понимание этого исключит такие ошибки, как выделение окончания у формы сравнительной степени прилагательного.

Ср.: Горяч-ее молоко. Молоко горяч-ее воды.

  1. При выделении окончаний и основы необходимо учитывать и фонетический состав слова, что поможет правильно выделять окончания в таких словах, как синий, лисий, армий, друзей.

  2. Некоторые количественные числительные имеют два окончания и прерывистую основу, а у образованных от них имён прилагательных и существительных одно окончание и основа непрерывная.

Ср. : шестидесяти— шестидесятилетий;

Шестьдесятшестидесятилетий

  1. Выделение основы и формообразовательной части связано с процессом формообразования и словообразования (имеем в виду несинтаксические формы: причастие, деепричастие и др.). При словообразовании основа сохраняется (иногда видоизменяется), а формообразующая часть отсекается.

Приложение 3

Для любознательных

Уникальные морфемы в современном русском языке

Уникальными обычно считаются такие морфемы, которые выступают только в составе одного слова. Хотя уникальные морфемы признаются далеко не всеми исследователями, сам факт наличия в ряде слов уникальных частей является бесспорным.

К уникальным можно отнести следующие суффиксы: дет-вop-a (дети), дуб-рав-а, зл-ыдень, патрон-таш, люб-овь, коз-ёл, поп-адья.

Уникальные приставки: му-сор, ра-дуга, ши-ворот, ба-хвал.

Почему не все учёные признают существование уникальных морфем?

Увлекательное определение и значение — Merriam-Webster

увлечение ˈfas-ˌnā-tiŋ 

ˈfa-sə-ˌnā-

: очень интересный или очаровательный : увлекательный

увлекательный документальный фильм

дал увлекательный отчет об экспедиции

увлекательно

fas-ˌnā-tiŋ-lē

fa-sə-ˌnā-

наречие

Синонимы

  • соблазнительный
  • обращение
  • привлекательный
  • чарующий
  • пленительный
  • харизматичный
  • очаровательный
  • эльфийка
  • очаровательный
  • зацепление
  • очаровательный
  • получение
  • гламурный
  • гламурный
  • заманивание
  • магнитный
  • соблазнительный

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе

Примеры предложений

увлекательных городов и народов Центральной Азии интриговали путешественников как минимум со времен Марко Поло увлекательная — но сомнительная — легенда о том, что Покахонтас спасла Джона Смита от верной смерти

Недавние примеры в Интернете Каждая из приведенных ниже книг требовательна по-своему, и чтение или перечитывание их может быть увлекательный , красивый и полезный опыт.

— Илана Масад, The Atlantic , 18 декабря 2022 г. Их время также было захватывающим , учитывая, что Индиана и Канзас, возможно, два ведущих баскетбольных бренда Adidas для колледжей, встречаются в эти выходные в Лоуренсе для первой из серии из двух игр. — Зак Остерман, The Indianapolis Star , 15 декабря 2022 г. Но что на самом деле увлекательный о пептидах — это их способность управлять вашей кожей. — Сара Хоффманн, Allure , 14 декабря 2022 г. Но в равной степени увлекательных личных откровений. — Дональд Либенсон, Washington Post , 14 декабря 2022 г. Мы были взволнованы и полны надежд, когда JWST, наконец, был запущен в прошлое Рождество после десятилетий задержек, а первые изображения и данные с телескопа еще более
увлекательнее
, чем ожидали астрономы. — Лаура Хельмут, Scientific American , 1 декабря 2022 г. Один вопрос, на который будет увлекательно увидеть ответ до начала игры: кто будет стартовать в качестве нападающего сборной США? — Эндрю Битон, WSJ , 29 ноября 2022 г. Немногие из них, утверждает Коган, были столь же увлекательны или важны, как Вашингтон, 51-й мэр города. — Марианна Мазер, 9 лет.0067 Чикаго Трибьюн , 25 ноября 2022 г. Возможность войти в пространство дерзкой близости и искоренить друг друга и развить в себе это завистливое уважение друг к другу и странную, извращенную, темную, возможно, любовь, была для меня просто
очаровательной
. — Саманта Хайфилл, EW.com , 23 ноября 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «захватывающий». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

см. fascinate

Первое известное использование

1618, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование увлекательного было в 1618 году

Посмотреть другие слова того же года зачарованно

очаровательный

очарование

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Очаровательный.»

Словарь Merriam-Webster. com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/fascinating. По состоянию на 1 января 2023 г. прилагательное

увлечение

ˈfas-ə-ˌnāt-iŋ

: чрезвычайно интересно или очаровательно

увлекательно наречие

Еще от Merriam-Webster о

увлекательном

Нглиш: Перевод увлекательного для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод увлекательного для говорящих на арабском языке

Последнее обновление:

1 января 2023 г. — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Написание анализатора нечетких квитанций на Python · технический блог trivago

В минувшие выходные в офисе trivago прошел Python Hackathon Düsseldorf. Несмотря на то, что нас было всего пять человек, нам было очень весело. Я воспользовался шансом немного освежить свои навыки Python. Также я хотел почесать давно мучивший меня зуд: нашу домашнюю книгу.

Видите ли, мы с девушкой стараемся вести учет всех наших расходов. Мы узнали это на собственном горьком опыте, когда оба были студентами и нуждались в деньгах. По нашему мнению, полезно знать, сколько денег мы тратим на такие вещи, как еда и топливо в месяц.

Проблема в том, что я неаккуратно веду бухгалтерию в актуальном состоянии. Я склонен откладывать задачу. Как следствие, у нас есть огромная куча квитанций, ожидающих расшифровки в коробке в нашей квартире.

Всегда есть причина для прокрастинации. В данном случае часть меня считает, что человеку не нужно заниматься этой скучной задачей. Я склонен делать ошибки в транскрипции, и подсчитывать сумму расходов в конце каждого месяца — пустая трата времени. Время, которое я мог бы потратить на лучшие вещи; как учить компьютер, как это сделать.
Родился проект хакатона.

Список ведер

Мой маленький инструмент должен соответствовать следующим требованиям:

  • Сканирование чеков из таких магазинов, как супермаркеты и заправочные станции
  • Определите название магазина, дату и сумму. Точность должна быть выше 90%. В противном случае я потратил бы больше времени на исправление инструмента, чем требуется для расшифровки данных вручную.
  • Запишите вывод в файл CSV. Таким образом, мы можем создать из него график с помощью GnuPlot или любой программы для работы с электронными таблицами. Мы также могли бы проявить фантазию и использовать Elasticsearch и Kibana.

Приступаем к работе

Прежде всего мне нужно было отсканировать квитанцию. Здесь подойдет любой планшетный сканер, но я хотел сделать сканирование максимально безболезненным.

Я мог бы использовать камеру телефона, но сложно расположить ее точно над чеком. Любой наклон затрудняет распознавание символов. Освещение тоже должно быть правильным. Также результат во многом зависит от разрешения телефона.

В конце концов я остановился на более простом подходе: Дома у меня валялся старый фотосканер Avision IS15. Он имеет простой вход для подачи, поэтому вам не нужно открывать крышку, чтобы использовать его. Однако не было никакого способа заставить его работать на Mac или Linux. Пробовал SANE, но сканер не поддерживался из коробки. Был драйвер для Windows, но первые результаты выглядели не слишком многообещающе. Сканер также может записывать данные на USB-накопитель. По некоторым причинам качество было намного лучше в этом случае.

Сравни себя:

После сканирования изображения были повернуты влево. Чтобы снова расположить их вертикально, я использовал инструмент командной строки под названием ImageMagick. После установки доступно множество операций с изображениями на выбор. Сначала я повернул изображение:

convert -rotate 90 input.jpg output.jpg

Затем я прочитал содержимое чека с оптическим распознаванием символов ( OCR ). Для этого я использовал tesseract, который существует уже довольно давно. Первоначально он был разработан компанией HP в 80-х и 9-х годах прошлого века.0 с. Недавно Google подхватил разработку и значительно ее улучшил. Также есть хорошая оболочка Python, которая называется… ну… pytesseract.

Поскольку использование tesseract было таким простым, я просто запустил его как команду оболочки.
На моем Mac это выглядит примерно так:

 # Установить tesseract с поддержкой всех языков
варить установить tesseract --all-languages
# Обнаружение всех символов в немецком тексте. 
# Tesseract добавит окончание txt файла к выходному файлу
tesseract -l deu input.jpg вывод 

Без каких-либо настроек он уже работал нормально. Вот типичный вывод:

Даже если вы не сможете прочитать весь текст, вы сможете хотя бы угадать некоторые его части. Например, название магазина — , реальное , сумма — 9,31 евро, а дата получения, ну… довольно трудно читаемая. Если вы посмотрите очень внимательно, это может быть 4 th марта 2015 года, но компьютеру сложно понять правильно.

В тот момент я понял, что мне нужен итеративный подход для достижения высокой скорости обнаружения. Поэтому я написал скрипт Python для импорта этого текста квитанции из файла. Затем я отсканировал 150 квитанций, что заняло около 30 минут. После удаления непригодных сканов у меня было 127 модульных тестов, с которыми можно было поиграться.

Для начала попробовал определить название магазина по чеку. Моя первая попытка состояла в том, чтобы искать некоторые предопределенные магазины. Это сработало очень хорошо. Я уже смог обнаружить 57 имен из 127.

Чтобы улучшить скорость обнаружения, я сделал только три изменения:

  1. Добавить больше названий магазинов в мой предопределенный список.
  2. Нечеткое совпадение с названием магазина, если точная строка не совпадает. Я добился наилучших результатов с точностью совпадения 60%.
  3. Если название магазина совершенно нечитаемо, попробуйте найти нечеткое совпадение по адресу.

Для нечеткого сопоставления я сначала протестировал расстояние Левенштейна. Вскоре после этого я нашел get_close_matches() в библиотеке difflib. Вот как я это использовал:

 def fuzzy_find(строки, ключевое слово, точность=0,6):
  """
  Возвращает первую строку в строках, содержащих ключевое слово.
  Он запускает нечеткое совпадение, если 0 < точность < 1,0
  """
  для строки в строке:
    слова: line.split()
    # Получить лучшее совпадение в очереди
    совпадения: get_close_matches (ключевое слово, слова, 1, точность)
    если совпадает:
      обратная линия 

С помощью этих простых шагов я смог определить название магазина с точностью до 98%. Хороший!

Далее была дата получения. Это было сложнее, чем я думал. Часть проблемы заключалась в том, что tesseract допускал некоторые ошибки распознавания символов. Поэтому я использовал regex101 для создания регулярного выражения, которое охватывает большинство случаев:

В конце концов я смог добиться успеха в 75% до того, как у меня закончилось время. Не было времени улучшать мою наивную детекцию за сумму чека.

Бонусный балл: Повышение уровня обнаружения

На следующий день я сел на поезд из Дюссельдорфа в Гамбург, чтобы посетить конференцию Codetalks 2015. Это дало мне некоторое время, чтобы поиграть с шагами предварительной обработки изображения. ImageMagick поставляется с множеством встроенных фильтров. Я отрегулировал контрастность и повысил резкость текста, что немедленно улучшило результаты:

convert -auto-level -sharpen 0x4.0 -contrast

На следующем графике показано, как со временем улучшались результаты. Пробежки перед номером 27 — с хакатона, остальные — с поездки на поезде.

Это далеко не идеально, но я вполне доволен результатом. С некоторыми дополнительными настройками у меня будет довольно приличный нечеткий синтаксический анализатор.

Отсутствующие функции

У меня валяется запасной Raspberry Pi (как и у всех). Было бы здорово использовать его для сканирования чеков.

Также было бы неплохо общаться со сканером по кабелю USB. Для этого мне нужно написать драйвер — желательно на Python. В конце хакатона я проанализировал проводное соединение между сканером и драйвером Windows, но у меня было мало времени. Тем не менее, было бы интересно вернуть драйвер в проект SANE.
Для захвата сетевого трафика вы можете использовать Wireshark или SnoopyPro:

Извлеченные уроки

Оказывается, нечеткий синтаксический анализ сложен. Особенно обработка всех крайних случаев является кропотливым процессом. Тем не менее, удивительно, насколько хорошими стали инструменты с открытым исходным кодом. Приложив немного терпения и немного подправив, вы уже можете добиться хороших результатов.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *