Уверенность в себе у детей и подростков или как преодолеть застенчевость
Автор: Наталья Визер
Оглавление:
- Причины развития неуверенности
- Как понять, что ребенок не уверен в себе?
- 4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании
- Застенчивость у детей 5-8 лет — особенности, диагностика и решение проблемы
- Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость
Развитие уверенности в себе у детей и подростков
Проблема развития уверенности в себе очень актуальна сегодня. Дети и подростки часто не верят в свои силы. А это значит, что они не могут добиваться целей, уверенно заявлять о себе, комфортно чувствовать себя в обществе. В нашей статье Вы узнаете о том, откуда берется неуверенность, как с ней правильно работать, чтобы помочь ребёнку, и получите практические рекомендации по развитию уверенности в себе у подростков.
Причины развития неуверенности
Уверенность — чувство защищенности, веры в собственные силы.
Это возможность опираться на себя.
Уверенный в себе человек уважает других людей, проявляет творчество, готов пробовать новое, легко заводит друзей, несёт ответственность за свои поступки.
Согласитесь, в жизни любого человека бывают победы и поражения. Не всегда получается всё сделать правильно. И это нормально. Когда инициатива ребёнка пресекается, ему не дают возможность совершать ошибку, постоянно исправляют, или любой промах представляется катастрофой ребёнку становится просто страшно что-то пробовать. Также неуверенность в себе формирует принцип жизни жизнь строится по принципу ”мама лучше знает” — то есть не надо пробовать, я тебе скажу как правилно.
Появляются вопросы — а я смогу? Получится? А что если нет …Я же не знаю как это делать… Да нет, не буду пробовать …
И вот она — неуверенность в своих силах, страх совершить ошибку, боязнь пробовать новое.
Как понять, что ребенок не уверен в себе?
- Он не заканчивает свои дела до конца
- Он постоянно жалуется и винит во всех своих ошибках других людей
- Он становится агрессивным, грубым или, наоборот, замкнутым в себе
- Он проявляет раздражение к мелким деталям
- Он подражает другим детям
- Он тяжело находит общий язык со сверстниками
- Ему сложно начинать новые дела
- Он очень боится совершить ошибку
Важно вовремя увидеть, что в присутствует проблема неуверенности в себе. Этот вопрос можно решить. А если не обратить внимания на это — ребёнок может лишается многих возможностей, таких как раскрытие творческого потенциала, способность принимать собственные решения и в принципе стать счастливым человеком.
Как вселить уверенность в ребенка?
Давать задания, с которыми он в состоянии справиться. Следует разговаривать с ним, задавать вопросы, как простые (“Как дела?”, “Как прошел твой день?”), так и серьезные (“Что ты думаешь об…”, “Как ты считаешь, что лучше приготовить на ужин?”). Причем ответы на них стоит слушать и слышать.
Занимайте ребенка. Давайте возможность пробовать силы в разных областях. Он будет чувствовать себя более уверенным в себе, если у него найдется дело, в котором он преуспеет. Важно дать почувствовать успех.
Разрешите ошибаться, научите проигрывать. Помогите понять что это нормально , что нет идеальных людей.
4 вещи, которые запрещено использовать в воспитании
- Сравнивать его с другими детьми – запрещенный прием. Он начинает чувствовать себя неполноценным, недостаточно хорошим.
- Подавлять инициативу – распространенная привычка. На успешность своего подрастающего человечка теперь даже не рассчитывайте. Если не верите в его силы, то как он сам сможет в них поверить?
- Частые наказания – ещё один неверный подход к воспитанию. Нужно уметь объяснить и доказать. Наказать и оставить в недоумении – звучит ужасно.
- Осуждение в выборе друзей, подарков и т.п., что бы Вы не пытались этим сказать, будет воспринято как неуважение личного выбора ребенка.
Застенчивость у детей 5-8 лет — особенности, диагностика и решение проблемы
Замкнутый ребенок в 5 лет — частое явление в наши дни. Вопрос почему ребенок замкнутый часто задают себе заботливые родители. Скромность вполне может быть наследственной чертой. Воспитание — важно, но врожденные особенности характера всё же есть. И они влияют на поведение. Но это не значит, что в этом случае нельзя помочь. Просто стоит ещё более внимательно отнестись к вопросу воспитания.
Застенчивость у детей дошкольного возраста – явление распространенное. Полагать, что замкнутые дети болезнь , которую нужно лечить не совсем верно. Застенчивость – это черта характера, особенность , к которой нужно отнестись внимательно и приложить максимум усилий, чтобы помочь вашему чаду адаптироваться в мире и стать более уверенным в своих силах. Анализируя вопрос отчего ребенок вырастает замкнутым причины этого можно увидеть как в особенностях характера так и в воспитании. Каждый случай отличается друг от друга.
Диагностика застенчивости у детей младшего школьного возраста
Конечно , этот вопрос должен решать специалист. Но если Вам кажется, что Ваш ребенок замкнутый, но не знаете, следует ли Вам волноваться пройдите небольшой тест. Поставьте галочки возле тех пунктов, которые совпадают с поведением вашего чада:
- Он не проявляет инициативу
- Он скрытный и самокритичный
- Он боится контакта с чужими людьми
- Он нерешителен
- Он тихо говорит
Если, как минимум, три пункта про Вас, значит следует побеспокоиться. Не стоит бояться психологов, во время выявить проблему и решить её важно. Уверенность это — огромная часть будущего ребёнка, это возможность жить полной жизнью.
С одной стороны кажется, что нет ничего плохого в застенчивости. Тихий, вежливый. Сидит себе в сторонке, занимается своими делами, никому не мешает. Обычно такие дети не считаются проблемными, однако, представьте, как тяжело им жить со своей застенчивостью!
Проблемой для Вашего ребенка может стать обыкновенный телефонный разговор, просьба о чем-то. Ему тяжело задать вопрос на уроке в школе или, когда его просят о чем-то взрослые, из-за чего он выполняет задания, которые ему дают, не так хорошо, как если бы он что-то уточнил.
Только представьте себе, сколько открытий могло бы сделать человечество, если бы замкнутые люди не были таковыми.
Что делать, если ребенок замкнутый?
Решать проблему. Нужно научиться поощрять детей, в меру их хвалить, выслушивать их и поддерживать, при необходимости.
Учите улыбаться, разговаривать, помогайте находить увлечения, пользоваться чужой помощью. Лучший способ для этого – собственный пример и поддержка.
Если у вас замкнутый ребенок советы психолога будут вам полезны. Основное, что нужно делать — поддерживать его спонтанность. Помогать ему быть самим собой, совершать выбор.
Повысить самооценку уверенность в себе Вам помогут программы по развитию уверенности в себе для детей 6-8 лет. Вы хотите научить Ваше чадо уметь справляться с любой ситуацией и быть уверенным в себе? Справляться со страхом? Придать ребенку уверенности в себе помогут занятия с психологом. В небольшой группе опытный специалист сможет определить причины возникновения проблемы, найдёт индивидуальный подход и поможет решить вопрос. А родители получат грамотные советы.
В тренинговом центре К.О.Т. разработана программа, которая учитывает возрастные особенности младших школьников. Вы можете узнать подробнее на странице курса по развитию уверенности и работе со страхами у детей.
Подростковый возраст: неуверенность, комплексы и застенчивость
Подростковый возраст, как и все кризисы перехода из одного этапа жизни в другой, – тяжёлый период. Становится непонятно: с кем общаться, кем стать, каким быть? Ещё не взрослый, но уже не ребенок, запутавшийся и, чаще всего, неуверенный в себе.
Неуверенность у детей чаще всего связана с психологическими факторами. Неуверенность у подростков – с социальными. На подростка давит общество, телевидение, сверстники и, в конце-концов, он не понимает, достаточно ли хорош.
Неуверенный подросток:
- Боится пробовать новое – его будут преследовать вопросы по типу: “А смогу ли я? А вдруг я все сделаю плохо, у меня ничего не получится?”. Ему кажется, что лучше не пробовать, чтобы не опозориться.
- Стремится не отличаться от других – ему кажется, что если он будет отличаться, то покажется странным, выбьется из толпы, перестанет быть уважаемым.
- Приукрашает без этого он не кажется интересным самому себе, и считает, что в глазах своих друзей он будет выглядеть круче.
- Говорит о себе с пренебрежением в ответ на комплименты – “Эта кофта красивая? Ничего подобного, купила ее сто лет назад, старье.
Как вернуть уверенность в себе подростку? Советы для родителей и подростков
Для родителей: разговаривайте с подростком. Не осуждайте, не ругайте. Вы можете дать совет, если Вас о нем просят, но ни в коем случае не лезьте в чужие дела. Подросток хочет справиться со всем самостоятельно.
Позволяйте подростку высказать свою точку зрения, уважайте его мнения и взгляды. Если у него что-то получилось хорошо – обязательно похвалите его. Следует внушить уверенность Вашему ребенку. Скажите, что не сомневаетесь в нем, что у него все получится. Подростку, как никому другому, нужна Ваша поддержка.
Для подростков: если, читая список выше, ты узнал себя, значит у тебя проблемы с уверенностью в себе. Постарайся найти в себе что-то положительное, и, если будет трудно, отталкивайся от этого.
Не заводи фальшивых друзей, чтобы казаться более популярным. Такие друзья – только до окончания школы. Настоящие друзья – навсегда. Если ты сейчас в возрасте 9-17 лет и не можешь самостоятельно бороться с неуверенностью в себе, ты можешь пройти тренинг по абонементу на 3 месяца или пройти курс на месяц для подростков по развитию уверенности. Здесь ты научишься адекватно оценивать себя, воспитывать в себе уверенность и понимать себя.
Комплексы у подростков
Вместе с неуверенностью в себе всегда приходят комплексы, связанные с телом, внешностью. А в подростковом возрасте тело меняется , становится другим. И часто возникает чувство что “что-то не так”, желание спрятаться, убежать. Недовольство внешностью — очень частая проблема у подростков.
Комплекс – установка в бессознательном. Человеку не нравится какая-либо вещь в себе, он постоянно переживает по этому поводу, боится быть осмеянным. Но чаще всего этой вещи никто не замечает.
Комплексы есть у всех: и у подростков, и у взрослых людей. Надо учиться от них избавляться, но при этом все ещё трезво оценивать себя.
Бывает страшно не оправдать чужие ожидания, и часто кажется, что ты хуже всех. Есть много примеров, и Вы, скорее всего, сталкивались с ними в реальной жизни.
“Мои родители хотят, чтобы я стала врачом, как моя сестра. По биологии у меня плохие оценки, зато я прекрасно рисую и хотела бы заниматься этим в будущем.”
“Мама говорит, что я очень талантливая, и обязана поступить на бюджет в университет и выучиться на юриста. Но я не собираюсь поступать в университет, мне хочется заниматься музыкой.”
“Моя старшая сестра – стоматолог. У нее есть муж и скоро будет ребенок. Мама с папой говорят, что я должна быть такой же, как она, но, если честно, это так скучно.”
Подростку приходится пытаться соответствовать чужим ожиданиям. Иногда, люди действительно начинают занимаются тем, чем их родители хотели, чтобы они занимались. Итак, всю жизнь они чувствуют себя несчастливыми.
Тяжело бывает девочкам, которые, насмотревшись сериалов про девушек с “эталонной” внешностью, начитавшись журналов про поп-див, пытаются им подражать, но сталкиваются с тем, что их внешность недостаточно идеальна.
Несладко приходится и мальчикам, от которых ожидают, что они будут сильными при любом раскладе, не будут плакать, всегда помогут девушке, даже если она с минуту назад нахамила ему. Им прописывают быть рыцарями, которые неизвестно где и когда существовали.
На этой почве подростки перестают любить себя и верить в себя. И никакой родитель здесь не поможет, тут нужно учиться бороться с этим самому.
Подростковая застенчивость
Есть два периода застенчивости у детей:
- 4-8 лет — мы уже обсудили выше
- 12-17 лет — в этом возрасте проблема может проявиться вновь.
Подростковая застенчивость, наверное, самая тяжёлая. Если младший дошкольный-школьный возраст – ещё бессознательный, то подростки очень остро чувствуют, когда ими начинают пользоваться ввиду их застенчивости, но сделать с этим ничего не могут.
Причиной этому бывает то, что подросток начинает углубляться в свои проблемы, пытается проанализировать и понять самого себя. Он закрывается от окружающего мира и, иногда, так даже удобнее.
Позже, когда застенчивость проходит, подросток старается “наверстать”, начинает грубить людям просто без повода. Так что застенчивость плавно перетекает в девиантное поведение, часто агрессию.
Как помочь подростку преодолеть застенчивость?
- Принимайте подростка таким, какой он есть;
- Уважайте его желания и цели;
- Развивайте его независимость и уверенность в себе;
- Помогите подростку избавиться от кумиров;
- Напомните ему, что идеальных людей не бывает.
Самое важное в общении с ребенком – быть внимательным. Нужно следить за изменениями в поведении, за тем, чем занимается Ваше чадо, что он думает о себе. Главное, не привлекать к себе внимания, не нарушать его планы, прививать ему уважение к другим людям и к самому себе. Неуверенность в себе – вечная история, но если Вы знаете, что делать, как распознать, то это не доставит Вам никаких проблем.
А если вы хотите решить вопрос уверенности под руководисвом опытных ведущих, получить совет и поддержку — запишитесь на наши курсы или позвоните. Всегда рады помочь вам.
Неуверенный в себе ребенок: 5 советов психолога
центр детского и
молодёжного
развития
Телефоны
+7(495)135-15-45+7(901)388-61-35
Автор: Яна Кшесинская
Оглавление:
- Неуверенность – откуда она появляется?
- Уверенный ребенок – какой он?
- Признаки неуверенности в себе у ребенка
- 5 советов родителям от подростков – как воспитать уверенность в ребенке
- Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога
- Как помочь ребенку развить уверенность
- Мини – тест: на сколько мой ребёнок уверен в себе?
- Развитие уверенности в себе — помощь в центре К. О.Т.
Неуверенность – откуда она появляется
Её признаки можно заметить в любом возрасте, у взрослых и детей. Это боязнь предпринимать какие-либо действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, знаниях, способностях.
Чаще всего это приобретенное качество, которое появляется вследствие неудачного опыта, запоминающегося поражения, боли. Так же это может быть следствием воспитания ребенка.
Когда и почему появляется неуверенность?
Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.
Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.
- Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.
- На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка. Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.
- Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»
- Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка. Об этом важно помнить.
Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.
Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость. Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.
Уверенный ребёнок – какой он?
Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.
Качества, характерные для уверенных в себе детей
Способность быть лидером.
Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки. Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку.
Умение нормально воспринимать критику.
Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.
Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.
Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.
Может защитить себя и других.
Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию.
Артистичность и непосредственность.
Он легко выражает себя, смеётся и плачет, проявляет эмоции и знает, что это нормально.
Признаки, того, что ребенок вырос неуверенным:
- Cкрытность и замкнутость в себе
Он редко рассказывает, что с ним происходи, не любит отвечать на вопросы о его настроении и чувствах. - Он мало общается
Конечно, необщительность может быть просто чертой характера, и далеко не все люди любят много общаться. Но обратить внимание на то, что ребенок больше любит быть один, чем в обществе – стоит. - Он робок
Что-то понадобилось, а он боится сказать о своей потребности, терпит неудобства и ждёт, пока все решится, само собой. - Подражает уверенному в себе другу
Для детей подражание характерно, однако, если вы заметили в ребенке что он делает это слепо и с без критики. Просто он видит уверенного в себе ребенка и хочет быть «как он». - Ему сложно установить контакт с незнакомыми
Спросить дорогу, да и просто заговорить с новыми людьми – проблема для неуверенных детей. - Самооценка занижена
Ему всегда кажется, что у него не получится, а если ему улыбнулась удача, то он не радуется победе в полной степени, а думает, что это ему просто повезло. - Упрямство и заторможенность
Эти качества в ребенке связаны с боязнью нового. Ему сложно адаптироваться в новых ситуациях, такие дети стремятся оставаться в знакомой и привычной обстановке.
5 советов родителям от подростков – как воспитать в ребенке уверенность
Замечали ли вы, что после ссоры с вами ребенок убегает в свою комнату в слезах? Пользуйтесь ли вы методом: разозлить, указывая на его недостатки, думая, что после этого он будет стремиться стать лучше? Если да, то вы должны понимать, что таким способом вы ничего не воспитывайте в ребенке, а просто травмируете психику и сами формируете у него комплексы!
- Любите его таким, какой он есть, и помогайте стать лучше. Замечать в ребенке все его недостатки и указывать на них, называть его толстым, глупым, некрасивым. Замечаете проблемы с кожей – сходите вместе с ним к косметологу и получите рецепт, как избавиться от прыщей. Посетите стоматолога и решите вопрос с зубами. Пусть стилист поможет выбрать правильную стрижку. Поверьте, ребенок будет вам очень благодарен за то, что вы помогаете ему стать лучше, а не указывайте на недостатки.
- Будете справедливы и правдивы. Не говорите говорить ребёнку, что он самый красивый или самый умный. Такой способ приводит к высокомерию, что не очень любят в компаниях, а когда такой подросток встречает конкурента – тоже красивого и умного – он не знает, как с этим справиться. И может пойти на все, чтобы доказать своё превосходство. А если не получится – то он ощутит себя самым «плохим» и несчастным.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими! Во-первых, возникает неприязнь к тому человеку, с которым тебя постоянно сравнивают. Во-вторых, совершенно нет никакого желания походить на него или стать лучше. Хочется сделать всё наоборот.
- Делитесь своими проблемами. Так он поймёт, что жизнь – не вечный праздник. Он научится адекватно воспринимать удачи и поражения, опираясь на ваш опыт.
- Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать.
Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога
Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.
- В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
- У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
- Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
- Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
- Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
- Я не знаю, когда. .. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
- Что тебя успокаивает, помогает?
- Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
- Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
- Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
- Страдаешь ли ты от депрессии?
- Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
- Спасибо за интервью!
Комментарий психолога:
Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.
10 способов – как развить в ребенке уверенность
- Найти увлечение, в котором ребенок будет успешен. Ведь хобби делает нас уникальными! Он отлично поет, быстро бегает, хорошо танцует или рисует – подберите дело по душе! Или, например, кто-то может похвастать коллекцией из ста пятидесяти машинок, или коллекцией, в которой двести помад красного оттенка? А может быть
- Помогите ему любить себя, увидеть достоинства. Говорите о том, что у него подучается, хвалите за дело. Делайте акцент на сильных сторонах.
- Обсуждайте промахи и не придавайте им фатального значения. Даже 2-ка на экзамене, или контрольной – не конец света! Поверьте, оценку исправить гораздо прозе, чем вернуть ребенку веру в собственные силы.
- Поощряйте эксперименты — если есть что-то ребенок хочет изменить, даже в своей внешности, можно в этом помочь. Почему бы не сделать новую стрижку, не подобрать новый стиль в одежде? Помощь родителей в этом буде оценена! И отношения с ребенком станут лучше, и уверенность в себе вырастет. Кстати, существуют специалисты, которые помогут подростку подобрать новый стиль. Можно предложить девочке посетить курсы по созданию имиджа.
- Напишите ребенку письмо, в котором друзья и родственники перечислит в все, что им в нём нравится и подарите этот конверт.
- Заведите для школьника дневник успеха, в котором ребенок может отмечать свои удачи, и вместе заполняйте его. Научите его ставить цели, и достигать их.
- Курсы по развитию уверенности – отличный вариант. Во-первых, здесь можно найти друзей, у которых такие же проблемы. Во-вторых, хороший психолог и работа в группе на тренинге помогают увидеть сильные стороны и стать увереннее.
Мини – тест: на сколько мой ребёнок уверен в себе?
Мы подготовили для вас простые вопросы, ответив на которые вы узнаете, на сколько ваш ребёнок верит в собственные силы.
Так же, по итогам теста вы получите рекомендации психологов нашего центра.
Пройти тест
Развитие уверенности в себе в ребенке — помощь в центре К.О.Т.
В центре К.О.Т. работают профессиональные детские и подростковые психологи, которые успешно решают вопросы по развитию уверенности у детей и подростков. Работа может проводится как в форме индивидуальных консультаций, так и на тренинге, в группе. Для этого разработаны специальные программы для детей разного возраста, с учётом особенностей и основных задач развития ребёнка.
Курс «Я уверен KIDS» для детей 6-8 лет
Курс «Я уверен» для школьников 9-11, 12-14,15-17 лет. Занятия поводятся в мини группах по возрастам.
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
5 способов начать настоящий разговор с подростком
У вашего подростка низкая самооценка? Может быть, у него паршивое представление о себе, или он беспокоится о том, чтобы приспособиться к школе или со сверстниками. На этой неделе в EP прочитайте об этих трудных подростковых проблемах от человека, который был там и знает, о чем говорит.
Брошенный и подвергавшийся жестокому обращению в детстве, Джош Шипп был воспитан несколькими приемными родителями, которые старались изо всех сил, но не могли справиться с проблемами его поведения. Затем он нашел одну любящую, целеустремленную приемную семью, которая приняла его в подростковом возрасте и наставила на правильный путь. Джош смог преодолеть боль жестокого обращения, пренебрежения и издевательств, и теперь он известен как «Подростковый шептун» за понимание и советы, которые он дает подросткам и их родителям.
«Я думаю, что низкая самооценка возникает из-за того, что мы сталкиваемся с невзгодами и не понимаем, как от них оправиться».
EP: Джош, можешь рассказать нам о своем собственном опыте с низкой самооценкой в детстве?
ДС: Я думаю, что во многом это было результатом того, что я просто не вписывался и не чувствовал, что у меня есть место быть. Мало того, что у меня была необычная семейная ситуация, в детстве я использовал еду, чтобы справиться со своей болью — еда была моим «лекарством выбора». В детстве у меня был лишний вес, и я помню, как надо мной издевались. Я думаю, что независимо от того, насколько хороша или плоха ваша самооценка поначалу, если вы слышите негативные вещи изо дня в день, это будет вас утомлять. Это сломает вас, независимо от того, насколько вы уверены в себе. В результате того, что меня переводили из приемной семьи в приемную семью, пока мне не исполнилось 14, а затем издевались в каждой новой школе из-за моей проблемы с весом, я всегда чувствовал себя аутсайдером.
EP: Вы помните, когда вы, наконец, начали чувствовать себя комфортно в собственной шкуре, принимать и любить себя такими, какие вы есть?
JS: Когда я учился в средней школе, я переехал к Вайденмайерам, семье, которая в конце концов приняла меня на постоянное жительство. Подтверждение, которое я получил от них, помогло мне обрести уверенность и хорошую самооценку. Мои родители говорили мне добрые слова каждый божий день, и это было то, в чем я нуждался больше всего на свете.
Часто родители думают: «Ну, мой ребенок знает, что я считаю его замечательным; он уже знает, что я люблю его и верю в него». Но вы должны понимать, что с подростками и подростками почти все их воспоминания стираются каждый божий день. Точно так же, если вы говорите своей жене «Я люблю тебя» в день свадьбы и думаете, что так будет до конца супружеской жизни, вы ошибаетесь. Ни один брак не выживет на этом, и ни одна детская самооценка не выживет на ежегодных или ежеквартальных утверждениях.
EP : Это хорошее понимание, потому что многие родители подростков говорят нам, что их дети пытаются закрыть их, даже когда они пытаются сделать им комплимент.
JS: Абсолютно. Честно говоря, в подростковом возрасте я иногда говорил: «Да ладно, мама, это так раздражает» или «Перестань, ты меня смущаешь». Но в глубине души я призывал ее положительные слова о моем характере в те моменты боли, когда меня дразнили, издевались или я чувствовал себя «ниже, чем». Так что не думайте, что вы слишком властны, повторяя. На самом деле, повторение действительно необходимо с этой возрастной группой.
EP : Было ли что-то еще, что произошло в детстве, что заставило вашу самооценку расти?
JS: Я думаю, что поворотным моментом стало то, что я активно начал находить места, где я мог бы быть в школе. Я пробовал себя в нескольких разных видах спорта; Я играл в театре и пробовал себя в нескольких видах лидерства. Не буду врать — некоторые из этих вещей пошли очень плохо. Но иногда, чтобы узнать, что вам нравится, нужно сначала выяснить, что это такое.0003 не . В конце концов, я нашел несколько занятий, в которых, как мне казалось, я мог бы быть хорош, и где я мог найти общий язык с другими детьми. Это дало мне невероятное чувство собственного достоинства. Школа стала не только местом для учебы и книг, но и местом, где я мог участвовать в чем-то помимо классной комнаты.
Правда в том, что ваш ребенок не знакомится с другими детьми в классе — не совсем так. В классе вы должны вести себя тихо, потому что вы учитесь, а учитель должен контролировать вас. Это внеклассные мероприятия, где ваш ребенок может познакомиться с другими детьми. Что-то, что родители могут сделать, это побудить своих детей попробовать кучу новых вещей. Когда подростки находят то, что им нравится делать, это помогает им начать чувствовать, что у них есть группа или сообщество в школе, что приводит к тому, что к ним меньше придираются. Я думаю, что это очень полезная вещь, которую дети могут сделать, чтобы защитить себя от запугивания и повысить свою самооценку. Подумайте об этом так: даже если трое или четверо детей в школе любят вашего ребенка и поддерживают его, когда его дразнят, он сможет сказать: «Кого это волнует? Те другие дети все равно придурки».
EP : Джош, ты говоришь: «Если ты не выговоришься, ты будешь действовать». Но ребенок, пронизанный тревожностью и низкой самооценкой, не станет говорить о том, что его беспокоит, особенно родителям. Какое решение?
JS: Это то, что я испытал на собственном опыте в детстве. У меня было много проблем в жизни, и я ни с кем их не обсуждал. Я постоянно «разыгрывал их» — капризничал в школе и доставлял неприятности. Когда вы имеете дело с этими проблемами в подростковом возрасте, на самом деле вы имеете дело со взрослыми проблемами, но вы недостаточно развиты, чтобы действительно быть в состоянии эффективно с ними справляться. В конечном счете, эти проблемы отыгрываются другими способами: запугиванием, разговорами, отыгрыванием, криком, гневом, неповиновением и неподобающим поведением.
Лично я считаю, что подросткам нужно место, где они могут чувствовать себя в безопасности и комфортно, не подвергаясь осуждению, где они могут обсудить свои проблемы. Это то, что, я думаю, родители могут и должны делать для своих детей. Многие родители говорят: «Ну, как я могу заставить своего ребенка открыться мне? Они не хотят говорить со мной об этом ». Я думаю, что вполне возможно заставить вашего ребенка говорить с вами о проблемах, с которыми он имеет дело. Вот пять эффективных методов:
- «Поговори со мной о том, что трудно»: Что-то, что вы можете сказать своему подростку, чтобы начать действовать: «Поговорите со мной о том, что вам трудно; расскажи мне о трудных вещах в твоей жизни». Это очень хороший способ сорвать пластырь, который прикрывает то, что они держат в себе и о чем действительно хотят поговорить. Я также считаю, что если вы можете рассказать о трудностях , с которыми вы столкнулись в своей жизни, когда были подростком, это делает вас уязвимым. В свою очередь, есть большая вероятность, что ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно, будучи уязвимым перед вами.
- Используйте фильмы, чтобы начать разговор : Я считаю, что подростки наиболее уязвимы после того, как они увидели что-то, что их тронуло или подняло проблему в их жизни. Фильмы очень хорошо работают в качестве нейтрального начала разговора. Рекомендую узнать, какой любимый фильм у вашего ребенка, а затем посмотреть его вместе. (Заранее поймите, что каким бы ни был их любимый фильм, он, вероятно, не станет вашим любимым фильмом в мире.) Я всегда призываю родителей смотреть фильм, не оценивая содержание, а вместо этого оценивая то, что за содержанием. Почему вашего ребенка тянет именно к этому фильму? Какую сюжетную линию они находят такой интересной и захватывающей? Поверьте, есть что-то важное, что так нравится вашему ребенку. Это история о ребенке, которого все не принимали во внимание, но который в итоге добился успеха? Это фильм о девушке, которая исключена? Ищите смысл фильма.
Чтобы после этого начать разговор, вы можете сказать: «Эй, разве та сцена, где главная героиня принимает решение, не была действительно интересной? Как вы думаете, почему она это сделала? Опять же, важно не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Разговоры о фильме приведут к разговорам, которых в противном случае у вас не было бы. Посмотрим правде в глаза, неловко сесть и сказать: «Давайте поговорим о вашей самооценке». Это просто нереально; ваш ребенок закроется и подумает, что вы глупы.
- Организуйте регулярное обеденное свидание с подростком: Старайтесь брать своего подростка на обед хотя бы раз в месяц без какой-либо повестки . Вы не забираете их из школы и не обедаете, потому что у вас есть важная вещь, о которой вам нужно поговорить; не делайте этого, чтобы допросить их об употреблении наркотиков или что-то в этом роде. Скорее, вы используете их как связующий механизм — вы вносите депозит на счет доброй воли. Позже они могут поговорить с вами вместо того, чтобы запихивать все глубоко внутрь себя, а затем отыгрывать.
- Покажите ребенку, как справляться с трудностями: Я думаю, что подросткам особенно нужны образцы для подражания. Для вас важно показать ребенку, что значит эффективно справляться с конфликтами. Покажите подростку, как вести себя, когда вы совершаете ошибку. Извиняйтесь, когда вы ошибаетесь или говорите неправильные вещи. Активно демонстрируйте хорошие способы борьбы с беспокойством или стрессом. Все эти вещи должны быть смоделированы для них в максимально возможной степени.
- Попробуйте говорить на языке вашего подростка: Взрослым комфортно общаться лицом к лицу, но детям часто гораздо удобнее общаться по электронной почте и текстовым сообщениям. Я не думаю, что это потому, что они не развили свои социальные навыки — скорее, для подростка важным социальным навыком является знание того, как это сделать. Поэтому я часто призываю родителей говорить на языке своего ребенка. Под этим я подразумеваю посылать вашему ребенку текстовое сообщение один раз в день и говорить: «Привет, хорошего дня», или «Думаю о тебе», или «Удачи на тесте». Таким образом, вы обращаетесь к своему ребенку на его территории. Это имеет большое значение для установления взаимопонимания.
EP : Джош, как вы думаете, вы можете повысить самооценку у своего ребенка или он должен делать это сам?
JS: Думаю, и то, и другое. В конечном счете, все важное в жизни зависит от человека, потому что именно он будет принимать решение. Но это, безусловно, ситуация, когда вы можете помочь. Я не думаю, что самооценка — это обязательно то, с чем мы рождаемся. Я думаю, что речь идет о создании возможностей для тренировки этой мышцы уверенности. К сожалению, у многих молодых людей эта мышца вообще не работает.
Как родитель, вы можете дать своему ребенку возможность потерпеть неудачу и добиться успеха в безопасной среде. Часто я думаю, что низкая самооценка возникает из-за того, что мы сталкиваемся с невзгодами и не понимаем, как от них оправиться. Например, предположим, что какой-то ребенок в школе говорит, что ваш ребенок толстый неудачник, и она не знает, как оправиться от этого, поэтому это опустошает ее. Что происходит, так это то, что ее самооценка падает в унитаз. Но если она будет обучена и подготовлена к этой словесной атаке и знает, как с ней справиться, это не повлияет на нее так сильно. Вот почему на одних детей это влияет не так сильно, как на других — они были должным образом подготовлены.
Люди часто беспокоятся о том, чего они не знают или с чем не знакомы. Вот почему люди нервничают на собеседованиях при приеме на работу. Первые несколько интервью могут быть очень нервными, потому что вы не знаете, чего ожидать. Чем больше вы сможете отрепетировать и подготовить заранее, тем лучше. То же самое касается вашего ребенка. Если ваш ребенок не готов к тесту, он не будет хорошо сдавать. Точно так же, если ваш подросток не готов к негативным испытаниям, с которыми он столкнется, вероятно, все пойдет не так хорошо.
EP : Джош, есть ли у вас еще какие-нибудь советы для родителей об их роли в формировании самооценки их ребенка?
JS: Есть известная цитата, которая гласит: «Каждая битва выиграна еще до того, как она началась». Многие места, куда ходят дети — школа, игровая площадка, Интернет — могут быть враждебной средой, где не каждый человек думает об их интересах. Поэтому, прежде чем они уйдут из дома, они должны знать, кто они и как вести себя, когда люди говорят или делают обидные вещи. Вот почему я думаю, что важно позволять вашим детям рисковать в среде, где они в безопасности и где вы можете быть рядом с ними. Я не имею в виду решение их проблем за них. Вы можете провести мозговой штурм вместе с ребенком, но в конечном итоге он должен быть тем, кто поднимет трубку и извинится перед тем родственником, которому он сказал такие гадости. Никогда не поднимайте трубку телефона и не говорите: «О, я хочу извиниться за поведение моего сына». Вы можете сделать это, если ему три года, но не делайте этого, если ему 14. Пусть он возьмет на себя ответственность и извинится сам. Ты же не собираешься делать это, когда ему будет 30, не так ли? Ты ведь не собираешься извиняться за него перед его женой? Так что тренируйте его сейчас, иначе он выйдет в мир и не будет знать, как справляться с вещами.
Помните, что ваша работа как тренера заключается не в том, чтобы выходить на корт, а в том, чтобы тренировать со стороны. Просто удалите себя из суда. Вы не делаете своему ребенку одолжение, играя за него. Я знаю, что родители иногда вмешиваются, потому что хотят помочь, но если вы так поступаете, в конечном итоге вы делаете своего ребенка инвалидом.
Посмотрите, что делает тренер. Они готовят команду перед игрой. Каждый может тренироваться сотни часов ради двухчасовой игры. Команда выходит туда, что-то пробует, что-то делает хорошо, что-то плохо. И тогда тренер прерывает его в перерыве. «Хорошо, вот что работает; вот чего нет. Что вам нужно, чтобы сделать это лучше? Не закрывайтесь, вы возвращаетесь на корт, но как вы могли бы улучшить? Как вы могли вывести это на другой уровень? Как бы вы могли справиться с этим по-другому?» Это то, что делает тренер, и это то, что вы должны делать как родитель с самооценкой вашего подростка.
Связанное содержимое:
Низкая самооценка у детей. Забудьте о том, что вы слышали — это миф
Консультирование родителей: как помочь антисоциальному подростку
Будучи взрослыми, мы проехали достаточно километров, чтобы осознать важность здоровой самооценки. Мы знаем, что для успеха в карьере или в любом деле, которое нам небезразлично, нам необходимо положительное чувство собственного достоинства, которое подпитывает наши усилия. Наша самооценка важна для того, как мы представляем себя миру. То, как мы относимся к себе, выражается в наших действиях, языке тела и отношении практически в каждом взаимодействии, в котором мы участвуем ежедневно.
Но многие из нас хорошо помнят, как неуверенно себя чувствовали в подростковом возрасте. Возможно, мы чувствовали себя неуклюжими, неуклюжими или невидимыми среди сверстников. Возможно, мы пострадали в учебе, потому что не верили в свои способности. Возможно, мы избегали таких областей интересов, как спорт или музыка, потому что чувствовали, что не соответствуем другим подросткам. Действительно, уверенные в себе взрослые не всегда так начинают!
Как родители подростков, теперь мы можем распознать такие же болезненные признаки низкой самооценки у наших собственных детей. Родителям больно осознавать, что их сын или дочь борются с чувством незащищенности или неуверенности в себе. Итак, как помочь подростку с заниженной самооценкой?
Что вызывает низкую самооценку у подростков?
На первый взгляд может показаться, что подросток, страдающий низкой самооценкой, просто капризный или ищет внимания. Они могут хандрить, избегать социальных контактов или зарываться в социальные сети, что также может быть симптомом депрессии. Так что же заставляет подростка так плохо относиться к себе?
Низкая самооценка может быть вызвана рядом факторов. К ним могут относиться:
- Плохая успеваемость. Это может быть связано с неспособностью к обучению или СДВГ, или просто с низкой успеваемостью. Какой бы ни была причина, плохая успеваемость в школе и наблюдение за тем, как сверстники справляются с учебой удовлетворительно, может привести к ощущению того, что вы не хуже других или менее умны, чем другие.
- Межличностные конфликты. Когда у подростка возникают трудности с коммуникативными навыками, он может столкнуться с трудностями в установлении прочных дружеских отношений. Социальная неуклюжесть в подростковом возрасте довольно распространена и может быть источником сильного стресса и потери уверенности в себе.
- Факторы окружающей среды. Некоторые подростки щепетильно относятся к своему социально-экономическому статусу или могут испытывать смущение из-за своего семейного положения. Подростки, как правило, хотят приспособиться, поэтому, когда они чувствуют, что их семья чем-то отличается от других детей, им может начать казаться, что их никогда не примут.
- История пренебрежения или жестокого обращения. Подростки, подвергшиеся физическому или сексуальному насилию в детстве, часто вырастают с серьезными проблемами психического здоровья, включая очень низкую самооценку.
- Негативные модели мышления. Подростки могут участвовать в самосбывающемся пророчестве посредством негативного мышления. Если они зацикливаются на вещах или застревают в круговороте негативных мыслей, таких как «никто не хочет тусоваться со мной», их суровое отношение приведет именно к этому, что затем приведет к низкой самооценке.
- Негативное изображение тела. Подростки становятся очень сосредоточенными на своем физическом теле и внешнем виде, что может привести к чрезмерной критике самих себя. Подростки могут быть резкими по отношению друг к другу, стыдить тело или запугивать других, которые не вписываются в шаблон. Это может привести к низкой самооценке.
Некоторые дети могут просто чувствовать, что они не подходят своим сверстникам. У них могут быть совершенно другие интересы, чем у их одноклассников, и они просто не могут найти общий язык, в результате чего у них мало друзей. Подросток может иметь дело с проблемой гендерной идентичности, которая заставляет его чувствовать себя неловко. Это может негативно сказаться на самооценке подростка.
Каковы признаки низкой самооценки у вашего подростка?
Негативное представление о себе проявляется по-разному. Способность определить признаки дистресса может помочь родителю узнать, как помочь подростку с низкой самооценкой. Среди них могут быть:
- Изолирующее поведение. Низкая самооценка часто сочетается с депрессией, каждая из которых может привести к тому, что подросток предпочитает проводить время в одиночестве.
- Использует язык тела, сигнализирующий о низкой самооценке, например, сутулится или ходит с опущенной головой.
- Чрезмерное хвастовство. Подростки, которые много хвастаются, обычно чрезмерно компенсируют свою низкую самооценку.
- Нарушение пищевых привычек. Расстройства пищевого поведения могут возникать в результате низкой самооценки, поскольку контроль над потреблением пищи дает им дополнительные возможности. Переедание может быть признаком использования пищи для успокоения эмоционального стресса.
- Негативный тон и отношение при разговоре о других. Подросток может унижать других, чтобы помочь им поднять собственное чувство собственного достоинства.
- Мало друзей. У подростка может быть мало друзей из-за его негативного отношения или чрезмерного хвастовства.
- Негативные высказывания, такие как «Я глупый», «Я никогда не пройду этот тест» или «Я никогда не смог бы этого сделать». Пораженческий настрой.
- Иррациональное чувство вины или стыда. Подростки с низкой самооценкой могут персонализировать что-то, в чем они не виноваты, что приводит к чувству вины или стыда.
- Постоянно извиняюсь. Подростки с низкой самооценкой могут чувствовать себя неполноценными или недостойными, что заставляет их постоянно извиняться за все, что они говорят или делают.
- Предпочитает фантастический мир. Видеоигры — это выход, с помощью которого подросток может сбежать в мир фантазий, а не участвовать в разговоре или социальной деятельности, где он может чувствовать себя неловко.
- Избегает конкуренции. Низкая самооценка может помешать подростку заниматься спортом или внеклассными мероприятиями.
Как низкая самооценка может негативно сказаться на подростке
Родители правы, беспокоясь о низкой самооценке своего подростка. Печально видеть, как ребенок борется с негативным представлением о себе. Низкая самооценка может иметь широкий спектр неблагоприятных последствий, негативно влияя на качество жизни подростка и ограничивая его возможности.
Когда подросток страдает от низкой самооценки, он склонен избегать ситуаций, которые могут привести к неудаче или насмешкам. Им не хватает уверенности, чтобы пробовать что-то новое или ставить перед собой более сложные цели. Это ограничивает их возможности для изучения новых навыков или изучения более сложных предметов в школе, что может уменьшить шансы поступить в выбранный колледж позже. Низкая самооценка также может повлиять на межличностные отношения, поскольку новые друзья могут быть слишком пугающими и представлять риск быть отвергнутым.
5 советов, как помочь подростку с низкой самооценкой
Когда родители задаются вопросом, как помочь подростку с низкой самооценкой, они могут быть очень обеспокоены психическим здоровьем своего ребенка и хотят ему помочь. Хотя это может показаться сложной задачей, родители могут помочь своему подростку преодолеть низкую самооценку, приложив некоторые целенаправленные усилия. Вот 5 полезных советов:
- Обратите внимание на то, как вы разговариваете с подростком и другими членами семьи. Дети впитывают родительские слова и поведение. Если родитель чрезмерно критичен, это посылает сообщение о том, что подросток просто недостаточно хорош или что он или она каким-то образом испорченный товар. Этот обмен сообщениями может способствовать негативному внутреннему диалогу подростка, который совпадает с поведением гиперкритичных родителей. Вместо этого сфокусируйтесь на положительных чертах подростка с помощью щедрых утверждений и разумно используйте критику.
- Дайте подростку несколько небольших проектов (не рутинных дел), чтобы он занимался по дому. Чтобы мотивировать их, предложите подростку заплатить за его работу после завершения. Удовлетворительное выполнение задачи может дать возможность почувствовать продуктивность и чувство выполненного долга. Каждый готовый проект помогает укрепить уверенность в себе, что повышает самооценку.
- Не ждите от подростка совершенства, так как это только настроит подростка на неудачу. Вместо этого хвалите подростка за приложенные усилия и достижения, достигнутые благодаря этим усилиям. Хвалите их за добрые и заботливые жесты или за любые положительные черты характера и не высмеивайте и не стыдите подростка.
- Помогите им переключиться на позитивный внутренний диалог. То, как мы разговариваем сами с собой, может иметь мощные последствия, как негативные, так и позитивные. Если подросток часто пренебрежительно относится к себе или сомневается в своих способностях, покажите ему, как обратить это мышление в позитивное русло.
- Поощряйте подростка найти себя в школе. Направьте их к выбору клуба или группы, которые могут соответствовать их собственным интересам, где они будут вписываться. Многие средние школы предлагают множество внеклассных мероприятий, что-то для всех.
Поддержка психического здоровья для подростков с низкой самооценкой
Если подросток с низкой самооценкой продолжает проявлять признаки, несмотря на согласованные усилия родителей и наставников, подростку может быть полезно обратиться за помощью к специалисту по психическому здоровью. . Терапевт может помочь определить, есть ли расстройство настроения или расстройство пищевого поведения, которые могут потребовать внимания. Как правило, расстройства настроения у подростков лечат амбулаторно с помощью психотерапии, в частности когнитивно-поведенческой терапии. Если диагностирована депрессия, подростку также могут быть назначены антидепрессанты.
Если эти меры не оказывают заметного влияния на внешние признаки низкой самооценки, подростку может быть оказана помощь более высокого уровня в психиатрическом центре для подростков с проживанием. Эти программы обеспечивают круглосуточную поддержку в безопасной и комфортной обстановке, где подросток может сосредоточиться на позитивных изменениях в образе мышления и поведения. Программа проживания предлагает индивидуальные планы лечения, а также эмпирические мероприятия, которые дополняют методы лечения, основанные на доказательствах. Репетиторы также предоставляются, чтобы помочь подростку в учебе, пока он проходит лечение.
Лечебные центры BNI предоставляют психиатрические услуги подросткам по месту жительства
Лечебные центры BNI — это расположенная в Лос-Анджелесе программа по месту жительства для подростков, находящихся в бедственном положении. Лечение BNI успешно лечит подростков, которые борются с депрессией и тревогой в результате низкой самооценки, используя мультимодальный подход.