Как писать изложение в 5 классе по русскому языку памятка: Как писать изложение (памятка для учеников) | Материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему:

Содержание

Памятка Как писать подробное изложение

  1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить.

  2. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).

  3. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употребленные для связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.

  4. Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к написанию чернового варианта изложения.

  5. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

— точность передачи сюжета, фактов, логику развертывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

— соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

— соблюдение лексических и грамматических норм;

— орфографическое и пунктуационное оформление текста.

6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом заданий, так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить сжатие (компрессию) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Но в отличие от «обычного» текста, в нем максимально точно должен быть выражен смысл исходного текста при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть текстом, коротким по форме, но не бедным по содержанию. Чтобы справиться с данной работой на экзамене и успешно написать сжатое изложение, нужно научиться выполнять сложные умственные операции, связанные со смысловой переработкой исходного текста и применением специальных приемов его сжатия. Приступая к серьезной подготовке, помните, что каждый из вас вполне может находиться в так называемой «группе риска», то есть относиться к числу таких учеников, которые не умеют определять в прочитанном или прослушанном тексте основную мысль, затрудняются её точно и чётко сформулировать, плохо справляются с делением текста на смысловые части и составлением плана, далеко не всегда владеют умением подбирать лексические и грамматические средства, наиболее уместные при кратком изложении материала.

Имейте в виду, что, по подсчётам специалистов, таких учеников в 9-м классе почти 80%! А между тем краткое изложение смысла текста является одним из основных показателей понимания прочитанного. Вот почему сжатию текста надо специально учиться.

Прежде всего, нужно знать разные способы сжатия исходного текста – как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Назовём способы смыслового сжатия исходного текста.

1. Исключение. Как правило, при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т.п. Для того, чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.

2. Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщенной передачи.

Сжать можно не только саму информацию (путём исключения или\и обобщения), но и форму её изложения. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. Такой способ компрессии текста обычно называют способом языкового сжатия текста. В основе этого способа лежит идея упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определенной мысли, поэтому существуют «резервы» для её упрощения.

Основные приемы языкового сжатия исходного текста:

Способы сжатия текста / Памятки / Справочник по русскому языку 5-9 класс

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Способы сжатия текста

Краткое изложение текста требует сжатия содержания, не искажая его основной мысли и идеи.

Выделяют основные приёмы сжатия текста: 

Исключение

  • вводных слов; 

  • однородных членов предложения; 

  • повторов; 

  • однотипных примеров; 

  • риторических вопросов и восклицаний; 

  • цитат; 

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

  • пояснений; 

  • рассуждений; 

  • описаний; 

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При исключении необходимо:

  1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

  2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

    Пример: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата.

    — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

► Обобщение

  • парцеллированных (намеренно расчленённых на смысловые части) предложений; 

  • ряда предложений; 

  • связанных одной мыслью частей предложений; 

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

При обобщении необходимо

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

  2. Найти в них общее. 

  3. Объединить эти факты на основе общего. 

  4. Сформулировать получившееся предложение. 

    Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 

► Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения —  простым; 

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

  • прямой речи — косвенной; 

  • части текста — одним предложением; 

  • части предложения местоимением и т. д. 

При замене необходимо

  1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

  2. Сформулировать получившееся предложение. 

         Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

 

Примечание

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. 

При сжатии исходного текста необходимо помнить, к какому типу речи относится исходный текст.

♦ Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания.

♦ Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности.

♦ Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя

, можно опустить примеры.

 

Пример 1.

Текст  (отрывок из рассказа Ю.Казакова «Тихое утро»)

Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. (69 слов)

(Ю.Казаков «Тихое утро»)

Применяем следующие способы сжатия текста:

1) упрощение: замена сложного предложения простым:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка.

— Яшка проснулся очень рано.

2) исключение: исключение фрагмента предложения: 
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку, и глаза слипаются, но Яшка переборол себя. — Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя.

Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. — Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь.

3) обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием:

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху. — Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду.

► Возможный вариант сжатого текста

Яшка проснулся очень рано. Он сел на постели и долго смотрел на голубоватые окошки и белеющую печь. Сладок предрассветный сон, но Яшка переборол себя. Спотыкаясь и цепляясь за мебель, он бродил по избе и разыскивал одежду. (36 слов)

Пример 2.

Текст (по В. Солоухину)

     Тишина — вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      

     Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.    

     Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова)

(По В. Солоухину)

Для сжатия этого текста следует

  • текст разделить на абзацы;  

  • вычленить существенную информацию; 

  • используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  

  • объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 

 

 Возможный вариант сжатого текста  

Тишина — самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья.  Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.  

   Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. 

    Ему  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)

 

Нельзя удалять:

  • авторский тезис; 

  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; 

  • вывод автора. 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

Описание

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки

Правило встречается в следующих упражнениях:

6 класс

Упражнение 437, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 438, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 442, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 319, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 38, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник


Памятка как определить спряжение глагола.

Спряжение глаголов. Список использованной литературы

Спряжение – основная категория глагола как части речи. В лингвистике существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжение глагола в широком смысле – это его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле — глагольные изменения по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, так как от этого напрямую зависит уровень грамотности. Часто нужно выяснить именно тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в определенной форме.

Есть четкий алгоритм, благодаря которому можно правильно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, запомнить все глаголы, склоняемые по-разному.

Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол во множественном числе третьего лица. Гласные в конце слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.

Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ут (-ют), 2-го спряжения — -ат (-ять).

Например, в 1-е спряжение входят глаголы читать, петь, цвести, а во 2-е — висеть, гореть, лежать.

Очень важно помнить: определить спряжение на конце глагола третьего лица множественного числа можно только в том случае, если окончание ударное.

Если ударение не падает на конец глагола, слово должно быть переведено в неопределенную форму. Например: дышать — дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Он сохраняет только признак вида, а также определяет, является ли глагол возвратным, переходным или непереходным. Начальную (неопределенную) форму обычно называют инфинитивом.

Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме, относятся ко 2-му спряжению.

Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.

К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, крутить, гнить, жить, строить, пухнуть, наливать, пить, отдыхать, укладывать, шить, -стучать (ушибать, ошибаться), а также все глаголы, происходящие от них, образованы.

Еще в школе все познакомились с легкой рифмовкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются самыми распространенными словами-исключениями из правил. Они не оканчиваются на -it, но тоже относятся ко 2-му спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обижать, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова надо запомнить

Глаголы с ударным префиксом you требуют особого внимания. Для точного определения спряжения приставку необходимо отбросить. В тех случаях, когда окончания имеют ударение, они используются для выяснения спряжения. Если окончание безударное, глагол ставится в неопределенную форму. Разумеется, префикс отбрасывается только тогда, когда слово употребляется без него.

Есть группа разнородных смешанных глаголов: бежать, хотеть, чтить и все производные формы этих слов. Сопрягаются они по разным моделям, это надо помнить.

Глаголы «бежать», «почитать», которые стоят в формах первого, второго лица, единственного числа, должны склоняться как глаголы 2-х спряжений. Согласно модели спряжения 1, эти глаголы спрягаются в форме третьего лица множественного числа. Альтернативные формы почитаются и почитаются.

По модели 2-го спряжения глагол «хочу» необходимо склонять во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1-го спряжения.

Архаичные окончания глаголов «давать» и «есть».

Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правила

но определять спряжение глагола и правильно выражать свои мысли, не допуская ошибок.

урок русского языка в 5 классе

Жукова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы СОШ № 583

Приморский район Санкт-Петербурга0002 Цели: Образовательная — 1) познакомиться с алгоритмом определения спряжения глагола и написания личных окончаний; 2) постигать значение умение определять спряжение глагола

развивающее — совершенствовать навыки действий учащихся по алгоритму при выборе гласных Е — И в окончаниях глагола, работать над изученными правописаниями ранее; добиться осмысленного включения в речь пятиклассников понятий «спряжение, личное окончание, правописание в корне, окончание»;

воспитатели — воспитывать умение слушать собеседника, правильно вносить изменения в ответ одноклассника.

Оборудование: 1) карточки с заданиями на каждого учащегося класса, 2) памятки «Как определить спряжение глагола?», «Глаголы-исключения».

На занятиях

C спряжение глаголов

1. Работа с текстом на карточке, полученной каждым учеником в начале урока. У глаголов выделите ударные окончания и определите по ним число спряжения.

В шотландский парк прилетят черные лебеди. Там они гнездятся.. с ранней весны и до самых холодов. В мае они начнут высиживать птенцов..в которых они быстро стручка..встанут и полезут..гона.. в воду. Ни один птенец не вопит (не) визжит, даже когда голоден, а молчит и спокойно смотрит на детей. Какие лебеди!

Дополнительная задача:

Рядом со словом ЛЕБЕДИ напишите не менее 3 с таким же суффиксом.

Объясните написание слов с пробелами.

2. Запомни и повтори!

(

Если окончание глагола ударное, то спряжение глагола определить легко — по гласной окончания! а-я — 2 сп.

Но если оно безударное, то нужно обращаться к начальной=неопределенной форме.

Итак 1) поставьте ударение на глагол

2) если ударение на окончание, то определите зр.

3) если окончание безударное, то ставить глагол в начальной

форме

(зачет Е-I м гол — н.ф. счет)

суффикс. перед ГО (забить — здесь А)

5) для глаголов 2 сп. может быть только суффиксом AND,

для глаголов 1 sp. не может быть суффиксов А, Е, О, У, С, Ю, З

(значение слова для оценки — 1 вопрос)

Какова цель определения номера ссылки?

Правильно написать безударное окончание гл.!

Забива E-I м? — н.ф. подсчет А т (1сп.) — подсчет ЕАТ

3. Тренировочная работа по карточке (по окончании работы лобовая проверка с чтением вслух, а также обмен карточками с «соседком по парте»)

TV частично смещенный E t (н. ф. I t — 1 исх.) сегодня книги. Почему? Да потому что звук и картинки его отвлекают..т ()от забот. Садишься..пришьешь () удобно, хоть потянешься..пришьешь () ноги. Ничто не отвлекает ..t() от передачи, не мешает ..t(). Твоя жизнь зам..ра..т() — ты подчиняешь.. ты () чужой. Так что научись читать..ты ()!

4. Запомни и повтори!

( Раздаточный материал выдается каждому ученику в классе.

Исключительные слова: 1) до 1 исх. 2 слова относятся к — It — SHAVING,

2) к 2 исх. 4 слова относятся к — У, 7 к — Эт:

ДВИГАТЬСЯ, ДЕРЖАТЬ,

СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ

ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДИТЬ,

и ЗАВИСИТЬ, и ПОВЕРНУТЬСЯ,

и обижать, и терпеть

9

9 Поставьте (

письменно ) глаголы СМОТРЕТЬ, ЗАВИСИТЬ, БРИТЬ в 3-м лице единственного числа, 1-м и 3-м лице множественного числа.

Образец: он обиделся это, мы обиделись их, они обиды ят (2 вопроса)

5. Домашнее задание: Используя полученные памятки, выполнить по образцу 3 задания упражнения. из учебника для 5 класса (различные редакции, подбор осуществляется учителем)

Общие сведения о занятии

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Затраты времени: 2 академических часа.

Цели:

Цель обучения: учить узнавать спряжение глаголов в неопределенной форме через проблемную ситуацию на правильное написание безударных личных окончаний глаголов;

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, преподавателями и студентами, стимулирование активной творческой деятельности, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование : мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, макет доски (на средней доске — стихотворение с 1 этапа урока, на закрытых половинках доски — задания для самостоятельной работы), лист с темой урока — для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационное время.

Обновление знаний и проверка домашних заданий.

Постановка задачи.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Отражение.

Во время занятий

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садиться.

(На столе):

Интересная часть речи

Живет на русском..т.

Кто делает ..т, скажите ..т,

Блин..т, напишите..т или по..т,

Вышив..т, или паш..т,

Или забив..т гол,

Мо..т, чист..т, хот..т, вар..т —

Расскажи нам все . .. (глагол)

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а точнее о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

И прежде чем переходить к изучению нового материала, надо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

На столе перед вами лежат индивидуальные карточки. Прошу всех подписать их. Сегодня вам предстоит не только изучить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Вы также можете играть роль эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока нужно сдать отдельные листы.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжить предложения:

Прилагательное изменяется в зависимости от рода, падежа и числа.

Существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицу и числу.

При взаимной проверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл — ставим перед заданием).

Вы вспомнили, что глагол меняется по лицам и числам.

Как называется изменение глагола в лице и числе? (Сопряжение ) (Слайд 4)

Мы знаем, что глагол имеет только два спряжения. И чем они отличаются? (окончание)

Правильно. Давайте проверим, чему вы научились дома. Для этого — второе задание.

2 задание : (Слайды 5, 6)

Перепутаны окончания глаголов, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Им, -эт, -ут, -ют, -ите , -ит, -ешь, -иш, -ат, -ешь, -ять, -эт.

Ешь, -ут, -ют, -ешь, -ешь, -ешь

Им, -ите, -ит, -иш, -ат, -ять

При взаимной проверке меняются листами (за два правильных столбца 2 балла — поставить напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставить ударение в словах, вставить пропущенные гласные, определить спряжение глаголов:

Веди….ш, скользить… .т, крик ….т, звонок ….м, разговор ….ш.

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да легко. Они в стрессе)

III . Постановка задачи.

Теперь поработайте над другой группой слов. Это ваша самодельная бумага. Вам не нужно подписывать листы. Вставьте в них окончания.

Ты игра….ш

ман тон….т

вал лени….т

кто подскажет….т

нам не скучно. …м

Проверим работа сначала на доске. Работают 2 ученика: они будут вводить нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работы друг друга).

Ребята, задание для двух учеников было одинаковым? (Да)

И так же делается? (Нет, разные)

Как вы думаете, почему? (Мы не знаем…)

В какой части слова отсутствует гласная? (в конце)

А чем эти слова отличаются от слов третьего задания? (У них безударные окончания!)

Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (это сложно, так как известное нам правило неприменимо)

Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке? Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Чему нам нужно научиться? (Определить, как писать безударные окончания глаголов; определить спряжение глагола в этом случае; надо научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой занятия «Как определить спряжение глагола с безударное личное окончание»).

IV . Изучение нового материала.

Давайте посмотрим на следующие слова. (Slide 9 — first click) :

Top it — top And help no — pom O whose

light it — light And t gre no — gr E be

love it — love And forget no — zab S be

gift it — gift And write no — wrote BUT be

Посмотрите на выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

Попадаются ли они на концовки? (Не)

Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.Ф.)

Теперь посмотрим, как спряжения распределяются по этим парам. (Слайд 9 — второй щелчок)

Используя этот слайд, попытайтесь выяснить, как неопределенный суффикс глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если суффикс н.ф. глагола пишется И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ю, А, то это глагол I спряжения).

Составим алгоритм определения спряжения глагола:

Итак, какие действия нам с вами предпринять, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Необходимо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

Если окончание глагола ударное, то по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяется окончанием: 1-е спряжение — есть, эт, есть, эт, ут, (ут), 2-е спряжение — иш, ит, им, ите, ат, (ять)).

А если окончание безударное? Продолжим составление алгоритма:

Для каждого из вас я подготовил памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание, что эта памятка содержит специальные слова-исключения, которые вам необходимо запомнить.

В . Физкультминутка.

Мы немного устали, пора подумать об отдыхе.

Это просто весело
Поворачивается влево и вправо.
Все мы давно знаем —
Есть стена, а есть окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь уже виден подвох.
Для развития мышц
Приходится много сидеть.
А теперь ходьба на месте
Это тоже интересно.

VI . Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применить полученные знания. Для начала разберемся с работой ребят у доски (объясняем с места):

играешь (играешь — 1 спряжение, значит окончание ЕТ)

человек тонет (утопить — 1 спряжение, значит окончание -ЕТ)

лень валит (валить — 2 спряжение, поэтому окончание -ИТ)

кто подскажет (рассказать — 1 спряжение , значит окончание -ET)

не пропускаем (пропускаем — 1 спряжение, значит окончание -EAT)

2. А теперь потренируемся в правильном определении спряжения глаголов — поработаем в парах .

У вас на столе лежит карточка со столом. (Слайды 11, 13) Первый столбец содержит существительные, а второй столбец содержит глаголы. Вместе с соседом по парте соедините правильно линиями глаголы с существительными. Далее в строке напишите глаголы в неопределенной форме и определите спряжение. Затем поставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Используйте алгоритм. (Слайд 12)

Проверь себя! Поднимите руки те, у кого в таблице нет ни одной ошибки.

3. Вернемся к отдельным картам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбца: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в НФ, 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма мужского рода единственного числа), 4. распределите словосочетания по столбцам спряжения.

Наслаждайся… природой, крути…. колесо, прячься…. прячься в камышах, строй…. дом, держи….крепче.

При взаимной проверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл — ставим перед заданием).

Что такое глаголы-исключения? (Крутит, держит).

Помните, друзья, на -Е они не спрягаются!

Подсчитайте количество набранных баллов в отдельных карточках и отметьте себя (14-15 баллов — «5», 10-13 баллов — «4», остальные работы пока не оценивайте, этот материал мы доработаем завтра) и передайте карточки первым столам.

VII . Контроль знаний.

Будьте особенно осторожны. Вы многому сегодня научились и, конечно же, мы должны выяснить, чему и как мы научились, чтобы знать, что делать в будущем. У вас на столе лежит лист бумаги с мини-тестом. Подпишите его и сделайте это.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

А) склонение Б) спряжение В) чередование

2. Сколько спряжений в русском языке?

3. Глаголы II спряжения имеют окончания …

А) -есть, -есть, -есть, -ут, -ют Б) -еш, -ит, -им, -ите, -ат, -ять В) -есть, -есть, -есть, -ать, -ять.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, класть Б) верить, петь, урчать В) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимной проверке обмениваются листами (за правильный ответ 1 балл — ставится перед заданием).

Ставьте оценки в мини-тестах по набранным баллам и набирайте их: Ирина — на «5», Андрей — на «4», Миша — на «3». Если у вас меньше баллов, пока не сдавайте тесты.

VIII . Домашнее задание.

Вам выдаются листы с текстом и пропущенными глаголами для работы дома. Вставьте соответствующие глаголы из данных в справочный материал ниже, отметьте спряжение. Все делается на данном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снежно-белое облако, огромное, как небо, ______________ весь горизонт и последний отблеск красной обгоревшей вечерней зари быстро ______________ в густой пелене. Вдруг ______________ ночь, ______________ буря со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на воле, ______________ сугробы, как лебединый пух, к небу. Все ______________ белая тьма, непроницаемая, как тьма самой темной осенней ночи. Все: земля, небо, воздух, небо ______________ в бездну кипящей снежной пыли, которая ______________ глаза, ______________ дыхание, летела со всех сторон, сверху и снизу, как воздушный змей, и ______________ все, что попадалось ему на глаза.

Справочные слова: затягивать, тянуть, разыгрывать, взрывать, подбрасывать, влетать, одеваться, сливаться, смешиваться, слепить, занимать, реветь, свистеть, выть, стонать, биться, вилять, вертеться, вертеться, обвиваться , стой, подавись, давай, давай, толкай.

IX . Отражение.

Ребята, наш урок подходит к концу. Наконец, ответьте на вопросы:

Вставим правильные окончания в стихотворение о глаголе, открывшем наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное — сразу вставить окончание, если безударное — н.ф.; какое окончание; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глагол из текста).

Интересная часть речи

живой русский et .

Кто чем занимается нет подскажите нет ,

Хрень это , напишите нет или по эт .

вышивка нет или паш нет ,

или забил нет Гол.

Пн нет , чистый это , лихорадка это , вар это

Расскажи все нет нам глагол.

Я посмотрю карточки и пройденные вами тесты, а завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнале. Завтра мы вернемся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем недопонятое.

До свидания!

Список использованной литературы.

Программы образовательных учреждений. Русский язык. 5 — 9 класс /. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. — Просвещение, 2006.

Федеральный компонент ГОСО. — М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и другие. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А. Богданова. – СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные урокные разработки по русскому языку для учебников М.Т. Баранова и др.: 5 класс. — М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А. Проверочно-контрольная работа по русскому языку: 5 класс / Т.А. Костяева. — М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. — М.: ТК «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. — М.: 1972.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. — М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. — М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Советы на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. — М.: ВЛАДОС, 1995.

Записка Марти | Информационные бюллетени Smore

20 главных вещей, которые вам нужно знать на 2019–2020 годы

Насколько добр МакКлюр?

Пожалуйста, ответьте на один вопрос о начальной школе McClure

Подпишитесь на обновления текстовых сообщений от начальной школы McClure

Если вы ранее регистрировались с помощью McClurePar, вы зарегистрированы. Если у вас не получилось с McClurePar, теперь вы можете зарегистрироваться на McClureP2. Инструкции приведены ниже.

Напомнить

#McClureMarshals

Загрузить напоминание на rmd.at/mcclurep2

Вы также можете отправить текстовое сообщение «mcclurep2» на номер 81010

Напомнить

#McClureMarshals

Загрузить Напоминание на rmd.at/mcclurep2

Вы также можете отправить текстовое сообщение «mcclurep2» на номер 81010

Книжная ярмарка приближается, Книжная ярмарка приближается!

Нажмите, чтобы заказать книги в Интернете и другие материалы

Заметки медсестры Джессики

Воспользуйтесь приведенной ниже ссылкой, чтобы получить доступ к советам относительно лекарств, отпускаемых без рецепта.

Советы по безопасному использованию безрецептурных препаратов для родителей

McClure PTO Information

В течение всего учебного года требуются волонтеры. Наши ученики любят, когда родители помогают в их школе. У нас есть множество программ на любой вкус и график! Если вам нужна дополнительная информация о волонтерской деятельности в McClure, посетите сайт www.mcclurepto.com/volunteer или отправьте электронное письмо Джейме Эриксону, директору волонтерской службы, по адресу [email protected].

Требуются волонтеры на Ночь искусств — 29 октября

Приближается Ночь искусств, и мы хотели бы, чтобы несколько волонтеров помогли студентам с веселой творческой деятельностью. Доступны два временных интервала, поэтому, пожалуйста, выберите время и вид деятельности, которые лучше всего соответствуют вашему расписанию. Мы ценим всех наших волонтеров! Зарегистрируйтесь здесь: https://mcclurepto. membershiptoolkit.com/volunteer/54863

McClure Messenger — 21 октября

McClure Messenger от PTO

Помогите отправить наших учеников 4-го и 5-го классов в Остин и Кэмп!

Красная лента Неделя

#NOOFFICEEDAY Основные моменты в прошлую пятницу с 4 -м классом

4 -й класс NOAFFICEIDEY

НЕДЕЛЯ

Продолжается сбор средств для 4-х и 5-х классов Yankee Candle!

Неделя Красной Ленты! Используйте изображение выше, чтобы увидеть нашу тему для каждого дня этой недели.

Понедельник, 21 октября

Патруль безопасности — Команда 3

Альфа — 4 -й и 5 -й класс — Автобус отъезда McClure в 8:45.

Альфа — 2-й класс — 1:45

Художественный клуб 4-го класса — 15:00 16:00 Художественный кабинет0735

Лагерь 5-го класса – Сопровождающее родительское собрание – 18:00 – Библиотека

Вторник, 22 октября

Репетиция хора – 19:20–19:50 – Музыкальная комната

2 90-е садовники. — 7:30-7:50

Альфа — 4-й и 5-й классы — Автобус отправляется от McClure в 8:45 утра

Время совместной работы — 7:30 утра — Комната совместной работы — 4-й (та же комната, что и раньше)

M&M 2.0 — Встреча руководства — 10:30 — Конференц-зал

LEGO Robotics (3-5 место) — 15:00 — 16:30

Среда, 23 октября — 3-я (та же комната, что и раньше)

Drama Kids 15:00-16:00 — Музыкальная комната

Совещание персонала — 15:30 — Библиотека

Четверг, 24 октября

3 Совместное рабочее время — 7:30 — Комната для совместной работы — 5-е место (та же комната, что и раньше)

Репетиция хора — 7: 20-7: 50 — Музыкальная комната

Stuco — 3:00 вечера — Комната Copeland

Пятница, 25 октября

. Носите свой McClure Spirit сегодня

. Носите свой McClure Spirit

. Носите свой McClure Spirit

. Носите свой McClure Sport

. Носите свой McClure Spirit

. Новая спира

Заседание клуба кодирования — 7:30–8:00 — Компьютерная лаборатория

Паническое бегство — 8:05 — «Сияние школьного духа»

Альфа — 3-й класс — Автобус отправляется в 8:40 McClur 9 0078 9040

Паническое бегство В эту пятницу, 25 октября

Сотрудникам и учащимся рекомендуется надеть светящиеся ожерелья/браслеты со своим «костюмом книжного персонажа» на Октябрьское паническое бегство в пятницу, 25 октября, чтобы «сиять» своим школьным духом!

Наш замечательный PTO предоставит каждому ученику светящуюся палочку.

Пожалуйста, ответьте ниже.

Подать заявку на участие в October Stampede

Неделя 28 октября

Книжная ярмарка McClure открыта!

Понедельник, 28 октября – Студенческие каникулы – День собрания родителей и учителей

Вторник, 29 октября – Учащимся и сотрудникам рекомендуется каждый вторник в течение учебного года носить свою любимую футболку колледжа.

Патруль безопасности — Команда 4

Репетиция хора — 7: 20-7: 50 — Музыкальная комната

Jr. Садовые — команда № 3 — 7: 30-7: 50:00

93444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444. Альфа — 4-й и 5-й класс — Автобус отправляется от МакКлюра в 8:45 утра

Время совместной работы — 7:30 — Комната совместной работы — KN (та же комната, что и раньше)

Помощники детского сада — Полицейский (на своей полицейской машине) приедет к киндеру в 1:30

Класс робототехники LEGO (3-5 класс) — 15:00 — 16:3 0PM

Семинар научной ярмарки #2 — 17:30 — Комната миссис Коупленд

18:00

Среда, 30 октября — Прогулка в школу Среда

Время совместной работы — 7:30 утра — Комната совместной работы — 2-я (та же комната, что и раньше)

Помощники детского сада — Посетят пожарные (со своей пожарной машиной) в 13:30 .

Драма для детей 15:00–16:00 — Музыкальная комната

Совещание персонала — 15:30 — Библиотека — Вертикальные группы 7:50 — Музыкальная комната

Время совместной работы — 7:30 утра — Комната совместной работы — 1-й номер (та же комната, что и раньше)

Пятница, 1 ноября — Задняя дверь учителя — Комплименты папского клуба МакКлюра

Наденьте одежду McClure Spirit сегодня

Чтение со львами — McKinney High Football Игроки будут находиться в кампусе для совместного использования автомобилей и чтения в классах.

Заседание клуба кодирования — 7:30-8:00 — Com Лаборатория Путера

Альфа — 3-й класс — Автобус отправляется из МакКлюра в 8:40 утра

Помощники детского сада — Городские водоканалы (с сервисным грузовиком, самосвалом с обратной лопатой и большим пылесосом) в 13:30

Присоединяйтесь к нам на праздновании Дня Благодарения – 19 ноября

Ежедневное расписание

Двери открыты ежедневно в 7:15 (высадка у северного входа)

Завтрак подается с 7:30 до 7:50

Запоздалый звонок в 8:00 и начало утренних объявлений

Звонок на увольнение в 15:00

Давайте поможем PTO!

PTO хочет испортить наших учителей! Мы ищем пожертвования подарочных карт на сумму 5-10 долларов на дни рождения учителей, рисунки на собраниях персонала и другие различные мероприятия в течение года. Подарочные карты могут быть в любой местный ресторан, кафе, магазин и т. д. Заранее благодарим вас за любовь к нашим учителям McClure!!!

Купите свой ежегодник сегодня!

Расписание перерывов/обедов на 2019–2020 годы

Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с расписанием перерывов/обедов McClure

Специальные ротации

Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с расписанием ротаций специальных акций McClure

Магазины и поддержка McClure Elementary

В этом году начальная школа McClure рада сотрудничать с веселым, бесплатным и по-настоящему простым сбором средств под названием Shoparoo! Школы по всей стране уже зарабатывают сотни и даже тысячи долларов каждый год через Shoparoo, и это отличная возможность для нас действительно изменить ситуацию в этом году!


Shoparoo — это простой сбор средств для школы: бесплатное приложение превращает фотографии ваших ежедневных покупок в денежные пожертвования и участие в лотереях для нашей школы! Да, это так просто. Больше не нужно нарезать этикетки, продавать от двери до двери или отнимать много времени на координацию. Все, что вам нужно сделать, это делать покупки, как обычно, фотографировать свои квитанции с помощью приложения, и вуаля. Просто покупайте, щелкайте, зарабатывайте!

Начните сегодня:
1. Загрузите бесплатное приложение Shoparoo из Apple App Store или Google Play Store
2. Выберите McClure Elementary из списка и начните фотографировать свои чеки — делайте покупки где угодно, покупайте что угодно!
3. Вы даже можете выбрать класс для поддержки и весело провести время, участвуя в соревнованиях!

Количество денег, которые мы можем собрать с помощью Shoparoo, не ограничено — чем больше сторонников, тем больше мы соберем для нашей школы. Школы, в которых работает всего 40 человек, зарабатывают в среднем 1000 долларов в год. Это бесплатные, легкие деньги, которые мы тоже могли бы собрать. Посетите shoparoo.com, чтобы узнать больше об этом замечательном приложении!

Спасибо за поддержку!

Как у нас дела? Дайте нам знать.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *