учимся писать изложение. | План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Типы речи. Повествование. Изложение «Музыкальная шкатулка»»
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Слово учителя:
Сегодня мы будем писать изложение. Такую работу вы выполняли еще в начальных классах и мы с вами тоже писали изложения, и каждый знает, что изложением называется письменный пересказ. Как проводится пересказ – тоже известно: учитель читает текст, а потом все пишут, стараются написать так же хорошо, как сделано у писателя. Стараются пересказать текст, т.е. изложить то, что услышали. Отсюда и название работы: изложение.
Зачем нужно писать изложение? Писатель написал рассказ, его напечатали, и каждый может прочесть. К чему писать заново, тем более что лучше писателя не напишешь? Может быть, взять да и сочинить свой рассказ? Ведь это будет очень интересно – все сочинять самому.
Прежде чем приняться за сочинительство, нужно внимательно приглядеться к тому, как это делают опытные писатели.
Цель урока: Анализируя чужую речь и работая над собственной речью, написать изложение, показать роль описания ( предмета ) в тексте повествовательного характера, закрепить умение выделять главное ( основную мысль), расчленять целое на части.
Но прежде чем непосредственно перейдем к работе с текстом вспомните:
3. Актуализация прежних знаний.
1. Какие типы речи вы знаете?
- Повествование.
- Рассуждение.
- Описание.
2. Как отличить их друг от друга?
- Повествовать – рассказывать.
- Описывать кого-нибудь, чего-нибудь.
- Рассуждать–доказывать по вопросам.
3. Какие стили речи мы знаем?
а) Разговорный. б) Книжный:
- художественный;
- научный;
- официально-деловой;
- публицистический.
4. Где встречаются художественный и научный стили?
4. Работа с текстом.
Автор этого текста Константин Георгиевич Паустовский, хорошо всем нам известный писатель. Он много писал о природе, особенно о природе Средней России. Читая Паустовского, мы проникаемся глубокой любовью к природе, нам хочется лучше видеть, знать и чувствовать ее. Но оказывается, Паустовский писал не только о природе.
Чтение 1 части текста:
1. О чем повествуется в тексте?(о шкатулке)
2. Как можно озаглавить текст?(Музыкальная шкатулка)
3. Какие слова помогают уяснить последовательность события?( нашли, принесли, вытерли, завели, не играла, нажимали, поставили, забыли)
Какая эта часть речи ?(глаголы)
4.Опишите найденную шкатулку. (Черная, на крышке медные буквы, медные валики с тонкими шипами, около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук, музыкальная)
Чтение 2 части текста:
1. Определите тип речи. (работа со схемой построения повествовательного текста)
2. Докажите, что это текст художественного стиля:
— употребляется в словесно- художественном творчестве;
— воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей;
— художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии.
Словарная работа.
Гулкий, -ая, -ое (Громкий, отчетливый по звуку, слышный издалека)
Перелив, -а, — м (Переход из одного оттенка, тона ( цвета, звука ) в другой)
Звон, -а, -м (Звук, производимый ударами, колебаниями чего-нибудь металлического, стеклянного)
Таинственный, -ая, -ое (Заключающий в себе тайну)
Изумление, -я, ср. (Крайнее удивление)
Назовите определения, которые относятся к существительному звон.
— стеклянный;- переливающийся;- чудесный;- таинственный.
Почему Паустовский использовал столько определений звона ?
-Мастерство художественного слова.
Сколько в тексте абзацев?(четыре)
Чтение каждой части.
З а д а н и е :
1. Выразительное чтение частей. ( по рядам поочередно )
2. Составление вопросов и ответов. ( по абзацам )
3. Нахождение слов, в которых выражается основное содержание каждой части текста.
4. Запись в виде плана.
Музыкальная шкатулка.
План | Опорные слова и конструкции |
1. Таинственный звон | поздней осенью, старом и гулком доме, стеклянный и переливающийся звон, возникла и полилась мелодия… |
2. Старая шкатулка заиграла | неожиданно, многолетнего сна, заиграла, испугалась, соскочила пружина… |
3. Власть музыки | играла долго, таинственным звоном, ходики притихли от изумления… |
4. Шкатулка замолчала навсегда | проиграла все песни, замолчали бились, заставить не смогли… |
Проверка домашнего задания.
Задание:
1. Нарисовать шкатулку, которую я хочу иметь.
2. Принести шкатулку. ( что я храню в шкатулке, чем она мне дорога )
3. Написать сочинение – миниатюру на тему: “ Если бы у меня была волшебная шкатулка.”
Сочинение – миниатюра ученицы 5 класса.
“ Если бы у меня была волшебная шкатулка. ”
У каждого человека в душе есть какая-то мечта, заветное желание. Если бы у меня была волшебная шкатулка … Что бы я попросила? Наверное, чтобы на Земле не было злых людей. Если не будет злых людей, на улице не будет бездомных собак и кошек. Моя мечта – построить для обездоленных животных целый городок, где бы царили: доброта, любовь и нежность.
Обобщение и подведение итогов 1 урока.
Оценка ЗУН.
2 урок.
- Вдумчивое чтение.
- Написание изложения.
что это такое и как получить «пять»
«И зачем нужны изложения?» — часто этот вопрос задают не только дети, но и взрослые. Зачем нужны изложения, как получать по ним пятёрки и каким должно быть идеальное изложение, читайте в этой статье.
Изложение, оно же письменный пересказ — это эффективное упражнение, необходимое, чтобы научить ребёнка воспринимать, а затем воспроизводить в памяти и излагать информацию. Писать изложения дети начинают в младшей школе, во втором-третьем классе. Изложение входит в программу обязательного экзамена (ОГЭ), который сдают выпускники девятого класса. Не всем они даются легко. Почему так и что делать, разберёмся вместе.
Что такое изложение?Изложение — это лаконичный письменный пересказ услышанного. Педагог читает детям текст несколько раз (три раза в младших классах, два раза в старших). Ребёнок составляет план пересказа и пишет максимально схожий текст, сохраняя логические связи и стилистику. В некоторых школах могут использоваться аудиозаписи или отрывки подкастов, но чаще всего для изложения подбирают отрывки из художественных произведений, чем старше ученики, тем сложнее текст.
Какие навыки тренируют изложения?Изложение — это творческое задание, как и сочинение, и если с сочинением всё понятно, то вопрос «Зачем нужны изложения?» не самый редкий.
Вот какие навыки изложения помогают совершенствоваться ученику:
- Запоминание текста на слух.
- Быстрое определение основной мысли и главных героев текста.
- Определение стилистики текста.
- Внимание к деталям.
- Написание конспекта.
- Умение излагать текст согласно плану.
- Умение рассуждать связно и логично.
Очень важно, чтобы ребёнок не путал изложения и сочинения. В сочинении ребёнок может делиться собственными мыслями и выводами, в изложении же необходимо как можно точнее пересказать исходный текст, если учителем не поставлена иная задача. Изложение призвано научить ребенка быстро воспринимать текст на слух и уметь его воспроизвести не растеряв деталей, однако и тут есть своя специфика.
Какие бывают виды изложений?Изложения бывают разные, и в зависимости от типа изложения меняются подходы к выполнению задания. Вот какие изложения есть в школьной программе.
- Подробное. В первую очередь подробные изложения тренируют память, потому что необходимо учесть детали, передать стилистику автора и сохранить все логические связи, а объём текста достаточно велик. Совет: подробный план изложения — секрет успеха. Можно записывать отдельные яркие слова на другой лист, чтобы было легче придерживаться логики текста и не потерять авторский стиль.
- Сжатое. Такой вид изложения учит детей конспектировать, выделять основное, отличать значимые детали от тех, что можно опустить и сразу выделять основную мысль автора. Совет: самое главное — выделить и записать основную мысль и все приведённые автором аргументы. Тут вам нужны рассуждения, а прилагательные особой роли не играют.
- Повествовательное. Ученику следует просто пересказать текст, не потеряв логические связи. Совет: всё внимание на глаголы, они важны, потому что ими передаются действия. Правила обособления запятыми причастных и деепричастных оборотов пригодятся старшим школьникам.
- Описательное изложение. Призвано научить грамотному употреблению эпитетов и положительно влияет на культуру речи. В пересказе основной упор делается на описание человека, явления или животного. Достаточно сложное задание, поскольку в рассуждении легче опираться на логические связи, а авторский стиль может быть непростым. Совет: особенное внимание обратите на прилагательные, которые использует автор, и повторите правило расстановки запятых между однородными членами предложения.
- Изложение-рассуждение. Самый сложный вид изложения, поскольку требуется не только пересказать текст, но и дополнить его своими рассуждениями, аргументами и выводами. Совет: главное — сохранить логику в рассуждениях и привести убедительные аргументы.
Писать изложения легче всего, придерживаясь определённого алгоритма, надеяться на память хорошо, но работать по плану и легче, и результат будет лучше.
Краткий план изложения. Пока учитель читает первый раз, слушайте внимательно и попутно составляйте план услышанного. Короткие заметки, идущие в хронологическом порядке, помогут не упустить важные детали.
Подробный план изложения. Пауза между прочтениями нужна, чтобы составить краткий план изложения. Если вы что-то забыли, то оставьте пустую строку, чтобы заполнить её после. Обязательно запишите основную идею, аргументы автора или самые яркие фрагменты.
Детали. Когда учитель начнёт читать текст второй раз, сосредоточьтесь на деталях, терминах, именах, датах. У вас уже есть общий план, теперь пришло время дополнить его подробностями. Постарайтесь ощутить авторский стиль, чтобы точнее его передать.
Конспект. Краткий конспект у вас уже есть. Пока текст свеж в памяти, дополните его всем, чем считаете нужным, пересмотрите написанное и внесите правки.
Черновик. Если у вас достаточно времени, то сначала напишите изложение в черновике, так вы сможете заранее его оценить, исправить ошибки и найти недочёты.
Проверка. Обязательно перепроверьте готовую работу и вычитайте её, так вы гарантированно получите хорошую оценку.
Самые распространённые ошибки в изложенияхЧтобы написать изложение на «пять», нужно избежать ошибок. Чаще всего в письменных пересказах допускают:
- грамматические ошибки;
- синтаксические ошибки;
- ошибки в изложении материала;
- логические ошибки;
- речевые ошибки.
Чтобы избежать грамматических ошибок, можно воспользоваться приёмом «замена», то есть заменить сложные слова на те, в написании которых ученик уверен. В изложениях такой приём уместен и не вызовет снижения оценки.
Пунктуационных ошибок можно избежать, упрощая структуру предложения, длинные ряды синонимов можно обобщить, а сложное описание заменить простым. К примеру, вместо «Пышные бордовые и алые розы приветствовали наливающийся красным кумачом рассвет, который заставил нас восхищенно замереть, задрав головы к небу» можно написать «Рассвет вызвал у нас восхищение». Помните, что суть изложения в пересказе текста, а не в точном его цитировании.
Ошибок в изложении материала и логических недочётов поможет избежать хорошо составленный план, внимательность и финальная проверка изложения.
Речевые ошибки бывают механическими, случайными описками. От таких поможет избавиться типографский приём, когда текст проверяют, читая снизу вверх, так вы не отвлечётесь на смысл слов и сможете найти недочёты быстрее. От нормативных речевых ошибок вас спасёт богатый словарный запас и знание правил русского языка.
Полезные советы для тех, кто хочет получить «5» за изложение- Не надейтесь на память, обязательно делайте пометки. Даже у победителей мировых чемпионатов по запоминанию бывают осечки.
- Младшие школьники, как правило, ещё не умеют быстро писать, поэтому им лучше во время первого чтения текста педагогом сосредоточиться и слушать. А делать пометки уже во время второго и третьего прочтения.
- Слушая, сосредоточься и представляй описанное, визуальные образы помогут тебе не потерять детали и настроение текста.
- Короткие предложения — ваш друг. Лучше коротко и грамотно, чем цветисто и с тройкой за пунктуацию. Обязательно используйте прилагательные, они делают текст эстетичнее.
- Постарайся записать как можно точнее первые предложения абзацев. Во-первых, они раскрывают тему последующего текста, во-вторых, так у тебя в тексте будет несколько точных цитат.
- Есть сомнения — меняй текст. Изложение — это не диктант, стопроцентной точности не требуется. Заменяй сложные слова синонимами, а предложения, в которых не знаешь, как расставить запятые, более простыми.
- Запоминание и воспроизведение текста — это навык. Его можно развить не только с помощью изложений. Младшим школьникам, чтобы развить память и улучшить оценки, пригодится образовательная платформа iSmart. Интересные задания, соответствующие школьной программе, помогут ребёнку увереннее чувствовать себя в школе и легко справляться не только с изложениями, но и с остальными заданиями. При этом заниматься часами не обязательно, достаточно всего 15-30 минут в день, чтобы через месяц изложения перестали быть проблемой.
Бесплатные курсы русского языка — Базовые и продвинутые уроки
Добро пожаловать на наши уроки русского языка : Мы создали 3 курса, которые поднимут вас с самого базового уровня до среднего владения языком. Более 2 часов аудио помогут вам в этом. Кроме того, поскольку каждый курс представляет собой самостоятельную единицу обучения, вы можете выбрать, с чего начать. Спасибо, что выбрали нас для изучения русского языка.
Шаг 1:
Научитесь читать
Курс: Как читать по-русски
Уровень: Начальный
Уроки: 7 (со звуком)
Время обучения: 5 часов
Научитесь читать за 7 уроков. Со звуком и упражнениями на произношение.
Вы ищете профессиональный курс русского языка?
Часть 1: Введение
Знакомство с кириллицей
Урок 1
Часть 2: Практика
Упражнения на произношение. Кроме того, выучите свои первые предложения на русском языке.
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Часть 3: Резюме
Весь алфавит со звуком и примерами
Шаг 2:
Учимся говорить
Курс: Базовый курс русского языка
Уровень:
Уроки: 14 (со звуком)
Время обучения: 30-50 часов
Метод изучения русского языка с диалогами и аудио. Перейти от нуля до среднего уровня.
Вы ищете профессиональный курс русского языка?
Часть 1: Основные понятия
Урок 1 Ваши первые слова на русском языке
Урок 2 Настоящее время единственного числа
Урок 3 Формальное/неформальное «ты» | Настоящее множественное число
Урок 4 Спряжения глаголов
Урок 5 Обзор уроков с 1 по 4
Часть 2: Средний уровень
Урок 6 Прошедшее время
Урок 7 Возвратные глаголы
Урок 8 Притяжательные местоимения | Прилагательные
Урок 9 Знакомство с падежами русского языка
Урок 10 Повторение уроков с 6 по 9
Часть 3: Глаголы для продвинутого уровня
Урок 11 Глаголы совершенного и несовершенного вида
Урок 12 Будущее время
5 Урок
5 005
Урок 14 Глаголы движения
Шаг 3:
Русские падежи
Курс: Русские падежи
Уровень: Средний — Продвинутый
Уроки: 11 (со звуком)
Время обучения: 40-60 часов
Изучите систему кейсов с помощью этого курса: 2 урока на каждый кейс с диалогами и аудио.
Вы ищете профессиональный курс русского языка?
Винительный падеж
Урок 1 Винительный падеж неодушевленных существительных
Урок 2 Винительный падеж одушевленных существительных
Урок 3 Винительный падеж прилагательных
Родительный падеж
Урок 4 Родительный падеж существительных
Урок 5 Родительный падеж прилагательных
Дательный падеж
Урок 6 Дательный падеж 27 Д.о. существительных
ives
Инструментальная
Урок 8 Инструментальная существительные
Урок 9 Творительный состав прилагательных
Предлог
Урок 10 Предлог имени существительногоУрок 11 Предлог прилагательного
Какой курс выбрать первым? Вы можете начать с любого из них. Все зависит от вашего текущего уровня владения русским языком:
- Научитесь читать по-русски : Если это ваш первый контакт с языком, вы должны начать здесь. Русский язык пишется кириллицей, и знать ее необходимо. Это курс из 7 уроков, который включает в себя аудио и упражнения на произношение.
- Базовый курс русского языка : 14 уроков со звуком, записанным носителями языка. Вам не нужно произносить ни единого слова, чтобы начать этот курс, и как только вы закончите его, вы сможете понять больше, чем вы можете себе представить. Попробуй это!
- Учим русские падежи : Если вы уже немного знаете русский язык или прошли базовый курс, здесь вы найдете 11 уроков, посвященных русской падежной системе. Вы лучше поймете эту важную часть русского языка. Вас ждут более 30 диалогов со звуком.
КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И НАУК СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ РУССКИЙ
РУСС 150 Интенсивный Первокурсник Русский (15)
Охватывает материал РУСС 101, РУСС 102, РУСС 103 за одну четверть. Встречается три-четыре часа в день. Для продолжения см. RUSS 250 или RUSS 201, RUSS 202, RUSS 203. Не засчитывается, если ранее были взяты RUSS 101, RUSS 102, RUSS 103. Предлагается: С.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 150
RUSS 223 Русское кино (5) A&H
Охватывает российское кино с момента его зарождения до наших дней. Режиссеры: Евгений Бауэр, Сергей Эйзенштейн, Всеволдо Пудовкин, Дзига Вертов, Михаил Калатозов, Андрей Тарковский, Алексей Балабанов и Александр Сокуров. Также «Русские в Голливуде». Охватывает соответствующий социально-политический контекст. Также представлены документальные фильмы и анимация. Предлагается: AWSp.
RUSS 260 Underworlds (5) A&H
Исследует реальный и метафорический подземный мир в литературе и фильмах о загробной жизни, героическом путешествии, вине, горе, насилии и искуплении. Студенты узнают, как мифический подземный мир функционирует не только в искусстве, но и в их собственной жизни.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 260
RUSS 316 Расширенный курс русского языка через естественные науки, технологии, инженерию и математику (5, макс. 15) A&H
Для учащихся, уже относительно хорошо владеющих устным и письменным русским языком, для расширения своих языковых навыков к темам STEM (наука, технология, инженерия и математика). Предназначен для изучающих наследие, изучающих русский как второй язык и студентов, работающих в технических или гуманитарных областях. Обязательное условие: либо RUSS 301, либо разрешение инструктора на владение наследием.
RUSS 321 Русская литература и культура восемнадцатого века (5) A&H
Введение в английском переводе в литературу и культуру России с 1700 по 1830-е годы, начиная с двух важных примеров из более ранних периодов. Произведения литературы, искусства и музыки изучались в связи с развитием русской мысли, как светской, так и религиозной.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 321
RUSS 322 Золотой век: русская литература и культура девятнадцатого века (5) SSc/A&H
Исследует русскую литературу и культуру «золотого века» девятнадцатого века.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 322
RUSS 323 Революция: русская литература и культура ХХ века (5) A&H/SSc
Исследует русскую литературу и культуру ХХ века до перестройки, периода «революций» и беспрецедентных перемен в политической, культурной и экономической жизни. Среди авторов Бабель, Булгаков, Ильф и Петров, Набоков. Периоды включают символизм, революцию, советский, сталинский, «оттепель» и постсоветский. Предлагается: Сп.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 323
RUSS 340 Большие книги России (5, макс. 15) A&H
Изучение одного большого/эпического романа титанов русской литературы в квартал. Включает в себя такие романы, как «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстого, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Обломов» Гончарова, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Доктор Живаго» Пастернака и «Ада» Набокова.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 340
RUSS 423 Русский фильм (5, макс. 15) A&H
Изучение раннего русского, советского и постсоветского кино. В ролях режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Всевольд Пудовкин, Андрей Тарковский, Александр Сокуров и другие. Основное внимание уделяется критическим материалам, относящимся к кинопроизводству и теории кино.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 423
RUSS 427 Российско-еврейский опыт (5) A&H/SSc, DIV
Изучает опыт российских евреев с конца XIX века.века к современности через художественную литературу, фильмы, мемуары, графические романы, действие которых происходит во время большевистской революции, сталинизма, Холокоста, холодной войны, постсоветской эпохи. Исследует вопросы идентичности, пола, класса, места евреев как личности и меньшинства в российском и советском обществе, а также еврейско-русскую эмиграцию в США, Израиль и другие страны на рубеже 21 века.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 427
RUSS 430 Основные авторы (5, макс. 15) A&H
Знакомство с крупными русскими писателями девятнадцатого и двадцатого веков. Авторы: Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов, Бабель, Булгаков, Олеша, Пастернак. Содержание варьируется.
Подробнее о курсе в MyPlan: RUSS 430
RUSS 481 Русский язык в России (1-5, макс. 45) A&H
Ежедневная работа по фонетике, грамматике, разговорной речи, переводу, аналитическому чтению, стилистике, анализу газет и расширенный синтаксис. Требование: либо RUSS 203, либо RUSS 250. Предлагается: AWSpS.
RUSS 486 Культура в России (3, макс. 15) A&H/SSc
Лекции по образованию, истории, экономике, праву, искусству, этнографии, архитектуре; дополняется посещением культурно-исторических мест и встречами с русскими группами. 4 кредита за летнюю программу за границей, 6 за семестровую программу за границей.