Как научить ребенка решать задачи
За все школьные годы вашему ребенку придется решить множество задач, и несмотря на то, что все они кажутся разноплановыми, в алгоритме их решения все же есть общие моменты, и, уяснив их и следуя этому алгоритму, ребенок сможет решить практически любую задачу. Если ученик еще в 1-3 классе освоит тактику решения задач, в старших классах он будет щелкать задачки как семечки не только по математике, но и по физике, химии, геометрии тоже.
Ошибки в решении задач
Задачи можно условно разделить на части: условие, вопрос, решение, ответ.
Первая и самая главная ошибка — ребенок невнимательно, вскользь прочитал условие задачи.
К примеру задачка. У Пети 8 монет, это на 3 меньше, чем у Васи. Сколько монет у Васи.
Ребенок видит «на 3 меньше», значит надо что-то отнять, а отнять можно только от 8, так и получается 8-3=5 монет у Васи. Но если внимательно прочитать условие, то меньше то конфет как раз у Пети.
Чтобы такой путаницы не было, требуйте с ребенка записать условие задачи.
П.- 8 м. на 3 м. <
В.- ?
Ошибка вторая — в решении.
Когда вопрос в задаче один, тут все просто. Но когда в задаче есть несколько неизвестных — решение затрудняется. Решаем по действиям. Для начала определим, каких данных нам не хватает, затем найдем эти числа, подставим их и решим задачу.
Ошибка третья — неправильная запись ответа.
К примеру, требуется найти сколько монет, а ребенок пишет сколько человек. Нужно внимательно еще раз прочитать вопрос задачи, перед тем, как записать ответ. Что требуется найти, то и пишем в ответе. Ответ начинается с числа.
Алгоритм решения
- Внимательно прочти задачу и представь, о чем в ней говорится.
- Запиши в виде схемы, что известно и что не известно, что нужно найти.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.
- Сначала вычисли значения, которых не хватает для нахождения ответа.
- Найти ответ на главный вопрос задачи.
- Проверь ответ.
- Прочти еще раз вопрос задачи.
- Запиши ответ.
В решении любой задачи мы по двум известным данным находим третье. В решении рассуждаем с конца, как бы разматывая клубок. Чтобы узнать то, нам нужно это, а чтобы узнать это, у нас есть все данные.
Учите ребенка рассуждать. Если для него это затруднительно, потренируйтесь на задачах с лишними или недостающими данными.
Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок.
Нужно вычеркнуть данные, которые не понадобятся для поиска ответа и дописать вопрос задачи.
Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок. Сколько лет брату?
Второй вариант тренинга — самому придумать несколько задач на одно решение.
К примеру: 8+3
Вася получил за четверть 8 четверок, а пятерок на 3 больше. Сколько пятерок получил Вася?
В аквариуме было 8 гуппи и 3 сомика. Сколько рыбок было в аквариуме?
Третий вариант — дополнить условие, в котором не хватает данных.
Пример: У Васи 4 конфеты, а у Сони меньше. Сколько конфет у Сони?
Дополним условие: У Васи 4 конфеты, а у Сони на 2 меньше. Сколько конфет у Сони?
При прочтении для наглядности можно подчеркнуть нужные для решения данные.
Основные типы задач
Простые задачи на сложение и вычитание
Как научить ребенка решать любые задачи: логические, математические, олимпиадные
Дети с развитой логикой смогут решить любую задачу
Развивать логическое мышление учащихся начальных классов необходимо постоянно. Регулярные тренировки в решении головоломок, нестандартных задач, ребусов и задач на смекалку полезны и необходимы для ума ребенка.
Для развития логического мышления младших школьников используются несложные задания, например, найти лишнее, продолжить ряд знаков, найти числа или недостающие фигуры и т.д. Даже самые простые логические задачи для детей помогают избавить мышление от шаблонов.
Что должен уметь школьник для успешного выполнения заданий на логику?
- рассуждать, используя доказательства и аргументы;
- последовательно мыслить;
- выстраивать гипотезы;
- оценивать важность условий задачи, их истинность;
- аргументированно опровергать чужие неверные выводы;
- выбирать и использовать разные способы для решения конкретного вида задач.
Способы решения задач на логику
Условно их можно поделить на стандартные и нестандартные.
Стандартные методы
К традиционным методам относятся популярный метод проб и ошибок, который может потребовать много времени и терпения, и метод шаблонов, к которому в основном прибегают при решении школьных задач.
Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.
Рекомендуем ознакомиться с несколькими популярными методами, описанными на примерах в материале «Как решать логические задачи»:
- метод последовательных рассуждений;
- «с конца»;
- с помощью таблиц истинности;
- метод блок-схем.
Нестандартные методы
Среди популярных, нестандартных — целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т. е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.
Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:
- знать виды логических задач;
- владеть возможными методами решения задач;
- уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.
Алгоритм решения задач на логику и смекалку
Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:
- Ознакомление с условиями задачи.
- Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
- Поиск метода решения.
- Применение метода решения, поиск правильного ответа.
- Проверка правильности решения и оформление ответа.
- Анализ проведенного решения.
- Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.
1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.
2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.
3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.
4. Используя выбранный метод, решите задачу.
5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.
6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:
- поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
- анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
- выделение важных признаков данного типа задач;
- составление алгоритма их решения;
- систематизация полученных знаний.
Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.
7. Чтобы закрепить свое умение решать головоломки определенного типа, необходимо не откладывая решить еще ряд подобных, однотипных задач с постепенным усложнением набора условий.
В учебной программе образовательной платформы LogicLike логические задачи распределены по 15 тематическим разделам. Каждая категория содержит задания разного уровня сложности.
Таким образом осуществляется последовательное и системное развитие логического мышления младших школьников. Подробнее о курсе развития логического мышления.
Чтобы занятия ребенка логикой были эффективнее, рекомендуем родителям дошкольников и первоклассников заниматься вместе с детьми.
Правильный подход к учебному процессу поможет научить ребенка решать логические задачи и воспитать полезные ему качества.
В ходе обучения на ЛогикЛайк дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, воспитывают в себе ответственность за принимаемые решения, усидчивость и настойчивость.
Как научить детей и подростков решать проблемы
Будь то конфликт, связанный с игрушкой, сложное математическое уравнение или негативное давление со стороны сверстников, дети ВСЕХ возрастов ежедневно сталкиваются с проблемами и проблемами.
Как родители или учителя, мы не всегда можем решить каждую проблему для наших детей. На самом деле это не наша работа. Наша работа состоит в том, чтобы НАУЧИТЬ наших детей решать проблемы самостоятельно . Таким образом, они могут стать уверенными, независимыми и успешными людьми.
Вместо того, чтобы сдаваться или разочаровываться, когда они сталкиваются с проблемой, дети с навыками решения проблем управляют своими эмоциями, творчески мыслят и упорствуют, пока не найдут решение. Естественно, эти способности идут рука об руку с мышлением роста.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете загрузить наш БЕСПЛАТНО Your Words Matter Volume 2 Kit. С помощью этих 10 одностраничных руководств для родителей вы будете точно знать, как разговаривать со своим ребенком, чтобы помочь ему постоять за себя, стать более уверенным в себе и развить мышление роста.
Итак, КАК вы обучаете детей навыкам решения проблем?
Ну, это зависит от их возраста . По мере того, как когнитивные способности и масштаб проблем ребенка со временем растут/развиваются, должен меняться и ваш подход к обучению навыкам решения проблем.
Читайте дальше, чтобы узнать об основных стратегиях обучения детей решению проблем, а также о некоторых идеях и занятиях для разных возрастов.
3 Общие стратегии обучения решению проблем в любом возрасте
1. Модель эффективного решения проблем
Когда ВЫ сталкиваетесь с проблемой, сделайте «думай вслух» на благо вашего ребенка. ПОКАЗЫВАЙТЕ, как применять те же навыки решения проблем, над которыми вы работали вместе, приводя примеры из реальной жизни, которые она может применить в своей жизни.
В то же время покажите ребенку готовность к ошибкам. У всех бывают проблемы, и это нормально. Иногда первое решение, которое вы попробуете, не сработает, и это тоже нормально!
Когда вы моделируете решение проблем, объясните, что есть некоторые вещи, которые неподвластны нашему контролю. Когда мы решаем насущную проблему, мы должны сосредоточиться на вещах, которые мы действительно МОЖЕМ контролировать.
Вы и ваш ребенок можете прослушать 35-ю серию подкаста Big Life Kids, чтобы узнать, как сосредоточиться на том, что вы можете контролировать.
2. Спросите совета
Спросите совета у детей, если у вас возникнет проблема. Это учит их тому, что совершать ошибки и сталкиваться с трудностями – обычное дело. Это также дает им возможность практиковать навыки решения проблем.
Кроме того, если вы укажете, что их идеи оценены , они обретут уверенность в своих силах, чтобы попытаться решить проблемы самостоятельно.
3. Не давайте «ответ»
Как бы трудно это ни было, позвольте вашему ребенку бороться, иногда терпеть неудачи и, в конечном счете, УЧИТЬСЯ на последствиях.
Теперь давайте взглянем на некоторые возрастные стратегии и занятия. Возраст, указанный ниже, является общим ориентиром, не стесняйтесь выбирать любые стратегии или занятия, которые, по вашему мнению, будут работать для ВАШЕГО ребенка.
3–5 летИспользуйте тренинг эмоций
Чтобы научиться решать проблемы, маленькие дети должны сначала научиться управлять своими эмоциями. Ведь маленькому ребенку сложно логически обдумать пути решения проблемы, если он в истерике.
Один из способов добиться этого — использовать процесс эмоционального коучинга , описанный Джоном Готтманом.
Во-первых, научите своих детей тому, что ВСЕ эмоции допустимы. НЕТ «плохих» эмоций. Даже кажущиеся негативными эмоции, такие как гнев, печаль и разочарование, могут преподать нам ценные уроки. Важно то, как мы реагируем на эти эмоции.
Во-вторых, следуйте этому процессу:
- Шаг 1. Назовите и подтвердите эмоции. Когда ваш ребенок расстроен, помогите ему понять, что он чувствует. Скажите, например,
- Шаг второй: Обработка эмоций. Направляйте ребенка в ее успокаивающее место. Если у нее его нет, это хорошая идея создать его. Позвольте ей успокоить свое тело и обработать свои эмоции, чтобы она могла решать проблемы, учиться и расти.
- Шаг третий: решение проблем. Обсудите с ребенком решения, СЛУШАЯ больше, чем говоря во время разговора. Это позволяет вашему ребенку практиковать свои навыки решения проблем, и он с большей вероятностью действительно реализует решения, которые придумал сам.
Скажите: «Покажи мне самое сложное»
Когда ваш ребенок борется или чувствует разочарование, попробуйте метод, предложенный мамой и блогером по вопросам воспитания Лорен Тамм. Проще говоря, «Покажи мне самое сложное».
Это поможет вашему ребенку определить КОРЕНЬ проблемы, что сделает ее менее пугающей и более легкой для решения.
Повторите то, что говорит ваш ребенок, «Итак, вы говорите…»
Как только вы оба поймете реальную проблему, предложите ребенку придумать решения . «Должен быть какой-то способ исправить это…» или «Должно быть что-то, что вы можете сделать…»
Теперь, когда ваш ребенок определил «сложную часть», он, вероятно, сможет ответить с раствором. Если нет, помогите ей обдумать некоторые идеи. Вы можете попробовать задать вопрос, «Если бы вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знали, что бы вы подумали?» и посмотрите, что она придумает.
Решение проблем с помощью творческой игры
Позвольте вашему ребенку выбирать занятия и игры на основе его интересов . Свободная игра предоставляет множество возможностей для навигации и творческого решения проблем.
Часто дети лучше всего учатся в игре. Играя с такими предметами, как кубики, простые головоломки и переодевание, вы можете научить вашего ребенка решать проблемы.
Даже во время игры ваш ребенок мыслит критически: Где находится этот фрагмент головоломки? Что это делает? Я хочу нарядиться королевой. Что мне надеть? Куда я положил свою тиару? Это под диваном?
Решайте проблемы с помощью сборников рассказов
Читайте соответствующие возрасту истории о персонажах, которые испытывают проблемы, например:
- Ladybug Girl and Bumblebee Boy от Джеки Дэвиса: история двух друзей, которые хотят играть вместе, но не могут найти игру, о которой можно было бы договориться. По очереди внося предложения, они приходят к игре, в которую оба хотят сыграть: девочка-божья коровка и мальчик-шмель.
- Любопытный Джордж Серия Маргарет и Е.П. Рей: Любопытная маленькая обезьянка сталкивается с дилеммами и решает их, обучая детей находить собственные решения проблем.
- Айра спит более Бернарда Вабера: Айра очень рад провести ночевку в доме своего друга Реджи. Но есть одна проблема: должен он или не должен принести своего плюшевого мишку? Это может показаться незначительным, но это та ранняя социальная проблема, с которой может столкнуться ваш ребенок.
Соедините этот опыт с аналогичными событиями в жизни вашего ребенка и СПРОСИТЕ своего ребенка, КАК персонажи этих историй могут решить свои проблемы. Поощряйте различные решения и обсуждайте возможные результаты каждого из них.
Это форма чтения диалогов , или активного ВОВЛЕЧЕНИЯ вашего ребенка в процесс чтения. Взаимодействие с текстом вместо пассивного слушания может «турбировать» развитие навыков грамотности, таких как понимание у детей дошкольного возраста.
Задавая вопросы о проблемах персонажей, вы также можете повысить способность своего ребенка решать проблемы.
Вы даже можете предложить своему ребенку ролевую ролевую игру с проблемой и возможными решениями, чтобы закрепить урок.
Рекомендуемые книги см. в нашем списке 85 лучших книг о развитии мышления для детей и взрослых.
5–7 летОбучение шагам решения задач
Придумайте простой процесс решения задач для вашего ребенка, который вы сможете последовательно реализуем . Например, вы можете попробовать выполнить следующие пять шагов:
- Шаг 1: Что я чувствую? Помогите ребенку понять, что он чувствует в данный момент (разочарование, гнев, любопытство, разочарование, волнение и т. д.). Если вы заметите и назовете эмоции, это рассеет их заряд и даст ребенку возможность сделать шаг назад.
- Шаг 2: В чем проблема? Научите ребенка определить конкретную проблему . В большинстве случаев помогите ей взять на себя ответственность за происшедшее, а не указывайте пальцем. Например, вместо «Джоуи доставил мне неприятности на перемене», ваш ребенок может сказать: «У меня неприятности на перемене из-за того, что я поссорился с Джоуи».
- Шаг 3: Каковы решения? Поощряйте ребенка придумывать как можно больше решений. На данный момент они даже не должны быть «хорошими» решениями. Здесь они просто проводят мозговой штурм, еще не оценивая сгенерированные идеи.
- Шаг 4: Что произойдет, если…? Что произойдет, если ваш ребенок попробует каждое из этих решений? Является ли решение безопасным и справедливым? Как это повлияет на других? На этом этапе вы также можете попробовать ролевую игру. Вашему ребенку важно учитывать КАК положительные, так и отрицательные последствия своих действий.
- Шаг 5: Какой из них я попробую? Попросите ребенка выбрать одно или несколько решений. Если решение не сработало, обсудите ПОЧЕМУ и перейдите к другому решению. Поощряйте ребенка продолжать попытки, пока проблема не будет решена.
Постоянно практикуйте эти шаги, чтобы они стали вашей второй натурой, и таким же образом моделируйте решение собственных проблем. Это хорошая идея отразить : Что сработало? Что не так? Что вы можете сделать по-другому в следующий раз?
Решение задач с помощью материалов для творчества
Создание предметов — еще одна форма игры, которая может научить детей творчески решать проблемы.
Предложите ребенку маркеры, глину для лепки, картонные коробки, скотч, бумагу и т. д. С этими простыми материалами он сможет придумывать всевозможные интересные поделки и изобретательные игры.
У этих «открытых игрушек» нет «правильного способа игры», что позволяет вашему ребенку проявлять творческий подход и генерировать идеи самостоятельно .
Задавайте открытые вопросы
Задавая открытых вопросов , вы улучшаете способность ребенка мыслить критически и творчески, что в конечном итоге помогает ему лучше решать проблемы. Примеры открытых вопросов включают:
- Как мы могли бы работать вместе, чтобы решить эту проблему?
- Как вам это удалось? или Откуда ты это знаешь?
- Расскажите мне о том, что вы построили, сделали или создали.
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Как вы думаете, что произойдет, если…?
- Чему ты научился?
- Что было легко? Что было тяжело?
- Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?
Открытые вопросы не имеют правильного ответа, и на них нельзя ответить простым «Да» или «Нет».
Вы можете задавать открытые вопросы, даже когда ваш ребенок в данный момент не решает задачу, чтобы помочь ему попрактиковаться в мыслительных навыках, которые пригодятся ему, когда ему исполнится 9 лет.0007 у есть проблема, которую нужно решить.
Если вам нужны советы о том, как стимулировать развитие мышления у вашего ребенка, не забудьте загрузить наш БЕСПЛАТНЫЙ набор Your Words Matter Volume 2 Kit.
7–9 летРазбейте проблемы на части
Эта стратегия представляет собой более продвинутую версию стратегии «Покажи мне сложную часть».
Чем больше становится ваш ребенок, тем больше становятся и его проблемы. Когда ваш ребенок сталкивается с проблемой, которая кажется непосильной или непреодолимой, предложите ему разбить ее на более мелкие, более сложные задачи.0034 управляемых кусков.
Допустим, у вашего ребенка плохая оценка по истории. Почему такая низкая оценка? Каковы причины этой проблемы?
Как обычно, СЛУШАЙТЕ, как ваш ребенок проводит мозговой штурм, задавая открытых вопроса , чтобы помочь, если он застрянет.
Если низкая оценка является результатом невыполненных заданий, возможно, ваш ребенок может составить список этих заданий и выполнять их по одному. Или, если проблема заключается в тестах, что заставляет вашего ребенка испытывать трудности на экзаменах?
Возможно, она отвлекается на друзей в классе, не может попросить о помощи и не проводит достаточно времени за учебой дома. Как только вы определите эти «фрагменты», помогите ребенку решать их по одному, пока проблема не будет решена.
Покажите «Видео о сломанном эскалаторе»
Обсудите важность самостоятельного решения проблем и решения проблем с помощью «Видео о сломанном эскалаторе».
На видео неожиданно ломается эскалатор. Люди на эскалаторе «застревают» и кричат о помощи. В этом возрасте вполне вероятно, что вашему ребенку видео покажется забавным, и он сразу же предложит решение: «Просто гуляй! Слезь с эскалатора!»
Скажите ребенку, что это простой пример того, как люди иногда поступают в трудных ситуациях. Спросите: «Как вы думаете, почему они не сошли с эскалатора?» (они не знали как, они ждали помощи и т. д.)
Иногда ваш ребенок может чувствовать себя «застрявшим» при столкновении с проблемами. Они могут остановиться и попросить о помощи еще до того, как попытаются найти решение. Вместо этого поощряйте ребенка принимать вызовы и решать проблемы.
9-11 летРешение проблем с помощью подсказок
Предоставьте вашему ребенку или группе детей такие материалы, как соломинки, ватные шарики, пряжа, прищепки, скотч, скрепки, стикеры, палочки для эскимо и т. д.
Только с этими материалами , предложите своим детям решить необычные задачи, такие как:
- Сделать ловушку для лепрекона
- Создать трамплин для автомобилей
- Создайте свою собственную игру с правилами
- Сделать устройство для общения двух человек друг с другом
Это увлекательный способ попрактиковаться в критическом мышлении и творческом решении проблем. Скорее всего, потребуется несколько попыток, чтобы найти работающее решение, применимое практически к любому аспекту жизни.
Заставьте их работать на это
Когда ваш ребенок просит новую игрушку, технологию или одежду, пусть он сам составит план получения желаемого предмета. Вашему ребенку не только придется проводить мозговой штурм и оценивать решения, но он также обретет уверенность.
Спросите своего ребенка, КАК он может заработать деньги на покупку желаемого предмета, и поощряйте его на пути к своей цели.
Изложите это на бумаге
Пусть ваш ребенок запишет свои проблемы на бумаге и обдумает возможные решения.
Но теперь она продвинулась в этом процессе на шаг вперед: после попытки каждого решения какое из них оказалось успешным? Какие оказались неудачными? Почему ?
Это поможет вашему ребенку задуматься о различных результатах, узнать, что работает, а что нет. Уроки, которые она усвоит здесь, пригодятся ей, когда она столкнется с подобными проблемами в будущем.
Возраст 12+Играйте в шахматы вместе
Научиться играть в шахматы — это отличный способ для детей научиться решать проблемы, И развить их мозг одновременно. Это требует от игроков критического мышления, творчества, анализа доски, распознавания закономерностей и многого другого. Существуют онлайн-версии игры, книги о том, как играть, видео и другие ресурсы. Не знаете, как играть? Научитесь вместе с подростком соединять и решать проблемы вместе!
Пусть они научатся программировать
Наши подростки уже разбираются в технологиях и могут использовать свои навыки для решения проблем, обучаясь кодированию. Программирование способствует творчеству, логике, планированию и настойчивости . Существует множество отличных инструментов, а также онлайн или личных программ, которые могут улучшить навыки программирования вашего ребенка.
Поощряйте начать значимый проект
Этот проект должен быть значимым для вашего подростка, например, создание канала на YouTube. Ваш подросток будет практиковать навыки решения проблем, поскольку он выясняет, как расширить свою аудиторию, как сделать так, чтобы его видео были обнаружены, и многое другое.
В Big Life Journal — Teen Edition есть раздел, который поможет им спланировать свой канал на YouTube и начать процесс решения проблем.
Применение метода SODAS
Ищете план игры, который может использовать ваш подросток, когда он сталкивается с проблемой? Метод SODAS можно использовать для больших и малых проблем. Просто запомните эту простую аббревиатуру и следуйте этим идеям:
- S ситуация
- O части
- D isПреимущества
- A Преимущества
- S раствор
Поощряйте участие в группах по решению проблем
Нравится ли вашему подростку решать проблемы в команде? Пусть они присоединятся к группе или клубу , который поможет им отточить свои навыки в различных условиях — от науки и робототехники до дискуссий и международных отношений. Вот некоторые примеры групп:
- Одиссея разума
- Модель ООН
- Команда дебатов
- Научная Олимпиада
Ищете дополнительные ресурсы? Набор «Бестселлер» включает в себя три самых популярных набора для печати, в которые входят задания, руководства и поделки для детей. Наши комплекты для развития мышления , комплекты для повышения устойчивости и комплекты для решения задач работают вместе как комплексная система, разработанная специально для детей в возрасте от 5 до 11 лет.
Преподавание словесных задач во 2 классе
Словесные задачи были одним из самых больших разделов, которые я преподавал во 2-м -м -м классах, и я не понаслышке знаю, что преподавание текстовых задач второклассникам может быть трудным. Но как бы сложно это ни было, это также чрезвычайно важно. Словесные задачи являются ключевым навыком для учащихся, и их следует учить и повторять в течение всего года.
Прежде чем мы поговорим об обучении словесным задачам во 2-м классе, давайте посмотрим, где должны быть учащиеся, когда они переходят во 2-й класс, и как обращаться с учениками более низкого уровня.
Что должны знать первоклассникиУчащиеся, поступающие во 2-й класс, должны обладать следующими навыками:
- Решать текстовые задачи до 20 на сложение и вычитание;
- Типы текстовых задач: сложить, отнять, сложить, разобрать и сравнить с неизвестными во всех позициях.
В начале года полезно оценить понимание учащимися операций сложения и вычитания до 20. Если они могут свободно складывать и вычитать до 20, переходите к числам 20–50. Если есть большая группа учащихся, которые все еще испытывают затруднения, найдите время, чтобы просмотреть стандарт текстовых задач для 1-го класса 1.OA.A.1.
Используйте сложение и вычитание в пределах 20 для решения словесных задач, связанных с ситуациями сложения, удаления, сложения, разъединения и сравнения с неизвестными во всех позициях.
Единственная разница между стандартами 1 st и 2 nd заключается в том, что 1 st решает до 20, а 2 nd оценивает до 100. Поэтому, если вам нужно просмотреть 1 st , вы по-прежнему охватываете практические концепции стандарта, только в пределах ограниченного диапазона номеров.
Сколько времени вы потратите на повторение, зависит от уровня ваших учеников. Если ваши ученики нуждаются в этом, полезно выделить весь первый цикл обучения словесным задачам для повторения, что займет около двух недель. Это может показаться большим количеством времени для повторения, но имейте в виду, что в это время вы обучаете студентов различным типам текстовых задач и процессу решения задач. Работа с числами до 20 делает вычисления более управляемыми и позволяет учащимся сосредоточиться на изучении типов задач и процессе их решения.
Обучение задачам со словами во 2-м классе: День 1
Подготовка к уроку:- Создайте плакат для моделирования задачи со словами. Вы можете использовать мои постеры из моего пакета задач для 2 и классов, или вы можете написать свои собственные.
- Распечатайте и заламинируйте плакаты «Процесс решения проблем». Прикрепите их к ленточке и повесьте в удобном месте, где их будут видеть все учащиеся. Убедитесь, что вы можете легко получить доступ к плакату или переместить его для уроков.
- Начните создавать плакат «Типы текстовых задач». В первый день вы должны включить текстовые задачи «Добавление к». Вы будете добавлять навыки к этому плакату по мере того, как будете представлять их ученикам.
- Подготовьте плакаты с задачами для каждой группы, чтобы учащиеся могли использовать их во время групповой работы. Вы можете написать свои собственные задачи или распечатать одну из «дополняющих» задач-плакатов в моем пакете задач Word. Отличный способ заинтересовать ваших учеников — писать текстовые задачи с их именами. Я также сделал свой пакет задач Word редактируемым, поэтому вы можете ввести свой список классов, и задачи будут автоматически сгенерированы вместе с вашим списком классов!
1) Знакомство со стандартом
Знакомство со стандартом. Скажите учащимся, что вы начинаете с повторения текстовых задач, которые они выучили в первом классе. Сегодня студенты будут работать над текстовыми задачами «Добавление к». Задачи «добавления к» означают, что вы начинаете с некоторого количества чего-то, и в вашу группу добавляется больше.
2) Расскажите о задаче
Покажите плакат со словом «задача». Объясните, что вы собираетесь показать им, как решить эту проблему.
Плакат с этапами решения проблем- Покажите плакат с описанием процесса решения проблем. Укажите на первый шаг. Объясните, что сначала нам нужно прочитать задачу и визуализировать ее. Затем смоделируйте навык, прочитав задачу, а затем объяснив картинку, которую вы видите в своем воображении.
- «В Sweet Delights было 33 клубничных кекса. Испекли еще 6. Сколько клубничных кексов сейчас в Sweet Delights?»
- Я представляю магазин кексов с подносами с кексами на прилавке. У них есть поднос с 33 кексами, то есть 3 ряда по 10 и 1 ряд по 3. Затем я представляю, как пекарь достает еще 6 клубничных кексов и добавляет их к ряду из 3.
- Теперь я визуализировал проблему (укажите на первый шаг на диаграмме процесса).
3) Пересказать для понимания
Далее я собираюсь пересказать задачу.
- Закройте задачу руками и перескажите ее классу. Спросите: «Понял ли я суть проблемы?»
4) Определите ключевые слова
Теперь, когда я пересказал проблему, я знаю, что понял ее, поэтому я готов обвести и подчеркнуть ключевые слова. Модель обводит числа в задаче и подчеркивает ключевые слова.
- «Sweet Delights » (33) клубничных кексов. Испекли (6) еще . Сколько клубничных кексов у Sweet Delights теперь ?»
- Проверить! Я обвел и подчеркнул ключевые слова и числа, которые помогут мне решить проблему.
5) Стратегия решения
Далее я собираюсь решить задачу, используя стратегию. Для этой задачи я нарисую картинку.
- Нарисуйте поднос для кексов с 3 рядами по десять кругов и одним рядом из 3 кругов, используя черный маркер.
- «У меня есть 33 кекса, с которых начиналось Sweet Delights. Теперь я собираюсь добавить еще 6». Нарисуйте 6 розовых кругов на подносе.
- Теперь у меня есть все кексы с клубникой, поэтому, чтобы ответить на вопрос «Сколько кексов с клубникой сейчас у Sweet Delights?» Я пересчитаю все кексы. У меня 39 кексов.
*Примечание* В начале 2-го класса -й рисование рисунков и диаграмм для решения задач является подходящим методом решения задач. По мере того, как учащиеся изучают процесс решения задач, числа становятся все более сложными, и учащиеся должны переходить к более эффективным стратегиям.
6) Напишите уравнение
Теперь, когда я решил задачу, я собираюсь написать уравнение.
- Это была задача на сложение, так что я знаю, что это уравнение на сложение.
______ + _______ = ________
- Sweet Delights начали с 33 клубничных кексов, поэтому я знаю, что это будет первое число в моем уравнении.
- Затем они добавили еще 6 клубничных кексов, так что я знаю, что это будет мой второй номер.
- Я знаю, что после того, как они добавили 6 кексов, у них получилось 39 клубничных кексов, поэтому 39 — это то, что следует после знака равенства.
7) Пометить ответ
Следующий шаг говорит о том, чтобы пометить мой ответ.
- Что означает 39? Есть 39 щенков? Или 39 детей? Может 39 карандашей? Нет, это значит 39 клубничных кексов.
8) Проверить работу
Теперь, когда у меня есть ответ, вы, наверное, думаете, что я закончил, верно? Нет! Математика прекрасна, потому что мы знаем, что часто бывает правильный или неправильный ответ. Есть много шансов сделать ошибку, но если мы проверим свою работу, мы будем гораздо более уверены, что не ошиблись.
- Смоделируйте, как проверять свою работу, используя другую стратегию. Стратегия может состоять в том, чтобы использовать манипулятивные приемы, делать еще одну картинку или считать на пальцах. После того, как вы смоделировали проверку своей работы, поставьте большую галочку рядом с ответом, чтобы показать, что этот шаг завершен.
Групповая работа:
Теперь учащиеся смогут попробовать шаги по решению задач с «дополнением» в своих группах. Они сделают свой собственный плакат со своими группами, показывающими все их работы. Студенты любят работать на диаграммной бумаге или большой плотной бумаге.
(Примечание: важно установить ожидания для групповой работы, включая участие всех учащихся и помощь друг другу. Когда учитель подходит, чтобы задать вопрос, все члены группы должны иметь возможность ответить.)
По мере работы каждой группы по их проблеме, по очереди задавайте вопросы, чтобы проверить понимание. Если учащиеся делают ошибки, не говорите им об этом прямо. Вместо этого ожидайте, что учащиеся «уловят это», когда будут проверять свою работу. После того, как учащиеся выполнили все шаги, просмотрите их плакат и позвольте им пройтись по своей работе маркерами, чтобы она выделялась. Затем я выбираю одну группу, чтобы поделиться с классом тем, как они решили проблему.
Образец плаката для групповой работы Самостоятельная работа: Лист практических занятий Word со всеми этапами решения проблем.Затем учащиеся самостоятельно работают над одной из задачников 2-го класса из моего пакета задач. Вытягивайте учеников, которые борются за быстрое выступление один на один. Повторное обучение в небольших группах также может быть эффективным, но обычно достаточно, чтобы учащиеся работали самостоятельно, пока вы контролируете и задаете вопросы, чтобы направить их в правильном направлении. Не забывайте, что цель состоит в том, чтобы сделать их более независимыми!
Непосредственно перед окончанием рабочего периода еще раз пройдитесь по комнате, чтобы понаблюдать за работой студентов. Выберите одного учащегося, который выполнил шаги и получил правильный ответ, чтобы поделиться тем, как он решил проблему. (Примечание: в начале модуля мне нравилось целенаправленно выбирать учащихся, которые «понимают», но по мере продвижения модуля я думаю, что важно, чтобы учащиеся рассказывали, кто, возможно, пропустил шаг или получил неправильный ответ.
В начале этого раздела я бы давал учащимся только 1-2 задачи для практики каждый день. Это имеет первостепенное значение. Чем меньше, тем лучше, потому что цель состоит в том, чтобы помочь учащимся освоить процесс решения задач. Давать учащимся слишком много проблемы на раннем этапе могут помешать их процессу обучения и слишком много внимания уделять получению ответов только для того, чтобы сделать это9.0003
Закрытие:Начните со сбора всей самостоятельной работы. Затем пусть выбранный учащийся расскажет, как он решил проблему. Вначале важно, чтобы учащийся рассказал обо всем процессе, но по мере того, как модуль и год продолжаются, а учащиеся осваивают процесс, вы можете сократить его, попросив учащегося рассказать об одном шаге, который они сделали.
Чтобы учащиеся усвоили стратегию решения проблем, я всегда проводил небольшой тест в последний день или перед началом следующей стратегии. Мой пакет задач со словами также включает в себя короткие тесты из 2 вопросов, поэтому убедитесь, что ваши ученики на правильном пути.
Развитие навыков решения задач в Word:Продолжайте выполнять эту процедуру каждый день, решая разные типы задач. Вот пример расписания:
День 1 | Добавление к |
День 2 | Забрать у |
День 3 | Собираем |
День 4 | Разборка |
День 5 и 6 | Сравнение |
День 7 и 8 | Неизвестно |
День 9 и 10 | Многоступенчатый |
День 12 и 13 | Обзор всех типов |
Добавлять, брать, собирать и разбирать задачи учащимся, как правило, легче понять, потому что они наиболее знакомы с ними. Сравнение, неизвестные и многошаговые задачи гораздо сложнее, поэтому вам может потребоваться несколько дней, чтобы сосредоточиться на них.
После обучения всем типам задач я оцениваю студентов по 2. OA.A.1 с помощью диапазона чисел, который я преподавал. Вы можете найти оценки для 20-50, 50-100 и 100-1000 в пакете задач.
Общая картина:При обучении словесных задач 2-го класса в течение года используйте тот же процесс, чтобы развивать навыки решения задач у учащихся.
Когда учащиеся учатся складывать и вычитать до 100, выполните еще один модуль по решению задач с числами до 100. Когда учащиеся учатся складывать и вычитать до 1000, вы можете расширить навыки и выполнить модуль по решению задач с числа до 1000, несмотря на то, что стандарт доходит только до 100.
Другие мысли
- При обучении словесных задач во втором классе я уделяю большое внимание процессу решения задач. По мере того, как учащиеся начинают понимать этапы и развивать свои навыки решения проблем, важно дать им гибкость. Мозг у всех работает по-разному, и мы можем выполнять некоторые шаги в разном порядке. Например, некоторым учащимся может иметь смысл написать свое уравнение до того, как они решат задачу, а другим, возможно, придется сначала решить задачу.