Как научить ребенка писать изложения
Изложение – это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала.
Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки.
Изложение входит в экзамен в 9 классе, а так же считается одним из сложных видов работ, начиная со 2 класса школы.
Как научить ребенка писать изложения:
Эффективный алгоритм обучения написания изложений включает 6 шагов:
- Прослушать текст
- Подумать над текстом и порассуждать, какую основную мысль можно в тексте услышать
- Разделить текст на части
- В каждой части (абзац), из каждого предложения научить ребенка выделять одно главное, якорное слово и выписать такие слова в столбик. Якорное слово называется таким, потому что по нему легко восстановить текст. Якорных слов будет столько, сколько в тексте предложений.
Например, к следующему тексту «В бухте»:
Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.
Якорными словами могут быть слова:
- В бухту
- Волновалось
- На якоре
- К пристани
- Отпустили
- В музей
- По городу
- Вместе
- Выгрузку
- Отправился
5. Смотрим на якорные слова и проговариваем (можно шепотом или про себя текст). В работе с классом можно использовать прием, при котором несколько учеников рассказывают свою версию восстановленного текста по якорным словам.
6. Записать текст
Этот метод хорошо сочетать с чувствами. И если до этого ребенок хорошо представил себе происходящее в тексте изложения и прочувствовал (ведь чувства очень хорошо стимулируют память), то вспомнить текст будет просто.
Так же необходимы тренировки.
Готовясь с детьми к аттестации, мы именно по такому алгоритму тренируемся писать изложения. Выбираем текст изложения из сборника изложений и работаем с ним.
Научить ребенка выделять главное слово из предложения — основа для успешного обучения.
Умея выделять якорное слово, ребенок без проблем сможет писать изложения на уроках русского языка и литературы.
Для тренировки навыка поиска «якорных слов» хорошим упражнением является вычеркивание лишних слов из текста. Ребенку предлагается текст, а его задача вычеркнуть все слова, кроме главного или якорного, на его взгляд.
Написание изложений — одна из форм работ по предмету «русский язык», и конечно, в изложении оценивается не только связная письменная речь ребенка, но и грамотность.
Чтобы вы могли вместе с ребенком найти «слабые места» и ликвидировать пробелы раз и навсегда, обучиться техникам эффективного обучения, научиться грамотному письму, мы разработали уникальный тренажер «16 минут русского языка».
Идеально подойдет для занятий с ребенком в период летних каникул.
Тетради разработаны для детей 1-4 классов.
В результате работы с тетрадью вы:
- Узнаете, какие приемы помогут овладеть правилами русского языка, если нет врожденной орфографической зоркости.
- Получите систему обучения ребенка правилам русского языка.
- Разберете правила русского языка, изучаемые в начальной школе.
Купить тренажёр «16 минут русского языка» >>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Опубликовано Автор Рената КирилинаРубрики ОбучениеМетки Подготовка к школе, полезно знать, семейное обучение, техники эффективного обучения, ШколаКак научиться писать изложение? | Сочинения на все темы
Как научиться писать изложение?
Большинство учеников испытывают значительные трудности при написании изложения. Действительно, многим гораздо легче придумать что-либо самому, чем пытаться запомнить и потом воспроизвести это в тетради. Конечно же, есть и такие ученики, которым больше нравится писать изложение и у них это хорошо получается. Автору же этого текста больше нравилось писать сочинения. Однако со временем я научился писать хорошо также и изложения, ведь приходится писать изложение не только при прохождении школьной программы, но и при сдаче государственных экзаменов, в частности ОГЭ.
В данном материале я расскажу как научиться писать изложение. Как я уже писал выше, достаточно частая проблема учеников начальных и старших классов — это написание изложений. Понятно, что изложение — это фактически пересказ текста, но есть определенные особенности.
С изложениями проблема в следующем. Во первых, ученику необходимо воспринимать вслух всю информацию. Во вторых, его время очень ограничено.
То есть изложение стандартно выглядит следующим образом. Учительница в классе пару раз с определенным выражением читает небольшой текст и ученику надо его запомнить и, соответственно, своими словами написать.
Проблема, которая в основном появляется у учеников, заключается в том, что они не запоминают большую часть текста, либо не могут составить структуру текста.
Итак, разберём на примере. Данный пример текста изложения предназначен для учеников 2-4-го классов.
Текст изложения
Кто сажает лес? За рекой был ельник. Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки. Кто их здесь сажает? Однажды осенью шёл я с охоты. Мимо пролетела сойка. Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два жёлудя. Сойка спрятала их на зиму. Вот откуда дубки! (46 слов)
Можно сказать, что это очень образный рассказ. Все, в принципе, понятно. У ученика даже появляются какие-то картинки в голове и более-менее запоминается текст.
Что сделать, чтобы получить за изложение оценку 5 и максимально подробно его переписать? Нужно сделать следующее. Научиться делать один образ на каждое предложение. Учительница обычно обособляет предложение паузой, то есть после каждого предложения делает небольшую паузу.
Соответственно, что необходимо сделать?
Итак, разбираем первое предложение: «За рекой был ельник». Здесь, по сути, два образа, два слова. Но я бы оставил одно: «река». То есть понятно, что разговор про ельник. Пишем слово «река», либо делаем какую-либо небольшую зарисовку.
Следующее предложение: «Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки». Определяем слово «дуб». Далее: «Кто их здесь сажает?». Здесь определяющее слово: «Кто?» с вопросом. «Однажды осенью шёл я с охоты.» Определяющее слово — «охота». «Мимо пролетела сойка». Определяющее слово «сойка». Далее продолжите сами. В результате у вас должен получится примерно такой список:
Река
Ёлка
Дубы
Кто?
Охота
Птица
Пень
Желуди
Зиму
У вас он может получиться немного другим, но суть от этого не меняется.
Это все делается при первом прочтении текста учителем. При втором прочтении уже можно дополнять этот список еще какими-то образами. При таком подходе ученику значительно легче написать изложение, потому что в голове откладывается общее представление о рассказе. Но этот список даёт четкую структуру по каждому предложению. То есть основной критерий при написании изложения, при выставлении оценок — это максимальная подробность изложения, то есть приближенность к тексту.
Фактически, она достигается тем, что количество предложений в тексте у ученика такое же или даже больше.
При написании статьи использованы материалы youtube канала Школа скорочтения и развития памяти по методике Шамиля Ахмадуллина
Оцените
Facebook Twitter EmailПисьменные задания для второклассника
Попробуйте эти идеи для письма дома
Пишите не просто так
- Попросите ребенка написать инструкции по уходу за домашним питомцем. Они пригодятся вам при планировании летних каникул!
- Перед походом в продуктовый магазин составьте список покупок.
- Напишите онлайн-обзор книги или предмета, который вы недавно купили, или рецепта, который вы попробовали.
- Расскажите о президентских выборах и напишите описание того президента, которого вы хотите.
- Найдите картинку в газете и напишите к ней статью.
- Пусть ваш ребенок начнет вести личный дневник, домашнюю гостевую книгу или детскую книжку для младшего брата или сестры.
Сделать банку для журнала
Журнал не обязательно должен быть дневником. Это также может быть книга, в которой ваш ребенок пишет об идеях или отвечает на вопросы, например: «Если бы вы могли сделать что-нибудь следующим летом, что бы ты выбрал?» Журнальная банка — это место, где можно хранить все эти идеи и вопросы. Вымойте и украсьте банку с широким горлышком, например, из-под арахисового масла. Затем напишите или распечатайте подсказки на листах бумаги. Попросите ребенка вытаскивать по одной подсказке каждый день и писать об этом в своем дневнике.
Игра «расскажи мне, как»
В этом упражнении ваш ребенок представляет, что пишет космическому пришельцу, который ничего не знает о нашей культуре. Этот инопланетянин делает все именно так, как сказано или написано. Задача вашего ребенка — выбрать повседневную задачу, например, почистить зубы или приготовить бутерброд. Затем ей нужно написать пошаговые инструкции о том, как выполнить задание для инопланетянина. Когда она закончит, вы станете инопланетянином и попытаетесь следовать шагам точно так, как она их написала. Она может быть удивлена тем, что она упустила!
Сыграйте в писательскую игру
Эта пошаговая писательская игра основана на классической детской книге Реми Чарлипа « К счастью, «. В ней происходит что-то счастливое, а потом происходит что-то несчастливое. Каждое событие предваряется либо словом «к счастью», либо словом «к сожалению». Чтобы поиграть, возьмите лист бумаги и напишите предложение, начинающееся с «К счастью», например: «К счастью, это был солнечный день. Я хотел играть на улице». Передайте бумагу следующему игроку, который добавит фразу «к сожалению», например: «К сожалению, мне пришлось убраться в своей комнате». Продолжайте, пока история не станет слишком глупой, чтобы продолжать.
Семейные письма
Помогите своему ребенку писать письма родственникам и друзьям. Это могут быть записки с благодарностью или просто специальные записки для приветствия. Обязательно время от времени отправляйте ребенку письмо или открытку, чтобы он напоминал ему о том, насколько особенным является получение письма по почте. И подумайте о том, чтобы найти для своего ребенка друга по переписке.
Семейные истории
Попросите ребенка взять интервью у члена семьи о его или ее жизни. Предложите ребенку написать краткую биографию, включив в нее фотографию или рисунок, а также содержательную цитату родственника. Ваш ребенок может захотеть поделиться им с членами семьи.
Театр чтения
Поощряйте ребенка читать свои рассказы вслух. Внимательно и терпеливо слушайте и давайте положительные отзывы о ее идеях и написанном ею!
Букмекерская контора
Превратите сочинения вашего ребенка в книги. Наклейте ее рисунки и надписи на листы плотной бумаги. Для каждой книги сделайте обложку из более плотной бумаги или картона и добавьте специальное изображение, название и ее имя как автора. Проделайте отверстия в страницах и обложке и свяжите книгу пряжей или лентой.
Полевые заметки
Поощряйте вашего ребенка делать заметки о поездках и прогулках и описывать то, что он видел, используя все свои чувства. Это может быть описание прогулки на свежем воздухе, поездки в машине или автобусе или других событий, которые можно записывать.
Юный репортер
Поощряйте вашего ребенка делать заметки о поездках и прогулках и описывать то, что он видел. Это может быть описание прогулок на природе, поездки на лодке, поездки на автомобиле или других событий, которые можно записывать.
Написание для запоминания
Если вашему ребенку нравится определенная песня, предложите ему выучить слова, записав их. Также поощряйте копирование любимых стихов или цитат из книг и пьес.
Играйте в игры с картинками
Фотографии и изображения отлично разжигают истории. Выполните поиск в Интернете и найдите несколько интересных изображений. Или вырезать картинки из журналов. Картинки могут быть реалистичными, например, фото школьников на детской площадке. Или это могут быть фантастические образы, например, супергерой, летящий в космосе. Приклейте пару изображений в блокнот. Затем попросите ребенка написать об одном из них. Вы можете подсказать ей, попросив включить то, что она видит, что думают люди, что произойдет дальше — или просто дать волю своему воображению.
Сделайте книгу «Я могу»
Когда ваш ребенок научится писать, он также будет осваивать другие новые навыки. Создание книги «Я могу» позволит ей практиковать навыки письма и отслеживать другие свои достижения. Скрепите стопку чистых листов бумаги, чтобы получилась книга. По мере того, как ваш ребенок достигает новой вехи, например, учится завязывать шнурки на ботинках или бить по бейсбольному мячу, он может нарисовать картинку на новой странице книги. Затем младшие дети могут написать: «Я могу завязать шнурки». Дети постарше могут написать несколько предложений о том, чего они добились.
Создайте семейный альбом для вырезок
Семейный альбом для вырезок — это отличный способ сохранить воспоминания и ускорить начало письма вашего ребенка. Используйте недорогой фотоальбом, чтобы хранить сувениры о том, что вы делаете вместе. Это могут быть фотографии, корешки билетов и найденные предметы, например красивые листья. Ваш ребенок может начать с написания даты и строчки о том, где вы были и что делали. Затем вы можете работать вместе, чтобы написать более подробное резюме. Не забудьте включить забавные или даже раздражающие моменты!
Прививаем любовь к письму дома
Это видео взято из «Помощника по домашнему чтению», ресурса для родителей, предназначенного для повышения уровня чтения детей дома, предоставленного Read Charlotte. Найдите дополнительные видео, задания для родителей, печатные формы и другие ресурсы в разделе «Помощник по домашнему чтению».
Написание стихов
Учительница Линн Райхл и ее второклассники отправляются в писательское приключение под названием «Мастерская писателей». (Из книги «Письмо и правописание», часть нашей серии PBS Launching Young Readers.)
Подробнее о письменных ресурсах
Преподавание сочинений второго класса. второклассники пишут короткие упрощенные эссе, включающие такие элементы, как введение, основная часть, заключение, описание и даже аргументация.
Вы можете научить всему этому, сосредоточившись на процессе письма — или на его упрощенной версии — в качестве основы для обучения. Это подчеркивает самый важный урок: письмо — это организация ваших мыслей и изложение их на бумаге.Исследуйте эту статью
- Понимание режима
- мозговой штурм
- . Изложение
- Составление
- Редакция
1 Понимание режима
. быть проигнорировано. Учащиеся должны знать разницу между написанием статьи-мнения (аргумента), повествования (короткого рассказа) или пояснительного эссе (отчета о книге). Сосредоточив внимание на потребностях каждого типа заданий, вы сможете обучить методам, наиболее эффективно используемым в каждом из них. Объясните важность деталей в историях или то, как письменные аргументы должны приводить доводы в поддержку мнений. Написание отчетов о книгах дает вам возможность научить их некоторым приемам на уровне предложений, например, использованию слов, связанных со временем, для обозначения порядка событий.
2 Мозговой штурм
Учащиеся должны понимать важность того, чтобы излагать свои мысли на бумаге, чтобы они могли видеть все возможные варианты вместо того, чтобы пытаться запомнить их все. Начните с того, что попросите их составить один список всего, что они знают по своим темам (в этом классе вы можете назначать темы). Затем вы можете попросить их написать отдельные списки, которые начнут организовывать их мысли, возможно, в хронологическом порядке: то, что происходит в начале, затем в середине, затем в конце; или отдельные списки фактов и мнений. По мере их продвижения продолжайте поощрять конкретику и более тонкие уровни организации.
3 Составление плана
Составление плана — это шаг, которому учащиеся обычно сопротивляются, особенно те, кто не любит писать с самого начала. Объясните, что составление плана — это план их эссе и шаг, который значительно облегчит выполнение задания. Предложите аналогию со строительством дома. Они же не начнут строить дом без хорошего плана, не так ли? Когда они поймут полезность набросков, они оценят эту помощь. Кроме того, наблюдение за тем, как их эссе приобретает форму последовательности идей, дает возможность научить основным переходным словам и фразам.
4 Составление черновиков
Когда они дойдут до того момента, когда будут писать свои первые черновики, вам захочется просмотреть характеристики хороших простых предложений. Повторите пунктуацию и важность конкретных существительных и активных глаголов. Учащимся, которые не любят писать, предложите им просто следовать плану шаг за шагом. Для тех, кому это нравится, пусть пишут свободно, чтобы они могли обрести страсть к искусству. Остальные механики и риторические приемы, которым вы хотите научить, выполняются, пока ученики редактируют свою работу, что вы должны делать индивидуально и, если возможно, в присутствии каждого ученика.
5 Повторение
Как бы студентам это не нравилось, они должны усвоить, что повторение является важной частью письма. Чтобы сохранить позитивное настроение, объясните, что проверка — это возможность улучшить их эссе, а не время, когда им нужно исправлять ошибки. Это также возможность научить их тому, как важно читать свою работу вслух, чтобы они могли слышать свой голос. Написание коротких рассказов может быть особенно подходящим для этого упражнения.
ссылки
- 1 Common Core State Standards Initiative: стандарты английского языка: письмо: 2 класс
- 2 Purdue OWL: введение в предварительное письмо (изобретение)
- 3 Purdue OWL: почему и как создать полезную схему
Об авторе
Кристофер Кассио — мемуарист, имеет степень магистра изящных искусств в области творческого письма и литературы Университета искусств Саутгемптона в Стони-Брук, Саутгемптон, а также степень бакалавра искусств по английскому языку со специализацией в риторике художественной литературы от Университет штата Пенсильвания. Его литературные работы были опубликованы в «Саутгемптонском обозрении», «Feathertale», «Kalliope» и «The Rose and Thorn Journal».