Экологические игры в начальных классах. | Статья по окружающему миру (3 класс) на тему:
С.Т.Муллаярова, учитель начальных классов 1 кв. категории
МБОУ «АНОШ-детский сад» Актанышского района РТ
«Экологические игры и упражнения для детей начальной школы»
Начальная школа – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразру-шающего обращения с окружающей природой.
Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и рас-тений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют разви-тию любознательности.
Эти игры развивают наблюдательность, образную память, образное мышление, воображение, учат ориентироваться в окружающей среде, замечать изменения, происходящие в ней, учитывать взаимосвязи между объектами природы, анализировать поведение человека и других живых существ.
Экологические игры
Экологические игры для младших школьников занимают особое место и, учитывая состояние окружающей среды, такие занятия должны проводиться в обязательном порядке
Задачи экологических игр для младших школьников:
- Воспитать у детей бережное отношение к окружающей среде.
- Познакомить с источниками загрязнения.
- Выработать привычку заботится о живых существах в природе.
Часто экологические игры для младших школьников носят познавательный характер, и дети одновременно узнают названия животных, растений и других природных элементов.
Игра – непринужденный и самый действенный способ повлиять на поведение, мышление и обучение ребенка. Поэтому она должна нести только положительную и достоверную информацию.
Экологические игры в начальной школе.
«Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).
Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.
«Перелёт птиц»
Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.
Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».
Игровые действия:
На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.
«Вопрос – ответ»
Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Игровые действия:
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают
Вопросы:
1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5. От чего гусь плавает? (от берега).
6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
7. По чему собака бегает? (по земле).
8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
«Головоломки»
Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.
Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.
Игровые действия:
Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:
1. На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?
2. Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?
3. На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).
4. В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?
5. На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?
«Узнай по объявлениям»
Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)
Развивать логическое мышление.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Помогу всем, у кого сломался будильник?
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
«Птичка»
Цель: Различать деревья по листьям.
Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.
Игровые действия:
Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.
Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.
«Снежный ком»
Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».
Развивать внимание и наблюдательность.
Игровые действия:
Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.
Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок — повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.
«Кого чем угостим?»
Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.
Игровые действия:
Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица — сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
«Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
Игра «Большой экологический экзамен»
Цель: проверить и закрепить представления о времени; сформировать умение быстрого ответа.
Игровая задача: кто быстро и правильно ответит.
Игровые действия: ловить мяч и отвечать на вопрос.
Оборудование: мяч средней величины.
Учитель. Сегодня у нас будет игра «Большой экзамен». Я задам вопрос, а ученик должен ответить. Отвечает тот, кому брошу мяч.
Вопросы
— Сколько дней в неделе? (Семь)
— Сколько месяцев в году? (Двенадцать)
— Назовите летние месяцы? (Июнь, июль, август.)
— Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
— Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль)
— Назовите весенние месяцы? (Март, апрель, май.)
— Назовите главный корм белок? (Семена хвойных растений.)
— Что делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)
— Какие съедобные грибы вы знаете? (Груздь, боровик, рыжик, лисички, подберезовик, опята, волнушка и т. д.)
— Можно ли сбивать в лесу ногами мухоморы? (Нет, они являются санитарами леса.)
— Заготавливает ли заяц еду на зиму? (Нет, он питается корой деревьев.)
Игра по экологии «Звёздный час»
Цель: закрепить знания о фактах и явлениях в природе. Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей правильный ответ. За каждый правильный ответ выдается звезда, у кого больше звезд, тот и победитель.
Вопросы
— Кто из этих животных не живет в тайге? (1 — волк, 2 — жираф, 3 — лиса.)
— Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (1 — утка-мандаринка, 2 — сокол, 3 — воробей.)
— Какой из грибов ядовитый? (1— белый гриб, 2 — дождевик, 3— белый навозник.)
— Какие из перечисленных растений являются лекарственными? (1 — крапива, 2 — колокольчик, 3 — синий василек.)
— Кого называют королем грызунов? (1 — суслик, 2 — бобр, 3 — хомяк.)
— Кого называют глазастым охотником? (1— варан, 2 — стрекоза, 3—лягушка. )
— Какого жука называют опасным преступником? (1 — майский жук, 2 — колорадский жук, 3 — жук-олень.)
— Какие из перечисленных змей ядовитые? (1— гадюка, 2 — уж, 3 — кобра.)
— Какое из этих животных живет в пустыне? (1 — верблюд, 2 — тигр, 3 — волк.)
— Назовите перелетных птиц. (7 — кукушка, 2 — ласточка, 3 — стриж.)
— О какой птице загадка:
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегу ли, на ходу ли —
Им с ходулей не сойти.
(1 — зарянка, 2 — ворона, 3 — журавль.)
Сова и мышь
Все участники становятся в круг, и из их числа по желанию выделяются двое — «сова» и «мышь» (или любые персонажи типа «хищник — жертва»), «Сове» завязывают глаза, и она должна схватить «мышь» в этом кругу как можно быстрее. «Мышь» издает сигнальные звуки, а «сова» старается ее поймать. «Сова» и «мышь» не могут выйти за границы круга. Играют последовательно три-четыре пары. Это необходимо для того, чтобы проанализировать поведение партнеров-соперников в игре. Для этого после игры проводится беседа по следующим вопросам:
1. Как двигались мышь и сова в начале игры?
2. Почему они двигались медленно?
3. Почему темп движения со временем увеличился?
4. От чего зависит жизнь мыши и совы?
5. Какие «советы» можно дать мышке и сове в каждой игровой паре, чтобы они «выжили»?
Оперативное решение
Игра помогает развивать ситуационное мышление и обучает быстрому принятию разумных решений.
В определенной природной среде (в лесу, поле, на лугу, на берегу реки или озера и т. п.) дается ситуационная задача. Пример: вас застал в пути грозовой дождь, где и как вы укроетесь от дождя? Играющие выбирают места укрытия. Затем идет обсуждение: каждый обосновывает свой выбор. Критика и несогласие должны носить доброжелательный характер.
Экологический пост
Играют во время прогулки по городу, селу, парку, лесу, по берегу реки. Учащиеся разбиваются на экологические микрогруппы по 3—5 человек. У каждого звена должны быть листы альбомной бумаги и фломастеры. Учащимся предлагается выявить экологически неблагополучное место и обосновать необходимость экологического поста вблизи него, написать сигнальные и познавательные плакаты и обосновать перечень мероприятий по благоустройству. На это дается 15—20 минут. Каждая микрогруппа ведет своих товарищей к этому месту и показывает результаты своей работы. Из числа наиболее подготовленных учащихся неплохо выбрать жюри, которое проведет оценку выполненного задания по следующим показателям:
1. Обоснован ли выбор места для экологического поста?
2. Правильно и достаточно ли полно выявлены признаки экологического неблагополучия?
3. Какое «сигнальное» или предупреждающее оформление сделали учащиеся на экологическом посту?
4. Какие конкретные меры по устранению причин неблагополучия или по благоустройству они предложили?
Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка задания — 20 баллов. Следует ограничить время выступления каждой группы (3—5 минут)
Творческий конкурс
Перед проведением конкурса учащимся предлагается принести с собой различные материалы, которые могут быть использованы для аппликации: пленку, пластик, цветную бумагу, фольгу, ткани, различные упаковки из-подлекарств, а также 1 —2 альбомных листа. Для занятия должны быть приготовлены нитки, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
Учащимся дается задание: придумать сюжет экологического плаката и выполнить его методом художественной аппликации. Для младших школьников вариантом этой игры может быть изображение любимых зверей, птиц, растений, героев любимых сказок о растениях и животных и т. п. Результаты конкурса (сюжет, оформление) оценивает жюри. Экспонаты конкурса могут быть подготовлены как домашнее задание. Заключительное мероприятие — выставка детского экологического плаката.
Метод аппликации показывает полезное использование бытовых отходов в детском творчестве, его можно применить для изготовления памятных подарков.
Превратим отхода в дохода
Это игра для четвероклассников. Сначала проводится вступительная беседа по теме «Какие у вас в семье бывают отходы» (бумага, пищевые остатки, старая одежда, пленки, кости, волосы и т. п.). Далее предлагается выбрать какой- либо тип отходов, наиболее докучающий семье, и разработать технологию его переработки и полезного применения. Проект рецикла (превращения отхода в полезный продукт) должен быть обоснован и в основных его стадиях изображен схематически на плакате.
Литература
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
Сценарий экологической игры для начальной школы «Наш дом — природа» | План-конспект занятия по теме:
Экологическая игра «Наш дом — природа»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы – представители экологического отряда «Серебрянка».
Очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются: вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.
Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Мы поговорим об ЭКОЛОГИИ. А кто знает, что это за наука?
«Ойкос» по — гречески значит «дом», «логос» — «ученье, наука» Экология — это наука о нашем общем доме. А что является нашим домом? Правильно – ПРИРОДА.
Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнестом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так точно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
В гости к живой природе мы отправимся сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой — это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии — одной из самых важных наук XXI века.
Сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах — шутливых и серьезных,для этого вам необходимо разделиться на 3 команды, каждая команда придумывает себе название, связанное с экологией. Название нужно сказать четко и дружно на счет 1,2,3!
В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это — леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес — это множество деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк и сад, и аллея — тоже лес? Нет, лес — это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.
Наш первый конкурс называется «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла.
1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)
2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья ? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)
3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна — светолюбивое растение).
4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)
5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая ? (земляника, малина, душица и др.)
6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)
7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)
8. Из древесины какого дерева делают спички ? (осина)
9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка ? (ель, сосна)
Ведущий: А теперь игра, которая называется «Среда обитания». Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т. е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду обитания, а игроки называют животное, которое в ней обитают.
Например: «воздух – ласточка « «земля — носорог» «вода — морж»
Игра командная. Игрок, который ошибся или повторил уже названное животное, — выбывает из игры.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий: Следующий конкурс, который называется «Экознаки».
Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков).
Пока игроки обдумывают свои ответы, мы проведем шутливую экологическую игру с болельщиками. Я задаю вопросы, а вы отвечаете:
1. Под каким деревом прячется суслик во время дождя? (суслики во время дождя прячутся в норы, т.к. в степи, где они живут деревьев нет)
2. Кто над нами вверх ногами? (муха)
3. Что находится между городом и селом? (союз «и»)
4. Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (страусы не летают)
5. Можно ли о воду порезать руки? (да, когда она превращается в лед)
6. Как далеко в лес может забежать заяц? (до средины, а потом он уже выбегает)
Игроки расшифровывают экознаки, объясняют их.
Ведущий: наш конкурс называется «Экоблиц». Он требует от игроков не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Итак, внимание: Продолжи примету
Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Знаете ли вы народные приметы?
- Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь)
- Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода)
- Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза)
- Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода)
- Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь)
А теперь конкурс загадок о природе:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? Ответ: Радуга
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. Ответ: Береза
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки. Ответ: Туча
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. Ответ: Белка
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. Ответ: Болото
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. Ответ: Вода
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. Ответ: Рябина
Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. Ответ: Лягушка
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. Ответ: Море
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. Ответ: Небо
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? Ответ: Заяц
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. Ответ: Туман
Конкурс СКОРОГОВОРОК. (каждая команда получает скороговорку)
Купили кapaкaтице
Кpужевное плaтьице…
Ходит кapaкaтицa,
Хвaстaется плaтьицем.
Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»
Молодцы ребята! А сейчас будет блиц-гейм. Я задаю вопрос, вы сразу даете ответ.
- Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
- Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)
- Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
- Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)
- Самое быстрое животное суши? (Гепард.)
- Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)
- Где у кузнечика ухо? (На ножке.)
- День весеннего равноденствия? (22 марта.)
- Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)
- Какой зверь любит малину? (Медведь. )
- Растет ли дерево зимой? (Нет.)
- Какое национальное дерево России? (Береза.)
- Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)
- Чего в решете не унесешь? (Воду.)
- Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)
Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.
Ведущий: наш следующий конкурс — «Пантомима»
Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в селе и на природе. А болельщики должны догадаться, о каких правилах идет речь. Участники конкурса вытягивают листочки- задания:
1. Выгул собак в парке запрещен! 1. Ловля рыбы в реке запрещена!
2. Береги воду! 2. Береги электроэнергию!
Команды изображают экологические правила, жюри оценивает конкурс, отмечает лучших.
Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счет.
Ведущий: А теперь мы объявляем наш последний конкурс : творческий! Это конкурс экоплакатов. Рисунков, которые показывают, как нужно беречь природу! На этом мы заканчиваем нашу встречу на экодроме. Я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой, и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф.
Экосистемные практические занятия для учащихся начальной школы
Если вы ищете веселые и увлекательные экосистемные занятия, чтобы научить своих учеников пищевым сетям и пищевым цепям, то вы обратились по адресу! В этом сообщении блога мы поделимся некоторыми из наших любимых научных экспериментов и занятий, которые наверняка заинтересуют ваших учеников в обучении.
Мы знаем, что иногда бывает трудно найти интересные и увлекательные способы преподавания научных понятий. Но с нашей помощью учителя могут сделать изучение экосистем увлекательным и захватывающим занятием для своих учеников.
Прежде чем мы приступим к занятиям по изучению экосистем, давайте посмотрим, как учащиеся выполняют стандарты по этой теме.
Что такое стандарты NGSS для экосистем?
Стандарты NGSS для экосистем охватывают несколько уровней начальной школы.
Второклассники узнают, что растениям для роста нужны солнечный свет и вода, и узнают, как растения зависят от животных в плане опыления или перемещения семян. Вот ссылка на NGSS второго сорта про растения и опыление.
Третьеклассники узнают, как принадлежность к группе помогает животным выживать, изменять окружающую среду и популяции в пределах среды обитания. Вот ссылка на NGSS третьего класса об экосистемах и биоразнообразии.
Пятиклассники узнают, как организмы связаны между собой в пищевых цепях и как материя циркулирует между воздухом и почвой, а также между растениями, животными и микробами. Вот ссылка на стандарты для Energy Flow.
Учащиеся начальной школы начинают с более простых понятий и расширяют свои знания об экосистемах по мере прохождения классов. Экосистемы вплетены в большинство начальных классов.
Подразделения и научные центры по изучению экосистем
У нас есть много ресурсов для преподавания экосистем со второго по пятый класс. Вот некоторые из наших научных единиц:
Что такое экосистемы?
Экосистемы вокруг нас! Экосистема состоит из двух частей: живых существ на территории (растения, животные, грибы и микробы) и неживых существ на территории (воздух, вода и почва).
Все живые существа связаны с окружающей их средой. Они получают энергию от солнца, которая течет по пищевой цепи. Растения поглощают энергию солнца и производят себе пищу. Животные едят растения и других животных для получения энергии. И, наконец, редуценты разлагают растительные и животные остатки. Так энергия течет через экосистему.
Как вы знакомите учащихся с экосистемами?
Отличный способ познакомить учащихся с пищевыми сетями — прогуляться по школе и понаблюдать за взаимодействием между растениями и животными. Вовлеките учащихся в обсуждение того, как животное ест. Откуда берется еда и куда она уходит? Кроме того, обсудите изменения в экосистемах и то, как люди могут повлиять на эти изменения!
Изучите эти практические занятия, учебные материалы и информационные статьи о пищевых сетях.
Практические занятия по экосистемам для научного класса
Экосистемы и пищевые сети являются неотъемлемой частью биологии и экологии. Их можно изучать разными способами, но один из лучших способов узнать о них — это получить практический опыт. Ниже приведены некоторые идеи для уроков, которые могут помочь учащимся лучше понять эти концепции.
Создание пищевой цепи
Пищевая цепь представляет собой линейный ряд организмов, в котором каждый последующий организм потребляет предыдущий. Чтобы изучить эту научную концепцию, учащиеся могут создать простую пищевую цепочку, используя изображения из журналов или напечатанные изображения различных животных. Это поможет им увидеть, как каждое животное в цепочке зависит от предыдущего в плане еды.
Учащиеся также могут нарисовать пищевую цепь с помощью карандаша и бумаги. Нарисуйте на бумаге различных животных и растения. Соедините их, чтобы создать цепочку. Не забудьте включить солнце в качестве источника энергии для пищевой цепи. Не забудьте пометить пищевую цепочку названиями животных!
У нас также есть некоторые мероприятия пищевой цепи для третьего класса, которые вы можете увидеть ниже.
Создание пищевой сети
Пищевая сеть похожа на пищевую цепь, но показывает взаимосвязанность всех организмов в экосистеме. Он включает в себя более одного хищника и жертву. Чтобы изучить пищевые сети, учащиеся могут создать пищевую сеть из бумажных тарелок или пищевую сеть из плотной бумаги.
Вы можете создать пищевую сеть, используя плотную бумагу, ножницы и клей. Вырежьте разных животных и растения из журналов или найдите изображения в интернете. Склейте их вместе, чтобы создать пищевую сеть. Не забудьте включить солнце в качестве источника энергии для пищевой сети!
Учащиеся также могут нарисовать экосистему и подписать различные организмы в ней. После того, как они обозначили организмы, попросите их определить, что каждый из них ест и что ест их.
В пятом классе учащиеся узнают о пищевых сетях. Вот некоторые ресурсы пищевой сети:
Создание экосистемы
В экосистемах различные растения и животные взаимодействуют друг с другом и со своей физической средой, образуя уникальное сообщество. Для изучения экосистем учащиеся могут создавать свои мини-экосистемы в банке. Это поможет им увидеть, как различные компоненты экосистемы взаимодействуют друг с другом.
Предложите учащимся построить модель экосистемы в банке или аквариуме. Существует несколько способов создания экосистемы из бутылок. Большинство простых террариумов представляют собой закрытые террариумы, которые содержат растения либо на суше, либо в воде с небольшим количеством хорошего песка и компостной или прудовой воды. Они могут использовать камни, грязь, растения и мелких животных для создания своей экосистемы. После того, как они построили свою экосистему, попросите их наблюдать за ней в течение долгого времени, чтобы увидеть, как различные организмы взаимодействуют друг с другом. Если учащиеся создадут закрытый террариум, они также смогут наблюдать эффекты круговорота воды!
Создание среды обитания
Предложите учащимся создать физическую среду обитания для одного из организмов в экосистеме или притвориться, что создаете среду обитания. Им нужно будет исследовать потребности организма, а затем создать пространство, отвечающее этим потребностям. Создав среду обитания, они могут поместить в нее организм и наблюдать за ним с течением времени. Студенты могут написать о среде обитания, потребностях организма и о том, как экосистема может удовлетворить эти потребности. Студенты также могут написать о том, как это животное взаимодействует с другими организмами в экосистеме.
Изучение разложения
Разложение — важный процесс в экосистемах, так как питательные вещества возвращаются обратно в почву. Многие важные элементы экосистем микроскопичны, но скрыты под поверхностью почвы.
Чтобы изучить разложение, попросите учащихся закапывать различные материалы в почву, а затем наблюдать за ними в течение долгого времени, чтобы увидеть, как они разлагаются. Материалы, которые разлагаются быстро, помогут вернуть питательные вещества обратно в почву быстрее, чем те, которые разлагаются медленно.
У нас есть несколько научных станций, посвященных разложению. Создание корзины для червей вместе со студентами демонстрирует часть экосистемы. Нажмите здесь, чтобы узнать о научной деятельности по сбору червей.
Посадить сад
Садоводство — отличный способ для учащихся узнать об экосистемах, а также запачкать руки! Для начала попросите учеников выбрать участок вашей школьной территории для посадки своего сада. Им нужно будет подготовить почву, а затем посадить семена или рассаду. Как только их растения вырастут, попросите учащихся регулярно их поливать и пропалывать. Они также могут добавить компост в свой сад, чтобы улучшить качество почвы
Играть «Что ест что?»
В эту игру играют двое или более человек. Один человек начинает со слов «Я ем ____» и называет любой тип организма (растение или животное). Затем следующий человек говорит: «Я ем ____» и называет организм, который ест первый названный организм (например, если первый человек сказал: «Я ем траву», второй человек может сказать: «Я ем корову»). . Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется или не сможет придумать организм, который поедает названный перед ним
Художественный проект «Экосистемы»
Еще один отличный способ рассказать учащимся о пищевых цепях — создать фреску или коллаж, представляющие различные аспекты экосистемы. Например, вы можете включить изображения разных животных, растений, деревьев, солнечного света и т. д. Всем классом проведите мозговой штурм всех различных взаимодействий, которые происходят между этими элементами в экосистеме. Например, животные нуждаются в растениях для еды, но они также помогают распространять пыльцу, чтобы растения могли размножаться. Солнечный свет необходим для выживания большей части жизни на Земле, но слишком много солнца может быть вредным. Создавая это визуальное представление экосистемы, учащиеся начнут понимать, как все взаимосвязано и зависит друг от друга для выживания.
Препарирование гранул совы
Совы — удивительные хищники, играющие важную роль в поддержании здоровья экосистемы. Один из способов узнать о совах и их роли в экосистеме — это вскрытие гранул. Препарирование гранул — это процесс, при котором вы препарируете гранулы совы (непереваренную часть их добычи, которую они отрыгивают), чтобы узнать, что ела сова. Это отличное занятие для детей, потому что оно помогает им понять важность хищников в экосистеме. Это также позволяет им близко подойти к костям совы!
Читайте об экосистемах в этих книжках с картинками
Книжки с картинками об экосистемах — это отличный способ познакомить детей со сложным и увлекательным миром экологии. С помощью красивых иллюстраций и простого текста эти книги могут объяснить такие понятия, как пищевые сети и пищевые цепи, опыление и роль каждого вида в экосистеме. Возможно, лучше всего то, что книжки с картинками об экосистемах могут помочь привить чувство удивления и признательности за мир природы. Эти книги могут стать воротами в жизнь, полную открытий и изучения невероятных сложностей природы.
На каждом из этих уроков вы можете рассказать своим ученикам о пищевых сетях, пищевых цепях и экосистемах. Выполняя эксперименты и действия, подобные упомянутым выше, ваши ученики лучше поймут, как энергия течет через экосистему и как все взаимосвязано. Они смогут глубже понять, как они работают и как они влияют на мир вокруг нас.
Учебная программа по естественным наукам для изучения экосистем
Какую учебную программу по естественным наукам вы можете использовать на уроках естественных наук, чтобы знакомить учащихся с растениями и животными, обитающими в различных средах обитания? У нас есть несколько научных центров, планы уроков 5E и комплекты модулей экосистем. Несколько ресурсов удовлетворят любые потребности. Найдите то, что лучше всего подходит для ВАС!
Единицы и годовые пакеты доступны на моем веб-сайте или на сайте Teachers Pay Teachers. Отдельные станции доступны на сайте Teachers Pay Teachers.
Экосистема 5E Единицы для третьего класса
Экосистемные научные станции
В приведенные ниже научные станции включено несколько различных видов сортировки.
15 Захватывающие и увлекательные мероприятия в экосистеме
Миллионы учителей имеют удовольствие ежедневно преподавать науку. Наука — один из тех предметов, которые всегда нравятся детям, поэтому преподавать их весело. Занятия часто практические, интерактивные и интригующие. Это дает детям задачи и реальные возможности обучения, с которыми они могут связаться. Преподавание определенных разделов науки иногда более увлекательно, чем других, и с нашей помощью вы сможете эффективно вовлечь учащихся в веселый урок экосистемы. Ознакомьтесь с 15 заданиями, которые помогут учащимся увлечься изучением экосистем и биомов.
1. Складная книга «Экосистемы и биомы»С этой складной книгой учащиеся отправятся в путешествие по чтению и исследованию всего, что касается экосистем и биомов. Они будут исследовать лесные экосистемы, водные экосистемы и многое другое, когда будут писать, раскрашивать и наносить на карту мировые экосистемы.
Дополнительная информация: Учителя платят учителям
2. Карточки по созданию экосистемы пищевой сетиЭти карточки содержат различные игры и инструкции по их объяснению. Создавайте пищевые сети и пищевые цепи, определяйте трофические уровни и многое другое с помощью этих удобных ресурсов.
Подробнее: Учителя платят учителям
3. Экосистемный вызовДетям 4-го и 5-го классов понравится этот урок, потому что он включает в себя набор интерактивных игр, которые помогут проверить их знания об экосистемах. Это идеальное занятие после урока для оценки понимания.
Узнать больше: PBS Learning Media
4. Классическая диорамаЭто классика. Что может быть лучше, чем показать элементы экосистем, если дать детям возможность проявить творческий подход и сделать что-нибудь интересное? Изображают ли они экосистему лиственного леса или сухие условия пустыни, обувная коробка и некоторые предметы домашнего обихода действительно вызывают восторг у детей!
Узнайте больше: Учитель-сова
5. Создайте свою собственную экосистемуРасскажите детям о факторах окружающей среды с помощью этого экспериментального модуля по созданию экосистемы с использованием настоящих растений!
Подробнее: The Owl Teacher
6. Читайте в комнатеСоберите все свои любимые книжки с картинками об экосистеме и предложите учащимся читать в классе, чтобы узнать забавные и интересные факты об экосистеме. Это отличный проект для запуска вашего подразделения экосистемы.
Подробнее: Amazon
7. Экосистемная лабораторияЭта лабораторная работа проводится в течение 15 дней и включает в себя пошаговый план обучения детей всему, что им когда-либо понадобится знать об экосистеме. От потока энергии в пищевых цепочках до круговорота воды и всего, что между ними, детям очень ПОНРАВИТСЯ заниматься наукой в течение этих 15 дней.
Подробнее: Teach With Fergy
8. Энергетическая пирамидаРаздайте учащимся пустую пирамиду, которая уже помечена, и попросите их заполнить ее примерами разлагателей, первичных потребителей, производителей и других частей пирамиды. . Это отличный сольный или групповой проект.
Узнайте больше: Pinterest
9. Смартфон с интерактивным словарным запасомПомогите учащимся выучить все слова словарного запаса экосистемы с помощью этих забавных хитроумных смартфонов с клапанами для раскрытия определений. Студенты нарисуют слово и напишут определение, чтобы закрепить обучение на этих реалистичных телефонах.
Узнать больше: научить смекалке
10. Брошюра и плакатВ рамках этого проекта для небольших групп учащиеся проводят исследования, а затем представляют свои результаты, создавая образовательные брошюры и брошюры для представления своим сверстникам. Это будет отличный проект для родительского вечера или прогулки по галерее.
Узнать больше: Ловушка для учителей
11. Раскраски биомовМладшим школьникам понравятся эти раскраски, которые расскажут им о различных биомах. Базовая информация поможет учащимся понять и создать фоновые знания для использования в будущем.
Узнайте больше: Pinterest
12. Экосистемы Food Web Marble MazeЭто фантастический STEM-проект для студентов по изучению пищевых цепей и сетей. Учащиеся должны выбрать биом или тип экосистемы, а затем следовать инструкциям, чтобы создать свой собственный мраморный лабиринт, в котором требуется, чтобы мрамор правильно следовал за паутиной.
Узнать больше: Научить учащихся смекалке
13. Биотическая и абиотическая сортировкаПапка с файлами и несколько вырезок с изображениями живых организмов создают забавный набор слов для учащихся, изучающих эти элементы природы и пищевых сетей. Этот проект идеально подходит для центров или партнерской работы!
Узнать больше: Little Lovely Leaders
14. Проект «Мобильный музей»В ходе этого увлекательного и красивого занятия учащиеся проводят исследования экосистемы по своему выбору, а затем собирают всю информацию в несколько частей. Когда они закончат, у них будет полноценный визуальный проект под названием «Мобильный музей», который затем можно будет использовать для прогулки по галерее или другой презентации.