Картотека игр и упражнений с гиперактивными детьми дошкольного возраста. | Картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему:
Картотека игр и упражнений с гиперактивными детьми младшего дошкольного возраста
1.Упражнения из йоговской гимнастики
Цель:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально- выразительных движений.
Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики:
« Ту-ту-у-у-у».
2. Останавливаются, встают в круг.
3. « Заводят будильник» – сжимают ладонь в кулачок, выполняют
круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
4. «Будильник зазвонил»: « З-з-з». Мы его остановим — дети слегка ударяют ладошкой по голове.
5. « Лепят личико»- проводят руками по краю лица.
6. «Лепят волосики»- нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.
8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Марают глазами.
9. «Лепят носики»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
10. «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. «Лепят подбородок.
12. «Рисуют носиком солнышко»- крутят головой, рисуют носиком лучики — выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: « Жжик-жжик-жжик».
13. Произносят хором: « Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками. (Автор неизвестен)
2. Упражнение «Прогулка в лесу»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания и воображения; снятие психоэмоционального напряжения; эмоционально- выразительных движений
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по ,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. (О.В. Хухлаева)
3. Упражнение «Слушаем и выполняем»
Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умения координировать речь и движение.
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно на 0,5 м. Звучит маршевая музыка, дети маршируют под музыку. В ходе марширования психолог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
«Лошадки!» «Раки!» «Птицы!» «Аисты!» «Лягушки!» «Собачки!» «Курочки!» «Коровки!» |
Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом. Дети пятятся как раки (спиной). Дети бегают, раскинув руки. Стоят на одной ноге. Присесть и скакать вприсядку. Дети сгибают руки («собака служит») и лают. Дети ходят «ищут зерна» и произносят «ко-ко-ко». Дети встают на руки и ноги и мычат «му-у-у» |
О.В. Хухлаева
4. Игра «Паровозик с именем» Цель: развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.
«Паровозик отправляется в путь» – ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «Чух – чух – чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.
Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком».Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух – гух – гух». И «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».
Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик».
( И.Л. Арцишевская)
5. Игра «Светофор»
Цель: развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов. Движутся по залу и следят за сигналами
( И.Л. Арцишевская)
6. «Слушай хлопки» Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. (Чистякова М.И., 1990)
7. «Ловим комаров»
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в группу налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: психолог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»
(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
8. Упражнение «Танец снежинок»
Цель: развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Дети входят в зал, где звучит спокойная музыка.
Психолог говорит:
Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку – медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестает звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу «Стоп», нужно сразу же остановиться. (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
9. Упражнение «Молекула»
Цель: развитие внимания, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Дети бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит психолог, все дети собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу. (И.Л. Арцишевская)
10. Упражнение «Сидели два медведя»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания, речи и воображения; координации движений; эмоционально – выразительных движений.
Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Сидели два медведя на тоненьком суку (приседают)
Один читал газету (вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и лево).
Другой месил муку (прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения).
Раз ку – ку, два ку –ку, оба шлепнулись в муку(падают на ковер). (Автор неизвестен)
11. Игра «Питон кусает хвост» Цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка; развивать внимание, координацию движений, воображение, развивать групповую сплоченность и доверие детей друг к другу.
Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова питона, последний — это кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — питон ловит свой хвост. Если питон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы питона назначается другой ребенок. (И.А. Арцишевская)
Картотека игр и упражнений с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста
1. Упражнение «Сборщики»
Цель: формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Масса всевозможных мелких игрушек разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу психолога двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка. В ходе игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания. (Шевцова И.В.)
2. Игра «Жмурки» (старинная игра)
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья
С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего – поймать, кого – ни будь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.
3. Телесно – ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания и воображения; эмоционально – выразительных движенийПсихолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой – поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.
Затем дети меняются ролями.
Остальные дети («зрители») наблюдают за парой. (Л.И. Арцишевская)
4. « Кричалки—шепталки—молчалки
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками». » (Шевцова И.В.)
5. « Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. (Автор неизвестен)
6. «Броуновское движение
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге. (Шевченко Ю.С.)
7. « Час тишины» и «Час можно» Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). (Кряжево Н.Л.)
8. «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
10. «Передай мяч» Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие, стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. (Кряжева Н.Л.)
11. «Расставь посты»
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно. (Чистякова М.И.)
12. «Король сказал…» (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
13. Упражнение «Иголка и нитка».
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку, водящий играет роль иголки, а все остальные дети роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) за ней. (Шевцова И.В.)
14. Игра «Море волнуется».
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на сигнале.
Дети бегают по залу, изображая руками движение волн.
Психолог говорит:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры, хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.
15. Игра «Цирковые артисты».
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания, речи и воображения; координации движений; эмоционально – выразительных движений.
Дети ставят стульчики вдоль стены.
Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:
Психолог: «Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого – ни будь изобразить – жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных». (И.Л. Арцишевская)
картотека игр на развитие внимания, памяти, контроля движений и эмоций
Содержание статьи
- Гипереактивность – что это?
- Как корректировать гиперреактивность с помощью игр?
- Игры для дошкольного возраста
- По сигналу
- Птичка
- Здравствуй
- Дождик
- Что изменилось?
- Скучно так сидеть
- Найди отличие
- Игры для школьного возраста
- Говори
- Снежный ком
- Желе
- Волшебный клубочек
- Царевна Несмеяна
- Кривое зеркало
- Ушки на макушке
- Учитель
«Гиперактивность» – термин, который сегодня у всех на слуху. Чтобы как-то ее усмирить, психологи советуют использовать специальные игры для гиперактивных детей дошкольного возраста, картотеку которых вы найдете ниже. Во время веселых и увлекательных занятий дошкольники и школьники учатся концентрировать внимание, держать свои эмоции и тело под контролем.
Гипереактивность – что это?
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не «распущенность», как думают многие. Это медицинский диагноз, который может поставить только специалист. В основе гиперактивности лежит нарушение функций головного мозга. Важно отличать ребенка неусидчивого и подвижного от гиперактивного.
У гиперактивных детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Они могут встать со своего места во время занятия, постоянно крутятся и вертятся, не могут спокойно играть. Они болтливы и отвечают на вопрос, не дослушав до конца. Сначала делают, а потом думают. Импульсивные, взрывные, чрезмерно отвлекающиеся – это все о них.
Гиперактивность мешает детям делать успехи и устанавливать теплые доверительные отношения с людьми. У сверстников, а подчас и у педагогов, они вызывают раздражение. Без сомнения, эти дети нуждаются в помощи, участии и терпении со стороны взрослых. Подробнее о гиперактивности можно прочитать здесь.
Как корректировать гиперреактивность с помощью игр?
Для адаптации гиперактивных детей в социуме применяются коррекционные мероприятия. На занятиях, которые чаще представлены играми, дети учатся контролировать свои эмоции, движения. Групповые игры помогают выстраивать межличностные отношения. Занятия тренируют внимание, память. Хотя при гиперактивности и наблюдается повышенная двигательная активность, специалисты все же на первый план ставят проблему дефицита внимания.
5 правил проведения занятий:
- Сосредоточьтесь на развитии какой-либо одной функции. Например, внимания. Не пытайтесь одновременно корректировать двигательную активность.
- Длительность одного занятия не должна превышать 30–45 минут.
- Игры нужно чередовать: сложные, требующие концентрации, и активные, снимающие мышечное напряжение.
- Начинать занятия лучше индивидуально, постепенно вводя групповые игры.
- Будьте сдержаны и терпеливы, отмечайте успехи ребенка. Этим вы будите мотивировать его на новые достижения.
Для эффективной коррекции гиперактивности у ребенка необходима согласованная работа родителей, педагогов, психологов и врачей.
Игры для дошкольного возраста
С детьми дошкольного возраста игротерапия – единственно возможный коррекционный метод. Психологи рекомендуют избегать упражнений с эмоциональным акцентом. Например, игр-соревнований. Сильные эмоции дезорганизуют гиперактивных детей.
- В 3–4 года полезно задействовать песочные игры с большим количеством формочек. В этом возрасте речевое общение еще затруднено. Игры в песке помогут ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, выразить мысли и желания невербальным способом и тем самым снять психическое напряжение.
- В 5–6 лет рекомендуется подключать метод арт-терапии. Рисование поможет ребенку выразить свое «я», снимет психологические зажимы. Он получит удовлетворение от проделанной работы и обнаружения скрытых художественных талантов.
По сигналу
Игра развивает волевую регуляцию и способность концентрировать внимание у детей.
Правила:
Перед взрослым лежат 3 карточки – красного, желтого и зеленого цвета. Красная – это сигнал «кричалка». Она позволяет детям бегать, прыгать, шуметь и кричать. Желтая карточка – «шепталка». Когда взрослый ее поднимает, нужно шептаться и передвигаться на цыпочках. Зеленый сигнал – «молчалка». Во время него детям надо молчать и не шевелиться. Карточки хаотично сменяют друг друга, каждые 40–120 секунд. Через 5 минут игра заканчивается «молчалкой».
Птичка
Игра развивает мышечный контроль и учит преодолевать импульсивность.
Правила:
Дошкольнику дают в руки небольшую мягкую игрушку. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка. Она очень маленькая, нежная и беззащитная. Посмотри, как она дрожит. Птичка боится коршуна. Поговори с ней, поддержи и успокой». Ребенок гладит птичку и говорит ей добрые слова. Успокаивая ее, он успокаивается сам.
Здравствуй
Игра помогает снять мышечное напряжение, переключить внимание. Она развивает слухо-моторную координацию и способствует доверительным отношениям в группе.
Правила:
Взрослый подает звуковые сигналы, во время которых детям нужно поздороваться с как можно большим количеством людей. При хлопке в ладоши необходимо пожать руки партнерам. Если звонит колокольчик, следует погладить играющих по спине. По свистку дети здороваются спинками – становятся спиной друг к другу и прижимаются. Разговаривать в процессе запрещается.
Дождик
Игра развивает координацию движений, внимание. Она учит подчиняться правилам игры и помогает ребенку эмоционально разрядиться.
Правила:
Взрослый рисует мелом на асфальте или палочкой на песке домик для себя и ребенка (детей). Это могут быть обычные кружки. По сигналу «солнышко» все гуляют вокруг своего домика, бегают и прыгают. По команде «дождик» нужно спрятаться в домик и скрестить руки над головой, сделав подобие крыши. Кто зазевается – выбывает из игры.
Что изменилось?
Игра развивает зрительную память и внимание.
Правила:
Поставьте перед дошкольником 4–6 игрушек. Попросите запомнить их. Через минуту спрячьте одну игрушку. Ребенок должен назвать игрушку, которая пропала. Для усложнения игры можно добавлять количество игрушек, прятать большее количество, ничего не убирать, а просто менять предметы местами.
Скучно так сидеть
Игра развивает координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Правила:
Дети садятся на стулья у противоположных стен. Звучит стишок-команда:
«Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться,
И местами поменяться?»
Дети устремляются на противоположную сторону. Пока они бегут, ведущий убирает один стул. Тот, кто не успел занять место, выбывает. Стулья убираются поочередно с каждой стороны.
Найди отличие
Игра развивает зрительное внимание и умение концентрироваться на деталях.
Правила для индивидуального занятия:
Ребенок рисует простой рисунок (домик, цветок, дерево). Затем его просят отвернуться. Взрослый дорисовывает новую деталь и просит определить, что на рисунке изменилось. Затем отворачивается взрослый, а ребенок дополняет рисунок. Чем дольше длится игра, тем сложнее получается картинка.
Правила для группового занятия:
Дети по очереди рисуют на доске рисунок, а затем отворачиваются. Ведущий добавляет 1–2 новых элемента на рисунке. Нужно назвать, какие изменения произошли.
Игры для школьного возраста
С началом обучения в школе у ребенка появляются новые обязанности. Ему приходится подчиняться определенным правилам, быть более самостоятельным и внимательным. При гиперактивности эти задачи становятся непосильны. Ребенок постоянно находится в напряжении, могут появиться неконтролируемые вспышки агрессии. Поэтому большое значение стоит уделять играм, направленным на эмоциональную разрядку. В школьном возрасте полезно заниматься дыхательной гимнастикой, визуализациями, проводить сеансы массажа.
Говори
Игра развивает контроль импульсивности и тренирует выдержку школьника. Суть:
Взрослый объявляет ребенку или группе детей правила: «Я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать нужно только тогда, когда я дам команду «говори».
Например, ведущий спрашивает, какое сейчас время года, и выдерживает паузу от 15 до 60 секунд. Если ребенок выкрикивает ответ раньше, он проигрывает, выбывает из игры. Рекомендуется чередовать сложные и простые вопросы. Можно использовать математические задачки, загадки, правила русского языка и т. д.
Снежный ком
Игра направлена на развитие внимания и памяти.
Правила:
Сначала игроки сообща выбирают тему, например: животные, растения, города, овощи, элементы одежды. Первый игрок придумывает слово на заданную тему. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий называет два предыдущих слова и тоже добавляет свое. Игра переходит по цепочке, пока кто-то не ошибется. Игрок, который допустил ошибку, выбывает и следит за правильностью названий. Пример: «шапка – шапка, шарф – шапка, шарф, ботинки – шапка, шарф, ботинки, куртка – шапка, шарф, ботинки, куртка, брюки».
Желе
Групповая игра помогает установить доверительные отношения между участниками, научиться контролировать свои движения, развить слухо-моторную координацию.
Лучше всего делать упражнение у зеркала. Игроки становятся в круг спиной друг к другу и переплетают руки в локтях. Ведущий предлагает им сымитировать желе. Он встряхивает руками, а дети начинают раскачиваться. Чем резче движения рук, тем сильнее колышется желе. В конце взрослый предлагает им представить, что желе оставили на солнце и забыли. И вот оно начало таять и растекаться по полу. Дети плавно опускаются и принимают расслабленные позы.
Волшебный клубочек
Игра помогает эмоционально разрядиться и развивает мелкую моторику.
Перевозбужденному ребенку выдается яркая пряжа. Взрослый предлагает смотать из нее клубочек: «Этот клубок не простой, а волшебный. Стоит его смотать, и сразу успокаиваешься». Размер клубка с каждым разом следует увеличивать.
Царевна Несмеяна
Групповая игра учит контролю эмоций, вниманию и сосредоточению.
Правила:
Ведущий назначает одного из игроков «царевной Несмеяной». Его задача – во что бы то ни стало сохранять невозмутимый вид. Оставшиеся игроки, напротив, должны всеми доступными способами рассмешить «царевну»: корчить рожицы, рассказывать анекдоты, танцевать смешные танцы, разыгрывать сценки. «Несмеяне» нужно продержаться 5 минут. Если за это время она не улыбнется, команда проигрывает. И наоборот. Во время игры «царевне» запрещается закрывать уши, глаза и отворачиваться.
Кривое зеркало
Игра развивает умение ориентироваться в пространстве, координацию движений, мышление, зрительное внимание.
Правила:
Ведущий показывает движение, а игрок или игроки делают движение наоборот. Например, если ведущий поднимает руки вверх, игроки опускают их вниз. Если он поворачивает голову налево, дети поворачивают ее направо, приседает – дети подпрыгивают.
Ушки на макушке
Развивает звуковое внимание и фонематический слух, помогает преодолеть логопедические трудности, которые часто наблюдаются у гиперактивных детей.
Суть игры:
Взрослый называет звук, который нужно определить в слове. Например, [з]. Дальше он произносит слова: зайка, стенка, золото, компот, пирог, заноза. Услышав заданный звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Игру можно усложнить, попросив ребенка хлопнуть в ладоши один раз, если звук находится в начале слова, два раза, если звук находится в конце слова, и топнуть ногой, если он стоит посередине.
Учитель
Игра развивает зрительное внимание и мышление.
Правила:
Школьнику предлагают сыграть роль учителя. Взрослый разборчиво пишет несколько простых предложений и намеренно допускает 3–4 ошибки. Ребенок должен найти их, исправить и поставить оценку. Первокласснику можно поручить проверку переписанного текста. Сравнивая текст в книге и тетради «ученика», он сможет найти отличия.
Гиперактивность особенно ярко проявляется у детей в 1–2, 3 года и в 6–7 лет. Это важные периоды становления центральной нервной системы. Взрослые подчас не понимают, что происходит, ругают и наказывают ребенка. Тем временем важно как можно раньше оказать ему помощь и провести коррекцию поведения. Вплоть до 9–10 лет мозг человека очень восприимчив и пластичен. При правильном, комплексном подходе проблема гиперактивного поведения может быть решена полностью.
занятий для гиперактивных детей | СДВГ Занятия в помещении для детей
Застряв внутри, любой ребенок может заболеть. Но детям, которые борются с гиперактивностью или импульсивностью, может показаться, что они буквально отскакивают от стен. Вот девять занятий в помещении, которые развлекут даже самого активного ребенка.
Охота за мусором
Составьте список труднодоступных или спрятанных вещей в вашем доме и дайте его вашему ребенку. Поиск предметов может помочь сохранить оба тела и мозг движется. Просто убедитесь, что вы соответствуете квесту с возрастом и способностями вашего ребенка. Вот несколько идей для разных возрастов:
Вариант для дошкольников: Используйте картинки, чтобы показать ребенку, что нужно попытаться найти.
Вариант для младших школьников: Составьте список предметов, которые должен искать ваш ребенок, но оставьте некоторые варианты открытыми, например, «то, чем можно рисовать».
Вариант для подростков: Используйте загадки как подсказки. Например: найдите что-нибудь, что становится более влажным, чем больше оно сохнет. (Полотенце)
Веселье с пузырчатой пленкой
Воздушно-пузырчатая пленка может вдохновить на любые виды деятельности. Раскатайте ковер из воздушно-пузырчатой пленки и дайте ребенку пройтись по «подиуму». Сделайте сетку для классиков из квадратов пузырчатой пленки. Или используйте перманентные маркеры, чтобы написать буквы на пузырьках, и посмотрите, как быстро ваш ребенок научится «сломать» алфавит. Вы даже можете позволить детям раскрасить пузырчатую пленку, а затем прижать ее сверху бумагой. Когда пузыри лопнут, у них будут впечатляющие картины с «пузырьковым принтом».
Волейбол с шариками
Эта игра не может быть проще. Надуйте воздушный шар и отметьте на земле центральную линию или «сетку» с помощью кусочка ленты. Волейбол с воздушными шарами — отличная игра для двоих или более детей, но может подойти и одному. Если вокруг никого нет, пусть ваш ребенок поиграет в обе стороны, бегая взад и вперед по линии, чтобы ударить воздушный шар, прежде чем он упадет на землю.
Вариант для подростков: Если у вас играет более одного ребенка, вы можете добавить больше воздушных шаров, чтобы усложнить игру.
Классики в прихожей
Все, что вам нужно для этой активной игры, — это свободное пространство на полу, монетка для броска в квадраты и малярный скотч. (Это похоже на клейкую ленту, но ее легче снять, когда вы закончите.) Используйте ленту, чтобы сделать сетку для классиков. Пусть ваш ребенок нарисует цифры в каждой коробке. Если вы оба чувствуете себя творчески, вы даже можете сделать сетку с кругами, треугольниками или ромбами вместо традиционных прямоугольников. Тогда начинай прыгать!
Словообразовательные шарады
Ваш ребенок, вероятно, замечал, что некоторые буквы на разлинованной бумаге выходят за пределы среднего пространства, а другие остаются внутри него, а некоторые опускаются ниже него. В этой игре вы переводите то, как выглядят буквы, в положение тела. Для высоких букв вы вскакиваете; для средних вы стоите на месте; и для тех, которые падают вниз, вы приседаете. Итак, для bag вы подпрыгиваете для b , стоите на месте a и приседаете для g .
Чтобы начать играть, запишите список слов. Затем по очереди выбирайте один и разыгрывайте его, чтобы увидеть, сможет ли другой человек догадаться, что это такое.
Боулинг с бутылками для воды
С пятью-десятью пустыми пластиковыми бутылками из-под воды и футбольным мячом (или другим мячом примерно такого же размера) вы можете создать домашний боулинг в коридоре. Используйте ленту, чтобы отметить, где должна быть каждая бутылка. И, если можете, насыпьте в каждую бутылочку немного сахара, соли, песка или даже неиспользованного кошачьего туалета, чтобы они не опрокинулись слишком легко.
Вариант для подростков: Вашему ребенку может понравиться «светящийся боулинг» в темноте! Просто добавьте светящуюся палочку в каждую бутылку и выключите свет.
Twister
Эта классическая игра — отличный способ заставить детей двигаться, помочь им развить крупную моторику и потренироваться в говорении слева направо. Если у вас нет игры, вы можете использовать цветную бумагу или другие материалы, чтобы создать свою собственную сетку (описание, которое можно взять за основу, можно найти в Википедии).
Игра в снежки в помещении
Когда на улице слишком холодно, чтобы устроить настоящий бой в снежки, устройте его дома. И не беспокойтесь о необходимости убирать растаявший снег или разбитые лампы — вы можете использовать мячи Nerf, скомканные (чистые) носки или даже скомканную бумагу для своих снежков.
Определите безопасное место и решите, за какими предметами мебели можно спрятаться. Вы даже можете использовать картонные коробки для создания фортов. Тогда дерзайте! Одно предостережение: возможно, вы захотите установить ограничение по времени, чтобы не допустить перевозбуждения вашего дошкольника или первоклассника!
Танцевальная вечеринка
Не забывайте о силе музыки, которая поможет вашему ребенку сжечь дополнительную энергию. Составьте плейлист из музыки, которой будет наслаждаться вся ваша семья. Тогда вызов всем танцевать, танцевать, танцевать! Детям помладше может понравиться танец с реквизитом, например, с шарфами.
Вариация для подростков: Сыграйте в танец заморозки. Когда музыка останавливается, все должны замереть в своей текущей танцевальной позе. Если вы двигаетесь, вы выходите.
8 Занятия в помещении для гиперактивных детей, чтобы победить лихорадку в салоне
Ваш ребенок кажется гиперактивным большую часть дня? Если это так, они могут быть гиперактивными или иметь состояние психического здоровья, известное как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Гиперактивность ребенка может включать беспокойное поведение, такое как ерзание, и импульсивное поведение, основанное на внезапных побуждениях.
Хорошая новость заключается в том, что вы можете помочь своему ребенку справиться с гиперактивностью. Лучшие варианты включают естественные методы лечения, такие как упражнения йоги для гиперактивных детей. Если вы хотите избежать лечения вашего ребенка фармацевтическими препаратами, так как они содержат сильнодействующие химические вещества и часто вызывают побочные эффекты.
Интересная статья из клиники Майо, которую я прочитал, показывает, что, по оценкам, от 7% до 9% детей и подростков имеют СДВГ (1) .
В некоторых ситуациях дети с СДВГ более гиперактивны, чем дети с дефицитом внимания, но им все еще трудно концентрировать внимание.
Особенно трудно иметь дело с гиперактивным ребенком, когда он заперт в доме в дождливые дни, метели или во время карантина.
Постарайтесь занять своего ребенка веселыми занятиями в помещении, пока он снова не сможет играть на улице.
Вот некоторые из лучших занятий для гиперактивных детей, чтобы предотвратить домашнюю лихорадку:
Контейнеры для занятий/открытий
Этот вариант помогает детям сосредоточиться на увлекательных занятиях, развлекаясь. Коробки также могут обеспечить преимущества, которые могут помочь в лечении гиперактивности.
Многие компании производят эти коробки для открытий. Производители часто выпускают коробки для разных возрастных групп, от малышей до подростков.
Еще одним преимуществом этих ящиков является то, что они предлагают некоторые специальные функции. Каждый месяц предлагает уникальную тему.
Музыка для успокоения разума
Музыка успокаивает ум гиперактивного ребенка. Исследования показывают, что музыкальные занятия могут помочь улучшить работу мозга ребенка (2) .
Если ваш ребенок любит петь и играть на музыкальных инструментах. Это занятие может помочь ему снизить уровень энергии и стать более сосредоточенным.
Спорт в помещении
Убедитесь, что вы выбираете практические занятия в более закрытом пространстве, чем, например, футбол или баскетбол на открытом воздухе. Таким образом, вы также убережете свои драгоценные растения в горшках и абажуры от повреждений.
Вот несколько идей для юных спортсменов:
- Бокс
- Скалолазание в помещении
- Боевые искусства
- Гимнастика
- Йога
Эти занятия позволяют детям направить энергию на созидательную деятельность.
Помимо традиционных видов спорта, ваш сын или дочь могут также наслаждаться цифровыми возрастными версиями, такими как игры Nintendo Wii и видео с упражнениями для детей на DVD.
Scavenger Hunt
Это классическое, но вневременное занятие, которое нравится многим детям. Еще одно преимущество заключается в том, что вы можете сделать его настолько простым или сложным, насколько захотите.
Например, вы можете настроить охоту за мусором для разных возрастных групп.
Они могут сжигать энергию, ходя вверх и вниз по лестнице, карабкаясь по таким предметам, как кровати и кушетки, и протискиваясь в небольшие пространства.
Ваши дети будут тренироваться, даже не подозревая об этом!
Место для прыжков
Обязательно сообщите своим детям, что кровати и диваны запрещены. Это упражнение позволяет детям прыгать в определенном месте на полу. Имейте в виду, что батуты не в счет.
Родители также могут участвовать в этом мероприятии. Это может помочь выпустить пар после напряженного дня.
Fun Brap Wrap
Этот основной упаковочный материал может вдохновить детей на несколько занятий:
- Создайте «дорожку», по которой ваш ребенок сможет ходить
- Напишите буквы алфавита на пузырьках, а затем посмотрите, как быстро они смогут их лопнуть
- Используйте квадраты пузырчатой пленки для создания сетки в классики
- Попросите детей раскрасить пузырчатую пленку, а затем придавить ее, чтобы получились картины с «пузырчатой печатью»
Воображаемый форт, город или космос
Помогите ребенку построить палатку, форт или город в одной из комнат вашего дома. Это хорошая альтернатива кемпингу на заднем дворе, когда на улице идет сильный дождь или снег.
Другой вариант — превратить ваш гараж в искусственное космическое пространство.
Что делает эту деятельность эффективной? Это поможет занять ваших детей, создавая воображаемый мир, который находится на расстоянии световых лет.