Рисование — городецкая роспись в старшей группе, знакомство, конспект занятия по изо + фото и видео
Городецкая роспись — гордость русских народных промыслов. Эти чудесные орнаменты не спутаешь с другими. Краски здесь яркие и сочные, прекрасные цветы с резными листьями, изящные птицы и лошадки словно перенеслись со страниц сказок. В старшей группе воспитателю нужно уделить особое внимание этому виду декоративной росписи.
Содержание
1 Подготовка к занятию
2 Актуальные приёмы для городецкой росписи
2.1 Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»
2.2 Видео: как нарисовать цветок купавку (городецкая роспись)
2.3 Видео: рисуем городецкий цветок
3 Реализуем индивидуальный подход
4 Варианты темы
5 Продумываем мотивацию
5.1 Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
5.2 Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»
5. 3 Видео: изделия городецкой росписи (видеопрезентация для дошкольников)
6 Таблица: фрагменты конспекта занятия по рисованию в «Городецкая роспись» старшей группе воспитателя О. И. Пономарёвой
7 Фотогалерея: примеры детских работ
Подготовка к занятию
Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).
На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске
На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.
Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета
При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет.
Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево
В старшей группе при подготовке основы для рисования уже можно задействовать дошкольников. Большинству детей очень нравится процесс тонирования и даже раскладывания бумаги для просушки.
Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.
Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины
Актуальные приёмы для городецкой росписи
Рисование цветка всегда начинается с круга, а затем внутри тонкой кистью обозначаются более мелкие элементы. Розан и ромашка имеют ярко выраженный центр (крупное пятно контрастного цвета). Первый окружён скобками — округлыми лепестками, не доходящими до центра, но совпадающие с ним по цвету, у второго цветка лепестки вытянутые и начинаются от центра. У бутона узор начинается от края круга — в виде пятна и расходящихся от него полуокружностей.
У розана и бутона есть ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон же рисуется иначе
Листья в городецком орнаменте также разнообразны по форме, а также размеру. Как правило, они располагаются группами из нескольких штук или же на веточке. Листики направлены в разные стороны, они могут быть округлыми или более вытянутыми. У крупных листьев можно обозначить контур, для мелких это необязательно.
Самый простой городецкий листик изображается в форме тыквенного семечка.
Листики располагаются группами (смотрят в разные стороны) или же на веточке
Дошкольники должны узнать об основных приёмах городецкой росписи:
- Подмалёвка. Это круговое движение кистью для нанесения одного пятна, например, основы цветка. Выполняется подмалёвка широкой кистью. При этом важно набирать нужное количество краски. Ведь если её будет маловато, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много — краска потом станет отслаиваться.
Подмалёвка — это круговое движение широкой плоской кистью для нанесения круглого цветового пятна
- Тенёвка. Использование более тёмных красок (по сравнению с крупным элементом). Например, если цветок розовый, то его центр и лепестки будут бардовыми, если листик светло-зелёный, то его прожилки — чёрными. При этом используется тонкая кисть либо среднего размера. Сам рисунок выполняется аккуратно. Например, чтобы изобразить лепестки-скобки у розана нужно кончиков коснуться бумаги, затем всей кисточкой провести дужку и конец её снова обозначить кончиком.
При тенёвке используются более тёмный тон краски, чем при подмалёвке, например, розовый оттеняется тёмно-бордовым
- Оживка. Это белые или чёрные мазки в виде капелек, штрихов, точек, дужек, спиралек. Они словно оживляют узор, делают его изящным, придают своеобразную красоту городецкой росписи. Выполняется оживка кончиком тонкой кисти, очень аккуратно.
Именно оживка делает городецкий узор неповторимым, словно оживляет его
Конечно, городецкие мастера рисуют на своих изделия и более сложные объекты, например, птицу, коня. Однако для старших дошкольников это будет не очень просто. Но воспитатель может попробовать объяснить ребятам процесс рисования птицы (после успешного изображения более простых орнаментов), сопроводив его схемой поэтапного рисования. Кроме того, можно предложить соответствующие шаблоны: ребята просто обведут их и будут уже прорисовывать.
Можно попробовать нарисовать с дошкольниками птицу — более сложный элемент росписи
Важная часть обучения воспитанников старшей группы городецкой росписи — продумывание композиции рисунка. Для этого на основе детям разрешается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для ребят, которым затруднительно сразу определить композицию.
Ещё один момент — напоминать дошкольникам о необходимости смешивания красок. Ведь цветы смотрятся очень красиво в нежном розовом и голубом цвете. Аналогично смешивая зелёную гуашь с белой, можно получать разнообразные оттенки листьев.
Городецкие цветы красиво смотрятся в нежном розовом и голубом цвете
Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»
- Дошкольникам предлагается круглая основа, затонированная под дерево. Чуть ниже центра изображаются круги-подмалёвки: в середине — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера (предварительно дети смешивают краски для получения нужных оттенков).
Чуть ниже центра располагается розовый круг, по бокам и чуть выше — голубые меньшего размера
- На краю розового круга, частично выходя за его пределы, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная тенёвка выполняется на голубых кругах — синей краской.
Пятнышко должно быть на краю большого круга и частично выходить за него
- Далее центральный бутон дополняется красными лепестками вокруг большого круга, а на боковых просто прорисовываются синие дужки.
Центральный бутон будет с округлыми лепестками а боковые украсят дужками
- Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки получаются путём примакивания кисточкой.
Аккуратные листики получаются с помощью приёма примакивания
- Заключительный и самый ответственный этап – «оживление» цветочной композиции. С помощью тонкой кисти лёгким касанием наносятся точки, капельки, штрихи, дужки. Здесь важно не слишком увлечься и соблюсти чувство меры.
Важно соблюсти чувство меры, чтобы элементво оживки было не слишком много
Видео: как нарисовать цветок купавку (городецкая роспись)
Смотрите это видео на YouTube
Видео: рисуем городецкий цветок
Смотрите это видео на YouTube
Реализуем индивидуальный подход
Городецкая роспись — не слишком простая тема для рисования, поэтому подразумевает индивидуальный подход на занятии. Так, более сильные ребята могут изображать усложнённый узор (например, большее количество цветов и листьев в гирлянде), попробовать нарисовать птицу. Кроме того, таким детям нужно разрешать создавать за одно занятие сразу две композиции — разноплановых, например, одну с розаном, а другую — с бутоном.
Варианты темы
Согласно программе по изобразительной деятельности теме городецкой росписи отводятся два занятия в октябре (одно за другим). Первое носит ознакомительный характер и предполагает рисование отдельных элементов, второе же — уже создание собственного узора на квадратной основе.
Однако данную тему можно обыграть более интересно и обращаться к ней чаще:
- Роспись предмета кухонной утвари: «Городецкая доска» (ваза, блюдо, тарелка, ложка и пр.).
- «Букет для мамы» (по мотивам городецкой росписи). Занятие можно провести накануне праздника 8 Марта — получится подарок маме.
- «Гирлянда из городецкого узора» (как вариант «Бусы»). Это будет длинный симметричный узор, в центре доминанта — крупный цветок. В случае с бусами детям предлагаются круги-шаблоны, которые они обводят, а затем внутри украшают элементами росписи.
- «Роспись перьев сказочной птицы городецким узором» (коллективная композиция). Педагог заранее готовит основу — тело птицы без хвоста на листе ватмана. Дошкольникам предлагаются листы бумаги в виде больших перьев, которые нужно расписать. В конце занятия все перья приклеиваются к птице.
Тему можно обыграть оригинально
Продумываем мотивацию
Чтобы занятие не показалось дошкольником сложным, важно создать у них мотивацию их к творчеству, заинтриговать. Традиционно многие воспитатели начинают с беседы о городецком промысле, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, которые славились ещё в древности. Конечно, это познавательная информация, но важно подать её увлекательно, чтобы ребята не заскучали. Рассказ стоит «оживить» различными любопытными сведениями:
- Многие думают, что городецкая роспись только цветочная (растительные мотивы). Однако древние мастера всегда любили рисовать и животных: коней, быков, львов, кошек. При этом будет замечательно показать детям соответствующее изделие или хотя бы его фото.
- Особенно ценились сюжетные композиции, например, картина народных гуляний.
Народные гуляния Всегда ценились сюжетные композиции городецких мастеров — сцены из жизни народа
- Раньше (в XIX веке) для росписи предпочитали использовать не жёлтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зелёный, синий, красный (редко выбирали чёрный).
Раньше городецкие мастера предпочитали более яркий фон
- В городецкой росписи всё символично. К примеру, цветы обозначают здоровье, процветание, диковинные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.
Занятие можно начать с интриги — внести в группу под русскую народную музыку большую коробку с изделиями городецкого промысла. Воспитатель вместе с ребятами рассматривает расписанную кухонную утварь, восхищается её красотой, а затем предлагает дошкольникам самим превратиться в народных мастеров.
Достаточно будет найти один сервиз с несколькими разными предметами
Как всегда, в работе с дошкольниками будет актуальной игровая мотивация. Например, в группу приходит игрушечная лисичка (белочка, кошечка и пр.) и приносит рисунки с орнаментом. Она говорит, что не знает, что за узор на них изображён. Дети, конечно же, узнают городецкую роспись и рассказывают о ней лисичке. Затем героиня просит, например, расписать для неё тарелочку.
Другой удачный вариант — приходит письмо от поваров с кухни детского сада. Они жалуются, что их разделочные доски пришли в негодность, а те, что остались, какие-то некрасивые, скучные. Шеф-повар просит ребят прислать им расписные доски с цветами и узорами. Конечно же, это вдохновит детей на творчество.
Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.
Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела — залюбуешься. И прозвали её за это Марья-Искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно пёрышко упало в село Дымково, другое — в Тульской деревне Филимоново, а ещё одно перышко опустилось в древний город Городец.
Воспитатель вспоминает с детьми, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново тоже игрушки, в том числе свистульки, а потом приглашает ребят посетить мини-музей в группе и полюбоваться на изделия городецких мастеров.
Уголок будет вдохновлять детей на творчество
Накануне рисования очень хорошо предложить дошкольникам дидактическую игру «Укрась посуду». Ребёнок выбирает себе основу (картонные доски, тарелки, блюда и пр.) и выкладывает на ней узор их элементов городецкой росписи (цветы, листики, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные умения.
Мотивировать детей к творчеству можно с помощью дидактических игр
Повысить интерес к творчеству помогут динамические паузы, посвящённые теме занятия.
Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Слова | Движения |
Городецкие узоры хороши! | Дети сжимают пальчики в ладошке |
Погляжу я на картинки, | Показывают ладошки |
Улыбаюсь от души! | Самомассаж уголков губ |
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, | Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке |
Распустились розаны | Раскрыли ладошки |
На доске берёзовой. | Сложили ладошки тыльной стороной |
А купавки нежные | Нажимают поочерёдно на серединку ладошки |
Кажется, качаются, | Раскачивают ручками |
А бутоны толстые распускаются! | Показывают раскрывающийся бутон |
Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»
Слова | Движения |
На лугу растут цветы Небывалой красоты. | Потягивание — руки в стороны |
Ветер дует иногда, Только это не беда. | машут руками, изображают ветер |
Наклоняются цветочки Опускают лепесточки. | Наклоны |
А потом опять встают И по-прежнему цветут. | Потягивание — руки в стороны |
Видео: изделия городецкой росписи (видеопрезентация для дошкольников)
Смотрите это видео на YouTube
Таблица: фрагменты конспекта занятия по рисованию в «Городецкая роспись» старшей группе воспитателя О. И. Пономарёвой
Этап занятия | Содержание |
Вводная часть | Воспитатель читает стихотворение: Мы пойдём по лугам С яркими цветами. Сказочные те цветы нарисуем сами – Здесь ромашки и купавки, Словно капельки росы, Расцветают здесь розаны Удивительной красы. Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении? Ответы детей: Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим, что же нам прислали! Какие-то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски. Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами. Украсим доску “бутонами” и “листьями”. |
Основная часть | Воспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Ответы детей. Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию. Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера? Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён. Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места. |
Практическая работа. Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию. Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путём примакивания кисти) Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска. | |
Проводим физминутку: Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево) Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад) Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся Бабочка кружит и вьётся (покружиться) | |
Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью. | |
Заключительная часть | Итог. Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение. Рисовали мы цветы Небывалой красоты. Красоты той нет конца Это всё для Городца. |
Источник | https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/01/26/konspekt-zanyatiya-gorodetskaya-rospis |
Фотогалерея: примеры детских работ
- Воспитанники старшей группы вполне достойно изобразили городецкую птицу
- Ориентируясь на схему поэтапного рисования ребята вполне могут изобразить птицу
- Оригинальная основа для работы — шаблон деревянной ложки
- Для начала ребята могут потренироваться создавать узоре на прямоугольной основе, а затем уже на шаблоне посуды
- Каждая доска имеет кайму определённого цвета, что делает её более красивой
- Цветочные композиции получились яркими и сочными
- Голубые цветочки в городецком стиле смотрятся очень изысканно
- Полукруглый цветочный узор на тарелке смотрится чудесно
Городецкая роспись подарит дошкольникам массу положительных эмоций, ведь довольно простые элементы позволяют создавать невероятно красивые композиции. Педагогу нужно только продумать интересные темы для занятий, выбрав подходящую основу, и суметь максимально заинтересовать детей данным видом русского народного промысла.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
(23 голоса, среднее: 4.5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Технологическая карта урока технологии на тему «Аппликация.Городецкая роспись.Изделие кухонной доски», проведённого во 2 «А» классе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
(урок «открытия нового знания»)
Класс:2А
Тема урока: Аппликация. Городецкая роспись. Изделие кухонной доски.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: Сделать кухонную доску в технике аппликация
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
2. Формировать установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
3. Развивать навыки владения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза объектов.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Узнать особенности городецкой росписи
2.Составлять композицию на основе аппликации
3. Выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.
Оснащение урока:
Музыкальный ряд:
Зрительный ряд: изображения городецкой росписи
Материалы для учащихся: клей, ножницы, цветная бумага, картон
Материалы для учителя (оборудование):Технологическая карта, презентация, шаблоны
Задание для учащихся: Сделать кухонную доску в технике аппликация из бумаги.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы |
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Самоопределние к деятельности. | Приветствие — Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Приветствуют учителя. | ЛУУД: самоопределение к деятельности | Метод стимулирования |
3.Операционно-исполнительский этап. 3.1.Выход на тему урока. «Открытие» детьми нового знания. (целеполагание, постановка проблемы, определение затруднения). | Садитесь удобнее и приготовьтесь слушать меня внимательно Послушайте стихотворение Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! -Ребята, о чем говорится в стихотворении? -Чем славится этот город? -А вы знаете, что значит расписывать предмет? -Как вы думаете, с чем будет связанна тема нашего урока? -Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке? -Какие предметы можно расписать? -Знаете ли вы об особенностях городецкой росписи? Давайте рассмотрим их. Важной особенностью городецкой росписи является наличие своеобразных видов цветов – розана и купавки. Обратите внимание на доску. -В чем различие этих цветов? Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. А розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. -Давайте вспомним, что такое композиция? -Где композиционно расположены цветы на изделиях с городецкой росписью? Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Особенно часто изображение яркого, сильного коня (обратите внимание на доску). | -слушают стихотворение -пытаются понять, о чем говорится в стихотворении -о городе Городец -росписью -украшать его, делать красивым -Городецкая роспись -называют цель -Росписью украшали крестьянские прялки, лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики -нет — У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена. -Композиция – это расположение частей, разных по форме и цвету, в рисунке, украшающем любое изделие, поделку. -По краям изделия | КУУД: Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; РУУД: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ПУУД: навыки владения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза объектов. КУУД: Формулировать собственное мнение и позицию; | Создание проблемной ситуации. Беседа Рассказ Иллюстрация |
3.2.Подготовка к реализации замысла (выбор метода решения проблемной ситуации, восприятие нового, подготовка проекта выхода из затруднения) Анализ поделки (совместно с детьми). 3.3. Составление алгоритма выполнения поделки (первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи). Показ последовательности выполнения поделки (можно совмещать с проговариванием алгоритма). Напоминание о технике безопасности. | — Итак, теперь мы отправляемся в мастерскую, чтобы начать работу над изделием. Но для начала повторим технику безопасности. -Какие правила работы с ножницами и клеем вы знаете? Давайте еще раз их проговорим. Обратите внимание на слайд -А для того, чтобы узнать, что мы будем изготавливать, попробуйте собрать мозаику в конвертах. -Что у вас получилось? -Посмотрите, пожалуйста, на мое готовое изделие. -Какова форма изделия? -Какой орнамент выполнен на доске? (Или как украшена доска?) -Какова композиция, как расположены элементы? -Соответствует ли данная композиция той, которую мы с вами отмечали в изделиях с городецкой росписью? -Какие цвета использованы? Прежде чем мы приступим к работе, давайте с вами составим алгоритм выполнения поделки. Он будет состоять из 7 этапов. 1.Вырезать форму разделочной доски. 2. Возьмите черную цветную бумагу, согните ее, обведите шаблон туловища и вырежьте 3. Возьмите зеленую бумагу, согните ее, обведите шаблон крыла и вырежьте 4. Возьмите красную бумагу, согните ее, обведите шаблон хвоста, и вырежьте. Из этой же бумаги вырежьте гребешок для петушка. 5.Объедините элементы на доске с помощью клея -Ребята, а перед тем как начать работу я вам предлагаю приготовить пальчики к работе, так как нам придется много трудиться. Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая) (хлопаем в ладоши) (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) (прикрываем рот той и другой) С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) (обхватываем себя руками – “обнимаем”) | Проговаривают правила работы с ножницами -собирают мозаику -петушок -форма разделочной доски. — птица. -В центре – птица Красный, черный, зеленый… Рассказывают поэтапно свои действия. Выполняют пальчиковую гимнастику. | ЛУУД: Соблюдать правила безопасного пользования инструментами и материалами; КУУД: Формулировать собственное мнение и позицию; РУУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; ПУУД: Развивать умение следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия | Беседа Демонстрация Беседа Обсуждение |
3. 4.Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа детей. (с самопроверкой по эталону и самооценкой) | -А сейчас приступайте к работе. Контролирует степень вовлечения учащихся. Помогает затруднившимся. | Приступают к работе, следуя алгоритму. | РУУД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | Практическая работа |
4.Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Обсуждение поделок (продуктов творческой деятельности) Подведение итогов урока | А сейчас я вам предлагаю устроить выставку своих поделок Посмотрите, какие замечательные кухонные доски у вас получились -Чем славится этот город Городец? — Какие предметы можно расписать? — Какие цвета использованы? Молодцы, ребята! Вы были внимательны сегодня на уроке. -Уберите свое рабочее место. До свидания. | Делают выставку своих работ -росписью -прялки. Посуду -зеленый, черный, красный | ЛУУД: Научиться осознавать свои возможности в учении. | Рефлексия |
Поэтапное рисование городского портрета: описание и рекомендации
Городецкая роспись — замечательная техника рисования, которая создана именно в России. Часто еще в детских садах преподаются уроки искусства изображения предметов и животных неповторимыми яркими красками с элементами сказки.
История городской росписи
Обычно городская мебель украшалась изделиями из дерева. Так как изначально это был народный промысел рисования по дереву Нижегородской области.
Свое развитие он получил во второй половине 19 века, близ села Городец, отсюда и название. Леса в той местности было много, поэтому материал вышел дешевый. А из него, в свою очередь, делают детские игрушки, мебель, домики и многое другое. Для украшения деревянных предметов использовалась роспись, не обходившаяся без ярких гирлянд из цветов.
Так городецкая роспись постепенно перекочевала почти на все предметы быта людей. А изображения различных сказочных сюжетов и пестрых цветов придавали картинам особую запоминающуюся историю.
Сейчас эта техника по-прежнему популярна. Вы без труда найдете предметы мебели, особенно для детей, украшенные сочными красками. А так как элементы достаточно большие, воспитатели в детских садах стали использовать на творческих занятиях поэтапное рисование городской росписи.
Элементы и приемы их выполнения в городском списке
Настоящие мастера городской росписи, в первую очередь, обращают внимание на постановку руки при работе. Кисть нужно держать только вертикально, чтобы она могла беспрепятственно вращаться между пальцами (большим, указательным и средним). При правильной настройке все элементы росписи даются без особых усилий.
Работы по покраске выполняются в два этапа:
- Подмалевка;
- Возрождение.
Для подмалевки используйте большие кисти, заполняйте всю фигуру сразу. Например, черной краской покрыты все лошади, кроме сбруи. Такой прием доступен даже пятилетнему ребенку. Главное в нем — размазать краски ровным и тонким слоем, чтобы не осталось просветов.
Анимация – это прием, с помощью которого эскиз рисунка превращается в картинку. При этом кисти тонкие (художественные). Работают только черно-белой краской, в отличие от подмалевка, где допустим любой цвет. Обмакиваем только кончик, а все детали делаем аккуратно.
Разнообразные точки и завитки вызывают анимацию, что помогает оживить картинку. Но у них есть строгие правила исполнения. Например, можно наносить только дуги, точки, штрихи и капельки. Главное, касаться только кончиком кисти, чтобы мазки были ровными и красивыми.
Абсолютно все элементы мурала города наносятся без предварительного карандашного эскиза. Именно поэтому каждая работа индивидуальна.
Как изобразить цветы в списке городов
Чтобы картины получились особенно удачными, рассмотрим поэтапный рисунок городецкой росписи на примере цветов. Они считаются символом здоровья.
Чтобы достаточно хорошо освоить технику городской живописи, достаточно научиться рисовать четыре цветка. Работа выполняется в три этапа, в отличие от других элементов:
- Подмалевка;
- Направление лепестков;
- Возрождение.
Во время учебы, а также если работу выполняют дети, можно использовать карандаш в технике рисования «городская живопись». Поэтапный рисунок для детей, да и для взрослых будет выглядеть так:
- Нанесите на лист бумаги карандашом четыре кружка (три одинаковых и один поменьше)
- Возьмите тонкую кисточку и нанесите вишневую краску по кругу пятна (в первых двух — сбоку, а в остальных — посередине)
- Той же краской на первом круге нарисуйте дугу с ребром. Чтобы правильно направлять ее, держите кисть перпендикулярно листу бумаги. Просто коснувшись, начните рисовать, затем сделайте нажим и снова закончите тонкой линией.
- На втором круге нарисуйте такую же дугу, но не по краю, а внутри. А краем разместить лепестки. Сделайте их такими же, как предыдущий элемент, только меньшего размера.
- На третий круг выкладывайте лепестки уже по окружности.
- В четвертом нарисуйте капельки промоканием. Они должны располагаться по радиусу вокруг центрального пятна.
Когда вы научились рисовать элементы по отдельности, переходите к созданию цветка:
- Сначала рисуем подмалевок — большие пятна краски в виде круга. Берем любой цвет, обычно это розовый или голубой.
- На эти круги наносим один из выбранных узоров, которые мы научились рисовать — это этап лепестков.
- Теперь мы заканчиваем работу с анимацией. Они выполнены на цветах белой краской. Сделайте аккуратные наброски или расставьте точки, чтобы оживить рисунок.
Изображение цвета — это основа стиля «Городецкая роспись». Поэтапное рисование в детском саду таких узоров доставит много радости детям и научит их аккуратности, так как все нужно делать без эскиза, а дуги и ливинги выполнять с особой точностью.
Как нарисовать лошадь в группе детского сада
Как мы уже говорили, городской портрет отлично подойдет для детей. Рассмотрим, как провести поэтапное рисование городецкой росписи в старшей группе детского сада.
Для начала расскажите детям, что вообще такое городской портрет и покажите иллюстрации. Чтобы им было легче выполнять работу, выполняйте ее вместе, рисуя на листе, прикрепленном к доске. Начало:
- Нарисуйте тело, похожее на две капли, которые смотрят в разные стороны и соединены палочкой.
- Затем нарисуйте голову. Усложнять его не надо, берите овал, присисовываете ушки и вытянутую мордочку.
- Теперь ноги. Маленькие треугольники в нужных местах, от них палочки и на конце тоже треугольники (копытца).
- Гриву и хвост изображаем желтой краской, используя в работе полукруги.
- Нарисуйте седло (цвет дети выбирают сами).
- Нарисуйте глаза, уздечку и украсьте седло.
Это был пошаговый рисунок лошади. Городецкая роспись поможет детям стать аккуратнее и развить творческие способности. А также вы сможете познакомиться с юными художниками с геометрическими фигурами.
Раскрашиваем с детьми доску городецкой росписи
Особенно интересным для детей в детском саду будет поэтапное рисование городецкой росписи на деревянной доске в подарок родителям. Можно заранее попросить сокамерников принести заготовку из дома. А само занятие строится так:
- Рассказываем немного об истории городской росписи.
- Определите центр каждой досточочки, поставьте точку карандашом.
- Нарисуйте круг выбранного цвета.
- Когда высохнет, приклейте сверху лепестки (выберите один вариант цветка для всех).
- Немного подождав, возьмите тонкую кисть и нанесите прожилки белым цветом.
- Оставшееся пространство допускается дополнить завитками.
- Контур доски окрашен сплошной полосой того же цвета, что и цветок.
Такое занятие доставит детям массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Рекомендую вместе с родителями покрыть доску лаком дома, чтобы краска не осыпалась со временем.
Советы по работе с детьми при выполнении портрета города
Если вы планируете проводить с воспитанниками пошаговый рисунок панно города, не забудьте:
- Сначала выполните все пункты самим собой.
- Выбрать одинаковый узор для всех.
- Если вы видите, что у кого-то не работает, помогите.
- Не забывайте хвалить ребят в процессе работы.
- Помните, что основа городских узоров — подмалевок, который выполняется одним цветом, при этом не должно быть просветов, а ливневки выполняются тонкой кистью.
Городецкая роспись — это прорисовка элементов сказки, так что такая работа обязательно придется по вкусу детям.
«Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции» — Документ
Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Трудно представить традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами пользуются популярностью и за рубежом.Это визитная карточка нашего национального русского ремесла.
История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.
Виды росписи
Народные промыслы не зря так называются, ведь их придумали обычные люди. Практически каждый уголок России славится своими особенностями и неповторимым стилем в работе мастеров.
История возникновения и развития хохломской росписи очень интересна. Однако существуют и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикуемые в России:
- Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Голубые, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества на протяжении сотен лет является неотъемлемой частью русской культуры.
- Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись по металлическим предметам быта. Трудно представить русский купеческий дом без пестрого подноса или самовара. На черном фоне перед глазами предстают целые произведения искусства – яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, что они готовы слететь с нарисованных веточек.
- Хохломская роспись. Тоже очень узнаваемое русское ремесло. Ярко-золотистые листья, гроздья рябины, спелые красные ягоды земляники, рябины, крыжовника на деревянной посуде нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
- Городецкая картина из города Городец узнаваема благодаря положительным фигурам, изображающим простых русских людей. Игрушки и разноцветные человечки в нарядных сарафанах и рубашках всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
- Федоскинская лаковая миниатюра — жизнерадостное отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир веселья, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо к центру празднества.
Хохломская роспись
Два ее неотъемлемых элемента — дерево и «золото». Сегодня такая посуда – это, прежде всего, элементы декора. Удивительно красивая мебель, шкатулки, панно и картины также гармонично вписываются в современные интерьеры наших квартир.
История хохломской росписи насчитывает более ста лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как такое удивительное искусство появилось в России?
Краткий экскурс в историю
Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий XVII век. Ее родиной стало одноименное село Хохлома, существовавшее в Поволжье.
Поволжье – край, богатый лесами и живописными ландшафтами. Именно этот неповторимый цвет и стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.
История хохломской росписи неразрывно связана с другими промыслами Поволжья. Этот регион славился резьбой по дереву и изготовлением различных изделий из дерева. Он также известен своими иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды был заимствован у этих мастеров из технологии золочения окладов для икон. Тогда мастера использовали серебряную пудру, которой покрывали отдельные детали своих творений. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники при росписи деревянной посуды.
Техника нанесения хохломской росписи довольно сложная. Серебряный порошок впоследствии был заменен более доступным материалом – оловом. Роспись раньше производилась и сейчас выполняется вручную стойкими красками, выдерживающими термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем краской заливается фон, на котором тонкой кистью прорисовываются стебли цветов, ставятся яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красной, черной, коричневой и зеленой красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Работа покрывается лаком 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивается.
Этапы развития
Как было отмечено выше, в Поволжье было много мастеров. Их секреты передавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, берущая свое начало в XVII веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие ремесел. Выгодное расположение области собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. «Золотые» блюда с красными ягодами разошлись очень быстро, их популярность росла во всех регионах страны.
История развития хохломской росписи не обошлась без легенды. Она рассказывает, что в XVII веке славный мастер Андрей Лоскут бежал из столицы в Хохлому. Писал иконы, но после введения канонов патриархом Никоном решил покинуть стольный град, так как новый порядок ему не нравился. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат арестовать Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь свое искусство.
Поначалу в Хохломе и близлежащих деревнях готовили блюда не такие красочные и яркие, как мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, ставший «золотым» при обработке, стоил очень дорого. Как правило, его применяли только в качестве окантовки изделий, так называемых поясов. Объемную посуду придавали с помощью побелки. В 19 веке из оловянного порошка научились делать золотой фон. Этот материал был довольно дешев. Поэтому его стали использовать для нанесения на все изделие. На нем рисовали всевозможные узоры. Производство побелки прекращено. В это время существовало разделение труда. В одних деревнях заготавливали древесину, в других вырезали из нее предметы, а в третьих (в основном в Хохломе) раскрашивали, придавая изделиям окончательный вид.
С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была заменена фабричной, которая стоила гораздо меньше. Хохломская роспись возродилась в 20-х годах прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали работе с деревом и рисованию. Мастера хохломской росписи неоднократно принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей во всем мире сложилось мнение, что в России живут талантливые люди.
Современность
Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодами и незамысловатыми веточками, так полюбилось русскому народу, что сегодня так же популярно, как и в прошлом. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном или золотом фоне. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосьев, которые говорят о богатстве родного края. Сейчас делают не только такую красивую посуду. На выставках можно увидеть даже машины, раскрашенные хохломскими узорами.
Примеры работ
Историю хохломской росписи можно кратко рассмотреть в предметах быта, выставленных в музеях. Они дают четкое представление о том, как зарождался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Богатый ассортимент блюд всегда поражает воображение. Нашему взору представляются расписные чашки и кружки, тарелки разного диаметра и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.
В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефонов, женских украшениях и различных предметах интерьера.
Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии для нанесения любимого рисунка практически на любое изделие. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в стиле «хохлома».
Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столы и стулья, украшенные привычным узором. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами «русского» интерьера.
Для детей
История возникновения хохломской росписи для детей очень интересна. Простота и витиеватость элементов могут быть очень полезными для подрастающего поколения. Изучение основ народного мастерства успешно проводится в кружках для детей. Малышам чрезвычайно интересно отображать на черном фоне яркие листья и ягоды.
В картине использован ряд элементов, развивающих не только навыки рисования, но и воображение маленьких художников. Меняются украшения. В результате получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно раскрашивают предметы, что гораздо интереснее для развития творчества.
История хохломской росписи для детей содержит разъяснения о том, как люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей делают выкройки, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.
Заключение
За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала намного разнообразнее. Замысловатые орнаменты и узоры уникальны. Это наша история, наша визитная карточка. Красивая яркая посуда с хохломской росписью всегда уместна на современной кухне. Он создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.
В последнее время в обществе наметилась тенденция обращения к национальным традициям — это проявляется в возвращении популярности народной литературы, обрядов, одежды. Например, многие дизайнеры имеют в своих коллекциях хохломскую роспись, которая привлекает своим ярким, почти сказочным рисунком.
Хохломская роспись — история творчества
Хохломская роспись — особый вид рисунка, появившийся примерно в XVII веке в Нижегородской области. Название это произведение получило благодаря городу Хохломе — крупному в то время центру, в который съезжались купцы со всей округи.
Существует две версии происхождения данного вида росписи: первая приписывает идею создания старообрядцам — приверженцам так называемой «старой» христианской веры до принятия различных религиозных реформ в начале 17 века.
Многие из них, спасаясь от гонений за свои убеждения, переселились именно в Нижегородские земли, привезя с собой мастерство иконописи, книжной миниатюры, огромный багаж символов и узоров для росписи. В то же время здесь жили мастера, создававшие из дерева великолепную кухонную утварь.
Объединившись, оба человеческих умения породили прекраснейшую роспись посуды.
Сторонники второй версии утверждают, что еще до появления старообрядчества нижегородцы использовали способ позолоты кухонной утвари с последующей ее росписью. В крупных поселениях ремесленников Мурашково, Семеновское и Лысково создавали деревянную утварь, которую раскрашивали «под олово» — то есть использовали технологии, предшествовавшие появлению хохломы, ставшие в один ряд с излюбленными приемами украшения: резьба и выжигание по дереву.
Хохломская роспись — технология
Основная технология создания изделий, на которые наносится хохломская роспись, состоит из нескольких этапов. Изначально мастер бьет ведрами – готовит грубые деревянные бруски примерно такого размера, каким должно быть изделие.
Следующий этап — строгание на специальном станке самого предмета: тарелок, ложек, мисок, половника и т.д. Так мастер получает лен — деревянную заготовку для росписи, которую необходимо прогрунтовать жидкостью очищенной глины и оставляют сохнуть примерно на 7-8 часов.
Ключевым моментом в рабочем процессе является покрытие изделия олифой или специальной олифой. От качества покрытия зависит прочность посуды и долговечность росписи на ней. С помощью специального тампона из овечьей шерсти, вывернутого наизнанку, мастер черпает из миски олифу и начинает быстро втирать ее в деревянную поверхность – всего процедура выполняется примерно три-четыре раза в течение дня. .
Последний слой олифы высушивают до такого состояния, когда палец мастера немного прилипает к покрытию, но уже не пачкается. Эта технология подготавливает объект к следующему этапу – лужению, заключающемуся во втирании в изделие алюминиевой пудры. Процесс также выполняется с помощью перевернутого тампона из овечьей шерсти.
Только после этих подготовительных этапов выполняется хохлома — роспись картины в растительном или животном орнаменте. Основные используемые цвета – красный, черный, желтый, но иногда мастера используют также зеленый и коричневый. Рисунки выполняются масляными красками в технике конного письма или «под фон».
конское письмо
Принцип верхового письма очень прост — на обрабатываемую заготовку наносится рисунок красного, желтого или черного цвета.
Обычно Хохломская роспись в этой технике он использует узор «пряник» — крупный узор в центре, который обведен кружками из более мелких орнаментов.
Рисунки под фон
Мастера рисования «под фон» используют узор «кудрин» — золотые и красные рисунки на черном фоне.
Получаются следующим образом: вначале рисуются крупные цветные орнаменты, после чего свободное пространство заполняется черным фоном. Когда темная краска высохнет, сверху наносится «травяной» узор – узоры из длинных и коротких травинок.
Готовая работа примерно 5 раз покрывается полупрозрачным фиксирующим лаком с желтоватым оттенком, после высыхания каждого слоя. Сухие изделия отправляют в печь, нагретую до 150 градусов, и выдерживают там около 3-4 часов, пока не сформируется основной элемент хохломы — золотисто-бронзовая пленка.
Шаблоны хохломской росписи
В хохломской росписи в основном используются изображения растительного происхождения — имеются в виду травинки, ягоды, веточки, стебли вьющихся растений и цветы. Особенно распространены рисунки розы, шиповника, рябины, травы.
Однако мастера часто прибегают к анималистическим орнаментам, изображая сказочных птиц, зверей и насекомых в движении, образуя незамысловатые сценки.
Несмотря на то, что тема росписи четко определена, мастера должны творчески подходить к процессу, каждый раз придумывая уникальные рисунки. Новички, из-за отсутствия опыта, могут использовать трафареты, чтобы сделать хохломскую роспись красивой.
Практиковаться можно не только перерисовывая готовые рисунки. Используйте эти простые наброски, чтобы рисовать простые цветочные узоры.
Повторив узор несколько раз, вы набьете руку и создавать интересные рисунки масляными красками будет для вас так же просто, как научиться рисовать карандашом.
На схемах видно, что при рисовании используются не только кисти разных размеров и форм — некоторые рисунки можно выполнять штампами. Уплотнения легко сделать из подручных средств: круглой терки на простом карандаше, разрезанного пополам овоща или фрукта.
Основное применение техники – украшение блюд, но в последнее время красивый узор стал настолько популярен, что его стали использовать практически повсеместно. Например, в моду вошли платья, футболки, украшения с хохломской росписью.
Кроме того, таким образом украшают автомобили, велосипеды, брелоки, шкатулки, мебель — все зависит от фантазии мастера.
Пошаговое рисование — роспись хохломы на доске
На самом деле украсить хохломские изделия можно даже в домашних условиях, не используя описанную выше сложную базовую технику. Достаточно покрасить доску золотой краской, нарисовать узоры и закрепить специальным лаком. Такое изделие вряд ли можно будет использовать по прямому назначению, зато получится отличный сувенир для украшения кухни.
Приготовьте деревянную разделочную доску понравившейся формы, клей ПВА, краски гуашь, лак для дерева, кисти для рисования, кисточку для рисования.
- На листе А4 нарисуйте выбранный эскиз изображения простым карандашом — придумайте сами или позаимствуйте изображение из нашей статьи.
- Загрунтуйте доску яичным белком — просто смажьте ее этим веществом и оставьте до полного высыхания.
- Нанесите на изделие ровный слой золотой краски и снова дайте высохнуть.
- Используя копировальную бумагу, перенесите рисунок на заготовку.
- Сначала раскрасьте ягоды и цветы в красный цвет.
- Далее тонкими черными штрихами рисуем прожилки и стебли.
- Используя наиболее удобную для вас кисть, тонкой линией обведите контур рисунка.
- Покрасьте фон в черный цвет.
- После высыхания фона раскрасьте траву ярким цветом.
- Оставьте изделие в сухом проветриваемом помещении до полного высыхания.
- Нанесите прозрачный верхний слой на всю поверхность доски.
Ваш сувенир готов! Вы можете украсить ею свою квартиру или подарить близкому другу на какой-нибудь праздник. Делается так же Хохломская роспись Сувенирные тарелки, ложки или любое другое изделие.
Еще одну простую технику росписи хохломских изделий в домашних условиях вы можете узнать из следующего видео урока.
Выполнен в черно-красной (иногда и в зеленой) цветовой гамме на золотом фоне. При покраске дерева на дерево наносится не золотой, а серебристый порошок олова. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, благодаря чему достигается неповторимый медово-золотистый цвет, придающий эффект массивности светлой деревянной посуде.
Сюжет
О хохломской росписи знают все. Но время и место его возникновения никому не известны. Считается, что это произошло в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глебино, Хрящи. Крестьяне точили, красили деревянную утварь и везли ее на продажу в большое торговое село Хохлома (Нижегородская губерния), где был торг. Отсюда и название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует также легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Он бежал из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал расписывать деревянные поделки в глуши волжских лесов, а иконы писать по старому образцу. Патриарх Никон узнал об этом и послал за непокорным иконописцем воинов. Андрей отказался подчиниться, сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить свое мастерство. Искры погасли, Андрей рассыпался. С тех пор яркие краски Хохломы горят алым пламенем, сверкая золотыми самородками.
Центры
В настоящее время хохломская роспись имеет два центра — город Семенов, где расположены фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и село Семино Ковернинского района, где действует предприятие «Хохлома-художник», объединяющее мастеров из сел Ковернинского района: Семино, Кулигино, Новопокровское и др. (завод находится в Семино, в других селах — филиалы).
Технология
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют ведра, то есть делают грубые заготовки из дерева. Затем мастер становится за токарный станок, убирает фрезой лишнюю древесину и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа – «лен» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, припасы и чашки.
Смотреть что такое «Хохломская роспись» в других словарях:
Хохломская роспись — Хохломская роспись. О. П. Лушин. Чашка. 1972. ХОХЛОМСКАЯ ЖИВОПИСЬ, русский народный художественный промысел. Возникла в 17 веке. Ныне фабрика «Хохлома-художник» (село Сёмино) и производственно-художественное объединение «Хохломская роспись» находятся в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Русский народный художественный промысел; возникла в 17 в. Ныне Фабрика хохломских художников (с. Семино, Ковернинский район) и производственное художественное объединение «Хохломская роспись» (г. Семенов, Нижегородская область). Название происходит от с. … … Большой Энциклопедический словарь
По дереву, русский народный художественный промысел. Возникла во второй половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области РСФСР; название промыслу дала деревня Хохлома того же района, центр реализации изделий… … Художественная энциклопедия
Русский народный художественный промысел; возникла в 17 в. Сейчас фабрика «Хохлома-художник» (с. Семино, Ковернинский район, Нижегородская область) и производственно-художественное объединение «Хохломская роспись» (г. Семенов, Нижегородская область… … Энциклопедический словарь
По дереву, русский народный художественный промысел. Возникла во второй половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; Торговое название было дано торговле. Хохлома того же района является торговым центром Х. в… … Большая советская энциклопедия
Хохломская роспись — … Орфографический словарь русского языка
Орнаментальные и сюжетные композиции, созданные посредством росписи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно-прикладного искусства. Важным направлением декоративной живописи является архитектурная живопись… Энциклопедия искусств
История
С чего началось это удивительное хохломское искусство? Старики говорят разное. Говорят, полторы тысячи лет назад в лесу за Волгой поселился веселый человечек — ремесленник. Поставил избушку, стол, лавку, вырезал деревянную посуду. Он сварил себе пшеничную кашу и не забыл насыпать птицам пшена. Как-то к его порогу прилетела птица-Жара. Он кормил ее. Жар-птица коснулась своим золотым крылом чашки с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка.
Легенда.
Жил-был иконописец, который очень изящно писал иконы, но душа художника была в природе, в живой жизни. Мастер поселился в глухих керженских лесах и стал заниматься рыболовством: мастерить миски, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбой, птицами. Слава мастера быстро разнеслась по земле, у него появились последователи своего ремесла. Такова легенда.
Из истории хохломской росписи.
Недалеко от Нижнего Новгорода, среди волжских деревень, находится большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались различными ремеслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и предметов домашнего обихода. На волжские ярмарки съезжались купцы со всей России и даже иностранцы. Поэтому поволжцы делали вещи на продажу. Их деревянная посуда, раскрашенная в красный, черный и золотой цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами, пользовалась большим спросом. Золотую хохлому возили по всей России. Она также добралась до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заработав всемирную известность.
Хохломский рисунок.
Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью хохломского рисунка является то, что он всегда изображается на черном фоне. Несмотря на это, хохломский узор выглядит празднично благодаря красным и золотым узорам, нанесенным на черный фон. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное творчество с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские мастера раскрашивали свои изделия всего тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть разбросанные по черному фону красные ягоды. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так отчетливо, что похожи на настоящие сочные плоды кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотыми стеблями и лепестками. Этот выбор не случаен. Раньше красный считался праздничным цветом и нечасто можно было встретить в повседневной жизни. Да и золотая роспись была дорогим украшением.
В росписи хохломской посуды отсутствуют жанровые сцены. Художники рисуют растительные орнаменты: листья, изогнутые веточки, клубнику, малину, рябину, цветочные сердечки. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом многообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самый любимый мотив – «травяной» орнамент, изогнутый, с кустиком или одной травинкой. «Трава» обычно пишется красным или черным цветом, это непременный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «завитками». Трава превращается здесь в завитки, завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрин» всегда пишется золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому их так много в хохломской росписи. Художники не прорисовывают заранее в узорах четких контуров, а это требует большого мастерства, точности руки и глаза.
Технологический процесс
Технологический процесс производства различных изделий, расписанных в хохломском стиле (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая посуда) не изменился с момента его появления, но тем не менее, благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства , хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс выглядит следующим образом. Сначала обрабатывается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают раствором глины, после чего мастера лужят оловом, серебром или алюминием. После этого изделие становится готовым к покраске, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью фиксируются сушкой в печи. Последним этапом является лакирование или высокотемпературная сушка, в зависимости от лака. Полученные готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они грациозны, красивы, легки, как весенний ветерок, и ярки, как летний солнечный зайчик.