Гласные под ударением: Ударные и безударные гласные звуки — урок. Русский язык, 1 класс.

топ-8 ударений, о которых вы точно не знали – Учительская газета

Есть много слов, которые мы с детства произносим неверно, ставим ударение не на тот слог. И даже не подозреваем об этом, ведь все вокруг – друзья, родственники, коллеги – говорят именно так. Сетевое издание «Учительская газета» и рубрика «Грамотатор» представляют вам список слов, правильная постановка ударений в которых известна, наверное, только филологам.

Фото: pixabay.com

А у нас во дворе …

Начнем с простенького, но часто вызывающего вопросы: дворОвый или дворовОй.

Сколько раз мы слышали, например, дворОвый кот, но дворовОй футбол.

Действительно, имеется ли разница в зависимости от того, о ком или о чем идёт речь? Обратимся к словарям (М.В. Зарва «Русское словесное ударение», «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р.И. Аванесова и «Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение» И. Л. Резниченко. Именно на них мы будем ссылаться и далее). Все они однозначно фиксируют только один вариант – дворО́вый. И неважно – кот, пес или футбол.

Слова «дворово́й» нет. А запомнить ударения помогут наши традиционные карточки* и рифмы.

Рифма: по улице Садо́вой гуляет кот дворо́вый

В нашем доме впервые поселились домовые

А теперь немного посложнее: домовОй или домОвый? Зачастую нам дают выписку из домовОй книги, у нас есть придомовАя территория и общедомовОе имущество.

Все верно? Не совсем. Домовой – это мифическое существо, домашний дух. Именно так, кстати, и зафиксировано в словарях. Получается, что придомовАя территория находится при Домовом, а не при доме. А общедомовОй, скажем, счетчик принадлежит нескольким Домовым.

А все, что связано с домом, является домО́вым. Без вариантов. Ударение не изменяется ни в женском, ни в среднем родах, ни в производных словах.

Таким образом, выписку мы возьмем из домО́вой книги, участок около дома – придомО́вый, а счётчик – общедомО́вый.

Примечательно, что, если ввести в «поисковик» слова «общедомО́вый прибор учета», то результатом будет огромное количество сайтов, которые предложат нам приобрести общедомовО́й счетчик на любой вкус. Более того, мы получим и советы от юристов, как толковать закон и осуществлять платежи, исходя из показаний общедомовО́го прибора.

Не верите? Поэкспериментируйте! Кстати, законодательство, в частности Правила предоставления коммунальных услуг, содержит понятие именно «общедомО́вый»,  полностью соответствующее литературным нормам русского языка.

Рифма: у нас пятиметро́вый участок придомо́вый.

Про цвет, сок и пирог

Есть фруктовое дерево, плод которого – сли́ва. Из его мякоти делают сок, варят компот, пекут пироги. А кожица плода имеет очень красивый цвет. Но как мы назовет напитки, пирог и цвет? СливО́вый или слИ́вовый? Просится, наверное, первое, поскольку очень многие так говорят – сливО́вый.

Но словари специально отмечают сливО́вый как неверный, указывая, что правильно – только слИ́вовый. Так что пирог, сок, компот и цвет – слИ́вовые. Как и само дерево.

Запомнить в данном случае легко, вспомнив слово «слИ́ва». Но можно и рифму придумать: корзина из прутьев и́вовых полна плодов сли́вовых.

Введите логин и пароль

Если с паролем все понятно, то «логин» каждый сейчас прочитал по-своему. И, действительно, кто говорит «лО́гин», кто – «логИ́н».

Понятие в русском языке довольно новое, заимствованное из английского: от log – журнал, перечень, и in – в. В английском языке ударение в этом слове падает на второй слог.

Большинство русских орфографических словарей «логин» не фиксируют. Однако научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН дает единственный правильный вариант произношения с ударением, как и в английском – на второй слог – логИ́н.

Четверостишие для запоминания

Я регистрируюсь в сети́ –
Хочу аккаунт завести
Красивый взял себе логи́н –
Теперь зовусь я «анальги́н».

Как в паутине большой сети

В се́ти или сети́? Не так давно приветствовался только один верный вариант – в се́ти. Словарь М.В. Зарвы и сейчас предлагает ударение на первый слог в любом значении. Во множественном же числе оно переходит на последний или предпоследний (в творительном падеже) слог, за исключением именительного и винительного падежей – сетЕ́й, сетЯ́м, сетЯ́ми, в сетЯ́х.

Однако другие словари не столь консервативны: Р.И. Аванесов и И.Л. Резниченко, а также научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН считают равноправными оба варианта, когда речь идет о единственном числе. Во множественном же ударение сохраняется на последнем (в творительном падеже – на предпоследнем) слоге.

Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова дифференцирует произношение в зависимости от предлога: о се́ти, но в сети́.

Словарь трудностей русского языка под редакцией Д. Э. Розенталя и М.А. Теленковой в дательном падеже рекомендует – по се́ти. А в предложном – признает равенство вариантов: о се́ти или о сети́, в се́ти или в сети́.

При этом в примерах употребления разделяет постановку ударения в зависимости от того, о каких именно сетях идет речь: напряжение в электрической се́ти, а покупка – в торговой сети́.

Таким образом, большинство словарей фиксируют правильное произношение как в сЕ́ти, так и в сетИ́ – оба варианта соответствуют литературной норме.

Хотя дикторы все-таки предпочитают рекомендации словаря М.В. Зарвы.

Про одежду

Многие любят джинсы – удобно и практично. Кроме того, куртки, комбинезоны, сарафаны, шорты из джинсовой ткани оценили не только взрослые, но и дети.

А как правильно поставить ударение в слове «джинсовый». «Тут все понятно, чего гадать? Джи́нсы – джи́нсовый!» – скажет кто-то. И, заметьте, многие именно так и говорят.

Что скажут словари? У М.В. Зарвы, Р.И. Аванесова и в толковом словаре С. И. Ожегова «джинсо́вый» зафиксирован как единственно верный. Вместе с тем большинство словарей отмечают и джинсО́вый, и джИ́нсовый в качестве равноправных.

Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова указывают вариант «джи́нсовый» как дополнительный, предпочтительный – джинсо́вый.

Таким образом, мы можем надеть джинсО́вую и джИ́нсовую куртку. Однако, если нам необходимо подготовить речь, соответствующую строгой литературной норме, то лучше произносить – джинсО́вый.

Ну а к джинсам очень хорошо подходят джемпер или свитер. И, если в единственном числе проблем с ударением не возникает, то множественное число вызывает вопросы: дже́мперы или джемпера́, сви́теры или свитера́.

Мнения авторов словарей разделились. Если в словаре М.В. Зарвы однозначно зафиксированы только дже́мперы и сви́теры (через твердый «т» – тэ), то у И.Л. Резниченко и Р.И. Аванесова равноправны оба варианта.

Словарь трудностей русского языка Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой отмечает «джемпера́» и «свитера́» в качестве разговорных.

Можно сделать вывод, что строгой литературной норме соответствуют джЕ́мперы и свИ́теры, но можно носить джемперА́ и свитерА́. Это допустимо.

И пуловер. Многие говорят – пулове́р. А у некоторых есть и пОлуве́р. В отличие от сви́теро́в и дже́мперо́в, купить, носить, стирать, порвать можно только пулО́вер. Ударение не изменяется ни в других падежах, ни во множественном числе.

А рифма поможет запомнить: вчера купил кроссо́вер и новенький пуло́вер.

 

Сегодня мы разобрали только небольшую часть слов, ударение в которых при произношении очень часто ставится неверно. Надеемся вам, дорогие читатели, помогут наши карточки и рифмы, чтобы запомнить сложные слова. Ранее «Грамотатор» разбирался с незнакомыми словами, объяснял случаи употребления буквы «ё», женского и мужского рода, а также значение и происхождение фразеологизмов.

В следующих выпусках мы рассмотрим еще ряд слов и выражений, вызывающих затруднения.

А помочь нам выбрать, какие из них рассмотреть в первую очередь, сможете вы, наши читатели: регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши группы в социальных сетях, пишите комментарии, делитесь мнением, предложениями, задавайте вопросы.

Мы же подготовим новые материалы и постараемся, чтобы рубрика «Грамотатор» стала познавательной и интересной.

*Рисунки Лии Волчер

Безударные гласные, проверяемые ударением. Тренажер по русскому языку для 2-4 классов Полуянова О.Д., Полуянов С.А.

  • Главная /
  • Каталог /
  • Начальное образование (1-4 классы) /
  • Русский язык /
  • Безударные гласные, проверяемые ударением.
    Тренажер по русскому языку для 2-4 классов

Серия: На все 100! Золотая коллекция тренажёров для начальной школы

Автор: Полуянова О.Д., Полуянов С.А.

Цена: 158,00 ₽

Ваша цена: 126,40 ₽

Количество:

Аннотация

Написание безударных гласных является одной из труднейших тем при изучении русского языка. Выполняя предлагаемые упражнения, младшие школьники совершенствуют навыки правописания безударных гласных, проверяемых ударением. Цель занятий, проводимых по тренажеру, — более прочное и сознательное усвоение изученного на уроках, развитие речи учащихся, расширение и активизация словарного запаса детей.

Задания, помещенные на страницах тренажера, имеют разную степень сложности. В данном пособии представлен материал для учащихся 2-4 классов. Тренажер можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в классе или дома.

Артикул 327-0247-02
ISBN
978-5-09-098668-7
Год титула 2023
Размеры, мм 210x270x4
Вес, кг 0,1400
Класс/Возраст 2 кл.
, 3 кл. , 4 кл.
Предмет Русский язык
Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний

Оставьте отзыв первым

DailyCues: сокращенные гласные

Гласные звуки в словах меняются в зависимости от ударения. Когда в слове нет ударения, гласный может стать шва, что сильно изменит его произношение. Во многих случаях изменение ударения может привести к тому, что слова будут включать редуцированных гласных , как в шва. Например, слово a в английском языке, скорее всего, превратится из дифтонга в шва в предложении, если на нем не будет ударения:

Я хочу новую книгу.

Кроме того, слово может снова превратиться в дифтонг, если ударение сместится на это слово. (например, Мне не нужна стопка книг. Я просто хочу книгу ! )

Редуцированные гласные являются ослабленной формой. В речи гласные часто становятся более центральными. Другими словами, язык меньше двигается вперед, назад, вверх или вниз и вместо этого занимает более центральное или среднее положение. Это требует меньше времени и энергии. Это также изменяет акустическое производство на новый гласный звук. Для cuers это означает, что гласные /itch, f i sh»>ɪĭiitch, f i sh»>ɪĭiitch, f i sh»>ɪĭi/ an /about, redund a nt, tun a «>əəəəabout, redund a nt, tun a «>əəəabout, redund a nt, 3 tun 90> əəə/ будет использоваться с еще большей частотой на уровне фраз и предложений.

Обычный ответ на вопросы «как сделать» в нашем сообществе — сказать кому-нибудь «вот как я это подсказываю». Однако в разговоре вы можете по-разному обозначать конкретное слово в зависимости от момента, контекста, других слов, окружающих его, и вашей мотивации для его произнесения. Когда слово в предложении подчеркнуто, мы произносим его иначе, чем когда оно не так важно. Эти факторы изменяют ударение в слове и могут изменить используемые нами гласные. Итак, мы действительно подбираем слова более чем одним способом в зависимости от того, что происходит в данный момент.

Возьмем, например, слово их . Если бы кто-то спросил, как следует обозначать это слово, большинство из них продемонстрировало бы размещение второй формы руки на подбородке, а затем движение в сторону. Это наиболее распространенное произношение слова, когда оно произносится само по себе. Однако в бегущем предложении, где ударение ставится на другое слово, гласная может измениться. Гласная может стать шва: 

Нет , я уже показал им!

В приведенном выше предложении ударение может падать на слово уже или показало . Из-за этого сдвига ударения слово их может ослабиться до schwa и произноситься как /the, bo th er, wri th e»>ðt͟tHthe, bo th er, wri th e» > ðt͟hththe, bo th Er, wri th e »> ðt͟hthabout, sdund A NT, Tun A «> əəbout, Redund A NT, TUN A «> əBout, Redund A 444. nt, tun a «>əəəmad, su мм эр, га м «>ммммад, су мм эр, га м «>ммммад, су мм эр, га м «>ммм/. потому что, как только мы начинаем анализировать слово их в предложении, наше внимание заставляет слово приобретать большее ударение – и снова переходить к полному гласному /ребру, h ea d»>ɛěehedge, h ea d «>ɛěehedge, h ea d»>ɛěeh/. Людей, которые учатся давать сигналы, следует поощрять использовать шва по мере того, как они развивают беглость речи, чтобы они не просто учились давать сигналы только ударным формам слов, объединенных в предложения, поскольку это неестественно для ведения дискурса.

A

/Acorn, P AI D, PR EY «> Eɪāayacorn, P AI D, PR EY «> Eɪāayacorn, P AI D, PR EY «> eɪāayˈˈˈˈˈˈˈˈˈ / / ➜ / О, Redund A NT, TUN A «> əə либо, Redund A NT, TUN A «> əəbout, Redund A NT, TUN A «> ə Chanture /

до

/tap, s t op, cu t «>ttttap, s t op, cu t «> Ttttap, S T OP, CU T «> TTTOOZE, TR U TH, CRE W «> Uo͞oueooz TH, CRE W «> UO͞OUEˈˈˈˈˈˈˈˈˈ /➜ /TAP, S T OP, CU T «> TTTTAP, S T OP, CU T «> TTTTAP, S T OP, CU. t «>tttabout, redund a nt, tun a «>əəəabout, redund a nt, tun a «>əəəabout, redund a nt, tun a «>əəə/

for

/fat, a f ter, lau gh «>ffffat, a f

4 lau 00 00004 ter, ffffat

F TER, LAU GH «> FFFOCEAN, B OA T, S O L O «> OōOHOCEAN, B OA T, S O L O oa t, s o l o «>oōohˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈrough, st r ing, boa r «>rrrrrough, st r ing, boa r «>rrrrough, st r ing, boa r » >rrr/ and /fat, a f ter, lau gh «>ffffat, a 90ter , Lau GH «> Ffffat, A F Ter, Lau GH «> Fffautumn, C AUGH T, S AW «> ɔôawautumn, C AUGH T AW «> , c augh t, s aw «>ɔôawˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈrough, st r ing, boa r «>rrrrrough, st r ing, boa r «>rrrrough, st r ing, boa r » >rrr/ ➜ /fat, a f ter, lau gh 9000,3

4 «>ffffat , LAU

GH «> FFFFAT, A F TER, LAU GH «> Ffferly, Flick ER «> ɚɚrurerly, Flick ER «> гласная в на меняется, конечно, в зависимости от диалекта. Однако в безударных позициях он может произноситься точно так же, как мех (т. е. шерсть животных).

Это для тебя.

Немногие диалекты позволяют этой редукции появляться в конце предложения (например, Кто это для?) b OA T, S O L O «> OōOHOCEAN, B OA T, S O L O «> OōoHˈˈˈˈˈˈˈˈˈRough, ST R ING, BOA R «> RRROU st r ing, boa r «>rrrrough, st r ING, BOA R «> RRR / и / Owumn, C AUGH T, S AW «> ɔôawautumn, C AUGH T, S AW » AW «> ɔôawˈˈˈˈˈˈˈˈˈrough, ST R Ing, BOA R «> Rrrrough, ST R ING, BOA R «> RRRROUGH, ST R ING, BOA R «> RR/ ➜ ➜ ➜ ➜ ➜ ➜ /erly, flick er «>ɚururerly, flick er «>ɚururerly, flick er «>ɚurur/

Слово или, скорее всего, упадет до r-цветной швы (у рта). Вопрос Суп или салат? произносится идентично Супер салат?

Наши

/OUT, L OU D, C OW «> ʊOWOWOUT, L OU D, C OW «> ʊOWOWOUT, L OU D, C OW » , щелкнуть er «>ɚûrurerly, щелкнуть er «>ɚûrurerly, щелкнуть er «>ɚûrur/ и /out, l OU D, C OW «> ʊʊOWOUT, L OU D, C OW «> ʊʊOWOUT, L OU D, C OW «> А. «>rrrrough, st r ing, boa r «>rrrrough, st r ing, boa r «>rrr/ ➜ /arm, f a ther, l a» , f a ther, l a «>ɑäaharm, f a ther, l a «>ɑäahˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈˈrough, st р инг, боа р «>ррр шероховатый, ст р инг, борд р «>рр шероховатый, ст р инг, боа р » >ррр/ 9000 при изоляции или

слово

наше может произноситься по-разному в зависимости от количества слогов, однако, когда оно находится в безударной части предложения, оно часто произносится идентично слову are .

Это наш новый друг Клайв

твой

/ты, спина y ard «> jyyyou, back y ard»> jyyyou, назад y ard «> jyyocean, b oa t, s o l o «> oōohocean, b oa T, S O L O «> Oōohocean, B OA T, S O L O «> OōOHˈˈˈˈˈˈˈˈˈRough, ST R ING, BOA R «> RRRROU удав r «>rrrrough, st r ing, boa r «>rrr/ and /you, back y ard»>jyyyou, back y ard «> jyyyou, back y ard»> jyyautumn, c augh t, s aw «> ɔôawautumn, c Augh T, S AW «> ɔôawautum , S AW «> ɔôawˈˈˈˈˈˈˈˈˈrough, ST R Ing, BOA R «> Rrrrough, ST R Ing, BOA R «> Rrrrough, ST R , BOA R «> RRR / ➜ /you, back y ard»>jyyyou, back y ard»>jyyyou, back y ard»>jyyerly, flick er «>ɚûrurerly, flick er «>ɚûururerly, flick er » >ɚûrur/

Если в предложении не ударение, то слово your / flicker произносится как тоwelly, er «>ɚûrurerly, щелкнуть er «>ɚûurerly, щелкнуть er «>ɚûrur/ (рифмуется с мешать ).

Я нашел книгу в твоей сумке.

Если ударение сместится на это слово, оно, скорее всего, вернется к своему полному произношению:

— Это его карандаш?

– Нет, я думаю, это твой карандаш.

Даже носители английского языка иногда удивляются тому, что в повседневном общении используют редуцированные гласные. Иногда говорящие считают такое произношение ленивым, аномальным или просто неправильным. Читатели могут подумать, что указание полной гласной, а не ее сокращенной формы, может на самом деле обеспечить лучшую (или, возможно, более четкую) версию английского языка для глухих детей. На самом деле опекуны могут использовать более полные гласные со слышащими младенцами. Родители используют особую форму «парентной» речи с большим количеством полных и удлиненных гласных. Это, конечно, только временно, и некоторые редуцированные гласные все еще можно идентифицировать в образцах парентной речи.

Natural Production

Сокращенные гласные невероятно распространены среди носителей английского языка и cuers. Они являются фактом использования английского языка. Если бы слово от до было указано только как /tap, s t op, cu t «>ttttap, s t op, cu t «> ttttap, s

3 , cu

t «>tttooze, tr u th, cre w «>uo͞oueooze, tr u th, cre w «>uo͞oueooze, tr u th, cre w «>ты/ и никогда как /tap, s t op, cu t «>ttttap, s t op, cu 0 t 3t «>tttap OP, CU T «> TTTABOUT, REDUND A NT, TUN A «> əəbenabout, Redund A NT, TUN A «> əəbout, Redund A , TUN A 9000″> əəbout, Redund A , Tun A 9000 «. >əəə/, другие, вероятно, воспримут это как менее естественное. В качестве эксперимента попробуйте составить предложение Я хочу пойти в магазин, , но используйте только полные гласные. Итак, слово to это /tap, s t op, cu t «>ttttap, s t op, cu t «>ttttap, s t op, cu t , «>tttooze tr u th, cre w «>uo͞oueooze, tr u th, cre w «>uo͞oueooze, tr u th, cre w,theo is «>uo͞oueooze, tr u th, cre w,theo is «>uo͞oueooze, tr u th, cre w,theo is bo th er, wri th e»>ðt͟thHthe, bo th er, wri th e»>ðt͟tHthe, bo Th ER, WRI TH E «> ðt͟htheat, S EE D, Man Y «> Iēeeeat, S EE D, Man Y «> Iēeeeat, S EE D, Man y «>iēee/.

Я хочу пойти в магазин.

Приведенное выше предложение несколько неестественно, так как представляет собой отдельные слова, взятые из словаря. Однако даже в ходе разговора использование полных гласных, вероятно, создаст у других впечатление, что говорящий (или кьюер) не является носителем языка. Другими словами, использование полных гласных подобно иностранному акценту. Фактически, общей чертой многих иностранных акцентов является отсутствие редуцированных гласных. Не превращая редуцированные гласные в глухие, можно, по сути, навязать им искусственный диалект английского языка. Более естественное построение предложения, вероятно, привело бы к уменьшению гласных, влияющих на /tap, с т оп, у.е. т «>ttttap, с т оп, у.е. A NT, TUN A «> əə либо Redund A NT, TUN A «> əəbount, Srovund A NT, TUN A «> ə Chantra/ и / The BO TH 9000 er, wri th e»>ðt͟tHthe, bo th er, wri th e»>ðt͟tHthe, bo th er, wri Th E «> ðt͟hthabout, Redund A NT, TUN A «> əəbount, Redund A NT, TUN A «> əəabout, Redund A NT, TUN A «> əə/ марки A NT, TUN A » .

Если речь является целью глухих, редуцированные гласные необходимы для естественного ритма, ударения и произношения. Редуцированные гласные следует использовать в повседневном общении, точно так же, как они используются со слышащими детьми, когда они осваивают язык.

Инструкция

Еще одно важное соображение заключается в том, что глухие дети часто вырастают и учат других давать сигналы. Естественное усвоение редуцированных гласных помогает глухим подсказчикам видеть, понимать и пассивно усваивать образцы английского языка, чтобы они могли точно обучать подсказкам других.

 

WALS Online — весовые коэффициенты в чувствительных к весу стресс-системах

1. Фонологический вес

Эта карта связана с понятием фонологического веса . В двух предыдущих главах мы провели различие между несколькими типами веса:

(1)

а.

собственный вес (из-за свойств слога)

б.

ритмический вес (из-за ритмической опоры)

в.

вес диакритического знака (из-за лексической маркировки «ударения»)

Вес диакритического знака равен лексической маркировке. Ритмический вес принят для систем счета (см. главу 15, §2.2). Первая упомянутая категория, собственный вес , нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Внутренние свойства, определяющие вес, могут отличаться от одного языка к другому. Важным определителем веса является длина гласного , за которым следует закрытие слога . В принципе, эти два фактора независимы, но часто и долгие гласные, и закрывающие согласные приводят к тому, что слоги становятся тяжелыми для основного и/или вторичного ударения в одном и том же языке, оставляя легкую категорию для открытых слогов с короткими гласными. Длину гласных и закрытие слога иногда называют количественным весом

.

Обычно считается, что слоги делятся на начало (предвокальная часть) и рифма (остальные), а последняя часть имеет ядро ​​ (вокалическая часть) и коду (поствокальный согласный). Это можно показать с помощью следующих представлений, которые имеют отношение к количеству:

(2) 

Наиболее распространенными типами тяжелых слогов являются (2b) и (2c), которые имеют две единицы рифмовки, или, если использовать более распространенный термин, moras . В широком смысле мора — это единица веса, при которой легкие слоги имеют одну единицу, а тяжелые слоги — две.

Наши языки «типа 5» включают еще один весовой коэффициент, называемый заметностью , который мы обсуждаем более подробно в §4.4.

2. Определение значений

Значения карты 16A. Коэффициенты веса в системах, чувствительных к весу
Перейти к карте
  Значение Представление
Вес отсутствует или коэффициент веса неизвестен 261
Долгая гласная: долгие гласные сильно ударяют 65
Кода согласная: закрытые слоги тяжелы для ударения 18
Долгая гласная + Кода: долгие гласные или закрытые слоги 35
Известность: другие факторы тяжелы для стресса 41
Лексический: лексическое ударение, вес диакритических знаков 38
Комбинированный: два из вышеперечисленных факторов определяют вес 42
Итого: 500

2.

1. Без веса

Примерно в половине языков выборки вес слога не влияет на словесное ударение. Языки, чувствительные к весу, подразделяются на пять различных типов. На карте показаны следующие пять значений:

2.2. Долгая гласная

В этом типе только долгая гласная делает слог тяжелым. Пример этого происходит из Ирака (Южный Кушит; Танзания):

baˈʔeeso «бушбаки», ˈwawitmo «король». Обратите внимание, что закрытый слог во втором примере не перетягивает на себя ударение.

2.3. Кода согласная

В основном это языки, в которых нет долгих гласных. Следовательно, только согласная кода может сделать слоги тяжелыми. Примером такого языка является амеле (Маданг, Транс-Новая Гвинея; Папуа-Новая Гвинея): ˈnifula (вид жука) itiˈtom ‘праведный’. Амеле делает ударение на первый тяжелый слог (второй пример) или на первый слог (первый пример). Языки, которые имеют долгие гласные, но все еще используют только коды для веса, чрезвычайно редки или отсутствуют (см. обсуждение в § 4.2).

2.4. Долгая гласная + Кода

Для языков, в которых коды учитываются для веса и в которых есть долгие гласные, параметр по умолчанию состоит в том, что любой из них может сделать слог тяжелым сам по себе. Примером этого типа является хопи (уто-ацтекан; Аризона). Если первый слог легкий, ударение падает на второй:

hoˈnani ‘барсук’, а если первый тяжелый, то ударный: ˈsipmasmi ‘серебряный браслет’, ˈnaatɪhota ‘наносить себе вред’.

2.5. известность

Системы известности образуют несколько смешанную коллекцию. Есть несколько неколичественных характерных слоговых свойств, которые могут лежать в основе различий между тяжелым и легким. Одним из наиболее распространенных является противопоставление полных и сокращенных гласных, как в чувашском (тюркском; Россия), при котором ударение ставится на последнюю полную гласную или на первую сокращенную: sarlaˈka ‘широко’, ˈĕslĕpĕr ‘мы будем работать ‘. Чтобы сэкономить место, мы причислили системы ритмического веса (1b) к системам протуберанца. Для дальнейшего обсуждения возможных теоретических мотивов подсчета ритмических ударов как факторов заметности см. Goedemans (19).96).

2.6. Лексическая маркировка

Лексическая маркировка дает системы с непредсказуемым ударением по определению. Поскольку ударение является лексическим, оно может быть отличительным свойством, как мы видим в этих пушту (иранском, пакистанском и афганском) примерах: ˈguta ‘узел’, guˈta ‘нырок’.

2.7. Комбинированный

Эта категория представляет собой смешанный набор не менее чем из 15 различных комбинаций двух указанных выше весовых коэффициентов. Комбинации могут возникать, если правила ударения по-разному взвешивают слоги в разных позициях или обстоятельствах. Большой размер группы не имеет типологического значения, так как содержащиеся в ней системы весьма разнообразны. Мы представляем их как единую группу только потому, что они не подходят к другим типам и имеют общую «двойственную природу». Теоретически эти комбинированные системы очень интересны, так что в этом отношении большой размер группы весьма актуален. Однако обсуждение этого выходит далеко за рамки данной главы.

3. Географическое распространение

  1. Мы замечаем ряд широких обобщений:

  2. Мы не находим лексического ударения в Южной Америке и Австралии.

  3. Количественный вес встречается во всех областях и семьях.

  4. В австронезийских языках мы находим относительно высокую частоту систем протуберанца (где контраст между редуцированной гласной и полной гласной).

  5. В Европе север имеет больший количественный вес, а юг — большую значимость.

4. Теоретические вопросы

4.1. Всегда ли начало не имеет значения для веса?

Тот факт, что начало не имеет отношения к весу, кажется лингвистической универсалией. Есть несколько очевидных контрпримеров этому утверждению, а именно: некоторые австралийские языки, такие как Arrernte и Alyawarra (и амазонский язык Banawá), в которых ударение ставится на второй слог, если первый не имеет начала; Мадимади , в котором ударение делается на второй слог, если и первый, и второй легкие, а второй имеет корональное начало; Пулуват (океанский; Микронезия), в котором ударение ставится на первый слог, начинающийся с / h /; и Pirahã (Мура; Бразилия), который, по-видимому, имеет сложное правило ударения в зависимости от присутствия и озвучивания начала слога. Некоторые примеры приведены в (3).

(3)

Австралийские языки составляют самую большую группу. Для всех этих языков можно легко показать, что правило кажущегося ударения, чувствительного к началу ударения, является результатом исторического развития (так называемого «начального отбрасывания»), в котором начальный согласный в слове был утерян, а вместе с ним и первая гласная, если она исчезла. был коротким, сокращая гласную, если она была длинной. Впоследствии ударение сместилось на следующий слог (также в том случае, когда гласная все еще оставалась), создавая иллюзию правила ударения, чувствительного к началу. Два слова Мбабарама иллюстрируют этот процесс.

(4) Мбабарам (Пама-Ньюнган; Австралия)

а.

ˈbamba→ˈmba

б.

ˈwaːŋal →aˈŋal

Если мы апеллируем к экстраметричности (см. главу 14, §4.1) для «запутанных» начальных гласных (это дефектные слоги по арандическим стандартам и, можно сказать, отвергающие ударение), то мы видим, что эти языки не имеют правило стресса, чувствительного к началу, в конце концов, а скорее демонстрируют относительно регулярный, нечувствительный к количеству паттерн левого края хорея.

Мадимади — это австралийский язык с поистине «запретным» поверхностным ударением. Корональные вторые слоги, кажется, привлекают ударение. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ударение на самом деле находится только на последнем слоге первой морфемы в слове, которая может быть односложной или двусложной. В случае, если он двусложный, средний согласный был преобразован в корональный в историческом процессе. В совокупности эти явления создают впечатление возникновения чувствительного стресса. Более подробную информацию см. в Goedemans (1997).

Два оставшихся случая — пираха и пулуват. Образцы ударения в этих языках либо слишком сложны (пираха), либо слишком схематичны (пулуват), чтобы подробно обсуждать их здесь. Достаточно сказать, что паттерны либо не полностью описаны, либо открыты для более правдоподобного повторного анализа, как те, что приведены выше. См. Goedemans (1996; 1998) для подробного обзора чувствительности к началу стресса.

На сегодняшний день единственный известный нам случай истинной начальной чувствительности обнаружен в малайском языке Паттани, где близнецы в начале слова привлекают ударение, как показано на (5).

(5) малайский Паттани

ˌɟaːˈlɛː

‘улица/путь’

ˈɟːaːˌlɛː

‘ходить’ ( ← / + ɟalɛ /)

Этот паттерн, представленный Hajek and Goedemans (2003), включает начало гемината, что означает, что здесь задействованы совершенно другие структуры, чем те, что показаны в (2).

Мы поддерживаем утверждение, что однозначных правил ударения, чувствительных к началу, не существует, и следуем общепринятой метрической теории, сосредотачиваясь только на рифмованной части слога, когда имеем дело с весом. В этом случае (2а) всегда светло. В некоторых языках (2b) может быть тяжелым, а (2c) — легким, и в этом случае играет роль только длина гласной. В других языках, чувствительных к количеству, (2c) также может быть тяжелым.

4.2. Количество и длина гласных

StressTyp содержит не менее 20 чувствительных к весу языков, в которых отсутствуют долгие гласные. Таким образом, наличие длины гласных не является необходимым условием для количественных весовых эффектов. Но что, если присутствует длина гласной? Принято утверждать, что в системах, чувствительных к количеству, долгие гласные должны быть тяжелыми.0721 если есть . Потенциальным контрпримером этому утверждению является голландский (и немецкий), где только закрытые слоги действуют как тяжелые. Чтобы различать различные возможности, можно принять идею о том, что правила ударения могут «рассматривать» различные аспекты рифмы:

(6) Варианты чувствительности к количеству

1.

Ветвление только ядра = длина гласного (2b)

2.

Только разветвление рифмы = закрытие слога (2c)

3.

Ветвление в рифме = длина гласного и замыкание (2b,c)

Однако еще предстоит выяснить, действительно ли такие случаи, как голландский, игнорируют длину гласных для определения веса. Вполне может быть, что предполагаемые долгие гласные вовсе не долгие, а скорее напряженные (ср. van Oostendorp 2000).

4.3. Изменчивость веса кода

Когда коды могут придавать вес, это не означает, что это делают все согласные в кодовой позиции или что согласные, которые могут придавать вес, делают это во всех позициях в слове.

Межъязыковая изменчивость веса кода связана со случаями, когда весомыми являются только определенные согласные кода. Например, в Инге только сонорные согласные образуют тяжелые слоги, а слоги, оканчивающиеся на шумный звук, — легкие. Последний слог ударный, если он тяжелый; в противном случае стресс является предпоследним. Некоторые примеры приведены в (7).

(7) Инга (кечуан; Колумбия)

явар

«кровь»

Канчис

«семь»

апамуй

«принести»

Камкуна

‘вы.pl’

Также существуют языки с другими тяжелыми-легкими подразделениями среди множества возможных кодов. Довольно часто они связаны с голосовой остановкой. В языке мам (майя; Гватемала), например, вес присваивается в соответствии со шкалой (явление, которое мы часто встречаем), в которой слоги с долгими гласными являются самыми тяжелыми, за которыми следуют слоги с гортанной смычкой в ​​коде. Слоги, закрытые любым другим согласным, кроме гортанной смычки, находятся в нижней части шкалы.

Кроме того, может случиться так, что первичный стресс и вторичный стресс различаются по своей чувствительности к количеству (см. Rosenthal and van der Hulst 1999). В некоторых из этих случаев согласные имеют вес только в определенных позициях слова. В других случаях точный тип веса отличается для основного и вторичного напряжения.

4.4. Известность

В языках пятого типа неколичественные факторы определяют внутренний «вес» слога. Эти факторы часто называют факторами известности. В этом разделе мы упомянем некоторые из различных вариантов. Первый фактор заметности, который мы обсуждаем, — это (высокий) тон. В языках с контрастными высокими и низкими слогами (т. е. в тоновых языках) ударение может быть чувствительным к таким различиям и, например, располагаться на самом левом или самом правом высоком слоге в окне ударения. Посмотрите на северные примеры хайда (изолировать; Британская Колумбия) в (8), в которых ударение падает на последний слог с высоким тоном или на последний слог.

(8) Северная Хайда

ˌguudingˈee

‘гигантский фиолетовый еж’

ˌʡadlaˌdajanˈdááalˌgang

‘прыжок вверх.iter.along.pres’

Другой фактор заметности касается апертуры гласных или, в более общем смысле, качества гласных. Если апертура имеет значение, более открытые гласные будут считаться тяжелыми, в отличие от закрытых гласных. Примеры Yindjibarndi (Pama-Nyungan; Западная Австралия) в (9) показывают начальное ударение, если только второй слог не содержит низкий долгий гласный.

(9) Йинджибарнди

Мартуурраа

«сумерки»

ньилаарти

«местная медовуха»

Такое поведение отражает общую тенденцию среди факторов известности. Многие из них делят слоги таким образом, что более звучные являются тяжелыми, а другие легкими (вспомните Inga, которая в основном также является системой протуберанцев, в которой только сонорные коды делают слоги тяжелыми).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *