Гласные бывают: Гласные и согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.

Ударение. Тип ударения. Место ударения.

Урок 4: Ударение. Тип ударения. Место ударения.

Ударение – это выделение одного слога из такта. Слог выделяется релятивной разницей в супрасегментных признаках между отдельными слогами такта.

Тип ударения

По способу выделения слога из такта можно ударение подразделить на:

  1. динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха

  2. квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой

  3. мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

Чистых типов ударения фактически не бывает, почти всегда один тип сопровождается другим, хотя один из них преобладает.

Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным.

Мелодическое ударение встречается, напр., в сербохорватском, литовском, китайском и др. яз.

Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)

В языках с сильным динамическим ударением почти вся сила, выталкиваемой из лёгких струи воздуха, используется для произношения ударного слога. Для безударных слогов не достает силы, они ослабляются и изменяются.

Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией

.

По способу выделения слога из такта в русском языке сильное динамическое ударение: гласные в безударных слогах редуцируются, что приводит к многообразию гласных звуков (аллофонов), в которых реализуется ограниченное количество фонем русского языка. Силе русского ударения сопутствует длительность – подударный слог русского слова не только самый сильный, а также самый долгий.

В чешском языке слабое динамическое ударение: гласные в безударных слогах почти не меняются.

Например:   -mek        ve-čer                 вé-чер       зá— мок       за – мóк

Длительность гласных звуков ЧЯ выполняет смысло-различительную функцию и не связана с динамичностью ударения. (т.е. она является свойством сегментных элементов) и не зависит от ударной или безударной позиции.Долгие гласные вдвое длительнее кратких.

Длительность гласных звуков РЯ не является самостоятельным свойством сегментных элементов, она сопутствует силе динамического ударения и является его второстепенной характеристикой. Подударные гласные в 2-3 раза дольше безударных.

Итак, в РЯ сильное динамическое ударение со значительным квантитативным компонентом.

В ЧЯ слабое динамическое ударение без квантитативного компонента.

Например:

ра –бó-тать         мо-ло-кó       о-го-рóд           rá-na       ra-ná     pra-co-vat     pa-má-tka

Место удаарения

По месту выделяемого слога в слове различаются:

  1. фиксированное ударение (бывает всегда на определенном слоге – в ЧЯ на первом, во французском на последнем)

  2. свободное (разноместное), которое не связано с определенным местом в слове, оно падает на любой слог, напр., в РЯ, в английском. яз.

Свободное ударение имеет два подтипа:

  1. свободное постоянное т. е. в разных формах данного слова ударение падает    всегда на тот же слог (в английском яз., в большинстве слов РЯ)

  2. свободное подвижное т.е. в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги (напр., в некоторых русских словах – мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь).

В РЯ ударение свободное, подвижное и имеет функцию смысло-различительного, фонологического средства: зá-мок – за- мóк, пи-ли – пи-ли . В ЧЯ ударение фиксированное и не может приобрести фонологическую функцию.

Но подвижность русского ударения ограничена, в большинстве русских слов ударение постоянное.

Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение. Служебные и в немногих случаях также и некоторые самостоятельные слова не имеют на себе ударения и примыкают к соседнему слову как проклитики или энклитики.

Энклитиками являются некоторяе частицы, напр.: скажи-ка, учитель же сказал …, иногда это могут быть и самостоятельные слова, напр.: нé дал, нé жили, взять зá волосы и др.

Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы и прочее, напр.: на завóде, об этом, не говорите…. Некоторые односложные предлоги в сочетании с определенными существительными иногда перетягивают ударение на себя (следующее слово становится безударным, энклитическим). Напр.: нá голову, зá руку, пóд руку, бéз вести …(в ЧЯ это касается почти всех предлогов).

Двухсложные и трехсложные служебные слова бывают или безударными или слабоударяемыми (с побочным ударением), напр., через чáс или чéрез чáс.

Многосложные словa, образованные путем сложения двух или больше основ, имеют наряду с основным ударением еще одно (или больше) —

побочное. Основное ударение падает всегда на ударный слог последней основы многосложного слова, побочные бывают ближе к его началу, напр., дáльневостóчный, рáдиопередáча. Сложные слова, небольшие по объему, побочного ударения не имеют: паровóз, садовóд.

Упражнения

Упражнение 4.1

Читайте, следите за изменением ударения в родственных словах

Гóрод – городá – гóрода – огорóд – городовóй – зáгородного

Хóлод – холодá – хóлодно – холодновáто – похолодáло

Гóлос – голосá – гóлоса – голосовóй – подголóсок

Морóз – зáморозки – подморозило – выморозило – морóзного

Ворóт – ворóта – подворóтня – воротничóк – подворотничóк

Бородá – бóроды – подборóдок – бородáвка

Рабóта – зарабóток – зарабóтал – выработал

Зóлото – золотистый – позолóта – позолóченный

Вóрон – ворóна – воронóй – вороньё – воронёнок

Упражнение 4.

2

Образуйте слова по образцу, следите за ударением

Образец: подарить – подáрок

Отрывáть — поступáть — снимáть — 
Слепить — набросáть — обломáть
 
Обрезáть — недовéсить —   

Упражнение 4.

3

Образуйте слова данной ритмической модели

тá –та

та – тá

та – та – тá

та – тá – та

тá – та – та

Упражнение 4.4

Расставьте ударение

Город, доктор, доклад, завод, фотограф, пароход, композитор, альбом, овраг, аппарат, овощи, комната, автомашина, собака, дорога, скала, голова, борода, оса, окно, остановка, куколка, бабушка, отец, сестра, лекарство, отчество, берег, без места, под окном, в лесу, на столе, под снегом, у дома, у города, над дверью, по полю, через реку.

Упражнение 4.5

Читайте, следите за ударением и правильным произношением

Век – векá, тело – телá, дело – делá, лес – лесá, цвет – цветá

Пять – пяти, взял – взялá, снял – снялá, тянут – тяни.

Литература

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

гласные буквы твердые и мягкие — 25 рекомендаций на Babyblog.ru

Раньше дети учились читать уже в школе, и мало кого из родителей волновал вопрос обучения на дому. Сейчас детки хоть и идут в школу раньше, не с 7, а с 6 лет, но к ним уже выставляются требования знания алфавита, а в некоторых школах даже умения читать. Можно нанять ребенку репетитора или сдать его на развивающие занятия в специальный детский центр, а можно научить малыша читать дома. Ведь домашние занятия не только развивают ребенка, но и дают возможность дополнительного общения с мамой и папой.

Мой ребенок научился читать в 3 года, правда не без помощи одной очень хорошей учительницы, которая дала нашим занятиям толчок, а дальше мы развивались сами. Потому я теперь знаю, какие подводные камни могут быть в обучении чтению дошколенка.

Во-первых, купите правильный букварь. Правильный букварь построен на методике обучения чтению сразу по слогам, то есть малыш учиться читать слоги, а не буквы. Могу посоветовать 2 букваря, которые были у нас: А.Н. Ткаченко и Н.С Жуковой.

Во-вторых, обучая ребенка алфавиту, учите не буквы, а звуки. То есть все согласные должны звучать как «б, п, м,..», а не «бэ, пэ, эм..» и т.д. Что касается гласных, покажите малышу, что в отличие от согласных они тянутся и что их можно петь. Кстати пропевание гласных — это еще и очень хорошее логопедическое упражнение.

В-третьих, ничего нельзя делать насильно, малыш должен воспринимать обучение как игру, потому нелишним будет приобрести пособия-игрушки: магнитная азбука, кубики с буквами, настенный алфавит (внимательно выбирайте говорящий алфавит, там обязательно должна быть функция обучения звукам, а не буквам), лото, раскраски с буквами. Малыши лучше запоминают, как выглядит буква, если вы ее вместе выложите из спичек, слепите из пластилина, постараетесь научиться писать. Потрясающие результаты для обучения чтению дает игра: «На какую букву начинается слово?» Как только малыш на слух начнет определять букву, понимание составления слогов пойдет легче.

Теперь о самом обучении — учим ребенка правильно читать по слогам.

Начните учить ребенка читать со слогов с буквой А. Выучили букву А, а затем по очереди учите согласные и составляете из них слоги на А: «ба, па, ма, ла, ва» и т.д. Параллельно вы учите слоги и с обратным чтением букв «аб, ап, ам, ал, ав». Ребенок должен понять, что положение букв относительно друг друга влияет на их чтение. Чтобы объяснить ребенку как составить слог, попробуйте первую согласную как бы протянуть к гласной, удобно начинать с шипящих и сипящих букв, а когда малыш поймет суть, то учить другие буквы. Например, вы читаете: «ССССС-А, получается СА», «ХХХХХ-А, получили ХА».

Когда малыш уже запомнит чтение нескольких слогов, начинайте составлять простые слова из них, например, «ма-ма, ба-ба, ла-ва, ла-ма» и т.д. Усложняйте занятия словами из трех слогов, например, «па-на-ма, ка-на-ва».

Следующий этап, это обучение чтению слов, которые состоят из слогов и отдельных букв, из слогов с разным сочетанием гласной и согласной, например, «ма-к, ра-к, ка-р-та, па-р-та, ар-ка». Чтобы ребенку было интереснее, обучение новой букве моделируйте игрой. Обязательно, составьте как можно больше слов на эту букву, нарисуйте, слепите ее, приготовьте еду из слов на эту букву, например, С — суп, слива, К — каша, капуста, Р — рис, рожки, А — апельсин, азу и т.д. Вспомните сказочных персонажей на эту букву и перед сном обязательно прочтите о нем сказку, например, П — поросята («Три поросенка»), С — Снегурочка, Р — Репка и т.д.

Когда малыш освоит слоги с буквой А, даже не выучив еще все согласные, можно приступать к следующим гласным, например, к букве О. дальше порядок тот же, простые слова, более сложные. Теперь уже из слов можно составлять первые предложения, например, «Ма-ша ма-ла, Во-ва мал». Пройдя все гласные ваш малыш уже сможет прочитать заветное «Ма-ма мы-ла ра-му»!

Напоследок оставьте мягкий и твердый знак, а также букву Й. Очень хорошо читать несколько слов, одинаково заканчивающихся на эти буквы, например, «ма-йка, ра-йка, па-йка», «со-ль, мо-ль, ро-ль» и т.д.

Закрепляйте пройденный материал составлением слов из магнитной азбуки или кубиков. Мы, например, читаем перед едой, эта игра заинтриговывает мою дочку и даже повышает аппетит, ведь она ест, то что загадано из букв а холодильнике. Например, «Прочитай, что я тебе приготовила?». «Су-п». «А теперь прочитай, что в супе?» «Лу-к, мя-со, ма-ка-ро-ны, кар-тош-ка».

Очень полезно играть в школу, это и подготовка к школьной среде и порядкам, и замечательная ролевая игра. Причем обычно дети не хотят брать себе роли самих себя, им интересно примерить на себя роль взрослых, потому в нашей домашней школе я всегда ученица, а дочка — учитель. Она дает мне задание написать то или иное слово, а я пишу то правильно, то с ошибкой. «Учительница» исправляет меня и ставит оценку. Например, «Дети, напишите слово БОЧКА!» А я пишу «бЕчка», ребенок читает и исправляет Е на О. Чем дальше, тем сложнее. Учитесь правописанию слов с буквой О «мОлОко, кОрова» и т.д., а также правилу «Жи, ши пиши с И». Поверьте, четырех- пятилетнему ребенку это вполне под силу. А уже в 5 лет можно начинать читать первые книги, например, из серии «Читаем по слогам».

Если у малыша что-то не получается, или он не хочет заниматься, не нервничайте и не расстраивайтесь, отложите занятия на некоторое время. В конце концов, бывает так, что ну нет у мамы педагогического таланта, тогда можно отдать ребенка в детский центр, где точно знают как правильно научить читать ребенка, а дома закреплять навыки играми и заданиями. Верьте в своего малыша, у вас все получится!

Автор: Туник Ариадна

гласных | фонетика | Британника

Похожие темы:
дифтонг приближенный монофтонг гласная переднего ряда средний гласный

Просмотреть все связанные материалы →

гласный , в человеческой речи звук, при котором поток воздуха из легких проходит через рот, функционирующий как резонансная камера, с минимальным препятствием и без слышимого трения; например, i в «подгонке», а и в «упаковке».

Хотя гласные обычно воспроизводятся с помощью вибрирующих голосовых связок, гласные могут произноситься без такой вибрации, что приводит к глухому или шепотному звуку. С точки зрения артикуляционной фонетики гласные классифицируются по положению языка и губ, а иногда и по тому, выходит ли воздух через нос.

Высокие гласные (например, и в слове «машина» и u в слове «правило») произносятся с выгнутым к небу языком. Низкая гласная (например, a в «отец» или «хад») произносится с относительно плоским языком и низким положением во рту, а рот открывается немного шире, чем для высоких гласных. Средние гласные (например, и в «кровати» и или в «полюсе») имеют положение языка между крайними высокими и низкими.

Еще из Britannica

Фонетика: Артикуляционная фонетика

Высокие, средние и низкие гласные также классифицируются в соответствии с расстоянием между ними. Гласная переднего ряда произносится, когда верхняя часть языка выдвинута вперед во рту и несколько изогнута. a в «had», e в «bed» и i в «fit» — гласные переднего ряда. Гласная заднего ряда — , например, , u в слове «правило» и o в слове «полюс» — произносится, когда задняя часть языка приподнята к мягкому небу (велуму).

Форма и положение губ дают третье артикуляционное измерение, по которому классифицируются гласные. Губы могут быть округлены или расширены, что называется лабиализацией.

Дополнительными артикуляционными признаками, описывающими артикуляцию гласных, являются «широкий» и «узкий», «напряженный» ( fortis ) и «слабый» ( lenis ). Широкий и узкий относятся к положению корня языка. Для образования узкой гласной корень языка оттягивается к стенке глотки, а глотка сужается. Для образования широкой гласной корень языка выдвигается вперед, так что глотка расширяется. Напряженный и расслабленный — менее четко определенные термины. Напряженные гласные артикулируются с большим мышечным усилием, немного более высоким положением языка и большей продолжительностью, чем слабые гласные.

Все гласные можно разделить на две основные категории: дифтонги и монофтонги. Дифтонги – это скользящие гласные, в артикуляции которых происходит непрерывный переход из одной позиции в другую. В этом отношении дифтонги противопоставляются так называемым чистым гласным, или монофтонгам.0013 т. е. неизменных или устойчивых гласных. Хотя это одиночные звуки речи, дифтонги обычно представлены в фонетической транскрипции речи с помощью пары символов, указывающих начальную и конечную конфигурации голосового тракта. Многие гласные в большинстве диалектов английского языка являются дифтонгами — например, гласные в словах «out» и «ice» соответственно.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Полугласные — это звуки, произносимые так же, как и гласные, но используемые и воспринимаемые как согласные. Примеры включают y в слове «зевок» и w в слове «ходьба».

Гласные или согласные легче выучить?

Линда Стаки Онлайн-членство, уменьшение иностранного акцента

Несомненно, гласные в американском английском выучить труднее, чем согласные. Почему? Потому что в американском английском большинство согласных связаны с одним звуком, тогда как в английском есть пять букв, которые представляют нашу систему гласных, но есть около 22 вариантов произношения этих гласных.

Даже если вы знаете все гласные звуки и освоили их, еще больше усложняет ситуацию то, что существует несколько вариантов написания каждого звука. Существует довольно немного запоминания, которые должны быть изучены. Другими словами, есть несколько правил, которым человек может научиться писать или произносить слова, но многие слова нужно просто запомнить.

Это непростая задача для изучающего второй язык. Я сочувствую. Несмотря на то, что я знаю английский, я недавно планировал поездку на Гавайи, и потому названия городов, вулканов, рек и т. д. нарушили все правила, которые я знаю, когда речь идет об английском языке. Слова выглядели как на иностранном языке, и я понятия не имел, как произнести слово, состоящее из четырех гласных вместе. Итак, я потратил некоторое время, пытаясь выучить их произношение. Я с треском провалился за короткое время, которое потратил на обучение перед поездкой. Я приехал с американским акцентом и довольно неловким произношением. Когда вы смотрите на слово, так трудно понять, как его произнести.

Вот почему:

В гавайском языке всего восемь согласных фонем: /p, k ⁓ t, ʔ, h, m, n, l ⁓ ɾ, w ⁓ v/, а также некоторые вариации их произношения.

И в этой части было интересно про гласные:   

«В зависимости от того, как анализировать список гавайских гласных фонем, в нем либо 5, либо 25 фонем. [27]  Минимальная цифра 5 достигается при подсчете только /u/, /i/, /o/, /e/ и /a/ в качестве фонем. Дифтонги и долгие гласные анализируются как последовательности из двух гласных.

Короткие гласные фонемы: /u, i, o, e, a/.

Если долгие гласные считать отдельно, это /uː, iː, oː, eː, aː/.

Если дифтонги считаются отдельно, это /iu, ou, oi, eu, ei, au, ai, ao, ae, oːu, eːi, aːu, aːi, aːo, aːe/». Википедия

Теперь я понимаю, почему мне трудно произносить гавайские слова (мне даже пришлось искать, как пишется «гавайский»). Стоит ли удивляться, что изучающий язык тоже испытывает трудности?

В американском английском так много вариантов написания и произношения, что человеку, не являющемуся носителем английского языка, приходится тратить больше времени на изучение гласных, чтобы освоить их. Несмотря на то, что это непросто, выучить их — хорошая идея, поскольку гласные звуки действительно несут в словах большое значение. Рассмотрим слова летучая мышь, пари, купил, укусил и укусить. Эти слова имеют смысл из-за гласной. При неправильном использовании это может привести к катастрофе или просто досадной ошибке.

Если вы хотите узнать больше о произношении гласных и согласных в американском английском, у нас есть рекомендуемая программа, специально предназначенная для вас, под названием NativeAccent Software

.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *