Безударные гласные
При общении мы произносим звуки, не задумываясь об их написании. Так, многие слова мы проговариваем через «а», хотя пишутся они через «о». Зачастую ставить нужно совсем иную гласную, поэтому на письме постоянно возникают вопросы. Разумеется, в ударном слоге (то есть слоге, выделяемом силой голоса или более длительным произношением) пишется та буква, которая слышится. Например, в прилагательном «полосатый» слог -са- находится под ударением, поэтому другой гласной буквы, кроме «а», в нем не напишешь. Но в первом и втором слогах, несмотря на то, что отчетливо слышится «а», следует писать «о». Таким образом, гласные, которые находятся в безударных слогах и вызывают сомнения на письме, называются безударными (сомнительными, неясными). Чтобы быть уверенным в безошибочном написании слова, следует знать определенные правила и уметь их применять.
Все орфограммы на безударную гласную делятся на две группы:
- можно проверить ударением или правилом;
- непроверяемые.
Для проверки безударной гласной ударением следует изменить слово с орфограммой так, чтобы у сомнительной буквы появилось ясное звучание. Под изменением слова подразумевается подбор других его словоформ путем склонения (спряжения) первоначальной формы по числам, родам, падежам или лицам; нахождения родственных (однокоренных) лексем. Это правило распространяется на все части речи. Кроме того, неважно, какой морфеме принадлежит неясная гласная. Так, с помощью ударения проверяется безударная буква:
- в главной морфеме слова — корне:
зеленеет — зелень, трава — травка, городской — город;
- в суффиксе. Чтобы сделать правильный выбор, следует подобрать любое другое слово, стоящее в той же форме и имеющее аналогичный суффикс, но гласная в нем должна быть под ударением:
полковник, ежедневник, виновник — озорнѝк;
- в окончании. Здесь используется тот же принцип, что и для суффиксов. Например,
в одежде, на стуле, в поле — на стенѐ, в столѐ.
Обратите внимание: и проверяемые, и проверочные слова выражены существительными в предложном падеже;
- в приставке. Проверяются словами и их словоформами с аналогичной приставкой, но с ударной гласной. Например, в приставках глаголов
открывать, отставить, отнимать
пишем «о», потому что одно из них можно проверить словоформой с ударной буквой
о̀тнял;
следовательно, в приставках других из этого ряда тоже пишется та же гласная.
Не все слова с сомнительной гласной можно проверить подбором проверочного слова. В этом случае следует воспользоваться определенным правилом. Существует множество различных орфограмм на безударную гласную, которую нельзя объяснить ударением. Кратко перечислим некоторые из них.
- Чередующиеся безударные гласные в словах с корнями -кас-, -кос-; -дер-,
-дир-; -лаг-, -лож-; -раст-, -рос- и другими.
- Безударные гласные в приставках:
- пре- и при-, пра- и про-;
- раз- и роз-, рас- и рос-;
- не имеющих иного написания: на-, за-, наи-, по-, до-, недо-.
- Безударные гласные в суффиксах:
- -ски, -цки, -ьи наречий;
- -ость, -ович, -ов, -ок, -от, -овск, -ова;
- в наречиях с приставками в-, за-, на-, до-, из-, с-.
- Правописание безударных соединительных гласных.
- В падежных окончаниях прилагательных, существительных нарицательных и собственных, числительных.
- В глагольных формах.
- В инфинитивах, заканчивающихся на –ть.
- В служебных частицах «не» и «ни».
Слова, в которых сомнительные гласные нельзя проверить ни ударением, ни правилом, следует писать в соответствии с орфографическим словарем. Их нужно запомнить.
Безударные гласные в корне — Энциклопедия современных знаний
Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться
Чередование гласных
Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию.
Давным-давно на белом свете
Жил пятиклассник, мальчик Петя,
Хоть был талантлив и умен,
Но с русским был не дружен он.
И дома, в школе, на уроке
Все сыпали ему упреки:
«Правописания правил он
Не знает, глупых мыслей полн!»
Пришел конец терпенью Пети,
И он решил, вы все заметьте,
Пойти в страну Правописания
И осмотреть все со стараньем…
Шел долго, коротко ли шел,
Но все ж страну ту он нашел…
Войти никак нельзя туда,
Коль не предложишь ты труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнулись тесно-тесно в ряд.
И говорят все вместе Пете:
«Зачем пришел к воротам этим?»
Им Петя вежливо сказал,
Что познакомиться желал:
Чередованья А и О
В корнях замучило его.
Навстречу вышел корень –КАС-,
И суффикс –А- за ним тотчас,
Все потому, что корень –КАС-
Без –А- ни шагу напоказ.
Коль суффикс –А- пропал куда-то,
А за ними –КЛАН- и –КЛОН-
Выходили на поклон.
Выходили, говорили,
И трещали, и твердили.
«Если мы без ударенья,
О пиши без промедленья!»
Корни –РАСТ- и –РОС-
Встали во весь рост
И сказали: «Букву А
Пишем, Петя, не всегда.
Если вслед за корнем
СТ или Щ
То писать, запомни,
Нужно букву А.
Но ,к большому сожалению,
Существуют исключения
РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил
РОСТИСЛАВОМ звали
Он РОСТОК себе купил
Где-то на вокзале».
Корни –СКАК- и –СКОЧ-
Поболтать не прочь:
«Перед буквой К
Пишем только А
Перед Ч пиши
Букву О, спеши!»
Корни –МОК- и –МАК-
Говорили так:
«Ты в глаголах со значеньем
«Пропускать воды теченье»
Напиши лишь корень –МОК-,
Чтоб придраться кто не смог.
Ну, а в «жидкость погружать»
Нужно корень –МАК- писать»
Миг – и корни распустились.
Все куда-то разом скрылись,
И оставили его
Там, у входа, одного.
(Л.Дурницина.)
Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Под ударением пишам ГАР, —
Без ударенья – ГОР.
К примеру: ЗАГОРЕЛ, ЗАГАР.
Наоборот: ЗАР – ЗОР
Страшные страдания от чередования:
Е и И, иль А и О-
Впрямь в глазах от них темно.
Я придумал- очень просто:
Коль за корнем суффикс А,
Букву И пишу я в корне,
Без сомнения в словах.
Буква Е тогда нужна, Коли нет за корнем А.
Замереть и замирать,
Запереть и запирать,
Расстелить и расстилать-
Я не стану впредь гадать,
Потому что умный суффикс
Всё мне должен подсказать!
О чередованиях в корнях Е – И,А – О
Страшные страдания от чередования;
Е и И иль А и О —
Впрямь в глазах от них темно.
Я придумал — очень просто:
Коль за корнем суффикс А,
Букву И пишу я в корне,
Без сомнения в словах.
Буква Е тогда нужна,
Коли нет за корнем А.
Замереть и замирать,
Запереть и запирать,
Расстелить и расстилать –
Я не стану впредь гадать,
Потому что умный суффикс
Всё мне должен подсказать
Непроизносимые согласные
Властный, яростный и праздный…
Здесь, мой друг, барьер опасный:
Невыносимая — непроизносимая!
Надо слово изменить,
И она-как зазвенит:
Праздный-празден, властный-власть
Наработался я всласть!
Буквы О, Ё после шипящих
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Шорох слышится в трущобах,
Шомпол потерял в чащёбе,
Шов порвал на капюшоне,
Чопорно поправил шорты,
Шоколадку съел жокей,
А шофёр, свернув с шоссе,
Как обжора, съел крыжовник…
Ты не понял ничего?
Нужно здесь писать нам О!
Шорох, крыжовник, шов, капюшон —
Слова нарушают привычный закон,
Под ударением вместо Ё
Стоит в исключениях буква О.
Сэр Джоуль, жокей и ужасный пижон,
Надев как-то шорты и капюшон,
Отправился к другу выпить крюшон.
Идя по шоссе, он увидел вдали
Жонглёра в шотландке, босого, в пыли.
Крыжовник тот ел и ломал наугад
В блестящей обёртке большой шоколад.
Ы, И после Ц
а) Цыган на цыпочках
Подошёл к цыпленку
И цыкнул: «Цыц!»
б) Гласные после Ц (об исключениях)
Цыган цыкнул, встал на цыпки.
«Цыц», — цыплёнку говорит.
Букву Ы здесь в корне пишем,
Так нам правильно велит.
Ясно, без сомнения –
Это исключения!
ЖИ-ШИ
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У.
Разделительный ь
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Мягкий знак
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, десять, девять, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки.
Уголками угольки,
Банька в банку превратится
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Безударные гласные в корне
а) Если в гласной есть сомненье,
Измени ты слово так:
Ставь её под ударенье,
И не попадешь впросак
б)Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Удвоенные согласные
Грамм, грамматика, программа,
Коммунист и телеграмма.
«Эм» вторую как-нибудь
Написать не позабудь.
Аллея, иллюстрация,
Коллектив, иллюминация,
Миллион и металл –
Я два «эль» написал.
Класс, комиссия и касса,
Пассажир, экспресс и трасса,
Кросс, профессия, прогресс –
Напиши две буквы «эс».
Колосс, шоссе и масса,
Пресса, касса, трасса.
Бассейн, профессор и конгресс –
Поставь в словах две буквы «эс».
Терраса и террор,
Территория, перрон,
Корреспондент и баррикада
Писать с двумя «эр» надо.
Безударные гласные в корне.
Подбор проверочных словПохожие статьи.
Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от ударения
Произношение безударных гласных
Произношение гласных звуков
Буквы выстраиваются без гласных.др ж б
Безударные гласные в речи учащихся: изучение данных IPCE-IPAC
1. Введение
Английский язык характеризуется редукцией безударных гласных, обычно представляемых фонологически как /ə/. Было доказано, что это фонологическое явление трудно воспроизвести изучающим иностранный язык, у которого нет этого спектрального сигнала словесного ударения (Flege & Bohn, 1989; Lee et al., 2006) 1 . Настоящее исследование направлено на описание поведения безударных гласных в английском языке второго уровня носителей трех романских языков второго уровня, не имеющих фонологической редукции гласных: итальянского, французского и испанского.
2. Методика
Для анализа использовались аудиозаписи задания на чтение вслух из корпуса Interphonology of Contemporary English (IPCE-IPAC, Herry-Bénit et al., готовится к печати) 2 . Для нашего анализа была выбрана речь для чтения вслух, потому что 1. она дает сопоставимые данные о гласных в идентичных фонологических контекстах для всех говорящих и 2. ее можно использовать в качестве основы для оценки влияния правописания на произношение редуцированных гласных. Данные из 15 итальянских 9Были проанализированы 0013 L1 , 15 французских L1 и 10 испанских L1 носителей. Фонемное выравнивание записей выполнялось автоматически с помощью WebMaus (Kisler et al., 2017) 3 , затем корректировалось вручную. Ударные и безударные гласные аннотировались в соответствии с их графическими формами: ⟨e⟩ → /e/ и /ə/, ⟨a⟩ → /æ~ɑː/ и /ə/ и ⟨o⟩ → /ɒ~ɔː/ и / ə/. Некоторые комбинации графем были исключены из анализа для контроля ротацизации (⟨ar⟩, ⟨er⟩, ⟨or⟩), веляризации (⟨al⟩, ⟨el, le⟩, ⟨ol⟩) и палатализации (⟨ion⟩, ⟨ ян⟩). Затем значения F1 и F2 были извлечены и нормализованы для сравнения между говорящими (Лобанов, 19 лет).71) 4 . Данные о длительности также были извлечены для всех гласных. Попарные сравнения пространства гласных ударных и безударных вариантов одних и тех же графических гласных были выполнены для оценки их различения. Это было сделано путем сравнения оценок Пиллаи для конкретных говорящих (Hay et al., 2006; Nycz & Hall-Lew, 2014) 5 ; 6 получено из тестов MANOVA по формуле (F1, F2, длительность) ~ фонема
.
3. Результаты
Некоторые специфические для L1 тенденции проявляются при просмотре средних показателей Пиллаи: носители испанского языка демонстрируют самый высокий уровень совпадения между ударными и безударными версиями ⟨a⟩ и ⟨e⟩ (более высокие баллы Пиллаи = меньшее совпадение), за ними следуют франкоговорящие, а затем итальянцы. динамики (см. также рис. 1). Существует значительно более низкая степень перекрытия между ударным и безударным ⟨o⟩ во всех трех группах L1. Однако средние значения, показанные здесь, показывают важные стандартные отклонения, которые предполагают, что внутри L1 существует вариация в перекрытии ударных и безударных гласных.
⟨ˈa⟩ против ⟨a⟩ (/æ~ɑː/ против /ə/) | ⟨ˈe⟩) против ⟨e⟩ 90 /4/2 против . | /ɒ~ɔː/ vs. /ə/) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
L1 | x̄ Pillai score | sd | x̄ Pillai score | sd | x̄ Pillai оценка | sd |
итальянский | 0,52 | 0,138 | 0,57 | 0,093 | 0,575 0,57 0,570058 0,087||
French | 0,46 | 0,143 | 0,46 | 0,147 | 0,62 | 0,134 |
Spanish | 0,33 | 0,109 | 0,39 | 0,112 | 0,72 | 0,107 |
При отдельном анализе данные о длительности были постоянно длиннее для ударных гласных во всех L1, показывая, что продолжительность является фонетической признаком, используемой для обозначения ударения всеми тремя группами учащихся.
Тот факт, что изучающие итальянский язык имеют более высокую степень разделения между ударными и безударными ⟨a⟩ и ⟨e⟩, интересен, учитывая, что его набор гласных меньше, чем у французского, и что сокращение гласных не является ни контрастным, ни акустическим сигналом для стресс. Можно провести еще несколько анализов, чтобы лучше понять поведение безударных гласных в речи учащихся. Переменные социолингвистического фона говорящих (возраст первого контакта с английским языком L2, самооценка уровня владения языком и время, проведенное за границей) в настоящее время анализируются, чтобы определить их долю в результатах совпадения, представленных выше. Кроме того, извлеченные данные учащегося следует сопоставить с данными спонтанной речи, а также с данными родного английского языка, чтобы определить, возникают ли аналогичные модели перекрытия гласных между ударными и безударными гласными в английском языке L1.
Рисунок 1: Пространство гласных и перекрытие ударных и безударных ⟨a⟩, ⟨e⟩ и ⟨o⟩
Флеге, Дж. Э., и Бон, О. С. (1989). Инструментальное исследование сокращения гласных и расстановки ударения в английском языке с испанским акцентом. Исследования по изучению второго языка, 11 (1), 35–62. https://doi.org/10.1017/S0272263100007828 ↩︎
Херри-Бенит Н., Лопес С. и Камияма Т. (без даты). Интерфонология современного английского языка IPCE-IPAC: методологические вопросы. Международный журнал исследований корпуса учащихся. ↩︎
Кислер, Т., Райхель, У. Д., и Шил, Ф. (2017). Многоязычная обработка речи через веб-сервисы. Компьютерная речь и язык, 45 (сентябрь), 326–347. Ли, Б., Гайон, С.Г., и Харада, Т. (2006). Акустический анализ производства безударных английских гласных ранними и поздними корейскими и японскими билингвами. Исследования по изучению второго языка, 28 (3), 487–513. https://doi.org/10.1017/S0272263106060207 ↩︎
Лобанов Б. М. (1971). Классификация русских гласных, произносимых разными носителями. Журнал Акустического общества Америки, 49(2Б), 606–608. https://doi.org/10.1121/1.1912396 ↩︎
Nycz, J., & Hall-Lew, L. (2014). Лучшие практики измерения слияния гласных. Proceedings of Meetings on Acoustics, 20(1), 060008. https://doi.org/10.1121/1.4894063 ↩︎
Лаборатория анализа речи
Социофонетическое исследование повышения безударных гласных в испанском языке мексиканской сельской общины
Дженнифер Барахас, доктор философии. (в настоящее время в Университете Брэдли)
В то время как вокальная система в испанском языке обычно описывается как стабильная, появляется все больше свидетельств диалектных вариаций гласных. В центре внимания настоящего исследования находится переменное повышение гласных в сельском мичоакском испанском языке, которое включает средние гласные / e / и / o / в безударных посттонических позициях и их вариативные реализации как [e, i] или [o, u].
], соответственно. В этой диссертации я выполняю социофонетическое исследование этого переменного процесса, используя акустическую информацию о формантных значениях соответствующих гласных, и исследую влияние различных лингвистических и социальных факторов на это явление. Предыдущие исследования повышения безударных гласных в основном были сосредоточены на Пуэрто-Рико (Holmquist 19).98, 2005 г. и Оливер Раджан, 2007 г., 2008 г.). В нескольких исследованиях упоминается, что повышение гласных происходит в Мексике, но ни одно из них не дает подробного описания этого процесса. Моя диссертация посвящена различиям в реализации средних гласных в испанском языке, на котором говорят в Колонго, штат Мичоакан, Мексика, и это первое систематическое описание повышения гласных в этом регионе.Что касается независимых переменных, я смотрю на лингвистические факторы, которые, как было показано, влияют на повышение в других диалектах, такие как тоническая гласная, предшествующая согласная, последующий звук, образец ударения, а также то, находится ли гласная в открытом или закрытом слоге, среди прочих.