Гимназия фонетический разбор слова: Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ

Развивать фонематический слух необходимо, но зачем уметь слышать деление буквы Я на звуки [j] и [а], буквы Ё на [j] и [о]? Как это способствует правописанию? Или это нужно только для темы фонетики?

Работа по развитию фонематического слуха очень важна. Слышать звуки речи, осознавать, ЧТО мы произносим, — это ещё одна наша способность, как умение считать в уме, правильно петь или выразительно читать… Можно, конечно, прожить и без развития этих способностей, но именно они позволяют ребёнку более объёмно воспринимать мир, наблюдать, анализировать, производить сложные мыслительные операции и делать выводы — одним словом, развивают его мозг.

Хороший фонематический слух позволяет ученику более тонко чувствовать материю родного языка, улавливать его закономерности, а также улучшает способности ребёнка к изучению иностранных языков.

Вы спрашиваете, для чего детям слышать, что буквы Е, Ё, Ю, Я в некоторых словах обозначают два звука. Только ли для того, чтобы позже, выполняя фонетический разбор, ученики не ошиблись при характеристике и подсчёте звуков?

Фонетический разбор — это одна из целей, но далеко не главная.

Во-первых, ученики младших классов, занимаясь фонетическими упражнениями и видя разницу звучания и написания слов, становятся более внимательными в правописании. Они готовы к тому, что слово может писаться совсем не так, как оно произносится, — надо думать, чтобы не совершить ошибку, подбирать проверочные слова, применять правила…

В средних и старших классах это понимание поможет детям при разборе слов по составу.

Давайте рассмотрим следующий пример: «Работа геолога требует специальных знаний».

Выполняя морфемный разбор слов этого предложения, дети сталкиваются с трудностью в слове «знаний». Что же такое -ий в этом слове? Большинство учеников выделяют -ий как окончание, совершая очень распространённую ошибку.

Тогда я вызываю ребёнка к доске и прошу изменить слово «знание» по числам и падежам, причём произносить слова по звукам. Ученик устно склоняет: «Знание, знания, знанию, знаниями, знаний…» Я прошу определить, что именно в этих словах — окончание.

И вот тут видна разница между учениками, никогда не работавшими по программе РКШ, не знакомыми со звуковой работой, и учениками с развитым фонематическим слухом.

Первые рассуждают так: «Знани-е, знани-я, знани-ю, знани-ями, знани-й. Значит, в слове «знаний» окончание -й.

Вторые произносят так: «Знаний-э, знаний-у, знаний-ами, знаний-… Значит, в слове «знаний» окончание нулевое. «-Ний» — суффикс».

У вторых правильный ответ.

Таким образом, дети, осознающие, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, допускают меньше ошибок в морфемном разборе.

Часто я вижу, как помогает детям развитый фонематический слух на уроках иностранного языка. Например, тема «Артикль a и an». Объясняю детям: перед гласными звуками артикль употребляется артикль an: an apple, an elephant, an aunt… Проверяю тетради и нахожу ошибки, например: аn uniform, an union, an university… Такие ошибки допускают ученики, которые не слышат, что первый звук в этих словах — [j], согласный. Хотя буква U в учебных английских алфавитах помечена красным цветом — «гласная».

Можно сделать вывод, что хорошо развитый фонематический слух помогает ученикам не только при выполнении фонетического разбора, но и при изучении других разделов русского языка, а также при овладении иностранными языками.

Презентация — Фонетический разбор слова

Поделиться  

1,978
просмотров

Презентации / Русский язык / Фонетический разбор слова

Скачать презентацию Понравилось   |   1

Текст этой презентации

Слайд 1

Фонетический разбор слова
Составила учитель русского языка и литературы высшей категории КГУ «Гимназия №21» города Алматы, РК Емельянова О.В.

Слайд 2

Порядок фонетического разбора
Деление на слоги и проставление ударения. Прописывание в столбик букв. Прописывание в столбик звуков речи в квадратных скобках. Характеристика звуков речи: а) гласный ударный или безударный; б) согласный звонкий или глухой, мягкий или твёрдый. 5. Подведение черты и подсчитывание количества букв и звуков.

Слайд 3

Пример разбора
Фонетический разбор слова. / Вермишель 1 вер – ми – шель в-[в′]-согл., звонк., мягк. е-[и]-глас., безуд. р-[р]-согл., звонк., твёрд. м-[м′]-согл., звонк., мягк. и-[и]-глас., безуд. ш-[ш]-согл., глух., твёрд. е-[э]-глас., удар. л-[л′]-согл., звонк., мягк. ь-[-] 9б., 8зв.

Слайд 4

Особенности йотированных гласных:
е-[й′э], ё-[й′о], ю-[й′у], я-[й′а] – вначале слова, после гласных и после ъ, ь е-[′э], ё-[′о], ю-[′у], я-[′а] – после согласного и мягкость на предыдущий согласный

Слайд 5

Отсутствие звука:
1. При удвоенных согласных Например: иллюстрация [ил′-устрацый′а] 2. При наличии ь или ъ Например: июль [ий′ул′-] 3. При наличии непроизносимой согласной Например: сердце [с′эр-цэ]

Слайд 6

Обозначение звуками особого сочетания букв
Чт, тся, чн [шт], [ца], [шн] Например: Чтобы [штобы]

Слайд 7

Оглушение и озвончение
Здоровье Косьба [сдаров′-й′э] [каз′-ба]

Слайд 8

Источники информации
http://iplayer.fm/song/43490251/Veselaya_zryadka_-_Solnyshko_luchistoe_lyubit_skakat/ http://okartinkah. ru/img/detskie-kartinki-dlya-fona-1809/detskie-kartinki-dlya-fona-40.jpg http://www.chitalnya.ru/upload3/805/d7e897dfa4935cba9e8a33970ef9725e.gif http://s10.rimg.info/8eea41330f894138624eaeaca5bba774.gif http://justclickit.ru/flash/butterfly/butterfly%20(371).gif http://vamotkrytka.ru/_ph/93/2/777325601.gif http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/633/77633388_Babochki_letayut.gif http://justclickit.ru/flash/mult/mult%20(254).gif http://smayls.ru/data/smiles/animashki-myshy-282.gif http://free-office.net/shablony-powerpoint/detskie/

Похожие презентации

Буква М,м и многозначные слованазвания Тренажёр №11 3 класс «Словарные слова» Тренажёр №10 3 класс «Словарные слова» Тренажёр №9 3 класс «Словарные слова» Тренажёр №8 3 класс «Словарные слова»

ГИМНАЗИЯ | английское значение — Cambridge Dictionary

Но, возможно, это возможность, а не проблема, вызов, для которого портативный оркестр является музыкально и социально заряженным гимнастическим залом .

Из Кембриджского корпуса английского языка