особенности гендерного подхода в воспитании детей, основные стереотипы
Что такое гендерное воспитание
Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Если биологический пол ребёнка закладывается на стадии эмбриона, то гендер формируется в процессе воспитания.
Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, а к 7 годам представления становятся устойчивыми.
В свою очередь, гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью. Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.
В самом гендерном подходе в воспитании нет ничего плохого — общество действительно делится на мужчин и женщин, и чтобы полноценно интегрироваться, нужно занять одну из ролей. Но особенность гендерного воспитания заключается в частых стереотипах, которые пагубно сказываются на детях.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности.
Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.
<<Перелинковка>>
Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.
«Частый спор среди родителей — стоит ли разрешать мальчику играть в куклы, а девочкам в машинки? Некоторых пугает мысль, что мальчик прокатит детскую коляску на площадке. Ведь нянчиться с детьми — “девчачья обязанность”. Тем самым взрослые не дают мальчику примерить на себя роль отца, и как следствие мужчины принимают гораздо меньше участия в воспитании детей».
Ирина Миронова
<<Форма демодоступа>>
Гендерное воспитание в школе
Во многих школах уроки труда до сих пор проходят по гендерному разделению: девочки шьют, мальчики мастерят табуретки. В некоторых организациях обязательна школьная форма, и для девочек это строго юбки. Иногда даже выделяют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития. Например, утверждают, что девочкам не даётся математика, а мальчик имеет право писать с ошибками, главное, чтобы дрался хорошо.
«Если мальчиков и девочек обучают по-разному, исходя из их гендера, возможным последствием станет укоренение мысли о собственной неполноценности. При таком обучении не учитываются возможности индивидуального выбора и личностных особенностей каждого ребёнка. Это ставит под сомнение гармоничное развитие личности».
Ирина Миронова
Как освободиться от гендерных стереотипов
На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт.
Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.
«Пока точно неизвестно, что будет с ребёнком, если воспитывать его в отрыве от гендера — долгие исследования на этот счёт отсутствуют. В нынешнем российском обществе это маловероятно — ребёнок так или иначе усвоит гендерно-социальную роль от окружающих».
Ирина Миронова
Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола.
1. Подавайте пример
Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности.
✅ Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт.
2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции
Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.
«Необходимо объяснять детям важность всех эмоций и учить их экологично выражать. Не бывает плохих и хороших эмоций, каждая дана нам для адаптации и сохранения жизни. Если мальчик плачет, это не сделает его слабым — наоборот, он научится проговаривать чувства».
Ирина Миронова
✅ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.
✅ Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу.
✅ Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?
<<Форма бесплатного курса>>
3. Позвольте ребёнку выбирать занятия
Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.
<<Перелинковка2>>
✅ У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь.
✅ Если тебе нравятся точные науки, изучай их.
✅ Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие.
4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх
Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.
✅ Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки.
✅ Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения.
Что в итоге
Нынешние дети и подростки задумываются о таких вещах, которые не приходили в голову их родителям в том же возрасте — начиная с экологических проблем и заканчивая гендерным вопросом.
Жёсткие гендерные роли постепенно уходят в прошлое. И мужчины, и женщины учатся, работают, осваивают новые навыки, решают проблемы, придумывают идеи и достигают целей.
Гендерное воспитание детей должно соответствовать духу времени. Если вас не устраивает гендерное воспитание в школе, переведите ребёнка на другую форму обучения. Можно учиться на заочке или семейном обучении — осваивать программу дома, а в школу ходить только для аттестации.
Нужно ли гендерное воспитание — Российская газета
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
22.09.2021 02:06
Поделиться
Елена Мационг
В аппарате свердловского омбудсмена и региональном министерстве образования только что закончилось расследование почти курьезного случая. Несколько мальчишек в лагере «Салют» в «День наоборот» взяли и нарядились в девичьи платья, накрутили на голове резинки. Если кто помнит, в наше советское детство мы делали так ровно каждую лагерную смену, мальчишки наряжались в девчонок и наоборот. Но сегодня время другое, кто-то выложил видео переодетых мальчишек в соцсети, и разгорелся скандал. Благо и чиновники в министерстве, и свердловский омбудсмен Игорь Мороков оказались мудрыми и с чувством юмора. Детский правозащитник не только не усмотрел «криминала» в действиях вожатых и тем более мальчишек, но и выложил свое детское фото из пионерского лагеря, где он также шутя переодевался в вожатую.
iStock
Между тем сама тема гендерного воспитания сегодня стала одной из самых обсуждаемых в обществе. Нужно ли каким-то особым образом воспитывать мальчишек и девчонок? Какими качествами должны обладать будущие мужчины и женщины? Мнения опрошенных «РГ» экспертов разделились.
ЗА
Август Белкин,
заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, директор школы с 40-летним стажем:
— Давайте сначала разберемся, а что мы понимаем под гендерным воспитанием. Это значит, воспитать мальчика прежде всего таким человеком, который готов будет брать на себя ответственность, готов будет защищать себя и свою семью, а если надо, готов будет и пожертвовать собой. Это значит, воспитать в девочке преданность, заботу и, если хотите, — мужественность в отстаивании интересов своей семьи. И дело тут, конечно, не в том, во что наряжаются в детстве. Дело в куда более высоких понятиях, которые закладываются или, увы, не закладываются в детстве. И гендерное воспитание, на мой взгляд, тут чрезвычайно важно. Не может быть никаких нейтральных, аморфных форм.
Я преподавал в школе историю и старался прививать детям лучшие качества на примере исторических личностей. Мальчишкам рассказывал о Юлии Цезаре, Октавиане Августе. Девчонкам рассказывал, какой мудрой, красивой и преданной была Клеопатра.
Расскажу случай, был у меня в классе самый отпетый хулиган Валерка Нестеров, причем, надо сказать, очень умный. Однажды он в очередной раз что-то натворил, вопреки обещаниям больше не бедокурить, и я решил поговорить с ним по-мужски. И довольно резко, может, и не совсем педагогично, зато откровенно. Говорю, держи слово, мужчина ты или нет. В общем, мы поняли друг друга и остались с тех пор лучшими друзьями. А потом этот Валерка стал министром образования Свердловской области Валерием Вениаминовичем.
Дмитрий Рассохин,
доктор философии, кандидат психологических наук, отец четырех сыновей:
— Доказано, что у мальчиков и девочек по-разному работает мозг, по-разному происходит восприятие действительности, по-разному формируются ценности, а это значит, что и воспитание не может быть одинаковым. У детей еще до конца не сформированы нейронные связи, а это значит, что очень многое зависит от того, как мы повлияем на процесс их развития.
Что важно донести до мальчиков, что важно заложить? Простые истины. То, что он защитник, добытчик, что нужно в жизни проявлять упорство в достижении целей, как бы трудно ни было. У каждого есть свои обязанности по дому. Более того, есть даже свой семейный кодекс чести. Мои парни понимают, что стонать, канючить — это не по-мужски. Если необходимо, берешь и делаешь, даже если это тебе неприятно. Но я стараюсь не перегибать палку, мы же не в армии.
Я считаю, что воспитание мальчиков должно быть преимущественно мужским. Среди пунктов, которые прописаны в нашем семейном кодексе, есть такой: мужчина обязательно должен отвечать за свои поступки. Я могу твердо сказать, что у нас в семье совершенно четко с детства сформированы понятия чести, достоинства и патриотизма.
ПРОТИВ
Сергей Киселев,
заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ:
— Я наверное, вас удивлю, но я против воспитания вообще. Потому что под воспитанием так или иначе понимается навязывание чужой воли. А я против этого. Я понимаю, все родители хотят своим детям добра. Чтобы дочка выросла красавицей и умницей, вышла замуж, родила детей. Сын, став взрослым, занял какую-то высокую должность, стал крутым бизнесменом и т.д. Но откуда вы знаете, чего хочет ваш ребенок?! Развитие каждого ребенка очень индивидуально, и пытаясь загнать его в определенные шаблоны, родители поступают, мягко говоря, не очень умно. В самых крайних случаях просто коверкают ему жизнь.
Есть индивидуальная траектория развития каждого ребенка. И самой мудрой позицией будет сопровождать ребенка, не навязывая ему свои представления, идеи, установки. Очень важно чувствовать своего ребенка, знать, чего хочет именно он, а не то, каким бы хотели его видеть вы. Все это наши стереотипы, во что они должны играть, от чего именно они должны быть счастливы. Вы видите вашего сына или дочь счастливыми в семье, а они вполне возможно — нет. Почему вы не можете это допустить?
Даниил Штерн,
кандидат социологии:
— Спроси кого-то еще лет 30-40 назад, что такое гендерное воспитание и воспитываете ли вы каким-то особым образом своего сына и дочь, вас не каждый и понял бы: чего-чего, а что это за воспитание такое? При этом в подавляющем большинстве семей мальчишки крутились возле отца, шли вместе в гараж, возились там с техникой, девчонки занимались маленькими женскими делами дома с матерью. Красились тайком, в мамкиных каблуках ходили. Но никто не называл это каким-то особым воспитанием. Просто ребенок по природе своей впитывает и копирует роль своих родителей. Собственно, мало что изменилось в большинстве семей и сегодня.
Вот когда из ребенка родители начинают лепить то, что нужно им самим, то, каким они видят своего сына или дочь, вот тогда и начинаются большие проблемы. И тут даже не столь важно, какой сферы это касается. Кто-то, например, видит в своем ребенке вундеркинда, отдает в школу в пять лет. И потом этот «гений» мучается всю жизнь от колоссальных психологических проблем, искусственно заложенных в детстве. Ему невероятно трудно общаться со сверстниками, особенно противоположного пола, потому что разница в возрасте в школе ощущается очень остро. Мальчишку вундеркинда не воспринимают всерьез девочки постарше. И ведь это сделали родители, желая ребенку исключительно добра.
То же самое и с гендерным воспитанием. Девочка играет в машинки, а мальчик в куклы? Разве это трагедия?! Моя жена любила в детстве играть в конструктор и машинки, носилась с мальчишками во дворе, и это не помешало ей стать прекрасной женой и матерью.
Кстати, может, как раз потому, что ее родителям хватало мудрости не отбирать у нее машинки.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №217(8568)
Поделиться
ОбразованиеСемья и дети
Главное сегодня
Песков назвал обычной практикой раздачу повесток для уточнения данных
Минобороны Китая сообщило о проведении морских учений с Россией и Ираном в Оманском заливе
Bloomberg: Три страны Евросоюза призвали снизить лимит цен на российскую нефть до 51,45 доллара за баррель
Американские сенаторы настаивают на поставках Украине истребителей F-16
Захарова прокомментировала выступление представителя Британии в ООН, заговорившего по-русски
У двух жителей Чувашии выявили сибирскую язву
Что такое гендерно-ориентированное воспитание? | ЮНИСЕФ для родителей
Артикул
Как родители могут помочь разорвать порочный круг дискриминации.
ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ/UNI233789/Панчич
Мозг вашего ребенка в первые несколько лет жизни развивается быстрее, чем в любое другое время. В мозгу вашего малыша создаются миллионы нейронных связей из всего, что он испытывает. В эти ранние моменты формируются основы для обучения, здоровья и поведения, и они одинаковы для детей любого пола.
Примерно в возрасте трех лет у детей начинает развиваться чувство гендерной идентичности, которое продолжает укрепляться по мере взросления. К 5 годам у детей появляется чувство гендерной стабильности, и они начинают выражать свою гендерную идентичность как словами, так и действиями.
В отличие от термина «пол», который означает биологические различия между женщинами и мужчинами, «гендер» относится к социальным отношениям между женщинами, мужчинами, девочками и мальчиками. Она может варьироваться от одного общества к другому и в разные моменты истории.
Родители могут передать свои гендерные предубеждения своим детям. Например, с раннего возраста к девочкам можно относиться как к хрупким или хвалить за их внешний вид, в то время как мальчиков можно поощрять всегда быть сильными и заслужить похвалу за свою физическую силу. Благодаря таким предубеждениям детей постепенно учат вести себя в соответствии с этими «принятыми» нормами своего пола, что может нанести вред их социальному и эмоциональному развитию.
Как родитель, вы играете решающую роль в том, соответствует ли ваш ребенок таким гендерным нормам или бросает им вызов. Следуйте этим советам, чтобы предотвратить предвзятость по признаку пола дома.
С самого первого дня девочек и мальчиков нужно воспитывать, любить и заботиться о них одинаково.
Равное обращение с первого дня
С самого первого дня девочек и мальчиков нужно воспитывать, любить и заботиться о них одинаково. Ваши отношения с ребенком являются основой для его развития. Дети могут развиваться с разной скоростью, но этапы развития мальчиков и девочек одинаковы. Совместные игры, чтение, еда — все это помогает вашему ребенку учиться и развиваться, независимо от пола. Когда дело доходит до посещения школы, игр или домашних дел, мальчики и девочки должны участвовать в них в равной степени.
Освободите место для всех во время игры
Убедитесь, что ваши дети одинаково вовлечены в игру. Ищите игрушки, книги и игры, которые способствуют развитию у вашего ребенка чувства собственного достоинства и помогают развивать социальные и когнитивные навыки. Игрушки, которые поощряют строительство и творчество, или книги, в которых главные герои мужского и женского пола изображены в нестереотипных и нетрадиционных ролях, — отличный выбор.
>>Читать Как убрать гендерные стереотипы из игры
Обратите внимание на гендерно-ориентированные игрушки
Поощряйте своих детей играть с игрушками и играми, которые традиционно ассоциируются с противоположным полом. И девочки, и мальчики могут играть в куклы и кулинарные игрушки, а также заниматься физкультурно-активными играми. Старайтесь избегать игр и игрушек, которые умышленно поощряют гендерные стереотипы, например розовая упаковка для девочек и синяя для мальчиков. Не позволяйте детям играть с игрушечным оружием и откровенно жестокими или сексуальными цифровыми играми — вместо этого поощряйте занятия спортом и игры на свежем воздухе.
>> Прочтите: Как избавиться от гендерных стереотипов во время игр
Подавать пример
Помните, что ваши дети часто следуют вашему примеру. Будьте положительным образцом для подражания, бросая вызов гендерным стереотипам. Например, отцы могут участвовать в приготовлении пищи и уборке. Если вы мать, занимайтесь спортом на открытом воздухе со своими детьми. Если в доме более одного родителя, каждый из вас должен играть равную роль в воспитании, установлении связи с ребенком и уходе за ним. Проводить время вместе, как семья, важно, но также обязательно выделяйте время один на один. Это поможет повысить самооценку вашего ребенка и укрепить связь между вами двумя.
Воздержитесь от ненормативной лексики
Избегайте шуток или фраз, укрепляющих гендерные стереотипы (например, «он плачет, как девчонка» или «она слишком властная»). Будьте эмоционально открытыми и принимайте своего ребенка независимо от пола и поощряйте его выражать свои чувства и чувство собственной идентичности.
Самое главное – воздерживаться от жесткого приписывания и утверждения гендерной идентичности вашему ребенку. Вместо этого поощряйте вашего малыша развивать собственное чувство идентичности и свободы действий в заботливой и принимающей среде.
Чем матери и отцы в США отличаются в воспитании детей: Отчет об исследовании (2023)
Матери и отцы в Соединенных Штатах по-разному подходят к воспитанию детей, начиная от того, как они относятся к своим детям, и заканчивая беспокойством, которое они испытывают по поводу проблем, с которыми могут столкнуться их дети, роль родителей в их жизни.
Гораздо больше матерей, чем отцов, говорят, что они крайне или очень обеспокоены тем, что их дети могут столкнуться с проблемами психического здоровья или издевательствами и определенными угрозами их физической безопасности. Мамы также чаще, чем папы, говорят, что быть родителем — это стресс и утомление в течение всего или большей части времени. И они, как правило, чаще, чем отцы, говорят, что чувствуют, что их осуждают за то, как они воспитывают своих детей.
Мамы и папы по-разному относятся к воспитанию детей.
Матери гораздо чаще, чем отцы, описывают себя как чрезмерно опекающих и слишком быстро уступают своим детям.
Среди родителей детей младше 18 лет около половины матерей (51%) говорят, что они склонны чрезмерно опекать детей, по сравнению с 38% отцов. С другой стороны, отцы чаще, чем матери, говорят, что склонны давать слишком много свободы (24% против 16%). Точно так же матери (40%) чаще, чем отцы (27%), говорят, что слишком быстро сдаются, в то время как отцы чаще, чем матери, говорят, что слишком упорствуют в своих действиях (36% против 24%).
Есть более скромные различия, когда речь идет о том, сколько родителей хвалят или критикуют: 23% отцов (против 18% матерей) говорят, что они слишком много критикуют своих детей, в то время как 29% мам (против 23% папы) говорят, что слишком их хвалят. Между матерями и отцами нет существенных различий в том, слишком сильно они или недостаточно сильно давят на своих детей, но матери несколько чаще, чем отцы, говорят, что ни один из этих методов не соответствует их стилю воспитания.
Матери (48%) чаще, чем отцы (40%), говорят, что они пытаются воспитать своих детей совсем или несколько иначе, чем их воспитывали. В свою очередь, отцы чаще, чем матери, говорят, что воспитывают своих детей очень или в чем-то так же, как воспитывали их (47% против 40% соответственно).
(Чтобы узнать больше о том, как родители пытаются воспитать своих детей так же, как они воспитывались, или иначе, см. Как современные родители говорят, что их подход к воспитанию соответствует или не соответствует их собственному воспитанию . )
Существуют также различия в том, как матери и отцы видят важность того, чтобы быть родителем для их общего чувства идентичности. В то время как подавляющее большинство матерей и отцов (88% и 85% соответственно) говорят, что быть родителем — это самый или один из самых важных аспектов их личности, доля мам (35%) больше, чем отцов. (24%) говорят, что это самый важный аспект .
Мамы в большей степени, чем отцы, говорят, что воспитание детей утомительно и вызывает стресс, и что они чувствуют, что некоторые группы осуждают их за то, как они воспитывают детей
Большинство матерей (66%) и отцов (58%) говорят, что воспитание детей намного или несколько они думали, что да, но чаще это говорят матери, с разницей в 10 процентных пунктов в долях матерей и отцов, говорящих, что это было намного тяжелее (30% против 20% соответственно).
Матери также чаще, чем отцы, говорят, что быть родителем утомительно (47% против 34%) и стрессово (33% против 24%) все или большую часть времени. Тем не менее, подавляющее большинство мам — и пап — говорят, что они находят родительство приятным и полезным (от 79% до 83% говорят, что это так всегда или большую часть времени).
Воспитание также может сопровождаться осуждением, и матери, как правило, чувствуют это больше, чем отцы. В частности, матери чаще, чем отцы, заявляют, что хотя бы иногда чувствуют, что их судят собственные родители (47% против 38%) и родители супруга или партнера (45% против 37% среди тех, кто состоит в браке или живет с партнер) за то, как они воспитывают своих детей. Существуют также двузначные различия между матерями и отцами в доле тех, кто говорит, что они хотя бы иногда чувствуют, что их судят другие родители в их сообществе (41% против 27%), их друзья (34% против 22%) и люди, с которыми они общаются. взаимодействовать в онлайн-группах или на досках объявлений (31% против 16% среди тех, кто предложил ответ, за исключением тех, кто сказал, что это неприменимо).
Со своей стороны, отцы чаще, чем матери, говорят, что они чувствуют, что их супруг или партнер хотя бы иногда осуждает их за то, как они воспитывают своих детей (56% против 49% среди тех, кто состоит в браке или живет с партнером).
Мамы беспокоятся о множестве проблем больше, чем папы
Почти половина матерей (46%) говорят, что они очень или очень обеспокоены тем, что их дети в какой-то момент будут бороться с тревогой или депрессией, по сравнению с 32% отцов. И, с двузначным отрывом, матери также чаще, чем отцы, говорят, что они чрезвычайно или очень обеспокоены тем, что над их детьми издеваются, их похищают или похищают, избивают или стреляют. Мамы также чаще выражают беспокойство по поводу того, что у их детей проблемы с наркотиками или алкоголем и что у них возникают проблемы с полицией.
Матери разных расовых и этнических групп, как правило, чаще, чем их коллеги-мужчины, говорят, что они чрезвычайно или очень обеспокоены тем, что их дети сталкиваются с определенными трудностями, но особенно обеспокоены латиноамериканские матери. На самом деле, латиноамериканские матери чаще, чем белые, черные или азиатские матери, говорят, что они крайне или очень обеспокоены тем, что их дети могут столкнуться с большинством ситуаций, о которых сообщалось в опросе . Среди отцов различных расовых или этнических групп нет устойчивых закономерностей беспокойства. (Подробнее о том, как родительские заботы различаются в зависимости от расы и этнической принадлежности, см. главу 2.)
Матери и отцы более единодушны, когда речь заходит об устремлениях и целях своих детей, при этом одинаковые доли говорят, что это чрезвычайно или очень важно им, чтобы их дети были честными и этичными (95% и 93% соответственно), трудолюбивыми (90% и 87%) и амбициозными (66% и 64%) во взрослом возрасте. Матери и отцы также дают схожие ответы, когда речь идет о получении их детьми высшего образования – 41% мам и пап говорят, что это чрезвычайно или очень важно для них.
Но есть некоторые отличия. Матери чаще, чем отцы, говорят, что для них чрезвычайно важно, чтобы их дети выросли, принимая людей, которые отличаются от них, и чтобы они помогали нуждающимся. Со своей стороны, отцы чаще, чем матери, говорят, что для них чрезвычайно или очень важно, чтобы их дети женились (25 % против 18 % матерей) и родили детей (24 % против 17 %). оба придают большое значение любой из этих семейных вех.
Мамы и папы по-разному понимают, как распределяются обязанности по уходу за детьми
Как и в предыдущих опросах, представления о том, кто делает больше обязанностей по уходу за детьми, различаются в зависимости от пола среди состоящих в браке и совместно проживающих родителей, состоящих в отношениях противоположного пола. 2 Матери, как правило, говорят, что они делают больше, чем их супруги или партнеры, в то время как отцы, как правило, говорят, что они делят обязанности примерно поровну.
Большинство матерей говорят, что они делают больше, чем их супруг или партнер, когда речь идет о расписании и занятиях детей (78% говорят, что они делают больше этого), помогая своим детям с домашними заданиями или другими школьными заданиями (65% среди тех, у кого детей школьного возраста), обеспечивая утешение или эмоциональную поддержку своим детям (58%), а также удовлетворение основных потребностей своих детей, таких как кормление, купание или смена подгузников (57% среди тех, у кого есть дети младше 5 лет).
По каждому из них отцы чаще, чем матери, говорят, что они делают больше или что они делят эти обязанности примерно поровну со своим супругом или партнером. Тем не менее, за исключением помощи своим детям с домашним заданием, только один из десяти отцов говорит, что они делают больше, чем их супруг или партнер, когда дело доходит до этих задач.Когда речь идет о воспитании своих детей, одинаковые доли матерей (53%) и отцов (51%) говорят, что они разделяют эту ответственность со своим супругом или партнером примерно в равной степени, но в то время как 36% матерей говорят, что они делают больше, всего 16 % отцов говорят, что их супруг или партнер делает больше в этом отношении. В свою очередь, 31% отцов говорят, что они дисциплинируют больше, чем их супруг или партнер, по сравнению с 13% матерей, которые говорят, что их супруг или партнер делают больше, чем они.
Матери, которые говорят, что они делают больше, чем их супруг или партнер, когда дело доходит до планирования расписания и деятельности своих детей и обеспечения комфорта или эмоциональной поддержки, с большей вероятностью, чем те, кто говорит, что оба родителя разделяют эту ответственность примерно в равной степени, говорят, что воспитание было труднее, чем они ожидали.