Фонетический разбор слова тесно: Фонетический разбор слова тесно — звуки и буквы, транскрипция

Категория состояния — Умскул Учебник

На этой странице вы узнаете:
  • С чем можно перепутать ученого в русском языке?
  • Какие необычные слова можно отнести к категории состояния?

Хотели ли вы когда-нибудь сдать на права? Лично у меня такое желание есть до сих пор. Права есть нескольких категорий: A, B, C, D и так далее. Все зависит от того, каким транспортом нужно управлять. Сегодня у вас есть возможность получить одну из категорий — категорию состояния!

Категория состояния — неизменяемая часть речи, характеризующая состояние природы, человека, животных.

Что это такое?

Давайте постепенно разбираться, что же такое “категория состояния”.

Категория состояния характеризует состояние предмета, природы, человека или животного. Если представить эту часть речи в виде человека, то это явно будет ученый, интересующийся состоянием всего живого. Давайте посмотрим на примеры:

“За окном солнечно”. “Весело”. “Песику теперь хорошо”.

Категория состояния — неизменяемая часть речи. 

С чем можно перепутать ученого в русском языке?

Как можно заметить, наш ученый, категория состояния, очень похож на наречие или на краткую форму прилагательного среднего рода. 

Порой одно слово может быть разными частями речи и только контекст поможет определить точно, чем оно является:

“На улице ярко”, — категория состояния“Я накрасилась слишком ярко”, — наречие (вопрос как?)“Солнце ярко”, — краткое прилагательное (вопрос каково?)

Как же различить их? 

Роль в предложении

Самым важным признаком категории является то, что оно появляется в односоставных* предложениях в роли сказуемого*. Больше про односоставные и двусоставные предложения можно узнать в статье “Предложения и его виды”.

“Сегодня темно”. “Холодно”. “Красиво”.

В этих предложениях отсутствует подлежащее, присутствует только сказуемое. Однако категория состояния может появляться и в двусоставных предложениях с подлежащим, если оно будет выражено инфинитивом (начальной формой глагола с окончанием ТЬ):

“Курить вредно”. “Думать тяжело”.

Наречие же не может выступать в роли сказуемого, так как оно обозначает признак действия или другого признака. В предложении наречие может играть только роль обстоятельства. К этому слову возможно задать вопрос “как?”.

“Ты красиво смотришься в этом наряде”. — наречие, смотрится (как?) красиво, является обстоятельством.
В лесу красиво”, — категория состояния, является сказуемым

Различить категорию состояния и краткое прилагательное еще проще. 

Краткое прилагательное будет сказуемым только в двусоставных предложениях, когда есть подлежащее. Категория состояния же будет сказуемым в двусоставном предложении, только когда подлежащее будет инфинитивом:

“Солнце тяжело”, — краткое прилагательное;
“Лежать тяжело”, — категория состояния, подлежащее — инфинитив.

Также краткое прилагательное может изменяться по родам и иметь разное окончание:

“Ночь темна”, — краткое прилагательное, ночь — подлежащее;
Ночью темно”, — категория состояния, подлежащего нет.

Давайте посмотрим на таблицу, чтобы окончательно понять разницу:

НаречиеКраткое прилагательноеКатегория состояния
Она ответила холодно.Дыхание холодно.Сегодня было холодно.
Ира весело пела.Дитя весело!Мне весело!
Мы тесно сидели на скамейке.Платье тесно.В комнате тесно.

Связки

Еще один пункт отличает категорию состояния от других частей речи — это наличие слов-связок: “стать”, “становиться”, “быть”, “делаться”.   Они помогают передать время:

“Стало холодно”. “Будет жарко”. “Делается хуже”.

Сравнительная степень

Хоть категория состояния — неизменяемая часть речи, порой нам нужно будет использовать сравнительную степень, чтобы передать изменение состояния:

“В комнате холоднее”. “В лесу становится темнее”.

К слову добавляется окончание ЕЕ.

Примеры

Можно разделить слова категории состояния на несколько групп:

ЗначениеПримеры
Душевное состояниеГрустно, весело, страшно
Физическое состояниеБольно, холодно, зябко
Состояние природыТемно, пасмурно, солнечно
Какие необычные слова можно отнести к категории состояния?

Также к категории состояния относятся слова, которые тяжело отнести к другой части речи. Они обозначают необходимость, готовность, желание выполнить действие:

можно, нужно, лень, нельзя, невозможно

Фактчек
  • Категория состояния — неизменяемая самостоятельная часть речи.
  • Категория состояния похожа на наречие и краткое прилагательное, однако их можно различить по роли в предложении.

Термины

Односоставное предложение — предложение, где отсутствует один из главных членов: подлежащее или сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения, отвечающий за действие, которое совершает лицо или предмет.

Проверь себя

Задание 1. 
Выберите верный вариант ответа. 

Категория состояния — неизменяемая часть речи.
Категорию состояния можно менять по родам.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Задание 2.  
Выберите верный вариант ответа.

У категории состояния есть сравнительная степень.

Слово “лень” может быть категорией состояния.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Задание 3. 
Выберите верный вариант ответа. Какая часть речи присутствует в следующем предложении: “Солнце сегодня ярко светит”?

  1. Наречие
  2. Категория состояния
  3. Краткое прилагательное

Задание 4. 
Выберите верный вариант ответа. Какая часть речи присутствует в следующем предложении: “Пусть будет холодно, мы справимся”?

  1. Наречие
  2. Категория состояния
  3. Краткое прилагательное

Задание 5. 
Выберите верный вариант ответа. Какая часть речи присутствует в следующем предложении: “Никогда не думал, что мне станет так больно”?

  1. Наречие
  2. Категория состояния
  3. Краткое прилагательное

Ответ: 1 — 2; 2 — 1; 3  — 1; 4  — 2; 5  — 2;

Фонетика.

Графика. Орфоэпия. Орфография (общие понятия) – онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ, итоговой аттестации и ВОУД

Запомнить

Восстановить пароль

Регистрация

Конспект

Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами).

Орфоэпия – раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.

Орфография – это система правил, предписывающих выбор одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.

План фонетического разбора.

  1. Орфографическая запись слова.
  2. Деление слова на слоги и место ударения.
  3. Возможность переноса.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. Характеристика всех звуков по порядку:
    1. согласный: звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
    2. гласный: ударный – безударный.
  6. Количество звуков и букв.
  7. Случаи несоответствия звука букве.
  • согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
  • гласный: ударный – безударный.

Похлёбку

  • Слоги: по-хлёб-ку (3 слога; ударение падает на 2-й слог).
  • Перенос: по-хлёб-ку.
  • [пахл’о́пку]

п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а

] – гласный, безударный; 

х [х] – согласный, глухой непарный, твёрдый парный; 

л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; 

ё [о́] – гласный, ударный; 

б [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный; 

[к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный; 

[у] – гласный, безударный.

  • 8 букв, 8 звуков.
  • Буква б обозначает глухой звук [п].

Фонетическая транскрипция – особый вид записи речи, который используется для фиксации на письме особенностей её звучания. Знаком того, что читатель имеет дело с транскрипционной записью звучащей речи, служат квадратные скобки: [ ].

Русское письмо устроено так, что в нём одна буква может передавать два звука (ёж) или, наоборот, две буквы – один звук (грузчик). В транскрипции же каждому звуку всегда соответствует свой особый знак: [й’ош], [гр`ущ’ик].

В письменной речи после мягких согласных звуков вместо а, о, у, э пишутся буквы Я, Ё, Ю, И, Е, мягкость согласного на конце слова обозначается специальной буквой – Ь, называемой мягким знаком.

В графике буква, подчиняясь правилам правописания (орфографии), часто не передает тот звук, который произносится в слове (боковой, ёж). Для транскрипционного знака существует только одно правило – как можно точнее зафиксировать произносимый звук с учетом его отличия от всех других звуков: [бакав`ой’], [й’ош].

Вопросы

  1. Перечень букв в определенном порядке

  2. Слова, расположенные в алфавитном порядке

  3. Раздел науки о языке, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением

  4. Одна буква пропущена в слове

  5. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.

  6. Укажите слово с ударением на втором слоге.

  7. Укажите слово с пропущенной буквой Е.

  8. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

  9. Укажите слово с пропущенной О после шипящих.

  10. Вставьте соединительную гласную О.

  11. Укажите слово с Ь.

  12. Укажите слово с пропущенной буквой О.

  13. Укажите слово, в котором больше звуков, чем букв.

  14. Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей 

  15. Буква и знак препинания как единица раздела науки о языке «Графика. Орфография» называется

  16. Раздел грамматики, тесно связанный с орфографией, в котором изучаются орфографические правила

  17. Укажите слова, в которых после буквы Ц пишется Ы.

  18. Укажите слова, в которых после Ж, Ч, Ш, Щ пишется буква О.

  19. Укажите слова, в которых пишется буква э.

  20. Укажите слово (слова), в котором (которых) пишется твердый знак.

  21. Определите правильный перенос слов.

  22. Укажите, в каких случаях пишется приставка ПРЕ-.

  23. Ослабленное, менее отчетливое произношение гласного звука в безударном положении, а согласного – при стечении других согласных или на конце слова. О каком понятии идет речь?

  24. Укажите слова, которые пишутся с заглавной (прописной) буквы.

  25. Укажите, в каких словах мягкий знак не пишется.

Сообщить об ошибке

Фонологическая и фонематическая осведомленность: подробно

Узнайте больше о развитии навыков фонологической осведомленности у детей младшего возраста, почему так важно обучать этому навыку и о ценности мультисенсорного обучения. Вы также найдете примеры уроков по обучению фонологическому восприятию.

В этом разделе

Развитие навыков фонологической осведомленности

Фонологическая осведомленность относится к общему осознанию и способности манипулировать звуковыми структурами речи.

На приведенной ниже диаграмме показано развитие фонематического восприятия у обычных детей, от самых простых, наиболее элементарных фонологических заданий до полного фонематического восприятия.

 

Навыки фонологического восприятия от простейших до наиболее сложных
Слово* Подсчет слов в предложении

Самый простой

Слог

Подсчет слогов
Сегментирование слогов
Определение первого, последнего и среднего слогов
Смешение слогов
Манипулирование слогами (добавление, удаление, замена)

 
Время начала**

Сочетание начала и изморози
Начало и завершение изморози
Рифмуются ли слова?
Создание рифмующихся слов

Комплекс

Фонематическая осведомленность

Произнесение изолированных звуков
Идентификация звуков в словах (например, первый, последний)
Смешение звуков для образования слога
Сегментирование звуков в слоге
Манипулирование звуками (добавление, удаление, замена)

Самый сложный

*Слова (подсчет слов в предложении) — это навык понимания языка, а не навык фонологического восприятия. Этот шаг включен в континуум не просто так. Дети с низким уровнем владения языком и изучающие английский язык могут испытывать трудности с речью на этом уровне. Слабость на этом уровне будет препятствовать успеху в развитии навыков фонологической осведомленности.

**Начало — это начальный согласный или группа согласных в односложном слове, а рифм — это гласная и любые следующие за ней согласные.

Вернуться к началу

 

Преимущества обучения фонологическому восприятию

Наш мозг устроен так, чтобы обрабатывать звуки устной речи. Этой задаче посвящена область мозга, которая бессознательно работает, когда мы слушаем. Однако наш мозг не настроен на преобразование звуков речи, которые мы слышим, в буквы. Когда дети учатся читать, они должны осознавать фонемы, потому что обучение декодированию на английском языке требует сопоставления звуков в произносимых словах с отдельными печатными буквами.

Дети с дислексией часто плохо понимают фонологию. У них есть проблемы с обработкой звуков в разговорной речи, и им нужны дополнительные подробные инструкции, чтобы укрепить свои навыки фонологического восприятия. Узнайте больше о чтении, мозге и дислексии в этой статье профессора Гвиневры Иден: Как чтение меняет мозг.

У изучающих английский язык также могут возникнуть трудности с фонологическим и фонематическим восприятием. Узнайте больше в этой статье: Что говорят нам исследования об обучении чтению изучающих английский язык?

Навыкам фонематического восприятия лучше всего обучать в детском саду и в начальных классах 1, чтобы их можно было применять для произнесения слов в начале обучения фонетике. Исследования, обобщенные в отчете Национальной группы по чтению, показали, что даже очень скромное количество занятий — всего от 5 до 18 часов — в фонологической осведомленности на этом этапе может принести значительную пользу детям в чтении и правописании (Ehri, 2004).

Д-р Дэвид Килпатрик определяет фонологическую осведомленность как единственный наиболее важный фактор, позволяющий отличить трудности чтения от успешного чтения, а также отличить эффективные вмешательства от неэффективных. В «Основах оценки, предотвращения и преодоления трудностей при чтении» Килпатрик (2015) сообщает нам, что исследования показывают, что «задачи фонологической манипуляции являются лучшими мерами фонологической осведомленности, навыков, необходимых для чтения, потому что они являются лучшими предикторами навыков чтения на уровне слов». ” потому что манипулирование фонемами (добавление, удаление и замена) на самом деле является уровнем фонематического восприятия, который наиболее тесно связан с чтением связанного текста. Узнайте больше в этой статье Килпатрика: Фонологическая осведомленность и вмешательство.

Некоторым детям, особенно тем, у которых есть серьезные трудности с декодированием, могут по-прежнему требоваться инструкции для улучшения фонематического восприятия после уровня первого класса.

Вернуться к началу

 

Вмешательство

Мероприятия по обучению фонологическому восприятию во время вмешательства такие же, как и обучение фонологическому восприятию читателей, хотя детям, нуждающимся в вмешательстве, может потребоваться гораздо более интенсивное обучение (например, меньший размер группы, больше возможностей для практики) для развития фонологической осведомленности. Для детей, которые достаточно взрослые для формального обучения чтению (например, в детском саду и старше), обучение фонологической осведомленности обычно должно быть объединено с обучением фонетике.

Например, по мере того как дети учатся разбивать произносимые слова на фонемы, они также учатся сопоставлять соответствующие буквы с этими фонемами. Наиболее важными навыками фонологической осведомленности для детей в этих классах являются смешение фонем и сегментация фонем, хотя для некоторых детей обучение может потребоваться начинать с более элементарных уровней фонологической осведомленности, таких как аллитерация или рифмование. По мере освоения навыков обучение переходит к более сложным навыкам.

Видео: Смешение звуков в слогах с Отем, детский сад

В этом видео специалист по чтению Линда Фаррелл работает один на один с Отэм, чтобы овладеть определенными навыками предварительного чтения, уделяя особое внимание укреплению ее фонологического восприятия и предоставлению Отэм дополнительных навыков. практика с началом и изморозью. Смотрите больше видео здесь: Взгляд на интервенции чтения.

Вернуться к началу

 

Мультисенсорное обучение

Обучение поддерживается использованием тела и манипуляций. Студентам полезно наблюдать за положением рта. Они также могут наблюдать за своим ртом с помощью ручного зеркала. Инструкция подробно описана в разделе «Практика» этого модуля.

Вернуться к началу

 

Уроки фонологической грамотности

Уроки фонологической грамотности проводятся одновременно с обучением названиям букв и звукам. Преподавание должно включать следующие элементы, преподаваемые одновременно:

Навыки орфографического чтения Фонологические навыки предварительного чтения
Мастерство Деятельность Мастерство Деятельность
Названия букв: маленькие Печать строчных букв

Действия со слогами

Отдельные фонемы (без печати)

Названия букв: заглавные Печать заглавных букв  

Обучать согласным звукам и определять каждый согласный в начальной и конечной позиции

    Время начала

Выучите каждый короткий гласный звук, обозначьте каждый и определите каждый в начальной позиции

     

Выучите долгие гласные, обозначьте каждую и определите каждую в начальной и конечной позиции

    Фонематическая осведомленность

Выучите гласные, контролируемые r, обозначьте каждую и определите каждую в начальной и конечной позиции *

     

Выучите другие гласные (например, /oy/, обозначьте каждую и определите ее начальную и конечную позиции *

* Обучение r-управляемым и другим гласным звукам по отдельности может отложиться до начала фонетического обучения — это может зависеть от количества доступного времени и от того, освоили ли учащиеся предшествующие навыки.

Наверх

 

 

Видео: Освоение коротких гласных и чтение целых слов с Калистой, первоклассницей

В этом видео специалист по чтению Линда Фаррелл работает один на один с Калистой, начинающей читать, над краткими гласными звуками, смешиванием и манипулированием звуки, чтение слов целиком и беглость речи. Смотрите больше видео здесь: Обзор интервенций при чтении

Далее: Фонологическая и фонематическая осведомленность на практике >

Главная проблема дислексиков — фонетика

Согласно исследованию, слабые фонетические навыки детей с дислексией являются основной проблемой, а другие трудности в изучении языка являются лишь следствием этого. (Фото: iStockphoto)

Способность ребенка узнавать звуки букв и слов тесно связана с тем, насколько хорошо ребенок умеет читать.

Исак Ладегор

Это один из главных результатов нового всестороннего метаанализа результатов более чем 235 исследований нарушений чтения.

Дислексия и более легкие варианты расстройства тщательно изучались в течение последних трех десятилетий.

Исследователь Моника Мелби-Лервог из отдела специального образования Университета Осло говорит, что результаты этих исследований не полностью совпадают. Поэтому она и ее коллеги попытались прояснить несколько вещей.

Их обзор показывает, что адекватные навыки связывания звуков с письменными символами, которые мы используем для них, могут быть предпосылкой для обучения эффективному чтению. Этот вывод кажется универсальным для разных алфавитных языков.

Звуки и буквы

Исследователь Моника Мелби-Лервог (Фото: UiO)

Мелби-Лервог говорит, что слабые фонетические навыки являются основным камнем преткновения для детей с дислексией. В этом корень их других трудностей с изучением языка.

Слова можно разбивать, чтобы проверить фонетическое восприятие ребенка, что означает проверку того, насколько он или она осознает звучание слов и букв.

«Если я произнесу слово «кошка», сможет ли ребенок понять, что оно начинается на звук «к» и заканчивается на звук «т»? Большинство детей усваивают это автоматически, но детям с дислексией трудно хранить и запоминать эти знания», — говорит Мелби-Лервог.

Последствия того, что дети плохо читают, часто бывают серьезными для формального образования детей и, таким образом, влияют на их профессиональную и личную жизнь. Для двух-пяти процентов норвежцев трудности достаточно серьезны, чтобы поставить диагноз дислексии. У других есть более легкие проблемы, которые, тем не менее, мешают их развитию чтения.

Эти дети изо всех сил пытаются понять связь между письменным языком и тем, как должны звучать буквы и слова. Обучение чтению предполагает взлом этого кода.

Дислексия связана с языком, а не с памятью

Мелби-Лервог и ее коллеги обнаружили, что наиболее серьезной проблемой детей с дислексией являются языковые проблемы, а не проблемы с памятью, как предполагалось в некоторых более ранних исследованиях.

«Была дискуссия о том, могут ли языковые проблемы быть связаны с проблемами кратковременной памяти, но мы не нашли никаких подтверждений этому в нашем исследовании», — говорит Мелби-Лервог.

Это заблуждение объясняется тем, что дети с дислексией часто плохо справляются с задачами на кратковременную память, которые включают в себя запоминание лингвистической информации.

У них плохо получается, потому что им сложно формировать когнитивные представления произнесенных слов и букв. Иными словами, выполнение детьми-дислектиками таких заданий связано с языковыми навыками, а не с навыками памяти.

Специализированные учебные работы

Мелби-Лервог и его коллеги утверждают, что любая модель развития чтения должна учитывать важность фонематических репрезентаций, когда мы учимся читать.

Исследователи обнаружили, что у детей с дислексией наблюдается значительный дефицит фонематических задач, и что эта проблема эффективно улучшается при тренировке фонематического восприятия с помощью таких задач, как упомянутая выше задача «кошка».

Мелби-Лервог говорит, что важно начинать рано.

«Когда дети только начинают учиться читать в школе, у одних учеников возникает больше проблем, чем у других», — говорит Мелби-Лервог.

Этим детям нужно помочь как можно раньше. По ее словам, вместо того, чтобы ждать, пока этим детям исполнится восемь или девять лет, нужно вмешаться, когда они учатся в первом или втором классе, что означает, что им шесть или семь лет.

Время двигаться дальше

Проанализировав более 200 исследований, Мелби-Лервог говорит, что пришло время изменить направление исследований дислексии.

Она считает, что нет необходимости в дополнительных исследованиях, сравнивающих различия между детьми с дислексией и без нее в любой момент времени.

«Есть так много доказательств из прошлых исследований по этому поводу, и мы многое знаем о том, как дети учатся читать».

Мелби-Лервог утверждает, что теперь исследователи должны сосредоточиться на вмешательствах и эффективном лечении.

«Пора двигаться дальше», — заключает она.

Научные ссылки
  • Моника Мелби-Лервог, Сольвейг-Альма Халаас Листер и Чарльз Хьюм, Фонологические навыки и их роль в обучении чтению: метааналитический обзор, Психологический бюллетень, 2, 2012 г.
Внешние ссылки
  • Профиль Моники Мелби-Лервог в Университете Осло
Связанный контент

Неправильное использование школьных скрининговых тестов

Отборочные тесты, предназначенные для выявления учеников, нуждающихся в дополнительной помощи в чтении, используются для ранжирования школ. Кроме того, учеников специально готовят к тестам, чтобы максимально увеличить их баллы, утверждает норвежский эксперт по чтению.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *