Фонетический разбор слова помогает: Фонетический разбор слова помогает — звуки и буквы, транскрипция

Содержание

Слова «помогает» морфологический и фонетический разбор

Объяснение правил деление (разбивки) слова «помогает» на слоги для переноса.
Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «помогает» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «помогает».


Содержимое:

  • 1 Слоги в слове «помогает» деление на слоги
  • 2 Как перенести слово «помогает»
  • 3 Разбор слова «помогает» по составу
  • 4 Сходные по морфемному строению слова «помогает»
  • 5 Синонимы слова «помогает»
  • 6 Антонимы слова «помогает»
  • 7 Ударение в слове «помогает»
  • 8 Фонетическая транскрипция слова «помогает»
  • 9 Фонетический разбор слова «помогает» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)
  • 10 Предложения со словом «помогает»
  • 11 Сочетаемость слова «помогает»
  • 12 Значение слова «помогает»
  • 13 Как правильно пишется слово «помогает»

Слоги в слове «помогает» деление на слоги

Количество слогов: 4
По слогам: по-мо-га-ет


  • по — начальный, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • мо — средний, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • га — средний, прикрытый, открытый, 2 буквы
  • ет — конечный, неприкрытый, закрытый, 2 буквы
  • Как перенести слово «помогает»

    по—могает
    помо—гает
    помога—ет

    Разбор слова «помогает» по составу

    поприставка
    могкорень
    асуффикс
    тьглагольное
    окончание

    помогать

    Сходные по морфемному строению слова «помогает»

    Сходные по морфемному строению слова

  • поделать
  • подумать
  • пообещать
  • похлопотать
  • поискать
  • Синонимы слова «помогает»

    1. пособлять

    2. подсоблять

    3. содействовать

    4. способствовать

    5. споспешествовать

    6. благопоспешать

    7. благопоспешествовать

    8. пособничать

    9. сотрудничать

    10. благоприятствовать

    11. идти навстречу чему

    12. играть в руку кому

    13. развязать кому руки

    14. давать возможность

    15. оказать помощь

    16. вспомоществовать

    17. поддерживать

    18. выручать

    19. выводить из затруднения

    20. подавать руку

    21. лечить

    22. целить

    23. оказывать помощь

    24. оказывать поддержку

    25. облегчать

    26. благодетельствовать

    27. подмогать

    28. тянуть за уши

    29. толкать

    30. приходить на подмогу

    31. принимать участие

    32. оказывать содействие

    33. служить подспорьем

    34. лить воду на мельницу

    35. подыгрывать

    36. вывозить

    37. подставлять плечо

    38. брать на буксир

    39. ассистировать

    40. вспомогать

    41. шефствовать

    42. играть на руку

    43. дотировать

    44. служить поддержкой

    45. подавать руку помощи

    46. приходить на помощь

    47. подавать руку

    48. протягивать руку помощи

    49. протягивать руку

    50. приходить на выручку

    51. ориентировать

    52. сподручничать

    Антонимы слова «помогает»

    1. мешать

    2. вредить

    3. противодействовать

    4. губить

    5. бездействовать

    6. избавлять

    7. препятствовать

    8. вмешиваться

    Ударение в слове «помогает»

    помога́ет — ударение падает на 3-й слог

    Фонетическая транскрипция слова «помогает»

    [памаг`ай’ит]

    Фонетический разбор слова «помогает» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

    БукваЗвукХарактеристики звукаЦвет
    п[п]согласный, глухой парный, твёрдый, шумныйп
    о[а]гласный, безударныйо
    м[м]согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдыйм
    о[а]гласный, безударныйо
    г[г]согласный, звонкий парный, твёрдый, шумныйг
    а[`а]гласный, ударныйа
    е[й’]согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкийе
    [и]гласный, безударный
    т[т]согласный, глухой парный, твёрдый, шумныйт

    Число букв и звуков:
    На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 8 букв и 9 звуков.


    Буквы: 4 гласных буквы, 4 согласных букв.
    Звуки: 4 гласных звука, 5 согласных звуков.

    Предложения со словом «помогает»

    Наверное, вам станет понятнее, что происходит, если мы приведём аналогию с тем, как вы помогаете другу с переездом.

    Источник: Дэйв Голдберг, Вселенная! Курс выживания среди черных дыр, временных парадоксов, квантовой неопределенности, 2010.

    Всё есть яд, и всё есть лекарство, страх помогает человеку выжить, он удерживает его от безумных поступков, помогает сохранить свою жизнь.

    Источник: Н. А. Коршунова, Я должна тебе сказать…, 2015.

    Горячий пар откроет поры кожи, помогая активным веществам проникнуть глубже и лучше впитаться.

    Источник: Оксана Хомски, Золотая коллекция велнес-рецептов.

    Сочетаемость слова «помогает»

    1. бог поможет

    2. несчастье помогло

    3. люди помогали

    4. помочь советом

    5. помогать в делах

    6. помогать по хозяйству

    7. (полная таблица сочетаемости)

    Значение слова «помогает»

    ПОМОГА́ТЬ , -а́ю, -а́ешь. Несов. к помо́чь. (Малый академический словарь, МАС)

    Как правильно пишется слово «помогает»

    Орфография слова «помогает»

    Правильно слово пишется:

    Нумерация букв в слове
    Номера букв в слове «помогает» в прямом и обратном порядке:

      Что такое звуки и буквы? / Справочник :: Бингоскул

      Слова состоят из звуков. Звуки – неделимые частички звуковой речи. Они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают различать слова. Звуки образуются с помощью речевых органов.

      Буква – это условный графический знак звука. Цель буквы – преобразовать звуки речи в письменную форму.

      Как различать звуки и буквы?

      Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную.   Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: [п] [о] [л]. Такая запись называется транскрипцией.

      Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?

      В русском языке 33 буквы и 42 звука.

      Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый [р] и мягкий [р’].

      По какому принципу делятся звуки речи?

      Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.

      При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести [б], [п] нужно теснее сжать губы, а звуки [в], [ф] произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.

      Гласные звуки и буквы

      В русском языке шесть гласных звуков:

      [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

      На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами: 

      а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.

      Например:

      • [а] – а (март) и я (мята)
      • [и] – и (кино)
      • [ы] – ы (мышь)
      • [о] – о (морж) и ё (тётя)
      • [э] – э (эхо) и е (мeткость)
      • [у] – у (удод) и ю (юмор).

      Десять гласных букв легко запомнить парами.

      В чём особенность е, ё, ю, я?

      Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:

      1. оказывают влияние на предшествующий согласный, делая мягким: любить – [л’у]бить.
      2. распадаются на два звука:
      Я[й’а]
      Е[й’э]
      Ё[й’о]
      Ю[й’у]

      В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются.  Их исключили из звукового ряда.

      В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?

      Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

      1. если стоят в начале слова: янтарный – [й’и]нтарный,
      2. после гласного: молния – молни[й’а],
      3. после ь и ъ знаков: съёжиться – съ[й’о]житься.

      Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?

      Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.

      Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – п[и]тёрка, пелёнка – п[и]лёнка, так как звук [и] безударный. 

      Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.

      Согласные звуки и буквы

      В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несовпадение в количестве появляется из-за того, что многие согласные построили пары по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости.

      По какому признаку согласные делят на глухие и звонкие?

      Глухие и звонкие согласные делят по наличию шума и голоса при произнесении.

      Для глухих согласных характерен шум. В образовании звонких согласных участвует голос и шум. Звонкие и глухие согласные помогают различать слова:

      • пар — бар,
      • кол – гол.

      Большая часть звонких и глухих согласных, словно солдатики, становятся в пары.

      Но есть среди согласных звуки-одиночки.

      Как различать твёрдые и мягкие согласные?

      Мягкие и твёрдые согласные различаются произношением. Главную роль при произнесении мягких согласных играет язык. Средняя часть языка поднимается к нёбу.

      В основном твёрдые и мягкие согласные стройными рядами объединяются в пары:

      Непарными звуками считаются:

      • всегда твёрдые согласные – [ж], [ш], [ц];
      • всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’].

      На письме мягкие согласные звуки обозначают символом [’] справа сверху: ночь – но[ч’].

      Зачем нужны цветовые схемы?

      При звуко-буквенном разборе слова удобно использовать цветовые схемы. Они помогают визуально определить, из каких звуков состоит слово. Существуют установленные цветовые соответствия для различных звуков:

      1. красным выделяют гласные;
      2. зелёно-красным окрашивают йотированные гласные;
      3. синим помечают твёрдые согласные;
      4. зелёным закрашивают мягкие согласные.

      Мягкий и твёрдый знаки цветом не выделяют, так как не дают звуков.

      Фонетический разбор слова

      Для чего нужен фонетический разбор слова?

      Фонетический разбор даёт звуковую характеристику слову.

      С его помощью можно разложить слово на буквы и звуки. Сопоставить количество букв и звуков. И узнать расхождения между буквами и звуками, если они есть.

      Каков порядок фонетического разбора?

      Фонетический разбор производится в такой последовательности.

      1. Указать количество слогов, и обозначить ударение.
      2. Посчитать количество звуков и букв в слове.
      3. Охарактеризовать гласные звуки: ударные/безударные.
      4. Охарактеризовать согласные звуки: звонкие/глухие, твёрдые/ мягкие. 

      Примеры фонетического разбора слов

      1. Свадь-ба[сва’т’ба], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;

      • с — [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;
      • в — [в] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;
      • а — [а] – гласный, ударный;
      • д — [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;ь – не имеет звука
      • б — [б] – согласный, звонкий парный, твердый парный;
      • а — [а] – гласный, безударный;

      __________________________________________________________

      7 букв, 6 звуков

       

      2. Чёр-ный – [ч’э’рный], 2 слога, ударение падает на 1-ый слог;

      • ч – [ч’] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
      • ё – [э] – гласный, ударный; р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
      • н – [н] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
      • ы – [ы] – гласный, безударный;
      • й – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

      ___________________________________________________________

      6 букв, 6 звуков.

       


       

      Смотри также:

      • Гласные звуки и буквы
      • Сонорные звуки
      • Чередование звуков
      • Звуко-буквенный разбор слова

      Памятка учителю «Фонетический разбор слова»

      Фонетический разбор слова.

      Зачем младшему школьнику знания  об устройстве и закономерностях звуковой стороны языка?

      Знакомство со звуковой стороной языка является необходимой предпосылкой успешного воспитания и обучения младшего школьника. Фонетические знания и умения способствуют формированию всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чём нам сообщает(одобрение, негодование…).

      Фонетические знания и умения необходимы не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Это произносительные нормы, соблюдение которых необходимо для того, чтобы коммуникативная деятельность происходила без помех.

      О значении фонетических знаний и умений в обучении первоначальному чтению и письму написано много.  К.Д. Ушинский придавал принципиальное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте. Без фонетики нельзя научить лексике, грамматике, морфемике. Хорошая фонетическая подготовка- основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами. Фонетические ошибки являются самыми стойкими и трудно преодолимыми. Не только младшие школьники, но и ученики средних и старших классов не различают твёрдые и мягкие согласные, не слышат звук [й ,], когда он  «замаскирован» в буквенной форме слова, ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произнести его изолированно, допускают ошибки характеризуя звуки (гласный-согласный, звонкий-глухой…).

      Что же нужно для того , чтобы узнать звук? Всего лишь услышать его. Почему же тогда так устойчивы фонетические ошибки  у учащихся с вполне нормальным слухом? Звук невидим, мгновенен. Издавна человек связывал произнесённое слово с чем-то нестойким: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». Хотя, давно замечено, что до обучения ребёнок, как правило, отличный фонетист. 1 сентября свои рисунки они подписывают  как слышат звуки речи.

      Как только ребёнок начинает обучаться в школе, он чётко говорит:  «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим». И в это же время, он как раз перестает слышать звуки. С появлением в опыте ребёнка  букв взамен мгновенного и невидимого звука он приобретает надёжный ориентир: «Написано пером — не вырубишь топором». Возникает естественное стремление опереться  на представление написанного слова при работе с ним. В результате ориентации на букву фонетика утрачивает свой предмет. Остаются разговоры о звуках, а сами звуки порой полностью отсутствуют в опыте учащихся, так как они их не слышат.

      Знания по фонетике должны опираться  на реальное  слышание слова. Вне звуковой оболочки нет языка, а буквы- искусственная «одежда» слова, изобретение человека. Далеко не каждое слово могут быть предметом звукового анализа в школе, тем более в начальной. Если это условие не соблюдать, то учитель вынужден прибегать  ко всякого рода упрощениям в процессе звукового разбора, которые не развивают фонематический слух, а наоборот притупляют его.

      Как же первоначально знакомить учащихся со звуками человеческой речи?

      Учитель говорит о том, что нас окружают различные предметы, которые из чего-то сделаны стол из дерева, тетрадь – из бумаги…   А из какого «материала» сделаны слова? Дети, обычно, отвечают из букв. Услышав от учеников, что слова сделаны из букв, учитель должен уточнить, что из букв «сделаны» только написанные слова. А слова, которые человек произносит , «сделаны» изчего-то другого. Из чего же? И всегда находится первоклассник, который знает, что произносим мы звуки.

      Чтобы все дети поняли , о чём идёт речь, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Учитель стучит карандашом по столу и просит послушать. Можно ли из этих звуков составить слова? Учитель обращает внимание детей на то, что вокруг нас много разных звуков : грохочут машины, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слово не построишь. Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти  звуки возникают  тогда,  когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки. Дать учащимся задание понаблюдать, как при произнесении разных  звуков по-разному движутся губы и язык, по-разному прикасается язык к различным участкам рта. Затем учитель протяжно произносит:  
      ЫЫЫЫ
      … Что – нибудь поняли? А так: ММММ… Понятно? А теперь по порядку один за другим: [м, ] [ и ]  [ р ]. Узнали слово? Что оно значит? Слово, в отличие от звука, значит очень много. Слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи- строительный материал языка.

      Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике — формирование способов звукового анализа. Осознанным  это действие может стать только в том случае , если одновременно с самим действием учащиеся будут  осваивать способы контроля за правильностью выполнения действия. Например, если ребёнок допускает ошибку в выделении звука.

      В слове ЗИМА учащийся называет звук [з] твёрдым.

      — Проверь, правильно ли ты вычленил первый звук в слове ЗИМА? Что нужно сделать, чтобы узнать отдельный звук? Нужно произнести всё слово , протягивая звук, и послушать себя. (Ученик пытается тянуть звук [з ], учитель своим произношением старается подсказать ему, как будет звучать всё слово с этим звуком: [зыма  ])

      -Произнеси ещё раз всё слово, протягивая в нём первый звук, и слушай себя([ з,з,з,з,з,има  ]).

      -Так какой первый звук? Скажи его…

      Умение вычленять звуки в словах  и определять их последовательность становится способом действий для учеников, если в самом начале своего формирования оно складывается осознанно  и целенаправленно , а ученик не только осваивает определённую последовательность операций , но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.

      В русском языке есть несколько звуков , которые не тянутся (взрывные согласные) [б] , [п],  [д] , [т],  [г],  [к] и их мягкие пары. Если звук не тянется , его следует интонационно подчеркнуть силой голоса, повторами [ кккот ]. Следует демонстрировать как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно, чтобы научить детей контролировать себя в момент вычленения звуков. Способ звукового анализа , который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами – это протяжное (или акцентрированное) произнесение каждого звука в полном слове, при котором каждый звук становится отчётливо слышимым. Такая организация работы позволяет задать вопрос учащимся : «Что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?». При этом не надо описывать действия, гораздо эффективнее будет попытка ученика произнести слово так, чтобы слышимым стал контрольный звук. Уместно и требование проверить, верно ли найден звук. Способ проверки – произношение целого слова с выделенным звуком.

      Как объяснить различие между гласными и согласными звуками.

      Объясняя различие между гласными и согласными, обычно учителя используют такие формулировки: звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая во рту никакой преграды, называются гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называются согласными.

      Другое объяснение. «Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, ем плотнее надо сжать рот… Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а! А! Заметили, что ротво втором случае хочет шире открыться? Произнесите сначала тихонько, а затем громче: с! С! Заметили: когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам.»

      Развитие речевого слуха также связано с формированием умения характеризовать  согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняет звонкость – глухость и твёрдость – мягкость. Для того, чтобы научиться характеризовать согласные по этим признакам, учащиеся должны осознать их. Лучше всего эти качества звуков выделяются при сопоставлении пар слов, в  которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство: «Если два разных звука встречаются в одном и том же окружении, но в двух разных словах , то это два полноценных, настоящих различителя слов.» Вот почему ознакомление с твёрдостью – мягкостью согласных хорошо проводить сравнения слов НОС-НЁС, ДОМ-ТОМ, ЗАЙКА-САЙКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА.

      Парные по звонкости – глухости согласные по характеру артикуляции практически идентичны и отличаются лишь наличием – отсутствием голоса, то произнесённый шёпотом звонкий шумный воспринимается как парный ему глухой.

      ИГРА.

      Учитель подзывает ученика и ему на ухо шёпотом говорит слово со звонким шумным согласным ЖАР , а затем говорит детям:

      -Я сказала на ухо слово. Он сейчас вам его назовёт , но очень тихо, шёпотом. Какое слово вы услышали?

      Дети назовут слово ШАР. Ученик громко называет слово.

      Широко используется приём определения звонкости – глухости согласных путём прикладывания руки к горлу (или произнесения звука с заткнутыми ушами), особенно при определении звонкости – глухости непарных согласных, не  имеющих оппозиции по этому признаку: Ц,Х,Щ. Помочь закрепить умение различать словоразличительные качества согласных могут игры со звуками.

      ИГРА «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ»

      На учительском столе лежат различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук. Задание:- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки название которых начинается на звук [м]. Эти игрушки вы можете взять, но не ошибитесь, не берите неоплаченную игрушку.(матрёшка, машина, мышка, мяч, мишка)

      Работа со схемами.

      Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова как верного, так и неправильного, никаких следов не остаётся. Поэтому, чтобы зафиксировать звучащее слово, не используя буквы, используют схемы, модели, условные знаки. Э то использование в обучении грамоте стало традиционным. В последующем обучении о них забывают, считают лишним. Между тем применение небуквенных средств помогает  остановить выделенный звук, осознать различие между буквой и звуком.

      Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с формированием самого понятия о слоге.

      СЛОГ— минимальная произносительная единица. Деление на слоги происходит естественно, без особых затруднений. Просто надо создать ситуацию, когда происходит неосознанное произнесение слова по слогам. Эта ситуация моделируется в игре «На стадионе».

      Болельщики, когда хотят , чтобы хоккеисты забили гол кричат слово: ШАЙ-БУ. Кричат слово по слогам. Слоги  — это такие кусочки, на которые делятся слова но всё равно его можно узнать на слух.

      Когда команда забивает гол, болельщики кричат : [МА-ЛА-ЦЫ]. При произнесении слова по слогам нельзя произносить его так , как оно пишется. Должно сохраняться орфоэпическое произношение слова. Теперь, когда вы захотите разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики на стадионе и кричите (только негромко) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги. Показываются схемы:

       

      1)                                                                             2)

      -Какая схема к какому слову подходит?

      -Чаще всего учителя навязывают детям неверное членение на слоги из боязни, что верное деление может помешать им впоследствии членить слово на морфемы и правильно переносить слова (ку- сты, а не кус-ты). Это отучает детей верить слуху.

      Так как в каждом слоге есть «ртораскрыватель» (гласный) стоит подложить руку под подбородок, на каждом гласном будет открываться рот, а подбородок касаться руки. Так можно проверить верно ли мы сосчитали слоги. Одновременно проходит работа по нахождению ударного слога. Для того, чтобы облегчить нахождение ударного слога, предлагается «позвать» или «спросить» слово, т. е. такое произношение при котором акцентрируется ударный слог. Есть ещё один приём – это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Этому способствует игра «Русский, польский и французский».

      -Ударение в русском языке может падать на любой слог, а есть такие языки, где ударение падает всегда на один и тот же слог. Например, во французском языке ударение падает всегда на последний слог: пальто, в польском – на предпоследний: Висла. Поэтому французы, когда учатся говорить по- русски, часто произносят русские слова на французский лад: во всех словах делают ударным последний слог. Например, вместо бы’стро говорят быстро’. Итак: Вас пригласили сниматься в кино, предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по- русски: все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова с доски так как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка. Другой сыграет роль польки, она прочитает эти же слова с ударением на предпоследнем слоге. Это сопровождается с показом соответствующих схем.

      А можно игру на определение ударного слога при помощи вопросительной интонации провести так:

      Одному ряду раздать картинки с изображением зверей, а другому слоговые схемы с ударением на разных слогах. Ученик берёт схему, которая, как он считает, соответствует картинке. Подходит к этому ученику и спрашивает, выделяя ударный слог: ТЫ ЛИСА? Если схема подходит, то выбранный ученик говорит: «Да, я лиса. Давай дружить». Дети берутся за руки и выходят к доске.

      Применение звуковых схем помогает совершенствовать фонетические знания и умения учащихся, так как создаёт предпосылки для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Чем более конкретный характер имеет звуковая модель, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности выбранных слов. Причём ученик  не только принимает или «бракует» слово, но и объясняет, в чём ошибка товарища. Например:

                                                                                                                                                                                              

                                +                                +                                      Лена, Витя, Вера, Дима, Нина, Юра, Зина.

                                 —                                 —     

      Контролёр принимает у детей слова и не пропускает слово ВИТЯ, т. к. первый слог соответствует, а второй нет.

      Со звуковыми схемами можно проводить самые разнообразные упражнения. Даны 3 схемы и 3 слова. Дети определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, при этом среди моделей есть такая, которая не подходит ни к одному слову. Ученики находят эту схему и составляют нужную. Можно расселять животных в их квартиры (схемы) или исправляют ошибки литературных героев.

      Звуковой анализ слова.    

      Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности ученика- фонетический разбор. Их 2: фонетический  (звуковой) и фонетико- графический (звуко- буквенный) .

      Цель первого характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам.   

      Цель второго- выяснение соотношения звуковой структуры слова с буквенным обозначением.

      Звуковой разбор выполняют в подготовительный период обучения грамоте.   Этот вид  говорит о том , что со звуками можно работать и без букв. Как проводить звуковой анализ так, чтобы он   помогал ученику выполнять   те действия,   которые необходимы для действительного вычленения звуков из слова и определения их последовательности. Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, т. е. развивался его фонематический слух, надо проводить в определённой последовательности:

      1)Скажи и послушай слово.

      2)Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

      3)Протяни первый звук в целом слове, назови его и охарактеризуй.

      4) Обозначь выделенный звук условным значком.

      5)Аналогично далее.

      6)Проверь, получилось ли слово.

      Содержание этих операций.

      1)Скажи и послушай слово. Ученик вслух произносит слово, которое он будет разбирать. Учитель добивается, чтобы слово было произнесено как предписывают нормы литературного языка. Иначе может получиться , что учитель и ученик будут разбирать разные слова. Например, [марос ] – учитель,   [ мароз] – ученик.    Ошибки возможно связаны с особенностями произношения или стремлением приблизить звучание слова к его написанию.  Исправить орфоэпическую ошибку учитель должен до того, как ученик приступит к разбору.

      2)Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.   

      Характеристика гласных звуков включает в себя  указание на ударность или безударность, поэтому имеет смысл находить ударный слог в начале разбора. Ученик дважды прозносит слово: первый раз- целиком (со звательной или вопросительной интонацией), затем по «кусочкам»(скандируя) , т. е. по слогам.

      3)Протяни первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Звук протягивается (акцентируется)   в составе полного слова, подсказывает ученику средство контроля за правильностью выполнения действия. После того, как ученик назвал нужный звук , т. е. произнёс его изолированно, максимально  приближая к звучанию в полном слове , он характеризует звук: о гласном говорит, ударный он или безударный, а о согласном – какой он (сначала- твёрдый или мягкий, затем- глухой или звонкий).

      4)Обозначь выделенный звук условным значком. Эта запись звуков помогает «удержать» звук. На начальном этапе звуковая схема даётся ученикам в готовом виде, до того, как они приступят к звуковому анализу. Это опора, служит средством контроля . Например: ПИЛА

                                               — модель показывает, что в слове 4 звука

                                            — слоговая модель с указанием ударного слога

       

                                          — — звуковая модель, на которой согласные охарактеризованы по твёрдости- мягкости

                                           — звуковая модель, показывающая также звонкость- глухость

      6)Проверь  получилось ли слово. Хотя все вычленялись из целого слова, а значит правильность контролировалась Стоит ещё раз «прочитать» всё слово, чтобы убедиться не исказилось ли звучание слова.

      Рассмотрим слово КОНЬ.

      -Послушайте, какое слово мы будем разбирать: [кон]   

      Ученик  у доски.

      -Произношу слово: [ кон ]. В слове один слог.

      Ищу первый звук: [ккккон  ]. Звук [к ], он согласный, твёрдый, глухой, обозначаю его на схеме.

      Ищу второй звук: [коооон ] . Второй звук гласный, обозначаю его на схеме.   

      Ищу третий звук: [конннн  ]. Это звук [н ], он согласный, мягкий, звонкий.

      Проверяю, получилось ли слово , читаю [кон  ].

      Преобразование собственно звукового разбора  в звуко-буквенный требует дополнения одним пунктом: какой буквой обозначается   каждый звук и почему?

      Фонетико- графический разбор.                                                                                                                                       

      Это – один из видов звуко- буквенного анализа. В отличие собственно звукового разбора  он имеет целью выяснение соотношения звуков и букв в слове. Чаще всего предлагается такой план проведения звуко- буквенного анализа:

      1)Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

      2)Сколько в слове звуков и букв? (Если букв больше, то почему).

      3)Сколько гласных звуков, сколько согласных?

      4)Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается каждый звук на письме?

      В данном анализе видна количественная характеристика. Для развития фонематического слуха важна качественная характеристика.

      Последовательность фонетико- графического анализа и его результата видны в записи , которую оформляет ученик. Например:

      [с’]            — с                                   [ д]           —   д                                    [й ‘ ]         —                                                            

      [ э ]            — е                                  [ р]          —     р                                    [  э]        —          е

      [ м’ ]           — м                                 [у ]         —      у                                    [ л’]         —          л

                           ь                                   [  з’]-        —      з                                                               ь

            семь                                           [  й’’]         —                                             ель                                                                           

                                                                 [ а ]         —        ья

                                                                 друзья

      Такая запись показывает анализ от звуков к букве. Левый столбик показывает, что дети сначала слушают слово и вычленяют звук, затем во втором столбике даётся характеристика звука, помещая условный знак, который занимает меньше времени, чем запись. Только после этого помещается буква, которой он обозначается (третий столбик). Запись комментируется:

      — В слове  [С’ЭМ’] первый звук  [С’С’С’ЭМ’]- [С’], он согласный мягкий глухой. Второй звук [С’ЭЭЭМ’] – [ Э], он гласный. Следующий звук  [С’ЭМ’М’М’] –[ М’], согласный мягкий звонкий. Первый звук [С’] обозначается буквой ЭС, второй- гласный [Э] обозначаю буквой Е, так как гласный находится после мягкого согласного, последний звук [М’] обозначаю двумя буквами: ЭМ и мягким знаком, так как мягкость согласного  на конце слова передаётся с помощью мягкого знака. Записываю СЕМЬ.

      схема, транскрипция слова на русском языке. сколько слогов, букв, звуков, куда падает ударение в слове ящерица? Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: в скоре,

      Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

      Так что же это такое — слог?

      Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог — это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

      В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове — столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные — неслоговыми (не могут образовать слог).

      Теории слога

      Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

      • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
      • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог — это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный — более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
      • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
      • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

      Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

      Виды слогов

      Слово может состоять из разного количества слогов — от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» — один слог, «сно-ви-де-ни-е» — пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

      Если в составе слова — более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие — безударными.

      В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

      Как правильно разделять слова по слогам?

      Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

      Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример — слово «ю-ла» — делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

      Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв — «тч», а «ы» — двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение — для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере — «о-тча-я-нный» — «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

      Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

      Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

      Как правильно разделять слова для переноса

      Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

      При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

      Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

      Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

      При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом — от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично — в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

      Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

      Азбука по слогам

      Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов — «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

      Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

      Само по себе понятие «слог» является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

      В этой статье вы найдете информацию о том, как сделать фонетический разбор слова — ЯЩЕРИЦА.

      Не все знают, что такое фонетический разбор слова. В русской грамматике под этим понятием имеют в виду характеристику звуковой составляющей. Причем слово надо разбить не просто на буквы, а на звуки. Звуков гораздо больше, чем букв. Ведь некоторые буквы обозначают два звука. Давайте далее узнаем, как разобрать слово — ЯЩЕРИЦА на звуки в подробностях.

      Сколько слогов, букв, звуков, звука А в слове ЯЩЕРИЦА: схема, транскрипция слова на русском языке

      Как уже упоминалось выше, между буквами и звуками существует большая разница. Прежде, чем осуществить фонетический разбор, рассмотрим немного теорию вопроса.

      Что представляют собой буквы? Это символы, которые употребляют в письме. С помощью букв формируют слова в тексте. Они применяются для визуального изложения слов, человек воспринимает написанное глазами. Эти символы можно читать. А когда чтение происходит вслух, то вот тут уже образуются звуки. Точнее буквы сливаются в слоги, а слоги в слова. Всего в русском языке насчитывается тридцать три буквы в алфавите. Принято русский алфавит называть — кириллицей. Даже первоклассники знают, в какой последовательности расположены буквы в алфавите благодаря урокам русского языка.

      В алфавите русской грамматики имеются гласные и согласные буквы. Точнее — десять гласных и двадцать одна согласная буква. Еще в его состав входят мягкий знак и твердый знак. С их помощью подчеркивают мягкость или твердость согласного звука.

      Вот и подобрались ближе к понятию — звуки. Они представляют собой голосовую речь. Благодаря им формируются слова воедино. Звуки, как и буквы бывают гласными, согласными. Когда делают фонетический разбор слова, анализируют именно их.

      Некоторые буквы состоят из двух звуков. В частности:

      • Буква Е состоит из звука Й и звука Э
      • Буква Ё состоит из звука Й и звука О
      • Буква Ю состоит из звука Й и звука У
      • Буква Я состоит из звука Й и звука А

      Очень интересно, что если гласная безударная, то такие буквы, как Е и Я имеют звук Й и звук И записывают их как: [ЙИ]

      Звуки необходимо слышать, ведь их произносят не так, как пишут. Пример такого свойства:

      • Слово — детские. Согласные буквы Т, С, как правило, сливаются в один звук Ц.


      Теперь разберем слово ЯЩЕРИЦА

      Транскрипция данного слова выглядит следующим образом:

      [Й’АЩ’ИР’ИЦА]

      Буква Я — имеет два звука мягкий [Й’ ] — сонорный согласный, звонкий, непарный и мягкий звук[А] (гласный, ударный).
      Буква Щ — [Щ’ ] — шипящий согласный, глухой и мягкий, непарный.
      Буква Е — [И] гласный и безударный
      Буква Р — [Р’ ] — сонорные согласный звук, непарный звонкий и мягкий
      Буква И — один звук [И] (гласный ибезударный)
      Буква Ц — [Ц] один звук согласный, непарный глухой и твердый
      Буква А — [А] гласный и безударный.

      Как видите в слове имеется семь букв, восемь звуков.

      ВАЖНО : Гласная буква (Я, Ю, Е, Ё) вначале слова всегда дает два звука, так как она является йотированной. В слове ящерица применялось это правило.

      Куда падает ударение в слове ЯЩЕРИЦА?

      В данном слове ударение падает на Я — на первый слог . Всего в слове — четыре слога. Главной фонетической составляющей является правильное и четкое проговаривание гласных звуков в тех слогах, на которые падает ударение. Их, как правило, выделяют именно продолжительным звучанием и неискаженностью. Благодаря этому четко можно услышать, какую букву писать в этом слове, к примеру: Е или И. Легче и делать фонетический разбор ударного слога. В грамматике такое положение гласной называется сильной позицией. Остальные гласные в слове имеют слабую позицию.

      При звуковом анализе :

      • гласный слог, на который падает ударение (сильная позиция) проговаривается четко с более длительным звучанием.
      • безударный слог с гласной буквой (слабая позиция) читается без определенной интонации, звучит не так четко, как ударный.


      Ящерица — фонетический разбор

      Как видите, сделать фонетический разбор слова не так уж и сложно. Главное знать некоторые правила русской грамматики и все звуки, которых 42 в русском языке.

      Видео: фонетический разбор слова

      Слова делятся на слоги. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

      Ср.: во-да, на-у-ка.

      1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

        Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

        Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

      2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

      Ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.

      3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

        Открытый слог оканчивается на гласный звук.

        Во-да, стра-на.

        Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

        Сон, лай-нер.

        Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

        Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

        В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

        Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

      Обратите внимание!

      Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
      Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

      То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать , а деление на части для переноса — уез-жать .

      Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

      • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

      • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

        В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

        Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

      Обратите внимание!

      При сочетании нескольких согласных в середине слова:

      1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

      О-тт ечь, да-нн ый.

      2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

      Ша-пк а, ра-вн ый.

      Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

      Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

      4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

      Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
      Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
      На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

      Правила переноса словПримеры
      1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются.Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
      2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог.О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
      3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву.От -течь, раз -лить.
      4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву.По-к ропить, при-к репить.
      5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
      6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы .Разы -скать.

      Тема: Деление слов на слоги и определение ударного слога.

      Научись делить слова на слоги. Сколько гласных, столько и слогов.
      Затем научись определять ударный слог.

      Сколько слогов в словах:
      семья, шапка, шубка, моя, лапа, диван, её ?
      • 2 или 3
      Правильные ответы:
      Сколько слогов в словах:
      окошко, ошибка, потолок, деревня, тишина ?
      • 2 или 3
      Правильные ответы:
      перекрёсток, телевизор, перестрелка?
      • да или нет
      Правильные ответы:
      Одинаковое количество слогов в словах:
      диета, дилемма, модернизм, петрушка, котёночек ?
      • да или нет
      Правильные ответы:
      Сколько слогов в слове
      филологический ?
      • 5 или 6
      Правильные ответы:
      Сколько слогов в словах:
      май, он, ой, ах, стол, сто, зной ?
      • 1 или больше 1-го
      Правильные ответы:
      Нужно ли показывать ударение в словах:
      краб, ёж, мёд, одноимённый, край, крик ?
      • да или нет
      Правильные ответы:
      звонит, брала, включит, атлас (ткань)?
      • на первом или на втором
      Правильные ответы:
      1. на втором
      На каком слоге ударение в словах:
      шарфы, банты, порты, значимость ?
      • на первом или на втором
      Правильные ответы:
      1. на первом
      На каком слоге ударение в словах:
      по рекам, по средам, партер, столяр ?
      • на первом или на втором
      Правильные ответы:
      1. на втором

      Тема: Соотношение букв и звуков.

      Характеристика звуков.
      1. с ъёмка, привез ти, с ито?
        • [c]- согл., глух., тв.
        • [с»]- согл., глух., мягк.
      2. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
        ш ёл, ч то, ш орох?
        • [ш] — согл., глух., тв.
        • [ш»:] — согл., гл., мягк. непарн.
      3. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: о
        тц а, старатьс я, улыбаетс я?
        • [ц:] — гласн.
        • [ц:] — согл., глух., тв. непарн.
        • [ц:] — согл., зв. непарн., тв. непарн.
      4. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: по
        д пол, повод , т ратить?
        • [т] — согл., гл., тв.
        • [т»] — согл., гл., мягк.
        • [д] — согл., зв., тв.
        • [д»] — согл., зв., мягк.
      5. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
        э кономия, и гра, и стория?
        • [и] — гл. , безуд.
        • [э] — гл., безуд.
        • [и] — гл. ударн.
      6. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
        в скоре, ф акт, Коровьев ?
        • [ф] — согл., глух., тв.
        • [в] — согл., вз., тв.
      7. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:ма
        й ка, строй , й од?
        • [й] — согл., зв. непарный, тв.
      8. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв:
        е м, подъе зд, е здить?
        • [э] — гл. ударн.
        • [й»] — согл., мягк. непарн., зв. непарн.
      9. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: гри
        б , грипп , тулуп ?
        • [б] — согл., зв., тв.
        • [б»] -согл., зв., мягк.
        • [п] — согл., гл., тв.
        • [п] — согл., зв., тв.
      10. Какой звук произносится в словах на месте выделенных букв: с
        ы р, лы жи, ши ны?
        • [и] — гл. ударн.
        • [и] -гл. безударн.
        • [ы] -гл. ударн.
        • [ы] — гл. безударн.
      Правильные ответы:
      1. [с»]- согл., глух., мягк.
      2. [ш] — согл., глух., тв. непарн.
      3. [ц:] -согл., глух. непарн.,тв. непарн.
      4. [т] — согл., гл., тв.
      5. [и] — гл., безуд.
      6. [ф] — согл., глух., тв.
      7. [й»] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
      8. Два звука: [й»] — согл., зв. непарн., мягк., непарн. и [э] — гл.ударн.
      9. [п] — согл., гл., тв.
      10. [ы] -гл. ударн.

      Тема: Транскрипция.

      1. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

      Слова:
      1) [й»а], 2) [й»ий»о´ ], 3) [с»й»э´ л»и], 4) , 5) [пърас»о´ нък]*,
      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [парас»о´ нак]*

      Ответ:

      1) я, 2) её, 3) съели, 4) снег, 5) поросёнок

      2. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

      Слова:
      1) [фс»э], 2) [фс»о], 3) [пъзнако´ м»иц:ъ]*, 4) [м»ит»э´ л»], 5) [бас»э´ й»н],

      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [пазнако´ м»иц:а]*

      Ответ:

      1) все, 2) всё, 3) познакомиться, 4) метель, 5) бассейн,

      3.
      Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

      Слова:
      1) [бъгаты´ р»] 1 , 2) [н»ит»], 3) [л»ингв»и´ с»т»икъ] 2 , 4) [аб»й»о´ м], 5) [кам»п»й»у´ тър] 3 ,

      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [багаты´ р»] 1 , [л»ингв»и´ с»т»ика] 2 , [кам»п»й»у´ тар] 3

      Ответ:

      1) богатырь, 2) нить, 3) лингвистика, 4) объём, 5) компьютер

      4. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

      Слова:
      1) [фай»л], 2) [тр»э´ н»инк], 3) [с»э´ рц»э], 4) [дрост], 5) [й»у´ пкъ]*,

      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [й»у´ пка]*

      Ответ:

      1) файл, 2) тренинг, 3) сердце, 4) дрозд, 5) юбка

      5. Прочитай транскрипцию, определи, какие слова представлены и запиши их буквами:

      Слова:
      1) [т»и´ х»ий»], 2) [ш»:от]*, 3) [каз»о´ л], 4) [зв»о´ зды], 5) [лы´ жы]

      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: [ш»от]*

      Ответ:

      1) тихий, 2) счёт, 3) козёл, 4) звёзды, 5)лыжи

      Тема: Составление транскрипции.

      1. Затранскрибируй слова:

      1) пол, 2) дом, 3) курс, 4) зуб, 5) дам

      2. Затранскрибируй слова:

      1) мать, лёд, лгать, знать, тень

      Ответ:

      [мат»], [л»от], [лгат»], [знат»], [т»эн»]

      3. Затранскрибируй слова:

      1) вода, 2) дома, 3) сама, 4) окно, 5) возил

      Ответ:

      1) [вада´ ], 2) [дама´ ], 3) [сама´ ], 4) [акно´ ], 5) [ваз’и´ л]

      4. Затранскрибируй слова:

      1) носил, 2) водил, 3) носы, 4) душа, 5) лыжи

      Ответ:

      1) [нас»и´ л], 2) [вад»и´ л], 3) [насы´ ], 4) [душа´ ], 5) [лы´ жы]

      5. Затранскрибируй слова:

      1) мяч, 2) меч, 3) мячом, 4) мечом, 5)речь

      Ответ:

      1) [м’ач»], 2) [м»эч»], 3) [м»ич»о´ м], 4) [м»ич»о´ м], 5) [р’эч’]

      6. Затранскрибируй слова:

      1) течь, 2) течёт, 3) тенью, 4) речью, 5) север

      Ответ:

      1) [т’эч’], 2) [т»ич»о´ т], 3) [т»э´ н’й’у], 4) [р»э´ ч»й»у], 5) *

      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции: *

      7.
      Затранскрибируй слова:

      1) хорошо, 2) холодно, 3) запад, 4) карандаш, 5)колбаса

      Ответ:

      1) [хърашо´ ] 1 , 2) [хо´ лъднъ] 2 , 3) [за´ път] 3 , 4) [къранда´ ш] 4 , 5) [кълбаса´ ] 5

      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции, широко принятый в школьной традиции:
      [харашо´ ] 1 , [хо´ ладна] 2 , [за´ пат] 3 , [каранда´ ш] 4 , [калбаса´ ] 5

      8. Затранскрибируй слова:

      1) самовар, 2) радость, 3) садовый, 4) прогулка, 5) парашют

      Ответ:

      1) [съмава´ р] 1 , 2) [ра´ дъс»т»] 2 , 3) [садо´ вый’], 4) [прагу´ лкъ] 3 , 5) [пърашу´ т] 4

      Внимание! Упрощённый вариант транскрипции:
      [самава´ р] 1 , [ра´ дас»т»] 2 , [прагу´ лка] 3 , [парашу´ т] 4

      §1. Повторение (2) — учебник Бунеев Пронина 4 класс Часть 1

      7. Прочитай текст. Что нового ты узнал о звуках русского языка, о буквах ь и ъ?

      Попробуй прочитать по-древнерусски слова с буквой ъ из последнего абзаца. Получилось?

      Запиши, как произносятся слова вспять и вздрогнул, по образцу: подряд – [падр’ат]. Такая запись называется транскрипция. Устно дай характеристику каждому звуку в этих словах.


      8. Запиши, как звучат данные слова (то есть их транскрипцию). Затем прочитай её в обратном порядке и запиши, какое слово получилось.


      9. Прочитай текст. Какова его главная мысль?

      В разных языках количество употребляемых согласных и гласных звуков разное.


      10. Прочитай группы слов. Какие особенности ударения в русском языке ты можешь назвать? Какую роль играет ударение в слове?

      Прочитай транскрипцию слов близки́ [бл’иски́], класть [кла́с’т’]. Устно дай характеристику всех звуков в этих словах. Сравни написание и произношение каждого слова. Как транскрипция помогает обнаружить место орфограммы в слове?


      11.  Прочитай текст. Что ты узнал об особенностях ударения в разных языках?

      Выпиши из второго абзаца слова, в которых проставлено ударение. Запомни, как правильно произносятся эти слова. Какой иностранный язык ты изучаешь? Есть ли в нём правило постановки ударения?


      12. Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём, словарём иностранных слов.

      Если сможешь, продолжи этот ряд слов.


      13. Спиши предложение. Посчитай, сколько в нём графических знаков. Проверь себя: ответ см. на с. 158 учебника.


      14. Вспомни точное название букв русского алфавита. В какой последовательности в толковом словаре будут расположены словарные статьи о словах даль, дальний, далёкий, далеко, дальше? Почему? Запиши эти слова в нужной последовательности и проверь по словарю С. И. Ожегова. Если тебе нужно найти в словаре толкование слова десерт, ты будешь искать его до или после слова десна? В каких ещё случаях может понадобиться хорошее знание алфавита?


      15. Рассмотри изображение букв кириллицы – старославянского алфавита, который лёг в основу русского письма в X – XI веках. Создателем кириллицы считается славянский просветитель Кирилл Философ. Об этом ты прочтёшь в учебнике по литературному чтению ”В океане света“ (ч. 1).

      Прочитай названия древних букв. Какие буквы сохранились в современном алфавите, а какие были утрачены в ходе развития языка?


      16. Прочитай текст. Какую роль играет транскрипция в английском языке?

      Почему, если хочешь научиться читать, писать и правильно говорить по-английски, без транскрипции не обойтись? Как ты думаешь, а иностранцу, который начинает изучать русский язык, нужна транскрипция?


      17.  Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен? (Это вопрос для тех, кто изучает английский язык.)

      Обрати внимание, какие слова автор написал с большой буквы. Как ты думаешь почему? На каком сравнении построен этот текст?

      1. Какие орфограммы в слове поход помогает увидеть фонетическая транскрипция?
      2. Обрати внимание на словарное слово нарочно. Для чего рядом дана часть транскрипции – [шн]? Что она означает?


      18. Прочитай текст. Что нового для себя ты узнал?


      19. Прочитай транскрипцию, правильно запиши данные слова.


      20. Закончи предложение:


      21. Прочитай про себя, а затем произнеси следующие слова. Какие буквы и звуки указывают на то, что в этих словах есть орфограммы?

      Спиши слова группами, обозначь орфограмму в словах каждой группы. Какие слова ты записал дважды? Почему? Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения?


      22. Спиши текст. В каких словах буквы, обозначающие шипящие согласные звуки, показывают, что за ними следует орфограмма? Обозначь эти орфограммы.

      Какие ещё известные тебе орфограммы ты увидел? Подчеркни их.


      23. Прочитай текст. Как история языка объясняет, почему буквосочетания жи–ши пишутся с буквой и?

      Выполни фонетический разбор слов, возле которых стоит цифра 1.


      24. Прочитай текст. По какому признаку можно определить, что в выделенных словах есть орфограммы? Какому общему правилу подчиняется написание букв согласных в этих словах?

      Спиши, обозначь орфограммы-буквы согласных звуков в выделенных словах.


      25. Диктант с подготовкой. Подготовься писать под диктовку: найди и обозначь известные тебе орфограммы.

      Открой учебник и проверь написанное.


      26. Прочитай стихотворение Михаила Яснова.

      Как ты думаешь, почему автор дал ему такое заглавие и такой подзаголовок? (Обрати внимание на ключевые слова в заглавии и подзаголовке!)

      Какие знаки препинания помогают понять смысл этого стихотворения?

      Ты уловил ритм этого стихотворения? Если затрудняешься, при чтении сделай паузу после каждой третьей строчки. Слов с какой орфограммой больше всего в этом тексте? Спиши любые десять слов с этой орфограммой.


      27. Прочитай текст. Почему написание удвоенных букв согласных в словах приходится запоминать?

      Выпиши слова с удвоенными буквами согласных, подчеркни орфограмму. Продолжи перечень слов самостоятельно: допиши ещё пять слов, в которых пишется удвоенная буква согласного в корне, и пять слов – на стыке приставки и корня. Орфограммы обозначь.


      28. Прочитай стихотворение С. Маршака. В каких строчках поэт выразил самую важную для себя мысль? Как ты понимаешь эти строчки? О каком зверьке рассказывает автор? Как ты догадался? Какие детали в описании тебе помогли? С каким настроением нужно читать это стихотворение? Перечитай 2-ю и 3-ю строфу, найди слова с уменьшительными суффиксами. Как ты думаешь, почему этих слов так много?

      Спиши одну строфу (четыре строчки), которая тебе понравилась больше. Обозначь в словах все известные тебе орфограммы. Выпиши из текста все слова с разделительным ь и ъ. Вспомни правило и обозначь эти орфограммы.


      29. Прочитай стихотворение про себя. Какую картину ты представил? Как бы ты озаглавил это стихотворение? Почему?

      Выпиши глаголы из 1-й строфы. Найди и обозначь орфограммы-буквы безударных гласных в приставках и корнях. Вспомни правило, которому подчиняются эти написания. Найди и подчеркни другие известные тебе орфограммы в словах и между словами.


      30. Прочитай и озаглавь текст. Какой литературный приём использует писатель в первом абзаце, чтобы нарисовать картину и передать настроение? (Обрати внимание на глаголы-сказуемые в предложениях.)

      Выпиши группами слова с орфограммами-буквами: 1) безударных гласных в приставках; 2) безударных гласных в корне, проверяемых и не проверяемых ударением; 3) безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; 4) буквами и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч; 5) разделительным ь; 6) ь для обозначения мягкости согласных на письме; 7) буквами согласных в конце и в середине слова.

      Фонетический разбор слова и звуко-буквеннный анализ — РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ № 7

      Содержание

      Определение, фонетический (звуко-буквенный) разбор и разбор слова по составу

      На данной странице представлено лексическое значение слова «куст», а также сделан звуко-буквенный разбор и разбор слова по составу с транскрипцией и ударениями.

      Оглавление:

      1. Значение слова
      2. Звуко-буквенный разбор
      3. Разбор по составу

      Значение слова

      КУСТ, а, м.

      1. Растение с древовидными ветвями, не имеющее главного ствола. К. сирени, шиповника, жасмина. В кусты спрятаться или уйти, в кустах отсидеться (также перен.: испугавшись, уклониться от какихн. действий; неодобр.).

      2. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. К. крапивы, клевера.

      3. Групповое объединение (предприятий, артелей). К. мастерских. Школы районного куста.

      | уменьш. кустик, а, м. (к 1 и 2 знач.) и кусток, тка, м. (к 1 знач.).

      | прил. кустовой, ая, ое. Кустовые ягодные растения. Кустовые сорта зернобобовых. К. вычислительный центр. Кустовое собрание.

      Фонетический (звуко-буквенный) разбор

      Ку́ст

      Куст — слово из 1 слога: Куст. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.

      Транскрипция слова: [куст]

      к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
      у — [у] — гласный, ударный
      с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
      т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

      В слове 4 буквы и 4 звука.

      Цветовая схема: куст


      Разбор слова «куст» по составу

      куст

      Части слова «куст»: куст
      Состав слова:
      куст — корень,
      нулевое окончание,
      куст — основа слова.

      Морфологический разбор слова «кустов»

      Часть речи: Существительное

      КУСТОВ — неодушевленное

      Начальная форма слова: «КУСТ»

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *