Почему фонологическая осведомленность важна для чтения и правописания
Авторы: Луиза Моутс, Кэрол Толман
Фонологический процессор обычно работает бессознательно, когда мы слушаем и говорим. Он предназначен для извлечения смысла сказанного, чтобы не замечать речевых звуков в словах. Он разработан, чтобы выполнять свою работу автоматически на службе эффективного общения. Но чтение и правописание требуют такого уровня металингвистической речи, который не является естественным или легко приобретаемым.
С другой стороны, фонологические навыки не сильно связаны с интеллектом. У некоторых очень умных людей есть ограничения в языковой осведомленности, особенно на фонологическом уровне. Мужаться. Если вам кажутся сложными фонологические задачи, вы компетентны во многих других отношениях!
Этот факт хорошо доказан: фонологическая осведомленность имеет решающее значение для обучения чтению любой алфавитной системы письма (Ehri, 2004; Rath, 2001; Troia, 2004). Фонологическая осведомленность важна даже для чтения других систем письма, таких как китайская и японская. Существует несколько хорошо зарекомендовавших себя аргументов в пользу важности фонологических навыков для чтения и правописания.
Знание фонем необходимо для изучения и использования алфавитного кода
В английском языке используется алфавитная система письма, в которой буквы по отдельности и в сочетании представляют отдельные звуки речи. Люди, которые могут разбирать слова на звуки, распознавать их идентичность и снова складывать вместе, обладают базовыми навыками использования алфавитного принципа (Liberman, Shankweiler, & Liberman, 1989; Troia, 2004). Не зная фонем, студенты могут быть озадачены системой печати и тем, как она представляет произносимое слово.
Учащиеся, которые плохо разбираются в фонемах, могут даже не знать, что подразумевается под термином «звук». Обычно они хорошо слышат и могут даже называть буквы алфавита, но они плохо представляют себе, что обозначают буквы. Если попросить назвать первый звук в слове dog , они, скорее всего, скажут «Гав-гав!» Студенты должны быть в состоянии идентифицировать / d / в словах собака, блюдо, и безумный и отделить фонему от других, прежде чем они смогут понять, что такое буква d представляет собой в этих словах.
Знание фонем предсказывает более поздние результаты в чтении и правописании
Знание фонем способствует лучшему распознаванию печатных слов. Еще до того, как ученик научится читать, мы можем с высокой степенью точности предсказать, будет ли этот ученик хорошо или плохо читать к концу третьего класса и далее (Good, Simmons, and Kame’enui, 2001; Torgesen). , 1998, 2004). Предсказание возможно с помощью простых тестов, которые измеряют знание звуков речи в словах, знание названий букв, знание соответствия звуков и символов и словарный запас.
Большинство плохо читающих имеют относительные трудности с пониманием фонем и другими фонологическими навыками
Исследования, упомянутые в Модуле 1, неоднократно показывали, что плохо читающие как группа относительно хуже справляются с задачами на распознавание фонем, чем с другими когнитивными задачами. Кроме того, по оценкам, по меньшей мере 80 процентов всех плохо читающих демонстрируют слабость фонологической осведомленности и/или фонологической памяти. Читатели со слабой фонологической обработкой также, как правило, плохо пишут (Cassar, Treiman, Moats, Pollo, & Kessler, 2005).
Обучение восприятию фонем полезно для начинающих читателей и орфографов
Обучение восприятию звуков речи уменьшает и облегчает трудности чтения и правописания (Adams, Foorman, Lundberg, & Beeler, 1998; Gillon, 2004; NICHD, 2000; Rath, 2001). Обучение речи звучит явно и непосредственно, а также ускоряет изучение буквенного кода. Таким образом, обучение в классе для начинающих читателей должно включать в себя занятия по распознаванию фонем.
Фонологическое осознание взаимодействует и способствует развитию словарного запаса и словесного сознания
Этот аргумент используется гораздо реже, чем первые четыре пункта. Фонологическое осознание и память участвуют в следующих действиях по изучению слов:
- Внимание к незнакомым словам и сравнение их с известными словами
- Правильное повторение и произношение слов
- Точное запоминание (кодирование) слов, чтобы их можно было найти и использовать
- Дифференциация слов, похожих по звучанию, чтобы можно было противопоставить их значения
Фонематическая осведомленность против фонетики | Heggerty
В 2000 году Национальная комиссия по чтению (NRP) определила 5 компонентов эффективного обучения грамоте: фонематическое осознание, фонетика, словарный запас, беглость и понимание. В дополнение к названию этих пяти компонентов NRP также пришел к выводу, что в начальных классах необходимо улучшить фонематическую осведомленность и обучение фонетике. Хотя и фонематическое осознание, и фонетика назывались отдельно, эти два термина часто путают или используют как синонимы. Оба компонента абсолютно необходимы для чтения, но важно понимать, что это не одно и то же.
Что такое фонематический слух?
Фонематическая осведомленность — это понимание того, что произносимые слова состоят из отдельных звуков, называемых фонемами. Фонематическая осведомленность является устной и слуховой, и основное внимание уделяется звукам в словах. Фонематическая осведомленность часто путается с акустикой, однако, в отличие от акустики, фонематическая осведомленность не включает печатные или буквенные названия. Крайне важно понимать разницу между ними, поскольку чтение основано на фонетике, а не на визуальном восприятии, как мы часто думаем.
Обучение фонематическому восприятию помогает детям понять, что слова, которые они слышат в устной речи, представляют собой не целые единицы, а сочлененные звуки, составляющие слово. Как только у детей появится это понимание, мы сможем предложить им изолировать, смешивать, сегментировать и манипулировать этими звуками. Эти навыки фонематического восприятия необходимы для того, чтобы стать опытным и беглым читателем.
Базовый навык фонематического восприятия смешивания напрямую связан со звуковым декодированием или произнесением слова. Когда мы смешиваем, мы берем части (звуки) и смешиваем их вместе, чтобы получилось целое слово. Например, слияние звуков /с/ /у/ /н/ дает слово 9.0005 солнце .
Сегментация также является базовым навыком фонематического восприятия. Сегментация отражает смешивание и напрямую коррелирует с кодировкой или правописанием. Когда мы сегментируем, мы берем слово целиком и разбиваем его на части. Если я разделю слово plan на все фонемы, которые я слышу, /p/ /l/ /a/ /n/, я смогу составить это слово по буквам, когда у меня будет знание буквенных звуков (фоника).
Почему важна фонематическая осведомленность?
В прошлом многие родители и педагоги считали, что обучение смешению и сегментации является адекватным обучением фонематическому восприятию. Однако исследования показывают, что обучение манипулированию фонемами играет решающую роль в обучении грамотному и беглому чтению. Как заявляет Луиза Моутс в своем подкасте О жестких словах и соломенных человечках , «Возможно, наиболее важным и наименее практикуемым компонентом эффективного раннего обучения является осознание фонем. Осознание звуков, из которых состоят произносимые слова, способность манипулировать этими звуками и связь между речью и печатью должны быть освоены учащимися, чтобы они могли бегло читать и точно писать алфавитную систему письма, подобную нашей».
Манипуляции с фонемами включают добавление, удаление и замену звуков в словах. Участвуя в этих фонематических упражнениях, учащиеся узнают, что они могут составить больше слов, манипулируя отдельными звуками. Например, я могу добавить /m/ в начале на чтобы получилось слово мат. Я также могу удалять фонемы, чтобы создавать новые слова — слово play без /l/ равно pay. Я также могу заменить звук, чтобы получилось новое слово. В том же слове играть я могу заменить /l/ на /r/ и новое слово будет молиться/добыча. Если учащиеся смогут манипулировать фонемами устно, они смогут перенести эти навыки на чтение и письмо во время обучения фонеме.
Важность фонематического восприятия при правописании
После того, как учащиеся приступили к обучению фонетике, мы можем увидеть признаки навыков фонематического восприятия в их чтении и правописании. Педагоги и родители могут наблюдать, как учащиеся смешивают звуки вместе, чтобы читать слова, или превращают незнакомые слова в слова с автоматическим зрением, быстро манипулируя фонемами (например, может, день, скажи, плати, клади), чтобы прочитать слова.
Когда ученики пишут, мы можем посмотреть на их написание и увидеть звуки, которые они слышат в словах. Часто наши младшие читатели и писатели слышат первый и последний звуки в словах перед средними звуками — они могут написать слово 9. 0005 кот как кар. Анализ письма и правописания помогает нам определить, какие навыки фонематического восприятия учащиеся еще нуждаются в обучении.
Несмотря на то, что обучение фонематическому восприятию переходит к чтению и письму, нам не нужно ждать, чтобы обучить его. Студенты могут участвовать в уроках фонематического восприятия, прежде чем они узнают свои буквы и звуки. Я могу попросить учащихся назвать мне первый звук, который они слышат в слове man /m/, , даже если они еще не знают, что буква M образует звук /m/.
Важность фонематического восприятия в правописании
После того, как учащиеся приступили к обучению фонематическому чтению, мы можем увидеть признаки фонематического восприятия в их чтении и правописании. Педагоги и родители могут наблюдать, как учащиеся смешивают звуки вместе, чтобы читать слова, или превращают незнакомые слова в слова с автоматическим зрением, быстро манипулируя фонемами (например, может, день, скажи, плати, клади), чтобы прочитать слова.
Когда ученики пишут, мы можем посмотреть на их написание и увидеть звуки, которые они слышат в словах. Часто наши младшие читатели и писатели слышат первый и последний звуки в словах перед средними звуками — они могут написать слово 9.0005 кот как кар. Анализ письма и правописания помогает нам определить, какие навыки фонематического восприятия учащиеся еще нуждаются в обучении.
Несмотря на то, что обучение фонематическому восприятию переходит к чтению и письму, нам не нужно ждать, чтобы обучить его. Студенты могут участвовать в уроках фонематического восприятия, прежде чем они узнают свои буквы и звуки. Я могу попросить учащихся назвать мне первый звук, который они слышат в слове man /m/, , даже если они еще не знают, что буква M образует звук /m/.
Что такое фонетика?
В то время как фонематическое осознание является устным и слуховым, обучение фонетике является одновременно визуальным и слуховым. Основное внимание в обучении фонетике уделяется буквенно-звуковым отношениям. Во время явного обучения фонетике студентов учат буквам или комбинациям букв, которые представляют 44 звука или фонемы в английском языке.
По мере того, как учащиеся сопоставляют буквы или сочетания букв со звуками, которые они слышат в словах, они применяют навыки фонематического восприятия смешивания, сегментации и манипулирования фонемами с помощью шрифта, который представляет каждый звук. Таким образом, фонематическое восприятие связано с акустикой. Когда учащиеся знают, какие звуки издают буквы, которые они видят в печатном виде, они могут смешивать или манипулировать этими звуками, чтобы читать слова. При написании учащиеся слышат слово целиком, разбивают слово на звуки и сопоставляют буквы или сочетания букв с производимым звуком.
Критики явного обучения фонетике считают, что английский язык слишком непредсказуем, и учащиеся должны научиться использовать контекст или визуальные подсказки, чтобы «читать» слова, а не озвучивать их. Хотя верно то, что английский язык не всегда предсказуем, он по-прежнему является алфавитным языком со многими закономерностями. Фактически, 84% английских слов фонетически правильны. Кроме того, многие неправильные слова часто бывают неправильными только по одной фонеме.
Например, в слове the, начальный звук /th/ фонетически правильный, а буква e, говорящая /u/, нет. Сравните это с использованием контекстных подсказок, в которых только 25% слов можно предсказать по контексту (Гоф, Алфорд и Холли-Уилкокс). Многие из этих слов являются служебными, например, , и , ан. По мере того, как читатели переходят к текстам, более ориентированным на содержание, только 10% слов можно предсказать по контексту (Gough, et al., 1983).
Почему мы должны учить обоих?
Чтобы понять важность фонематического восприятия и фонетики, мы должны сначала понять, что чтение не является естественным. Мы не учимся читать так же, как учимся говорить. На самом деле, чтение является относительно новым явлением, если сравнить время, в течение которого люди общались устно, с периодом, когда чтение впервые появилось на сцене. Как ясно заявляет Барбара Форман: «Люди биологически специализированы для производства языка, и это происходит уже почти 1 миллион лет. Это не относится к чтению и письму. Если бы это было так, в мире не было бы неграмотных детей».
Крайне важно четко объяснить учащимся, как работают звуки в словах (фонематическая осведомленность) и как эти звуки связаны с буквами, которые они видят в напечатанном виде (фоника). Обучение фонематическому восприятию не заменяет обучение фонетике, скорее оба навыка необходимы при обучении учащихся точному и автоматическому декодированию слов. Как объясняет Уайли Блевинс, «обучение фонематическому восприятию обеспечивает основу, на которой строится обучение фонетике. Таким образом, дети нуждаются в серьезной тренировке фонематического восприятия, чтобы обучение фонетике было эффективным».
Согласно краткому исследованию, подготовленному EAB, обучение чтению в детском саду и до третьего класса должно уделять больше внимания расшифровке слов, пока учащиеся не станут свободно читать. Много работы было проделано с фазами чтения слов Линнеи Эри, чтобы помочь нам понять, как фонематическое осознание прогрессирует в фонетику, фоническое декодирование и, в конечном итоге, беглое и автоматическое чтение.
На частичном алфавитном этапе чтения дети начинают понимать, что слова состоят из отдельных звуков, и усваивают буквы, обозначающие эти звуки. По мере того, как они выходят за пределы частичной алфавитной стадии и переходят к полной алфавитной стадии, дети начинают использовать навыки смешивания и сегментации для декодирования и кодирования слов.
Разрыв в грамотности
Часто считалось, что если бы дети умели смешивать и сегментировать, они были бы опытными читателями. Однако смешивания и сегментации достаточно только для того, чтобы довести детей до полных и объединенных алфавитных фаз, а не до автоматической фазы чтения. Это является причиной отсутствия опытных читателей, которые производит наша нация. В 2019 году оценки NAEP показали, что только 35 % учащихся 4-х классов и 34 % учащихся 8-х классов считались хорошими читателями. Многие из наших учеников остались на базовом или ниже базового уровня чтения. Есть два основных участника борьбы за создание квалифицированных читателей:
- Учащихся специально не учат фонематическому восприятию и фонетике. Вместо этого они воспринимают слова как образы и запоминают их как целые единицы. Они склонны угадывать слова, используя подсказки-картинки или начальные звуки в слове. По мере того, как мы переходим от «обучения чтению» к «чтению, чтобы учиться» в 3-м классе и далее, у этих учащихся нет никаких стратегий чтения незнакомых слов.
- Учащиеся, возможно, получили четкое фонематическое понимание и фонетические инструкции, но только до базовых уровней смешивания и сегментации. Это позволяет учащимся произносить слова вслух, но не дает им навыков, необходимых для превращения незнакомых слов в автоматические слова. Озвучивание слов или звуковое декодирование не позволяет учащимся сосредоточиться на содержании и понять то, что они читают. Вместо этого они работают над словами, которые читают, и сосредотачиваются на их расшифровке.
Все этапы чтения Эри важны для развития читателя. Однако мы не хотим, чтобы учащиеся застряли на полных и сводных алфавитных фазах. Нам нужно выйти за рамки этих стадий и предоставить расширенные инструкции по фонематическому восприятию с использованием фонем, чтобы позволить учащимся достичь автоматической фазы. Мы можем показать учащимся, как работа, которую мы выполняем по воздуху, может быть передана в печать, что позволит им читать и произносить больше слов.
Объединение фонематического восприятия и обучения фонетике
Несмотря на то, что фонематическое восприятие и фонетика не одно и то же, между ними существует взаимная связь. Нам не нужно ждать, пока полностью разовьется фонематическое восприятие, прежде чем начинать обучение фонетике. Вместо этого преподаватели должны помочь учащимся понять связь между фонематическим восприятием и фонетикой. При планировании обучения чтению фонематическая осведомленность должна занимать всего около 10-12 минут блока грамотности в начальных классах.
В том же блоке по обучению грамоте учащиеся должны научиться применять навыки фонематического восприятия при печати, уделяя особое внимание соответствию графема-фонема. Мы можем явно показать учащимся, как смешивание звуков в воздухе связано с чтением слов, поскольку мы смешиваем звуки, которые представляют буквы, чтобы прочитать слово. Мы можем моделировать правописание слов, сегментируя целые слова на отдельные звуки. Как только мы слышим звуки в словах, мы используем свои знания фонетики, чтобы использовать соответствующие графемы для представления звуков, которые мы слышим.
Новая учебная программа Heggerty по базовым навыкам объединяет подробное обучение фонетике с уроками фонематических навыков для комплексного подхода к обучению грамоте в раннем возрасте, который легко реализовать (и легко полюбить!) Узнать больше >
Для учащихся старшего возраста обучение фонематическому восприятию и фонетике может происходить в тандеме. Мы показываем учащимся, как мы можем манипулировать фонемами в словах, изменяя фонемы в напечатанном виде. Повторная практика позволяет учащимся «закрепить в памяти написание, произношение и значение конкретных слов» (Ehri, 2014). Эти повторяющиеся соответствия графемы и фонемы необходимы для орфографического картографирования. Орфографическое сопоставление использует отношения звука к букве, чтобы привязать фонемы в произношении слова к печатным буквенным цепочкам в долговременной памяти для будущего поиска.
Важно отметить, что фонематическое осознание и обучение фонетике должны быть систематическими, явными и последовательными . Немного фонематического восприятия и обучения фонетике здесь и там не обеспечат повторение и практику, необходимые для того, чтобы стать автоматическими декодерами печатного текста. Эти навыки также являются средством для достижения цели, и ни в коем случае не