Фонетика. Фонетические единицы, фонетические процессы.
Фонетика. Орфоэпия
Фонетический анализ слова
Запишите высказывание К.Паустовского. Вставьте буквы и знаки препинания.
Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед.
Проверяем
Слова то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то, перезваниваются, как первый лед.
В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?
Фонетика
Что изучает фонетика?
Звуки речи
Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.
Гласные звуки
При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
Согласные звуки
Сколько гласных звуков в русском языке?
Гласных звуков шесть:
[и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Гласные делятся на….
Ударные Безударные
Сколько согласных звуков в русском языке?
36
Согласные звуки делятся на…
Глухие Звонкие
Какие буквы называют йотированными?
Потренируемся
Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
Вол – вёл, плоты – плоды,
супы – зубы, лук – люк,
мол – мель
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.
Лён, лей, люк, ток, шёл, шей
ель
кот
ешь
куль
ноль
ложь
Фонетические процессы
В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1. Оглушение звонких парных на конце слова : Род [ рот ], флаг [ флак ]. 2 . Оглушение звонких парных перед глухими : Селедка [ селетка ], в траву [
4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.
5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:
снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый; здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий; лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е; рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.
Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?
Забасто в ка, с даться, о т дома, любо в ь, ч то, ука з ка, чес т ный, сч астливый, ря б ь, моро з , ра сч ет, к берегу.
Орфоэпия
— наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения , их обоснованием и установлением.
звОнит // звонИт
Произношение сочетаний ЧН, ЧТ
В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:
1. те, в который чт произносится как [шн]: конечно, скучно, яичница, двоечник, прачечная, девичник
2. те, в который чн произносится как [ч’н]: точно, удачный, маскировочный и др.
3. те, в которых оба варианта считаются нормативными: подсвечник, булочная, горничная, порядочный и др.
Упражнение. Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН .
Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, булочная, девичник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.
Произношение согласных перед Е в заимствованных словах
Сравните:
- Тень, дерево, песок, месяц, век, мелочь, академия, бассейн.
- Бизнес, Шопен, безе, мате, латте, рейтинг.
Ударение
В русском языке ударение свободное.
Роль ударения:
- Различает разные слова (мУка – мукА) Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ) различает формы одного слова (снЕга – снегА)
- Различает разные слова (мУка – мукА) Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ) различает формы одного слова (снЕга – снегА)
- Различает разные слова (мУка – мукА) Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ) различает формы одного слова (снЕга – снегА)
- Различает разные слова (мУка – мукА) Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ) различает формы одного слова (снЕга – снегА)
- Различает разные слова (мУка – мукА) Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ)
- Различает разные слова (мУка – мукА) Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ) различает формы одного слова (снЕга – снегА)
- Различает разные слова (мУка – мукА) Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ) различает формы одного слова (снЕга – снегА)
- Различает разные слова (мУка – мукА)
- Различает некоторые формы разных слов (ношУ – нОшу, крУжки – кружкИ)
- различает формы одного слова (снЕга – снегА)
План фонетического разбора
1 Орфографическая запись слова.
2 Деление слова на слоги и место ударения.
3 Фонетическая транскрипция слова.
4 Характеристика всех звуков по порядку:
- а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный.
- а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный.
- а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
- б) гласный: ударный – безударный.
5 Количество звуков и букв.
Сделайте фонетический анализ слов
Образ, низкий, скучный, ёжиться.
Образец: вправо
впра-во – 2 слога
[фпра/ва]
[ф] согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «в»;
[п] согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «п»;
[р] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «р»;
[в] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «в»;
[а] гласный, безударный, обозначен буквой «о»;
6 звуков, 6 букв.
Домашнее задание
- Фонетический разбор слов:
- сеять, яичница, ложь.
- сеять, яичница, ложь.
- Выписать все формы указанных глаголов прошедшего времени (м.р, ж.р., ср. р.) и расставить в них ударение: Начать, брать, сеять, класть, винить.
- Начать, брать, сеять, класть, винить.
«Фонетика и орфоэпия» | Презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме:
КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА. 5 КЛАСС.
( 2 ЧАСА)
Тема: Фонетика. Орфоэпия. Обобщение и систематизация знаний.
Цели: — образовательные:
-более глубокое обобщение и дальнейшая систематизация
знаний;
— развивающая:
— речь, память, внимание, вербально — логическое мышление,
аналитико – синтетическую деятельность учащихся,
умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать
со словарями; совершенствовать дикцию;
-воспитательная:
-воспитывать самостоятельность, уверенность, умение
сопереживать за товарища;
-интерес к русскому языку.
Оборудование:
-учебники русского языка под редакцией М.Разумовской и др.
— словари: «Орфоэпический словарь» под ред. Р.И.Аванесова,
-« Орфографический словарь», « Толковый словарь»;
— таблички поэтапного повторения материала:
В( а) л – в(о ) л Произношение ( ), __! ! Ударение
— рисунки: старичок Лесовичок с корзинкою, Звездочет на ракете,
царь Нептун на морском коньке со своей свитой – рыбками;
— карточки со скороговорками и тестами;
-телевизор, видеомагнитофон, кассета « Вовка в тридевятом царстве»
и запись на ней разных звуков и мелодий (шум моря, мычание
коров, свист ветра, завывание метели и т.д.).
Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний.
Структура урока и хронология каждого этапа
Название этапа и его дидактическая задача | Содержание этапа |
1. Оргмомент- 1 мин. Подготовка к начальной работе на уроке. | Приветствие, проверка готовности, средства обучения, оборудования. |
2.Мобилизующий этап- 6 мин. Подготовка учащихся к повторе- нию и систематизации изучен- ного материала. | Постановка перед учащимися проблемы. Формирование темы и цели урока. |
3. Повторение, обобщение зна- ний- 6-8 мин. Привести полученные знания в Систему. Выделить главные мо- менты. | Выполнение заданий, которые позво- ляют пользоваться системой ( индукция, дедукция) для выявления целостности данной темы: — звуки-смыслоразличители; — классификация звуков; — произношение; — ударение. |
4.Проверка качества знаний- 10 мин. Применение знаний, формирование умения применять знания в новых ситуациях. | Выполнение тестовых заданий. |
5. Подведение итогов- 5 мин. Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащегося.
| Выступления учащихся, обсуждение хода урока, самоанализ, стимулирование учащихся. |
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, все ли
готово к уроку. Спасибо. Сегодня готовимся к контрольной
работе.
Как сегодня хорошо!
Просто здорово:
В гости к нам сюда пришел
Телевизор с видео!
Вот вопрос:
Зачем и кто его принес?
Вы кино пришли смотреть?
( Нет!)
Танцевать и песни петь?
( Нет!)
А куда вы все пришли?
( На урок)
И я шла на урок. Но так как в классе есть телевизор с видео,
я предлагаю сначала посмотреть сказку. Согласны?
( Да!)
Только смотрите и слушайте очень внимательно, чтобы
ответить на вопрос: из какой сказки герои и о чем они говорили?
( Включаю телевизор, но без звука. В классе замешательство, шум.)
-Что такое? Почему шумим?
( Нет звука).
— Извините, я забыла его включить.
( Включаю магнитофон с записью разных звуков:
свист ветра, шум дождя, раскаты грома, плеск воды,
пение птиц, лай собаки, мычание коровы, удар колокола).
( Шум в классе продолжается).
— Почему шумим? Уже узнали, о чем говорят герои?
( Нет, звуки эти не помогли нам понять разговор людей).
— Чтобы понять, о чем разговор, какие звуки должны использоваться?
( Звуки речи).
( Выключаю ТСО).
— О чем же пойдет речь на уроке?
( О звуках речи).
— В каких разделах лингвистики изучаются звуки речи?
( В фонетике и орфоэпии).
-На прошлом уроке мы закончили изучение этих разделов.
Что хотелось бы еще раз сделать по этой теме?
( Повторить).
— Правильно. Какова же тема урока?
( Повторение изученного в фонетике и орфоэпии).
— Запишите в тетради число, «Классная работа», а также спишите
с доски тему урока: « Фонетика и орфоэпия. Повторение
пройденного».
( Дети работают в тетрадях).
— Мы будем не только повторять, но и обобщать, приводить
знания в систему, порядок.
( Звучит музыка. Открываю занавес. На доске – старичок
Лесовичок с корзинкою около елки, на которой « растут» шишки)
— Мы попадаем с вами на лесную полянку, где встречаем Лесовичка.
Он хочет наполнить свою корзинку шишками. Давайте ему поможем.
Для этого, сорвав шишку, надо выполнить задание, которое дано
на шишке. Выполнив правильно задание, шишку можно положить
в корзину. Начинать срывать шишки надо снизу елки. Кто первый?
( Один из учеников идет к доске, срывает шишку и читает задание:
(См. Слайды)
Ребята! Предлагаю игру « Эхо»: смех, олень, град, снаряд, экран, клещ, мель, кремень. |
— Что происходит со словами, если убрать одну фонему?
( Меняется лексическое значение слова).
— Молодцы! Ответили правильно, можно положить шишку в корзинку.
Следующий.
( Срывает нижнюю шишку и читает задание:
« Аукцион». От слова « рот», не меняя гласного звука, а только согласные,
образовать новые слова.
( пот, пол, вол, вор, бор, сор, сом, сок, бок, кок, кол, ком, лом, дом, дог,
бог, рог).
— Кто последний назовет слово, тот и кладет шишку в корзинку.
Следующий.
Игра « Превращения слов»:
Задания:
— сделать хищника домашним животным, лишив его одного звука
( волк- вол)
— измени одну букву, и зверек превратится в змею
( еж- уж)
— вместо животного, живущего под землей, появится пещера, обычно
искусственная, если заменить один звук другим
( крот- грот)
( Примечание: на шишке написано « Игра « Превращения слов», а задания к игре – на столе у учителя. От каждого ряда 1 ученик берет 1 задание, отвечает, помогает ему его ряд в случае затруднения. Шишка кладется в корзинку после
выполнения всех трех заданий).
— Что же происходило со словами, если убирался или заменялся один звук
или буква?
( Меняется лексическое значение слова).
— Для чего же служат звуки?
( Звуки различают слова по смыслу, поэтому их называют
« смыслоразличителями»).
— Я предлагаю выйти к доске трем ученикам по одному от каждого ряда и
сорвать по шишке следующего яруса.
( Задание 1: Выньте из каждого слова по одной фонеме, чтобы получилось
другое слово.
Задание 2: Добавьте одну фонему, чтобы получилось новое слово.
Задание 3: Замените одну согласную фонему, чтобы получилось другое
слово.)
— Это задание выполняется тремя учениками на доске, а остальные
работают в тетрадях по рядам.
( Самостоятельная работа учащихся. Слова написаны в 3 столбика
на доске: 1. Выньте одну фонему:
краска- (каска, краса)
склон- (слон)
полк- (пол)
тепло- (тело)
беда- (еда)
экран- (кран)
2. Добавьте одну фонему:
рубка- (трубка)
дар- (удар)
стол- (столб)
клад- (склад)
лапа- (лампа)
шар- (шарф)
усы- (бусы)
укус- (уксус)
3. Замените одну согласную фонему:
ногти- (когти)
булка- (будка)
лапка- (ласка, папка)
зубы- (губы, дубы)
киска- (миска, каска)
галка- (палка)
норка- (нотка)
— Сверьте свои работы с работой учеников на доске. У кого есть замечания, дополнения, вопросы?
( К слову «киска» можно подобрать слово «кирка», а к слову «лапка»-
«лавка»)
— С заданием справились. Ещё одна шишка «отправляется» в корзинку.
За работу на доске ставлю оценки…
— Ребята! Чем слова отличаются друг от друга, когда мы их изменили?
( По смыслу)
— Итак, на ёлочку я прикрепляю табличку:
В [ А ] Л — В [ О ] Л |
— Что она показывает?
( Звуки служат для того, чтобы различать смысл слов.)
— Мы добрались до верхушки ёлки. Идёт срывать шишку Ирочка.
( Задание: Составить «цепочку» слов, которые должны оканчиваться
на парный звонкий или глухой.
1 ряд: ХОЛОД- (дед, дог, газ, зуб, брод и так далее)
2 ряд: АВТОБУС- (след, друг, град, дрозд…)
3 ряд: МОРОЗ- (зуб, багаж, жук, куб…)
(Примечание: слова лежат на столе учителя)
— Работу выполняем в тетрадях, а 3 ученика — на доске. Подчеркните парные
звонкие и глухие, твердые и мягкие.
(Во время самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь,
выставляю оценки тем, кто закончил раньше)
— Проверяем работу учеников на доске, выставляем им оценки и комментируем.
— А теперь прочитайте свои «цепочки» слов, которые получились у вас, по
одному ученику с каждого ряда.
— Итак, шишку отправляем в корзинку.
А сейчас немного отдохнем перед трудным заданием.
Ф И З М И Н У Т К А
— Осталась последняя шишка. Пожалуйста, Тима, иди к доске.
Задание: Игра «Эстафета».Фонетический разбор слов.
1 ряд: пожалеет
2 ряд: лошадей
3 ряд: оцените
(Один ученик ряда берет карточку со словом, читает его и записывает
в транскрибции, указывает количество слогов, ставит ударение; передает
мел своему соседу, тот выписывает первый звук, дает ему характеристику
и передает мел дальше)
[ П Ъ Ж Ы э Л, Э J,Э Т] [ Л Ъ Ш Ы э Д Э J] [ А Ц Ы э Н, И Т, Ь]
— Объясните произношение звуков [ Ы э ] [ Ъ Ь].
(После твердых шипящих и «ц» на месте «е» в первом предударном слоге
произносится [Ы э] (« ы» с призвуком «э». Произношение слов « ржаной, жалеть, лошадей» надо запомнить: [Ы э]. В некоторых безударных слогах
вместо [А] после твердых согласных произносится [Ъ], а после мягких [Ь].
Эти гласные звуки имеют особое название:[Ъ]- ер, [Ь]- ерь).
— Отлично. Повторим с вами классификацию звуков. На какие группы делятся
все звуки?
(Гласные и согласные. Гласные бывают ударные и безударные,
согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие).
(Прикрепляю табличку:
З В У К И Гласные Согласные Ударные и безударные Твердые и мягкие Звонкие и глухие |
— Ребята! Какой раздел изучает звуки речи?
(Фонетика)
(Включаю магнитофон. Звучит припев песни:
И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная тишина…)
— Смотрите! Смотрите!
Ракета летит,
А в ней Звездочет.
Руками он машет,
Кого-то зовёт.
И вот из кармана
Письмо достаёт.
— Ну-ка, кто прочитает, о чём говорится в письме?
— «Дорогие земляне!
С вами в космосе встречались мы не раз. Но вот задача: стали прилетать
к нам иностранцы, а у них при произношении слов очень плохо получаются
некоторые звуки. Например, они говорят: «У слона ффобот. Положи в чай
саффар.». Какую из скороговорок им прописать для тренировки
произношения звуков:
«От топота копыт пыль по полю летит»
«В семеро саней по семеро в сани уселись сами»
«Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-,ха-ха»?
— Какую же скороговорку вы посоветуете?
(Последнюю)
— В письме есть приписка. Позвольте мне ее зачитать:
«Усядьтесь и вы на пригорке
Да расскажите друг другу скороговорки».
— На каждом вашем столе лежат карточки со скороговорками. В парах
каждый выберете себе одну из них, научитесь говорить ее, проверьте
друг друга, а потом кто-то попробует рассказать вслух.
С К О Р О Г О В О Р К И Сеня в сени сено нёс- Щекотало щеки, нос. Журчали ручьи и урчали, Жужжали шмели над ручьями. Кошка крошка на окошке Кашку кушала по крошке. Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень: Искала булавку весь день. Испугался грома Рома, Заревел он громче грома, От такого рева гром Притаился за бугром. |
— Для чего нужны скороговорки?
(Для отработки произношения звуков)
— Да, скороговорки отрабатывают дикцию, правильное произношение.
В орфоэпическом словарике в конце учебника найдите не менее пяти слов
с разными произносительными пометами. Выпишите их. Произнесите
правильно.
(Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка. Чтение вслух)
— В орфоэпическом словарике, поясняющем произношение слов, найдите
слова «диалог, значимый, клала, положить, шофёр». Обозначьте ударение
и вслух произнесите эти слова. Сделайте орфоэпический разбор любого
слова.
(Фронтальная проверка)
(Включаю магнитофон. Раздается звук бушующего моря).
— Кто там скачет
На своем коньке
Да ещё с трезубцем
В могущественной руке?
— ( Царь Нептун!)
(На доске появляется царь Нептун со своей свитой- рыбками)
— Вам придется, ребята, поймать рыбку и выполнить ее задание.
Первый ученик:
Отгадайте загадки. Отгадки запишите, поставив ударение и разделив слова на слоги |
Учитель: Был бы друг,
Будет и …(досуг).
Пчелка, милая пчела,
Ты бы меду мне…(дала).
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как…(статуя).
Всем известный математик
Академик Иванов
Ничего так не боялся,
Как больниц и ….(докторов).
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для ….(шофёра).
А у Толи и у Веры
Обе мамы…..(инженеры).
На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела и кофе…(пила).
— Что помогло отгадать загадки и правильно произнести слова?
(Ритм и рифма стихотворений нередко помогают произнести то или
иное слово правильно)
— Сколько слогов в словах? От чего зависит количество слогов?
(Зависит от того, сколько гласных в слове)
— Чему мы учились, начиная со скороговорок и выполняя последующие
задания?
(Правильно произносить звуки и слова)
— Абсолютно правильно.
(Прикрепляю к доске табличку:
П Р О И З Н О Ш Е Н И Е |
— Немного отдохнем.
Ф И З М И Н У Т К А
— Продолжим выполнять задания царя Нептуна. Кто ловит рыбку?
Задание:
Поставьте в словах ударение, записав их в алфавитном порядке |
-Слова записаны на доске: иглы, стены, руки, ноги, воды, козы, реки, волны,
замок, ирис, козлы, атлас.
(Самостоятельная работа в тетрадях. Проверка работы. Если ударение
поставлено по-другому, хором произносят это слово).
— Как вы понимаете слово «козлы» с ударением на букву «О»?
(…). Чтобы знать точное толкование слов, куда надо обратиться?
(К «Толковому словарю»)
— Кристина будет искать это слово в словаре, а мы продолжим работу.
Что произошло со словами, когда изменилось место ударения?
(Слова изменили или форму, или смысл)
— Почему это возможно?
(Наше русское ударение подвижное и разноместное)
— Какую же роль может играть ударение?
(Изменять смысл или форму слова)
— Мы вспомнили ещё раз, как важно в словах соблюдать ударение.
(Прикрепляю табличку:
У Д А Р Е Н И Е |
— Итак, Кристина готова.
(Зачитывает толкование слова «козлы»)
— Какое задание принесла следующая рыбка?
(Ученик ловит рыбку и зачитывает задание)
Распределите слова на группы в зависимости от того, в каком разборе они нуждаются. |
На доске — слова: Хорь, стул, нарочно, собака, красивее,
легкий, стадо, пустячный.
— Проверим работу по ключу:
Фонетический разбор: Орфоэпический:
Хорь, стул, собака, стадо. Нарочно, красивее, легкий,
пустячный.
— Кто выполнил работу без ошибок? Кто допустил ошибки?(…)
Задания вы выполнили все. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: для чего
нужно изучать фонетику и орфоэпию?
(чтобы грамотно, правильно говорить, уметь отличать
звуки и буквы, чтобы знать, что написание не зависит от произношения)
— А сейчас подведем итог ваших знаний по этому разделу: проведем тестирование. На ваших столах лежат листочки с тестами для двух вариантов.
Приступили к работе.
Т Е С Т
1 вариант
1. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:
1) испуг 3) гриб
2) тягач 4) жест
2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв:
1) полет 3) южный
2) ехать 4) подъём
3. Укажите, в каком столбике слова расположены строго по алфавиту:
1) журавль 2. ежевика 3. ежевика 4. игра
2) ежевика журавль журавль инспектор
3) игра инспектор игра ежевика
4) инспектор игра инспектор журавль
4. Найди ошибку в произношении звуков:
1) А [Т] Е ЛЬЕ 3) ПА [Н] ЕЛЬ
2) [Т] ЕРМИН 4) ИН [Д] ЕКС
5. Найдите слово, в котором допущена ошибка в произношении слова:
1) [ПИэ] ТНАДЦАТЬ 3) Р [ЖА] НОЙ
2) [ЖЫэ] ЛАТЬ 4) [ПА] ЛЁТ
6. Найдите ошибку в ударении:
1) алфавит 3) понял
2) диалог 4) звонит
( Ударение на буквах «и, о, о, о»)
Т Е С Т
2 вариант
1. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:
1) песня 3) жук
2) шубка 4) помощь
2. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв:
1) юнга 3) ездить
2) ружьё 4) письмо
3. Укажите, в каком столбике слова расположены строго по алфавиту:
1) кабинет 2) застежка 3) застежка 4) кабинет
2) кубышка кабинет кубышка кубышка
3) застежка кубышка кабинет марка
4) марка марка марка застёжка
4. Найдите ошибку в произношении звуков:
1) МО [Д] ЕЛЬ 3) МОР [Ф] ЕМА
2) КУ [П] Е 4) ИН[Д] ЕКС
5. Найдите слово, в котором допущена ошибка в произношении звуков:
1) [ЖЭ] НИХ 3) [ЛИэ] СОК
2) ЗА [ШЫэ] ПТАЛ 4) [ША] ЛУН
6. Найдите ошибку в ударении:
1) создала 3) сильна
2) километр 4) значимый
( ударение в 1 слове на слог «да»,
во 2 слове – «ме»
в 3 слове – «на»
в 4 слове – «на»)
(Самостоятельная работа. Сдача листочков на проверку.
— Что же мы сегодня на уроке повторяли, обобщали, закрепляли?
Посмотрите на доску, вам помогут сформулировать ответ таблички(….)
— А фонетический разбор каких слов делали? (Трудных случаев)
— Понравился ли вам урок и чем именно?(…).
Мы выполнили все, что планировалось. Работали вы очень хорошо, спасибо
всем за активность. Оценки (…).
Домашнее задание: ещё раз повторить то, в чём вы сомневаетесь, чтобы
Справиться с завтрашней контрольной работой.
Фонетика для 3 класса | NC DPI
Что такое Phonics?
Акустика относится к способности запоминать отдельные звуки в разговорной речи и сопоставлять эти звуки с определенными письменными буквами английского языка. Учащиеся, обладающие сильными фоническими навыками, могут соединять отдельные звуки с буквами и использовать эти звуки для чтения слов. (Определение Орегонского университета)
В 3-м классе читатели смогут читать многосложные слова и слова с неправильным написанием. Они будут знать 6 типов слогов и смогут применять их при разборе слов. Третьеклассники могут применять навыки анализа слов, чтобы читать слова, соответствующие их классу, в том числе используя значения общих греческих и латинских корней и аффиксов.
Как это выглядит?
Что такое фонетика и почему ребенку важно читать?
Помогите ребенку произнести жесткое слово.
Практические занятия
Поиск слов меньшего размера: Помогите найти слова меньшего размера, которые ребенок знает, когда он сталкивается с незнакомым словом. Это может помочь ребенку расшифровать незнакомое слово. Например, если ребенок доходит до слова «воскликнул», помогите ему закрыть «экс» и «эд», открыв только «требование». Затем закройте «требование» и работайте над расшифровкой других частей. Как только они узнают каждую часть , соедини слово вместе и прочитай.
Изменение значения с помощью префиксов и суффиксов (аффиксов): Обратите внимание, когда вы или ребенок дойдете до слова с префиксом или суффиксом, и сделайте паузу, чтобы обсудить его. Изолируйте слово и разбейте его на основное слово и префикс или суффикс (например, документальная литература — это «не» и «художественная литература»). Поговорите о значении основного слова и префикса или суффикса (например, «не» означает «нет», а «вымысел» означает выдуманное или воображаемое). Поговорите о том, как меняется значение слова при их сочетании (например, «научная литература» означает «не воображаемый»). Подумайте о других словах с таким же суффиксом или префиксом и помогите ребенку найти закономерности в написании и значении. Доступ к списку общих префиксов и суффиксов здесь.
Создание новых слов: Используйте небольшие листы бумаги или каталожные карточки, чтобы записать набор базовых слов (слов в их простейшей форме), а также распространенные префиксы и суффиксы. По очереди выбирайте основное слово, а затем префикс или суффикс, чтобы создать новое слово. Посмотрите, сколько различных комбинаций вы можете составить. Обсуждайте значение каждого нового слова по мере их образования. Дополнительные материалы для печати можно найти здесь.
Поделитесь нашим письмом: Подумайте о том, чтобы свести ребенка с родственником или другом по переписке, чтобы попрактиковаться в письменных навыках. Это может быть электронная почта или рукописные письма. Поощряйте ребенка добавлять описательные слова повсюду и включать новый словарный запас, который они изучали.
Практические занятия (с печатными формами)
Если у вас нет принтера, школа вашего ребенка распечатает их для вас.
Написание и сортировка по орграфам гласных: Используйте это упражнение по сортировке для определения орграфов гласных. Здесь вы найдете материалы для печати: Правописание и сортировка (ai, ay, ea, ee, oa, ow и ui), Правописание и сортировка (ea, oa, ai, ay, oo).
Syllable Share: Играйте в эту игру, чтобы составить несколько слов с одинаковым слогом. Слог Доля
Сопоставьте слово: Опишите, что каждая ячейка представляет каждый звук (не букву) в слове. Пусть ребенок произнесет каждый звук в слове, а затем запишет каждый звук в одну клеточку. Смотреть Сопоставьте слово. Сопоставьте слово a Word
Безмолвные буквы: Покажите ребенку слово с немой буквой (например, гребенка) и объясните, что буква b не слышна, потому что мы не слышим ее звука. Прочтите больше слов и попросите ребенка отсортировать слова в зависимости от того, есть ли в них немая буква. Смотреть Немые письма. немые письма
Syllable Scoops: Попросите ребенка разделить и отсортировать слова по количеству слогов. Если применимо, обсудите корневые слова, префиксы и суффиксы. Syllable Scoops
Word Spinner: Объедините две части слова, чтобы получить новые слова. Затем определите, является ли слово реальным словом или бессмысленным словом. Спиннеры можно сделать, поместив кончик карандаша в скрепку, если штифты недоступны. Другой вариант — вырезать каждый из звуков по отдельности и использовать как карточки. Word Spinner
Занятия в сети
Rough Riders: В этой игре игроки выслеживают похитителей бриллиантов, практикуя диграфы, гласные звуки, сложные слова и слоги.
Группа гласных Sentence Sort: Это упражнение позволяет детям сортировать предложения по группам гласных, включенным в предложения.
Spin and Read: Потренируйтесь читать слова со следующими вариантами написания: ew, ue.
Многосложных слов: Эта игра предлагает потренироваться в сопоставлении открытых и закрытых слогов, чтобы составить новое слово из игровых карточек. Вторая игра позволяет детям также сопоставлять открытые и закрытые слоги. Краткий обзор типов слогов можно найти здесь.
Грамматика Полиция: В этой игре вы потренируетесь в использовании сложных слов и аффиксов, охраняя дороги.
Грамматика Гладиатор: В этой игре вы потренируетесь с артиклями, глаголами, омофонами и знаками препинания, выпуская огненные шары.
Способы развить фонологическую осведомленность в дошкольном и детском саду
Есть несколько способов, с помощью которых дети в дошкольном и детском саду могут подготовиться к чтению. Один из способов — замечать и играть со словами, рифмами и слогами, которые они слышат в повседневной речи. Это называется фонологическим сознанием.
Дети также начинают настраиваться на отдельные звуки или фонемы в словах. Это называется фонематическим восприятием. Чем больше вы сможете развивать эти ранние навыки «предварительного чтения», тем более подготовленным будет ваш ребенок к тому, чтобы научиться читать.
Изучите связанные темы
Стратегии и советы
Чтение и письмо
1.
Слушайте.Хорошая фонологическая осведомленность начинается с того, что дети улавливают звуки, слоги и рифмы в словах, которые они слышат. Чаще читайте ребенку вслух. Выбирайте книги, которые рифмуются или повторяют один и тот же звук. Обратите внимание ребенка на стишки: «Лиса, носки, коробочка! Все эти слова рифмуются. Вы слышите, как они звучат почти одинаково?»
Также помогает выделять повторяющиеся звуки. Например, если вы читаете Одна рыба, две рыбы, красная рыба, синяя рыба , попросите ребенка послушать звук /fffff/ в рыба . (Сначала действительно растяните звуки.) Вне времени рассказа попробуйте указать другие слова, которые начинаются со звука /ffffff/, как в книге.
2. Сосредоточьтесь на рифмовании.
Попросите ребенка подобрать рифмующиеся слова в книгах без вашей помощи. Спросите: «Вы слышали слово, которое рифмуется с лиса ?» Научите ребенка потешкам и потренируйтесь произносить их вместе. Или произнесите четыре коротких слова, например бревно , кошка , свинья , лягушка . Посмотрите, может ли ваш ребенок выбрать слово, которое не рифмуется.
3. Следите за ритмом.
Облегчите понимание слогов, хлопая в ладоши, когда ребенок слышит «такты» в словах. Допустим, вы выбрали слово слон . Делайте паузу, когда произносите каждый слог — e-le-phant — и хлопайте в ладоши каждый слог. Вы также можете заставить своего ребенка вставать и двигаться, заставляя его топать или прыгать с каждым слогом.
4. Догадайтесь.
Игры на угадывание, такие как «Я шпион», можно использовать для тренировки практически любого фонологического навыка. Хотите потренироваться замечать, с каких звуков начинается слово? Попробуйте: «Я заметил что-то красное, начинающееся с /s/». Хотите поработать над рифмами? «На мне что-то теплое, что рифмуется с лодка ».
5. Нести мелодию.
Пение — отличный способ научить детей рифмовать. Есть также хорошие песни, которые учителя используют, чтобы сосредоточиться на других видах фонологических и фонематических навыков. «Яблоки и бананы» – это весело. Вы можете поискать в Интернете другие песни о фонематическом восприятии или обратиться за рекомендациями к учителю вашего ребенка.
6. Подключить звуки.
Наложение звуков — важный навык для первых читателей. Им нужно соединить звуковые единицы — фонемы — вместе, чтобы можно было плавно прочитать слово. Вы можете помочь своему ребенку начать работать над этим, собирая звуки разных слов. Попросите ребенка соединить начальный звук с остальной частью слова. Например, скажите: «Начните с /p/ и добавьте /ig/. Какое слово вы услышите, если сложите их вместе?»
7. Разбить слова.
Попросите ребенка поработать над тем, чтобы услышать слово и разобрать его на части. Начните с использования составных слов, таких как ковбой , бейсбол или светлячок . Скажите ребенку: «Скажи слово ковбой . Теперь заберите мальчика . Какое слово осталось?»
Вы также можете использовать кубики LEGO, чтобы подчеркнуть это. Дайте ребенку два прикрепленных кубика LEGO, чтобы они представляли части слова. Затем попросите ребенка физически разобрать детали LEGO, удаляя при этом часть слова.
8. Творите своими руками.
Дети реагируют на практическое обучение. Попробуйте сделать коллаж из предметов, начинающихся с одного и того же звука, используя картинки из журналов. Куклы из носков могут быть еще одним интересным способом отработать эти навыки. Сделайте тот, который любит жевать слова, начинающиеся с определенного звука. Пусть ваш ребенок с удовольствием «кормит» куклу разными предметами или картинками, названия которых начинаются с этого звука.
9. Поиск в Интернете.
В Интернете есть много ресурсов и идей для развития фонологических и фонематических навыков. Посетите YouTube, чтобы найти обучающие видео, Pinterest, чтобы найти игры и поделки, или магазин приложений, где можно найти детские стишки, звуковые игры и песни.
Чем бы вы ни занимались, делайте это быстро и весело.