Фонетический разбор слова 4 класс примеры: Фонетический разбор слова онлайн бесплатно и с примерами для 1-5 класса

Урок по русскому языку во 2 классе на тему » Фонетический разбор слова»

Тема: «Фонетический разбор слова»

Цель:

Научить учащихся производить фонетический разбор слова.

Задачи:

— развивать умения различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные;

— умения правильно ставить ударение и делить слова на слоги;

— воспитывать интерес к языку

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: фонетический разбор слов, фронтальный опрос, развитие речи

Оборудование: раздаточно-дидактический материал

Ход урока:

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

— Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Проверка домашнего задания

— Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.

— Кстати, что такое транскрипция? На каком еще уроке вы работаете с транскрипцией?

Получается:

Земля

лев

цветок

открыть

мороз

очки

[з,и м л,а]

[л,э ф]

[ц в,и т о к]

[а т к р ы т,]

[м а р о с,]

[а ч,к,и]

— Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».

Изучение нового материала

— Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».

— Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?

— Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?

Фонетический опрос

— Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.

— Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)

— На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)

— Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)

— Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)

— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

— Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)

— Сколько букв в русском алфавите?

— Сколько гласных?

— Сколько согласных?

— В чем разница между буквой и звуком?

— Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

— Сколько непарных глухих? (4)

— Назовите. [х, ц, ч, щ]

— Сколько непарных мягких согласных? (3)

— Назовите. [ч,, щ,, й,]

— Сколько непарных твердых согласных? (3)

— Назовите. [ж, ш, ц]

— Сколько глысных звуков? (6)

— Сколько согласных звуков? (36)

— Сколько всего звуков? (42)

— Молодцы, ребята!

Физминутка

— Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

— Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).

— Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

— Убежали мышки вон (бег на месте).

— Отдохнули. Теперь сел ровно. Спинки выпрямили. Теперь перейдем к изучению нового материала.

Объяснения учителя

— Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.

— А теперь я покажу вам как надо выполнять фонетический разбор.

— С красной строки, с большой буквы записываем предложение:

На лесной поляне стоял старый пень1.

Пень – 1 слог.

п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..

е [э] – гл., ударн..

н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..

ь [-]

4 б., 3 зв.. [п, э н,]

— Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?

IV. Закрепление изученного.

– Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов. (учащийся у доски)

воро′та – 3 слога

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

6 б., 6 зв.. [в а р о т а]

ры′бка – 2 слога

р [р] – согл., парн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., парн., глух., тв..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

ты′ква – 2 слога

т [т] — согл., парн., глух., тв..

ы [ы] — гл., ударн..

к [к] — согл., парн., глух., тв..

в [в] — согл., парн., зв., тв..

а [а] — гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [т ы к в а]

камы´ш – 2 слога

к [к] — согл., парн., глух., тв..

а [а] — гл., безуд..

м [м] — согл., непарн., сон., тв..

ы [ы] — гл., ударн..

ш [ш] — согл., парн., глух., тв..

5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]

Работа в команде по карточкам

Спишите слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, договор, средства, километр, свёкла, творог.

В каком слове из списка, допустимо 2 варианта ударения. (творог- творог) Выпишите это слово.

Правильно произнесите записанные слова.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

— Команда, все члены которого быстро и правильно справились с заданием получаете 20 баллов.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

— Итак, ребята, наш урок заканчивается.

— Чему мы научились сегодня на уроке?

— Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?

— Что на уроке понравилось больше всего?

— Выставили оценки, заработанные вами на уроке.

— Открыли дневники, записываем домашнее задание все, кроме команды С.Боброва, выполнить фонетический разбор слов: ёж, медведь, цирк.

— Команда Семена составит связанный рассказ на тему: «Что я знаю о фонетике?»

Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.

Например: Античный, дачный, качнуть.

Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.

В некоторых словах допускается двоякое произнашение.

Например: булочная, гречневый, сливочный.

В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

Фонетика и орфография Фонетический разбор слова

Категория: Русский язык.

Урок 6 (7 класс) Тема: Фонетика и орфография Фонетический разбор слова

Цели: а) повторить основные фонетические понятия;

б) отработать навык фонетического разбора;

в) продолжить работу по овладению ор­фографическими навыками;

г) р/р. Уметь составлять план текста.

Урок№1

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания

(чтение и обсуждение нескольких сочинений).

3. Изучение § 4. Вопросы к классу.

— Что изучает фонетика?

– Приведите примеры слов, в которых встречаются только мяг­кие согласные.

  • Приведите примеры с твердыми согласными.

— Какие буквы и при каких условиях дают два звука?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Сколько гласных звуков?

— Охарактеризуйте звук [й”].

4. Повторение темы.

Задание l.

  • Ha доске записаны слова. Спишите их, расположив в алфавитном порядке.

Астрономия, русский язык, география, английский язык, трудо­вое обучение, геометрия, физика, музыка, алгебра, литература, физ­культура, изобразительное искусство, французский язык, история, зоология, немецкий язык, экономика.

Задание 2.

  • Спишите с доски слова, сгруппировав их по одина­ковым удвоенным согласным.

¾ Какие слова подчёркнуты? (Словарные слова за 6 класс. )

¾ Как обозначаются при фонетическом разборе удво­енные согласные?

Троллейбус, фотоаппарату терраса, дрессировщик, бассейн, кол­лекция, иллюстрация, искусство, теннис, пассажир, миллиард, суб­бота, мировоззрение, грамматика, миллион, профессия, шоссе, иссиня-чёрный. телеграмма.

Задание 3. Упр. 18.

– Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания, обозначьте части слов с пропущенными буквами, выпол­ните фонетический разбор выделенных слов.

* 3адание 4. Упр. 21. Р/р.

– Сравните тексты.

¾ Об одном и том же или о разном говорится в них?

¾ В какой ситуации может быть исполь­зован каждый из текстов?

– Запишите тему первого текста в виде одно­го самостоятельного предложения.

– Составьте план второго текста, пе­рескажите текст сжато.

Задание 5.

– Расставьте ударения в следующих словах (слова за­писаны на доске).

Газопровод, блесна, партер, звонит, цедра, алфавит, выстаи­вать, красивее, положил, шофёр, километр, случаи, документ, средства.

Задание 6.

– Охарактеризуйте выделенные согласные и гласные звуки в следующих словах.

Километр, местность, ромашка, низвергаться, хрусталь, вос­стание, лужайка, ещё, является.

* Задание 7. Тестирование.

1. В каком слове количество звуков и букв совпадает:

1) яма; 2) солнце; 3) сеешь; 4) кольцо.

2. В каком слове есть только твёрдые согласные:

1) леска; 2) позвонишь; 3) крушит; 4) смена.

3. В каком слове ударение падает на первый слог:

1) дремота; 2) партер; 3) звонит; 4) торты.

4. Это слово начинается с шипящего звука:

1) звук; 2) щётка;

3) сшить; 4) здесь.

5. Это слово состоит из четырёх звуков:

1) рай; 2) тля; 3) её; 4) края.

6. Это слово состоит только из мягких согласных:

1) тень; 2) чудо; 3) мусор; 4) факт.

7. В этой слове три звука:

1) льёт; 2) ель; 3) я; 4) иль.

8. В этом слове есть твёрдый сонорный звук:

1) горка; 2) почки; 3) слить; 4) липовый.

5. Выводы по уроку.

— Что называется фонетикой?

— Что на сегодняшнем уроке показалось вам сложным?

6. Домашнее задание. Повторить слова с удвоенными согласны­ми, упр. 19.

Т. В. Сведенцова, МОАУ СОШ № 31, город Киров

Метки: Русский язык

Фонетический разбор

Как сделать фонетический разбор? Фонетический разбор — трудоёмкое занятие! Чтобы правильно сделать его, нужно знать несколько правил. Первое. Знать виды звуков и правильные названия букв. Здесь фонетика дружит с графикой!

В школе в отличие от вуза фонология и её основные понятия не изучаются, хотя и употребляются слово «фонема» и выражения «слабая позиция» (под ударением) и «сильная позиция» (без ударения).

Для обозначения звука и его пары: [б], [б’], [п], [п’] – служат квадратные скобки [ ]. Круглые скобки здесь неуместны!

Буквы заключаются в кавычки « » и называются так же, как и в алфавите. Например, буква «ка», «эф», «э оборотное», «и краткое», «ща», «че».

Смотрите алфавит и выучите все названия букв!

Второе. Нужно иметь представления о транскрипции и её символах.

Запомни и применяй знаки фонетической транскрипции!

[ó] – знак основного ударения над гласным звуком (мОжно).

[`] – знак дополнительного ударения над гласным звуком (жủзнеобеспЕчение).

[Λ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а») в начале слова или в первом предударном слоге после твердых согласных: окно [Λкнó], актив [Λкт’ủф].

[j’] – (йот) в нашем алфавите нет знака, принято «и краткое» или йотированная буква «й» («и краткое»).

Если в слове есть так называемые йотированные буквы «е», «ё», «ю», «я», то в транскрипции мы указываем 2 звука [j’+э], [j’+о], [j’+у], [j’+а].

Эти звуки произносятся в 3 позициях и всегда под ударением:

1) в самом начале слова: ель [j’эл’], ёж [j’ош], юла [j’ула], яд [j’ат];

2) после гласного: моем [мΛj’эм], поём [пΛ j’ом,] поют [пΛj’ут], маяк [мΛj’ак],

3) после разделительных Ъ и Ь знаков: въезд [вj’эст], шьёт [шj’от], шьют [шj’ут], семья [с’иэм’j’а].

Их легко перепутать с гласными [э], [о], [у], [а] в словах после мягких согласных: веточка [в’этач’ка] или [в’этъч’къ], лёд [л’от], утюг [ут’ук], мяч [м’ач’], зверь [зв’эр’].

э] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [и-э], так произносятся гласные в первом предударном слоге после мягких согласных (пишутся буквы «а», «е», «э»): часы [ч’иэсы], весна [в’иэсна] или [в’иэснъ].

э] – с призвуком [э], звук похож на нечто среднее между [ы-э] или [ы-а], так произносятся гласные в первом предударном слоге после твердых согласных (пишутся буквы «э», «е»): этаж [ыэташ], цена [цыэна], шестой [шыэстоj’], жена [жыэна].

[ъ] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «е») во всех предударных и заударных слогах после твердых согласных:
молодой [мълΛдоj’], материнский [мът’иэр’инск’иj’], хорошо [хърΛшо], кашей [кашъj’].

[ь] – так произносятся гласные (пишутся буквы «о», «а», «я», «е») во всех безударных слогах после мягких согласных:
бережка [б’ьр’иэшка], пятачок [п’ьтΛч’ок], на мачте [нΛмач’т’ь], часовой [ч’ьсΛвоj’], щебетать [щ’ьб’иэтат’].

[–] – указание на отсутствие звука, когда в слове есть буквы «мягкий знак» или «твёрдый знак».

Можно использовать упрощенную систему для передачи звуковой оболочки слова, то есть буквы «й, а, о, э, у, и».


Третье. Не забудем об ударении.

Ударение отличает слова и их формы по звуковому составу (текут рЕки – жить у рекИ; мыть рУки – нет рукИ).

Записали слово и обязательно поставим ударение!


Четвертое. Дадим полную характеристику каждому звуку.

Основное коварство содержится в согласных звуках. Они имеют 4 характеристики: звонкость и глухость, твердость и мягкость. Не забудьте о парных и непарных.

В разборе нужно указывать полную характеристику согласного звука. При этом учитываем процессы озвончения и оглушения согласных.

Глухие п