Фонетическая шпаргалка | Учим русский язык
24.01.2013 | Автор: svetrus | Рубрика: Фонетика
Звук и буква не одно и то же. Взаимно однозначного соответствия между ними нет – количество и качество букв и звуков может не совпадать.
Характеристика звуков
Гласныезвуки | Согласные звуки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
[а][о][у][и][ы][э] | Парные | Непарные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Например: звук [д’] – cогласный, звонкий парный, мягкий парный.
Важно!
- Ь, Ъ, Е, Ё, Ю, Я – буквы! Их в транскрипции быть не может!
- Мягкость согласных обозначается мягким знаком Ь и буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
- [ц], [ж], [ш] – только твердые: мышь [мыш], жила [жыла], цирк [цырк].
- [ч’], [щ’] – только мягкие: ночь [ноч’], чаща [ч’ащ’а], чум [ч’ум].
- Ь выполняет три функции и не обозначает звука:
- служит для обозначения мягкости согласных: моль [мол’], только [тол’ко];
- выступает в качестве разделительного знака (как и твердый знак Ъ) после согласных перед буквами
- указывает на грамматическую форму слова, не влияя на произношение: тишь [т’иш], лишь[л’иш], беречь[б’ир’Эч’].
- Твердый знак Ъ не обозначает звуков, разделяет приставки на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, освобождая звук [й’]: объезд [абй’эст’, подъем [падй’ом].
- В безударном положении
- не произносятся [э], [о] и обозначаемый Я звук [а] после мягких согласных;
- буква О в безударном слоге обозначает [а];
- на месте е, э, я – часто [и].
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];
- после шипящих Ж, Ш, Ц передает звук [ы].
- Е, Ё, Ю, Я :
- после согласного обозначают мягкость согласного и один гласный звук: мёд [м’от] ;
- обозначают 2 звука (согласный [й’] и гласный- [й’э], [й’о], [й’у], [‘йа]) в
- в начале слова: яма [й’ама], юбка [й’упка];
- после гласного: боец [бай’эц], обаять [абай’ат’];
- после разделительных Ь и Ъ: подъезд [падй’эcт], вьюга [вй’уга].
Схема соответствия безударных гласных и обозначающих их букв:
(по Литвиневская “Практический курс русского языка”)
- После твердого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]
- у -> [у] рука [ру]ка;
- а -> [а] сама [са]ма;
- о -> [а] сома [са]ма;
- ы -> [ы] вымыть вы[мы]ть;
- е -> [ы] тестировать [ты]стировать;
- После [ж], [ш] , [ц]:
- у -> [у] шуметь [шу]меть;
- е -> [ы] шестой [шы]стой
- о -> [ы] шоколад [шы]колад;
- о -> [а] шокировать [ша]кировать;
- а -> [а] шары [ша]ры;
- а -> [ы] лошадей ло[шы]дей;
- ы -> [ы] цыплёнок [цы]плёнок;
- и -> [ы] широкий [шы]рокий.
- После мягкого согласного:
- ю -> [у] любить [л’у]бить;
- у -> [у] чудесный [ч’у]десный
- и -> [и] миры [м’и]ры;
- е -> [и] менять [м’и]нять;
- я -> [и] пятак [п’и]так;
- а -> [и] часы [ч’и]сы.
-
- у -> [у] урок [у]рок;
- а -> [а] арбуз [а]рбуз;
- о -> [а] окно [а]кно;
- и -> [и] игра [и]гра;
- э -> [и] этаж [и]таж.
- Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать звуки [c], [c’], [з], [з’], [щ’], [ж:]: сон [сон], сено [с’эна], сбор [збор], просьба [проз’ба], сжать [ж:ат’], расчёт [ращ’от].
- Оглушение парных звонких согласных :
- в конце слова: пруд [прут] ;
- перед парным глухим согласным: сказка [скаска], пряжка [пр’ашка];
- Озвончение парного глухого согласного перед парным звонким: вокзал [вагзал], сделать [з’д’элат’], просьба [проз‘ба];
- Смягчение парных твердых согласных:
- перед Ь: моль [мол’], ;
- перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк [л’ук], пряжа [пр’ажа];
- к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик [пон’ч‘ик],
- согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным: снег [с’н’эк], здесь [з’
- Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной [дв’эрной], конь -> конский [конск’ий’].
- Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):
- вств -> [ств] : здравствуй [здраствуй’] ;
- стн -> [сн] : местный [м’эсный’] , тростник [трас’н’ик] ;
- стл -> [сл] : счастливый [щ’асл‘ивый’] ;
- здн -> [зн] : поздний [поз’н‘ий’];
- здц -> [сц] : под уздцы [падусцы];
- нтг -> [нг] : рентген [р’энг‘эн];
- ндц -> [нц] : голла ндцы [галанцы];
- рдц -> [рц] : сердце [с’эрцэ] ;
- рдч -> [рч’] : сердчишко [с’эрч‘ишка] ;
- лнц -> [нц] : солнце [сонцэ] ;
- не произносится [й’] между гласными: моего [маиво]
- Уподобление согласных по месту образования:
- сч -> [с ] + [ч’] -> [щ’] /[щ’ч’] : счастье [щ’аст’й’э], с чем-то [щ’эмта]-[щ’ч’эмта] ;
- сш -> [с ] + [ш] -> [ш:], [ш]: сшить [ш:ыт’]= [шыт’];
- сщ ->[с ] + [щ’] -> [щ’] : расщепить [ращ”ип’ит’] ;
- зч -> [з ] + [ч’] -> [щ’] : грузчик [грущ’ик], рассказчик [раскащ’
- сж -> [c ] + [ж] ->[ж:] : сжать [жжат’] ;
- зж ->[з ] + [ж] -> [ж:], [ж]: изжить [ижжыт’]= [ижыт’];
- тс, дс, тьс -> [т ] + [с] -> [цц], [ц] или [цс] : мыться [мыцца]=[мыца], отсылать [ацсылат’];
- тс ->[т ] + [ц] -> [цц], [ц]: отцепить [аццып’ит’]=[ацып’ит’];
- тч ->[т ] + [ч’] -> [ч’ч’], [ч’]: отчет [ач’ч‘От’]=[ач’От’];
- тщ ->[т ] + [щ’] -> [ч’щ’] : отщепить [ач’щ‘ип’ит’];
- чт -> [шт] / [ч’т]: чтобы [штобы], нечто [н’эч’та] ;
- чн -> [шн] : конечно [канешна], скучно [скушна] ;
- Удвоенные согласные располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил‘иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал‘Эй’а] ;
- тся, ться в глаголах -> [ца] : умываться [умываца] -;
- -тск- в прилагательных -> [цк] : детский [д’эцк‘ий’].
Другие сочетания
- В окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: красного [краснава], синего [синива].
- Звук [щ’] может быть обозначен многими способами (см. Написание слов при появлении звука [Щ’].) :
- буквой щ : щедрость [щ’эдраст’] ;
- сочетаниями согласных:
- шч : веснушчатый [в’иснущ’итый’] ;
- жч : перебежчик [п’ир’иб’эщ’ик];
- сч : счастье [щ’ас’т’й’э], разносчик [разноц’ик] ;
- зч : рассказчик [раскащ’ик], перевозчик [п’ир’ивощ’ик];
- стч :;
- здч : объездчик .
Использованная литература:
- Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение,2009.- 192с.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
комментариев 30 Теги: гласный, глухой, звонкий, звук, мягкий, согласный, твердый, фонетика, фонетический разбор
Добавить комментарий
© 2011 — 2022 Учим русский языкКарта сайта
Примеры развития фонологической осведомленности
На этой странице приведены примеры упражнений для развития основных навыков фонологической осведомленности. Важно помнить, что действия по фонологическому восприятию не обязательно должны происходить с письменными буквами. Первоначально работа над фонологическим восприятием происходит без письменного слова (например, с использованием реальных предметов, изображений и фишек).
По мере развития деятельности по фонологическому ознакомлению учащимся важно участвовать в мероприятиях по фонологическому ознакомлению, которые связывают звуки (фонемы) с образами букв (графемами).
Аллингтон и др. (1998) отмечают важность целенаправленного использования ряда ресурсов, таких как детские стишки, загадки, песни, стихи и книги для чтения вслух, которые манипулируют звуками, чтобы привлечь внимание младших школьников к звукам разговорной речи.
Например, использование знакомой стишки, такой как «Пять обезьянок», обеспечивает игривый и осмысленный контекст для маленьких учащихся:
Пять маленьких обезьянок прыгают по кровати
Одна упала и ударилась головой
Мама позвонила врачу, и врач сказал:
«Больше никаких обезьян, прыгающих по кровати!»
Занятия и уроки по фонологическому развитию должны широко включать:
- Выделение понятий фонологического восприятия в песнях, рифмах, стихах, рассказах и письменных текстах по:
- Сопоставление картинок с другими картинками
- Сопоставление картинок со звукобуквенными образцами (графемами)
- Сопоставление картинок со словами
- Сопоставление слов с другими словами
- Использование игр для тренировки понимания слогов, рифмы, начального/конечного звука и отдельных звуков в словах.
В приведенных ниже примерах показаны некоторые способы включения фонологической осведомленности в повседневную деятельность в классе.
Примеры упражнений:
Знание слоговУчащиеся садятся в круг. Каждый ученик хлопает в ладоши по слогам своего имени, например. Люси (хлопать в ладоши)
Это также может быть сделано с помощью клавы, других форм перкуссии тела ступни, ступни, ступни, ступни, марширование взад-вперед по улице
Таинственный мешок – заполните знакомыми предметами, учащиеся вытягивают предмет, называют его, хлопают в ладоши – например, ‘лев’ — лев, ‘мяч’ — мяч, ‘осьминог’ — осьминог
Разложите на ковре т-диаграмму (можно использовать веревку или клейкую ленту), дети выбирают объект со всего место, чтобы принести на ковер и классифицировать в зависимости от количества слогов, например. т-схема может состоять из 1 слога и из 2+ слогов, дети размещают свои объекты соответственно (шляпа из 1 слога, карандаш из 2+ слогов)
Урок базового уровня: развитие восприятия слогов
Текст: «Я гуляла», Сью Уильямс и Джули Вивас
О тексте: Маленькая девочка идет на прогулку и встречает по пути несколько разноцветных сельскохозяйственных животных.
Текст содержит
- Повторяющиеся структуры предложений
- Вопросы и ответы
- Сопроводительный текст, соответствующий иллюстрациям
- Ритм и рифма
Ссылки на учебный план
Victorian Curriculum (английский), Чтение и просмотр: Языковое выражение и развитие идей:
Foundation: Признание того, что тексты состоят из слов и групп слов, которые имеют значение (описание содержания VCELA144)
Victorian Curriculum (английский), Чтение и просмотр: грамотность – интерпретация, анализ, оценка:
Foundation: чтение текстов со знакомой структурой и элементами, отработка фразировки и беглости речи, а также отслеживание значения с использованием понятий о печати и возникающих звуковых, семантических, контекстуальных и грамматических знаниях (описание содержания VCELY152)
Викторианская учебная программа (английский), разговорная речь и аудирование: язык-фоника и знание слов:
Foundation: Определить рифмующиеся слова, модели аллитерации, слоги и некоторые звуки (фонемы) в произносимых словах (описание содержания VCELA168)
Теория/практика связей
Компонентом фонологии является знание слогов. Понимание слогов, то есть понимание того, что слова можно разбить на части, помогает учащимся расшифровывать слова при чтении и произносить слова по буквам при письме. Прежде чем сосредоточиться на слогах в печатном тексте, важно, чтобы учащиеся развили слуховое восприятие слогов. Детская литература, в которой есть рифмы и повторения, обеспечивает привлекательный контекст для учащихся, чтобы они могли развивать свои навыки слогового построения.
Дополнительные ресурсы
Предметы и изображения для последующей работы.
Учебные намерения
Мы учимся определять слоги в словах.
Критерии успеха
Я могу хлопать в такт тексту.
Я умею хлопать по слогам в словах с одним, двумя или тремя слогами.
Я умею классифицировать слова на группы по количеству слогов.
Размер группы
Малая группа
Процесс урока
- Читать Я пошел Прогулка к учащимся, поощрение хорового чтения текста.
- Повторите чтение, побуждая учащихся читать и хлопать в такт тексту.
- Напишите текст на полосках с длинными предложениями и используйте указатель, чтобы выделить слоги. Учащиеся хлопают в ладоши в такт и определяют слова, которые состоят из двух хлопков (два слога) – ходьба, взгляд, желтый
- Прочитайте еще раз и используйте разную перкуссию тела для односложных и двухсложных слов.
- Прочитайте еще раз, и учащиеся используют ударные инструменты, чтобы выделить слоги.
- Ученики сосредотачиваются на цвете животных и находят цвета, которые имеют два хлопка.
- Последующее задание: Учащиеся классифицируют предметы или изображения по количеству слогов.
Оценка
Попросите учащихся хлопать в ладоши части текста.
Дифференцированная практика
Для начинающих читателей слоги могут быть определены с помощью хлопков и обсуждены как «хлопки в словах». Как только учащиеся освоятся с этой концепцией, можно будет использовать термин слоги. Для учащихся, умеющих определять слоги в односложных и двусложных словах, можно вводить многосложные слова. Этим учащимся можно помочь распознать слоги в многосложных словах, заметив, что каждый слог имеет гласный звук и что их челюсть отвисает каждый раз, когда они произносят слог. Более продвинутые читатели смогут определять слоги в написанных словах
- Карточные игры с рифмами
- Сортировка объектов по рифмам
- Сборники сказок с рифмами — например, Волосатый Маклари, Комната на метле, Груффало
- У меня есть, у кого есть? У учеников есть карточка/предмет, им нужно найти другого ученика в классе, у которого есть карточка/предмет, рифмующийся с их карточкой, например. ученику с лягушкой нужно найти книгу ученика с собакой
- с песней — Один слон вышел поиграть
- , используя песни с действиями, чтобы выделить рифму:
Мои руки холодеют,
Я думаю, что они синеют, мне нужно что-то, чтобы согреть их, но что я могу сделать?Я могу тереть их, тереть, вертеть ими,
Я могу трясти их, трясти и стучать ими по земле.Я могу тереть их, тереть, вертеть ими,
Я могу трясти их, трясти и стучать ими по земле.
Для получения дополнительной информации см.: Практический пример: определение и создание рифмующихся слов
Аллитерация- чтение стихов — у Кенна Несбитта есть несколько примеров, а также как писать стихи с использованием аллитерации
- анализ стихотворения, чтобы найти все аллитерации (это можно выделить) Лиса в носках (доктор Сьюз), Волосатый Маклари
- сочинение собственных аллитерационных стихотворений всем классом/малыми группами
- использование скороговорок
начало изморози
- использование (и/или создание) словесных колес, запись слова сделаны. Это можно делать индивидуально на небольших досках или плакатах в группах
- сортировка слов по изношенности — это можно сделать на интерактивной доске, учащиеся могут объединять слова в похожие группы, например все слова, оканчивающиеся на -at, сгруппированы вместе
- игра «кусочки» — учащиеся выбирают начало и рифму, если получается настоящее слово, они сохраняют его, если это не слово, оно возвращается в стопку. например ‘tr’ и ‘ack’ = дорожка — реальное слово, ‘cl’ и ‘at’ = clat — не слово
- сопоставление игр с картой начала и соответствующей картой изморози (например, ресурсы sparklebox)
- Бросьте слово — начало (один кубик), изморозь (второй кубик), прочитайте слово, затем запишите под слово/не слово
- словосочетания
Для получения дополнительной информации посетите:
Практический пример: смешивание и сегментация начала и окончания
- сортировка объектов или изображений по начальным или конечным звукам
- бинго
- маркировка начальных звуков объектов в ответе на рисунок
- изучение слов — выделение начальных звуки и финальные звуки
Базовый урок. Начальные звуки
Текст: «Я гуляла» Сью Уильямс и Джули Вивас
О тексте Маленькая девочка идет на прогулку и встречает по пути несколько разноцветных сельскохозяйственных животных.
Текст содержит
- повторяющиеся структуры предложений
- вопросы и ответы
- вспомогательный текст, соответствующий иллюстрациям
- ритм и рифма
Ссылки на учебную программу
(Викторианский учебный план).
- Базовый уровень: Распознать, что тексты состоят из слов и групп слов, которые имеют значение (Описание содержания VCELA144)
- Распознать все буквы верхнего и нижнего регистра и наиболее распространенный звук, который представляет каждая буква (Описание содержания VCELA146) )
Викторианская учебная программа (английский), Чтение и просмотр: Грамотность.
- Читать тексты со знакомой структурой и чертами, тренировать фразировку и беглость речи, а также следить за смыслом, используя понятия о печатных формах и новых звуковых, семантических, контекстуальных и грамматических знаниях (Описание содержания VCELY152)
Викторианская учебная программа (английский), письмо: фонетика и знание слов.
- Понимание того, что произносимые звуки и слова могут быть записаны, и умение писать некоторые часто встречающиеся слова и другие знакомые слова, включая их названия (описание содержания VCELA157)
- Определение рифмованных слов, аллитераций, слогов и некоторых звуков (фонем) в произносимых словах (Описание содержания VCELA168)
- Викторианская учебная программа (английский), Говорение и аудирование: Литература Изменение знакомых текстов (Описание содержания VCELT173)
Связь между теорией и практикой
Повторное чтение текста дает учащимся возможность улучшить беглость речи, фразировку и выражение. Многократное чтение текста с первыми читателями позволяет учащимся сосредоточиться на конкретном аспекте грамотности в знакомом контексте. Повторные чтения могут происходить индивидуально, с партнером или в группе.
Дополнительные ресурсы
Карточки с цветными прилагательными и названиями животных, написанными на них – например, зеленая утка, коричневая лошадь, рыжая корова.
Цель обучения:
Мы учимся использовать первый звук, чтобы читать слова.
Критерии успеха:
Я могу определить первый звук слова.
Я могу произнести первый звук в слове.
Я могу найти слова в тексте, глядя на первый звук.
Я могу перечитать текст, чтобы улучшить беглость речи.
Размер группы
Малая группа
Последовательность урока
- Прочитайте текст «Я гуляла» Сью Уильямс и Джули Вивас.
- Учащимся выдается набор карточек с написанными на них названиями животных из сказки – черная кошка, рыжая корова, желтая собака и т. д. Перечитайте текст, останавливаясь на названиях животных. Учащиеся находят название и цвет животного по своему набору карточек.
- Предложите учащимся обосновать свои доводы в пользу выбора карточки. Помогите учащимся сосредоточиться на начальных звуках.
- Оценка Раздайте учащимся несколько предложений из текста, которые были вырезаны и переставлены. Учащиеся используют свои знания текста и начальные звуки слов, чтобы расположить слова в правильном порядке.
- Измените текст, чтобы создать большую книгу для группы. Учащиеся иллюстрируют и используют для хорового чтения. Учащиеся используют свои развивающиеся знания о начальных звуках, чтобы определить слова, обозначающие животное и его описание.
Дифференцированная практика
Дополнительную поддержку учащимся, которые еще не владеют акустикой, можно оказать с помощью иллюстрированных карточек с алфавитом. Учитель может поощрять учащихся использовать свои фонематические знания, задавая вопросы для сравнения и обращаясь к карточкам с алфавитом. Например: Корова начинается с того же звука, что и машина или луна, корова/машина или корова/луна.
Сосредоточьтесь на последних буквах/звуках, для учащихся, которые уверенно определяют начальные звуки. Слова из текста, написанного на карточках, можно сортировать, чтобы идентифицировать и сравнивать конечные звуки. Например, слова «красный» и «птица» оканчиваются на звук «д». Ученики, хорошо разбирающиеся в фонетике, могут изучить более сложные модели, включив других животных, которых нет в тексте, таких как гепард, носорог и лама.
Разделение слов на звуки и смешивание звуков в слова
- интерактивная доска – перетаскивайте буквы, чтобы сформировать слова CVC (это можно расширить), дети смешивают звуки вместе, чтобы составить настоящее слово
- игра «Угадай слово»
- сегментация — сколько звуков вы слышите? Это можно записать/графически изобразить на бумаге и планшете
- , используя магнитные буквы, чтобы разделять слова по звуку, перемещать их по доске, смешивать и сегментировать
Удаление и манипулирование звуками в словах
- Использование магнитов для изменения слов путем удаления или манипулирования буквами – это также можно делать на доске
Практические примеры
- Аллитерация уровня 1 (в разделе практических примеров набора инструментов)
- Базовый уровень — Слушание и рифмование слов
3.
3.B — Чтение (SOL) в Вирджинии, 3-й класс, слоговое письмоСлоговая
Описание
Расшифруйте обычные многосложные слова.
Дополнительная информация
Ключевые слова
Больше тем о Вирджинии
- 3.9.к
Используйте правильное написание, включая неправильное множественное число.
- 3.6.а
Определите цель автора
- 3.6.е
Делайте выводы на основе текста.
- 3. 4.б
Используйте знание корней, аффиксов, синонимов и антонимов, чтобы определить значение новых слов.
- 3.9.с
Используйте прошедшее и настоящее время глагола.
Вот навык, которым Вирджиния требует от вас овладеть
Определение темы
вы продемонстрируете понимание фонетических знаний, расшифровав многосложных слов.
Текстовый урок
- декодирование многосложных слов с несколькими звуко-орфографическими моделями
Вы можете использовать части слова, чтобы помочь озвучить многосложные слова, такие как восемнадцать (eight-teen), хотя (хотя) и вовлечь (en-gage). Некоторые многосложные слова могут быть длинными и трудными для чтения. Когда вы научитесь разбивать эти слова на более мелкие части, вы станете лучше читать и писать. - продемонстрировать и применить фонетические знания
Когда вы продемонстрируете понимание фонетических знаний, вы сможете просмотреть содержание и определить, как работают принципы звуковых и символьных отношений и звуковых моделей. Вы будете делать это при расшифровке слов, с которыми вы сталкиваетесь в различных форматах, от занятий в классе до историй, которые вы читаете для развлечения. - образец правописания
Вы уже знаете много общих моделей слогов, таких как согласная гласная согласная (CVC) в первых словах, которые вы научились произносить как мама, собака, кошка.
Let’s Разрыв Эти слова в более мелкие части , чтобы понять слоги : . -en, смягчить: смягчить-en. |
Программа подготовки к тесту SOL от Education Galaxy
Программа подготовки к экзаменам SOL (Virginia Standards of Learning) компании Education Galaxy обеспечивает онлайн-оценку и практику для учащихся классов K-6, чтобы помочь им освоить стандарты SOL штата Вирджиния. Наша уникальная онлайн-программа проста в использовании и доставляет удовольствие как учителям, так и ученикам.