Это сколько букв и звуков: Страница не найдена — Фонетический разбор слов на звуки и буквы

Содержание

Фонетический разбор, цветовые схемы и значения слов

Фонетика — это раздел лингвистики, изучающий звуки человеческой речи. Правильный фонетический разбор слова невозможен без знания основных законов русского языка.

Отвечая на вопрос, что такое фонетический разбор слова, ученики начальной школы часто говорят: «Это звукобуквенный разбор слова». Действительно, фонетический анализ включает в себя разделение слова на слоги, постановку ударения, транскрипцию слова, разбор слова по звукам и буквам, звуковой анализ слова (характеристику каждого звука), подсчёт количества букв и звуков в слове. Фонетический анализ выполняется у всех частей речи, стоящих в различных формах.

Фонетическая транскрипция — это звуковой состав слова, изображённый графически. Например, для слова волейбол она будет выглядеть как [вал’ий’бол].

Первоклассникам, когда они ещё только начинают знакомство со звуками русского языка, предлагают составлять цветовую схему слова при его звуковом анализе. Используют 3 цвета: красный для гласных, зелёный для мягких согласных, синий для твёрдых согласных. Слияние согласной и гласной обозначается прямоугольником, разделённым по диагонали. Составление цветовых схем — это подготовка к выполнению фонетического разбора.

Звуко-буквенный разбор слова, который изучают уже в 1 классе, даёт понимание важного различия: буквы пишут и читают, а звуки произносят и слышат. Дети выполняют звуковой анализ слова и считают, сколько букв и звуков в слове.

Разбор слова на звуки — непростая работа, так как транскрипция русских слов часто отличается от буквенного написания. Нужно произнести слово, послушать себя и записать услышанное, посчитать, сколько звуков в слове.

В школьных общеобразовательных программах по русскому языку звуки обозначаются буквами кириллической азбуки. В программах углублённого изучения русского языка разбор слова по буквам и звукам проводят более детально, поэтому используют дополнительные условные обозначения.

Иногда можно услышать выражение «фонетика слова», когда говорящий имеет в виду транскрипцию или фонетический разбор. Это словосочетание построено неверно, так как фонетика — это наука о звучащей речи, теория. А выполнение транскрипции и фонетического анализа — это практическое применение знания основных законов фонетики.

При разборе слова по буквам и звукам необходимо учесть, что Е и Ё — это две разные, самостоятельные буквы, следовательно, звучат они неодинаково и в транскрипции записываются по-разному. Нельзя забывать про Ё при выполнении разбора слова по составу онлайн.

Слова для фонетического разбора, предлагаемые детям в школе чаще всего непростые, обычно они включают какие-либо трудности в транскрипции: несовпадение количества букв и звуков, оглушение, озвончение и другие. Возможно также выполнение частичного анализа: работа с частью слова, представляющей затруднения. Такой вид работы присутствует в ЕГЭ по русскому языку, который является обязательным экзаменом для всех учеников.

Фонетический разбор слова онлайн на нашем сайте zvukibukvy.ru поможет ученику в сложных случаях, позволит провести самопроверку и научиться на примере разобранных слов делать звукобуквенный анализ слова самостоятельно. К каждому анализу приложена цветовая схема. Вы легко узнаете сколько в выбранном слове слогов, гласных и согласных, на какой слог ставится ударение.

Сколько гласных и согласных букв и звуков в русском языке?

Количество глас­ных и соглас­ных зву­ков и букв не сов­па­да­ет в рус­ском язы­ке. Укажем коли­че­ство глас­ных и соглас­ных зву­ков в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся шесть основ­ных глас­ных зву­ков [а], [о], [э], [у], [и], [ы] и трид­цать семь соглас­ных зву­ков.

Раздел язы­ко­зна­ния фоне­ти­ка изу­ча­ет зву­ко­вые еди­ни­цы язы­ка — зву­ки. Фонетика осве­ща­ет, как зву­ки обра­зу­ют­ся, опи­сы­ва­ет аку­сти­че­ские свой­ства зву­ков, их изме­не­ния в зави­си­мо­сти от пози­ции в сло­ве и, нако­нец, какие быва­ют зву­ки речи.

В зави­си­мо­сти от того, как обра­зу­ют­ся зву­ки рус­ской речи, они делят­ся на глас­ные и соглас­ные.

Гласные звуки

Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся голо­сом. Струя воз­ду­ха вытал­ки­ва­ет­ся из поло­сти рта без види­мых пре­град, про­хо­дит сво­бод­но. Так рож­да­ют­ся глас­ные зву­ки, кото­рых насчи­ты­ва­ет­ся в рус­ской речи шесть: а, о, э, у, и, ы.

Это основ­ные глас­ные зву­ки в силь­ной пози­ции — под уда­ре­ни­ем.

После твер­дых соглас­ных зву­чат глас­ные:

  • [а] сам [сам]
  • [о] дом [дом]
  • [у] пуск [пуск]
  • [ы] рыба [рыба]

После мяг­ких соглас­ных зву­ков зву­чат глас­ные:

  • [а] пять [п’ а т’]
  • [o] нёс [н’ о с]
  • [э] лес [л’ э с]
  • [у] люк [л’ у к]
  • [и] писк [п’ и с к]

Подытоживая выше­из­ло­жен­ное, ука­жем, что глас­ные зву­ки на пись­ме отоб­ра­жа­ют­ся деся­тью бук­ва­ми рус­ско­го алфа­ви­та: а, о, э, у, и, ы, е, ё, ю, я.

Согласные звуки

Остальные зву­ки речи обра­зу­ют­ся в рото­вой поло­сти, встре­чая пре­гра­ды в виде язы­ка, зубов, смы­ка­ния и раз­мы­ка­ния губ. В их обра­зо­ва­нии при­ни­ма­ет уча­стие шум и голос.

При уча­стии шума обра­зу­ют­ся глу­хие соглас­ные зву­ки. Шум и голос обра­зу­ет звон­кие соглас­ные зву­ки. Их объ­еди­ня­ют в пары по при­зна­ку звонкости/глухости:

[б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с]

Кроме того, суще­ству­ют непар­ные твер­дые звон­кие соглас­ные (сонор­ные):

[л], [м], [н], [р]

и непар­ные твер­дые глу­хие соглас­ные:

[х], [ц]

По при­зна­ку мягкости/твердости раз­ли­ча­ют звон­кие соглас­ные мяг­кие зву­ки:

[б’], [в’], [г’], [д’], [ж’], [з’], [л’], [м’], [н’], [р’], [й’]

глу­хие соглас­ные мяг­кие зву­ки:

[п’], [ф’], [к’], [т’], [ш’:], [с’], [х’], [ч’]

Теперь, если сосчи­тать все ука­зан­ные соглас­ные зву­ки, их коли­че­ство рав­но 37.

Долгий мяг­кий соглас­ный звук [ж’] встре­ча­ет­ся в неболь­шом коли­че­стве слов: «вожжи», «дрожжи», «езжу», «брюзжать», «мозжечок» и пр.

Долгий мяг­кий соглас­ный [ш’:] на пись­ме пере­да­ет­ся бук­вой «щ»:

щёт­ка [ш’: о т к а].

Дополнительный мате­ри­алУзнайте, как лег­ко запом­нить, какие зву­ки глас­ные, а какие соглас­ные.

Видеоурок