Этапы возрастного развития: Возрастное развитие человека

Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности

Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности

Возраст — это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:

  • Биологический возраст – степень развития организма;
  • Социальный возраст – степень развития социальных ролей и функций;
  • Психологический возраст – особенности психологии и поведения;
  • Физический возраст – количественный показатель развития человека (дни, недели, месяцы, годы).

Разделение жизненного пути человека существует для того, чтобы было возможным лучшее понимание закономерностей развития и специфики разных возрастных этапов. Попыток периодизации за всю историю психологии развития было сделано множество. Но проблема объективной возрастной периодизации остаётся актуальной и по сей день, т.

к. ни одна из предложенных ранее периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психологии развития. Но, конечно, несмотря на это, основные возрастные группы выделить всё же можно. Лучше всего для этого подходит периодизация по физическому признаку:

  • Младенчество (от рождения и до 1 года)
  • Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
  • Дошкольный возраст, игровой (от 3 до 6 лет)
  • Школьный возраст (от 6 до 12 лет)
  • Юность (от 12 до 20 лет)
  • Молодость (от 20 до 25 лет)
  • Взрослость (от 25 до 60 лет)
  • Старость (от 60 лет)

Каждая возрастная группа, помимо всего прочего, характеризуется своими психологическими особенностями. И психологические периоды не совпадают с указанными выше физическими периодами. Итак, если рассматривать возрастные группы по психологическому признаку, то картина будет выглядеть следующим образом:

До 1 года

Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался – это поддерживать его жизнедеятельность, кормить, заботиться и т. п. Именно в этот период ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательными и обращать внимание абсолютно на всё, что касается ребёнка.

От 1 года до 3 лет

В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности. Так, например, вы можете дать малышу маркер и посмотреть, что он будет с ним делать: начнёт грызть, бросать или рисовать. Старайтесь больше наблюдать за ним – это поможет выявить какие-то склонности или, наоборот, отклонения.

3 года

Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы и т. п. Это именно тот период, когда вам нужно научиться находить точки соприкосновения с вашим ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, изучайте больше специализированной литературы, применяйте знания на практике. Возможно, стоит посетить несколько семинаров по воспитанию маленьких детей. Ну и, конечно же, продолжайте наблюдать за ребёнком и используйте в общении и воспитании разные подходы. Методом экспериментов, проб и ошибок вы найдёте лучший вариант.

4 года

Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к вашему ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги вы ему читаете, о чём вы с ним разговариваете. Лучше всего, если вы будете снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнёте учить читать и выводить буквы. Читайте ему хорошие сказки и рассказы, старайтесь, чтобы он не смотрел по телевизору сцены насилия, бессмысленные телепередачи и бестолковые мультфильмы. В общем, доводите до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.

5 лет

Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары. На данном этапе вы должны акцентировать своё внимание именно на проявлении таких моментов. Интересуйтесь тем, что беспокоит вашего ребёнка, что заставляет его волноваться и переживать. Наблюдайте за тем, как он выражает свои беспокойства. Это могут быть рисунки, странные надписи, непривычное поведение. Обращайте внимание на то, как вы сами ведёте себя в процессе обычной жизни, общении с ним и другими людьми. В этом периоде возможен переход восприятия вашего ребёнка от его прежнего восприятия разных явлений к более осмысленному.

6 лет

На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.

7-11 лет

В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства. В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни. На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к своему ребёнку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет очень важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самого себя.

12-16 лет

Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания.

Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ваш ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если вы замечаете у своего ребёнка агрессивность по отношению к вам, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т.п., то следует применять особые методы общения. А именно: строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения.
Такая стратегия позволит вам настроить позитивную линию в контроле развития вашего ребёнка, найти точки соприкосновения с ним и добиться успеха во взаимопонимании.

16 лет — 22 года

В этом возрасте подростки всё больше стремятся показать и доказать свою готовность к взрослой жизни, самостоятельности. Наибольшую трудность здесь представляет то, что подросток уже является и самостоятельным человеком и человеком, которому всё ещё нужны помощь и забота. Это время юношеского максимализма, а также фатализма, в котором прослеживается потеря надежды на светлое будущее, тщетность бытия, стремлений и самой жизни. В этот период нужно оказывать своему ребёнку ещё большую поддержку, хотя все обстоятельства говорят об обратном. Нельзя идти на поводу у подростка и прогибаться под его давление. Важно выбрать специфическую манеру поведения, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым и не был задет и, в то же время, вы могли сделать так, чтобы он мог адекватно воспринимать поддержку и советы с вашей стороны.

23 года — 28 лет

Для этого периода развития человека характерны поиски самого себя, осознание своей индивидуальности, становление себя, как взрослого человека со своими правами, возможностями, обязанностями, обязательствами. Особое место занимают мысли о том, какое место человек должен занять в жизни, к чему стремится, куда идти, в каком направлении развиваться. Здесь важно и нужно быть наставником, направлять, поддерживать, советовать, вести правильные беседы и т.п. Если не оказать должного влияния, то на развитие могут повлиять факторы, играющие важную роль в предшествующей возрастной группе.

29 лет — 32 года

Данный период можно охарактеризовать переходным, т.к. многие представления, установки и убеждения, сформированные ранее, зачастую представляются неверными, а сама жизнь уже не кажется такой радужной и простой, как казалось до этого. На данном этапе возникают вопросы о смысле жизни, правильности избранного пути, деятельности, которой занимается человек, его убеждений и мировоззрения. Нередко люди в таком возрасте разрушают основы своего прошлого, меняют образ жизни, осознают новые истины, ставят перед собой новые цели и стремятся к ним. Самая плодотворная работа в этот период – это работа человека над собой, своим самосознанием, мировосприятием, осознание истинных ценностей.

33 года — 39 лет

На этом этапе жизни человек испытывает удовольствие от той деятельности, которой занимается, стремится к карьерному росту, достижению успеха и всяческих связанных с этим благ. Главным здесь является то, что человек должен быть на 100% уверен в правильности выбранного им направления и не должен испытывать никаких сомнений в выборе своего жизненного пути. В противном случае, человека может одолеть депрессия и психологический кризис, устранить который может либо тщательная и скрупулёзная работа над собой, либо помощь квалифицированного специалиста.

40 лет — 42 года

Время критического периода. То, чего достиг человек, кажется ему незначительным и недостаточным, часто возникает ощущение, что жизнь проходит зря, ни в чём нет никакого смысла, здоровье и силы идут на спад, молодость прошла и т. п. Как и в предшествующем периоде, дальнейшее психологическое развитие зависит от самоощущения человека, его картины мира и представления своего места в нём.

43 года — 49 лет

Новый период равновесия, который характеризуется стабильностью психики, убеждений, мировоззрения. Человек с новыми силами готов трудиться, особенно, если это какая-то новая деятельность, творческие люди испытывают приливы вдохновения. Всё способствует тому, чтобы жить гармонично и целенаправленно. Очень хорошо, если человек в этом возрасте ощущает поддержку со стороны близких и друзей, чувствует свою нужность, участие других людей в своей жизни.

После 50 лет

После 50 лет люди, как правило, приходят к более гармоничной жизни. Они в ладу с самими собой, имеют богатый жизненный опыт и могут дать адекватную оценку своему жизненному пути, прошлому, настоящему. Человек уже хорошо знает самого себя. Нередко проявляется стремление к познанию вещей высшего порядка, смысла бытия, причин всего происходящего. Но делается это не с позиции жертвы бессмысленного существования, а с позиции сформировавшейся личности, зрелого человека. Человек, которому за 50, также может испытывать потребность в общении с людьми. Часто налаживаются и поддерживаются старые связи и появляются новые. Лучшие условия для нормальной жизни в этот период – это комфорт, спокойствие, благополучная атмосфера, уверенность в завтрашнем дне, знание того, что рядом есть близкие, которые всегда смогут помочь и поддержать.

Как можно заметить, у каждой возрастной группы есть свои особенности и свойства. Психические различия на каждом этапе развития человека сказываются на его поведении, восприятии, деятельности, социальной активности и других важных свойствах его личности. Знания о возрастных группах и их особенностях имеют важное практическое значение, т.к. их можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих родных и близких, просто находящихся вокруг людей и самих себя. С помощью этих знаний всегда можно найти наилучший подход к человеку любого возраста и сделать общение с ним более продуктивным, а жизнь спокойной и гармоничной.

Помимо того, что есть разные возрастные группы, обладающие своим свойствами, есть ещё одна важная тема, о которой стоит знать, чтобы иметь возможность составить объективное представление о психологии развития человека. Это факторы, влияющие на развитие.

 

Возрастная психология — что такое, развитие, этапы

Автор статьи

Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог

Сохранить статью:

С годами физические возможности человека меняются: из беспомощного младенца он вырастает в сильного и способного взрослого, а затем превращается в слабого старика. А что происходит с психикой? Она тоже не остается статичной и претерпевает изменения. Закономерности возрастного развития психических функций изучаются отдельным направлением психологии. Она отслеживает развитие личности и соотносит его с возрастными трансформациями. Что стоит за определением «возрастная психология»?  Какими проблемами занимается и какие инструменты использует?

Что изучает возрастная психология человека?

Возрастная психология — направление психологической науки, занимающееся изучением преобразований психики человека, изменений его поведения и личностных качеств на протяжении жизненного пути. Основное отличие от других направлений в том, что она сосредоточена на динамике развития. Предметом возрастной психологии  выступают тенденции, закономерности, которые обеспечивают развитие; объектом — психика человека в различных возрастных состояниях.

Главной задачей возрастной психологии является формирование модели развития индивида, которая будет отражать особенности существования в любом возрасте.

Возрастная психология изучает:

  • этапы преобразования личности и их последовательность;
  • факторы, которые влияют на индивидуальность;
  • особенности обучения и освоения навыков на различных жизненных этапах.

Возрастная психология пересекается с психологией развития. Эти две области тесно примыкают друг к другу.

Возрастная периодизация в психологии

Разработаны разные подходы в описании процесса формирования личности. В психологии принято считать, что он под влиянием определенных причин протекание внутренних трансформаций может как ускоряться, так и замедляться. Так формируются возрастная периодизация — смена жизненных этапов, в которых психическое развитие человека претерпевает серьезные изменения. Дискретные периодизации делят на 3 группы:

  • по внешнему фактору,
  • по внутреннему фактору,
  • на основании выбранного признака.

ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим

Алина Степанчук

Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!

В современной психологии выделяют следующие периоды возрастного развития в формирования личности:

  1. Период новорожденности (до двух месяцев после рождения). Характеризуется первым психологическим кризисом в жизни ребенка. Происходит адаптация к внешнему миру. Заканчивается — появлением «комплекса оживления».
  2. Младенчество ( 2 –12 месяцев). Характеризуется активным развитием двигательных навыков. На этом этапе взросления отмечается становление восприятия, некоторых видов памяти, а к окончанию периода — сенсомоторного интеллекта.
  3. Раннее детство (1 – 3 года). Возрастная психология этого периода сосредоточена на игровой деятельности и развитии мелкой моторики. Идёт активное формирование и воспроизведение пассивной речи. 
  4. Дошкольный период  (3 – 7 лет). Появляется необходимость в общении и совместных играх. Формируется способность воспринимать себя через чужую оценку. К концу периода закладывается способность рассуждать, выстраивать причинно-следственные связи.
  5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет). В этом возрастном периоде игровая деятельность сменяется обучением. С точки зрения психологии этот этап считается устойчивым и спокойным. У ребенка развивается самоконтроль, старание, трудолюбие.
  6. Подростковый период (11 – 14 лет). Происходят психологические и физические изменения на фоне гормональной перестройки в организме. Одновременно усиливается стремление к самостоятельности, проявлению независимости, но падает самооценка и уверенность в себе. Усиливаются внутренние переживания. Психология считает период пубертата — самым сложным возрастным кризисом. У подростков активно развивается интеллектуальные и творческие способности.
  7. Юность (15 – 23 года). Закладывается система собственного мировоззрения и убеждений, молодые люди начинают критически оценивать свои мысли и действия, планировать жизнь в перспективе.
  8. Зрелый возраст (30 – 60 лет). Самый активный период в жизни. Человек занимается профессиональной реализацией, ищет собственное призвание. В этот период чаще всего люди вступают в брак и заводят детей. Появляется осознанная готовность к материнству или отцовству. В 30 – 40 лет наступает пик творческой деятельности.
  9. Пожилой возраст (60 – 75 лет). Начиная с этого возрастного этапа, происходит угасание физической активности. Часто переживается психологический кризис из-за прекращения трудовой деятельности. Происходит снижение чувствительности.
  10. Старость (75 – 90 лет). Становятся заметными нарушения памяти, снижается желание общаться, чувствуется упадок эмоционального фона.  
  11. Долгожительство (более 90 лет).

Для каждого из этих этапов периодизации предусмотрен отдельный раздел возрастной психологии, в котором описываются наиболее сложные моменты личностного развития, возрастные кризисы, с которыми может столкнуться человек, и способы их преодоления. 

Основные методы исследования в возрастной психологии

Методы исследования возрастной психологии были взяты из других смежных направлений. Основными из них являются:

  1. Наблюдение. Оптимальный метод для работы с детьми дошкольного возраста. Залогом качества полученных данных — регулярность проведения и его тщательное планирование.
  2. Эксперимент. Это отличный метод для использования в работе с детьми. Он позволяет спрогнозировать и вызвать именно те процессы и ситуации, которые хотелось бы исследовать.
  3. Тестирование. Применяется преимущественно в работе со школьниками. Лёгкий, быстрый и информативный сбора данных.
  4. Беседа. Этот метод заключается в получении ответа на необходимый вопрос при личном общении с ребенком.
  5. Анализ продуктов деятельности. Этот метод базируется на анализировании работ конкретного человека. Для выводов о соответствии  развития ребенка возрастным нормам в психологии применяется принцип единства сознания и деятельности: через его рисунки, поделки и тестовые работы специалист может сделать вывод о психологическом состоянии.

Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»

Пройти тест

Большинство методов  исследования, применяемых в возрастной психологии, являются исследовательскими. В результате их проведения можно получить необходимую информацию, новые факты и закономерности.

Если у вас остались вопросы по темам возрастной психологии и психологии развития, то ответы  можете найти в статьях нашего блога «Психология». В них  подробно рассматриваются психологические особенности людей разного возраста: обсуждаются вопросы семейной психологии, даются рекомендации по воспитанию и обучению детей, рассказывается о возрастной психологии людей преклонного возраста.

Категории по теме:

  • Все статьи
  • Нутрициология
  • Коучинг
  • Сексология
  • Психология
  • Дизайн интерьеров
  • Эксперт.PRO

Человеческий рост и развитие — StatPearls

Паланикумар Баласундарам; Индираприя Даршини Авулакунта.

Информация об авторе и организациях

Последнее обновление: 8 марта 2023 г.

Непрерывное обучение

Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Для любого диагностического обследования пациента необходимы хорошие практические знания и умение оценивать рост и развитие. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента. В этом упражнении рассматриваются различные аспекты человеческого роста и развития и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке детей на предмет задержки роста и развития.

Цели:

  • Описать стадии роста и развития.

  • Обзор факторов, влияющих на рост и развитие.

  • Описание методов измерения роста и стандартных инструментов скрининга для оценки развития.

  • Объясните, как межпрофессиональное сотрудничество и общение могут улучшить результаты лечения пациентов при оценке их физического развития.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

В контексте детского развития рост определяется как необратимое постоянное увеличение размеров, а развитие определяется как рост психомоторных способностей. Оба процесса сильно зависят от генетических, пищевых и экологических факторов. Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Часть хороших практических знаний и навыков оценки роста и развития необходимы для любого диагностического исследования пациента. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента.

Стадии роста и развития человека

  1. Внутриутробная стадия: Проблемы со здоровьем плода могут отрицательно сказаться на постнатальном развитии. У одной трети новорожденных с задержкой внутриутробного развития может наблюдаться задержка постнатального роста.[1] Хороший перинатальный уход является важным фактором в поддержании здоровья плода и, косвенно, постнатального роста.

  2. Постнатальная стадия: Процесс постнатального роста и развития происходит одновременно, но с разной скоростью. Рост происходит прерывистыми сальтаторными скачками на застойном фоне. [2] В человеческом росте и развитии выделяют пять важных фаз.

    1. Младенческий возраст (новорожденный и до одного года)

    2. Малыш (от года до пяти лет)

    3. Детство (от трех до одиннадцати лет) — раннее детство от трех до восьми лет, среднее детство — от девяти до одиннадцати лет.

    4. Подростковый или подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

    5. Совершеннолетие

Факторы, влияющие на рост и развитие 

На рост и развитие положительно влияют такие факторы, как здоровье родителей и генетический состав, даже до зачатия.[3]

  1. Генетические факторы играют основную роль в росте и развитии. Генетические факторы, влияющие на рост, существенны в подростковом возрасте.[4] Большое продольное когортное исследование 7755 пар близнецов в Нидерландах показало, что аддитивные генетические факторы преимущественно объясняют фенотипические корреляции роста и индекса массы тела между возрастами.

  2. Здоровье плода играет очень важную роль в достижении роста и развития. Любой раздражитель или оскорбление во время внутриутробного развития вызывает адаптацию развития, которая приводит к необратимым изменениям во второй половине жизни.

  3. После рождения факторы окружающей среды могут оказывать положительное или отрицательное влияние на рост.[6]

    • Социально-экономические факторы: Дети из высших социально-экономических классов выше, чем дети того же возраста и пола из низших социально-экономических групп. Урбанизация положительно повлияла на рост. В росте наблюдается вековая тенденция, когда дети вырастают выше и взрослеют быстрее, чем предыдущее поколение. Эта вековая тенденция в значительной степени наблюдается в развитых странах, таких как Северная Америка.

    • Характеристики семьи: Более высокий уровень образования в семье оказывает положительное влияние на рост. Неадекватная эмоциональная поддержка и неадекватные стимулы развития, включая обучение языку, могут привести к ухудшению роста и развития.

    • Созданная человеком среда значительно влияет на рост и развитие человека. Некоторые текущие исследования доказали связь загрязняющих веществ с половым созреванием, ожирением и функцией щитовидной железы.[7] Избыточное воздействие свинца в антенатальном периоде в значительной степени связано с низкой массой тела при рождении. Шумовое загрязнение из-за транспортных источников также связано с замедлением пренатального роста.

    • Питание  

      1. Недоедание играет пагубную роль в процессе роста и развития.

      2. Дефицит микроэлементов может повлиять на рост и развитие.[8] Дефицит железа обычно влияет на психомоторное развитие и не влияет на рост. Дефицит цинка может вызвать задержку роста и развития. Селен, йод, марганец и медь также играют значительную роль.

      3. Задержка роста или быстрое увеличение веса в раннем детстве влияет на здоровье в более позднем периоде жизни. Диета в раннем детстве тесно связана с вероятностью ожирения в более позднем возрасте. «Гипотеза раннего белка» показывает, что снижение поступления белка в младенчестве помогает добиться нормального роста и уменьшить ожирение в раннем детстве.[9] Эта концепция гипотезы раннего белка помогает улучшить продукты питания для детей.

  4. Генетические факторы и факторы окружающей среды влияют на рост и развитие сложными взаимосвязанными путями. Генетические и экологические факторы риска не исключают друг друга. Пластичность — это способность определенного генотипа проявлять разнообразные фенотипы в ответ на разнообразные факторы окружающей среды.[10] Пластичность развития может происходить от эмбриональной стадии до подросткового возраста и может передаваться следующему поколению.

  5. Роль опыта в раннем детстве: Неблагоприятный опыт в раннем детстве может препятствовать развитию. Глубокое пренебрежение в раннем детстве может ухудшить развитие. Дети, усыновленные в возрасте до шести месяцев, имеют сходное развитие по сравнению с их не усыновленными братьями и сестрами. Если дети, усыновленные после шести месяцев, имеют высокий риск когнитивных нарушений, поведенческих проблем, аутизма и гиперактивности.[11] Раннее вмешательство для детей с неблагоприятным опытом является основой здорового развития.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Измерение роста

Антропометрия является золотым стандартом, с помощью которого клиницисты могут оценивать статус питания. Основными антропометрическими показателями для детей в возрасте до 2 лет являются масса тела, длина тела, масса тела к длине тела и окружность головы. Основными измерениями, используемыми для детей старше двух лет, являются вес, рост, индекс массы тела (ИМТ) и окружность головы для возрастной группы 2-3 лет.

  1. Длина или высота: Для детей младше двух лет или детей с тяжелым церебральным параличом длина является идеальным способом измерения роста. Длину измеряют, кладя ребенка на спину на измерительную доску для младенцев. Детям старше двух лет рост стоя измеряют ростомером после снятия обуви. Длина тела в положении лежа обычно на 1 см больше, чем в положении стоя. Длина и высота могут быть задокументированы с точностью до 0,1 см. Для детей с тяжелым церебральным параличом или деформациями позвоночника длина плеча, длина большеберцовой кости и высота колена могут быть полезны для оценки роста.[12]

  2. Вес:  Детей до года взвешивают на весах после снятия одежды, обуви, подгузника и документируют с точностью до 0,01 кг. Дети вне периода младенчества должны быть измерены без обуви, с небольшим количеством верхней одежды или без нее, и документально подтверждены с точностью до 0,1 кг.

  3. Окружность головы или затылочно-лобная окружность: Окружность головы оценивается путем измерения наибольшей площади от выступающего участка сзади (затылка) до лобного выступа над надглазничным гребнем. Максимальный рост мозга приходится на первые три года жизни, поэтому окружность головы используется у детей до трех лет. Он измеряется как максимальный диаметр от надглазничного гребня до затылка и документируется с точностью до 0,01 см. Микроцефалия более чем на два стандартных отклонения ниже среднего. Макроцефалия более чем на два стандартных отклонения выше среднего.

  4. Измерение ожирения:

    1. Индекс массы тела (ИМТ) является полезным предиктором ожирения. ИМТ рассчитывается по формуле: вес (кг) / рост (м) в квадрате. ИМТ является единственным лучшим показателем для выявления избыточного веса или ожирения

      • < 5-го процентиля - недостаточный вес

      • 5-й и 84-й процентили — нормальный

      • 85-й и 95-й процентили — избыточный вес

        9-й 9-й
      • 8-й процентиль — ожирение

      • Более 99-го процентиля — тяжелое ожирение

    2. Соотношение веса и длины тела является альтернативой индексу массы тела для прогнозирования ожирения менее чем за два года.

    3. Самостоятельная оценка соотношения объема бедер и талии может помочь в измерении центрального ожирения.

  5. Пропорции тела

    1. Отношение верхнего сегмента к нижнему (U/L) составляет 1,7 при рождении, 1,3 в возрасте трех лет и достигает 1,0 в возрасте старше семи лет. Более высокое отношение U/L характерно для карликовости коротких конечностей.

    2. Отношение размаха рук к росту является фиксированным соотношением для всех возрастов. Соотношение более 1,05:1 свидетельствует о синдроме Марфана.[14]

  6. Половая зрелость: Стадию Таннера можно использовать для оценки половой зрелости.

  7. Зрелость скелета: Костный возраст можно определить с помощью рентгенографии кисти и запястья в возрасте от 3 до 18 лет.

  8. Стоматологическая оценка: Прорезывание молочных зубов начинается с центральных резцов в шесть месяцев. Ни один зуб к 13 месяцам не вызывает беспокойства. Прорезывание постоянных зубов начинается в возрасте шести лет и продолжается до 18 лет.

Скорость роста

Скорость роста различна на разных этапах жизни. Кроме того, разные ткани растут с разной скоростью на одном и том же этапе жизни. Лимфоидные ткани могут превышать размеры взрослого человека в возрасте шести лет. Девочки выше мальчиков в 12-14 лет, но позже они не вырастут выше своих сверстников-мальчиков. Скорость роста максимальна в младенчестве и подростковом возрасте. Окружность головы приближается к взрослому размеру к шести годам. Беспокойство вызывает препубертатная скорость роста менее 4 см в год. В период полового созревания скорость роста составляет 10-12 см в год у мальчиков и 8-10 см в год у девочек. Беспокойство вызывает препубертатная скорость набора веса менее 1 кг в год. Скорость набора веса наиболее высока в период полового созревания, до 8 кг в год.

Стадии развития

Развитие — это непрерывный процесс от новорожденного до взрослой жизни. Хотя рост прекращается после подросткового возраста, подростковый возраст не является концом развития. Каждый этап развития имеет новый набор проблем и возможностей.

  1. Младенчество : Прогресс развития в цефало-каудальном направлении, а также от средней линии в латеральном направлении. Для достижения вехи развития может потребоваться трех-четырехмесячная вариация. Социальное развитие — это корковая функция, которая развивается раньше, чем двигательные навыки. Отсутствие социальной улыбки к четырем неделям вызывает беспокойство. При рождении младенец оснащен примитивными рефлексами. Некоторые примитивные рефлексы помогают нормальной физиологии младенцев. Сосательно-копательный рефлекс помогает неэффективному кормлению. Большая часть примитивного рефлекса исчезает, чтобы облегчить процесс зрелого развития. Например, хватательный рефлекс исчезает к шести месяцам, а у ребенка развивается зрелое развитие хватания в возрасте от 6 до 12 месяцев.

  2. Раннее и позднее детство: В возрасте от 1 до 3 лет решающее значение имеют передвижение и речь. Лучшим предиктором когнитивной функции является язык. Мелкая моторика связана с навыками самопомощи. Наиболее распространенным развитием в раннем детстве является установление самоидентификации. Ребенок может вести самостоятельную жизнь к трем годам. На этом этапе раннего и позднего детства дети учатся навыкам независимого существования, таким как кормление, приучение к туалету и самостоятельное одевание. Навыки задавать вопросы развиваются в раннем детстве.

  3. Подростковый возраст:  Подростковый возраст характеризуется изменениями полового созревания, которые происходят у девочек на два года раньше, чем у мужчин. Изменения полового созревания оцениваются с использованием стадирования Таннера. Принятие нового тела и разлучение с домом, а также утверждение себя в качестве независимого взрослого в обществе являются серьезными проблемами в период полового созревания.

Психосоциальное развитие 

Эриксон постулировал восемь стадий психосоциального развития.

  1. Доверие и недоверие в младенчестве (< 1 года):  Младенцы развивают доверие благодаря теплой реакции опекуна.

  2. Самостоятельность и сомнения в младшей возрастной группе (от одного до трех лет):   Дети чувствуют себя автономными, если опекуны поощряют независимость. В противном случае они будут сомневаться в своих силах.

  3. Инициатива и чувство вины в дошкольном возрасте (от трех до шести лет):  Играя с воображением, дети экспериментируют со своими амбициями. Если родители не будут поощрять их инициативу, дети будут чувствовать вину.

  4. Трудолюбие и неполноценность в раннем школьном возрасте:  В школе дети учатся работать в группе. У них будет чувство неполноценности, если окружение сверстников будет враждебным.

  5. Идентичность и смешение ролей в подростковом возрасте:  Самоидентификация является важным этапом развития в подростковом возрасте.

  6. Близость и изоляция в раннем взрослом возрасте:  Те, кто не может установить отношения или близость, склонны к социальной изоляции.

  7. Генерация и застой в зрелом возрасте:  Воспитание детей — лучший пример для подрастающего поколения.

  8. Целостность эго и отчаяние в позднем взрослом возрасте:  Люди, которые не удовлетворены тем, что они сделали в течение жизни, будут в отчаянии.

Клиническое значение

Понимание основных этапов нормального роста и развития важно для клинициста, обследующего педиатрических пациентов. Нелегко распознать аберрацию, если вы не знакомы с нормой. Используя диаграммы роста и проводя скрининг развития, часто проблемы в уходе можно выявить на ранней стадии.

Графики роста

  • Таблицы CDC включают детей, воспитанных в различных условиях питания в Соединенных Штатах. В диаграммах CDC нормальный диапазон находится между 5-м и 95-м процентилями.

  • Таблица роста ВОЗ описывает детей от рождения до пяти лет, выросших в оптимальных условиях окружающей среды. Нормальный диапазон выражается как показатель Z от -2,0 до +2,0, что соответствует 2 и 98 процентилям. Z-показатели — это количество стандартных отклонений от среднего значения.

  • Графики роста ВОЗ представляют собой стандарт роста, тогда как график роста CDC представляет собой эталон роста. Графики роста ВОЗ используются для детей в возрасте до двух лет, а графики роста CDC используются для детей старше двух лет.

  • При использовании диаграмм ВОЗ распространенность низкого роста и ожирения аналогична диаграммам CDC, но распространенность недостаточного веса была ниже, чем диаграммы CDC.[15][16]

  • Недоношенные дети

    1. Во время пребывания в отделении интенсивной терапии новорожденных для всех недоношенных детей со сроком гестации менее 37 недель используются диаграммы роста недоношенных детей, такие как диаграммы роста Фентона. Диаграммы Фентона можно использовать с 22 недель гестационного возраста и до десяти недель после родов.

    2. Таблицы ВОЗ полезны для мониторинга роста недоношенных детей в возрасте менее 37 недель после выписки. Корректированный постнатальный возраст используется до двух лет. Скорректированный возраст для недоношенных детей рассчитывается как фактический возраст в неделях — (40 недель — гестационный возраст при рождении в неделях).[17]

Скрининг развития 

Только 20% детей с задержкой развития в Соединенных Штатах получают раннее вмешательство в возрасте до трех лет. Раннее вмешательство полезно для детей из групп высокого риска для улучшения их когнитивных и академических показателей. Менее 50 % клиницистов используют на практике только стандартизированные инструменты скрининга. Нехватка времени, отсутствие обучения являются существенными препятствиями в использовании инструмента скрининга развития. Опросник возраста и стадии (ASQ), оценка состояния развития родителями и опросник развития ребенка являются стандартными инструментами скрининга, используемыми на практике. Инструмент ASQ можно использовать до 66 месяцев. Инструмент PEDS можно использовать в возрасте до восьми лет. Вехи крупной и мелкой моторики оцениваются при каждом посещении ребенка в течение первых четырех лет. Стандартизированные оценки развития с использованием ASQ являются обязательными в 9 лет., 18 и 24 или 30 месяцев.[18]

Врач может проводить скрининг чаще, если существуют такие факторы риска, как недоношенность, воздействие свинца или низкая масса тела при рождении. Скрининг на аутизм необходимо проводить в возрасте 18 и 24 месяцев. Если инструмент скрининга выявляет задержку развития, ребенка необходимо направить к педиатру по развитию. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.

Красные флажки роста и развития 

  • Настораживающими признаками моторного развития являются постоянное фистинг в течение более трех месяцев, сохранение примитивных рефлексов и перекатывания до двух месяцев и доминирование рук до 18 месяцев.

  • Отсутствие лепета к двенадцати месяцам, отсутствие отдельных слов к шестнадцати месяцам, отсутствие предложений, состоящих из двух слов, к двум годам, а также потеря языковых навыков являются тревожными сигналами.

  • Дети, чей рост или вес ниже 5-го процентиля, выше 9-го5-й процентиль или пересечение двух основных центильных линий требуют дополнительной оценки.

Улучшение результатов работы медицинской бригады

Медицинская бригада должна понимать этапы развития, которые проходят их пациенты в раннем детстве. Мы должны повысить осведомленность медицинских работников о важности стандартизированного мониторинга роста и надлежащего использования графиков роста. Кроме того, они нуждаются в адекватной подготовке для использования стандартных инструментов скрининга развития.

Каждый клиницист и медсестра, ведущие педиатрических пациентов, должны быть осведомлены о службе направления на раннее вмешательство для подходящих пациентов. Межпрофессиональное сотрудничество между клиницистами, практикующими врачами среднего звена и медсестрами может улучшить результаты лечения пациентов, поскольку задержки развития требуют немедленного вмешательства при обнаружении, а раньше всегда лучше. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Делемарре-ван де Ваал HA. Факторы окружающей среды, влияющие на рост и половое развитие. Перспектива охраны окружающей среды. 1993 г., июль; 101 Приложение 2 (Приложение 2): 39–44. [Бесплатная статья PMC: PMC1519930] [PubMed: 8243404]

2.

Lampl M, Veldhuis JD, Johnson ML. Сальтация и застой: модель роста человека. Наука. 1992 30 октября; 258 (5083): 801-3. [PubMed: 1439787]

3.

Меррик Дж. Здоровье ребенка и развитие человека на протяжении всей жизни. Фронт общественного здравоохранения. 2013 19 марта; 1:1. [Бесплатная статья PMC: PMC3854993] [PubMed: 24350175]

4.

Желенкович А., Ортега-Алонсо А., Роуз Р.Дж., Каприо Дж., Ребато Э., Силвентойнен К. Влияние генетики и окружающей среды на рост с позднего детства до взросление: лонгитюдное исследование двух когорт финских близнецов. Am J Hum Biol. 2011 ноябрь-декабрь; 23(6):764-73. [В паблике: 21957002]

5.

Силвентойнен К., Бартелс М., Постхума Д., Эстурджи-ван Бурк Г.Ф., Виллемсен Г., ван Бейстервельдт Т.С., Бумсма Д.И. Генетическая регуляция роста и веса в возрасте от 3 до 12 лет: продольное исследование голландских детей-близнецов. Твин Рес Хам Генет. 2007 Апрель; 10 (2): 354-63. [PubMed: 17564525]

6.

Шелл Л.М., Галло М.В., Равенскрофт Дж. Влияние окружающей среды на рост и развитие человека: исторический обзор и тематическое исследование современных влияний. Энн Хам Биол. 2009 г.Сентябрь-октябрь; 36 (5): 459-77. [PubMed: 19626483]

7.

Шелл Л.М., Галло М.В., Денхэм М., Равенскрофт Дж. Влияние загрязнения на рост и развитие человека: введение. J Физиол Антропол. 2006 янв; 25 (1): 103-12. [PubMed: 16617215]

8.

Castillo-Durán C, Cassorla F. Микроэлементы в росте и развитии человека. J Pediatr Endocrinol Metab. 1999 сен-октябрь; 12(5):589-601. [PubMed: 10703530]

9.

Колецко Б., Чурдакис М., Гроте В., Хельмут С., Прелл С., Рзехак П., Уль О., Вебер М. Регулирование раннего роста человека: влияние на долгосрочное здоровье. Энн Нутр Метаб. 2014;65(2-3):101-9. [PubMed: 25413647]

10.

Хохберг З. Пластичность развития в росте и созревании ребенка. Фронт Эндокринол (Лозанна). 2011;2:41. [Бесплатная статья PMC: PMC3364458] [PubMed: 22666215]

11.

Nelson CA, Zeanah CH, Fox NA. Как ранний опыт влияет на развитие человека: случай психосоциальной депривации. Нейр Пласт. 2019 14 января; 2019: 1676285. [Бесплатная статья PMC: PMC6350537] [PubMed: 30774652]

12.

Стивенсон Р.Д. Использование сегментарных измерений для оценки роста у детей с церебральным параличом. Arch Pediatr Adolesc Med. 1995 г., июнь; 149 (6): 658–62. [PubMed: 7767422]

13.

Сарриа А., Морено Л.А., Гарсия-Ллоп Л.А., Флета Дж., Морельон М.П., ​​Буэно М. Индекс массы тела, кожная складка трицепса и окружность талии при скрининге ожирения у детей мужского пола и подростки. Акта Педиатр. 2001 г., апрель; 90(4):387-92. [PubMed: 11332928]

14.

Cipriano GF, Brech GC, Peres PA, Mendes CC, Cipriano G, Carvalho AC. Антропометрическая и костно-мышечная оценка пациентов с синдромом Марфана. Преподобный Брас Физиотер. 2011 авг-сен;15(4):291-6. [PubMed: 21971724]

15.

Рифас-Шиман С.Л., Гиллман М.В., Окен Э., Клейнман К., Таверас Э.М. Сходство диаграмм роста массы тела к длине тела CDC и ВОЗ в прогнозировании риска ожирения в возрасте 5 лет. Ожирение (Серебряная весна). 2012 июнь; 20 (6): 1261-5. [PubMed: 22158005]

16.

Груммер-Страун Л.М., Рейнольд С., Кребс Н.Ф., Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Использование диаграмм роста Всемирной организации здравоохранения и CDC для детей в возрасте 0–59 лет.месяцев в США. MMWR Recomm Rep. 2010 Sep 10;59(RR-9):1-15. [PubMed: 20829749]

17.

Руководство для медицинских работников по использованию новых диаграмм роста ВОЗ. Педиатр Здоровье ребенка. 2010 Февраль; 15 (2): 84-98. [PMC бесплатная статья: PMC2865941] [PubMed: 21286296]

18.

Липкин П.Х., Масиас М.М., СОВЕТ ПО ДЕТЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, РАЗДЕЛ ПО РАЗВИТИЮ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. Содействие оптимальному развитию: выявление младенцев и детей раннего возраста с нарушениями развития посредством наблюдения за развитием и скрининга. Педиатрия. 2020 Январь; 145 (1) [PubMed: 31843861]

Периоды развития | Продолжительность жизни Развитие

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список периодов развития. Сколько этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию делят продолжительность жизни на девять стадий следующим образом:

  • Пренатальное развитие
  • Младенчество и юность
  • Раннее детство
  • Среднее детство
  • Подростковый возраст
  • Раннее взросление
  • Средняя взрослость
  • Поздняя взрослость
  • Смерть и умирание

Этот список отражает уникальные аспекты различных этапов детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие

Происходит зачатие и начинается развитие. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также труда и родоразрешения являются основными проблемами.

Младенчество и юность

Фотография новорожденного предоставлена ​​Fenja2

Первые полтора-два года жизни — это период резкого роста и перемен. Новорожденный с хорошим слухом, но очень плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего, говорящего малыша. Воспитатели также превращаются из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно движущихся проводников и инспекторов по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.

Раннее детство

Фото любезно предоставлено Вальтер де Мария

Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют школьному обучению. В возрасте от трех до пяти лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников вначале могут быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, такие как опасения, что они могут провалиться, если будут сидеть перед ванной или демонстрировать, как долго что-то возьмут, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.

Среднее детство

Фото предоставлено Pink Sip

Возраст от шести до одиннадцати лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков, а также оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы сравнивают учащихся и публикуют эти сравнения с помощью командных видов спорта, результатов тестов и других форм признания. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. И дети начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками.

Подростковый возраст

Фото предоставлено Overstreet

Подростковый возраст – это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь.

Раннее взросление

Фото предоставлено Джошем Греем

Двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением. (Студенты, которым за 30, как правило, любят слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни.

Среднее взросление

Возраст от 30 до 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда старение, начавшееся раньше, становится более заметным, и период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично относиться к ранее рассмотренным возможностям в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Эта возрастная группа также больше всего пострадала от эпидемии СПИДа в Африке, что привело к значительному сокращению числа работающих в этих странах (Weitz, 2007).

Поздняя взрослость

Фото предоставлено Overstreet

Этот период жизни увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах. Позднюю взрослость иногда подразделяют на две или три категории, такие как «молодые старые» и «старые старые» или «молодые старые», «старые старые» и «самые старые старые». Мы будем следовать прежней категоризации и будем проводить различие между «молодыми стариками», то есть людьми в возрасте от 65 до 79 лет, и «старыми стариками», или теми, кому 80 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами состоит в том, что молодые люди очень похожи на взрослых среднего возраста; все еще работает, все еще относительно здоров и все еще заинтересован в том, чтобы быть продуктивным и активным. «Старые старики» остаются продуктивными и активными, а большинство продолжает жить самостоятельно, но для этой возрастной группы существенно возрастает риск болезней старческого возраста, таких как атеросклероз, рак и цереброваскулярные заболевания. Жилищные вопросы, здравоохранение, увеличение продолжительности активной жизни – лишь некоторые из тем, волнующих эту возрастную группу. Лучший способ оценить разнообразие людей в позднем взрослом возрасте — это выйти за рамки хронологического возраста и выяснить, переживает ли человек оптимальное старение (как джентльмен, изображенный выше, который имеет очень хорошее здоровье для своего возраста и продолжает вести активный, стимулирующий жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста).

Смерть и умирание

Фото предоставлено Робертом Полом Янгом

Эта тема редко получает то освещение, которого она заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Мы будем изучать физические, психологические и социальные аспекты смерти, исследовать горе или тяжелую утрату, а также рассматривать способы, которыми помогают профессионалы работать в условиях смерти и умирания.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *