Этапы развития личности: Этапы и уровни развития личности

Содержание

Этапы развития личности (часть 1) — Психология PRO

Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное.   Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.

Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.

Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на чувство собственной важности. Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.

Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.

Критерии развития

Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «чуткость».

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, недальновидный человек неразумно растрачивает энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя побыстрей, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие и чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если, например, человек хочет близко контактировать с миролюбивыми и честными людьми, он сам обязан стать честным и миролюбивым, тогда эта сфера его примет.

Первый этап развития личности

Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.

Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.

На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.

Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.

Второй этап развития личности

Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.

На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном. Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.

Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.

На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.

По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.

Третий этап развития личности

Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.

Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.

Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа  развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону.

ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.

© Игорь Саторин

  • Этапы развития личности (часть2)

Другие статьи по этой теме:

  • Уровни развития сознания
  • Зона комфорта
  • «Фейсконтроль» в отношениях с людьми
  • Развитие личности: пресыщение и удовлетворенность

Благодарю тех, кто не ограничился формальными «спасибо», а внес реальный вклад в развитие progressman. ru!

Статьи о психологии, психотерапии, психотерапевтах и личном опыте. – Ясно

Автор: Катерина Герман, 17 мая

В мире несколько сотен направлений психотерапии, мы решили выделить основные — общепризнанные и проверенные временем — и составить по ним краткий гид. Мы попытались объять необъятное: уложить каждое направление в 500 знаков было непросто, но надеемся, нам удалось передать суть метода.

Автор: Павел Рыбаков, 28 марта

Мы реагируем на стресс мгновенно — и прежде всего с помощью тела. Почему в сложных ситуациях кто-то «бьет» или «бежит», а кто-то «замирает»? Как связаны наши телесные реакции и детский опыт? Разбираемся в тексте.

Автор: Мария Чершинцева, 27 марта

Мы склонны вычеркивать из памяти неприятные события, где столкнулись с отвержением, разочарованием, утратой или насилием — и когда нас просят о них рассказать, мы можем обнаружить, что едва ли помним, что было. Почему это происходит? Так работает вытеснение — одна из психологических защит, которая запускается в кризисных ситуациях. Разбираемся, как оно устроено.

Автор: Антон Ольховик (под редакцией Тины Вахрамянц), 13 марта
Почему проблема одного члена семьи — это проблема всей семьи? Может ли ребенок заболеть из-за того, что родители плохо ладят? Почему семейная система может «сопротивляться» изменениям в вашей жизни? Отвечаем на эти вопросы с позиций системной семейной психотерапии.
Автор: Марина Волкова, 13 марта

Почему в ситуациях сильного стресса некоторые из нас делят мир на «черное» и «белое»? Какая психологическая защита за этим стоит?

Автор: Марина Волкова, 2 февраля

Измену принято осуждать и трудно принять — но можно понять, что заставляет человека искать отношения на стороне. Изменяя, мы бессознательно пытаемся сформировать треугольник отношений, который будет более устойчив, чем отношения в диаде. И в этом смысле измена — способ сохранять отношения с партнером, ничего в них не меняя, избегая открытой конфронтации и признания того, что отношения проходят через кризис. Разбираемся, как именно происходят эти процессы.

Автор: Марина Волкова, 31 января

Секс показывает потребность людей друг в друге, отражает и обеспечивает динамику отношений в паре. Через секс происходит сонастройка партнеров друг на друга. Через секс мы что-то делаем с другим и с самими собой.

Есть понятная, физиологическая сторона секса, а есть символическая. Сложности в сексе или его отсутствие — своего рода симптом, феномен, часть психической реальности человека. Чем может быть секс для нас? Витальной силой, с помощью которой мы переживаем глубину и подлинность жизни, или способом избежать эмоционального контакта? Возможностью разместить агрессию или направить ее на себя?

Далее →

Самое популярное 🔥
  • Как понять, что пора идти к психотерапевту? 278 629 просмотров
  • 10 лучших фильмов (и сериалов) о психотерапии 173 630 просмотров
  • 9 главных запросов, с которыми обращаются к психотерапевту 95 195 просмотров
  • Как устроены абьюзивные отношения? И почему из них так сложно выбраться? 82 248 просмотров
  • Поговорим об отношениях 76 883 просмотра
  • 10 лучших youtube-лекций по психотерапии 64 465 просмотров
  • В чем разница между психологом, психиатром и психотерапевтом? 61 608 просмотров
  • 10 главных психологических защит 57 440 просмотров
  • Как долго надо ходить к психотерапевту? 47 955 просмотров
  • Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический 44 556 просмотров

Объяснение стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

В 1623 году Уильям Шекспир писал: « один человек в свое время играет много ролей, его действия составляют семь возрастов », от крика младенца до окончательного забвения.

Триста лет спустя психолог Эрик Эриксон предложил более современный и менее предвзятый по отношению к половому признаку (равноправие был большой проблемой в Тюдоровской Англии) подход к психологической трансформации.

В Детство и общество г. Эриксон (1950) исследовал и нанес на карту личностное развитие людей на протяжении всей их жизни.

Эриксон, психоаналитик и профессор Гарварда, создал то, что впоследствии стало самой популярной и влиятельной теорией человеческого развития в психологии. Его модель, включающая восемь стадий психосоциального роста, заменила противоречивую теорию Фрейда, сосредоточенную на психосексуальном развитии.

Возможно, наиболее важно то, что каждая стадия — под влиянием биологических, психологических и социальных факторов — была последовательной: от рождения к младенчеству, от детства к взрослой жизни, от среднего возраста к, наконец, к старости.

И, в отличие от других теорий, трансформация личности не заканчивалась в подростковом возрасте, а, возникая в результате конфликта, продолжалась до конца.

В этой статье исследуются восемь стадий, из которых состоит теория развития Эриксона, а затем обсуждаются последующие критические замечания и наши собственные ресурсы для поддержки роста и развития сильных сторон.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Стадии психосоциального развития
  • Этап 1: Доверие Против Недоверие
  • Стадия 2: Автономия Против Стыд и Сомнение
  • Этап 3: Инициатива Против Чувство вины
  • Стадия 4: Промышленность Против Неполноценность
  • Стадия 5: Личность Против Ролевая путаница
  • Стадия 6: Близость Против Изоляция
  • Стадия 7: Генерация Против Застой
  • Стадия 8: Целостность Против Отчаяние
  • Критика теории Эриксона
  • 5 книг по теме
  • Релевантные ресурсы PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Стадии психосоциального развития

Эрик Эриксон (19 лет)58, 1963) Теория психосоциального развития предполагает, что наша личность проходит восемь стадий развития от младенчества до старости.

Он утверждал, что социальный опыт ценен на протяжении всей жизни, причем каждый этап можно узнать по конкретному конфликту, с которым мы сталкиваемся между нашими психологическими потребностями и окружающей социальной средой.

Чтобы стать полноценными, уверенными в себе членами общества, мы должны успешно пройти каждый этап и разрешить два конфликтующих состояния; например, доверие против недоверие  и автономия против стыд .

В случае успеха мы обретаем основные человеческие добродетели и здоровую личность; мы хорошо адаптируемся и лучше подготовлены к трудностям в дальнейшей жизни.

Неудача, с другой стороны, приводит к трудностям в навигации по нашему будущему и глубокому влиянию на наше самоощущение, нашу личность. Остается чувствовать себя неадекватно.

На приведенной ниже диаграмме представлены восемь психологических стадий Эриксона и напряженность, наиболее актуальная на определенных этапах жизни (изменено из Syed & McLean, 2018).

Обратите внимание, что приведенные ниже возрастные диапазоны указывают на стадии, описанные Эриксоном, и различаются в литературе.

Этап 1:

Доверие Против Недоверие

На первом этапе психосоциальной модели Эриксона младенчество имеет решающее значение для нашего психосоциального развития.

В течение наших первых 18 месяцев мы не уверены в мире, в котором находимся, и должны развить базовое доверие.

В конце концов, мы полностью полагаемся на наших опекунов в плане тепла, любви, стабильности и заботы. Если мы надежны и предсказуемы, мы обретаем уверенность, чувство защищенности и ощущение безопасности в мире (Syed & McLean, 2018).

Если помощь непоследовательна и ненадежна, то доверие рухнет. Например, когда опекуны отвергают нас, не удовлетворяют наши потребности или эмоционально отстранены, мы можем прийти к выводу, что не можем полагаться на взрослых.

Неудача на первом этапе приводит к развитию страха, недоверия, подозрительности, беспокойства и, в конечном счете, веры в непредсказуемость мира. Мы можем начать беспокоиться, полагая, что не можем контролировать или влиять на окружающую среду.

Хороший баланс между доверием и недоверием означает, что мы остаемся открытыми для опыта и в то же время осознаем потенциальную опасность. В конце концов, маловероятно и неразумно, чтобы ребенок стал полностью доверять или полностью не доверять.

Успех на первом этапе ведет к добродетели надежды — чувству, что в какой бы кризис мы ни попали, рядом будет кто-то, кто поддержит и поможет.

Стадия 2:

Автономия Против Стыд и Сомнение

Вторая стадия фокусируется на раннем детстве – от 18 месяцев до трех лет – когда мы обретаем независимость и повышенное восприятие контроля над своими физическими навыками (Эриксон , 1958, 1963).

Несмотря на то, что мы находимся на ранней стадии развития, мы начинаем развивать повышенное чувство личного контроля и приобретаем чувство независимости.

Обычно примерно в это время родители, учителя и опекуны начинают предоставлять детям некоторую степень выбора, позволяя им выполнять действия самостоятельно. Поэтому мы становимся все более подвижными и развиваемся физически, утверждая свою самостоятельность, одеваясь, играя с другими детьми и игрушками.

По словам Эриксона, приучение к горшку имеет решающее значение для обучения физическому контролю и, в конечном счете, для развития самостоятельности.

Успех в телесных функциях и контроль над простым выбором приводит к ощущению личной силы, чувства автономии, большей независимости и большему ощущению способности выжить в этом мире.

На втором этапе родители должны ожидать и поощрять своих детей исследовать границы, мягко расширяя их, избегая при этом критики, когда они терпят неудачу. Возникающее в результате чувство безопасности и уверенности имеет решающее значение для нашего продвижения на последующих этапах и ведет к добродетели воли.

Однако, если нас чрезмерно критикуют и контролируют или мешают заявить о себе, мы можем чувствовать себя неспособными выжить, испытывать недостаток самоуважения и чрезмерно зависеть от других. Действительно, чувствуя чувство стыд из-за несчастных случаев с туалетом может повлиять на наше чувство личного контроля и повысить уровень сомнений.

Соответствующий баланс между стыдом, сомнением и автономией необходим для добродетели воли – ребенка, верящего, что он может действовать намеренно, а не испытывать чувство неадекватности и сомнения.

Этап 3:

Инициатива Против Вина

Третий этап психосоциального развития Эриксона происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет.

На этом этапе нашего психосоциального развития — когда возникает конфликт между инициативой и виной — мы учимся самоутверждаться и обычно начинаем управлять игрой и социальными взаимодействиями.

Нашим родителям наше поведение может показаться энергичным, чрезмерно напористым или даже агрессивным, и тем не менее мы изучаем наши навыки межличностного общения.

Если нас слишком ограничивают от такого исследования — либо из-за родительского контроля, либо из-за усиленной критики — у нас может развиться чувство вины. Точно так же, хотя постоянные вопросы на этом этапе могут иногда утомлять, если опекуны ограничивают их, мы можем считать себя помехой, препятствующей нашему взаимодействию с другими.

И все же, если мы добьемся успеха на третьем этапе, мы научимся чувствовать себя способными, защищенными и способными проявить инициативу.

Если мы потерпим неудачу, мы можем страдать от чувства вины и неуверенности в себе и станем менее склонными к лидерству.

Успех на третьем этапе жизненно важен для развития целеустремленности, а не чувства вины. Однако баланс между инициативой и чувством вины остается ключом к развитию здорового мышления.

Стадия 4:

Промышленность Против Неполноценность

На четвертом этапе психосоциальной теории Эриксона — в возрасте от 5 до 12 лет — мы погружаемся в мир образования, учимся читать, писать и решать математические задачи (Erikson, 1958, 1963).

Учителя играют важную роль в нашем постоянном росте на этом этапе. В то же время группы сверстников и социальные взаимодействия приобретают все большее значение для развития нашей самооценки, и чувство гордости возникает по мере того, как мы успешно выполняем или завершаем задачи.

Действительно, получение одобрения является мотивирующим фактором, и вскоре мы учимся связывать его с демонстрацией определенных компетенций, которые ценятся нашими сверстниками и взрослыми.

За эти годы требования к нам значительно возросли; для нас становится важным научиться справляться со многими социальными и академическими ожиданиями (Syed & McLean, 2018).

В случае успеха развитие приводит к достоинству компетентности, в то время как неудача может привести к чувству неполноценности, когда мы чувствуем себя неспособными использовать определенные навыки.

Равновесие на четвертом этапе приводит к чувству выполненного долга и компетентности, и мы начинаем верить в свою способность справляться с существующими и новыми ситуациями.

Действительно, умение терпеть неудачи может быть решающим элементом нашего взросления, что ведет к развитию скромности, а успех удовлетворяет нашу базовую психологическую потребность в чувстве компетентности (Ryan & Deci, 2018).

Стадия 5:

Личность Против Ролевая путаница

Подростковый возраст может быть пугающим как для подростков, так и для родителей.

Новые возможности, опыт и изменения в теле и разуме на пятой стадии имеют решающее значение для нашего понимания того, кто мы есть, и оказывают значительное влияние на наши взрослые годы.

Эти годы становления – в возрасте от 12 до 18 лет – обеспечивают ценное и глубокое исследование убеждений, целей и ценностей при поиске личной идентичности и самоощущения.

Переход между детством и взрослой жизнью имеет решающее значение. Мы становимся все более независимыми и начинаем задумываться о карьере, семье, друзьях и своем месте в обществе.

Согласно Эриксону (1963), пятая стадия психосоциального развития существует « между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый. »

Таким образом, для молодых людей жизненно важно изучить роли, которые мы можем принять, когда станем взрослыми, в том числе в сексуальном плане, по мере того, как меняется образ нашего тела.

Успех приводит к убеждению, что мы остаемся верными тому, кто мы есть, что выражается в верности . Эриксон утверждает, что мы врастаем в наши тела и начинаем формировать свою личность в результате наших постоянных исследований. И при соответствующем поощрении и подкреплении мы движемся к большей независимости и более сильному чувству контроля и собственного «я» (Marcia, 2010).

В противном случае наша неспособность создать чувство идентичности в обществе (« Кто я? Я не знаю, что я хочу делать, когда стану старше ») приводит к замешательству и плохому чувству себя. Эта неудача может привести только к неуверенности и неуверенности в себе, в своем будущем и в том, где мы находимся.

Успех на пятом этапе, по Эриксону, ведет к верности – соответствию стандартам и ожиданиям социальной группы, к которой мы принадлежим. В конце концов, наше сознательное ощущение себя является результатом этого социального взаимодействия и имеет решающее значение для нашего баланса между идентичностью и путаницей.

В конечном счете, идентичность дает нам наше целостное ощущение себя — избегая кризиса идентичности — которое будет длиться всю нашу жизнь, определяя, как мы себя ведем и во что верим.

Стадия 6:

Близость Против Изоляция

Будучи молодыми взрослыми, мы стремимся исследовать личные отношения и наше желание формировать близкие отношения.

На шестом этапе теории психосоциального развития Эриксона взрослость 9Действие 0004 происходит в возрасте от 18 до 40 лет. В это время может возникнуть серьезный конфликт, когда мы пытаемся сформировать долгосрочные обязательства вне нашей семьи с разной степенью успеха.

И тем не менее, положительные результаты приводят к здоровым, счастливым отношениям, которые являются надежными и прочными, развивая добродетель любви . Эриксон (1963) считает, что способность любить знаменует окончательный успех шестой стадии, когда отношения значимы и продолжительны.

Неспособность – будь то вне нашего контроля или под нашим контролем – сформировать соответствующие связи или избегать близости может привести к одиночеству, чувству изоляции и депрессии.

Те, у кого плохое чувство собственного достоинства, обычно эмоционально изолированы и менее привержены отношениям.

близость против изоляция стадия основывается на успехе или неудаче пятой стадии. В конце концов, сильное чувство личной идентичности имеет решающее значение для развития близких и крепких отношений.

Стадия 7:

Генерация Versus Застой

Седьмая стадия психосоциального развития приходится на возраст от 40 до 65 лет.

Во время среднего взросления мы проявляем нашу потребность в долголетии, не обязательно в физическом смысле, но как продолжение жизни в наших детях или долгосрочное влияние, которое мы оказываем на других.

Мы стремимся оставить след в мире, взрастить то, что переживет нас. Мы можем искать способы быть более продуктивными и ценными для нашего общества, глядя на более широкую картину.

Примером успеха является забота – чувство полезности в жизни, достижения чего-то и вклада в общество. Мы гордимся тем, кто мы есть, чего мы достигли, нашими детьми и кем они стали, а также крепкими отношениями с нашим партнером.

Сбой выглядит совсем иначе. Мы чувствуем, что оказали незначительное влияние на мир, не сумев оставить во Вселенной ту брешь, которую описал покойный Стив Джобс. Если это так, то мы чувствуем себя непродуктивными, незаинтересованными, разочарованными и оторванными от мира, в котором живем.

Стадия 8:

Целостность Против Отчаяние

В отличие от предыдущих теорий, модель Эриксона охватывала всю жизнь в целом « от колыбели до могилы ». возраст до смерти — известный как срок погашения .

Это стадия размышления. Мы замедляемся, менее продуктивны и тратим время на анализ наших достижений на протяжении всей жизни.

Успех заключается в вере в то, что мы достигли своих целей и обрели счастье, что приводит к ощущению целостности , «чувству согласованности и цельности» (Эриксон, 1982). Мы чувствуем, что достигли многого и готовы встретить свой конец с чувством мира. Успех ведет к добродетели мудрости – чувству завершенности.

С другой стороны, неудача может быть воспринята как отчаяние и сожаление о том, что не сделано, не завершено или допущено. Мы горько относимся к прошлому и настоящему, боимся, что доживем до конца, не чувствуя, что прожили хорошо.

8 Стадии развития Эрика Эриксона

Критика теории Эриксона

Хотя теория психосоциального развития Эриксона оказала невероятное влияние, она столкнулась с рядом проблем, в том числе (Marcia, 2010; McCrae & Costa, 1997; Браун и Лоуис, 2003 г.; Orenstein, 2020):

  • Этапы могут идти не по порядку и не в указанном порядке.
  • Возрастной диапазон для каждой стадии может быть неправильным.
  • Восьмая стадия предполагает переход от активности к пассивности, но многие люди являются высокопродуктивными и активными членами сообщества в более зрелом возрасте.
  • Поиск идентичности может происходить много раз на протяжении всей нашей жизни, а не только в подростковом возрасте.
  • Процессы разработки на каждом этапе неясны.
  • Как человек разрешает конфликты и переходит к следующему этапу? Единый универсальный механизм кажется маловероятным.
  • Как мы на самом деле определяем успех? В конце концов, идея баланса будет различаться между людьми, культурами и, со временем, внутри нас самих.
  • Как мы разрешаем такие конфликты в дальнейшей жизни?

В Insight and Responsibility Эриксон (1964) сам признает некоторые из вышеперечисленных моментов. Он предполагает, что теория предлагает описательный обзор психосоциального развития и не пытается определить подробные механизмы или вовлеченные этапы.

5 Книги по теме

Эрик Эриксон имел долгую карьеру и оставил обширное наследие. Ниже приведен сокращенный список его ключевых работ, а также другие руководства по его теории.

  • Детство и общество – Эрик Эриксон (Amazon)
  • Проницательность и ответственность – Эрик Эриксон (Amazon)
  • Идентичность: Молодежь и кризис – Эрик Эриксон (Amazon)
  • Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона – Лоуренс Фридман (Амазонка)
  • Оксфордский справочник по развитию идентичности – Кейт Маклин и Мойн Сайед (Amazon)
  • Энциклопедия интеллектуальных расстройств и нарушений развития SAGE – Эллен Браатен (редактор) (Amazon)

Релевантные ресурсы PositivePsychology.

com

На сайте PositivePsychology.com есть множество ресурсов, которые помогут вам изучить вопросы личного развития:

  • Научитесь концентрироваться на своих сильных сторонах, а не на слабостях, используя модель «Осознай, исследуй, применяй».
  • Используйте руководство «Изучение сильных сторон характера», чтобы определить и поразмышлять над своими сильными сторонами.
  • «Принятие установки на рост» представляет собой отличное руководство по замене фиксированного мышления на заявления о росте.

Мастер-класс «Максимизация сильных сторон»© — это лучший инструмент, который поможет вам и другим определить и развить свои сильные стороны. Этот пакет коучинга — именно то, что вам нужно, чтобы стать практиком, основанным на сильных сторонах, и помочь клиентам раскрыть свой потенциал.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта коллекция подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Послание на вынос

Психосоциальная модель Эриксона распространяет идею личностного развития на всю нашу жизнь, от первых лет младенчества до старости.

Его работа была новаторской. Поэтапная психосоциальная теория привела к переосмыслению того, как мы развиваемся как люди, и к осознанию того, что мы продолжаем расти на протяжении всей жизни, а не только в ранние годы.

Тем не менее, мы должны понимать, что модель является скорее полезным инструментом, чем поддающейся проверке теорией; это дает призму, через которую мы можем рассмотреть нашу пожизненную трансформацию, а не предписанный набор шагов.

И все же самая сильная сторона модели — ее способность связывать нашу психологическую трансформацию от физического рождения до смерти, преодолевая конфликты на этом пути.

Хотя мы можем задаться вопросом, подходят ли эти этапы лично нам, мы признаем этапы, последовательность нашего развития и то, как мы переносим полученные знания в более позднюю жизнь.

Используйте модель Эриксона вместе с предоставленными инструментами личного развития, чтобы взглянуть на человеческий рост с течением времени, предлагая глубокий анализ и фокус на диалоге и самопознании.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три упражнения по позитивной психологии.

  • Браатен, Э. (2018). Энциклопедия SAGE по нарушениям интеллекта и развития. ШАЛФЕЙ.
  • Браун, К., и Лоуис, М.Дж. (2003). Психосоциальное развитие пожилых людей: исследование девятой стадии Эриксона. Журнал исследований старения, 17 (4), 415–426.
  • Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории. Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов. Основные книги.
  • Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность. Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис. Нортон.
  • Эриксон, Э. Х. (1982). Жизненный цикл завершен. Нортон.
  • Фрейдман, LJ (1999). Архитектор идентичности: биография Эрика Х. Эриксона. Издательство Гарвардского университета.
  • Марсия, Дж. Э. (2010). Жизненные переходы и стресс в контексте психосоциального развития. В TW Miller (Ed.), Справочник по стрессовым переходам на протяжении всей жизни (стр. 19–34). Springer Science + Business Media.
  • Маклин, К. К., и Сайед, М. У. (2015). Оксфордский справочник по развитию личности . Издательство Оксфордского университета.
  • Маккрей, Р. Р. и Коста-младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52 (5), 509.
  • Оренштейн, Г. (2020, 9 марта). Эриксоновские стадии психосоциального развития. Получено 28 июля 2020 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK556096/
  • .
  • Райан, Р. М., и Деси, Э. Л. (2018). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии. Гилфорд Пресс.
  • Сайед, М., и Маклин, К. К. (2018). Эриксоновская теория психосоциального развития. В E. Braaten, SAGE энциклопедия интеллектуальных нарушений и нарушений развития. ШАЛФЕЙ.

Стадии психосоциального развития Эриксона — StatPearls

Определение/Введение

Стадии психосоциального развития Эриксона — это теория, представленная в 1950-х годах психологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном. Он основан на теории психосексуального развития Фрейда , проводя параллели с этапами детства, расширяя ее, включая влияние социальной динамики, а также распространение психосоциального развития на взрослую жизнь.[1] Он постулирует восемь последовательных стадий индивидуального развития человека, на которые влияют биологические, психологические и социальные факторы на протяжении всей жизни. Этот биопсихосоциальный подход повлиял на несколько областей исследований, включая геронтологию, развитие личности, формирование личности, развитие жизненного цикла и многое другое. [2][3]

Проблемы, вызывающие озабоченность

Функция

Стадии возникают по мере того, как люди растут и сталкиваются с новыми решениями и поворотными моментами в детстве, юности и взрослой жизни. Каждая стадия определяется двумя противоположными психологическими тенденциями: положительной/синтаксической и отрицательной/дистонической. Отсюда развивается добродетель/сила или недоразвитие эго соответственно. Если добродетель принята, она может помочь разрешить текущее решение или конфликт. Это также поможет последующим этапам развития и внесет вклад в стабильную основу основных систем убеждений в отношении себя и внешнего мира.[3] Противоположное верно с принятием неразвитого качества.

Например, эго-идентичность кристаллизуется на стадии 5, в подростковом возрасте. Двумя противоположными качествами являются эго-идентичность и спутанность/рассеянность. Те, кто развивает эго-идентичность, обретают добродетель верности, в то время как неспособность сделать это — замешательство эго — создает качество отвержения. При более сильном чувстве эго-идентичности взаимодействие с внешним и внутренним миром заключается в отказе от неконгруэнтных оценок себя и снижении уровня беспокойства соответственно.

Несмотря на то, что использование атрибута syntonic в этом примере явно выгодно, делать это следует в разумных пределах. Крайняя эго-идентичность может стать фанатизмом, который может создать нездоровое взаимодействие с собой и другими. Нужно ориентироваться между двумя противоположными ценностями на каждом этапе, чтобы найти баланс, а не стремиться только к положительному качеству. Слишком далекое отклонение в сторону положительной тенденции может быть неадекватным, в то время как слишком далекое отклонение в сторону отрицательного может быть пагубным.[3]

Компоненты  

Некоторые ученые пытались ограничить стадии определенным возрастом, но Эриксон изначально не дал этого определения. Вместо этого есть периоды детства, юности и взрослой жизни. Каждый этап представляет собой пример, в котором положительное качество может быть развито.

Этапы детства

Стадия 1 – младенческий период: доверие против недоверия

  • Добродетель: надежда, недоразвитие: замкнутость

  • Сопутствующая фрейдистская стадия: оральная стадия

  • Пример: Безопасная среда, обеспечиваемая опекуном, с регулярным доступом к любви и еде

Стадия 2 – Ранний детский период: Автономия или стыд, сомнения

  • 900 : Воля, Недоразвитие: Принуждение

  • Сопутствующая фрейдовская стадия: анальная стадия

  • Пример: Опекун способствует самодостаточности, сохраняя при этом безопасную среду

Стадия 3 – Игра Возрастной период: Инициатива vs. Вина

  • Добродетель: Цель, Порок развития: Торможение

  • Сопутствующая Фрейдистская стадия: генитальная стадия

  • собственные инициативы и интересы ребенка

Этап 4 – школьный возраст: трудолюбие или неполноценность

  • Добродетель: компетентность, недоразвитие: инертность (пассивность)

  • Сопутствующая стадия по Фрейду: латентная стадия

  • Пример: Разумные ожидания, установленные в школе и дома, с похвалой за их достижения

Этап подросткового возраста

Стадия 5 – Подростковый период: идентичность против путаницы в идентичности

  • Добродетель: верность, неправильное развитие: неприятие

Этапы взрослой жизни

Стадия 6 – период юности: близость или изоляция

  • Добродетель: любовь, неправильное развитие: дистанцирование

  • против застоя/погружения в себя

    • Добродетель: забота, неправильное развитие: неприятие

    • Пример: взаимодействие со следующим поколением через воспитание, коучинг или обучение

    Стадия 8 — Период старого возраста: Целостность против отчаяния

    • Добродетель: Мудрость, солодная разработка: презрение

    • Пример: созерцание и признание личных достижений

    9000.

    а не стали. Жена Эриксона, Джоан Эриксон. Он рассматривает новые проблемы, возникающие в связи с продолжающимся старением, и включает аспекты всех предыдущих восьми стадий психосоциального развития.

    Последовательное расположение эриксоновских стадий психосоциального развития может первоначально предположить, что результаты стадии становятся фиксированными, как только начинается следующая стадия. В то время как существует фиксированная последовательность, разрешение может быть процессом на протяжении всей жизни, повторно активируемым в разное время в зависимости от жизненных событий, которые влияют на силу эго или неправильно развитую модель убеждений. Разрешение не требуется для перехода к следующему этапу. Кроме того, при переходе на новую стадию предыдущие стадии подвергаются сомнению и должны быть реинтегрированы.[6] Вот почему его теорию иногда называют «эпигенетическим принципом». Дополнительные исследования показывают, что последние четыре стадии в определенной степени являются повторением предыдущих стадий. [7] В качестве примера этап близости можно рассматривать как сочетание автономии и доверия. Таким образом, этапы развития и формирования личности представляют собой постоянно развивающийся процесс, в отличие от жесткой конкретной системы.

    Клиническое значение

    Некоторые клинические инструменты и дальнейшие исследования произошли из Стадии развития Эриксона и подверглись значительному влиянию:

    1. Изучение стадий Эриксона служит основой для лечения различных стадий восстановления психического заболевания.[8] Например, начальная стадия доверия и недоверия параллельна стадии выздоровления от психического заболевания, связанной с принятием психического заболевания и доверием к идее выздоровления.

    2. Опросник психосоциальных стадий Эриксона (EPSI) был основан на стадиях Эриксона, а следующая за ним модифицированная версия (MEPSI) является надежным инструментом, используемым для оценки психосоциального развития.[9][10]

    3. Модель психодинамической психотерапии основана на концепции и постановке теории Эриксона. [3]

    Сестринское дело, союзное здравоохранение и межпрофессиональные групповые вмешательства

    Этапы психосоциального развития Эриксона могут использоваться поставщиками психиатрических услуг при лечении пациентов, которые сталкиваются с периодами адаптации или поворотными моментами в жизни. Если рассматривать это в соответствующем контексте социальных и культурных факторов, это может быть средством для пациента, чтобы увеличить осознание и понимание себя. Хотя многие этапы сосредоточены на периодах в раннем возрасте, он может служить концептуальным и, возможно, практическим руководством для тех, кто находится в более позднем возрасте.[11] Эта область продолжает оставаться в центре внимания исследований, поскольку зрелость развития Эриксона в среднем возрасте изучается наряду с глобальными когнитивными и исполнительными функциями, а также эмоциональным здоровьем.

    Это исследование было поддержано (полностью или частично) HCA Healthcare и/или аффилированной организацией HCA Healthcare. Мнения, выраженные в этой публикации, отражают точку зрения автора (авторов) и не обязательно отражают официальную точку зрения HCA Healthcare или любой из ее дочерних организаций.

    Ссылки

    1.

    Керри Н. Два Эриксона: забытые концепции и то, что составляет соответствующую профессиональную базу знаний в психиатрии. J Can Acad Детская подростковая психиатрия. 2010 ноябрь;19(4): 248. [Бесплатная статья PMC: PMC2962535] [PubMed: 21037913]

    2.

    Kivnick HQ, Wells CK. Неиспользованное богатство подвоя Эрика Х. Эриксона. Геронтолог. 2014 февраль;54(1):40-50. [PubMed: 24136991]

    3.

    Рыцарь ЗГ. Предлагаемая модель психодинамической психотерапии связана с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона. Клин Psychol Psychother. 2017 сен;24(5):1047-1058. [PubMed: 28124459]

    4.

    Старк П.А., Тракслер А.Дж. Эмпирическое подтверждение теории кризиса идентичности Эриксона в позднем подростковом возрасте. Дж Психол. 1974 г., январь; 86 (1): 25–33. [PubMed: 4809739]

    5.

    Жильяр С, Хиггс П. Связь развития продолжительности жизни с социологией жизненного пути: новое направление. Социология. 2016 Апрель; 50 (2): 301-315. [Бесплатная статья PMC: PMC4797195] [PubMed: 27041774]

    6.

    Зок Х. Развитие человека и пастырская забота в эпоху постмодерна: Дональд Кэппс, Эрик Х. Эриксон и другие. J Relig Health. 2018 Апрель; 57 (2): 437-450. [Бесплатная статья PMC: PMC5854735] [PubMed: 28

  • 5]

  • 7.

    Логан РД. Реконцептуализация стадии идентичности Эриксона. Подростковый возраст. 1983 Зима; 18 (72): 943-6. [PubMed: 6229976]

    8.

    Vogel-Scibilia SE, McNulty KC, Baxter B, Miller S, Dine M, Frese FJ. Процесс восстановления с использованием Эриксоновских стадий человеческого развития. Community Ment Health J. 2009 Dec;45(6):405-14. [Бесплатная статья PMC: PMC2791471] [PubMed: 19533350]

    9.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *