Техника рисования на воде Эбру в домашних условиях для детей и взрослых
Желающим освоить какую-нибудь необычную технику живописи предлагаем попробовать рисование на воде — эбру. Это интересное направление позволяет без труда создавать выразительные картины и панно абстрактного стиля. Приглашаем на выездные мастер-классы по эбру для детей и взрослых в Москве и Санкт-Петербурге.
История появления эбру
Историки и археологи не смогли точно определить истоки эбру, ведь черты этой художественной техники отыскались в традициях разных стран, особенно восточных. Отсюда и предположение, что зародилась она на Востоке, по одной версии, в Индии, по другой — в узбекской Бухаре.
Однако больше других прославились таким искусством Турция и Япония. Например, в Стране восходящего солнца с XII века популярно суминагаси, это название переводится как «плавающие чернила». А самые ранние упоминания о рисовании красками на воде относятся примерно к VII столетию и Турции, сейчас многие тамошние художники — виртуозы эбру. Они способны изображать не только абстрактные узоры, но и реалистичные картины.
По этимологии названия тоже ясности нет. Его происхождение связывают с тремя словами:
- арабским ab-ru — означает «вода для лица»;
- чагатайским «ebre» — «волнообразный»;
- персидским «ebri» — в переводе с фарси «облако».
Третья версия дала эбру еще одно название — «искусство облаков», ставшее особенно популярным в Персии и Турции.
Необходимые материалы для рисования на воде
Инструменты и материалы для рисования эбру просты, но некоторые особенности у них есть. Такой художественный инвентарь продается в магазинах для творчества.
Организуя мастер-класс, мы предоставляем комплекты всего необходимого для рисования на воде, чтобы занятие эбру не вызвало затруднений у участников, доставило подлинное удовольствие.
Тем, кто хочет познакомиться с техникой самостоятельно, расскажем здесь, что требуется для работы.
Загуститель
Загуститель необходим, чтобы капли краски не тонули, не растворялись в воде, а оставались на ее поверхности. Благодаря ему жидкость становится вязкой, похожей на кисель. За счет повышения плотности вода и удерживает краску.
Традиционно как загуститель используется жидкий или порошковый экстракт гевеи, то есть каучуконосного дерева. Сок выжимается из нижней части стеблей, превращается в смолистый воск со слабой клеящей способностью. Благодаря ей краски затем не тонут, а остаются на поверхности.
В качестве замены гевее подойдет крахмал, желатин, агар-агар.
Краски
Нужна жидкая краска с меньшей плотностью, чем применяемый для основы раствор. Специальные составы трехкомпонентные:
- минеральный пигмент;
- бычья желчь;
- растворитель (вода).
Начинающим художникам можно использовать для упражнений недорогие масляные краски, смешав их с растворителями, или акрил. Если взять для основы не воду, а молоко жирностью 2,5 %, подойдет и гуашь.
Кисти
Предпочтительны кисточки из конского волоса. Они могут быть обычной формы или напоминать щетки. Для краски каждого цвета нужна отдельная кисть.
Емкость для воды
Требуется прямоугольная емкость с довольно высокими бортиками (примерно 3–4 см). Размер лотка должен быть таким, чтобы на поверхность ложился лист формата А4.
Гребни
Для распределения красок по воде при создании фона или симметричных элементов узора нужны специальные гребни. Рабочая часть такого инструмента представляет собой плоское основание с иглами.
Шило
Шило требуется для создания мелких элементов рисунка, например точек, завитков. Вместо такого инструмента можно использовать подручные средства: зубочистки, вязальные спицы, кулинарные шпажки, спички.
Чтобы не смешивать оттенки, кончик шила нужно протирать после прорисовывания каждой детали.
Бумага
Процесс создания картины завершается ее переносом на бумагу, она в классической технике эбру должна быть грунтованной. Однако подойдут и простые белые листы. Главное, чтобы они были не глянцевыми или мелованными, а матовыми.
Альтернативой бумаге может стать любой твердый материал, способный впитывать краски.На наших мастер-классах используется именно бумага — она наиболее привычна для детей, но по мере закрепления навыков эбру можно попробовать перенести изображение на фанеру, дерево, ткань или кожу.
Читайте также
Флористика для начинающих
Рисование Эбру в домашних условиях
Поскольку инструменты, материалы и приемы работы просты, рисовать оригинальные картины в технике эбру можно в домашних условиях.
Для начала нужно сделать раствор из воды и загустителя по инструкции на этикетке материала. Полученную жидкость налить в емкость. Заполнять лоток до краев не обязательно, но и раствора на донышке не хватит. Воды должно быть столько, чтобы положенный на ее поверхность листок было удобно вынуть пальцами или пинцетом.
Затем следует развести краски в отдельных емкостях. Подойдут маленькие лотки, баночки, стаканчики.
На этом подготовительный этап завершен, начинается творчество.
Фон
Для прорисовки фона берется краска 1–2 оттенков. Ею нужно слегка побрызгать на воду-основу с помощью кисточки или специального дозатора. Брызги развести по всей поверхности гребнем. В зависимости от особенностей движения инструментом, фон получится гладким или текстурным, в зависимости от цвета и количества краски — более темным или светлым.
Основной рисунок
Начинающему художнику лучше выбрать максимально простой узор. Например, при рисовании в технике эбру для детей рекомендуем как основу картины круги, овалы, волнистые линии — ими можно изобразить цветок, бабочку, ветку с листьями, орнамент с завитками, звезды, планеты, морские волны и т. п.
Порядок работы:
- поочередно окунать кисти в краски разных цветов;
- аккуратно сбрызнуть несколько капель на основу;
- формировать узор, растягивая краску в линии, завитки, спирали.
Для создания основного рисунка используются кисточки, шило, деревянные шпажки.
В процессе важно контролировать, чтобы между каплями были четкие границы, цвета не смешивались. Если не получается, возможно, краски слишком жидкие.
Перенос рисунка на поверхность
В результате описанной выше работы получается только рисунок на воде, эбру в готовом виде — это изображение на бумаге. Чтобы добиться такой цели, нужно плотно приложить лист к узору. При этом важно действовать очень аккуратно, чтобы не смазать жидкое изображение.
Подождав 1–10 секунд, надо бережно поднять бумагу. Правильную длительность легко определить по листку — его края начнут подниматься, когда краски впитаются.
Сушка
Чтобы закрепить результат рисования, лист нужно поместить на мягкую подложку, только учтите, что картины в технике эбру сушат в горизонтальном положении. Ускорить процесс поможет фен, но поток воздуха не должен быть слишком горячим.
Оформление в рамку
Рама придает рисунку максимально завершенный вид. Так он выглядит как настоящая картина. Лучше выбрать багет одного из тонов, использованных в узоре. Это обеспечит гармонию. Также подойдет рама нейтрального цвета: белая, серая, черная или натурального оттенка древесины.
Разновидности техники эбру
В ходе своей многовековой истории искусство эбру развивалось в нескольких направлениях.
- Battal (баттал) — «крупный, размашистый». Краску разбрызгивают кистью на воду широкими движениями. Получившийся из капель узор не дорабатывают, просто переносят на бумагу.
- Осветленное. Краску разводят большим количеством воды и желчи, оттенки получаются неяркими, пастельными. В рисунке используют легкие штрихи. Осветленное эбру в основном делают для каллиграфических фонов.
- Шаль. Краску разбрызгивают на воду. Шилом выполняют разнонаправленные штрихи, добавляя к ним круги. Так имитируют традиционные орнаменты турецких шалей и платков.
- Соловьиное гнездо. Из разбрызнутых на воду капель прорисовывают шилом круги, начиная с большой окружности и уводя внутрь ее меньшие, будто «плетут гнездо».
- Фантазийное. Эта разновидность требует немалого мастерства. Ее используют для изображения цветов, пейзажей, животных. Но возможны и другие темы — все зависит от фантазии художника.
- Вписанное. Сложная разновидность, требующая навыков, много времени и терпения. Выполняется фон, на который затем по трафарету наносится надпись. Получается синтез эбру и леттеринга.
- Хатип. Этот вариант назван по имени художника. Краску разных цветов брызгают на воду так, чтобы центры капель совпали. Шилом разводят из капель линии до получения четкого цветочного орнамента.
Нередко художники объединяют разновидности эбру, создавая интересные картины.
Секреты идеальной картины эбру
Сейчас оригинальное направление изобразительного творчества приобретает все больше поклонников, ведь с простыми разновидностями эбру отлично справляется даже ребенок, а эмоциональные абстрактные картины стали одним из трендов в дизайне интерьеров.
Чтобы начинающий художник добился идеального результата, избежав проблем и неприятностей, нужно соблюсти ряд правил.
- Подготовить рабочее место такой площади, чтобы ее хватило на все необходимое. Защитить поверхность стола от краски.
- Разложить инструменты так, чтобы все они были хорошо видны, их было удобно брать и класть на место.
- Продумать идею картины и расположение элементов, а также ее цветовую гамму, чтобы взять краски нужных оттенков.
- Аккуратно смешать компоненты красок. Каждую налить в отдельный стаканчик. Поставить так, чтобы случайно не опрокинуть емкости.
- Приготовить раствор, добавив в чистую воду загуститель. Налить получившуюся жидкую основу в емкость-лоток.
- Очень аккуратно работать над фоном и основным рисунком, класть бумагу на воду и снимать. Это позволит получить эстетичную картину.
- Обрамить готовый рисунок. В таком виде ему удастся найти достойное место в интерьере или получится картина в подарок.
Конечно, можно даже первый опыт необычного творчества получить самостоятельно. Но в таком случае высок риск сложностей, ошибок и разочарования. Все будет гораздо проще и приятнее, если с уникальной живописной техникой эбру вас познакомит мастер. Художник расскажет, какими инструментами лучше пользоваться на определенных этапах, покажет оптимальные приемы работы и поможет быстро ими овладеть. С такой поддержкой даже у детей все идеально выходит с первого раза.
Наши мастер-классы по рисованию красками на воде, предназначенные для начинающих, помогут освоить азы, чтобы затем при желании вы смогли совершенствовать мастерство самостоятельно.
Время прочтения
Поделиться статьей
Идеи работ в технике эбру
Идеи работ в технике эбру
что такое эбру, ее особенности, история возникновения, сферы применения. Использование техники эбру (мраморинга) в изобразительном искусстве
- Особенности техники эбру
- История эбру
Эбру (от персидского ebri — «облако») — это древняя техника живописи красками по воде с дальнейшим перенесением рисунка на твердую основу (бумагу, ткань или кожу). Эбру представляет художнику широкие возможности для создания уникальных изображений, искусно имитирующих фактуру натурального камня — мрамора. Поэтому эту технику часто называют «мраморингом» или «турецким мраморированием».
Эбру. Современный рисунок с яркими красными маками в технике эбру
Эбру издавна используется на Востоке в утилитарных целях при изготовлении обложек форзацев ценных книг, а также мастерами каллиграфии. Помимо абстрактных композиций с помощью этой техники некоторые художники могут создавать рисунки с отдельными элементами реалистичных изображений цветов, деревьев или красочных пейзажей.
Эбру. Абстрактный рисунок современного художника в технике эбру
Особенности техники эбру
Эбру — это необычная техника живописи, которая требует от художника тщательной подготовки водной основы и умения досконально пользоваться специальными инструментами. Процесс создания рисунков в технике эбру включает несколько последовательных этапов:
- Изготовление особых жидких красок путем добавления к воде натуральных пигментов (для получения желтого цвета — мышьяка, для синего — лахорской синьки, для черного — сажи, для белого — свинцовых белил, для красного — оксида железа).
- Подготовку основы для рисования посредством добавления в воду натурального загустителя — экстракта колючего растения гевеи. Полученный раствор аккуратно затем наливают в неглубокую емкость (ванночку).
- Создание фона будущего изображения на водной основе с помощью специального гребня, которым капельки краски равномерно распределяются по поверхности воды.
- Рисование кистью и шилом. Художник аккуратно передвигает капельки краски по поверхности воды, создавая всевозможные разноцветные узоры.
Эбру. Детский рисунок дерева в технике эбру
На заключительном этапе мастер аккуратно кладет на готовую поверхность рисунка лист бумаги, а затем снимает его и подвешивает для высыхания. После этого из ванночки тщательно удаляют все остатки краски, плавающей по поверхности воды, чтобы подготовить основу к созданию следующей композиции.
Эбру. Картина современного художника Елены Евстратовой
Современные художники, работающие в технике эбру, обычно используют в своей работе готовые фабричные краски. Но и в наши дни многие народные умельцы в странах Востока предпочитают самостоятельно создавать яркие натуральные краски по древним рецептам.
Эбру. Зимний пейзаж в технике эбру
История эбру
История эбру глубоко уходит корнями в прошлое, а о том, где впервые появилась эта техника рисования ученые спорят много лет. Большинство специалистов придерживаются мнения, что эбру имеет центральноазиатское происхождение, его придумали древние мастера на территории современного Ирана или Афганистана. По другой версии, эбру изобрели в Бухарском ханстве (нынешний Узбекистан) в эпоху правления Шейбанидов в первой половине XVI века.
Эбру. Любительский рисунок цветов в технике эбру
Благодаря тесным торговым связям техника рисования по воде постепенно распространилась по многим странам исламского мира. Авторитетные исторические источники свидетельствуют, что технологии эбру массово использовали индийские художники в период расцвета Империи Великих Моголов (XVI-XVIII века).
Эбру. Стих из Корана, написанный на бумаге, окрашенной в технике эбру
В Японии гораздо раньше, чем в Центральной Азии, еще в начале XII века, была изобретена собственная техника мраморирования бумаги — «суминагаши». В отличие от эбру, здесь в качестве плавающей краски использовалась цветная тушь, а в воду не добавляли загустителя. Традиции этой древней техники бережно хранили японские монахи и использовали для оригинального оформления рукописных книг и свитков.
Эбру. Фрагмент японского веерообразного альбома на бумаге в технике суминагаши
В Европе первые попытки создания венецианскими мастерами техники мраморинга датируются XV веком. Ученые эпохи Возрождения столетие спустя продолжили исследования на эту тему, а первые серьезные научные публикации появились в первой половине XVII века. С этого времени мраморированная бумага стала востребованным материалом для изготовления форзацев книг.
Эбру. Форзац шотландской книги в технике эобу, Середина XIX века
С начала XIX века самым влиятельным мировым центром мраморинга стала Османская империя. Турецкие мастера довели до совершенства технику эбру, используя ее не только для создания абстрактных изображений, но и в каллиграфии.
Эбру. Фрагмент фронтсписа книги «Жизнь пчелы», Начало ХХ века
И в наши дни эбру остается популярной техникой рисования как для профессиональных художников, так и для любителей. Ее часто используют приверженцы современного абстрактного искусства для реализации самых смелых авторских идей в ярких произведениях. Мраморирование бумаги также востребовано в системе художественного образования детей. С помощью этой древней техники малыши получают возможность развивать творческие навыки и приобщиться к миру прекрасного.
Эбру. Человеческая рука, раскрашенная в технике эбру
На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата. Здесь же можно напрямую купить картины у современных художников, в том числе выполненные в уникальной технике рисования эбру.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Виды покрытий серебряных изделий Оскар Шлеммер — всемирно известный немецкий художник, чью жизнь и творческую карьеру безжалостно уничтожили фашисты Абстракции Тима Ноулза: художник экспериментирует, природа подыгрывает World Press Photo: фотографии, которые потрясли мир Самые дорогие фото, проданные на аукционах Картина «Русалки» Ивана Крамского — отражение народных традиций и мистических верований украинского народа Неодушевлённый художник заработал уйму денег Владимир Волегов: каждая женщина хотела бы иметь портрет кисти этого художника Шебби-шик — стиль дизайна с очаровательным эффектом старины Клиффорд Стилл — художник, «придумавший» американский экспрессионизмЭбру, турецкое искусство мрамора – нематериальное наследие – Сектор культуры
Türkiye
Внесен в 2014 г. (9.COM) в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества
© 2011 г., Эмель Дурмус, Министерство культуры и туризмаЭбру — это традиционное турецкое искусство создания красочных узоров путем распыления цветных пигментов и нанесения их кистью на поддон с маслянистой водой, а затем переноса узоров на бумагу. Известные как мраморность, рисунки и эффекты включают цветы, листву, орнамент, решетку, мечети и луны и используются для украшения в традиционном искусстве переплетного дела. Практикующий использует естественные методы для извлечения цветов из натуральных пигментов, которые затем смешивают с несколькими каплями бычьей желчи, разновидности природной кислоты, перед тем, как разбрызгивать и наносить краску кистью на препарат из конденсированной жидкости, где они всплывают и образуют завихрения. узоры. Художники, ученики и практикующие эбру считают свое искусство неотъемлемой частью своей традиционной культуры, самобытности и образа жизни. Их знания и навыки, а также философия, стоящая за этим искусством, передаются устно и посредством неформального практического обучения в рамках отношений мастер-ученик. Достижение базовых навыков в Эбру занимает не менее двух лет. Традиция практикуется независимо от возраста, пола или этнической принадлежности и играет важную роль в расширении прав и возможностей женщин и улучшении отношений в обществе. Коллективное искусство Эбру способствует диалогу посредством дружеской беседы, укрепляет социальные связи и укрепляет отношения между людьми и сообществами.
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Информационно-документационный центр народной культуры/Министерство культуры и туризма
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма Турции, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
- © Министерство культуры и туризма, 2011 г.
Научите меня эбру: турецкое искусство эбру
- Автор сообщения: Ясин Фолл
- Сообщение опубликовано: 2 сентября 2016 г.
- Категория сообщения: Прожекторы художника / Произведение искусства / Культура
Эбру: искусство, выходящее за рамки границ и поколений. Эбру — это, по сути, мраморизация бумаги, но художники, практикующие этот вид искусства, пошли гораздо дальше. От искаженных сюрреалистических работ до психоделических узоров, Эбру является чем-то вроде величественной формы искусства. Результатом являются прекрасные отпечатки, которые становятся движущимися сосудами вдохновения, как поэзия или успокаивающая мелодия, Эбру говорит с душой. Техника и мастерство искусства Эбру — это зрелище.
Вот 5 исполнителей эбру, которых вы никогда раньше не видели.
Гарип Ай
Фото предоставлено художниками СтраницаВневременные предметы, движущиеся в движении жизни, это работа Гарипа Ай. Художник турецкого происхождения получил степень в области традиционного турецкого искусства в Стамбуле и уже много лет создает эти красоты. Если у вас когда-нибудь будет возможность увидеть его вживую, вы должны это сделать. Тысячи людей собираются, чтобы посмотреть, как этот Гарип создает свои шедевры.
Photo Courtesy of Artist Page
Seyit Uygur
Photo Courtesy CebralocaВсе дело в движущемся пигменте в искусстве Эбру, и если кто-то понимает, что это Seyit Uygur. Динамичный и сложный, Сейит Уйгур создает миры с помощью своих узоров, которые варьируются от чистой абстракции до цветочных фрезий и плавных линий.
Фото предоставлено Cebraloca
Дэнни Родригес
Фото предоставлено художниками СтраницаУроженец Калифорнии, Дэнни Родригес углубился в трафаретную печать и трафаретную печать, пока не открыл для себя искусство эбру.