5 класс. Строение и жизнедеятельность живых организмов
1.Рассмотри рисунок 59 и попробуй ответить на вопрос: можно ли жить без воды?
Рис. 59. Вода — необходимое условие жизни |
2.Выбери из него три картинки, которые кажутся тебе более интересными, и придумай к каждой из них такое название, чтобы в нём было слово вода.
Теперь проведём несколько простых опытов.
Опыт 1 (рис. 60)
Немного сухих семян нагреем в пробирке над пламенем. Вскоре на стенках пробирки появятся капельки воды.
Дай название опыту. Объясни, для чего, по-твоему, нужна в семени вода. Ответ запиши в тетради. Если вопрос вызовет затруднение, вернись к рисунку 36 (§ 15).
Опыт 2 (рис. 61)
Кусочек стебля комнатного растения или клубня картофеля положи между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижми. На бумаге появится … .
Рис. 60. Опыт 1 | Рис. 61. Опыт 2 |
Опыт 3
Посиди спокойно, не разговаривая, и проверь, будет ли под языком набегать слюна. Жидкая слюна постоянно вырабатывается в нашем организме.
Заверши предложения.
1.Сок винограда на вкус … .
2.Растения всасывают из почвы растворённые в ней … соли.
3.Слёзы и пот на вкус … .
Рис. 62. Опыт «Испарение воды листьями»
Вода входит в состав всех живых организмов на Земле. В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества.
Проведи дома опыт, доказывающий, что листья испаряют воду (рис. 62). В бутылку налей воды, поставь веточку растения с листьями. Сверху добавь растительного масла, чтобы вода не могла испаряться с поверхности. Отметь уровень воды в начале опыта и через три-четыре дня. Оформи отчёт «Испарение воды листьями» по предложенному плану:
1. Цель: доказать, что лист испаряет воду.
2.Ход опыта.
3.Результат.
4.Вывод.
Заполни календарь наблюдений.
Дата | Что наблюдаю |
Живые организмы обитают в разных условиях, но всем им приходится обеспечивать себя водой для жизни.
Жители пустынь кактусы запасают в тканях большое количество воды и экономно её расходуют. А некоторые животные пустыни, например верблюды, способны совершать дальние переходы к месту водопоя. При отсутствии воды верблюд резко сокращает её испарение (из дыхательных путей и через потовые железы).
Для хищных животных источником воды может служить влага, содержащаяся в организмах их жертв. Источником воды для грызунов, насекомых служит пища.
Известно, что человек значительно легче переносит голод, чем жажду. Без пищи человек может прожить 40–50 суток, а без воды — всего 4–5 суток.
Без воды жизнь на Земле невозможна.
Пользуясь выделенными в тексте главными положениями урока, составь план на тему «Значение воды».
Внимание! Чистую воду необходимо беречь!
Растёт население нашей планеты, увеличиваются траты воды. С развитием промышленности во всём мире наблюдается загрязнение рек, озёр и других водоёмов вредными веществами. Такую воду нельзя пить.
Уже есть страны, которые завозят чистую воду из соседних государств. От загрязнения морей нефтью гибнет много морских животных.
Каждый человек должен беречь воду — источник и условие жизни на Земле.
Понаблюдай, много ли воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли её сэкономить и как?
Можно ли жить без воды? Опыт «Испарение воды листьями»
1. Рассмотри рисунок 59 и попробуй ответить на вопрос: можно ли жить без воды?
Без воды долго не проживет ни одно живое существо. Вода – это необходимое условие жизни.
2. Выбери из него три картинки, которые кажутся тебе более интересными, и придумай к каждой из них такое название, чтобы в нём было слово вода.
Вода – среда обитания многих организмов.
Увядание растений при нехватке воды.
Опыт 1 (рис. 60)
Немного сухих семян нагреем в пробирке над пламенем. Вскоре на стенках пробирки появятся капельки воды.
Дай название опыту. Объясни, для чего, по-твоему, нужна в семени вода. Ответ запиши в тетради. Если вопрос вызовет затруднение, вернись к рисунку 36 (§ 15).
Название опыта: Наличие воды в семенах.
Семена, выходя из состояния покоя, должны поглотить некоторое количество воды для того, чтобы у них возобновились физиологические процессы, связанные с прорастанием. При набухании клетки семена поглощают воду, крахмал и белки переходят в растворимую форму. это необходимое условие для роста семени, перехода его из покоящегося состояния к активной жизни.
Опыт 2 (рис. 61)
Кусочек стебля комнатного растения или клубня картофеля положи между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижми.
На бумаге появится влажные пятна.
Опыт 3
Посиди спокойно, не разговаривая, и проверь, будет ли под языком набегать слюна. Жидкая слюна постоянно вырабатывается в нашем организме.
Заверши предложения.
1. Сок винограда на вкус сладкий.
2. Растения всасывают из почвы растворённые в ней минеральные соли.
3. Слёзы и пот на вкус соленые.
Проведи дома опыт, доказывающий, что листья испаряют воду (рис. 62). В бутылку налей воды, поставь веточку растения с листьями. Сверху добавь растительного масла, чтобы вода не могла испаряться с поверхности. Отметь уровень воды в начале опыта и через три-четыре дня. Оформи отчёт «Испарение воды листьями» по предложенному плану:
Опыт «Испарение воды листьями»
1. Цель: доказать, что лист испаряет воду.
2. Ход опыта.
— В бутылку налить воды, поставить веточку растения с листьями.
— Сверху добавить растительного масла, чтобы вода не могла испаряться с поверхности.
— Отметить уровень воды в начале опыта и через три-четыре дня.
3. Результат.
За прошедший период количество воды в бутылке уменьшилось.
4. Вывод.
Часть поступившей в растение воды испаряется с поверхности листа.
Заполни календарь наблюдений.
Пользуясь выделенными в тексте главными положениями урока, составь план на тему «Значение воды».
1. Вода в составе всех живых организмов.
2. Значение растворения водой других веществ.
3. Как живые организмы обеспечивают себя водой.
4. Почему нужно беречь воду.
Понаблюдай, много ли воды напрасно расходуется в вашей семье. Можно ли её сэкономить и как?
• Следить за исправностью кранов.
• При чистке зубов использовать стакан с водой или включать воду только в конце и вначале этой процедуры.
• Открывать наполовину кран, чтобы помыть руки, а не полностью. Вполне можно обойтись и небольшой струйкой.
• Стирать только тогда, когда набирается белье на полную загрузку машины.
• Вместо ванной принимать душ.
Простой научный эксперимент: осмос с ломтиками картофеля
Время чтения: 2 минуты
Вы когда-нибудь нарезали яблоки или ломтики картофеля только для того, чтобы увидеть, как они приобретают причудливый цвет и перестают быть такими свежими, как могли бы быть? Что вы можете сделать, чтобы защитить эти фрукты и овощи и не допустить этого? Что сохранит картофель (или другие овощи) более свежими: замачивание в обычной или соленой воде?
В этом месяце я собираюсь объяснить этот вопрос, объяснив концепцию осмоса. Осмос — это свойство материи, связанное с диффузией; растекание частиц от высокой концентрации к низкой концентрации.
Однако осмос описывает не вещество в воздухе, а движение воды, проходящей сквозь что-то. Я дам вам эксперимент, а потом мы поговорим о том, как именно происходит это движение воды.
Материалы:
Картофель, соль, вода (если у вас есть дистиллированная вода, лучше всего такая), пара стаканов.
Процедура:
- Наполните два стакана водой
- В один из стаканов насыпьте 2-3 столовые ложки соли и размешайте
- Нарежьте картофель кусочками, похожими на картофель фри
- Понаблюдайте за этими предметами: обратите внимание на цвет, эластичность, запах и т. д.
- Угадайте, как, по вашему мнению, могут измениться эти кусочки, поместив их в разные типы воды
- Опустите детали в воду и оставьте на ночь
- Переложите кусочки на тарелку и сделайте последние наблюдения
Объяснение:
Вы сразу же заметите разницу в ломтиках картофеля. Цвет соленой воды темно-коричневый; нехорошее изображение того, как вы хотели бы, чтобы ваш картофель сохранился! Тот, что в обычной воде, выглядит как красивый белый свеженарезанный кусочек картофеля. Переходя к гибкому тесту, обычная вода снова кажется твердой и хрустящей (попробуйте сломать кусок, он сломается!). Морская картошка гибкая и совсем не ломается.
Осмос является ключом к пониманию этого вопроса. Осмос — это диффузия воды через полупроницаемую мембрану (да!) из области с высокой концентрацией воды в область с низкой концентрацией.
Полупроницаемая мембрана : слой, через который могут пройти только определенные вещества. Например, части картофеля, через которые может проходить вода.
Соль здесь ключ. Вода будет перемещаться из области с меньшим содержанием соли в область с большим содержанием соли (от большего количества воды к меньшему количеству воды), поэтому, когда картофель помещают в соленую воду, вся вода, находящаяся внутри картофеля (да, у растений внутри много воды). они, вот что придает растению его структуру) выходит за счет осмоса. Таким образом, картофель становится хрупким и перестает быть хрустящим. Как если бы вы поливали все свои комнатные растения соленой водой. Все они станут хлипкими, а затем умрут, а потом ваши родители расстроятся, так что не пытайтесь повторить это дома, пожалуйста.
Экспериментируйте дальше:
Работает ли процесс осмоса с другими кусочками фруктов или овощей? А температура воды? Это заставляет его становиться хрупким быстрее или медленнее? Вам предстоит проверить множество вещей… помните, что наука — это наблюдения, проверка идей, а затем задавание дополнительных вопросов.
Надеюсь, вам понравился этот простой эксперимент.
Стив Давала — учитель естественных наук в средней школе, который любит писать и работать в Photoshop. У него двое собственных детей, которые оба любят науку (даже если больше всего им нравится смешивать пищевую соду и уксус).
Как вырастить картофель в воде для научного проекта
••• jatrax/iStock/GettyImages
Обновлено 24 апреля 2018 г. наблюдайте, как он растет на ваших глазах. Вы можете выращивать сладкий картофель, белый картофель или выращивать оба одновременно, чтобы узнать о различиях. Вы можете вести журнал, чтобы следить за продвижением картофеля. Сладкий картофель выглядит более привлекательным, быстрорастущим растением с обилием листьев и стеблей. Вы даже можете подарить растение сладкого картофеля.
Выращивание белого картофеля в воде
••• Sarah Vantassel/Demand Media
Вставьте четыре зубочистки в бока белого картофеля, расположив их так, чтобы они торчали по всей середине.
••• Sarah Vantassel/Demand Media
Вставьте широкий конец картофелины в прозрачную пластиковую чашку так, чтобы зубочистки упирались в край чашки.
••• Sarah Vantassel/Demand Media
Налейте в чашку столько воды, чтобы она покрывала только дно картофеля.
Поставьте чашку с водой и картофелем в темное прохладное место. Оставьте его там на одну-две недели, чтобы глазки и ростки выросли.
Положите белую картошку в чашку возле солнечного окна. Вы должны увидеть побеги и отрастающие корни. Позвольте картофелю продолжать расти, добавляя воду по мере необходимости или пересаживая в почву, когда вам нравится.
Выращивание сладкого картофеля в воде
- Сладкий картофель
- Стеклянная банка
- Зубочистки
- Вода
- Белый картофель
- Прозрачная бумага чашка
Когда выращивал сладкий потато в воде, залейте все воду, залейте все из водой, залейте все из водой, налейте все из водой. раз в неделю и доливайте свежую воду, покрывая дно картофеля.
Пересадите сладкий или белый картофель, поместив его в горшок, достаточно большой, чтобы можно было зарыть картофель в землю. Засыпьте картофель почвой, утрамбовывая почву вокруг картофеля. Держите листья подальше от почвы, чтобы они могли продолжать расти. Поливайте почву, когда она начинает становиться сухой на ощупь.
Точно так же выращивайте растение авокадо в качестве научного проекта, погружая дно косточки авокадо в воду с помощью зубочисток.
Если картофель твердый, наденьте перчатки, когда будете втыкать зубочистки, чтобы не проткнуть кожу.
••• Sarah Vantassel/Demand Media
Воткните три-четыре зубочистки в сладкий картофель.
••• Сара Вантассель/Demand Media
Поместите сладкий картофель в стеклянную банку. Зубочистки будут удерживать картофель на расстоянии нескольких дюймов от дна банки.
••• Sarah Vantassel/Demand Media
Налейте в банку столько воды, чтобы нижняя часть картофеля полностью находилась в воде.
••• Sarah Vantassel/Demand Media
Поставьте банку на подоконник или в такое место, где будет много солнечного света.
••• Сара Вантассель/Demand Media
Ежедневно проверяйте банку, добавляя воду при необходимости, чтобы дно картофеля оставалось влажным. Вскоре вы увидите ростки, формирующиеся на дне картофеля. Эти ростки показывают, что корни начинают появляться. Через неделю вы увидите маленькие листья, растущие сверху.
Поддерживайте одинаковый уровень воды в банке, чтобы дно сладкого картофеля оставалось влажным. Через несколько дней после того, как вы увидите первые листья, вы увидите рост лозы. Через две-три недели у вас будет несколько длинных лиан с зелеными листьями. Вы можете продолжать поливать картофель как обычно в банке или пересадить его в горшок с землей. Ваш сладкий картофель продолжит расти в комнатное растение с зелеными листьями.
Вещи, которые вам понадобятся
Предупреждения
Статьи по теме
Советы
- При выращивании батата в воде раз в неделю выливайте всю воду и доливайте свежую воду, покрывая нижнюю часть картофеля.
- Пересадите сладкий или белый картофель, поместив его в горшок, достаточно большой, чтобы можно было закопать картофель в почву. Засыпьте картофель почвой, утрамбовывая почву вокруг картофеля.