Дидактические игры своими руками для детей от 2 до 3 лет по фгос: Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет

Дидактические игры своими руками для разновозрастной группы от 1,5 до 4,5 лет. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам


Цели:

· формировать умение различать цвета;

· учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

Своими руками: «Тактильная коробка»

Тактильная коробка — это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т. д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие «Тактильная коробка» помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке —

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробкуможно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»

Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

· Сознание эмоционально положительного настроения.

· Развитие интереса и побуждение к действиям.

· Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными

· Свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

· Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

· Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;

· Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

· Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

· Развитие восприятия: зрительного осязательного.

· Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

Средство :мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель.Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование.Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания.Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

Игры для малышей 2-3 лет

УГАДАЙ НА ВКУС Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

_____________

РАСТОПИ ЛЁД Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе. Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

_____________

КТО ЛЕТАЕТ? Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?. . – Стол?.. и т.д.» Дайте малышу время подумать. Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

_____________

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги. Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

_____________

ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д.

_____________

ПОДБЕРИ ФИГУРУ Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

_____________

БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. Попросите малыша из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки. Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом. Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

_____________

ПРЯТКИ Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

_____________

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

_____________

КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ? Приготовьте побольше старой одежды. Поговорите с малышом и узнайте, кем он хочет быть – как он хочет одеться. Помогите подобрать одежду, которая соответствует персонажу, сделать головные уборы врача, пожарника, продавца, строителя. Пусть малыш покажет как ведет себя тот, кого он изображает, что говорит, что делает.

_____________

УЗНАЙ ПО ВЕСУ Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д. Предложите малышу подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

_____________

СПРЯЧЬ ЛИСТОК Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые). Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно. Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д. Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр. ). Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

_____________

НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

_____________

БУСЫ Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить. Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик. Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

_____________

ГОЛОВОЛОМКА Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

_____________

ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

_____________

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр. Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?». Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов. Вариант: «Что прибавилось?».

_____________

СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.). Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось. Постепенно задание можно усложнять.

_____________

УГАДАЙ, ЧТО Я ДЕЛАЮ Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять. Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

_____________

ПОРИСУЕМ Наклейте на чистый лист бумаги изображения предметов, животных и попросите ребенка соединить их линиями. Другое задание: прикрепите бумагу к столу и расположите на ней кубик, а потом попросите малыша толкать этот кубик карандашом. Карандаш оставит на бумаге след – покажите его малышу.

_____________

ЧТО ЭТО? Как-нибудь на прогулке, после шумных игр, присядьте с малышом на скамейку и попробуйте поиграть в такую игру. Выберите три какие-нибудь предмета, например, травинку, маленький камешек и листик. Пусть малыш выберет один из этих предметов и водит им вверх и вниз по вашей руке до тех пор, пока вы с закрытыми глазами не определите по ощущениям, что это за предмет. Теперь очередь малыша закрыть глазки. Выберите что-нибудь одно и водите им по его руке. Малыш должен отгадать, что вы выбрали. Если необходимо, помогите ему подсказкой. Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.

2

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот…

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр. )…

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Мастер-класс «Многофункциональная дидактическая игра по ПДД» для детей раннего возраста».

Мастер-класс «Многофункциональная дидактическая игра по ПДД» для детей раннего возраста».

Выполнила Воспитатель

СП «Детский сад №27»

Решетняк Ольга Алексеевна

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей, которые сами зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как играют вблизи проезжей части и переходят ее в неположенных местах. Поэтому проблема безопасного поведения детей на улицах всегда остаётся актуальной. Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире. Всё, что малыш усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и Правилам дорожного движения. Как рассказать детям раннего возраста о Правилах дорожного движения?

Малыши-дошкольники учатся и познают мир через игру, поэтому существует целый отдельный вид игрушек и пособий — развивающие. Такие материалы помогают научить ребенка чему-то новому и побудить интерес к знаниям в процессе интересной и познавательной игры. Особенно стоит обратить внимание на развивающие игрушки и пособия из фетра, так как психологи выделяют его уникальные свойства для детского творчества и развития.

Дидактические игры из фетра и текстиля — это замечательная развивающая среда для малыша.  Играя в них, малыш развивает фантазию, мышление, чувство цвета и мелкую моторику пальчиков. Поэтому я решила  своими руками сделать игры, которые мы можем использовать в своей работе с детьми 2-3 лет.

Благодаря тем играм, которые сделали мы, наши дети также развивают тактильные ощущения, потому что при изготовлении различных игр, я использовала фетр и ткань. Ведь именно стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на быстрое развитие речи детей.

Из ткани и фетра  можно сшить все, что угодно. Сегодня  предлагаю вам посмотреть, как из текстиля можно сделать различные дидактические игры своими руками.

Предлагаю вам мастер-класс по изготовлению многофункциональной дидактической игры из фетра.

Нам понадобится:

1. Фетр зеленый или салатовый — 10 листов, желтый и оранжевый — по 2 листа, а также фетр других цветов в небольшом количестве.

2. Ножницы, белый карандаш, линейка.

3. Клеевой пистолет и клеевые стрежни.

4. Канцелярский нож. Можно заменить ножницами.

5. Супер-клей («Космофен»).

6.Лента-липучка «Велкро».

Ну, и конечно, понадобится фантазия!

1.Это основная схема, по которой мы работаем:

2. Переносим схему с помощью линейки и белого карандаша на фетр.

3.Вырезаем по схеме.

4.Оформляем фасад и крышу домика домика.

5. Теперь самое интересное — строительство городка! Начнем с не жилых домиков и дороги. В городке могут быть любые строения.

6.Раскладываем наш городок: детская площадка, бассейн, жилые дома, деревья, железная дорога.

7.Потом поднимаем две стены и скрепляем на липучки.

Домик наш готов! Вот он!

8.Играем с удовольствием!

Спасибо за внимание !

Все фотоматериалы размещены с согласия родителей (законных представителей)

Игровые занятия для детей от 3 до 10 лет

Помогите детям продолжить обучение дома

ЮНИСЕФМК

В связи с временным закрытием школ и детских садов игровые занятия могут помочь детям продолжить обучение дома. Этот список мероприятий предлагает возможность для игр, обучения, творческого самовыражения и, прежде всего, приятного и качественного времяпрепровождения между вами и вашими детьми.

Материалы представляют собой сочетание ресурсов и мероприятий ЮНИСЕФ, которые педагоги по всей стране подготовили для национальной образовательной веб-платформы, разработанной в рамках поддерживаемой ЮНИСЕФ инициативы #Inno4Edu «Создание среды для качественного преподавания и обучения посредством совместного обучения». творчество и инновации».

Новая цифровая платформа с видеоуроками для учителей и игровыми учебными мероприятиями доступна на www.eduino.gov.mk/ квадрат и треугольник. Он помогает детям в возрасте от 4 до 6 лет развивать навыки настойчивости, наблюдательности и сосредоточенности. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Бинго: Задание с карточками для детей в возрасте от 4 до 6 лет, чтобы стимулировать настойчивость в процессе обучения и открытий. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Happy Shapes: С помощью игр с геометрическими фигурами это занятие поможет детям в возрасте от 4 до 6 лет развить самооценку и побудит их видеть, узнавать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.

Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Happy Wheel: Интерактивная игра для детей в возрасте от 4 до 6 лет, в которой они тренируют выносливость и учатся сортировке по форме, цвету и размеру. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Звезды и числа: Игра, в которой могут участвовать и другие члены семьи, предназначена для детей в возрасте от 4 до 6 лет. Они изучают понятие количества и развивают выносливость. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Компас: С помощью этой игры детям в возрасте от 8 до 10 лет предлагается использовать существительные, прилагательные, глаголы и числа, что укрепляет их самооценку.

Другие члены семьи также могут быть включены в игру. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Мы смешиваем цвета: Это задание для детей в возрасте от 4 до 6 лет состоит из смешивания цветов для получения дополнительных цветов. Игра направлена ​​на то, чтобы побудить ребенка полностью завершить деятельность и набраться выносливости в процессе обучения и открытий. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Моя магнитная история: Это задание предназначено для детей в возрасте от 4 до 6 лет и состоит в том, чтобы составить рассказ, используя шаблоны героев рассказа. Игра стимулирует воображение ребенка, создавая новые идеи и оригинальные решения. Загрузить руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках

Математика фруктов: Упражнение предназначено для детей в возрасте от 6 до 8 лет и позволяет применять стратегии для вычисления и решения математических задач. Это помогает детям развить уверенность в себе и стимулирует любопытство. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

От буквы к слову: Составляя слова по заданной картинке, дети в возрасте от 6 до 8 лет учатся правильно располагать буквы в словах. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Приготовление мороженого: Делая коробки для мороженого и шарики нужного цвета, дети в возрасте от 3 до 6 лет развивают способность находить собственные подходы к решению проблем. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Распознавайте свои эмоции: Вырезая и вставляя различные смайлики, ребенок учится распознавать эмоции по выражению лица. Эта игра предназначена для детей в возрасте от 4 до 6 лет. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

История игривого паука: Это занятие для детей в возрасте от 3 до 6 лет состоит в том, чтобы ловить и бросать во время игры с Маленьким Пауком, и помогает ребенку развить настойчивость и любознательность. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Игривая головоломка: С помощью этой игры дети в возрасте от 6 до 8 лет научатся применять математические операции умножения, деления, сложения и вычитания. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Игровые фигуры: Для детей от 4 до 6 лет. Цель игры — научить ребенка видеть и называть геометрические формы и цвета. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Развивающая игра для детей от 6 до 9 лет. Они могут решать различные научные, математические и художественные задачи и покорять новые планеты. Загрузите руководство по игре и рабочие листы на македонском и албанском языках.

Повседневные моменты для обучения Интерактивные обучающие занятия ЮНИСЕФ для детей дошкольного возраста. Забавные способы превратить повседневные моменты в обучающие моменты для детей. Загрузите полный список на македонском и албанском языках.

Inno4Edu — это инициатива ЮНИСЕФ, финансируемая правительством Соединенного Королевства через посольство Великобритании в Скопье в сотрудничестве с Министерством труда и социальной политики, Министерством образования и науки и Бюро развития образования и реализуемая SmartUp — Social Innovation. лаборатория

Готовность учителя работать с детьми во время игры Научно-исследовательская работа по теме «Экономика и бизнес»



Доступно на сайте www.sciencedirect.com

ScienceDirect

Procedia

Науки о поведении 233 (2016) 175 — 180

Социальные и поведенческие науки

Ежегодная международная научная конференция Воспитание и образование детей младшего возраста, ECCE 2016, 12-14 мая 2016, Москва, Россия

Готовность педагога к работе с детьми в игровой форме

Габдулхаков Валериан Федорович

*Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, 420008, Казань, Кремлевская, 18

Реферат

определить личную готовность российских педагогов к работе с детьми в игровой форме. Эта проблема актуальна для России и недостаточно изучена. Традиционный стереотип русского учителя был связан со строгостью и требовательностью. Жестокое обращение с детьми (в виде наказания, даже физического) неофициально считалось нормой в семейном воспитании. Отдельные случаи жестокого обращения с детьми в семьях и детских садах можно наблюдать и сегодня. Педагогическое сотрудничество, ранее признававшееся в XIX90-е годы отпугивали воспитателей нарушениями педагогической этики и такта, часто граничащими с фамильярностью и непрофессионализмом.

В новом стандарте дошкольного образования 2013 года особое внимание уделяется использованию игр как ведущему виду деятельности детей. Оно актуализировало такие педагогические качества, как самосознание, эмпатия, сотрудничество и др. В результате познавательное развитие детей стало отходить на второй план. Российские школьные стандарты и программы не такие строгие, как в детских садах. Вот почему школы пока не хотят идти навстречу детским садам; вместо этого они выдвигают свои требования к дошкольным учреждениям (в том числе к уровню познавательного развития детей), и последние вынуждены под них подстраиваться.

Одной из форм такой адаптации является дидактическая игра. Исследования показывают, что в детских садах игра проводится под строгим контролем воспитателя. Следовательно, она теряет свою свободу и не обеспечивает самореализации ни педагогу, ни ребенку. Более того, существует разное восприятие игры среди представителей разных религий. Например, население Поволжья (Казань) состоит из русских, татар, чувашей, марийцев. Религиозная и национальная самоидентификация этих народов находится на подъеме. Некоторые из них полностью одобряют игры, а другие нет.

© 2016 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/4.0/).

Рецензирование под ответственность оргкомитета ВОДМ 2016.

Ключевые слова: Стандарт дошкольного образования, жестокое обращение с детьми, игровая деятельность, готовность воспитателя к игре, дидактическая игра.

1. Введение

* Габдулхаков Валериан Федорович. Тел.: 89050260544 Адрес электронной почты: [email protected]

1877-0428 © 2016 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/).

Рецензирование под ответственность оргкомитета ECCE 2016. doi:10.1016/j.sbspro.2016.10.188

В 2013 г. в России утвержден новый стандарт дошкольного образования (Федеральный стандарт 2013 г.). Реализация стандарта предполагает использование игр в образовательном процессе. Акцент на игровой деятельности как ведущем виде деятельности был признан в системе дошкольного образования России еще в XIX в.20-е и 30-е годы с публикацией работ Л. Выготского [1]. Однако лишь много позже практика дошкольного воспитания с этих позиций обрела концептуальную основу.

Культурно-историческая концепция Л. Выготского стала методологической основой определения игры как ведущего вида деятельности дошкольников [1].

Игра признана ведущим видом детской деятельности: она содержит культурный код развития ребенка [2]. Таким образом, игра может активизировать изменение деятельности ребенка, вывести ребенка во внешний (или коллективный) план, ускорить процессы интериоризации, активизировать интеллект и эмоции. Различные аспекты игры и подготовки к ее проведению описаны в ранее опубликованных материалах [3], [4], [5].

Необходимость игры в дошкольном и школьном возрасте признавалась многими российскими учеными-педагогами ХХ века [6], [7], [8] и др. Однако на самом деле неофициальной нормой были жестокость и жестокое обращение с детьми. Они существовали в виде различных наказаний как в семье, так и в детских садах. Взрослые могли подвергнуть ребенка физическому наказанию, запереть его в комнате и т. д. Лишь в 2013 г. особый статус детства и упор на игровую деятельность были признаны и закреплены в ФГОС ДОУ. Образование

Европейская система дошкольного образования также не осознавала необходимость игровой деятельности до тех пор, пока Л.С. Появились работы Выготского, но на практике идея была реализована в детских садах намного раньше, чем в России. В настоящее время эта деятельность определяет содержание и цели воспитания в детских садах многих стран [10], [11], [12], [13].

1.1. Задачи исследования:

— анализ концептуальных основ дошкольного образования в России;

— определить степень популярности игровой деятельности в детских садах;

— определить особенности игровой деятельности в детских садах;

— определить проблемы и перспективы развития игровой деятельности.

2. Материалы и методы

Материал для исследования предоставлен детскими садами г. Казани (столица Республики Татарстан, Российская Федерация). Работа проводилась в период с 1990 по 2015 г. Методы исследования включали наблюдение, анализ, математическую обработку эмпирических данных, проектирование технологий игровой деятельности.

3. Результаты и обсуждение

В российском стандарте принята новая концепция — концепция детства, согласно которой ребенок должен жить (или переживать) мир детства в дошкольный период. Мир детства — это игра. Ребенок учится воспринимать окружающий мир через игру. Сегодня учителя не должны считать ребенка маленьким учеником или работником; они должны научиться видеть в нем ребенка.

Таким образом, прежняя парадигма дошкольного образования была ориентирована на личность ребенка как сознательной личности и будущего работника. Новая парадигма развивает философию детства, где одновременно

культурно-исторические и деятельностные понятия актуальны [14]. Способ реализации этих концепций лежит через игру. Если в прежних типах педагогической и детской деятельности преобладали элементы общественно-полезного труда, воспитания через труд, включения детей во взрослый мир, то в новых типах активно преобладают игровые элементы (познавательные, дидактические, социально-драматические и другие виды игр).

Проблема выявления качеств российских педагогов, определяющих их личностную готовность к работе с детьми в игровой форме, весьма актуальна, хотя и малоизучена. Традиционному стереотипу русского воспитателя присущи такие черты, как строгость, требовательность и даже неприступность (воспитатель в определенной мере должен был дистанцироваться от детей). Сотрудничество, получившее официальное признание в 90-е годы, часто отпугивало педагогов из-за педагогической этики, нарушения такта и ассоциировалось с фамильярностью и непрофессионализмом.

Принятие нового стандарта дошкольного образования актуализировало такие качества педагогов, как самосознание, эмпатия, сотрудничество и др. Если в 90-е годы эти качества считались формой новаторского и нетрадиционного подхода к образованию, то сегодня они стать нормой для каждого учителя. Иными словами, воспитатели в своей деятельности теперь должны стимулировать самореализацию ребенка. Игра становится важным инструментом самореализации ребенка. При этом воспитатели должны реализовать себя и в этой совместно организованной игровой деятельности.

3.1. Игровая деятельность в российских детских садах

Нельзя сказать, что до принятия стандарта все воспитатели были суровы и неспособны организовать игру. На протяжении нескольких лет мы проводили опросы среди воспитателей детских садов. Ежегодно опрашивалось около 800 учителей. Им был задан один вопрос: «Используете ли вы игровые формы в воспитательном процессе в вашем детском саду? Если ответ был утвердительным, то сколько времени в процентном соотношении занимают эти формы на ваших занятиях? Таблица 1 и диаграмма 1.

Таблица 1. Игровая активность в российских детских садах

Годы 1990 1995 2000 2005 2010 2015

% 12 10 11 17 25 36

Как видно, начиная с 1990-х гг. доля игровой деятельности в российских детских садах неуклонно росла: с 10% в 1995 г. до 36% в 2015 г. Но в целом доля незначительна и, по мнению респондентов, большая часть занятий продолжает проводиться традиционно (как образовательный класс).

Кроме того, есть еще один вопрос, вызывающий много споров: что такое игра? Практики-педагоги относят к ее части любые развлечения, за исключением дидактической и социально-драматической игры. Не все игровые занятия носят познавательный характер, многие из них носят развивающий, спортивный, оздоровительный характер, а некоторые выполняют функцию релаксации.

3.2. Качество дошкольного образования

Для оценки качества дошкольного образования необходимо ответить на вопрос, может ли игра заменить традиционное образование и какая форма лучше — традиционная (учебный класс) или новая (игровая). )?

А. Вандерхейден указывает на то, что традиционные измерения ребенка носят избирательный и слишком красочный характер [15]. Именно поэтому программная диагностика в последние несколько лет приобрела большую популярность. При этом обучение может быть как традиционным (как занятие), так и новым (как игра).

После принятия в России стандарта 2013 г. был объявлен мораторий на оценку качества дошкольного образования, который официально закончился с 1 января 2015 г., но фактически продолжается до сих пор: четкие критерии и показатели оценки еще не выработаны . Но многих беспокоит качество дошкольного образования, и оно продолжает оцениваться самими педагогами, заведующими детскими садами, инспекторами, учеными. Казалось бы, самая важная оценка исходит от родителей и широкой общественности, а не от ученых.

Родители обычно оценивают качество по трем показателям:

1) Нравится ли ребенку пребывание в детском саду?

2) Страдает ли ребенок какими-либо заболеваниями во время пребывания в детском саду?

3) Сможет ли он/она хорошо учиться в школе после окончания детского сада?

Игра делает пребывание ребенка в детском саду радостным и счастливым, что вполне устраивает его родителей. Но если после игровой деятельности ребенок оказывается плохо подготовленным к школе, то преклонение родителей перед детским садом прекращается, и детский сад приобретает дурную славу не только среди родителей, но и среди широкой общественности.

Российские школьные стандарты и программы не такие открытые, как в детских садах. В 2014 году Л.В. Занкова развивающая программа исключена из списка федеральных программ (Заньков, 1975). Эта программа (скорее всего, единственная из них) обеспечивала преемственность между детскими садами и школами в части использования игр как основного вида деятельности. Именно поэтому школы пока не идут навстречу детским садам, они направляют запросы в дошкольные образовательные учреждения, которые должны их учитывать и учитывать.

В то же время на качество дошкольного образования большое влияние оказывают его этническая, региональная и религиозная специфика. Российская педагогическая наука их не увидела, а широкая общественность и средства массовой информации начинают бить тревогу. Участились случаи, когда дети становятся заложниками религиозных конфликтов взрослых (даже если педагоги остаются верны социальной направленности образования, родители могут придерживаться религиозных, сектантских и иных взглядов).

3.3. Этнические и региональные особенности дошкольного образования в России

Этнические и региональные особенности образования во многом связаны с проблемами поликультурного общества [16], [17]. В России усиливалась религиозная и национальная самоидентификация. Это создает множество проблем в организации дошкольного образования.

Большое значение имеет проблема латентно выраженной агрессии на почве этнических различий. В российских дошкольных учреждениях много педагогов, движимых скрытой национальной агрессией [18].

В последние годы наблюдается сильный всплеск национальной самоидентификации и религиозной нетерпимости. Только в 2014 году в Татарстане было пресечено 9 терактов на почве национальной вражды и религиозной нетерпимости. Национальная идентичность татарского народа в настоящее время претерпевает изменение своего культурного кода. Этот код раньше был связан с именами двух национальных поэтов — русского — Пушкина и татарского — Тукая. Сегодня этот код все больше наполняется историко-культурным смыслом и связывается с Булгарией, древней столицей татарских булгар в XII-XIII вв. (сейчас это центр паломничества татар со всего мира) и с названием поэта Кул Шарифа (умершего при взятии Казани Иваном Грозным в середине XVI века, в память о котором в центре Казани была построена мечеть джаме), с именем писателя Гаяза Исхаки (эмигрировавшего в Турцию, чтобы связаться с Гитлером и попытаться создать независимую республику «Идель-Урал» в районе Среднего Поволжья и Урала во время Второй мировой войны).

Изменение кода культуры влияет на воспитательный процесс в детском саду через родителей детей. Наш опрос показал, что жители Поволжья считают, что все они разбираются в проблемах образования и образование не имеет значения, когда мы обсуждаем вопросы предотвращения агрессии по национальному признаку [18].

Характерной чертой этноконфессиональной специфики Поволжья являются различные представления об играх: татары-мусульмане расценивают некоторые игры как оскорбление Бога. Вот почему необходимо при планировании игр избегать, по возможности, игр с картинками и правильно проводить социально-драматические игры, включающие элементы, которые могут быть неверно истолкованы православными мусульманами.

Однако особых ограничений в проведении игр дидактического типа мы не видим. К ним можно отнести игры, предполагающие эксперименты со сказками, предметами окружающего мира (песок, трава, камень, вода, воздух и др.), игру слов (с акцентом на свойствах и характеристиках предметов). Некоторые театрализованные игры (драматизационные игры, настольный театр, кукольный театр и т. д.) могут иметь воспитательное значение. В этом случае важно превратить познавательный шаг не в образование, а в «ловушку памяти» для ребенка, в радость бессознательного открытия.

4. Методические указания

Дошкольный возраст в России составляет от 6 до 7 лет. В некоторых западноевропейских странах пятилетние дети идут в школу. В России дети этого возраста до сих пор ходят в детские сады. Традиционно российские дети идут в школу в возрасте 6-7 лет. Не следует приравнивать детей этого возраста к детям 4-5 лет. Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) должны более интенсивно заниматься дидактическими играми. Преобладающие в последнее время в российской образовательной практике оздоровительно-оздоровительные игры ослабляют познавательную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе.

Литература

[1] Выготский Л.С. История высших психических функций. Москва. 1931.

[2] Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. 1979 [in English]

[3] Габдулхаков В. Персонификация поликультурного образования в вузах России (Анализ

подготовки специалистов для детских садов) Труды — Социальные и поведенческие науки. Третья ежегодная

Международная конференция «Дошкольное воспитание и образование», том 146, 25 августа 2014 г., стр. 129— 133.

[4] Габдулхаков В. Проблемы формирования языковой личности в России (Анализ языковых процессов и педагогических технологий) Труды — Социальные и поведенческие науки. Третья ежегодная международная конференция «Дошкольное воспитание и образование», том 146, 25 августа 2014 г., страницы 158-162.

[5] Габдулхаков В. Поликультурное языковое развитие дошкольников в России Труды — Социальные и поведенческие науки. Третья ежегодная международная конференция «Дошкольное воспитание и образование» Том 146, 25 августа 2014 г., страницы 222-225.

[6] Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Собрание сочинений в четырех томах. Москва. 1987.

[7] Сухомлинский В.К. Методы коллективно-группового воспитания. Москва. 1981 [in English]

[8] Заньков Л.В. Образование и развитие. Москва. 1975.

[9] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155). [на русском]

[10] Хантер В. От политики к практике?: Реальность игры в классах начальной школы в Северной Ирландии. Международный журнал дошкольного образования, том 22, номер 1, 2 января 2014 г., стр. 19–36 (18).

[11] Хойт, Торр, Деготарди Создавая притворство и делясь дружбой: модальные выражения в детской игре. Международный журнал дошкольного образования, том 23, номер 1, 2 января 2015 г., стр. 17–30 (14).

[12] Ньето С. Утверждение разнообразия: социально-политический контекст поликультурного образования / С. Ньето. Бостон: Пирсон Аллин и Бэкон. 2004. 464 стр. 9.0005

[13] Тидт, П.Л. Мультикультурное обучение: справочник мероприятий, информации и ресурсов / П.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *