Деление звуков на согласные и гласные: Классификация звуков русского языка | Логопед

Тема 2. Признаки и классификация звуков речи

Контрольный вопросник

1. Что такое артикуляция? Из каких элементов она складывается?

2. На каких артикуляционно-акустических различиях основано деление звуков речи на гласные и согласные?

3. На какие типы делятся звуки речи акустически? Что кое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных?

4. Что такое признаки звуков (звуковые признаки)?

5. Перечислите типы артикуляционных признаков согласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

6. Перечислите типы признаков гласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?

7. Какие бывают согласные звуки по месту образования

преграды?

8. Как делятся согласные звуки по характеру преграды?

9. Как можно разделить согласные по способу образования звука?

10. Что такое аффриката? Что общего между аффрикатами и взрывными звуками; аффрикатами и фрикативными?

11. Какую роль при произнесении согласных играет маленький язычок?

12. Какое значение имеет дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому нёбу?

13. Что такое палатализация звука?

14. На какие группы делятся переднеязычные согласные?

15. На чем основано деление согласных на звонкие и глухие?

16. С чем связано деление гласных звуков по ряду?

17. С чем связано деление гласных звуков по подъему?

18. Как называются гласные, при произнесении которых губы вытягиваются или округляются?

19. Объясните выражения «открытый гласный», «закрытый гласный». С чем (с каким типом признаков) связана такая характеристика звуков?

20. Что значит «узкий гласный», «широкий гласный»? Как иначе можно охарактеризовать те же звуки?

21. Как называются гласные, произносимые со скользящей артикуляцией?

22. Что такое дифтонг?

23. Что такое полугласный? Какие полугласные вам известны?

24. Что такое лабиализация звука?

25. Какова роль нёбной занавески при произнесении звуков?

26. Что такое назализация звука?

27. Как создается тембр звука?

28. Какие из названных типов звуков — гласные, звонкие согласные, глухие согласные — произносятся с большей силой выдоха, какие —с меньшей? Чем объясняется эта разница?

Практические задания

1. Приведите примеры звуков, имеющих: а) одинаковую экскурсию и разную рекурсию; б) разную экскурсию и одинаковую рекурсию. Назовите тип, к которому принадлежит каждый из этих звуков. Какими звуковыми признаками различаются они внутри каждой пары?

2. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) шумный, губно-зубной, щелевой звонкий, мягкий;

б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый;

в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый;

г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;

д) шумный, переднеязычный, нёбный, фрикативный, звонкий;

е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий;

ж) сонорный, переднеязычный, нёбный, дрожащий, мягкий;

з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий;

и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.

3.

Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

г) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

д) среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

е) переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.

4. Определите, о гласных или согласных звуках идет речь, если указаны следующие признаки, и назовите звуки:

а) передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный;

б) переднеязычный, зубной, фрикативный, звонкий;

в) губно-губной, смычно-носовой;

г) средний ряд, средний подъем, нелабиализованный;

д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиализованный.

5. Дайте полную характеристику следующим звукам:

а) [д, з, м, х, н, б];

б) [в, ц, г, ж, к, л, ш];

в) для отделения немецкого языка — [t, h, pf, r, ŋ];

г) для отделения английского языка — [θ, ŋ, d, w, r];

д) для отделения французского языка — [1, r, 3, q, h]

6. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах (надо учитывать звуки, а не буквы, т.е. анализировать то, что произносится, а не то, что написано). При анализе иностранных слов пользуйтесь транскрипцией:

а) яма, ехать, чай, ошибка, несчастье, еж, день, лист, фильм;

б) knife, thing, yes, jump, leave, weather, poor, climb, chief;

в) singe, Nacht, nicht, Pferd, Tee, Zunge, gehen, Achtung;

г) beaucoup, rien, gagner matin, loi, garcon, conseil, jour

7. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

A. а) согласный переднеязычно-зубной (то же, что переднеязычный, зубной), взрывной, звонкий, твердый;

б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

в) согласный сонорный, губно-губной, носовой, твердый.

Б. а) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б) согласный переднеязычно-нёбный (то же самое, что переднеязычный, нёбный), фрикативный, глухой, твердый.

B. а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий, твердый;

б) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

Г а) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий;

б) согласный сонорный, губно-губной носовой, твердый;

в) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

Д. а) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, твердый;

б) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

в) согласный сонорный, переднеязычно-нёбный, вибрант, твердый;

г) гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

д) согласный заднеязычный взрывной, глухой, твердый.

Е. а) согласный переднеязычно-нёбный, смычно-щелевой, глухой, мягкий;

б) гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;

в) согласный переднеязычно-зубной, фрикативный, глухой, мягкий;

г) согласный переднеязычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий.

Принципы классификации звуков. Гласные звуки и их классификация — Студопедия

Поделись  

Принципы классификации звуков. Наиболее фундаментальным делением звуков является их деление на гласные и согласные (это – языковая универсалия). Различие гласных и согласных имеет артикуляционно-акустическую природу. Звуки могут вообще образовываться двумя путями: 1) колебание голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха – ср. пение; они создают музыкальный тон звука, или голос; 2) шум, негармонический звук, образуемый в результате преодоления струей воздуха различных препятствий. Соотношение голоса и шума – есть ДП для гласных и согласных, а также ДП для дальнейшего членения согласных. Система гласных звуков называется вокализм, согласных – консонантизм.

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых участвует только голос, без шума. Различительные же признаки гласных основываются на том, как меняется в ротовой полости – резонаторе положение органов речи, в нашем случае – губ и языка, придающих звуку разную окраску. Это звуки речи, основной функциональной особенностью которых является их роль в слогообразовании: гласный всегда образует вершину слога, является сонантом.

Гласный — звук речи, при произнесении которого преобладает голос, или музыкальный тон. Не случайно и сам термин «гласный», равно как и соответствующие термины в других языках, связан со словом «голос». Гласный звук образуется в гортани благодаря вибрации голосовых связок и представляет собой музыкальный тон, на который наслаиваются особые характерные тоны (обертоны), образуемые в надгортанных полостях — в полости глотки и главным образом в полости-рта, которые придают звуку свой специфический тембр, свое качество.

Подчеркивая отличие гласных от согласных, обычно отмечают следующие условия образования гласных звуков: свободный проход воздушной струи в ротовую полость (гласные — «ртораскрыватели»), меньшую силу воздушной струи, разлитую (равномерную) напряженность речевых органов при произнесении гласных звуков, неучастие носовой полости, участие только голосового источника.

При артикуляционной классификации гласных учитывают положение языка — степень подъема языка по направлению к твердому небу и его продвинутость вперед или назад в полости рта и губ, а также участие губ в образовании резонатора. Для гласных русского языка существует три дифференциальных признака.

1) Ряд: тот участок языка, который участвует в образовании резонатора; по сути, это место подъема языка в полости рта. Язык условно делится на три участка – передняя часть языка, средняя и задняя: по продвинутости гласные делятся на гласные переднего ряда (палатальные), гласные передне-среднего ряда (центральные), средне-заднего ряда, заднего ряда (велярные)

2) Подъем: это уровень, степень подъема языка в образовании резонатора. Условно делим на три степени – высокая степень подъема, средняя и низкая. По подъему различают гласные верхнего (высокие, узкие диффузные) и неверхнего подъема (компактные) — среднего или низкого (низкие, открытые, широкие).

3) Лабиализация: дополнительное участие губ в образовании резонатора (лат. Labium – ‘губа’). По работе губ гласные бывают огубленные (лабиализованные, бемольные) гласные, при образовании которых губы округляются и выпячиваются, и неогубленные (нелабиализованные), при артикуляции которых губы не играют активной роли.

При произнесении гласных верхнего подъема спинка языка высоко поднимается к нёбу. При произнесении гласных нижнего подъема язык поднимается в минимальной степени. При произнесении гласных среднего подъема спинка языка слегка поднимается к нёбу. При произнесении гласных переднего ряда тело языка продвигается вперед, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении гласных среднего ряда средняя часть спинки языка поднимается к среднему небу. При произнесении гласных заднего ряда тело языка отодвинуто назад, к мягкому небу.

В русском языке в позиции под ударением, независимой от качества соседних согласных выступает шесть гласных. Артикуляционные их характеристики по подъему: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема [э], [о]; гласный нижнего подъема [а]; характеристики по ряду: гласные переднего ряда [и], [э]; гласные заднего ряда [у], [о]; гласный передне-среднего ряда [ы] (начинаясь, как гласный непереднего ряда, он обычно заканчивается как передний), гласный среднего ряда [о], который иногда относят к заднему ряду.

В безударных позициях выступают гласные верхне-среднего подъема ([эн] в ш[э»]птатьпередне-среднего ряда и [э»] в п[э»]так, [ь] в п[ь]тачокпереднего ряда) гласный среднего ряда среднего подъема ([ъ] в с[ъ]довод), гласный нижнего (или средне-нижнего) подъема среднего (или средне-заднего) ряда ([Л] в с[Л]ды). Безударные гласные, произносимые при ослабленной артикуляции, более краткие, называются редуцированными в отличие от гласных полного образования.

Отметим, что реально у звуков русского языка есть еще признаки: скажем, А – долгий, а О, наоборот, – короткий. Но эти признаки в нашем языке не противопоставляют звуки друг другу (нет оппозиций), и мы их не различаем с точки зрения смысла: для русского уха одинаково звучат ДОМ и ДООМ, хотя реально это разные вещи (а англичанин, к примеру, различит долгое И в sheap‘овца’ и короткое в ship ‘корабль’, поскольку это для него разные слова, как раз и отличающиеся лишь признаком долготы/краткости).

Указанные особенности артикуляции влияют на акустические свойства гласных. Надгортанные полости, выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты, форманты гласных. При описании акустических характеристик гласных используют обычно сведения о частоте двух формант — первой и второй. Существует зависимость между частотой формант и характером артикуляции: чем более закрытый гласный, тем ниже частота первой форманты, чем более задний гласный, тем ниже частота второй форманты. Огубленность понижает частоту и первой и второй форманты. Наиболее низкой частотой первой форманты характеризуются гласные верхнего подъема [и], [ы], [у], наиболее высокая частота первой форманты у гласного нижнего подъема [а]. Наиболее высокая по частоте вторая форманта у гласного переднего ряда [и], наиболее низкая — у огубленного гласного заднего ряда \у\.



2.5 Звучность, согласные и гласные – Основы лингвистики

Глава 2: Воспроизведение звуков речи

Звучность связана с тем, сколько акустической энергии имеет данный звук речи. Лингвисты делят звуки речи на три большие категории: гласные, согласные и плавные, в зависимости от их звучности.

Проверь себя

1. Какой звук первый в слове раннее ?

  • Гласная.
  • Скольжение.
  • Звонкий согласный.
  • Глухой согласный.

2. Какой звук первый в слове младший ?

  • Гласная.
  • Скольжение.
  • Звонкий согласный.
  • Глухой согласный.

3. Какой звук первый в слове зима ?

  • Гласная.
  • Скольжение.
  • Звонкий согласный.
  • Глухой согласный.

Ответы


Видео сценарий

Помните, что воспроизведение звуков речи происходит в три этапа. Процесс начинается с дыхания, когда воздух поднимается из легких. Фонация происходит в гортани, где голосовые связки могут вибрировать или не вибрировать, создавая голос, а затем мы используем рот, челюсть, губы, зубы и язык для формирования звука, который называется артикуляцией.

В фонетике мы классифицируем звуки по способу их образования, а также по акустическим свойствам звуков. Основное акустическое свойство, которое нас интересует, называется звучность . Звучность связана с количеством акустической энергии , которой обладает звук. Простым примером этого является то, что громкий звук более звонкий, а тихий звук менее звонкий. Но звучность — это не только громкость. Звуки, издаваемые большим потоком воздуха из легких и вибрацией голосовых связок, являются звонкими звуками. Звуки, которые имеют меньший поток воздуха или не имеют голоса голосовых связок, имеют меньшую звучность. Эти две части информации, звучность и артикуляция, позволяют нам сгруппировать звуки в три широкие категории.0005

Мы произносим гласных  с совершенно открытым голосовым трактом и обычно с вибрацией наших голосовых связок, поэтому гласные обладают большой акустической энергией: они звонкие. Гласные звуки могут продолжаться долго: если вы поете, когда вы держите ноту, вы держите ее на гласных. Произнесите несколько гласных звуков и обратите внимание, как вы можете удерживать их в течение длительного времени: «ааааа ииииии ууууу».

Звуки, которые мы называем согласными  , — это звуки, в которых мы используем наши артикуляторы, чтобы полностью или частично заблокировать речевой тракт. Поскольку голосовой тракт несколько затруднен, из легких поступает меньше воздуха, поэтому эти звуки менее энергичны, менее звучны и обычно короче гласных. Согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

Существует также промежуточная категория, называемая скользящими , которые обладают некоторыми свойствами гласных и некоторых согласных. Речевой тракт свободен для скольжения, как и для гласных, но они короче и менее звонкие, чем гласные. Мы узнаем больше о скольжении, когда более подробно рассмотрим гласные.

Это акустическое понятие звучности играет роль в каждом языке мира, потому что произносимые слова организованы вокруг свойства звучности. Каждое произносимое слово состоит из одного или нескольких слогов. Вы, наверное, знаете, что слог  похож на удар в ритме слова, поэтому вы знаете, что мяч имеет один слог, корзина  два слога, а велосипед  три.

Но что такое слог в фонетическом смысле? Слог – вершина звучности, окруженная менее звонкими звуками . Это означает, что слог состоит из гласного или какого-либо другого очень звучного звука, с некоторыми менее звучными звуками перед ним и после него, обычно скользящими и согласными. Самый звонкий звук, вершина звучности, называется 9.0062 ядро ​​ слога.

Оглядываясь назад на эти слова, мы видим, что слово ball содержит звонкий гласный звук [ɑ] с двумя менее звонкими согласными, [b] и [l] по бокам от него. Точно так же корзина имеет два гласных звука [æ] и [ɪ], с согласными [b] перед первым слогом, [sk] между двумя гласными и [t] после второго гласного. Угадайте, какие гласные и согласные звуки в слове велосипед ? Помните, что письменные буквы не обязательно отображаются непосредственно на звуки речи!

Гласных, часть 1 – Повторяющаяся опечатка

В фонетике и фонологии существует важное различие между звуками, которые можно разделить на две категории: согласных и гласных . Однако в этом посте я сосредоточусь на втором, который некоторые считают более проблематичным, делении. Итак, что такое гласные? Во-первых, это, вероятно, не просто гласные ( a , e , i , или , 9).0013 u ) вас учили в школе. Это одна из больших проблем при обучении звуковым системам языка с такой укоренившейся системой письма, как в английском, особенно когда существует большой разрыв между звуками, которые вы произносите в речи, и представлением звука в орфографии. Приведем простой пример: сколько различных гласных содержится в bat , bet , arm и say ? Ну, если бы вы учились в школе, то типичным ответом было бы два: и и и . На самом деле, с фонологической точки зрения, есть четыре разных гласных: [æ], [e], [ɑː], [eɪ]. То, что гласных звуков отличаются от гласных букв , легко понять. Трудность возникает при предоставлении рабочего определения. Итак, еще раз спрашиваю:

Что такое гласные?

Одна общепризнанная точка зрения исходит из фонетической точки зрения, согласно которой гласные — это звуки, «в которых нет препятствий для потока воздуха, проходящего от гортани к губам» (Roach, 2009). , стр. 10). Хорошо, это кажется достаточно честным анализом, с такими гласными, как ах! [ɑː] и о! [oʊ] с беспрепятственным обзором. Между тем, такие согласные, как [s] и [d], как в словах стоп и собака , совершенно явно препятствуют прохождению воздушного потока через рот. Однако бывают случаи, когда согласные произносятся без особого сужения голосового тракта. Аппроксимации [j] и [w] являются хорошей иллюстрацией этого: попробуйте сказать да и мокрый чтобы увидеть, что я имею в виду под явным отсутствием препятствий. Это приводит нас к конфликту между фонетическим определением гласного (звук, воспроизводимый без сужения голосового тракта) и фонологическим определением (гласные образуют ядро ​​слога). В приведенном выше примере да и влажный фонетически подобны гласным, но они удовлетворяют фонологическим критериям согласных в том, что образуют начало слога. Опять же, есть проблемы с принятием фонологического определения вместо фонетического, например, слогового 9. 0013 l , но эти проблемы я раскрою в посте о слогах.

Таким образом, кажется, что более экономным является определение, в котором «наиболее важным различием между гласным и согласным является не способ их образования, а их различное распределение» (там же, стр. 11). Лингвисты также хотят знать, чем гласные отличаются друг от друга. Полезным разграничением является рассмотрение относительной формы и положения языка:

Полезно упростить очень сложные возможности, описав только две вещи: во-первых, расстояние по вертикали между верхней поверхностью языка и нёбо и, во-вторых, часть языка, между передней и задней, которая наиболее приподнята.

Например, гласная [æ] в cat, bat или pat считается гласной открытого переднего ряда : то есть это гласная, в которой большое расстояние между поверхностями языка и нёба (отсюда открытый ), при этом язык находится выше в передней части рта. Четырехугольник ниже показывает то, что известно как кардинальных гласных . Гласные здесь не соответствуют напрямую какому-либо конкретному языку; вместо этого они являются ориентиром для диапазона гласных, которые может произносить человеческий голосовой аппарат. Такая классификация звуков полезна для описания, классификации и сравнения гласных в разных языках и внутри них. Спаривание гласных просто соответствует округленность : гласные в левой части пары неокругленные , а справа округленные . Итак, вернемся к нашему примеру [æ]: на самом деле это (почти) открытый неокругленный гласный переднего ряда .

Теперь мы можем перейти к последнему разделу этого поста: коротких гласных .

Короткие английские гласные

Как вы узнаете из следующих постов: длина гласных ограничена контекстом, в котором они используются. Однако для наших текущих целей мы можем рассматривать гласные звуки изолированно, как различающиеся по своей длине. В английском языке шесть кратких гласных: [ɪ], [ɛ], [æ], [ʌ], [ɒ], [ʊ]. Много заимствований из блестящей книги Питера Роуча, Английская фонетика и фонология , сейчас я покажу контекст, в котором появляются эти гласные звуки (вместе с транскрипцией):

  • [ɪ] (примеры слов: бит /bɪt/, пин /pɪn/ , рыба /fɪʃ/).
  • [ɛ] (примеры слов: bet /bɛt/, me n /mɛn/, yes /jɛs/)
  • [æ] (примеры слов: летучая мышь /bæt/, человек /mæn/, газ /gæs/)
  • [ʌ] (примеры слов: резать /kʌt/, приходить /kʌm/, спешить /rʌʃ/)
  • [ɒ] (примеры слов: горшок / pɒt /, ушел / gɒn /, крест / krɒs /)
  • [ʊ] (примеры слов: положить /pʊt/, потянуть /pʊl/, нажать /pʊʃ/)

Есть еще одна краткая гласная, которую я еще не упомянул, известная как schwa [ə].

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *