Конспект занятия для детей 5-7 лет. Развитие зрительного гнозиса Цвет
Введение в цветовой круг
Цветовой круг — основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.
Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.
Основные цвета
Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.
Вторичные цвета
Вторичные цвета — это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.
Третичные цвета
Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.
Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.
Цветовой круг или искусство смешения цветов
А Вы знакомы с цветовым кругом? Этот инструмент широко используется лицами творческих профессий: дизайнерами, архитекторами, флористами и т.д. Но, если разобраться, то это очень удобный и доступный механизм смешения цветов, подбора цветовых сочетаний в одежде, интерьере… А объяснив ребенку, как пользоваться цветовым кругом, можно разнообразить и сделать более интересной совместную творческую деятельность.
В настоящее время существует несколько вариантов цветовых кругов, но наиболее распространенным является восьмисекторный, который включает в себя четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и четыре «промежуточных» (оранжевый, голубой, фиолетовый и пурпурный):
Цветовой круг или искусство смешения цветов
Однако, наиболее удобным для работы с детьми, на мой взгляд, все же является 6-секторный или 12-секторный круг Ньютона:
Цветовой круг или искусство смешения цветов
Имея в арсенале всего три вида краски — желтый, синий и красный, можно создать собственный цветовой круг с ребенком. Суть круга состоит в том, что при смешении двух рядом стоящих первичных цветов, мы получаем соответствующий вторичный (ну, например, смешав первичные цвета «желтый» и «красный» мы получаем вторичный «оранжевый»). Если Вы хотите создать 12-секторный круг, то аналогичную работу необходимо проделать и для получения третичных цветов (желто-зеленого, желто-оранжевого, красно-оранжевого, красно-фиолетового (пурпурного), фиолетово-голубого, и зеленовато-голубого).
На круге удобно показать ребенку, какие цвета являются теплыми, какие холодные (сине-фиолетово-зеленая цветовая гамма — холодные цвета, красно-оранжево-желтая — теплая).
Само создание такого круга поистине захватывающее занятие. Тем более, цветовой круг может быть выполнен как красками, так, например, и пластилином, тестом для лепки, нитками, крупами и т.д. и т.п.
Цветовой круг или искусство смешения цветов
В качестве основы для круга можно выбрать как бумагу, так и воспользоваться отрезом лимона, например:
Цветовой круг или искусство смешения цветов
Безумно красиво смотрится природный цветовой круг из листьев деревьев соответствующих цветов:
Цветовой круг или искусство смешения цветов
А создав цветовой круг на картоне, можно превратить его в развивающую игрушку:
Цветовые Сочетания
Цветовая Гармония — основные приемы создания цветовых схем
Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.
Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.
Основные цветовые схемы
Комплементарные или дополнительные цвета
Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.
Классическая триада
Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.
Аналоговая триада
Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.
Контрастная триада (сплит — дополнительных цветов)
Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.
Тетрада — сочетание четырех цветов
Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.
Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.
Основы цветовой теории
В наше время для творчества мы имеем обширную палитру цветов. В нее входят миллионы оттенков. Всё это подарила нам цифра: компьютеры, графические планшеты, фотокамеры и т.д. О таких возможностях люди прошлых веков могли только мечтать.
Но возникла проблема — как разобраться среди всего этого многообразия. Как правильно использовать цвета и смешивать их друг с другом? Какими правилами руководствоваться? Давайте разбираться.
Что такое цвет?
Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения.
Воспринимаемые нами цвета тел представляют субъективную характеристику света, так как эти цвета существенно зависят от свойств глаза. Объективной же характеристикой остается спектр частот, соответствующий сложному отраженному свету. Со школьного курса физики мы знаем про оптику. Этот раздел изучает природу света, его свойства, законы, связанные с его распространением. Благодаря открытию оптики мы знаем, что с помощью призмы можно расщепить белый луч света на целый спектр цветов.
Отсюда следует: Цвет — свойство света.
И еще важный вывод: При взаимодействии с предметом часть спектра будет поглощаться
Спектр и цветовой круг
Среди всех электромагнитных волн видимый свет занимает крайне маленькое пространство.
Но его спектр содержит огромное количество цветов.
Ключевые цвета спектра:
- Красный
- Оранжевый
- Желтый
- Зеленый
- Голубой
- Синий
- Фиолетовый
Именно эти цвета и входят в палитру так называемого “цветового круга”. Он состоит из красного, зеленого и синего цвета (RGB).
Упрощенный вариант:
Вариантов изображения цветового круга великое множество, так что можете выбрать наиболее симпатичный для вас.
Но цветовой круг может включать в себя и другие основные цвета. Как например в модели CMYK (основные цвета — фиолетовый, желтый, голубой).
Отличие моделей RGB и CMYK еще в типе смешивания: в RGB смешивание всех цветов дает белый цвет (он в середине), а в CMYK-модели конечный цвет смешивания — черный. CMYK наиболее удобен при работе с реальными красками, а не с цифрой.
Двенадцатеричный цветовой круг / Цветовой круг Йоханнеса Иттена
Двенадцатеричный цветовой круг — классический. Он помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации из двух, трех, четырех и более цветов. Круг разделен на 12 частей:
Основные цвета — желтый, синий и красный. Дополнительные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Между основными и дополнительными оттенками есть переходные цвета (называются по имени основного и дополнительного цвета).
В круге есть разделение на холодные/теплые оттенки:
Теплые — ближе к таким цветам как: оранжевый и желтый. Холодные — ближе к синему цвету.
Ключевые параметры цвета: Оттенок/Насыщенность/Яркость
- Оттенок — разновидность цвета из цветового круга.
- Насыщенность — интенсивность определенного тона. От полного отсутствия до максимальной интенсивности.
- Яркость/Осветление — градиент от наиболее яркой точки к более темной.
Возникает вопрос: зачем мы так долго разбирали этот самый “цветовой круг” и для чего он нам нужен?
Именно он и является тем самым инструментом, с помощью которого мы в дальнейшем будем определять цветовые гармонии.
О них сейчас и пойдет речь.
Цветовые гармонии Монохром
Начнём с самого простого варианта — монохром. Использование только одного цвета, всех его оттенков, тональностей и теней. Например, синего (как на первой картинке).
Рекла
Рекла
Аналогичные цвета
Используются те цвета, что находятся рядом друг с другом в цветовом круге: два или три цвета.
Несколько примеров:
Комплиментарные/противоположные цвета
Самая распространённая гармония, основана на контрасте двух удаленных или предельно удаленных цветов. На цветовом круге они расположены друг напротив друга.
Комплиментарные цвета часто используются в кино:
В живописи:
Четыре гармоничных цвета
Это сдвоенные комплиментарные цвета — используются противоположные оттенки.
Вот несколько примеров:
Красный-зеленый, желтый-синий.
Раздельные комплиментарные цвета
Рекла
В данной гармонии цвету на одной стороне круга противостоят два на противоположной стороне.
Рекла
Гармонические триады
В этой гармонии происходит разделение на три основных цвета.
Маскирование гаммы
Маскирование гаммы — легкий способ избежать использование ненужных цветов. Для этого нужно выбрать на цветовом круге главный/доминантный цвет и дополнительные цвета (например, используя любую из цветовых гармоний). Затем соединить эти цвета (можете их выделить точками). Все те оттенки, которые находятся внутри полученной фигуры — подходят вам, а остальные лучше не использовать.
Небольшая хитрость
Рекла
Цветовой круг есть и в Photoshop. Но по умолчанию он спрятан. Как его включить? Заходим в раздел Edit — Preferences — General. В закладке “HUD Color Picker выбираем Hue Wheel. Теперь, чтобы вызвать цветовой круг выбираем инструмент кисть (brush tool) и зажимаем комбинацию клавиш: Shift + Alt + Right click (правая кнопка мыши).
Говоря о цветовых гармониях нельзя не упомянуть про тональный контраст.
Тоновый/Тональный контраст
Представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тональный контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный. Именно контраст наиболее важен для человеческого глаза. С его помощью можно выразить намного больше, чем с помощью цвета.
И последнее, о чем хочется рассказать в данной статье — композиция цвета. Что это такое и для чего используется — разберемся далее.
Композиция цвета
Композиция цвета основана на пропорции одного цвета. Помогает выделять главное и второстепенное.
Очень часто пропорциональное распределение оттенков в кадре используется в мультфильмах, кино, фотографии.
Например, на первом фото фон в оттенках коричневого, а герои в синих и белых цветах. Но выделяется синий цвет и белый, хотя коричневого в кадре больше. Это сделано для того, чтобы зритель обратил внимание на героев, а задний фон стал не так важен.
Этот прием можно встретить много где, вот ещё несколько примеров:
Используйте пропорции цвета для выделения главных объектов. Это поможет заострить внимание людей на том, что является самым важным.
Понравилась статья? Подпишись на нас в социальный сетях. Там мы регулярно оповещаем о выходе новых статей и не только
Конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе «Цветовой спектр. Смешение цветов»
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Занятие по развитию
психомоторики и сенсорных
процессов в 4 классе
Тема. «Цветовой спектр. Смешение цветов»
2018 г.
Цель. Научить детей получать новые цвета путём смешивания других цветов.
Задачи:
Образовательные:
— способствовать расширению представлений детей о получении нового цвета (оранжевого, фиолетового, зелёного, голубого) путём смешивания красок;
— упражнять в приемах смешивания красок на палитре.
Развивающие и корригирующие:
– развитие познавательного интереса детей на основе информации о предметах окружающей действительности;
— развитие словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, зрительно-слуховой памяти, внимания на основе упражнений на дифференциацию и обобщение знаний о группах цветов: основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета; формирование умения делать выводы на основе практических опытов.
Воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к занятиям, умение починяться определённым правилам;
— развитие самоконтроля (внимательное отношение к ответам товарищей).
— воспитывать дисциплинированность, познавательную потребность, интерес к предмету, аккуратность в работе с красками.
Базовые учебные действия:
Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.
Регулятивные: умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д).
Познавательные: умение слушать и формулировать ответы на вопросы.
Тип занятия: изучение нового материала
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Оборудование: краски, кисточки, чистые листы бумаги А 4, листы с раскрасками «Радуга», презентация «Цветовой спектр. Смешение цветов», бумажные салфетки,
Применяемые технологии: игровая, исследовательская, здоровьесберегающая, коллективная система обучения.
Ход занятия.
1.Разминка. Организационный момент.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина,
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
1) Дыхательная гимнастика.
2) Массаж ушных раковин. Упражнение «Полечим ушки». Цель: активизация мозговых структур мозга, улучшение зрения и слуха.
3)
Упражнение «О левой и
правой руке». Цель: Развитие общей моторики.
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть —
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)
В носу умеют ковырять –
И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
— Сядет тот, кто назовет день недели, число, сколько человек в классе, как называется предмет.
2.Актуализация прежних знаний.
— Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? (Определяли теплые и холодные цвета).
— Какие цвета вы знаете?
Посмотрите на цветовой спектр и назовите теплые и холодные цвета. Слайд 1.
— Посмотрите на картины известных художников (И.Айвазовский «Волна», И.Левитан «Золотая осень»). Сравните цвета которые они использовали. От какой картины веет теплом, от какой холодом?
— Итак, ребята, давайте закрепим знания о тёплых и холодных цветах. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Тепло – холодно». Я вам буду называть слова, а вы должны хором ответить, какое чувство вызывает у вас оно – тепло или холод.
(костёр, снеговик, снежинка, солнце, небо, дождь, аленький цветочек, вода, золотая рыбка, осенний лист).
3.Постановка темы и цели занятия
. муз. видео «Изучаем цвет»1) Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию — оранжевой,
Жёлтым одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем какого цвета
Огромная планета!
— Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня на занятии разговаривать? (ответы детей: о цвете)
Тема нашего занятия «Цветовой спектр. Смешение цветов».
— Основные цвета – это красный, синий, жёлтый. Оказывается, у красок имеется секрет: при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета.
Красный + желтый = оранжевый.
Синий + желтый = зеленый.
Синий + красный = фиолетовый.
Дети смешивают краски на листах А4 в виде пятен, кружков.
— Какие цвета отсутствуют в спектре?
Дети. Белый и чёрный.
— Верно, учёные их даже не считают цветами говорят, что они не главные, то есть не цветными или бесцветными. При их смешивании получается третий цвет – серый. Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску всегда набирают на кисть первой. А чёрный цвет, наоборот, — самый сильный, он может перекрыть любой другой, поэтому его нужно брать в последнюю очередь и добавлять в краски понемногу, очень осторожно.
(Дети смешивают чёрную и белую краски для получения серого цвета).
— А самое интересное – смешивая между собой главные и неглавные цвета (красный, жёлтый, синий, чёрный и белый), можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки исходного цвета, а при смешивании с красками чёрного можно получить тёмные тона: тёмно – красный, тёмно – зелёный, тёмно – синий и т.
д.Дети упражняются в смешивании разных красок, воспитатель обращает внимание на то, что при смешивании одних и тех же красок с белой у детей получаются разные оттенки одного и того же цвета, светлее или темнее.
4. Физкультминутка.
Танцевальная физкультминутка.
Цель: развитие зрительно-слухового восприятия, двигательной координации, умение выполнять определенный ритмический рисунок.
5. Проверка полученных знаний, закрепление материала.
— Посмотрите, пожалуйста, на спектральный круг, что он вам напоминает? Дети (Он напоминает нам радугу)
— Почему происходит такое красивое явление – радуга? Радуга появляется на небе только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи проходят сквозь дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
— Сколько цветов в радуге? (в радуге семь цветов и всегда они расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый. Голубой , синий, фиолетовый) Назовите, пожалуйста, в порядке их следования. Чтобы запомнить последовательность цветов радуги придумали такую фразу по первым буквам названий цветов: каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Задание: раскрасьте рисунок радуги в соответствии с этой фразой.
(Раскрашивание радуги)
Анализ работ обучающихся.
6. Итог. Проверка полученных знаний.
Что такое цветовой спектр? (это круг, в котором собраны разные цвета)
Какие цвета называются основными? (красный, синий, желтый)
Какие цвета называются составными? (все остальные)
Какой цвет получился при смешивании красного и желтого цвета? (Ответы детей), при смешивании желтого и синего, красного и синего.
Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. У вас получились замечательные картины.
Оценивание детей.
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
Самоанализ открытого занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе
Тема. Цветовой спектр. Смешение цветов
Цель. Научить детей получать новые цвета путём смешивания других цветов.
Задачи:
Образовательные:
— способствовать расширению представлений детей о получении нового цвета (оранжевого, фиолетового, зелёного, голубого) путём смешивания красок;
— упражнять в приемах смешивания красок на палитре.
Развивающие и корригирующие:
– развитие познавательного интереса детей на основе информации о предметах окружающей действительности;
— развитие словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, зрительно-слуховой памяти, внимания на основе упражнений на дифференциацию и обобщение знаний о группах цветов: основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета; формирование умения делать выводы на основе практических опытов.
Воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к занятиям, умение починяться определённым правилам;
— развитие самоконтроля (внимательное отношение к ответам товарищей).
— воспитывать дисциплинированность, познавательную потребность, интерес к предмету, аккуратность в работе с красками.
Базовые учебные действия:
Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы.
Регулятивные: умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д).
Познавательные: умение слушать и формулировать ответы на вопросы.
Тип занятия: изучение нового материала
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические.
Оборудование: краски, кисточки, чистые листы бумаги А 4, листы с раскрасками «Радуга», презентация «Цветовой спектр. Смешение цветов», бумажные салфетки,
Применяемые технологии: игровая, исследовательская, здоровьесберегающая, коллективная система обучения.
Наглядные пособия к занятию подготовлены. Интерактивная доска с подготовленной презентацией с заданиями.
Содержание занятия соответствует программному содержанию. Цель и задачи соответствовали учебному материалу и уровню развития обучающихся.
В процессе выполнения заданий периодически прослеживалась связь с изобразительной деятельностью и развитием речи. Раздаточный материал соответствовали теме. Структура проведённого занятия полностью соответствовала данному типу.
На занятии периодически использовались похвала и поощрение, что способствовало повышению активности и сознательного стремления детей отвечать лучше и больше. Преобладал поисковый характер познавательной деятельности.
На уроке применялись словесные, наглядные и практические методы обучения, которые способствовали полному выполнению поставленных задач.
На каждом этапе перед детьми ставились конкретные цели и сочетались индивидуальные и фронтальные формы работы. Самостоятельная работа планировалась на всех этапах урока, но не везде получалась продуктивная работа учащихся (были ошибки и трудности при выполнении заданий на воспроизведение).
На протяжении всего занятия дети находились под контролем учителя: осуществлялся контроль осанки, объёмные физкультминутки.
Итог работы подведён силами детей, что способствовало развитию самостоятельности, ответственности и выявило процент знаний, полученных на уроке.
1.Разминка. Организационный момент.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина,
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
1) Дыхательная гимнастика.
2) Массаж ушных раковин. Упражнение «Полечим ушки». Цель: активизация мозговых структур мозга, улучшение зрения и слуха.
3)
Упражнение «О левой и
правой руке». Цель: Развитие общей моторики.
Смотрите-ка, вот две руки:
Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить –
И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать –
И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой
рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть —
И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)
Дорогу могут показать –
И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой
рукой)
В носу умеют ковырять –
И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)
А если кто-то завопит,
И правая, и левая
Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)
С руками я всегда дружу –
И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть
И правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут –
И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
— Сядет тот, кто назовет день недели, число, сколько человек в классе, как называется предмет.
2.Актуализация прежних знаний.
— Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии? (Определяли теплые и холодные цвета).
— Какие цвета вы знаете?
Посмотрите на цветовой спектр и назовите теплые и холодные цвета. Слайд 1.
— Посмотрите на картины известных художников (И.Айвазовский «Волна», И.Левитан «Золотая осень»). Сравните цвета которые они использовали. От какой картины веет теплом, от какой холодом?
— Итак, ребята, давайте закрепим знания о тёплых и холодных цветах. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Тепло – холодно». Я вам буду называть слова, а вы должны хором ответить, какое чувство вызывает у вас оно – тепло или холод.
(костёр, снеговик, снежинка, солнце, небо, дождь, аленький цветочек, вода, золотая рыбка, осенний лист).
3.Постановка темы и цели занятия. муз. видео «Изучаем цвет»
1) Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию — оранжевой,
Жёлтым одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем какого цвета
Огромная планета!
— Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня на занятии разговаривать? (ответы детей: о цвете)
Тема нашего занятия «Цветовой спектр. Смешение цветов».
— Основные цвета – это красный, синий, жёлтый. Оказывается, у красок имеется секрет: при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета.
Красный + желтый = оранжевый.
Синий + желтый = зеленый.
Синий + красный = фиолетовый.
Дети смешивают краски на листах А4 в виде пятен, кружков.
— Какие цвета отсутствуют в спектре?
Дети. Белый и чёрный.
— Верно, учёные их даже не считают цветами говорят, что они не главные, то есть не цветными или бесцветными. При их смешивании получается третий цвет – серый. Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску всегда набирают на кисть первой. А чёрный цвет, наоборот, — самый сильный, он может перекрыть любой другой, поэтому его нужно брать в последнюю очередь и добавлять в краски понемногу, очень осторожно.
(Дети смешивают чёрную и белую краски для получения серого цвета).
— А самое интересное – смешивая между собой главные и неглавные цвета (красный, жёлтый, синий, чёрный и белый), можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки исходного цвета, а при смешивании с красками чёрного можно получить тёмные тона: тёмно – красный, тёмно – зелёный, тёмно – синий и т. д.
Дети упражняются в смешивании разных красок, воспитатель обращает внимание на то, что при смешивании одних и тех же красок с белой у детей получаются разные оттенки одного и того же цвета, светлее или темнее.
4. Физкультминутка.
Танцевальная физкультминутка.
Цель: развитие зрительно-слухового восприятия, двигательной координации, умение выполнять определенный ритмический рисунок.
5. Проверка полученных знаний, закрепление материала.
— Посмотрите, пожалуйста, на спектральный круг, что он вам напоминает? Дети (Он напоминает нам радугу)
— Почему происходит такое красивое явление – радуга? Радуга появляется на небе только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи проходят сквозь дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
— Сколько цветов в радуге? (в радуге семь цветов и всегда они расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый. Голубой , синий, фиолетовый) Назовите, пожалуйста, в порядке их следования. Чтобы запомнить последовательность цветов радуги придумали такую фразу по первым буквам названий цветов: каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Задание: раскрасьте рисунок радуги в соответствии с этой фразой.
(Раскрашивание радуги)
Анализ работ обучающихся.
6. Итог. Проверка полученных знаний.
Что такое цветовой спектр? (это круг, в котором собраны разные цвета)
Какие цвета называются основными? (красный, синий, желтый)
Какие цвета называются составными? (все остальные)
Какой цвет получился при смешивании красного и желтого цвета? (Ответы детей), при смешивании желтого и синего, красного и синего.
Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. У вас получились замечательные картины.
Оценивание детей.
5. Педагог:
— Итак, ребята, давайте закрепим знания о тёплых и холодных цветах. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Тепло – холодно». Я вам буду называть слова, а вы должны хором ответить, какое чувство вызывает у вас оно – тепло или холод.
( костёр, снеговик, снежинка, солнце, небо, дождь, аленький цветочек, вода, золотая рыбка, осенний лист)
Как бы вы провели линию разделяющую цветовой круг на две части? Знаете ли вы как называются цвета в каждой из получившихся половинок? А куда отнести зеленый цвет?
Определим цели и задачи урока:
Что бы вы хотели узнать? научиться на уроке?
——Воспитатель. От такого многоцветья мир весёлый и яркий.
—————— Создание условий, в которых ребёнок становится самостоятельным субъектом поисковой деятельности.
Заинтересовать детей смешиванием красок для получения другого цвета. Показать последовательность и приёмы смешивания, поупражнять детей в этом.
Задачи:
Способствовать развитию познавательного интереса детей.
Способствовать расширению представлений детей о получении нового цвета, оттенка (оранжевого, фиолетового, зелёного, голубого) путём смешивания красок
Способствовать формированию умения находить способы решения различных проблем с помощью пробующих действий, делать выводы на основе практических опытов.
Подготовка и проведение опыта:
— постановка исследовательской задачи;
(рассказывание сказки, уточняющие вопросы)
— уточнение правил безопасности;
— выполнение эксперимента;
— формулировка выводов;
(наводящие вопросы)
— фиксирование результатов;
(изготовление карточек-схем)
Оборудование:
столы укрытые клеёнкой, поставленные «Г» (дети находятся непосредственно перед педагогом, чтобы он мог в любую минуту оказать помощь, если понадобиться, стулья по количеству детей.
Материал:
краска гуашь (жёлтая, синяя, красная, белая, кисти, баночки для воды, палитры, салфетки бумажные и тряпочные, листы бумаги, ватман.
Предварительная работа
——Смешивание красок – это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трёх основных цветов (красного, синего и жёлтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и чёрной – разные оттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводя тёмный цвет и тщательно перемешивая краски между собой, и, только добившись нужного оттенка, можно начинать рисовать на бумаге.
———— Основные цвета – это красный, синий, жёлтый. Они называются хроматическими, то есть цветными, окрашенными цветами. Оказывается, у красок тоже имеется секрет: при смешивании некоторых из них можно получить другие цвета. «Из синей и красной, вот этой, получим мы цвет фиолетовый. А синий мы с жёлтым смешаем – Какой мы цвет получаем? Зелёный. Красный плюс жёлтый, для всех не секрет, Дадут нам, конечно, оранжевый цвет». (Н. Златкина)
Воспитатель предлагает детям смешать краски на палитре для получения фиолетового, зелёного и оранжевого цветов и нанести их в виде пятен, кружков на дополнительный лист.
Воспитатель. Ребята, скажите, а какие цвета отсутствуют в спектре?
Дети. Белый и чёрный.
Воспитатель. Верно, учёные их даже не считают цветами говорят, что они не главные, то есть не цветными или бесцветными. При их смешивании получается третий цвет – серый. Белый цвет – неженка. Его очень легко испортить. Поэтому, смешивая его с другими красками, необходимо соблюдать важное правило: белую краску всегда набирают на кисть первой. А чёрный цвет, наоборот, — самый сильный, он может перекрыть любой другой, поэтому его нужно брать в последнюю очередь и добавлять в краски понемногу, очень осторожно.
Дети смешивают чёрную и белую краски для получения серого цвета.
Воспитатель. А самое интересное – смешивая между собой главные и неглавные цвета (красный, жёлтый, синий, чёрный и белый), можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски белого цвета можно получить светлые оттенки исходного цвета, а при смешивании с красками чёрного можно получить тёмные тона: тёмно – красный, тёмно – зелёный, тёмно – синий и т.д.
Дети упражняются в смешивании разных красок, воспитатель обращает внимание на то, что при смешивании одних и тех же красок с белой у детей получаются разные оттенки одного и того же цвета, светлее или темнее.
———— Воспитатель напоминает детям ряд правил, которые необходимо соблюдать при работе: Краски класть в углубление палитры небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводить тёмный цвет, тщательно промешивать краски между собой и лишь потом наносить на лист бумаги. Белую краску всегда набирать на кисть первой. Чёрной краски добавлять совсем чуть – чуть, на кончике кисти. Промешивать краски очень тщательно, чтобы цвет получался ровным, однородным. После каждого цвета кисть хорошо помыть, чтобы не пачкать последующую краску. При закрашивании не выходить за контуры рисунка.
- Практическая работа, по смешиванию красок
Работа по таблице «Смешение цветов».
Красный + желтый = оранжевый.
Синий + желтый = зеленый.
Синий + красный = фиолетовый.
Синий + красный + желтый = коричневый.
———- Загадки
При разгадывании загадок, педагог обязательно задаёт вопрос, какого цвета?
Можно приготовить картинки, если дети затрудняются с ответом.
Был он желтеньким цветком —
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик —
Облетает. (одуванчик)
Вырос во поле цветочек:
Сверху — синий огонечек,
Снизу — тонкий стебелек.
Что за цветик? (Василек)
Кто там смотрит из межи
Посреди колосьев ржи?
Это цветики-малютки,
Голубые. (незабудки)
В шкурке жёлтой, кислый он
Называется (лимон)
Круглое, румяное с дерева достану я,
На тарелку положу, «Кушай, мамочка», — скажу… (яблоко)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (Баклажан)
Он бывает, дети, разный –
Желтенький, зелёный, красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это (перец)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин,
Это спелый (апельсин)
На грядке зелёные,
А в банке солёные. (огурцы)
Ребята, понравилась ли вам наше путешествие? (Ответы детей) Какими основными цветами мы пользовались? (Ответы детей) Какой цвет получился при смешивании красного и желтого цвета? (Ответы детей) Как называется переход от одного цвета к другому? (Ответы детей)
VII. Анализ работы учащихся
Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. У вас получились замечательные картины. Мне было приятно с вами работать.
Оценка учащихся. Спасибо за урок.
Видимый спектр Факты для детей
Детская энциклопедия Факты
Электромагнитный спектр
Лазерные лучи с видимым спектром
Видимый спектр (или иногда называемый оптическим спектром ) — это часть электромагнитного спектра, видимая человеческому глазу. Электромагнитное излучение в этом диапазоне длин волн называется видимым светом или просто светом.
Типичный человеческий глаз реагирует на длину волны в воздухе примерно от 380 до 750 нм.
Знакомые цвета радуги в спектре включают все те цвета, которые могут быть воспроизведены видимым светом только с одной длиной волны, чистых спектральных или монохроматических цветов.
Но четких границ между одним цветом и другим нет.
Цветовой спектр дисплея
Цвет | Длина волны | Частота | Энергия фотонов |
---|---|---|---|
фиолетовый | 380–450 нм | 668–789 ТГц | 2,75–3,26 эВ |
синий | 450–495 нм | 606–668 ТГц | 2,50–2,75 эВ |
зеленый | 495–570 нм | 526–606 ТГц | 2,17–2,50 эВ |
желтый | 570–590 нм | 508–526 ТГц | 2,10–2,17 эВ |
оранжевый | 590–620 нм | 484–508 ТГц | 2,00–2,10 эВ |
красный | 620–750 нм | 400–484 ТГц | 1,65–2,00 эВ |
Цветной дисплей , спектр . Узкие красные, зеленые и синие полосы показывают относительную смесь трех основных цветов, используемых для получения цвета непосредственно выше.
Цветные дисплеи (например, компьютерные мониторы или телевизоры) смешивают красный, зеленый и синий цвета, чтобы приблизиться к цветовому спектру. На иллюстрации узкие красные, зеленые и синие полосы показывают относительную смесь этих трех цветов, используемую для получения цвета, показанного выше.
Картинки для детей
Белый свет рассеивается призмой на цвета видимого спектра.
Цветовой круг Ньютона из Opticks 1704 года, показывающий цвета, которые он ассоциировал с музыкальными нотами. Спектральные цвета от красного до фиолетового разделены нотами музыкальной гаммы, начиная с ре. Круг завершает полную октаву, от ре до ре. Ньютоновский круг помещает красный на одном конце спектра, рядом с фиолетовым, на другой. Это отражает тот факт, что неспектральные пурпурные цвета наблюдаются при смешении красного и фиолетового света.
Рендеринг видимого спектра на сером фоне дает неспектральные смеси чистого спектра с серым, которые соответствуют цветовому пространству sRGB.
Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Процитируйте эту статью:
Видимый спектр. Факты для детей. Энциклопедия Киддла.
Спектр света для детей
••• Семен Барковский/Hemera/Getty Images
Обновлено 25 апреля 2017 г.
Кевин Ли
Радуги, закаты и свечи, мерцающие в темноте, иллюстрируют способность спектра формировать мир вокруг вас. НАСА определяет спектр как «диапазон всего электромагнитного излучения». ЭМ означает электромагнитный — термин, описывающий свет, который вы можете видеть, и излучение, которое вы не можете видеть. Наука, стоящая за световым спектром, может быть непроста, но все же можно научить детей тому, как он влияет на все, от радиопередачи до микроволн.
Добавьте цвета
Когда-то люди верили, что цвета возникают в результате смешения тьмы и света. Однажды сэр Исаак Ньютон доказал их неправоту, проведя знаменитый эксперимент. Когда он позволял солнечному свету светить через одну сторону призмы, цвета радуги исходили из другого конца. Этот эксперимент подтвердил, что обычный свет на самом деле состоит из цветов, составляющих видимую часть спектра. Объясните это детям и позвольте им воочию увидеть открытие Ньютона с помощью собственных призм.
Learning the Spectrum
Покажите детям, как они могут выучить цвета спектра, запомнив имя Roy G Biv. Его буквы обозначают красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый. Попросите их изучить радугу и отметить, как цвета спектра появляются в порядке, указанном в названии Roy G Biv. Объясните, почему цвета видимого спектра всегда появляются в таком порядке, независимо от того, находятся ли они в радуге или исходят из призмы. Расскажите им, как каждый цвет обладает определенным количеством энергии, причем красный обладает наименьшим, а фиолетовый — наибольшей.
Свет за пределами вашего зрения
Ученый Уильям Хершел заметил, что фильтры разного цвета пропускают разное количество тепла, когда через них проходит солнечный свет. В качестве эксперимента он позволил солнечному свету пройти через призму, чтобы получить цвета спектра. Затем он измерил температуру каждого цвета и обнаружил, что температура увеличивается от фиолетового конца спектра к красному концу. Сюрприз пришел, когда он проверил область за пределами красного цвета, где не было солнечного света, и обнаружил, что там самая теплая температура из всех. Эта область состояла из невидимого электромагнитного излучения, которое Гершель назвал «теплотворными лучами». Позднее ученые переименовали его в «инфракрасный».
EM: All Around You
Электромагнитное излучение получило свое название из-за того, что оно состоит из вибрирующих волн магнитных и электрических полей. Эти волны имеют разные энергетические уровни и другие свойства, о которых дети могут узнать. Другие формы невидимого ЭМ включают гамма-лучи, микроволны и радиоволны. Иоганн Риттер открыл высокоэнергетическое ультрафиолетовое излучение, которое находится за пределами фиолетового света в спектре. Интересно, что в то время как люди не могут видеть этот свет, пчелы и некоторые другие организмы могут.
Спектр в повседневной жизни
Инфракрасное излучение имеет множество применений: от камер, которые помогают военным и полиции, до методов мониторинга загрязнения и анализа тканей тела при лечении. Ультрафиолетовое излучение солнца вызывает повреждение клеток, солнечные ожоги и другие нежелательные побочные эффекты. Объясните, что другие типы ЭМ, такие как радиоволны и микроволны, позволяют детям наслаждаться любимыми мелодиями и быстро разогревать кусок пиццы.
Похожие статьи
Ссылки
- НАСА: Электромагнитный спектр — Введение
- Колледж оптометристов: Ньютон и цвет света
- НАСА: Что такое электромагнитный спектр? Что такое инфракрасный? Как было открыто инфракрасное излучение?
- NASA: Ultraviolet Waves – Mission Science
Об авторе
Получив специальность в области физики, Кевин Ли начал профессионально писать в 1989 году, когда в качестве разработчика программного обеспечения он также писал технические статьи для Космического центра Джонсона.