Цветаева и гумилев: «Поэт с историей». К 135-летию Николая Гумилева

Содержание

Страсть к далеким берегам – Учительская газета

В Доме-музее Марины Цветаевой до 10 октября проходит выставка «Поэт с историей. К 135‑летию Николая Гумилева». В камерном пространстве особняка в Борисоглебском переулке – вся жизнь поэта, полная тревог, взлетов, неизведанных дорог и путей, лирики, войны и славы недюжинного слова. Экспонаты для выставки предоставили ИРЛИ РАН, РГАЛИ и, конечно, сам музей.

В камерном пространстве музея – уникальные экспонаты из жизни поэта.
Фото предоставлено пресс-службой Дома-музея Марины Цветаевой

Биография и все творчество Николая Гумилева были не только непростыми, но и богатыми и яркими на события. В эпоху Серебряного века каждый был современником, соплеменником. Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев. Разные жизни, разные грани таланта, романы, ссоры, уходы и расстрелы, дружба и любовь. Вот только Гумилев, пожалуй, стоял поодаль. Ему непросто было с людьми. В его биографии воли было дано на многое, а причудливое смешение реальных и воображаемых миров отличало его от многих. Этносы, культуры, верования, легенды Средневековья, заметки о путешествиях, философская лирика и волшебство любви вместила поэзия Николая Гумилева.

Гумилев был одновременно всем: поэтом, участником боев Первой мировой, ученым, исследователем, человеком с хорошим вкусом, любимцем женщин. Гумилев был здешним и нездешним единомоментно, ему быстро наскучивали богемный шик и блеск. Он жаждал странствий по пустыне Египта, Абиссинии или же по военным тропам Восточной Пруссии.

Его путь в поэзию не был молние­носен, к стихам, их чувствованию и познанию Гумилев шел не быстро, постепенно. Его наставником стал Валерий Брюсов, написавший рецензию на сборник «Путь конквистадоров». И если вначале Брюсов был сдержан в оценке, хотя и дал шанс на дальнейшую успешную поэтическую карьеру, то позже писал так: «Стихи Н.Гумилева теперь красивы, изящны и большею частью интересны по форме; теперь он резко и определенно вычерчивает свои образы и с большой обдуманностью и изысканностью выбирает эпитеты. Часто рука ему еще изменяет, <но> он – серьезный работник, который понимает, чего хочет, и умеет достигать, чего добивается». С Валерием Брюсовым Гумилев был дружен, состоял позже в тесной переписке.

А вот с другим поэтом Серебряного века, Максимилианом Волошиным (с которым, к слову, была очень дружна и Марина Цветаева), у Гумилева случилась дуэль на Черной речке. Дело ясное – замешана была дама. Волошин осекся, Гумилев стрелял вверх. И оба выжили, подарив современникам и потомкам чудные стихи, акварели Киммерии и дали Африки. Одна такая акварелька представлена в зале музея на выставке.

О стихах Николая Гумилева писали многие современники, критиком был также и сам поэт. Вот отрывок из рецензии на сборник «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой:

«Первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом» заставила поверить в нее и, может быть, больше всего – своей неподдельной детскостью, так мило-наивно не сознающей своего отличия от зрелости. «Волшебный фонарь» – уже подделка и изданная к тому же в стилизованном «под детей» книгоиздательстве, в каталоге которого помечены всего три книги. Те же темы, те же образы, только бледнее и суше, словно это не переживания и не воспоминания о пережитом, а лишь воспоминания о воспоминаниях».

Поэзия, учеба в Царскосельском лицее, дуэль… Но не только в этом состояла жизнь Гумилева. Он был участником Первой мировой войны, исследователем Африки, Абиссинии. Николай Гумилев слушал лекции в Париже, Сорбонне, много путешествовал (Египет, Крым, Стамбул, Левант). У поэта были совершенно точные и крайне интересные работы, посвященные народам Африки, их культуре (экспедиции Гумилева дали очень многое Кунсткамере в Санкт-Петербурге – его смело можно назвать ученым, ибо подобные поездки были организованы под эгидой РАН). Путешествия всегда привлекали поэта, с раннего детства. Он не был силен в науках и предметах, преподаваемых в лицее, но поэтический дар стоил многого. Иннокентий Анненский спас не самого сильного ученика от исключения, ибо талант компенсировал многие неудачи. Страсть к далеким берегам Николай Гумилев сохранит надолго. Вспомним его «Капитанов»:

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

В поэзии же Гумилев изысканен, чарующ, нездешен, но все ближе и понятнее становится нам Африка, озеро Чад, где обитает тот самый жираф. Гумилев писал о Венеции и Флоренции, об Алжире и Марокко, о проливах, Франции и рыцарях, о Первой мировой:

Священные плывут и тают ночи,
Проносятся эпические дни,
И смерти я заглядываю в очи,
В зеленые, болотные огни.

Она везде – и в зареве пожара,
И в темноте, нежданна и близка,
То на коне венгерского гусара,
А то с ружьем тирольского стрелка.

Волшебная сила стиха манит за собой в путешествие. Его и попытались создать организаторы выставки.

От стенда к стенду идем мы под шатром-пирогой – именно так построен дизайн выставки. На нас смотрят фотографии и сборники стихов, дарственные автографы и награды, письма Анны Ахматовой, обращенные к Николаю Гумилеву. Анна Ахматова дама своенравная, благосклонности которой Гумилев добивался не один раз. В браке они прожили восемь лет и расстались – очень уж разными были:

Я женщиною был тогда измучен,
И ни соленый, свежий ветер моря,
Ни грохот экзотических базаров,
Ничто меня утешить не могло.

И все же во время ареста Анна Ахматова болела за бывшего супруга, пыталась ему помочь. Но тщетно – Гумилева расстреляли в 1921 году.

Выставка Поэт с историей. К 135-летию Николая Гумилева, Москва – Афиша-Музеи

Выставка в Москве

О выставке

Николай Гумилев прошел очень сложный путь творческого развития и совершенствования, начав с «минимума» – сборника «Путь конквистадоров» – и закончив «максимумом» – великой книгой русской поэзии, сборником «Огненный столп». Пять разделов выставки представляют зрителю этапы становления Гумилева как поэта, в каждом разделе в центре внимания – то или иное препятствие, жизненное испытание; преодолевая их, Гумилев рос духовно и творчески, вставал на новую ступень мастерства. Выставка отражает сложные взаимоотношения Гумилева с современной ему литературной богемой, повествует о его борьбе за женское сердце, за любовь – счастливую и несчастную, раскрывает Гумилева как отважного путешественника и бесстрашного воина. Заключительный раздел выставки посвящен посмертной судьбе поэта: тому, как его поэтическое слово боролось с забвением и небытием – и победило их. Цветаева и Гумилев не были знакомы лично, однако судьба заочно постоянно соединяла двух современников. Гумилев – один из рецензентов первых сборников Цветаевой: «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Большой интерес проявляла Цветаева к Гумилеву как к человеку, близкому Анне Ахматовой. Гумилев был любимым поэтом Константина Родзевича и Николая Гронского, с которыми судьба тесно свела Цветаеву в эмиграции. Смерть Гумилева Цветаева восприняла как огромную потерю для русской культуры. В прозе «История одного посвящения» она называет его «боговдохновенным мастером», «скошенным в самое утро своего мастерства-ученичества».

На выставке будут представлены предметы из фондов Дома-музея Марины Цветаевой, уникальные документы из Российского государственного архива литературы и искусства, бесценные реликвии из собрания частных коллекционеров.

Информация предоставлена организаторами

ЖанрыИсторическая, Книжные, Классическое искусство

Место проведения

Дом-музей Марины Цветаевой

АдресБорисоглебский пер., 6, стр. 1

Арбатская

Подборки «Афиши»

 

Куда сходить на новогодних каникулах: выставки в Москве

Выставки декабря в Москве: русское зодчество, Зак Кахадо и конструктивизм

Выставки ноября в Москве: Грабарь, Шагал и «Сны Сибири»

Куда сходить на «Ночь искусств-2022» в Москве

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Надежды меньше – Очерки русских поэтов ХХ века

    toggle"}»>
  • Передний вопрос

    • Бесплатный доступ

      Предварительный материал

      Страницы:
      1–5
      • Скачать PDF
    • Бесплатный доступ

      Вступление

      Страницы:
      7–9
      • Скачать PDF
  • Ограниченный доступ

    Совесть в поэтическом творчестве Анны Ахматовой.

    Страницы:
    11–34
  • Ограниченный доступ

    Мистический путь Марины Цветаевой

    Страницы:
    35–56
  • Ограниченный доступ

    Кошмарный мир Владислава Ходасевича

    Страницы:
    57–71
  • Ограниченный доступ

    Борис Поплавский: поэт неизвестного назначения

    Страницы:
    73–92
  • Ограниченный доступ

    Отлив поэтического вдохновения Иосифа Бродского

    Страницы:
    93–113
  • Ограниченный доступ

    Поиски космической связи в русской поэзии ХХ века

    Страницы:
    115–131
  • Ограниченный доступ

    Николая Гумилева
    Огненный Столп

    Страницы:
    133–137
  • Ограниченный доступ

    Александр Блок
    Двенадцать

    Страницы:
    139–144
  • Ограниченный доступ

    Отчуждение в поэзии Сергея Есенина

    Страницы:
    145–149
  • Ограниченный доступ

    Осип Мандельштам
    Камень и Тристия Поэт Одиночества

    Страницы:
    151–156
  • Ограниченный доступ

    Эпилог

    Страницы:
    157–158
  • Ограниченный доступ

    Культурная перспектива — русская литература XIX века как зеркало общества

    Страницы:
    159–177
  • Ограниченный доступ

    Советско-российская подпольная фантастика ХХ века.
    Совесть нации

    Страницы:
    179–196

До выхода на пенсию Константин Пономарев был профессором факультета Университета Торонто с 1960 по 1995 год в области русского языка и литературы и гуманитарных наук.

Введение
Совесть в поэтическом творчестве Анны Ахматовой
Мистический путь Марины Цветаевой
Кошмарный мир Владислава Ходасевича
Борис Поплавский: поэт неизвестного назначения
Отлив поэтического вдохновения Иосифа Бродского
Поиски космической связи в русской поэзии ХХ века
Николая Гумилева Столп Огненный
Александр Блок Двенадцать
Отчуждение в поэзии Сергея Есенина
Осипа Мандельштама Камень и Тристия . Поэт одиночества
Эпилог
Культурный взгляд

«Мне нравится, что твоя лихорадка — это не я…» — М. Цветаева — Тамара Вардомская

Переводы русской поэзии Серебряного века, 32/?

Итак, прошло больше месяца, и это будет последнее на некоторое время. Я не заменяю вопросительный знак цифрой, так как, безусловно, продолжу это делать — я чувствую, что навсегда бросить переводить поэзию было бы так же сложно на данном этапе, как забыть языки, которыми я пользуюсь каждый день. Но они будут случайными, а не повседневными. Несмотря на то, что на самом деле составление восьми строк стиха обычно занимает у меня около десяти минут и может быть сделано поздно вечером, я обнаружил, что они все еще истощают мой творческий потенциал в течение дня, и в этом месяце я не сделал ни одной строчки. значительный прогресс в моей художественной литературе или других художественных занятиях.

Немного статистики: 32 стихотворения, включая это, представляют 15 поэтов. Пять поэтов – женщины (Ахматова, Цветаева, Гиппиус, Кузьмина-Караваева, Лохвицкая), 11 их стихотворений. Хотелось бы больше, но пять женщин-поэтов — это все же больше, чем средний россиянин может назвать из Серебряного века. Больше всего стихотворений Блока и Цветаевой, у каждого по четыре. У Гумилева и Ахматовой по три. Два футуриста (Маяковский и Хлебников), один имажинист (Есенин), пять акмеистов (Гумилев, Городецкий, Ахматова, Кузьмина-Караваева, Мандельштам), шесть символистов (Блок, Бальмонт, Волошин, Лохвицкая, Гиппиус, Мережковский) и Цветаева, которые насколько мне известно, на самом деле не придерживалась движения .

Для подходящего финала этого этапа проекта я решил взять почти наверняка самое известное стихотворение Марины Цветаевой. Во многом это связано с тем, что ее первый и третий куплеты были положены на музыку М. Таривердиевым и исполнены в фильме 1976 года «Ирония судьбы (или С легким паром)» режиссера Эльдара Рязанова, который стал новогодней традицией для русского народа. и советских граждан уже почти сорок лет.

Было много лет, когда я глубоко проникся чувствами в стихах. Когда я впервые попытался перевести ее в 2006 году, это был вольный перевод самой песни. Чтобы вписать его в этот проект, я взял второй куплет, отшлифовал и подправил остальные, позволив себе в переводе несколько больше вольностей, чем обычно. Несомненно, люди переводили стихотворение/песню раньше. Эта версия моя.

* * *

Мне нравится, что твоя лихорадка — это не я.
Мне нравится, что моя лихорадка — это не ты.
Что вся эта тяжелая земля вдруг закружится
Под ногами — не нас двоих.
Мне нравится, что я могу быть открытым и свободным,
Не играть словами, и не избегать правды,
И что я не краснею малиновым оттенком
Когда твой рукав коснется моего неожиданно.

Мне тоже нравится прямо перед глазами
Еще один, которого ты бы спокойно обнимал,
И ты не желаешь, чтобы адское пламя поднялось
На мне, если это не ты, я целую лицо.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *