Страсть к далеким берегам – Учительская газета
В Доме-музее Марины Цветаевой до 10 октября проходит выставка «Поэт с историей. К 135‑летию Николая Гумилева». В камерном пространстве особняка в Борисоглебском переулке – вся жизнь поэта, полная тревог, взлетов, неизведанных дорог и путей, лирики, войны и славы недюжинного слова. Экспонаты для выставки предоставили ИРЛИ РАН, РГАЛИ и, конечно, сам музей.
В камерном пространстве музея – уникальные экспонаты из жизни поэта.Фото предоставлено пресс-службой Дома-музея Марины Цветаевой
Биография и все творчество Николая Гумилева были не только непростыми, но и богатыми и яркими на события. В эпоху Серебряного века каждый был современником, соплеменником. Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев. Разные жизни, разные грани таланта, романы, ссоры, уходы и расстрелы, дружба и любовь. Вот только Гумилев, пожалуй, стоял поодаль. Ему непросто было с людьми. В его биографии воли было дано на многое, а причудливое смешение реальных и воображаемых миров отличало его от многих. Этносы, культуры, верования, легенды Средневековья, заметки о путешествиях, философская лирика и волшебство любви вместила поэзия Николая Гумилева.
Гумилев был одновременно всем: поэтом, участником боев Первой мировой, ученым, исследователем, человеком с хорошим вкусом, любимцем женщин. Гумилев был здешним и нездешним единомоментно, ему быстро наскучивали богемный шик и блеск. Он жаждал странствий по пустыне Египта, Абиссинии или же по военным тропам Восточной Пруссии.
Его путь в поэзию не был молниеносен, к стихам, их чувствованию и познанию Гумилев шел не быстро, постепенно. Его наставником стал Валерий Брюсов, написавший рецензию на сборник «Путь конквистадоров». И если вначале Брюсов был сдержан в оценке, хотя и дал шанс на дальнейшую успешную поэтическую карьеру, то позже писал так: «Стихи Н.Гумилева теперь красивы, изящны и большею частью интересны по форме; теперь он резко и определенно вычерчивает свои образы и с большой обдуманностью и изысканностью выбирает эпитеты. Часто рука ему еще изменяет, <но> он – серьезный работник, который понимает, чего хочет, и умеет достигать, чего добивается». С Валерием Брюсовым Гумилев был дружен, состоял позже в тесной переписке.
А вот с другим поэтом Серебряного века, Максимилианом Волошиным (с которым, к слову, была очень дружна и Марина Цветаева), у Гумилева случилась дуэль на Черной речке. Дело ясное – замешана была дама. Волошин осекся, Гумилев стрелял вверх. И оба выжили, подарив современникам и потомкам чудные стихи, акварели Киммерии и дали Африки. Одна такая акварелька представлена в зале музея на выставке.
О стихах Николая Гумилева писали многие современники, критиком был также и сам поэт. Вот отрывок из рецензии на сборник «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой:
«Первая книга Марины Цветаевой «Вечерний альбом» заставила поверить в нее и, может быть, больше всего – своей неподдельной детскостью, так мило-наивно не сознающей своего отличия от зрелости. «Волшебный фонарь» – уже подделка и изданная к тому же в стилизованном «под детей» книгоиздательстве, в каталоге которого помечены всего три книги. Те же темы, те же образы, только бледнее и суше, словно это не переживания и не воспоминания о пережитом, а лишь воспоминания о воспоминаниях».
Поэзия, учеба в Царскосельском лицее, дуэль… Но не только в этом состояла жизнь Гумилева. Он был участником Первой мировой войны, исследователем Африки, Абиссинии. Николай Гумилев слушал лекции в Париже, Сорбонне, много путешествовал (Египет, Крым, Стамбул, Левант). У поэта были совершенно точные и крайне интересные работы, посвященные народам Африки, их культуре (экспедиции Гумилева дали очень многое Кунсткамере в Санкт-Петербурге – его смело можно назвать ученым, ибо подобные поездки были организованы под эгидой РАН). Путешествия всегда привлекали поэта, с раннего детства. Он не был силен в науках и предметах, преподаваемых в лицее, но поэтический дар стоил многого. Иннокентий Анненский спас не самого сильного ученика от исключения, ибо талант компенсировал многие неудачи. Страсть к далеким берегам Николай Гумилев сохранит надолго. Вспомним его «Капитанов»:
Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.
Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.
В поэзии же Гумилев изысканен, чарующ, нездешен, но все ближе и понятнее становится нам Африка, озеро Чад, где обитает тот самый жираф. Гумилев писал о Венеции и Флоренции, об Алжире и Марокко, о проливах, Франции и рыцарях, о Первой мировой:
Священные плывут и тают ночи,
Проносятся эпические дни,
И смерти я заглядываю в очи,
В зеленые, болотные огни.
Она везде – и в зареве пожара,
И в темноте, нежданна и близка,
То на коне венгерского гусара,
А то с ружьем тирольского стрелка.
Волшебная сила стиха манит за собой в путешествие. Его и попытались создать организаторы выставки.
От стенда к стенду идем мы под шатром-пирогой – именно так построен дизайн выставки. На нас смотрят фотографии и сборники стихов, дарственные автографы и награды, письма Анны Ахматовой, обращенные к Николаю Гумилеву. Анна Ахматова дама своенравная, благосклонности которой Гумилев добивался не один раз. В браке они прожили восемь лет и расстались – очень уж разными были:
Я женщиною был тогда измучен,
И ни соленый, свежий ветер моря,
Ни грохот экзотических базаров,
Ничто меня утешить не могло.
И все же во время ареста Анна Ахматова болела за бывшего супруга, пыталась ему помочь. Но тщетно – Гумилева расстреляли в 1921 году.
Выставка Поэт с историей. К 135-летию Николая Гумилева, Москва – Афиша-Музеи
Выставка в Москве
О выставке
Николай Гумилев прошел очень сложный путь творческого развития и совершенствования, начав с «минимума» – сборника «Путь конквистадоров» – и закончив «максимумом» – великой книгой русской поэзии, сборником «Огненный столп». Пять разделов выставки представляют зрителю этапы становления Гумилева как поэта, в каждом разделе в центре внимания – то или иное препятствие, жизненное испытание; преодолевая их, Гумилев рос духовно и творчески, вставал на новую ступень мастерства. Выставка отражает сложные взаимоотношения Гумилева с современной ему литературной богемой, повествует о его борьбе за женское сердце, за любовь – счастливую и несчастную, раскрывает Гумилева как отважного путешественника и бесстрашного воина. Заключительный раздел выставки посвящен посмертной судьбе поэта: тому, как его поэтическое слово боролось с забвением и небытием – и победило их. Цветаева и Гумилев не были знакомы лично, однако судьба заочно постоянно соединяла двух современников. Гумилев – один из рецензентов первых сборников Цветаевой: «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Большой интерес проявляла Цветаева к Гумилеву как к человеку, близкому Анне Ахматовой. Гумилев был любимым поэтом Константина Родзевича и Николая Гронского, с которыми судьба тесно свела Цветаеву в эмиграции. Смерть Гумилева Цветаева восприняла как огромную потерю для русской культуры. В прозе «История одного посвящения» она называет его «боговдохновенным мастером», «скошенным в самое утро своего мастерства-ученичества».
Информация предоставлена организаторами
ЖанрыИсторическая, Книжные, Классическое искусство
Место проведения
Дом-музей Марины Цветаевой
АдресБорисоглебский пер., 6, стр. 1
Арбатская
Подборки «Афиши»
Куда сходить на новогодних каникулах: выставки в Москве
Выставки декабря в Москве: русское зодчество, Зак Кахадо и конструктивизм
Выставки ноября в Москве: Грабарь, Шагал и «Сны Сибири»
Куда сходить на «Ночь искусств-2022» в Москве
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Надежды меньше – Очерки русских поэтов ХХ века
Передний вопрос
Бесплатный доступ
Предварительный материал
- Страницы:
- 1–5
- Скачать PDF
Бесплатный доступ
Вступление
- Страницы:
- 7–9
- Скачать PDF
Ограниченный доступ
Совесть в поэтическом творчестве Анны Ахматовой.
- Страницы:
- 11–34
Ограниченный доступ
Мистический путь Марины Цветаевой
- Страницы:
- 35–56
Ограниченный доступ
Кошмарный мир Владислава Ходасевича
- Страницы:
- 57–71
Ограниченный доступ
Борис Поплавский: поэт неизвестного назначения
- Страницы:
- 73–92
Ограниченный доступ
Отлив поэтического вдохновения Иосифа Бродского
- Страницы:
- 93–113
Ограниченный доступ
Поиски космической связи в русской поэзии ХХ века
- Страницы:
- 115–131
Ограниченный доступ
Николая Гумилева
Огненный Столп- Страницы:
- 133–137
Ограниченный доступ
Александр Блок
Двенадцать- Страницы:
- 139–144
Ограниченный доступ
Отчуждение в поэзии Сергея Есенина
- Страницы:
- 145–149
Ограниченный доступ
Осип Мандельштам
Камень и Тристия Поэт Одиночества- Страницы:
- 151–156
Ограниченный доступ
Эпилог
- Страницы:
- 157–158
Ограниченный доступ
Культурная перспектива — русская литература XIX века как зеркало общества
- Страницы:
- 159–177
Ограниченный доступ
Советско-российская подпольная фантастика ХХ века.
Совесть нации- Страницы:
- 179–196
До выхода на пенсию Константин Пономарев был профессором факультета Университета Торонто с 1960 по 1995 год в области русского языка и литературы и гуманитарных наук.
Введение
Совесть в поэтическом творчестве Анны Ахматовой
Мистический путь Марины Цветаевой
Кошмарный мир Владислава Ходасевича
Борис Поплавский: поэт неизвестного назначения
Отлив поэтического вдохновения Иосифа Бродского
Поиски космической связи в русской поэзии ХХ века
Николая Гумилева Столп Огненный
Александр Блок Двенадцать
Отчуждение в поэзии Сергея Есенина
Осипа Мандельштама Камень и Тристия . Поэт одиночества
Эпилог
Культурный взгляд
«Мне нравится, что твоя лихорадка — это не я…» — М. Цветаева — Тамара Вардомская
Переводы русской поэзии Серебряного века, 32/?
Итак, прошло больше месяца, и это будет последнее на некоторое время. Я не заменяю вопросительный знак цифрой, так как, безусловно, продолжу это делать — я чувствую, что навсегда бросить переводить поэзию было бы так же сложно на данном этапе, как забыть языки, которыми я пользуюсь каждый день. Но они будут случайными, а не повседневными. Несмотря на то, что на самом деле составление восьми строк стиха обычно занимает у меня около десяти минут и может быть сделано поздно вечером, я обнаружил, что они все еще истощают мой творческий потенциал в течение дня, и в этом месяце я не сделал ни одной строчки. значительный прогресс в моей художественной литературе или других художественных занятиях.
Немного статистики: 32 стихотворения, включая это, представляют 15 поэтов. Пять поэтов – женщины (Ахматова, Цветаева, Гиппиус, Кузьмина-Караваева, Лохвицкая), 11 их стихотворений. Хотелось бы больше, но пять женщин-поэтов — это все же больше, чем средний россиянин может назвать из Серебряного века. Больше всего стихотворений Блока и Цветаевой, у каждого по четыре. У Гумилева и Ахматовой по три. Два футуриста (Маяковский и Хлебников), один имажинист (Есенин), пять акмеистов (Гумилев, Городецкий, Ахматова, Кузьмина-Караваева, Мандельштам), шесть символистов (Блок, Бальмонт, Волошин, Лохвицкая, Гиппиус, Мережковский) и Цветаева, которые насколько мне известно, на самом деле не придерживалась движения .
Для подходящего финала этого этапа проекта я решил взять почти наверняка самое известное стихотворение Марины Цветаевой. Во многом это связано с тем, что ее первый и третий куплеты были положены на музыку М. Таривердиевым и исполнены в фильме 1976 года «Ирония судьбы (или С легким паром)» режиссера Эльдара Рязанова, который стал новогодней традицией для русского народа. и советских граждан уже почти сорок лет.
Было много лет, когда я глубоко проникся чувствами в стихах. Когда я впервые попытался перевести ее в 2006 году, это был вольный перевод самой песни. Чтобы вписать его в этот проект, я взял второй куплет, отшлифовал и подправил остальные, позволив себе в переводе несколько больше вольностей, чем обычно. Несомненно, люди переводили стихотворение/песню раньше. Эта версия моя.
* * *
Мне нравится, что твоя лихорадка — это не я.
Мне нравится, что моя лихорадка — это не ты.
Что вся эта тяжелая земля вдруг закружится
Под ногами — не нас двоих.
Мне нравится, что я могу быть открытым и свободным,
Не играть словами, и не избегать правды,
И что я не краснею малиновым оттенком
Когда твой рукав коснется моего неожиданно.
Мне тоже нравится прямо перед глазами
Еще один, которого ты бы спокойно обнимал,
И ты не желаешь, чтобы адское пламя поднялось
На мне, если это не ты, я целую лицо.