Что мусульмане говорят когда умирает человек: как и что говорить с точки зрения ислама

Казахские исламские традиции

Казахские исламские традиции как важная составляющая в формировании иммунитета к деструктивной идеологии

Автор: Смагулов Талгат Буланбаевич

Теолог-консультант общественного фонда 

«Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет»

Город: Астана

С приходом независимости в Казахстан, к нам потянулись разного толка проповедники и миссионеры. В период формирования Казахстана как независимой страны, подобные деятели воспользовались гостеприимством казахского народа, а также их уважением и почитанием религии ислам. Но вместе с религиозными понятиями, харизматичные миссионеры, вместе с чуждой нам культурой и бытом других народов внесли в наши края опасные и пагубные идеи. Подчас эти идеи идут вразрез с культурой и образом жизни казахского этноса и современным укладом государства Казахстан.

Подобная практика может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор, неизбежно приведет к неминуемому упадку. Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность. Доказательством этого является то, что мы были свидетелями, как под лозунгом «борьба с тагутом и идолопоклонством» совершались террористические акты против граждан Казахстана.

Для того чтобы противостоять подобной подрывной деятельности и оградить общество от экстремистских проявлений необходимо тщательно изучить и исследовать причину появления подобного противостояния, увидеть ее очаги и найти рычаги воздействия для решения данных проблем.

Основной толкающей силой экстремизма является несогласие сторонников крайних воззрений с недостаточной, по их мнению, религиозностью страны, а также их шариатская безграмотность и непросвещенность в вопросах исламского права.

Последние научные наблюдения и исследования различных форм экстремизма и терроризма показывают, что одним из наиболее эффективных методов противостоянию им, является возрождение и популяризация традиционного ислама казахов путем исследования и оживления культуры, традиций, обрядов национального этноса.

Возможно, это покажется кому-то неоригинально и примитивно, но это действительно может привести к оздоровлению и блокированию экстремизма в регионе в любых его проявлениях. Главный довод в пользу этого, то, что приверженцы экстремистских взглядов прямо или косвенно ведут подрыв авторитетности укрепившегося традиционного ислама из страха потерять свое влияние на умы и сознание своих последователей. А значит, одним из методов блокирования и отталкивания чуждых опасных идей, является поднятие уровня многовекового традиционного ислама.

Опыт показывает, что носителей деструктивных идей пугает образ казаха мусульманина. Следовательно, надо укреплять то, что они стараются разрушить.

Данный небольшой труд, который я хочу представить вам, основывается на сравнении и сопоставлении традиций, обрядов, обычаев, изречений и таинств казахского народа с исламским наследием пророка Мухаммада.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос – Для чего это и что это даст? Ответ следующий – Данный труд, являющийся первым шагом для дальнейших исследований в этом направлении, доказывает о приверженности казахов к исламской религии, что за собой несет следующие результаты:

а) Спад агрессии со стороны приверженцев так называемого «такфира» (обвинение в неверии и отходе от религии и малопросвещенных мусульман) и сторонников борьбы с так называемым «тагутом», с постепенным разрушением подобных экстремистских идей и их поборников.

б) Противодействие сторонникам, так называемого «табдиха» казахов (обвинение в следовании ереси и нововведений в религию).

с) Препятствие проникновению в исламское общество Казахстана чуждых разрушительных субкультур, которые практически не уживаются с ментальностью и образом жизни казахского этноса.

д) Рост уровня патриотизма и самосознания граждан страны, что будет являться гарантией прочности при столкновении с идеологическим натиском извне.

Испокон веков казахи являлись поборниками общечеловеческих ценностей. Поэтому не удивительно, что они легко приняли эту религию, проповедующую именно эти высокие моральные качества. Все это казахи выражали в своих песнях, рассказах, пословицах, обрядах и обычаях.

 

Приветствие казахов друг друга словами «ас салям алейкум», «саламатсиз» что соответствует словам пророка Мухаммеда: «Распространяйте между вами салям (приветствие)!»

 

 Когда кто-то чихал, то казахи говорят такому человеку «джаракмалла». Пророк сказал: «Когда чихнул некий мужчина, пророк сказал ему: «Ярхамукалла» (Пусть Аллах проявит тебе милость).

 

Когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауы берік болсын», что означает «пусть крепка будет его вервь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи с его Господом.  Это соответствует словам Корана «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах — слышащий и знающий».

 

Если у казахов умирает кто-то из близких и родных, то все люди выражают им соболезнования словами «иманы саламат болсын», «арты қайырлы болсын», что соответствует словам пророка: «А кого Ты упокоишь – упокой в вере!»

 

Саван покойного на казахском языке звучит как «ахырет», что в переводе означает «загробный мир» или «последний путь». Другими словами – одежда в последний путь в загробный мир. Коран гласит: «Они веруют в Аллаха и в Последний день (иум ахир), велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников».

 

Источником враждебности и одиозности экстремистских группировок в Казахстане является неграмотность и неосведомленность их членов относительно тонких и глубоких сходств казахских традиций с сунной пророка Мухаммада. Так, на пример:

 

Перед празднованием праздника Курбан «айт» казахи резали барана, называя это «щек». На арабском языке слово «щак» означает «сомнение». Т.е. казахи, не имея часов и календарей, сомневались в точной дате появления месяца, символизирующего начало праздника, поэтому они, проявляя скрупулезность к этой дате, закланяли одно животное за день до настоящего заклания. Т.е. «щек». Хотя многими сторонниками нетрадиционных течений это считается «бидъа» (грех, ересь).

Издревле у казахов считается, что если теряешь что-либо безвозвратно, или эту вещь украли, то это милостыня (садақа). Этому есть подтверждение в хадисе: «Если мусульманин посадит дерево, все, что будет съедено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и все, что будет украдено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесет ему урон, это обязательно зачтется ему как милостыня».

Приверженцы же течений, не одобряющих религиозность казахов, безосновательно спешат приписать данную традиционную практику к ереси и заблуждению.

Так же в примерах сподвижников пророка мы находим сходство и подтверждение казахских обрядов. Издревле казахи мазали на лоб младенцев сажу и одевали их в небогатую одежду, ушитую всевозможными пуговицами и монетами, чтобы уберечь от сглаза. Халиф Усман ибн Аффан как-то увидел красивого ребенка и сказал: «Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка, чтобы его не сглазили». Конечно же, казахи не могли не учитывать, что эти слова сподвижника Усмана были сказаны, чтобы тем самым отвлечь внимание тех, кто обладал сглазом. Но среди многих мусульман бытует ошибочное мнение, что это признак многобожия и ереси.

 

Шелпек тарату, құран оқыту, өсиет ету, шілдехана тойы: все это берет свою основу из постановлений ислама.

 

Казахские высказывания «Таспен атканды аспен ат», «Алланың көзі түзу болсын», «Періштенің құлағына шалынсын» и другие высказывания являются исчерпывающим доказательством мусульманства казахов.

При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа, можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов связанных с исламом и сунной пророка.

Первые исследования в сапоставлении постулатов ислама и преданий казахского наследия показывают о сотнях и тысячах соответствий и сплетений традиций казахов и сунны пророка Мухаммада.

История свидетельствует о том, что в свое время в состав казахского ханства вошли только мусульманские роды. Те же, кто не принял ислам и остался на своих верованиях, такие как алтайские кыпчаки и найманы, в казахское ханство не вошли.

Знаменитый мавзолей Хаджи Ахмета Яссауи, который является символом ислама Казахстана, представлен как исторический показатель единого политического самосознания казахов, так как в нем похоронены ханы трех джузов (Абылай хан, Есим хан, Абулхаир хан), символизирующих нерушимость и неделимость казахского народа.

Глубокое и объективное изучение данного вопроса позволяет сделать вывод, что казахи, как древняя нация тесно были сплетены с верой и религией, что в итоге привело к воссоединению их этноса с традицией ислама и пророчества.

Мы, являясь потомками своих предков мусульман, донесших до нас религию через тернии испытаний историей, обязаны перенять и передать ее следующим поколениям, и обязаны защитить и оградить наш народ от посягательств на нашу независимость, нацию, религию.

Хочу закончить данное исследование словами Президента Н.А. Назарбаева, приведенные в книге «В потоке истории»:

«Сейчас Ислам, самая распространенная религия современного мира, проходит сложный процесс реформации при сохранении своих фундаментальных постулатов. Недооценивать колоссальной роли этого в процессе национального развития стран, где ислам имеет глубокие исторические корни, просто недопустимо».

 

Семь фактов, о которых вы могли не знать, если еще не ходили в хадж и празднуете Курбан-байрам на родине

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Хадж — то есть паломничество в Мекку — главное событие в жизни правоверного мусульманина и ежегодная кульминация мусульманского праздника Курбан-байрам, который празднуется на этой неделе.

Хадж хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Считается, что после совершения хаджа правоверные обретают покой и очищаются душой.

  • Мусульмане отмечают Курбан-байрам в Москве. Фотографии

Русская служба Би-би-си рассказывает некоторые любопытные факты о паломничестве в Мекку.

1. Каабу надо обойти дважды по семь раз

Каабу, черную постройку кубической формы во дворе Заповедной мечети (мечеть аль-Харам) в Мекке, многие мусульмане считают первым храмом на земле.

Но главная святыня — не сама постройка, а маленький черный камень, вмонтированный в один из углов Каабы. Круговой обход паломники начинают именно с него.

Автор фото, Getty Images

По возможности паломник может прикоснуться к камню, но это не обязательно и не должно вызывать давку. (Увы, массовая гибель людей случалась в Мекке не раз. В 2015 году число жертв давки превысило 2100) .

Во время хаджа паломники должны дважды совершить обряд таваф, то есть обойти семь раз вокруг Каабы против часовой стрелки.

Семь — важное число в исламе. Таваф символизирует мироустройство и единобожие, и каждый обход вокруг Каабы означает новый этап совершенства веры.

Так же — семь раз — паломники проходят между холмами аль-Сафа и аль-Марва, туда и обратно.

2. Хадж посвящен не Мухаммеду, а Ибрагиму (Аврааму)

Паломничество в Мекку мало связано с пророком Мухаммедом и на самом деле посвящено пророку Ибрагиму (он же — библейский патриарх Авраам), общему предку арабов и евреев, почитаемому в иудаизме, христианстве и исламе.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Ритуал побивания дьявола камнями — также часть хаджа

Именно Ибрагим, как считают мусульмане, вместе со своим старшим сыном Ишмаилом восстановил Каабу, а также первым совершил таваф. Этот ритуал отражает эпизоды жизни Ибрагима-Авраама и его семьи, когда им приходилось в большой борьбе принимать волю Всевышнего.

Основатель ислама пророк Мухаммед тоже один раз в жизни совершил хадж.

3. Паранджу и никаб во время хаджа носить нельзя

Во многих странах идут горячие споры о запрете паранджи и никабов. Мекка — одно из тех мест, где они одназначно под запретом.

Мусульманкам, совершающим хадж, нужно покрыть голову платком, но запрещено закрывать лицо, а также носить перчатки.

И вообще для женщин требования к одежде менее жесткие, чем для мужчин: женщинам во время хаджа можно надевать любую повседневную одежду, разрешенную шариатом, а мужчинам запрещено надевать любые сшитые вещи, подчеркивающие форму тела, а также головные уборы.

Женщина может поехать на хадж только в сопровождении мужчины — мужа или близкого родственника старше 17 лет. Интимные отношения во время хаджа запрещены.

4. Делать селфи «Я на хадже»не надо

Во время хаджа некоторые паломники фотографируют себя на фоне мусульманских святынь или в толпе верующих, однако не все духовные лидеры одобряют такое поведение.

Еще в 2014 году многие исламские проповедники осудили распространившееся среди паломников увлечение селфи. По их мнению, фотографирование отвлекает от смысла паломничества.

В ноябре 2017 года турецкая газета Sabah со ссылкой на заявление Саудовской Аравии сообщало, что саудовские власти запретили паломникам делать фотографии и снимать видео на территории Заповедной мечети.

Автор фото, Getty Images

В то же время в этом году в «Инстаграме» по хештегу #hajj2018 можно обнаружить фотографии верующих с хаджа, сделанные в том числе и на фоне Каабы.

5. Хадж приносит Саудовской Аравии $11 млрд каждый год

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Саудовские силы безопасности демонстрируют свою мощь перед началом хаджа.

Хадж является важной индустрией для Саудовской Аравии. Аналитики называли ее вторым по важности сектором экономики королевства — после нефти и газа.

Ежегодно туризм увеличивает ВВП Саудовской Аравии на $22,6 млрд, и более половины этой суммы приходится на хадж и умру (малый хадж).

Цена тура на хадж из Великобритании колеблется в районе от $2 от $10 тыс. на человека.

6. Хадж бывает «эконом» и VIP

В России действуют несколько туроператоров, аккредитованных в Ростуризме, которые предлагают своим клиентам поездки на хадж. Все они предлагают различные варианты туров в Мекку — от эконом-класса до элитных программ.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

В программе паломничества в Мекку также восхождение на гору Арафат, где, как считается, пророк Мухаммед произнес свою последнюю проповедь

Так, например, в VIP-пакет входит проживание в пятизвездочном отеле в нескольких минутах ходьбы от мечети аль-Харам в первые три дня хаджа, а затем — проживание в отдельных улучшенных палатках.

Эконом-пакет предполагает размещение в трехзвездочном отеле в часе ходьбы от мечети аль-Харам.

Цена туров из России варьируется от $2,5 до $8 тыс.

7. В поддержании режима безопасности в Мекке участвуют женщины-программисты

С 1980-х годов саудовские власти активно зовут на хадж все больше мусульман, однако увеличение потока паломников заставляет Эр-Рияд задуматься также и об обеспечении безопасности.

В августе в Джидде прошел «хадж-хакатон», в котором приняли участие программисты и разработчики из мусульманских стран, а также из Японии и Великобритании. Они придумывали технологии «безопасного хаджа».

Автор фото, Getty Images

Главный приз в $420 тыс. достался команде женщин-программистов из Саудовской Аравии, которые разработали приложение, позволяющее переводить тексты и вывески без подключения к интернету, сообщала газета Financial Times.

Автор фото, Getty Images

На хакатоне также представили приложение, которое использует технологию распознавания лиц для получения информации о болезнях и состоянии здоровья паломников, которые либо имеют языковой барьер, либо потеряли сознание.

Смерть мозга и ислам — PMC

1. Бернер Д., Гаэта С. Религиозное неприятие смерти мозга, этическая дилемма конца жизни [аннотация]. Крит Уход Мед. 2012;40(дополнение):304 [Google Scholar]

2. Fins JJ. Через пропасть: религиозные возражения против смерти мозга. J Relig Health. 1995;34(1):33-39 [PubMed] [Google Scholar]

3. Goldberger ZD, Chan PS, Berg RA, et al.; Американская кардиологическая ассоциация Get With The Guidelines—Resuscitation (ранее — Национальный реестр сердечно-легочной реанимации) Исследователи. Продолжительность реанимационных мероприятий и выживаемость после госпитальной остановки сердца: обсервационное исследование. Ланцет. 2012;380(9852):1473-1481 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Mollaret P, Goulon M. Впавшая в кому кома (предварительные воспоминания) [на французском языке]. Преподобный Нейрол (Париж). 1959;101:3-15 [PubMed] [Google Scholar]

5. Сильверман Д. Церебральная смерть — история синдрома и его идентификация.

Энн Интерн Мед. 1971;74(6):1003-1005 [PubMed] [Google Scholar]

6. Отчет Специального комитета Гарвардской медицинской школы по изучению определения смерти мозга. Определение необратимой комы. ДЖАМА. 1968;205(6):337-340 [PubMed] [Google Scholar]

7. Грундманн Дж. Шариат, смерть мозга и трансплантация органов: контекст и последствия двух исламских правовых решений на Ближнем и Среднем Востоке. Am J Исламская социальная наука. 2005;22(4):1–25 [Google Scholar]

8. Национальная конференция уполномоченных по единообразным законам штатов. Единый закон об определении смерти. Чикаго, Иллинойс: Национальная конференция уполномоченных по единообразным законам штатов; 1981 [Google Scholar]

9. Earnest MP, Beresford HR, McIntyre HB. Тестирование на апноэ при подозрении на смерть мозга: методы, используемые 129клиницисты. Неврология. 1986;36(4):542-544 [PubMed] [Google Scholar]

10. Greer DM, Varelas PN, Haque S, Wijdicks EF. Изменчивость рекомендаций по определению смерти головного мозга в ведущих неврологических учреждениях США. Неврология. 2008;70(4):284-289 [PubMed] [Google Scholar]

11. Poowner DJ, Hernandez M, Rives TE. Вариативность больничных политик для определения смерти мозга у взрослых. Крит Уход Мед. 2004;32(6):1284-1288 [PubMed] [Google Scholar]

12. Wijdicks EF. Смерть мозга во всем мире: признанный факт, но нет глобального консенсуса в отношении диагностических критериев. Неврология. 2002;58(1):20-25 [PubMed] [Google Scholar]

13. Вийдикс Э.Ф. Дело против подтверждающих тестов для определения смерти мозга у взрослых. Неврология. 2010;75(1):77-83 [PubMed] [Google Scholar]

14. Wijdicks EF, Varelas PN, Gronseth GS, Greer DM; Американская академия неврологии. Обновление рекомендаций, основанных на фактических данных: определение смерти мозга у взрослых: отчет Подкомитета по стандартам качества Американской академии неврологии. Неврология. 2010;74(23):1911-1918 [PubMed] [Google Scholar]

15. Woll ML, Hinshaw DB, Pawlik TM. Духовность и религия в уходе за хирургическими онкологическими больными с опасными для жизни или запущенными заболеваниями. Энн Сург Онкол. 2008;15(11):3048-3057 [PubMed] [Google Scholar]

16. Блайх Д.Д. Мозговой, респираторной и сердечной смерти. В: Ламм Н., изд. Современные галахические проблемы. Том 4 Хобокен, Нью-Джерси: Издательство KTAV, Inc.; 1995:316-350 [Google Scholar]

17. Невинс Д.С. Мертвый или живой? Галаха и смерть мозга. Консерв Джуд. 2005;57(2):3-29 [PubMed] [Google Scholar]

18. Breitowitz YA. Противоречие смерти мозга в еврейском законе. Закон о евреях. 1992;5752:61-80 [Google Scholar]

19. Bleich JD. Неврологические критерии смерти и время наступления смерти. В: Рознер Ф., Блайх Дж. Д., ред. Еврейская биоэтика. Хобокен, Нью-Джерси: Издательство KTAV, Inc.; 2000:325-338 [Google Scholar]

20. Инвальд Д., Якобовиц И., Петрос А. Смерть ствола мозга: управление лечением, когда принятые медицинские рекомендации и религиозные убеждения противоречат друг другу. Возможны рассмотрение и компромисс. БМЖ. 2000;320(7244):1266-1267 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Buckley WJ, Sulmasy DP, MacKler A, Sachedina A. Этика паллиативной седации и медицинских катастроф: четыре традиции способствуют общественному согласию по трем вопросам. этика мед. 2012;28(1):35-63 [Google Scholar]

22. Шульц М., Баддарни К., Бар-Села Г. Размышления о паллиативной помощи из еврейской и исламской традиции. Комплемент на основе Evid Alternat Med. 2012;2012:693092. [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Кунин Ю. Смерть мозга: пересмотр мнений раввинов в свете современных медицинских знаний. Традиция. 2004;38(4):48-62 [PubMed] [Google Scholar]

24. Bejjani-Gebara J, Tashjian H, Huijer HA. Уход за мусульманами и христианами в конце жизни в Ливане. Eur J Palliat Care. 2008;15(1):38-43 [Google Scholar]

25. Тонти-Филиппини Н. Религиозная и светская смерть: пути расходятся. Биоэтика. 2012;26(8):410-421 [PubMed] [Google Scholar]

26. Президентский совет по биоэтике. Споры в определении смерти: Белая книга Президентского совета по биоэтике. Вашингтон, округ Колумбия: Президентский совет по биоэтике; 2008 [PubMed] [Google Scholar]

27. Estol CJ. Жить и позволить умереть: симпозиум по смерти мозга в Папской академии наук. Инт J Инсульт. 2007;2(3):227-229[PubMed] [Google Scholar]

28. Бабги А. Правовые вопросы ухода за престарелыми: перспективы Саудовской Аравии и США. Am J Hosp Palliat Care. 2009;26(2):119-127 [PubMed] [Google Scholar]

29. Weiss B. Толкование в исламском праве: теория иджтихада. Закон Am J Comp. 1978;26(2):199-212 [Google Scholar]

30. Arbor R, AlGhamdi HM, Peters L. Ислам, смерть мозга и трансплантация: культура, вера и юриспруденция. AACN Adv Crit Care. 2012;23(4):381-394 [PubMed] [Google Scholar]

31. Арозулла А.М., Холвадия М.А. Вилайя (власть и управление) и его последствия для исламской биоэтики: суннитская точка зрения Матуриди. Теор Мед Биоэт. 2013;34(2):95-104 [PubMed] [Google Scholar]

32. Hallaq WB. История исламских правовых теорий: введение в суннитский усул аль-фикх.

Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета; 1997 [Google Scholar]

33. Khallaf AaW. Ильм усул аль-фикх [Наука об истоках исламской юриспруденции]. 12-е изд. Кувейт: Дар аль-Калам; 1978:7-53 [Google Scholar]

34. Падела А.И., Бассер Т.А. Смерть мозга: проблемы перевода медицинской науки в исламский биоэтический дискурс. Медицинское право. 2012;31(3):433-450 [PubMed] [Google Scholar]

35. Vogel FE. Исламское право и правовая система: исследования Саудовской Аравии. Лейден, Нидерланды: Брилл; 2000:407 [Google Scholar]

36. аль-Мусави М., Хамед Т., аль-Матук Х. Взгляды мусульманских ученых на донорство органов и смерть мозга. Пересадка Proc. 1997;29(8):3217. [PubMed] [Академия Google]

37. Эбрагим А.Ф. Исламская юриспруденция и конец человеческой жизни. Медицинское право. 1998;17(2):189-196 [PubMed] [Google Scholar]

38. Хан Ф.А. Определение смерти в исламе: можно ли смерть мозга использовать в качестве критерия смерти в исламе? ДЖИМА.

1986;18(1):18-21 [Google Scholar]. Кувейт) и др. Человеческая жизнь, ее начало и конец с точки зрения ислама: полные протоколы семинара «Человеческая жизнь: ее начало и конец с точки зрения ислама», состоявшегося 15, 19 января.85 г. н.э. (Раби аль-Ахар 14, 1405 г. хиджры). В: Аль-Мазкур К., изд. Семинар о жизни человека: ее начало и конец глазами ислама . Кувейт: Исламская организация медицинских наук: Кувейтский фонд развития науки; 1985

40. Международная организация исламской медицины; Исламская медицинская ассоциация Южной Африки. Исламский кодекс медицинской этики: Кувейтский документ. Йоханнесбург, Южная Африка: Исламская медицинская ассоциация Южной Африки; 1981:67 [Google Академия]

41. Книга Указов Академии Фикха. Третья конференция исламских юристов. Амман, Иордания, 1986 год; Указ № 5

42. Хассабалла А.М. Минисимпозиум. Определение смерти, донорства органов и прерывания лечения по Исламу. Трансплантация нефролового циферблата. 1996;11(6):964-965 [PubMed] [Google Scholar]

43. Moosa E. Смерть мозга и трансплантация органов — исламское мнение. S Afr Med J. 1993;83(6):385-386 [PubMed] [Google Scholar]

44. Padela AI, Shanawani H, Arozullah A. Медицинские эксперты и исламские ученые обсуждают смерть мозга: пробелы в дискурсе прикладной исламской биоэтики. Мусульманский мир. 2011;101(1):53-72 [PubMed] [Google Scholar]

45. Совет мусульманского права (шариата) и пересадка органов. Accid Emerg Nurs. 1996;4(2):73-75 [PubMed] [Google Scholar]

46. Иранский парламент одобрил законопроект, разрешающий донорство органов от пациентов с мертвым мозгом. Новости трансплантации. Веб-сайт исследования дальнего света http://www.highbeam.com/doc/1G1-62942721.html. Опубликовано в 2000 г. По состоянию на 11 марта 2014 г.

47. Ахмад К. Первый шаг к пересадке органов в Иране. Ланцет. 1999;354(9192):1802. [PubMed] [Академия Google]

48. Албар М. Трансплантация органов: взгляд суннитского ислама. Саудовская J Kidney Dis Transpl. 2012;23(4):817-822 [PubMed] [Google Scholar]

49. Атигетчи Д. Исламская биоэтика: проблемы и перспективы. Дордрехт, Нидерланды: Springer; 2007 [Google Scholar]

50. Бустани Ф.Н. Трансплантация органов. Этика и право в биомедицине и генетике: обзор национальных правил арабских государств. Каир, Египет: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; 2011:40-49[Google Scholar]

51. Haque OS. Смерть мозга и ее последствия: новое определение личности для исламской этики. J Религиозная этика. 2008;36(1):13-36 [Google Scholar]

52. Лариджани Б., Захеди Ф., Тахери Э. Этические и правовые аспекты трансплантации органов в Иране. Пересадка Proc. 2004;36(5):1241-1244 [PubMed] [Google Scholar]

53. Лариджани Б.З., Захеди Ф., Малек-Афзали Х. Медицинская этика в Исламской Республике Иран. East Mediterr Health J. 2005;11(5-6):1061-1072 [PubMed] [Google Scholar]

54. Совет мусульманского права Великобритании одобряет трансплантацию органов. J Med Этика. 1996;22(2):99. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Падела А.И. Исламская биоэтика: между священным законом, жизненным опытом и государственной властью. Теор Мед Биоэт. 2013;34(2):65-80 [PubMed] [Google Scholar]

56. Qazi F, Ewell JC, Munawar A, Asrar U, Khan N. Степень уверенности в смерти мозга: вероятность в клиническом и исламско-правовом дискурсе. Теор Мед Биоэт. 2013;34(2):117-131 [PubMed] [Google Scholar]

57. Салачин С., Гюльмен М.К., Альпер Б. и др. Отношение общества к последнему законодательству о смерти мозга. В: Mangin P, Ludes B, ред. Acta Medicinæ Legalis . Том. XLIV 1994. Берлин, Германия: Springer; 1995: 133-135.

58. Кравец Б. Смерть мозга и исламские традиции: смещение границ жизни. В: Брокопп Дж. Э., изд. Исламская этика жизни: аборт, война и эвтаназия. Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины; 2003:195-213 [Академия Google]

59. Бедир А, Аксой С. Еще раз о смерти мозга: согласно исламским источникам, это не «полная смерть». J Med Этика. 2011;37(5):290-294 [PubMed] [Google Scholar]

60. Hamdy S. Не совсем умер: почему египетские врачи отказываются от диагноза смерти по неврологическим критериям. Теор Мед Биоэт. 2013;34(2):147-160 [PubMed] [Google Scholar]

61. Ради М.Ю., Верхейде Дж.Л., Али М.С. Практика медицины и утилитаристское переопределение начала и конца человеческой жизни. Saudi Med J. 2010; 31(6):718-720 [PubMed] [Google Scholar]

62. Bassit NH, Habiblah M, Fadili W, Laouad I. Врачи университетских больниц: что они думают о донорстве органов? Пересадка Proc. 2013;45(10):3466-3468 [PubMed] [Google Scholar]

63. El Houda BN, Mustapha H, Wafaa F, et al. Донорство органов: мнение врачей. Трансплантация нефролового циферблата. 2012;27(suppl 2):ii535 [Google Scholar]

64. Халид И., Хамад В.Дж., Халид Т.Дж., Кадри М., Кушмак И. Уход за пациентами-мусульманами со смертью мозга в конце жизни: 10-летний опыт. Am J Hosp Palliat Care. 2013;30(5):413-418 [PubMed] [Google Scholar]

65. Халид И., Сехли Д., Шанавани Х. и др. Смерть мозга у мусульман: десятилетний опыт работы в больнице третичного уровня в Саудовской Аравии [аннотация]. J Нейротравма. 2011;28(6):A20 [Google Scholar]

66. Аль Сайяри А.А. История пересадки почки в арабском мире: взгляд из Саудовской Аравии. Am J почек Dis. 2008;51(6):1033-1046 [PubMed] [Google Scholar]

67. Голмакани М.М., Никнам М.Х., Хедаят К.М. Этика трансплантации с исламской точки зрения. Медицинский научный монит. 2005; 11 (4): RA105-RA109[PubMed] [Google Scholar]

68. Гутманн Э. Горькая жатва: кошмар донорства органов в Китае. События в мире. 2012;175:49-56 [Google Scholar]

69. Беномран Ф.А. Медицинская ответственность в ливийском законодательстве. Медицинское право Int. 1994;1(3):289-300 [PubMed] [Google Scholar]

70. Падела А.И. Исламская медицинская этика: учебник для начинающих. Биоэтика. 2007;21(3):169-178 [PubMed] [Google Scholar]

71. Абу-Рас В. Роль мусульманского капеллана в восприятии директоров и капелланов больниц и медицинских учреждений Нью-Йорка. J Мусульманское психическое здоровье. 2011;6(1):21-43 [Google Scholar]

72. Абу-Рас В., Лэрд Л. Как мусульманские и немусульманские капелланы обслуживают пациентов-мусульман? Есть ли в модели межконфессионального капеллана место для опыта мусульман? J Relig Health. 2011;50(1):46-61 [PubMed] [Google Scholar]

73. Brierley J, Linthicum J, Petros A. Должны ли религиозные убеждения препятствовать светскому подходу к отказу от лечения детей? J Med Этика. 2013;39(9):573-577 [PubMed] [Google Scholar]

74. Лахай М. Помощь в конце жизни и роль капеллана в медицинской бригаде. ДЖИМА. 2011;43(3):173-178 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

75. Сачедина А. Конец жизни: исламский взгляд. Ланцет. 2005;366(9487):774-779 [PubMed] [Google Scholar]

76. Алибхай SMH, Гордон М. Взгляды мусульман и евреев на ненадлежащее обращение в конце жизни. Arch Intern Med. 2004;164(8):916-917 [PubMed] [Google Scholar]

77. Бадави Г. Мусульманское отношение к решениям о конце жизни. ДЖИМА. 2011;43(3):134-139 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

78. Swetz KM, Jama AA, Quirindongo-Cedeno O, Hatchett L. Удовлетворение потребностей сомалийских пациентов в конце жизни. Минн Мед. 2011;94(12):43-46 [PubMed] [Google Scholar]

Уход за умирающими — Ислам

Главное меню руководства | Меню секции ислама

Посещения семьи и сообщества

У умирающего мусульманина, вероятно, будет много посетителей, поскольку семья, друзья и сообщество собираются, чтобы выразить уважение, решить незаконченные дела и попрощаться. Больница должна будет управлять номерами, предлагая возможность чередования номеров у постели больного.

Религиозные обряды, связанные со смертью

Essential Practice Point 6

  • Если смерть кажется неизбежной, следует вызвать родственников или, в их отсутствие, имама по традиции человека и предоставить ему возможность совершить обычные исламские погребальные обряды. Эти обряды включают в себя помощь человеку в чтении Декларации веры (Шахада) , чтении глав из Корана и молитве о мирном уходе души.
  • Непосредственно перед смертью человека следует повернуть на правый бок лицом на юго-восток (в Ирландии). Когда пациента невозможно повернуть, его можно положить на спину, ноги в юго-восточном направлении, а голову слегка приподнять. Это направление Кааба , сооружение в центре мечети в священном городе Мекка (Мекка), к которому обращаются мусульмане, вознося ежедневные молитвы, и которое они считают самым святым местом на Земле.

(Вернуться к сводке основных практических пунктов)

 

Обычаи, которые необходимо соблюдать при смерти

Основной практический пункт 7

  • Мусульмане верят, что умерший сохраняет сознание. В результате с телом нужно обращаться осторожно и готовить его к погребению особым образом. Если семья не может немедленно принять участие в этом, следует связаться с соответствующим исламским центром/имамом, чтобы они могли организовать ритуальное омовение, наложение савана и погребение в соответствии с исламскими требованиями.
  • Ислам требует, чтобы похороны происходили как можно быстрее. Любые причины задержки должны быть объяснены семье.

(Вернуться к сводке основных практических рекомендаций)

 

Мытье и прикосновение к телу

Основные практические рекомендации 8

  • Медицинские работники должны НЕ мыть тело.
  • Сразу после смерти необходимо выполнять только основные задачи. В отсутствие семьи или члена сообщества любой медицинский работник может выполнять следующие задачи:
    • К телу должен прикасаться только медицинский персонал того же пола.
    • Наденьте одноразовые перчатки и сохраняйте спокойствие.
    • Закройте глаза умершего.
    • Удалите все трубки и заткните все разрезы, которые могут вызвать кровотечение.
    • Очистите любые выделения, т. е. экскременты, кровь и т. д.
    • Привязать нижнюю челюсть к голове так, чтобы рот не открывался.
    • Согните суставы рук и ног, чтобы они не стали жесткими, чтобы можно было правильно мыть и надевать саван.
  • Во все времена тело умершего должно быть скромно прикрыто. Если ни один из родственников или членов сообщества не может быть немедленно доступен, семья и сообщество будут благодарны медицинскому персоналу, который обеспечит это.

(Вернуться к сводке основных практических моментов)

 

Требования к вскрытию

  • В исламе тело должно быть погребено целым и невредимым, поэтому, строго говоря, ни одна часть тела не должна быть порезана или повреждена. Вскрытие допустимо только в том случае, если этого требует закон. Представители ислама считают, что вскрытие, не основанное на веских медицинских или юридических обстоятельствах, равносильно осквернению тела.
  • Семья, скорее всего, захочет вернуть все органы в тело перед захоронением.
  • Если о смерти необходимо сообщить коронеру, важно объяснить, что это лицо было мусульманином, и любая необходимая процедура должна быть ускорена.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *