Фонетический разбор слова читать книгу онлайн автор Ушакова Ольга Дмитриевна бесплатно
к
м
о
с
ч
ш
ю
я
..«•ЗЙ*
notes
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
О. Д. Ушакова
Санкт- Петерб>рг
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:
• безударная гласная
Согласные звуки образуют пары звонких и глухих звуков:
Звонкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[ж]
[з]
Глухие
[п]
1Ф]
[к]
[т]
[ш]
[с]
Кроме того, согласные делятся на твёрдые и мягкие. По твёрдости и мягкости большинство из них тоже образуют пары:
Твёрдые
[б]
[в]
[Г]
м
[3]
и
[л]
N
[Н]
[П]
[р]
и
[т]
[ф]
[X]
Мягкие
16’]
[В’]
[г
[Щ’]
Существует несколько способов обозначения [ц]: цирк [цырк], купаться [купаца], дерётся [д’ир’оца]:
Возьмите на заметку!
1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб [гр’ип], сказка [скаска].
2. Глухие согласные перед звонкими согласными озвончаются: сбить [зб’ит’].
3. Мягкость согласных обозначается буквами ь, е, ё, и, ю, я: сельский [с’эл’ск’ий’].
4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство [ч’уства], сердце [с’эрцэ], солнце [сбнцэ], властный [власный’].
Алфавит
Алфавит состоит из букв, расположенных в строго определённом порядке. Каждая буква имеет своё название, которое не следует смешивать с её звуковым звучанием. Например, буква н называется «эн» и обозначает звуки [н] и [н’]. О букве говорите: буква обозначает звук.
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы — ъ и ь — не обозначают звуков.
А
Б
В
Г
д
Е
Ё
а
бэ
вэ
гэ
дэ
е
ё
Ж
3
И
Й
К
Л
М
жэ
зэ
и
и
ка
эль
эм
краткое
н
о
П
Р
С
Т
У
эн
О
пэ
эр
эс
тэ
У
ф
X
ц
Ч
ш
щ
эф
ха
цэ
не
ша
ща
ъ
Ы
Ь
э
ю
Я
твёрдый
ы
мягкий
э
ю
я
знак
знак
Слог
Слоги — это части слова, на которые оно разделяется при произнесении. В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Кроме гласного звука, в слове может быть также один или несколько согласных: зме-я (2 слога).
Не следует путать фонетическое слогоотделение и правила переноса слов. Например, в слове Аня 2 слога, но перенести это слово нельзя.
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке
пошаговая инструкция с советами экспертов
Родители малышей часто задаются вопросом: «Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?» Ведь школа не за горами, и многие дети приходят уже подготовленными — умеют читать и считать
Анастасия Наумова
Автор КП
Наталья Манухина
Кандидат психологических наук,
семейный психолог
Ирина Данилина
Методист образовательной
онлайн-платформы Учи.ру
Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Но стоит ли торопиться с обучением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно проследить за тем, как развивается интеллект детей в раннем возрасте.
До 5 лет у малыша сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за эмоции, фантазии и творческую деятельность. Ребенку в этом возрасте сложно запомнить и распознать буквы, цифры и другие символы. Поэтому обучать детей алфавиту до 5 лет психологи и педагоги не рекомендуют. Однако это не значит, что до этого возраста нужно вовсе отложить любые книги. Как раз напротив: родителям лучше как можно чаще читать малышу сказки и рассказы, которые ему нравятся. Если с раннего возраста показывать ребенку, что чтение – это увлекательный процесс, изучение букв в дальнейшем пройдет с гораздо большим энтузиазмом.
После 5 лет интеллект детей меняется: они становятся более усидчивыми, внимательнымм и сосредоточенными. Все потому, что левое полушарие, отвечающее за анализ, логику и запоминание, делает большой скачок в развитии. Именно поэтому обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет.
Как понять, что ребенок готов обучаться?
Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, и развитие его способностей происходит линейно – это нельзя изменить или ускорить.
К 3-4 годам ребенок еще не может понять разницу между такими понятиями, как звук, буква, слог и слово. В таком возрасте дети могут сложить буквы в слог и даже запомнить, как он пишется. Но прочитать и тем более понять прочитанное им сложно. Поэтому нет никакого смысла торопить события, пытаясь «проскочить» какой-то этап развития. Ближе к 6-7 (иногда к 5) годам у детей обычно появляется желание читать.
Специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют несколько признаков того, готов ли ребенок учиться читать, на которые родители могут ориентироваться.
Признак 1
Ребенок активно разговаривает и понимает значение того, о чем говорит. Речь связная, продолжительная и состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи. Объясняется это тем, что в то время, когда мозг должен активно работать над формированием речи, его «переключают» на запоминание звуков, букв и слогов.
Признак 2
У ребенка уже развился фонематический слух — проще говоря, он различает звуки. То есть малыш легко может понять на слух, чем отличается «дом» и «том», «лук» и «люк».
Признак 3
Малыш произносит все звуки без ошибок, не картавит и не шепелявит. Если не устранить проблемы с произношением, ребенок будет неверно ассоциировать буквы со звуками.
Если есть трудности с выговариванием, перед началом обучения стоит поработать с логопедом. Однако имейте в виду, что детям до 5 лет помощь логопеда не требуются. Корректировать произношение звуков нужно позднее, если речь малыша сама не исправится.
Признак 4
У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».
Иногда дети путают, с какой буквы начинать чтение, или даже пытаются полностью прочитать слова «зеркально», то есть с конца. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш умел следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
Признак 5
Ребенок усидчив и умеет концентрироваться. Он может сосредоточиться на какое-то время, занимаясь чем-то одним, например лепкой или рисованием.
Признак 6
У сына или дочки есть интерес к книгам. Без этого, конечно же, никуда. Нельзя заставлять малыша читать через силу. Это может навсегда отбить желание заниматься чтением. Чтобы ребенок полюбил читать, важно, чтобы родители подавали соответствующий пример, например, читая ребенку книги, которые его увлекают. Делать это можно с раннего возраста, еще до обучения чтению. Вот увидите, со временем ему и самому будет интересно узнать, что же такое написано на этих красочных страницах.
Иногда проблемы с чтением появляются из-за того, что у детей нарушен слух. В такой ситуации следует обратиться за помощью к сурдопедагогу.
Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.
Читайте также
«Собачка и котик»: учим малыша простому счету
Счет неотрывно связан со всей нашей жизнью и является ее важным элементом. Но как научить ребенка считать от 1 до 10 и вообще разбираться в цифрах так, чтобы обучение стало радостью, а не наказанием?
Подробнее |
Как подготовить ребенка к чтению
Чтобы ребенок быстрее научился читать, у него должно быть развито чувство ритма и фонематический слух. Чтобы развить первое качество, используйте музыку и танцы. Включите ритмичную музыку и в игровой форме (веселясь, дурачась и развлекаясь) продемонстрируйте ребенку, какой у музыки ритм. Танцуйте, выполняя движения под музыку, и постепенно малыш начнет повторять за вами, научившись чувствовать ритм.
Узнавание и последующее воспроизведение звуков, то есть фонематический слух, развивайте с помощью следующих упражнений.
Упражнение 1
Расскажите ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Начните изучать простые слова (мама, папа, кошка, собака). С помощью них продемонстрируйте, с какого звука начинается и каким заканчивается определенное слово. На данном этапе важно четко проговаривать согласные буквы, как бы выделяя их голосом, а гласные – тянуть. Таким образом ребенок, сам того не осознавая, научиться интуитивно их различать.
Когда малыш поймет объяснения, предложите ему назвать первый и последний звук произнесенных вами слов. Постепенно переходите от простых к более сложным словам, дожидаясь момента, когда и их разбор будет даваться без труда.
Упражнение 2
Назовите звук и попросите ребенка назвать слово, начинающееся с этого звука.
Упражнение 3
После того как малыш хорошо справится с предыдущим упражнением, сыграйте с ним в «Слова». Назовите слово и попросите назвать следующее, начинающееся на букву, которой окончилось названное вами слово.
Упражнение 4
И наконец, самое трудное упражнение. Договоритесь с ребенком, что он будет искать какой-либо звук в словах, которые слышит. Произносите любые слова, а малыша попросите хлопать в ладоши каждый раз, как он услышит нужный звук.
Если ребенок легко справляется с заданиями – можно начинать обучение.
Обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет. Фото: pixabay.com
Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению
Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать. Он понимает, что слова состоят из звуков и умеет выделять отдельные звуки из слов. При этом ребенок тянется к полке с книгами, ему нравится слушать рассказы и, возможно, он уже даже мечтает сам прочесть, что написано в его любимых книжках. Значит, пришла пора учиться. Как правильно это делать?
Начинайте с малого
Учите буквы и закрепляйте знание звуков, например, на прогулке. Нарисуйте палочкой на земле букву, затем слог. Можно собирать буквы из камушек. Ребенку будет интересно узнавать знакомые буквы, а затем и слоги на вывесках. Покажите, что слова, состоящие из слогов и букв, окружают нас повсюду.
Позднее можно учиться не только на улице, но и дома. Обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель – стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.
Учите ребенка быть аккуратным и организованным
Для начала крохе на обучения хватит всего 10 минут в день. После этого попросите его вернуть вещи (книжку, тетрадь, ручку или карандаш) на то место, где они лежали. Только ни в коем случае не заставляйте его делать это через силу. И тем более не повышайте на него голос и не ругайтесь, если что-то сделано не так, как бы вам этого хотелось. Процесс должен проходить в непринужденной или даже игровой форме.
Читайте сами
Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.
– Вовлечь ребенка в какую-либо деятельность можно только одним путем: заниматься ею вместе с ним и при нем. Соответственно, если старшие родственники читают много, то и ребенок начинает интересоваться тем, что делают взрослые, — говорит Наталья Манухина, кандидат психологических наук и семейный психолог. — Вот только что именно они читают? Если бумажные книги, то малыш тоже может начать их брать, трогать, смотреть, заглядывать, рассматривать буквы, складывать в слова, то есть читать. Если же взрослые читают только электронные книги, с экрана гаджетов или компьютеров, то ребенок долго к этому не проявит интереса. Его больше будут увлекать движущиеся картинки: мультфильмы и электронные игры.
Важно не только читать рассказы и сказки, но и обсуждать прочитанное с малышом. Если ребёнок совсем маленький, задавайте ему простые вопросы: про кого эта сказка? кто нарисован на картинке? Когда кроха подрастет, можно спрашивать что-то более сложное: почему герой рассказа поступил именно так? что бы ты сделал на его месте?
Читайте также
От первых линий до целого слова: как научить ребенка писать
И вот на листе бумаги появляются первая буква, первое слово. Неровные и неуверенные, но такие долгожданные. Как помочь малышу развить навык письма в домашних условиях и нужно ли это делать до школы — об этом мы поговорили с педагогами
Подробнее |
Переходите от простого к сложному
Начните обучение со слов с повторяющимися слогами (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Только после того, как малыш их освоит, переходите к более сложным для ребенка конструкциям, в которых разные слоги (кош-ка, де-ре-во, ве-тер).
Купите обучающие материалы
Дети обучаются через игры, поэтому в доме должны быть кубики с буквами, магнитная азбука и другие развивающие предметы. Ребятам постарше купите несколько хороших учебников. Например, буквари В. Горецкого, Н. Павлова, Д. Фонина.
Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по дому. Периодически меняйте карточки местами. Постепенно ребенок запомнит их все. Потом проделайте то же с согласными.
– Игра для детей дошкольного возраста вообще является ведущей деятельностью, – говорит Наталья Манухина. – Поэтому если учебный материал подавать в форме игр, знания усваиваются по мере развития умений. Ребенок действует все более ловко, и это ему нравится, а с навыком укладываются и знания.
Развивайте ассоциативное мышление
«А» — арбуз, «Б» — белочка, «В» — велосипед.
Дети легче запоминают информацию визуально, с помощью красочных изображений и понятных объектов, а не через утомляющее заучивание символов. Но старайтесь делать так, чтобы малыш не привязывался к одному лишь образу и не ассоциировал букву только с ним. Используйте для изучения разные слова. Например, если в одном занятии «А» — это арбуз, в другом пусть будет альбом или аист.
Повторяйте изученное ранее
Не зря говорят, что повторение – мать учения. Начинайте каждое занятие с закрепления материала, который изучили в прошлый раз. Дополнительно можно освежать информацию где угодно и когда угодно: на прогулке в парке, в очереди в магазине или в машине, по дороге домой.
Сочиняйте
Память и фантазия – это то, что можно и нужно развивать у ребенка ещё до обучения чтению.
– Как я замечаю в своей практике семейного психолога, в семьях, где и читают, и сочиняют сами взрослые, дети читают и лучше, и больше. Сочинять можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и на отдыхе. Темы любые: про людей, машины, облака, букашек, птичек, буквы, героев игр, да про что угодно! Для ребенка фантазировать — это естественно, – напоминает Наталья Манухина. – Если же его истории еще и записывать (сначала взрослые, потом он сам), то сочинять самому и сравнивать с тем, что пишут другие, становится естественным увлекательным занятием. Ребенок становится не только читателем, но и автором, что может ему очень пригодиться в будущей учебе.
Относитесь с пониманием и заботой
Вам как взрослому процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Не нервничайте, если у крохи что-то не получается, и не заставляйте его заниматься через силу. Все придет со временем. Имейте терпение, умейте ждать и проявляйте понимание на каждом этапе обучения. Хвалите малыша даже за небольшие успехи – и, вот увидите, вскоре ему понравится учиться.
Взрослому человеку процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Фото: pixabay.com
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Ирина Данилина, методист образовательной онлайн-платформы Учи. ру
Как научить ребенка читать по слогам?
Чтобы ребенок быстро научился читать по слогам, не нужно учить буквы в алфавитном порядке. Предложите малышу сначала изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе (например, «ау»). Затем добавьте к ним согласные. Так с первых занятий ребенок учится читать сочетания букв, а затем и слоги.
Начинайте изучение алфавита со звуков, не используйте названия букв. Вот так: это звук «м» (не «эм»), это звук «о», вместе звучат как «мо». Так ребенок научится читать по слогам намного быстрее.
Как научить ребёнка быстро читать?
Самое главное – это понимание текста. Если есть понимание, то скорость будет расти сама собой. Чтобы ребенок научился читать быстро, убедитесь, что он знает все звуки и не путает их. Большой скачок в скорости произойдет тогда, когда ребенок не будет допускать ошибок в звучании букв.
Не торопите ребенка, если он допускает ошибки. Вернитесь и повторите звуки еще раз. Дальше только систематическое чтение по 10-15 минут в день и отработка навыка. А когда ребенок овладеет хорошей техникой чтения от 40-50 слов в минуту, можно использовать различные методики скорочтения. С помощью них можно развить скорость чтения до 1000 слов в минуту.
Почему ребёнок не хочет читать?
Нужно понимать, что если ребенку читать неинтересно, то он не захочет. Вот основные причины, почему у детей нет желания читать:
- Неправильно подобрана книга, неподходящий жанр или тема текста.
- Ребенок не понимает прочитанный текст, читает автоматически, не вдумывается в смысл.
- Нет мотивации и интереса.
- Ребенок совершает много ошибок в звучании слогов, от этого не понимает прочитанные слова.
- Чтение воспринимается как наказание.
Что с этим делать?
Читайте также
Мотивация ребенка к обучению в школе
«Комсомолка» рассказывает почему дети так ждут Дня знаний, но через неделю вдруг начинают болеть и подсказывает как сделать так, чтобы у ребенка была мотивация к обучению
Подробнее |
Правило 1
Читайте ребенку самостоятельно книги разных жанров. Попробуйте найти те, что его заинтересуют, чтобы он с нетерпением ждал продолжения. Выбирайте книги в соответствии с потребностями ребенка. Если интересно узнавать новые факты о мире, выбирайте познавательные книги. Если интересно узнавать, как развивается жизнь героев из вымышленной Вселенной, выбирайте фантастические книги. И так далее.
Правило 2
Когда вы найдете подходящие книги, остановитесь читать на самом интересном месте. Ребенок проявит интерес, захочет узнать, что было дальше.
Правило 3
После того как ребенок прочитал книгу или даже маленький текст, всегда интересуйтесь, о чем был рассказ, что нового он узнал из него, как можно полученную информацию применить в жизни, какие выводы сделать. Так вы формируете у малыша вдумчивое чтение.
Правило 4
Не заставляйте ребенка читать. Привить любовь к чтению можно лишь через интерес.
Правило 5
Читайте сами, показывайте пример ребенку. Рассказывайте об интересных фактах и историях из книг, которые прочитали.
Правило 6
Играйте в игры с ребенком. Находите на скорость слова на загаданную букву, ищите спрятанные слова в тексте. Развивайте воображение, интересуйтесь, какие события могут быть в книге дальше. Обращайте внимание ребенка на вывески в магазинах, на этикетках, упаковках, чтобы он искал знакомые буквы.
Читайте также
Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно
В идеальном мире дети сами и спать укладываются, и уроки делают — но увы, в реальности все не так. Большинству родителей школьников все-таки приходится помогать им с домашним заданием
Подробнее |
Фото на обложке: pixabay.com
Made on
Tilda
слов на слух и слов на слух | Учимся читать, расшифровывая
Слова, произносимые на слух, и слова, которые видятся глазами | Обучение чтению путем декодирования | ПонятноПерейти к содержимомуЭта страница на английском языке
Потому что различия — наша самая большая сила
ПожертвоватьОткрывается в новом окнеЗачем поддерживать Понимание?
ByThe Understood Team
Краткий обзор
Знание связи между буквами и их звуками помогает детям расшифровывать слова.
Некоторые слова сложны и не соответствуют правилам фонетики.
Слова, которые дети учатся узнавать с первого взгляда, называются зрительными словами. Некоторые из них декодируются, но многие нет.
Начинающие читатели должны знать, как обращаться и мгновенно распознавать два типа слов, чтобы читать бегло. Один — декодируемые слова; другой — недекодируемые слова. Для детей с проблемами чтения, в том числе с нарушениями чтения, научиться читать оба типа слов может быть проблемой.
Эта таблица поможет вам понять разницу между расшифровываемыми и неразборчивыми словами, а также то, что может помочь вашему ребенку выучить и то, и другое.
Декодируемые слова | Недекодируемые слова | |
---|---|---|
Что это такое Примеры: горшок , флейта и улитка . | Слова, которые нельзя произнести вслух и которые не подчиняются правилам фонетики. Их нужно запомнить, чтобы они сразу узнавались. Их иногда называют слова вида , или звездные слова. Примеры: справа , достаточно и знак . (Примечание. Некоторые расшифровываемые слова также преподаются как зрительные слова. Эти слова используются так часто, что дети должны их мгновенно узнавать.) | |
Требуемые навыки более широкий навык, называемый фонологической осведомленностью). Этот навык позволяет учащимся быстро сопоставлять звуки с буквами и смешивать звуки для чтения слов. Дети также полагаются на рабочую память , которая помогает им помнить звуки в начале слова, когда они расшифровывают остальную часть слова. | Детям нужны хорошие навыки памяти, чтобы сохранять слова в своей долговременной фонологической памяти. Это позволяет им быстро извлекать слова, когда они их видят. Дети превращают слово в визуальное слово, сопоставляя неожиданные (нефонетические) последовательности букв с их звуками. Детям нужна достаточно высокая скорость обработки данных, чтобы автоматически и бегло читать слова. | |
Как учат этим словам | Для детей с проблемами чтения, такими как дислексия, учителя обычно используют мультисенсорное структурированное языковое обучение (MSLE). Это включает в себя мультисенсорные методы, помогающие детям связывать буквы со звуками. Одним из таких подходов к обучению является метод Ортона-Гиллингема. Несколько программ для чтения основаны на этом подходе. Существуют и другие программы чтения, которые в основном используются в общеобразовательной сфере. В младших классах эти программы сосредоточены на навыках декодирования. | Учителя знакомят учащихся с группами слов в зависимости от класса. Студенты могут взять эти слова домой и поработать над их запоминанием. Дети лучше всего учатся, работая и практикуясь с небольшими группами слов на регулярной основе, пока слова не станут мгновенно узнаваемыми. Может помочь учащимся попрактиковаться в чтении этих слов в осмысленных предложениях. Также может помочь найти неправильную часть слова и выделить ее, чтобы легче было запомнить. Например, в слове сказал , неправильная часть слова ai . |
Что нужно знать детям | Существуют правила, которые помогут им произносить слова. | Некоторые общеупотребительные слова не подчиняются правилам и не могут быть произнесены. Эти слова нужно запомнить. Слова с похожим значением или похожим написанием можно выучить в группах. Например, эти свет слова: справа , ночной , рейс . |
Как вы можете помочь | Существуют мультисенсорные методики и инструменты, которые родители могут использовать для обучения фонетике. Существуют также стратегии развития фонологической осведомленности в разном возрасте. | Существуют стратегии обучения неразборчивым словам трудных читателей. Родители могут просматривать с ребенком списки слов, включая неразборчивые слова. Они могут говорить о шаблонах букв в словах с неправильным зрением, которые не следуют правилам. |
Если у вашего ребенка проблемы с чтением, и вы подозреваете, что причиной может быть дислексия, вы можете предпринять следующие шаги. Ваш ребенок может иметь право на получение услуг и поддержки в школе, которые могут помочь.
Также послушайте, как эксперт объяснит, почему научиться читать труднее, чем научиться говорить. И узнайте, как различия в обучении и мышлении затрудняют чтение.
Основные выводы
Обучение чтению включает в себя как расшифровку, так и распознавание слов с первого взгляда.
Высокочастотные слова могут быть декодируемыми или недекодируемыми.
Отстающим читателям могут быть полезны уроки мультисенсорного чтения.
Расскажите нам, что вас интересует
Об авторе
Об авторе
Команда Understood состоит из увлеченных своим делом писателей и редакторов. У многих из них есть дети, которые учатся и думают по-другому.
Проверено
Проверено
Марджи Б. Гиллис, доктор педагогических наук, является основателем и президентом организации Literacy How, которая обеспечивает профессиональное развитие учителей по методам чтения в классе, основанным на исследованиях.
Узнайте, что возможно, когда вас понимают.
Мы будем присылать вам самые полезные истории и ресурсы по электронной почте.
Copyright © 2014-2023 Understood For All Inc.
Как помочь детям произносить слова: советы и идеи экспертов
Детям может потребоваться некоторое время, чтобы научиться произносить слова. Поскольку это важная часть беглого чтения, вы, вероятно, захотите узнать, как вы можете помочь. Есть ли специальные упражнения, которые вы можете делать дома, чтобы помочь вашему ребенку?
Конечно есть! И мы составили это подробное руководство, чтобы помочь вам начать работу.
Что значит «произносить слова вслух»?
Сейчас это сложно представить, но когда-то никто из нас не умел читать. Алфавит, строчные и прописные буквы, а также пробелы между словами сбивали с толку. Но со временем и практикой мы здесь сегодня.
Хотя многие компоненты помогли нам научиться бегло читать, изучение произношения слов вслух стало одним из переломных моментов.
В двух словах, произношение слов означает применение знаний о связях между буквами и звуками для правильного произношения слов.
Когда дети овладеют этим важным навыком грамотности, они смогут произносить каждый звук в слове медленно, а затем снова быстро. Они также поймут, как смешивать разные звуки в слове без особых усилий.
Постепенно дети усваивают процесс произношения слов. Чтобы проиллюстрировать, о чем мы говорим, вот небольшое задание: попробуйте произнести «splaf».
Вероятно, вам не пришлось слишком много думать, чтобы произнести это слово, хотя это бессмысленное слово. Вы смогли выяснить произношение почти сразу, потому что процесс произнесения слов был настолько усвоен.
На данном этапе вашей жизни выслушивание происходит автоматически, без размышлений. Конечно, вы не стали экспертом в произношении слов за одну ночь, как и ваш ребенок. Но со временем и практикой ваш юный ученик тоже сможет добиться этого!
Почему это важно
Произнесение слов на слух помогает детям научиться смешивать звуки, что может помочь улучшить их общие навыки чтения.
Кроме того, мы знаем, что когда дети хорошо умеют произносить слова, они менее склонны спотыкаться по мере того, как книги становятся сложнее, даже если в книгах используется лексика, которую они никогда раньше не видели и не слышали.
Это особенно заметно во время «спада в четвертом классе». В течение первых нескольких лет в школе большинство детей могут читать материал достаточно хорошо, чтобы справляться. Но примерно в четвертом классе дети, не усвоившие некоторые базовые навыки распознавания и декодирования слов, могут отставать.
Если вы поможете своему ребенку научиться произносить слова вслух в раннем возрасте, это придаст ему уверенности, которая необходима ему при столкновении со сложным и незнакомым текстом как сейчас, так и позже в процессе обучения.
Готов ли ваш ребенок произносить слова вслух?
Если ваш ребенок в своем развитии не готов произносить слова, заставлять его это делать может быть как неприятно, так и бесполезно для вас и вашего ребенка.
Вот несколько вещей, на которые следует обратить внимание, чтобы определить, готов ли ваш ребенок начать произносить слова:
- Знание алфавита
- Они могут играть со звуками в словах
- Восприятие букв
- Фонологическое и фонематическое восприятие
- Они заинтересованы в обучении чтению чтобы читать, ознакомьтесь с нашей статьей «Готовность к чтению: основные навыки для овладения детьми» .
Как помочь ребенку произнести слова вслух
Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов научиться произносить слова вслух, вот несколько способов начать работу дома.
1) Помогите им определить фонемы
Фонема — это наименьшая возможная единица звука в языке. Например, слово «кошка» имеет три разных фонемы — «с», «а» и «т». Фонематическая осведомленность — это способность идентифицировать эти звуки и манипулировать ими.
Понятно, что ребенку, не понимающему фонемы, сложно правильно произносить слова.
Хотя регулярное совместное чтение дает вам прекрасную возможность помочь вашему ребенку распознавать и знакомиться с различными фонемами, вы также можете создавать задания, чтобы сделать занятия более увлекательными и помочь вашему юному учащемуся лучше увлечься содержанием.
Идея занятия: От смысла к чепухе
Выберите знакомую книгу или потешку и попросите ребенка закрыть глаза, пока вы читаете ему сказку. Это поможет им сосредоточиться на том, что они слышат.
Во время чтения время от времени меняйте слова, порядок слов или формулировку. Ваш ребенок попытается определить эти изменения, и когда ему это удастся, попросите его объяснить, что, по его мнению, было неправильным.
Вот несколько примеров того, как вносить тонкие изменения в слова, чтобы помочь вашему ребенку с их фонемами:
- у Мэри было немного Land
- Twinkle, Twinkle, Little FAR
- Колеса на автобусе Go Moucking и Moucking
- Baa Baa Baa Black Sleep.
Ваш ребенок будет в восторге от этих маленьких «ошибок» и с удовольствием поправит вас!
2) Читать вслух
Будучи родителем, вы, вероятно, уже знаете о важности чтения в раннем детстве и о том, какое большое влияние оно может оказать на вашего ребенка, когда он пойдет в школу и в дальнейшей жизни. Вот почему так важно регулярно выделять время для чтения с вашим юным учеником.
Во время чтения читайте медленно и вслух, проводя пальцем по каждому слову.
Это упражнение поможет им связать печатные буквы и их комбинации с отдельными звуками, которые они издают. Это также поможет им осознать, что произносимые нами слова можно найти в печатном виде.
3) Продемонстрируйте, как смешивать разные звуки
Способность смешивать разные звуки в словах — это, по сути, то, как мы можем бегло читать. Это помогает нам плавно соединять отдельные звуки в слове при чтении.
Например, отдельные звуки в слове «может быть» — это m/a/y/b/e. Однако из-за смешивания вы можете произносить слово как /maaybee/, даже не задумываясь об этом.
Вот несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку смешивать разные звуки.
Упражнение: Разговор роботов
Разговор роботов может помочь ребенку разделить различные звуки слова. После того, как «робот произнесет» слово, они могут произнести это слово быстрее или более бегло.
Робот говорит именно так, как звучит: говорит короткими отрывистыми фразами, как робот!
Упражнение: «Угадай слово»
Все, что вам нужно, чтобы начать это увлекательное занятие, — это несколько карточек с изображениями объектов или предметов, с которыми ваш ребенок знаком (например, солнце, луна, звезды, деревья, мяч и т. д.)
Положите карточки с картинками перед ребенком и скажите ему, что вы собираетесь медленно произнести слово, и ему нужно будет определить, какая карточка соответствует слову, которое вы только что сказали. Например, /ssstaarrsss/.
Игра в эту игру — еще один способ помочь вашему ребенку распознавать отдельные звуки в словах, что является ключевым компонентом обучения произношению слов.
4) Поощряйте чтение и письмо
Вам не нужно ждать, пока ваш ребенок станет идеальным орфографом, чтобы позволить ему начать писать. Любая практика, которую они получают, может помочь повысить их осведомленность о звуках в словах и, в свою очередь, улучшить их понимание письма.
Упражнение: Озвучивайте написанное слово
Если ваш ребенок учится писать по буквам мат, начните с растягивания слова, чтобы он мог слышать каждый звук (м/а/т). После написания слова попросите ребенка прочитать его вам в обычном темпе (смешивая звуки).
Это упражнение может помочь улучшить не только навыки смешивания слов вашего ребенка, но и его правописание. Сделайте это немного веселее, позволив им написать каждую букву разным цветом.
5) Игра «Я шпионю» с алфавитом
Буквы окружают нас повсюду. Мы можем упускать из виду этот забавный факт, но ребенок, изучающий алфавит, с радостью это заметит. Сейчас самое время сыграть в «Я шпион» — конечно, с небольшой изюминкой!
Игра «Я шпионю» (езда в школу, прогулка в парк и т. д.), чтобы найти буквы в окружающем мире. Когда ваш ребенок найдет букву, предложите ему произнести ее и звук, который она издает вслух.
Бери по одному звуку
Не существует волшебной палочки, которая могла бы помочь вашему юному ученику произносить слова за ночь. Но мы верим, что с небольшой практикой и большим количеством поддержки ваш ребенок станет профессионалом в произношении слов в кратчайшие сроки!
Находясь в этом путешествии по грамотности, не забывайте продолжать регулярно читать, а когда они, наконец, получат это, используйте эти моменты (независимо от того, насколько они незначительны), чтобы поддерживать их мотивацию.