Обучение счету детей дошкольного возраста :: 0
Евсеева Ирина Владиславовна – учитель-дефектолог
Обучение счету детей дошкольного возраста
Формирование количественных представлений – важный этап в развитии ребенка дошкольного возраста. Для успешного овладения навыками счета, детям необходима помощь взрослых.
Родители должны использовать каждую возможность, когда ребенку можно задать вопрос: «Сколько?» Например: «Сколько тарелок на столе?», «Принеси 5 ложек», «Сколько ложек ты принес? Почему ты принес 5 ложек?», «Сколько машин на стоянке?» и т.д. Обратите внимание, что необходимо считать не только расположенные в ряд множества, но и такие, где элементы располагаются, например, по кругу или в виде другой фигуры, или вообще ассиметрично. Нужно объяснить ребенку, что расположение предметов не влияют на результат счета, но очень важно не пропустить ни одного элемента.
Прежде чем ребенок осознает отношения между числами, он должен научиться сравнивать смежные множества, группы предметов, которые отличаются друг от друга на единицу.
Упражнения на сравнение смежных множеств подводят ребенка к пониманию основного принципа построения натурального ряда чисел, где каждое последующее число больше предыдущего на единицу, и наоборот, каждое предыдущее меньше последующего на единицу.
Поиграйте с ребенком в игру «Назови число больше (меньше) на единицу». Взрослый показывает ребенку картинку, а ребенок пересчитывает предметы на ней и называет число на единицу больше (меньше), чем результат счета.
Другая игра «Назови скорей». В начале игры договариваются об условии: называть числа на один больше. Взрослый бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на один больше. Игра проводится в быстром темпе. Другой вариант задания: назвать число на 1 меньше.
Многие дети не различают порядковые и количественные числительные, не осознают их значение. Ребенок должен иметь представление о том, в каких случаях люди пользуются порядковым счетом. Малышу необходимо объяснить, что вопросы «который?», «какой по счету?» требуют особого пересчитывания. При этом каждый предмет получает свой номер в ряду, и для ответа на вопрос «на котором месте» или «который по счету?» существенное значение имеет направление счета. При определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях — указывать, в каком направлении велся счет.
Обратите внимание, что часто дети затрудняются в согласовании числительных с существительными. Подберите для счета предметы мужского рода, женского рода, например, цветные изображения яблока, сливы и ананаса, и покажите, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два и так далее. Одно яблоко, одна слива, один ананас. Два яблока, две сливы, два ананаса и так далее. Очень часто дети числительное один заменяют словом раз. Когда ребенок начнет считать: «Раз, два, три», остановите его, возьмите в руки, например, мячик и спросите: «Сколько мячиков?» «Один мячик», — отвечает ребенок. — «Правильно, один мячик. Нельзя сказать «раз мячик». И считать надо так: один, два…».
Знакомство с цифрами
Для того чтобы усвоение цифр было не механическим, а осознанным, необходимо знакомить с ними ребенка после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Предложите ребенку положить на стол, например, кубик и спросите: сколько кубиков на столе? Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает число предметов — один кубик. Далее можно показать ребенку цифру 1, предложить раскрасить ее. Точно так же можно познакомить ребенка и с другими цифрами. Прежде чем знакомить ребенка с цифрой 0, предложите ребенку пересчитать, например, конфеты в коробке (4 штуки), а потом угостить ими своих родных: одну конфету маме, другую — папе, третью — бабушке, четвертую — дедушке. В коробке не осталось ничего. Это можно записать цифрой. На письме «ничего» обозначается цифрой 0. Ноль ставят самым первым слева в ряду других цифр.
Для закрепления цифр используются различные упражнения:
-
обведение пальцем, карандашом,
-
штриховка контурных цифр,
-
лепка цифр,
-
выкладывание с помощью палочек, песка, камушков и др.
, -
чтение литературных произведений
Поиграйте с ребенком в игру «Разложи цифры по порядку!». Сначала ребенку предлагают карточки с нарисованными точками (числовые карточки) и их нужно разложить по порядку (от 1 до 10 или в пределах знакомого ребенку числа, например, от 1 до 6). Затем ребенку дают цифры и просят разложить их под соответствующей числовой карточкой. Эту игру можно повторять несколько раз, по мере того как ребенок будет узнавать новые числа и цифры, которыми они обозначаются. Таким образом ребенок постепенно будет усваивать числовой ряд не формально, а с опорой на наглядный материал.
Литература:
Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет сад / Т.И. Ерофеева и др. – М., 1997
Щербакова Е.И. О математике малышам, 1984
Назад в раздел
Пятнадцать способов научить детей считать – Развитие ребенка
Для некоторых игр, представленных в статье далее, понадобится более чем один участник. Поэтому вы можете пригласить в гости друзей вашего ребенка, вследствие чего занятия по обучению счету станут еще более эффективными.
Наборы для счета. Используйте индексные карточки в качестве основы для наклеивания мелкого счетного материала. Для обучения счету детям необходимо сосчитать количество предметов на каждой индексной карточке.
Счет всякой всячины. В качестве поверхности для счета используйте маркерную доску. На доске каждого ребенка напишите цифру. Дети должны определить цифру и отсчитать (положить) на доску соответствующее количество счетного материала. Проверьте правильность выполнения задания, а затем попросите детей стереть цифру на доске. Напишите новые цифры. Это задание позволяет каждому ребенку работать в собственном темпе и в соответствие со своими индивидуальными способностями. Некоторые дети работают с цифрами от 1 до 5, а другие могут отсчитывать больше десяти предметов счетного материала. В качестве материала можно использовать разнообразные интересные предметы, например, пластиковых ящериц или паучков из магазина дешевых товаров, мишуру, маленькие формочки, ключи, ракушки и т. д.
Карточки с точками. Карточки с точками можно изготовить из индексных карточек и цветных наклеек круглой формы. Изготовьте карточки для каждого числа от одного до десяти и напишите соответствующую цифру на всех карточках. Дети считают вслух и кладут на каждую карточку количество счетного материала, соответствующее количеству точек на ней. Этот метод полезен, когда дети только начинают учиться считать, а точки помогают им положить правильное количество счетного материала на карточку. Карточки с точками доступны в печатных версиях в Интернете.
Счет фруктов. Прилепите наклейки круглой формы на дно пластиковых тарелок и накройте их прозрачной пленкой. На каждой тарелке должно быть разное количество точек. Дети считают количество точек на тарелке, называют число и отсчитывают соответствующее количество фруктов, которые затем кладут на тарелку. Для этого занятия можно использовать любой вид счетного материала. Это упражнение похоже на «Карточки с точками», за исключением того, что вы не пишете число точек на тарелке, потому что в этой игре целью являются счет и точное соответствие счетного материала точкам, а не определение числа.
Игра-квэст. Дети бросают кубик и считают количество полей для перемещения фишки на игровом поле. Такие игры предназначены для разных уровней навыков счета, так же как и аркадные игры.
Игры на счет и определение соответствия. Для этой игры понадобятся чистые листы бумаги (карточки) и наклейки с изображением автомобилей. Каждую цифру представляют две карточки. Дети считают автомобили на каждой карточке и отыскивают карточки с аналогичным количеством автомобилей. Наклеивайте наклейки с изображением машинок в разных направлениях, чтобы карточки не выглядели идентичными и чтобы детям действительно пришлось считать машинки.
Домино. Дети считают и складывают вместе кости домино с одинаковым количеством точек.
Штампы на пластилине. Дети вдавливают в пластилин штамп с цифрой и отсчитывают количество стеклянных шариков, которые нужно также вдавить в пластилин.
Рисование разного количества предметов. Чтобы проиллюстрировать число, дети рисуют простые картинки (радугу, цветы, солнце, воздушные шарики, человечков и т. д.). Например, для числа три они могут нарисовать три домика.
Рыбы в озере. В этой игре дети используют навыки определения чисел и счета, чтобы по порядку отправить определенное число рыбок плавать в синем озере из войлока. Рыбок тоже можно вырезать из войлока или приобрести в магазине и написать на каждой ее номер (цифру от 1 до 10, например).
Игра «божья коровка». В этой игре два уровня. Нужно взять набор цветных пластинок из пластмассы, проштамповать их разным количеством божьих коровок, а в углу записать цифру, соответствующую количеству божьих коровок на пластинке. Дети определяют цифру, а затем помещают на каждую божью коровку на пластине счетный материал, считая коровок вслух. На обратной стороне пластины написана цифра, но нет штампа божьих коровок. Более опытные дети могут определять цифру и класть соответствующее количество счетного материала на чистую пластину. Для проверки они могут перевернуть пластину другой стороной.
Считаем самолеты. В течение месяца считайте, сколько самолетов пролетают над вашей детской площадкой за то время, пока вы играете на ней с детьми. Всякий раз, когда дети видят пролетающий самолет, они должны держать в уме количество самолетов за день (обычно не больше трех самолетов). Потом, когда вы приходите домой, добавляйте количество самолетов за сегодня к общему числовому списку самолетов. Дети часто сами подходят к списку и считают, сколько самолетов пролетело на данный момент.
Книги с числами. Дети определяют цифру на странице, затем рисуют на ней соответствующее количество паучков, например, с помощью фломастера. Перед тем как приступить к проведению этого занятия, дети должны хорошо научиться считать с помощью счетного материала, чтобы они не расстраивались, если при выполнении задания что-то пойдет не так.
Таинственные носки. В эту игру дети играют в парах. Для игры понадобятся один носок и пять плоских цветных стеклянных шариков (плоские шарики хороши в качестве счетного материала тем, что они не катятся и «не разбегаются»). Один ребенок кладет несколько шариков в носок. Другой ребенок засовывает в него руку и считает шарики на ощупь, не вынимая их из носка, далее говорит вслух, сколько шариков он насчитал. Затем дети могут достать шарики из носка и проверить правильность ответа.
Изумрудные нити. Нанизывайте на нити разное количество цветных пластиковых камешков (бусин) от одного до десяти. У каждого ребенка должен быть один набор ожерелий с камешками от одного до десяти и один набор карточек, пронумерованных от одного до десяти. Дети вынимают по одному ожерелью из шкатулки, считают количество камешков на них и отыскивают карточку с номером, соответствующим количеству камешков.
Распечатываемые карточки с точками для математических занятий с незакрепленными деталями
Используйте эти распечатываемые карточки с точками с числами как часть математических занятий с незакрепленными деталями. Они идеально подходят для математических пальчиковых тренажеров и станций математических открытий.
Распечатываемые карточки с точками для математических заданий
Волшебные веселые уроки математики!
Fun Math — это простая в обучении высокоэффективная учебная программа по математике, основанная на игре и практическом обучении.
Все уроки разработаны так, чтобы быть веселыми и запоминающимися, чтобы дети получали удовольствие от занятий и чувствовали себя уверенно.
Уроки легко использовать учителям и родителям в классе или дома.
Это волшебные уроки, на которых дети действительно видят, понимают и могут применять математические понятия. Они особенно подходят для детей, которые не любят математику, не уверены в себе, не понимают математику так, как их сейчас учат, или просто хотят играть.
ЗДЕСЬ УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ И ПРЕОБРАЗУЙТЕ ВАШЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ.
Использование игривых математических распечаток, способствующих практическому обучению, дает детям двойную выгоду: они развивают свои математические навыки и мелкую моторику.
Используйте эти распечатанные карточки с цифрами и точками, чтобы в игровой форме улучшить навыки своих детей.
Что такое незакрепленные детали?
Под незакрепленными частями понимаются подвижные материалы, которые дети могут использовать в своих играх.
Это могут быть купленные материалы, переработанные из мусорного бака или найденные природные объекты.
Здесь можно распечатать список идей с отдельными деталями, но на самом деле подойдет все: коробки, перья, шарики, оберточная бумага, еловые шишки, вода, песок, ветки, шляпы, соломинки для питья…..
Предлагая регулярный выбор свободные части мы можем дать нашим детям ежедневное вдохновение, бесконечные возможности, возможность думать и поощрять творчество.
Узнайте больше о незакрепленных частях здесь, в том числе о четырех способах их использования в классе/игровой комнате.
Как использовать эти карточки с точками
Распечатайте листы с точками (см. ниже) и вырежьте отдельные карточки.
Вы можете заламинировать карты для большей прочности.
Разложите карточки с отдельными частями, которые можно использовать как жетоны. Вы можете использовать пуговицы, маленькие детали Lego, ракушки или тесто для лепки, которые ваши дети могут скатать в шарики и хлюпать на карточки. Скрепки тоже отличные.
Тренажерные залы для пальцев и математические тренажеры
Мне нравится использовать карточки с точками в двух местах:
:: в тренажерном зале для пальцев. Пальчиковая гимнастика – это развлекательный центр, в котором детям предлагается играть с материалами с конкретной целью развития мелкой моторики. Занятия могут включать в себя игру, грамотность, науку, декоративно-прикладное искусство и, как и в случае с этими карточками с точками, математику.
Использование небольших незакрепленных деталей с этими карточками с точками дает двойную пользу, помогая детям развивать свои математические навыки счета и распознавания чисел и свою мелкую моторику, поскольку они собирают и манипулируют мелкими незакрепленными частями.
Другие мои идеи по гимнастике для пальцев можно посмотреть здесь.
:: на станции математических открытий. Эти карточки с точками станут отличным дополнением к центру математических открытий.
Станция Math Discovery — это приглашение поиграть с математическим оборудованием и концепциями в открытой форме. Станция может включать в себя числовые линии, весы, счетные карточки, незакрепленные детали, подсказки по диаграмме Венна, подсказки больше/меньше, линейки, калькуляторы, ручки и карандаши — все с целью пробудить математическое любопытство, исследования и мышление.
Вы можете посмотреть мою математическую станцию »Сосновая шишка» и «Моя математическая станция Валентина» для более подробной информации.
Больше распечаток по математике
Любите распечатки по математике, которые поощряют практическое обучение? Попробуйте эти:
:: печатные числовые карточки с колесами
:: печатные числовые карточки с рыбами
:: листы для трассировки форм и чертежей
Как получить наши бесплатные печатные формы
Чтобы загрузить мои бесплатные печатные формы, вам необходимо посетить библиотеку печатных материалов NurtureStore, которая доступна всем подписчикам моей рассылки и, конечно же, членам Play Academy.
Введите свой адрес электронной почты в форму ниже, и вы получите доступ ко всем моим бесплатным печатным материалам, планам уроков, идеям занятий, еженедельному информационному бюллетеню и многому другому!
После подписки обязательно проверьте электронное письмо с подтверждением. После того, как вы подтвердите подписку по электронной почте, мы отправим вам приветственное письмо с инструкциями по загрузке наших бесплатных печатных форм.
Если вы уже подписаны на нашу рассылку по электронной почте : проверьте свою электронную почту, чтобы получить последний выпуск информационного бюллетеня, где вы найдете ссылку для доступа к нашей бесплатной библиотеке печатных материалов — ссылка обычно находится внизу Эл. адрес.
Чтобы получить доступ к нашим печатным формам, нажмите здесь.
* Подписываясь, вы даете согласие на использование нами ваших личных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности, включая согласие на получение от нас электронной почты на основе интересов.
Измените свое обучение с помощью Fun Math
Серия Fun Math представляет собой учебную программу по математике, которую легко преподавать и которая очень эффективна.
Детям нравятся эти уроки, потому что они увлекательные и веселые.
У вас будет наглядный набор готовых математических уроков и заданий, которые легко проводить с помощью наших пошаговых руководств и которые дети действительно понимают.
Станьте лучшим учителем математики и повысьте уверенность и навыки своих детей с набором Fun Math .
Узнайте больше и трансформируйте свое обучение здесь.
Занятия по восприятию чисел с визуальными карточками с точками {Класс PreK-1}
Снова и снова исследования показывают, что ученики, у которых проблемы с математикой в средней или старшей школе, были теми же детьми, у которых не было чувства числа в младших классах. Поэтому очень важно, чтобы мы помогали развивать и укреплять чувство числа у детей в детском саду и первом классе, чтобы помочь им подготовиться к будущим успехам в математике. Есть несколько различных стратегий, на которых вы можете сосредоточиться, чтобы помочь детям понимать числа и мыслить гибко, но один из самых первых навыков, на котором следует сосредоточиться, — это субитизация. Эта подборка заданий на восприятие чисел с использованием визуальных карточек с точками поможет вам в этом!
* Обратите внимание : Этот пост содержит партнерские ссылки, которые помогают поддерживать работу этого сайта. Ознакомьтесь с полной информацией здесь.*
Что такое Number Sense?Смысл чисел можно определить по-разному, но самое простое определение, которое мне нравится использовать, — это «гибкое мышление и использование чисел».
Когда у детей есть чувство числа, они могут использовать и применять различных стратегий для решения задач. Они могут сделать разумные оценки . Они могут легко и эффективно решать математические задачи в уме. А субитировать могут .
Так как же нам научить чувствовать числа?Что ж, как говорит Кристина Тондеволд, «чувству чисел нельзя научить, его нужно поймать ».
Но есть вещи, которые мы можем сделать, чтобы помочь детям научиться понимать числа и быть гибкими и уверенными в решении проблем! Для начала сегодня я сосредоточусь на субитизации с помощью визуальных точечных карт 9.0090 .
Другие идеи можно найти в статье Кита Девлина.
Деятельность по распознаванию чисел: СубитацияИтак, что же означает субитизация? Проще говоря, это означает, что вы можете распознавать количества, не считая .
Например, способность распознавать расположение точек на костях, костяшках домино или десяти фреймах. Если вы играете в игру со своими детьми, вам, вероятно, не нужно считать точки на кубиках при броске. Вы просто узнаете Знакомые аранжировки.
Когда дети могут распознавать подобные расположения, это помогает выработать их приблизительную систему счисления.
Это помогает им затем применять такие стратегии, как подсчет на и составление и разложение чисел (например, они могут увидеть расположение 2 и 3, чтобы получить 5 и т. д.)
Игры на определение числа с точкой Карточки:Этот набор карточек с точками включает 32 карточки с точками, а также страницу с пустыми карточками, чтобы вы могли создавать свои собственные аранжировки.
Вы даже можете воссоздать некоторые из прилагаемых карточек с точками двух разных цветов, чтобы помочь детям понять, как думать о числах и разлагать их.
Вы также можете использовать эти карты с точками для телефонных разговоров. Для получения более подробной информации о переговорах с числами см. эту книгу Шерри Пэрриш.
Карточки с точками Visual Набор:Для начала распечатайте и вырежьте все карточки с точками. Я распечатала их на цветном картоне, но вам это не обязательно. Однако я бы посоветовал заламинировать их, чтобы они прослужили многим детям и многим играм.
Если дети только начинают учиться субитировать, начните с небольших чисел и постепенно повышайте их уверенность и беглость речи.
Вот несколько простых действий, в которые можно играть с карточками.
Сможете ли вы это сделать?Для этой игры вам понадобится большая пустая карта с точками, включенная в загрузку. Вам также понадобятся несколько круглых фишек, таких как эти или эти.
Затем перемешайте карточки с точками (в зависимости от того, на каком расположении вы хотите, чтобы дети сосредоточили внимание) и положите их стопкой лицевой стороной вниз.
Затем дети берут карточку из стопки и воссоздают ее на своей большой карточке с точками своими жетонами.
Это поможет им считать и распознавать различные сочетания величин.
Опять же, когда они только начинают, включайте только небольшие числа, такие как 1-3.
Dot Card Flash:В эту игру можно играть с партнером или с учителем. Опять же, вам понадобится «Сможете ли вы сделать это?» игровой коврик и фишки.
В этой игре та же идея, но дети должны воссоздать карту с точками по памяти.
Для начала один партнер берет карту и показывает ее другому партнеру на 3 секунды.
Затем они убирают карту, и игрок 2 должен воссоздать карту с точками на своем игровом коврике.
Игры на совпадение точек:Существует множество вариантов игр на совпадение, в которые дети могут играть индивидуально или с партнером.
Во-первых, дети могут попытаться сопоставить равные количества с разными изображениями. Таким образом, две карты с точками, на которых изображено 7 точек, будут совпадать.
Вы также можете использовать пустые карточки для написания цифр, и дети могут сопоставить карточку с точкой с правильной цифрой. Например, точечная карта с 5 точками будет соответствовать карте с цифрой «5».
Для детей старшего возраста, которые готовы, вы можете сыграть в матч «Сделай 10». В этой игре дети должны найти совпадения точек, которые в сумме равны 10. Другими словами, карточка с тремя точками и карточка с 7 точками будут совпадать, потому что в сумме они составляют 10.
Это поможет детям узнать и распознать способы сделать десять, что является еще одним важным компонентом развития чувства числа.
Какой из них не принадлежит?Вы, как учитель, можете играть в эту игру с детьми, или партнеры могут по очереди бросать вызов друг другу.
Для его расстановки один игрок выкладывает на стол 3-4 карты.
Две или три карточки должны представлять одно и то же количество , а другая другое количество . Затем спросите: «Какой из них не принадлежит?»
Вы также можете увеличить его до 4 карт, причем одна «не похожа на другие».
Итак, на картинке выше карта с 3 точками не подходит.
Найдите сумму:Еще одна простая игра, которую вы также можете использовать для разговора о числах, — это «найди сумму».
Для этого вы просто поднимаете 2 карточки и просите детей найти общее количество точек. В разговоре о числах вы затем попросите детей объяснить, как они нашли сумму.
Если вы хотите, чтобы дети практиковались самостоятельно, они могут просто перетасовать карточки и положить их стопкой лицевой стороной вниз. Затем возьмите две карты и найдите сумму.
Чтобы увеличить сложность, выберите 3 карты и найдите сумму.
Найди разницу:Это то же самое, что и найти сумму, но вместо этого дети должны вычитать, чтобы найти разницу.
Вы также можете начать с вопроса: «На какой карте больше точек?»
А затем спросите: «Насколько больше на этой карте, чем на другой?»
Найдите еще больше идей для игр в загружаемом файле и следите за новостями о новом захватывающем математическом приложении, которое включает в себя все эти игры и многое другое!
Купите набор карточной игры Dot здесь!
Какие у вас есть идеи для занятий по чувству чисел с карточками с точками? Поделитесь в комментариях!
Хотите играть в игры на своем планшете? Возьмите приложение с точечными картами!