Звуки и буквы
Совершенствование фонетико-графических умений на уроках русского языка
Рассмотрите учебник 2 класса «Русский язык». Какой раздел в учебнике по русскому языку для 2 класса занимает центральное место? Почему?
Изучение фонетики и графики — центральные разделы в программе 2 класса, так как на этом этапе обучения дети овладевают процессом чтения и письма.
Ученики должны овладеть следующими умениями:
— вычленять звуки в словах, определять их последовательность, распознавать звук и букву, правильно произносить звуки и правильно называть буквы;
— различать гласные и согласные звуки, парные звонкие и глухие согласные;
— правильно произносить мягкие согласные звуки в слове и вне слова обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными буквами (Е, Ё, Ю, Я) и Ь;
— делить слово на слоги, находить в слове ударный слог.
Какими признаками различаются гласные и согласные звуки?
Рассмотрите материал по теме.
Изучение темы начинается с сопоставления звукового и буквенного состава слов. Далее ученики сравнивают произношение слов, различающиеся одним звуком, после этого выясняется, как это различие обозначено на письме, и слова сравниваются по смыслу. Делается вывод о звуках и буквах (стр. 16). Предлагаются следующие виды упражнений:
— Вспомните, какими признаками различаются гласные и согласные звуки? Рассмотрите материал учебника. Как организуется изучение этого материала?
Вывод. Вначале проводится наблюдение над произношением гласных и согласных звуков, после этого делается вывод об их артикуляционных различиях гласных и согласных звуков («Русский язык». II кл., ч. I, с. 18).
Предлагают следующие типы упражнений:
на выявление слогообразующей роли гласных: выбор слов, состоящих из одного гласного звука, сопоставление количества слогов и гласных звуков;
на сопоставление звука и буквы: наблюдение над тем, как обозначены гласные звуки на письме;
— на различение гласных и согласных (наблюдение над словами, начинающихся с гласных и согласных звуков).
В теме «Гласные звуки и их обозначение буквами» обобщаются знания учащихся о функции йотированных букв,
Специальные уроки выделяются на систематизацию знаний учеников о согласных звуках. Повесив рядом с таблицей согласных звуков ленту букв, можно поразмышлять со школьниками над вопросами: почему буквы Л, М, Н, Р, И выделены на ленте букв в отдельную группу? Сколько всего звонких согласных звуков не имеет глухих пар? (9) Какой звук среди непарных звонких не имеет не только глухой, но и твердой пары? Почему на ленте букв X, Ц, Ч, Щ выделены в отдельную группу?
Вот некоторые задания, которые помогают лучше понять соотношение
алфавита и состава фонем: 1. Каких звуков больше в русском языке — звонких или глухих? Сколько всего пар по глухости-звонкости? 2. Сколько звуков, парных по твёрдости-мягкости? 3. Назовите звонкие звуки, не имеющие глухих пар, и глухие звуки, не имеющие звонких пар. 4. Назовите мягкие звуки, не имеющие твёрдых пар, и твёрдые звуки, не имеющие мягких пар.
Для формирования умения правильно обозначать мягкость- твердость согласных гласными буквами необходимо соблюдение следующих условий:
Первое условие. Различение мягких и твердых согласных в слове и правильное их произношение вне слова (Например, в слове «Нина» в первом слоге звук [н’] мягкий, во втором слоге звук [н] твердый. Звуки [н’] и [н] — разные звуки, они образуют пару по твердости и мягкости.)
Развитию этого умения способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (твердые или мягкие согласные звуки).
Второе условие — знание о том, что мягкость и твердость предшествующего согласного в прямом слоге обозначается на письме последующей гласной буквой. (Чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — твердый или мягкий, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной буквой, т.е. сразу видеть слог. При записи слова нужно учитывать, что твёрдость и мягкость согласного звука в слоге обозначается гласной буквой. )
— Рассмотрите материал учебника «Мягкие и твёрдые согласные звуки» и «Ь как показатель мягкости согласных». Как организуется наблюдение? Какие делаются выводы? Какие упражнения предлагаются для закрепления?
Вывод. Вначале необходимо проводить сопоставление твёрдых и мягких согласных на слух и в произношении. Основной способ, с помощью которого дети могут научиться обозначать мягкость согласных, — наблюдение за произношением мягкого согласного ( в сопоставлении с твёрдыми) и обозначение на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И.
В процессе изучения темы используются следующие виды упражнений:
— предупредительный диктант, выборочный диктант, списывание с подчёркиванием гласных букв.
В процессе работы над этим материалом необходимо проведения сравнения слов с мягкими и твёрдыми согласными по произношению, значению и написанию.
— — Решите методически задачи 2.1.23. и 2.1.24.
Вывод. Необходимо обратить внимание учеников, что мягкость согласных после Л и перед твёрдыми согласными обозначается всегда (письмо, борьба).
Если мягкий согласный стоит перед последующим мягким, то мягкость согласного может и не обозначаться (зонтик, гость, если), поэтому необходимо тренировать детей в определении на слух мягкости согласного, и если мягкий согласный стоит перед последующим мягким, ученики должен спросить учителя или обратиться к словарю. При изучении этой темы используются следующие виды упражнений:— восприятие слова на слух — выделение мягкого согласного звука — формулирование правила обозначения мягкости согласного на письме — запись слова;
— упражнение на сопоставление твёрдых и мягких согласных на конце слова: олень — баран,лес — лось.
Задания на различение твёрдости-мягкости согласных предлагаются и в составе связного текста. Включаются разнообразные задания развивающего характера (на освоение правил речевого этикета — №159, наблюдения этимологического характера — №160).
Предлагаются и другие типы упражнений. Познакомьтесь с ними по учебнику М. С. Соловейчик, с 114.
Запишите слова дата — дядя, лапа — люди, лом ~ лён. Какой один и тот же звук в каждой паре слов обозначен разными буквами? Когда гласный звук [а] обозначается буквой а, а когда — я? и т.п.
Какие разные звуки в словах луга — люстра, пар — пятка, мука — мел и т.д. обозначаются на письме одной и той же буквой?
Что обозначает буква ь на конце слов роль, лень сеть?
Чего больше в русском языке: гласных звуков или букв для обозначения этих звуков? Обоснуйте свой ответ.
Прочитайте, а потом запишите слова, данные в звуковой записи [т’ул’пан], [сол’], [т’от’а], [п’ос], [буквар’], [пал’ма].
Распределите слова на три группы: а)слова, в которых есть мягкий согласный перед гласным; б) слова с мягким согласным на конце; в) слова с мягким согласным перед твердым согласным.
Чем отличается обозначение звуков [и] и [ы]? (Примечание: если среди детей окажется особо наблюдательный, который скажет, что звук [ы] может быть обозначен буквой и (э/сил, шил и т. п.), учитель должен будет обратить внимание учащихся на то, что речь идёт о парных по твердости-мягкости согласных; обозначение гласных после непарных ж, ш, ч и т.п. подчиняется особым правилам.
Со сед-дошкольник написал имя девочки так: Лъуба. Как вы считаете, слышит ли этот мальчик звуки или нет? А чего он еще не знает?
Сравните ответы второклассников. Выберите из них правильный и более полный. 1-й ученик. Мягкий знак пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук:
Акустика и ваш глухой ребенок
Что такое фонетика?
Фонетика – это способ обучения чтению и письму.
Проще говоря, фонетика — это отношение между буквой, которую вы видите на странице, и звуком (не названием буквы), который она издает, когда вы ее произносите. Например, зная, что буква «а» будет иметь звук /а/, как в слове «яблоко» или «муравей».
Все 26 букв английского алфавита имеют свое звучание. Однако в английском языке звуков больше, чем букв в алфавите, поэтому вашему ребенку тоже придется выучить:
- 44 звуки на английском языке, которые издают эти буквы, когда они написаны группами из двух или более букв (например, «ш», «оу», «ухо»)
и навыки:
- как произносить звуки в порядке их появления в слове и соединять эти звуки вместе («бежать» или «смешивать»), чтобы произнести слово. Например, звуки /d/, затем /o/, а затем /g/ бегут или смешиваются, образуя слово /собака/ .
- как разбивать слова на звуки, чтобы писать слова по буквам.
Почему важно изучать фонетику?
Фонетика очень важна для того, чтобы помочь детям понимать, получать удовольствие и учиться, читая в различных форматах (например, сборники рассказов, учебники, инструкции по эксплуатации, планшеты).
Это поможет вашему ребенку усвоить слова, которые он раньше не видел при чтении, и правильно подобрать буквы для звуков в словах при письме.
Затруднит ли глухота моего ребенка изучение фонетики?
Вашему ребенку потребуется поддержка, но потеря слуха не должна быть препятствием для обучения и развития навыков грамотности, а также для других детей.
На протяжении многих лет многие учителя (в том числе учителя глухих) считали фонетику с ее очевидным акцентом на прослушивании и слышании звуков в словах неподходящей для глухих детей. Однако более раннее выявление глухоты (особенно в рамках Программы проверки слуха новорожденных) и более совершенные слуховые технологии означают, что многие глухие дети могут получить пользу от обучения фонетике.
В нашем ресурсе «Обучение фонетике глухих детей: руководство для учителей» более подробно объясняется, как преподаватели могут использовать простые методы для адаптации методов обучения фонетике (например, корректировка некоторых действий, чтобы ваш ребенок мог получить доступ к обучению) .
Для получения дополнительной информации о том, как вы можете помочь своему ребенку в обучении фонетике, загрузите наш информационный бюллетень «Акустика и развитие навыков чтения и письма вашего ребенка».
Советы родителей глухих детей
Мы спросили некоторых родителей глухих детей, есть ли у них какие-либо советы по использованию фонетики для развития навыков чтения и письма у их детей, и они поделились этим.
«Думаю, главное читать вместе с ребенком, слушать и аккуратно исправлять речь, не заставляя ребенка чувствовать, что он «не прав». Я просил сына прочитать мне фразу, содержащую неправильно произнесенное слово, а затем читал ее ему. Мы также использовали карточки для изучения фонетики и попросили других братьев и сестер играть вместе».
«Подчеркивайте фонетические звуки в словах во время разговора, чтобы дети слышали их как можно чаще».
«Изготовление буклета, в котором каждая буква алфавита находится на странице с изображением, соответствующим букве, например, яблоко, мяч, кошка и т. д. и до трех дополнительных слов на странице».
У вас есть какие-нибудь советы? Посетите нашу страницу в Facebook.
Мифы о глухих (и правда)
Это только начало длинного списка, и со временем я намерен дополнить его. Если я что-то забыл, или у кого-то есть что добавить, пишите, обязательно добавлю. Я также хотел упомянуть, что ответы на большинство этих вопросов содержатся в книгах из моего списка для чтения на лето, большинство из которых были написаны глухими людьми.
«Все глухие люди умеют читать по губам, и пока я говорю отчетливо и смотрю на них, они всегда поймут каждое слово, которое я скажу». На самом деле, чтение по губам — удивительно неэффективный способ общения. Подсчитано, что люди, читающие по губам, могут понять только 30% происходящего разговора. Это как пропустить два из каждых трех произнесенных слов! В ситуациях, когда глухой человек знаком с говорящим или разговор легко предсказуем (например, на кассе), понимание достигает 60%, но это все еще почти каждое второе слово, отсутствующее в обмене.
«Всех глухих учили говорить в школе с помощью простого процесса, когда каждая буква имеет форму рта, которую они учат, и тогда они готовы к работе». Хотя некоторых глухих учили говорить в устных школах, используя утомительный процесс, требующий многих лет обучения один на один, многие глухие люди не говорят. Это нормально, они действительно умеют общаться со Слышащими людьми другими способами. Вы должны быть гибкими и позволить им донести свою точку зрения с помощью ручки и бумаги или любым другим способом, который им подходит.
«Глухота передается по наследству. Все глухие люди передают глухоту своим детям». Существует тип глухоты, который является генетическим, и у некоторых глухих действительно есть глухие дети, однако 90% всех глухих родились от слышащих родителей и также будут иметь слышащих детей. Не было доказанной научной основы для политики евгеники, которая преследует глухих взрослых с момента основания этой страны.
«Язык жестов вреден для глухих, потому что они будут слишком полагаться на него, и из-за этого они не смогут общаться со слышащими людьми». Исследование за исследованием показывают, что запрет на язык жестов для глухих ничего не дает, кроме того, что все языки остаются недоступными для глухих людей, и это может иметь многочисленные негативные последствия для их способности к обучению. Даже глухие взрослые, которые так и не научились говорить, все еще живут в мире, состоящем в основном из Слышащих, и развили невероятные навыки того, чтобы их понимали. С другой стороны, врачи постоянно говорят, насколько хорош язык жестов для слышащих детей, почему это не может быть верно и для глухих детей?
«Язык жестов универсален. Люди из-за моря и люди из Америки собираются вместе и могут мгновенно понять друг друга». На самом деле, в настоящее время в мире существует не менее 70 жестовых языков, о которых мы знаем, и все они невероятно различны. Американский язык жестов используется в Соединенных Штатах, некоторых частях Канады и некоторых странах Южной Америки и имеет слабые отношения с французским языком жестов (так же, как связаны французский и итальянский языки). Британский язык жестов совершенно другой, и люди, использующие BSL и ASL, так же непонятны друг другу, как говорящие по-немецки и по-итальянски.
«Но когда я вижу, что глухие люди из разных стран собираются вместе, кажется, они прекрасно общаются…» Глухие люди имеют большой опыт общения со слышащими людьми, которые их не понимают, независимо от того, из какой они страны. . Когда глухие собираются вместе с другими глухими, не говорящими на их языке, они уже имеют массу опыта, чтобы их понимали, и могут использовать этот опыт для более легкого общения друг с другом, чем слышащие люди в той же ситуации.
«Глухие люди не хотят быть глухими, они надеются на какое-то чудодейственное лекарство, которое заставит их слышать». — Глухим людям нравится быть глухими.