Буква и звук: Какие звуки обозначают буквы И и й? 1) обе буквы обозначают гласные звуки 2) обе…

Звук и буква И | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):

ЗВУК и БУКВА «И»

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «И» — поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

  1. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Как кричит ослик? (Иа-иа…)

2) Найди одинаковый звук в словах (звук «И» выделять голосом — произносить   длительно):

Пила, лист, иглы, ива, иволга, коньки.

3) Упражнение «Хлопни на звук «И»:

О, а, и, у, и, ы, а, и, у, ы, и, о, и, ы, а, ы, и, э, а, у, и, о, ы, о. и.

4) Назови слова на звук «И»:

Иней, иглы, ива, иволга, индюк, индеец, игрушка, изюм, имя, индейка, институт, инструмент, ирис, июнь, июль, интерес.

5) Назови имена на звук «И»:

Ира, Иван, Инна, Игорь, Ида, Илья.

6) Назови слова, в которых звук «И» в конце:

Санки, коньки, сороки, воробьи, сито, галки, сосульки, елки, подарки и т. д.

7) Где звук? (в начале, в середине или в конце слова):

Игры, писк, воробьи,     Инна, лист.

8) Чем отличаются согласные.

То – ти    (В первом слоге (слиянии) твердый звук «Т» (м, п, к, б), а во втором мягкий. Звук «И» всегда    смягчает впереди стоящий согласный звук.)

 Ма – ми

 Пу – пи

      Ко – ки

      Ба – би

 Чем отличаются слова? Подчеркни разные буквы.

  Тома – Тима                       кот — кит

  Том – Тим                           пока – пика

9) Деление слов на слоги (хлопки):

     Зина, кустик, зим, санки, кит, кубик, очки, Тима, кирпичи, коньки, кибитка, кино, банки, пир, тихо.

10) Где звук? Определи место звука «И» в словах:

     Лиза, грабли, аист, миска, кит, Иван, санки, Игорь, очки, Марин, снеговик, коньки, кубик.

11) Кто больше?

     1. Придумайте слова, в которых звук [и] был бы в начале (ива, Иван, Игорь), в середине (Марина, Лиза, Владимир), в конце (грабли, очки, санки).

     2. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и]  (зима, снеговик, санки, коньки и т.д.).

12) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

Как это скучно –                                                                    В узкий глазок вдета тонкая нитка

Сто лет без движенья                                                            И поплыла за корабликом прытко.

В воду глядеть                                                                       Шьет, зашивает и колется колко.

На свое отраженье.                                                                И называют кораблик… (иголка).

Свесила ветки с обрыва                                                        Не колючий, светло-синий,

Такая грустная… (ива).                                                         По кустам развешан… (иней).                                                                                                                                            

13) ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:

      Кудри в речку опустила                                                        Всех на свете обшивает,

     И о чем-то загрустила,                                                           Что сошьет – не надевает.

     А о чем она грустит,                                                                                                   (Иголка)

     Никому не говорит.                                                                И не снег, и не лед,

                                     (Ива)                                                        А серебром деревья уберет.

                                                                                                                                            (Иней)

ЗАУЧИВАНИЕ (СКОРОГОВОРКИ):

Иней лег на ветви ели,                                                          У Ивашки рубашка,

Иглы за ночь побелели.                                                        У рубашки кармашки.                                                                                                      

 

Скороговорки:                                                             Пословицы и поговорки:

     «Играл Егорка                                                                     «Искру туши до пожара,

     С Игорьком –                                                                       Беду отводи до удара».

     Скатился с горки                                                                 «Испокон века

     Кувырком».                                                                          Книга растит человека».

     «Испекла Иришка                                                                «Хочешь есть калачи —

     Кукла по коврижке.                                                             Не сиди на печи».

     Нравятся коврижки                                                             «Нет друга – ищи,

     Гришке и Маришке».                                                          А найдешь – береги».

Стихотворение про букву:                                         

                                                      Буква «И» надела поясок,

                                                      Но не прямо, а наискосок».

СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ.

Пошли однажды три друга – мишутка, лиска, и зайчик на экскурсию в город. Друзей звали так: у каждого в кличке был звук [и]. Кто догадался, как звали мишутку? Лиску? Зайчика? (Михайло, Хитрюга, Тишка.)

Идут-идут Михайло, Хитрюга и Тишка по лесным полянам и песни распевают. А вокруг цветов и ягод видимо-невидимо. Все названия цветов и ягод включают звук [и]. Что это были за цветы? (Колокольчики, Иван-да-марья, кипрей, васильки.) Как назывались ягоды? (Малина, брусника, ежевика, голубика, костяника, земляника.) Какую из ягод выбрал себе Мишутка? (Малину.) И вдруг они увидели много-много птиц, которые лакомились на дереве вкусными красными ягодами. Что это было за дерево? В названии его тоже есть звук [и]. (Рябина). А что за птички? (Синицы.)

Вот они подошли к реке и увидели еще одно красивое дерево с раскидистой кроной. Оно стояло очень грустное, его даже называют плакучим. Что это за дерево? (Ива.)

Друзья выбрались из леса и попали прямо на станцию.

Приехали в город и сразу же побежали в магазин. Отгадайте, что это был за магазин. Там было много вещей на [и], которые очень любят не только дети, но и маленькие звери. (Игрушки.) Они  купили себе три игрушки. Догадайтесь, какие это были игрушки, если в названии каждой был звук [и]. (Пирамидка, Буратино, машинка и т.д.)

А потом поспешили скорее домой, обратно в лес, чтобы затеять веселые игры. Вот ведь какие истории случаются в жизни маленьких зверят!      

 

Игры для закрепления темы «Звук и буква «И»

 

Игра «Найди пару». Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук «И». 

Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару. 

 

Игра «Распредели картинки по коробкам» Цель: упражнять в умении определять первый звук в слове и соотносить с буквой. Задание: Определи первый звук в слове и распредели карточки со словами в коробки с соответствующими звуками 
 

Игра «Найди звук [И] в слове». Цель: упражнять в умении находить позицию звука [И] в слове (в начале, в середине, в конце).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Обучение грамоте «Звук [а] и буква А»

На нашем первом интернет уроке обучения грамоте мы с вами отправимся в страну звуков и букв, где каждый, кто захочет, может научиться читать и писать.

В мире много разных звуков: шум дождя, стук по дереву дятла, шелест листвы, шум моря, сигнал автомобиля, лай собаки, речь человека.

Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми. Первый звук, с которым мы познакомимся — это звук [а]

Назовите, что изображено на рисунке. Найдите одинаковый звук в словах:

 

 

Верно, арбуз, аист, аквариум, апельсин. У всех этих слов первый звук [а].

Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук [а] широко открыв рот, сначала тихо, ааа…, затем громко, ааа….

Повторить 2 раза.

Какой это звук? Гласный или согласный? Докажите…

1.

  • Назовите слова, в которых звук [а] был бы в начале….
  • Назовите слова в которых звук [а] был бы в середине….
  • в которых звук [а] был бы в конце слова….
  • Назовите имена людей, названия городов, рек, стран, которые начинаются на звук [а]
  • Подберите слова с одним звуком [а] …..  с двумя звуками [а] …… с тремя звуками [а]

2. «Узнайте звук». Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [a].

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож, роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, береза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.

3. Игра «Любопытный».  На любой вопрос отвечайте только слова, которые начинаются со звука [а] 

  1. Как тебя зовут?….
  2. А фамилия твоя?….
  3. Откуда ты приехал?…
  4. Что ты видел по дороге?
  5. Что ты сегодня ел на завтрак?
  6. Как зовут твою маму?….
  7. Какой подарок привезешь ты маме?….

4. Игра «Четвёртый лишний»

Посмотри на картинки, назови «лишний» предмет, объясни почему ты так думаешь…

 

 

Ответ: Это зонт, так как все остальные слова начинаются со звука [а].

5. Доскажи словечко

Чтоб тебя я повёз,Мне не нужен овёс.Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…   (автомобиль)

***

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор…   (Айболит)

***

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все…   (алфавит)

6. Найдите на рисунке слова на звук [а]

 

А откуда же к нам пришел звук [а]? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А.

«А» шалашик, посмотри, и скамеечка внутри.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко…

 

Учимся красиво писать

Распечатайте и выполните задание…

1.

 

2.  Найди спрятанные буквы А

 

 

3. Определи букву в неправильном положении.

 

 

4. Определи букву в неправильном положении.

 

5. Распечатайте и раскрасьте…

А вы знаете почему буква А стоит первая в алфавите? Послушайте сказку…

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и страшно спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

— Долой самозванку А!-кричали гласные буквы.
-Да здравствует «Абракадабра»! ( то есть неразбериха ).
-Что же это делается, а?-шипели шипящие.
-Букву, с которой начинается «ангина»и «акула», ставить во главе азбуки!
Ничего себе ш-шуточки…
-Всё правильно,-молча думали согласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи-арбуз, абрикос, ананас-начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему всё же первая А, а не Я?
-А потому,- сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
-Это какое же такое слово?-не унималась Я.
-Агу, -сказала А.-И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так!-сказал твёрдый знак. (Г.Юдин).

 

6.

 

Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Игра «Буква потерялась» 

  • … кула
  • ..кв…риум
  • …стр…
  • …ист
  • б…р…б…н
  • ст…к…н
  • н…гр…д…
  • ст…рт

Игра «Буква рассыпалась»

  • АРСТА
  • АЗУБР
  • ААРМ
  • ААММ

Игра «Шторм».

Помогите поставить слова на своё место. 

Разыгралась буря. Волны обрушились на палубу корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались.

Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.

….выпал жаркий- жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони.
…. вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
…. уплетает!

Игра «Шарады»

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили —
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку

*Утварь — предметы интерьера, кухонная и столовая посуда. 

Я — сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь — превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.

Ответы на шарады: актёр-тёрка, Атлас — атлАс

Словарь
  • абажур — это колпак для лампы, светильника. 
  • абонеме
    нт — это право пользования чем-либо на определённый срок (например, абонемент на каток, в бассейн и т. д.),
  • абсурд — это бессмыслица, нелепость
  • авантюра — это приключение
  • автобиография — это описание человеком событий собственной жизни. 
  • авторитет -это качество человека, когда его очень уважают окружающие люди за его дела, познания, жизненный опыт, это заслуженное доверие.
  • аксессуар — это вещи, хорошо дополняющие внешний вид чего-либо. Например, у телефона брелок
  • акцент — это приём подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве той детали, на которую нужно обратить внимание зрителя. Например, в одежде акцент на украшения.
  • аномалия — это отклонение от нормы. Например, в этом году была аномальное лето, то есть не такое как всегда.
  • аншлаг — это ситуация, когда все билеты на спектакль, представление и т. п. распроданы, а места в зале заполнены до отказа.
  • аргумент -это довод, доказательство. Например, приведи мне аргументы, то есть доказательства. 
  • афиша — это  реклама, анонс о предстоящем событии, которое расклеивается на улицах.
Крылатые выражения или фразеологизмы
  • Авось — действовать полагаясь на случайность. Например, не буду учить стихотворение. Авось повезёт, не спросят.
  • Америку открывать — говорить о том, что уже давно всем известно. Например, «А ты знаешь, что кит самое большое млекопитающее на Земле.

Tags: видеоИнтернет-урокрусский языкумное видео

Как учить звуки букв

Дети не учат звуки букв, также известные как фонемы (наименьшая единица звуков речи), за один раз. Дети начинают учить звуки букв, когда впервые слышат, как кто-то говорит с ними. Итак, если мы действительно хотим получить технические знания о том, как учить буквенные звуки, первое, что нужно сделать, это поговорить со своими детьми. Вот почему, когда я когда-то был директором детского сада, меня бесило, когда детские воспитатели молчали большую часть дня. Да, спокойная, тихая обстановка важна для младенцев, но не менее важна и богатая речью обстановка. Это важно и для дошкольников! Однако, если вы здесь, потому что погуглили «Как научить дошкольников звукам букв?» вы не интересуетесь детьми. Итак, давайте пропустим несколько шагов… Если вы воспитатель дошкольного или детского сада, желающий начать открытое обучение, вот несколько отличных идей.

Должен ли я делать букву недели, чтобы учить буквы?

Абсолютно нет. Когда мы говорим о букве недели в исследовании, мы говорим о том, чтобы всю неделю сосредоточиться только на этой букве, а не на том, как эта буква работает с другими буквами. Это невыгодно для детей, которые только начинают процесс формального обучения грамоте. Тем не менее, когда стало популярным мусорное письмо недели, мы выплеснули пресловутого ребенка вместе с водой из ванны. Когда дети готовы приступить к изучению букв, которые звучат явно, это именно то, что нам нужно сделать, чтобы они были явными и систематическими. Нам не нужно подписываться на устаревшее письмо недели, но нам нужно тратить время на введение каждого письма в отдельности. В PreK я вижу свою роль на разогреве, и я не ожидаю, что мои ученики покинут мой класс с мастерством владения всеми 44 фонемами. Я ожидаю, что они уйдут, зная некоторые и, что более важно, зная, что буквы издают определенные звуки, поэтому, когда их снова знакомят с ними в детском саду, у них есть некоторые предварительные знания, к которым можно прикрепить это.

 

Упражнения со звуками букв для дошкольников и дошкольников


Mystery Box
Это прекрасный способ познакомить детей со звуками букв. Когда я представляю новый звук буквы, я начинаю с этого. Я положил несколько предметов, которые начинаются с этого звука буквы, в загадочную коробку . Я приглашаю одного или двух студентов по очереди вытащить предмет и сказать, что это такое. Допустим, я вытащил мяч, потому что мы изучаем звук «б». После того, как мы весь день, что это такое, я повторяю звук. /б/ мяч! Всем вместе /b/ мяч!» не забывайте произносить звуки быстро, b не произносит звук БУУУУУУ. Это набор звуков! Так что не вытягивайте их.

Сортировка звука
После загадочной коробки я обычно провожу сортировку звука. Это помогает закрепить то, что мы узнали, и после выполнения этого задания в группе я также выложу его по свободному выбору. Подробнее о том, как это сделать, смотрите здесь.

 

Обмен письмами, также известный как «Покажи и расскажи»
Мои ученики ЛЮБЯТ это занятие, и я хотел бы получить признание за это, но мое дошкольное учреждение занимается этим уже несколько десятилетий. На следующем уроке, после введения звука буквы, учащимся предлагается принести из дома предмет, который начинается с этого звука. Я пытаюсь подчеркнуть, что это ЗВУК, а не буква, но иногда мы получаем нож за k, что становится обучающим моментом.

Упражнения для изучения букв в малых группах

Эти кубики на сопоставление букв и звуков являются любимыми в моем классе и могут использоваться многими способами для обучения дошкольников звукам букв.

У меня была бы очередь студентов, ожидающих, чтобы сыграть в эту игру, и можете ли вы винить их? Весело бить вещи!

Эта игра для распечатки была отличной для конца года, когда все мои ученики были знакомы с этими звуками букв.

Это было еще одно занятие по звуку букв, которое я закончил с группой студентов, жаждущих поиграть. Я не начал использовать это, по крайней мере, в середине года, но эту идею легко адаптировать.

Бесплатный выбор фонетических занятий

Эти фонические карточки с вырезками станут простым самостоятельным занятием для вашего центра обучения грамоте, когда ваши ученики хорошо усвоят звуки букв.

Звуковая игра с замком и буквой ключа самокорректируется, поэтому она идеально подходит для свободного выбора.

 

Основы: фонологическая осведомленность

Поиск более простых способов обучения звукам букв. Проверьте эти простые действия. Если ваши ученики еще не готовы к этому, не настаивайте. Сосредоточьтесь на более простых действиях по фонологическому осознанию. Нужны идеи? Прочтите этот пост о фонологической осведомленности в дошкольных учреждениях.

Если ваши ученики еще не готовы к этому, не торопитесь. Сосредоточьтесь на более простых действиях по фонологическому осознанию. Нужны идеи? Прочтите этот пост о фонологической осведомленности в дошкольных учреждениях.

 

обучение буквенно-звуковому соответствию —

обучение буквенно-звуковому соответствию

Обучение буквенно-звуковому соответствию является важным компонентом в изучении алфавита, обучения фонетике и необходимо для успешного чтения. Итак, давайте поговорим о буквенно-звуковом соответствии и о том, как его эффективно научить!

Что такое буквенно-звуковое соответствие? Буквенно-звуковое соответствие — это знание звуков/фонем, связанных с отдельными буквами. Хотя в английском алфавите всего 26 букв, существует 44 фонемы или отдельные звуковые единицы. Фонемы также включают сочетания букв, такие как бленды и орграфы, но в этом посте я сосредоточусь только на буквах алфавита.

Когда учить буквенно-звуковому соответствию? Так же, как вы обучаете распознаванию букв, не менее важно учить понимать соответствие букв и звуков. Я обнаружил, что обучение буквенно-звуковому соответствию с идентификацией букв повышает фонематическую осведомленность, понимание фонетики, расшифровку слов и навыки чтения в целом.

   Как учить буквенно-звуковому соответствию? Обучение буквенно-звуковым соответствиям следует проводить по очереди. Как только буква-звук будет освоена, введите следующую. Чтобы лучше всего облегчить раннее чтение, попробуйте учить буквы и звуки букв теми, которые чаще всего встречаются в тексте. Я использую порядок ниже.

  • а, м, т, р, о, н, в, г, ю, с, ж, з, и, ж, б, л, д, р, ш, к, х, в, у, з , j, q

Вот некоторые моменты, которые следует учитывать при реализации этой последовательности.

  • Обучение часто употребляемым буквам первой помощи в раннем чтении. (например, а, м, т)
  • Учите буквы, которые выглядят одинаково и имеют схожие звуки (например, б и г), на отдельных уроках, чтобы избежать путаницы.
  • Краткие гласные следует учить перед долгими гласными.
  • Строчные буквы изучаются раньше прописных.
  • Изучайте уникальные звуки после того, как освоите другие.

  • Уникальные звуки, такие как твердая и мягкая до и соль, следует учить отдельно друг от друга. Эти звуки также называются подражателем C как / s / и подражателем C как / k / и подражателем G как / j /.

  • Буква X обычно находится в конце слова, и ее легче выучить как конечный звук, а не как начальный.

Ассоциация буква-объект по сравнению с идентификацией буквы с соответствием буква-звук

Предоставление различных объектов и изображений, начинающихся с основной буквы, увеличивает словарный запас и понимание фонем. Для более продвинутых учащихся используйте объекты со звуком основной буквы в конце или в середине и попросите их определить, находится ли звук в середине или в конце слова.

   Будьте осторожны, чтобы не учить ассоциацию буква-объект, как B для мяча. Вот пример более эффективного метода обучения буквам и звукам букв с использованием визуальных средств.

Укажите на букву фокуса. «Это буква Б», «Б говорит «б»  (дети могут сказать «бух», но мы не подчеркиваем букву «э» в конце).

«Вы тоже можете сказать «б»?»

Поднимите иллюстрацию, в данном случае мяч, и попросите ребенка рассказать вам, что это такое.

Вы произнесли звук «б»?

Давайте внимательно послушаем и повторим еще раз. «Б-б-б-мяч. Мяч!»

«Какой буквенный звук мы услышали?» «Звучит буква В!»

    Я создал коврики для соответствия букв и звуков, чтобы помочь учащимся уверенно определять звуки каждой буквы алфавита.

Нажмите на картинку, чтобы получить этот ресурс!

  На уровне 1 матов соответствия букв и звуков учащиеся продемонстрируют базовые знания о соответствии букв и звуков, произнося основной звук для каждой картинки.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *